Файл: Барац, В. А. Водоснабжение судов речного флота.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Система мытьевой воды обеспечивает водой душевые, бани и прачечные. Качество воды, подаваемой для мытьевых целей, как указывалась, незначительно отличается от требований ГОСТа. Не­ сколько ниже коли-титр и другие показатели.

Однако мытьевая вода, так же как питьевая, должна быть очищена и обеззаражена. То, что некоторые показатели мытьевой воды могут быть ниже питьевой, с технической точки зрения зна­ чения не имеет. Использовать забортную воду для мытьевых це­ лей нельзя, следовательно, се нужно принимать с берега (с суднаводолея) или приготавливать на судовых станциях. Но если вода принимается из внешнего источника, то совершенно очевидно, что это будет вода питьевого качества; если вода приготавливается па судне, то станция должна также готовить питьевую воду.

Таким образом, системы питьевой и мытьевой воды подают воду к потребителям практически одинакового качества.

В чем же смысл отдельной системы мытьевой воды и в каких случаях целесообразно ее предусматривать?

Разница в требованиях к системам питьевой и мытьевой воды заключается только в том, что мытьевую воду разрешается хра­ нить в емкостях, образуемых в составе корпуса, располагающихся ниже ватерлинии и соприкасающихся наружными стенками (бор­ тами, днищем) с забортной водой. Все остальные элементы систе­ мы не должны отличаться от системы питьевой воды. Из этого следует, что на речных судах, практически, всегда необходимо предусматривать объединенную систему питьевой и мытьевой во­ ды и выполнять ее в соответствии с требованиями, предъявляемы­ ми к системе питьевой воды. Некоторые трудности в размещении цистерн питьевой воды будут компенсироваться уменьшением числа насосов, гидрофоров, труб, арматуры.

Только па судах смешанного (река—море) плавания молено применять раздельные системы питьевой и мытьевой воды при условии оборудования их опреснительными установками. При этом система питьевой воды будет состоять из запасных емкостей, заполняемых забортной пресной водой перед выходом судна в мо­ ре в количестве, достаточном для снабжения питьевой водой на время нахождения его в соленых водах, станции ППВ, накопи-' тельной цистерны питьевой воды, насоса, гидрофора и системы трубопроводов к потребителям питьевой воды, а система мытьевой воды — из опреснителей, станции ППВ, накопительной цистерны мытьевой воды, насоса, гидрофора и системы трубопроводов к по­ требителям мытьевой воды.

Такая система, несомненно, значительно дороже объединенной системы питьевой и мытьевой воды по первоначальным затратам, однако это может повысить полезную грузоподъемность судна и снизить эксплуатационные затраты, связанные с покупкой питье­ вой воды в зарубежных портах. Решение о целесообразности уст­ ройства па судах смешанного плавания отдельных систем питье­ вой и мытьевой воды может быть принято только на основании

46


тщательных экономических расчетов. При выполнении их должны быть проанализированы следующие варианты систем.

1. Объединенная система, при которой в запасные емкости набирается забортная пресная вода на все время нахождения в соленых водах. Вода из запасных емкостей обрабатывается на станции ППВ и подается ко всем потребителям питьевой и мытьевой воды. Здесь возможны потери грузоподъемности судна из-за приема большего количества пресной забортной воды. Эти потерн у судов смешанного плавания, имеющих значительно меньшую грузоподъемность, чем крупные морские суда, могут оказаться

значительными.

2. Та же объединенная система, но запасные емкости рассчи­ таны только на храпение запаса воды, необходимого для перехода морем до пункта назначения (пять-шесть суток). При этом возникает потребность покупки пресной воды в морских зарубеж­

ных портах.

3. Раздельные системы питьевой и мытьевой воды, причем питьевая вода, приготовляемая из природной пресной воды, по­ дается только на камбуз и в питьевые фонтанчики из расчета 35—40 л/чел • сут. В этом случае объем запасных емкостей снизит­ ся до 20—25% объема, предусматриваемого в первом варианте, но возрастет стоимость системы водоснабжения за счет опресни­ тельной установки, второй станции ППВ и другого дополнитель­ ного оборудования.

Из сказанного следует, что, за редким исключением, на судах речного флота необходимо предусматривать объединенную систе­ му водоснабжения, подающую ко всем потребителям воду питье­ вого качества.

Со временем, очевидно, термин «мытьевая вода» при рассмот­ рении вопросов водоснабжения речных судов исчезнет так же, как в береговом водоснабжении.

Целесообразность создания объединенной системы водоснаб­ жения вытекает также из требований, предъявляемых к системе централизованного горячего водоснабжения, которой оборудуются суда I группы и пассажирские суда II группы.

Горячая вода подается практически ко всем потребителям питьевой и мытьевой воды и должна приготавливаться из воды питьевого качества. Разумеется, что иметь на судне две системы горячего водоснабжения нецелесообразно.

Необходимо отметить, что расход горячей воды по опытным данным составляет порядка 25—30% общего суточного расхода питьевой и мытьевой воды. Производительность нагревателей на­ до рассчитывать на пиковые расходы, температура воды на выхо­ де из нагревателей должна быть 70—75° С.

На судах III—IV групп горячую воду можно приготавливать в местных нагревателях, устанавливаемых непосредственно у во­ доразборных точек. Расчетная температура для местных нагрева­ телей 40° С.

47


Система забортной воды подает воду в санузлы для смыва унитазов и писсуаров, а также мытья палуб, надстроек и других хозяйственных целей. В эту систему входят насос, принимающий воду из-за борта, гидрофор и трубопроводы из обычных стальных меоцинкованных труб, по которым она подается к потребителям.

Для хозяйственных целей (мытья швабр, палуб, надстроек и т. п.) этой системой необходимо оборудовать все суда. Ее водо­ разборные точки должны выводиться на все палубы и заканчи­ ваться кранами со съемными рукоятками, которые вахтенные надевают только во время уборочных и других палубных работ.

Необходимость подачи забортной воды для хозяйственных целей подтверждается опытом эксплуатации судов со станциями ППВ, на которых специальная система забортной воды отсут­ ствует. На таких судах, несмотря на значительный запас про­ изводительности станций ППВ, ощущается недостаток обрабо­ танной воды для питьевых и мытьевых целей. Разумеется, что мытье палуб озонированной или хлорированной водой нерацио­ нально, а использовать для указанных целей пожарный насос, имеющий, как правило, большую производительность, нецеле­ сообразно.

На судах, принимающих питьевую и мытьевую воду из внеш­ него источника в запасные цистерны, в санузлы для смыва уни­ тазов и писсуаров также должна подаваться забортная вода. Что

о) Запасная

Насос

 

Накопительная,

Насос

 

 

Трубопровод

 

емкость

Станция

 

холодной боды

 

гиортк

цистерна

питьебой -

Гидросрор

 

забортной

ПП8

 

 

 

боды

питьебой боды

боды

 

 

 

 

боды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и е м

 

 

Нагребатель\

 

 

 

П р и е м

 

питьебей боды

 

 

 

 

 

 

 

из днешних

 

Трубопровод

 

 

забортной

йоды

истпчникоб

 

горячей Воды

6)

Запасная

 

 

Накопит ельмая

насос

Расходная

 

Трубопровод

 

емкость

 

Станция

холодной боды

 

 

цистерна

 

питьебой

(напорная)

 

забортной'

 

ППВ

 

 

 

 

 

питьебой боды

боды

цистерна

 

 

 

боды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и е м

 

 

\нагребатель

 

 

 

Прием

 

питьебой боды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

из Внешних

 

Трубопровод

 

 

забортной Воды

источников

 

 

горячей

Воды

 

Запасная

 

 

Расходная Ц 7 а у 7 в а т 7 л ь ^ ^ ° ± *

 

М »

 

емкость

 

 

 

 

 

 

- (напорная)

 

 

 

 

 

 

Забортной

 

 

Трубопровод холодной боды

 

 

 

 

 

цистерна

 

 

 

боды

 

 

 

 

 

 

 

 

Прием

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прием питьебой боды

из внешних

источников

 

 

забортной боды

Рис. 5. Рекомендуемые схемы систем водоснабжения речных судов

48


касается судов, оборудованных станциями ППВ, при наличии не­ которого запаса их производительности, в санузлы может пода­ ваться обработанная вода. Это целесообразно делать в целях эко­ номии труб на крупных и средних пассажирских и туристских судах с большим количеством санузлов. На грузовых и буксирных судах, оборудуемых одним-двумя общими санузлами, вопрос о це­ лесообразности подведения к ним забортной воды решается в каждом конкретном случае в зависимости от расстояний санузлов до места расположения трубопроводов системы забортной воды, подводящих воду для хозяйственных целей.

На основании сказанного, на судах внутреннего плавания си­ стема водоснабжения должна состоять из системы питьевой воды, подающей воду для питьевых и мытьевых целей, и системы забортной воды, обеспечивающей санитарные и хозяйственные нужды.

Рекомендуемые схемы систем водоснабжения показаны на рис. 5. Схема на рис. 5, а с накопительной цистерной и гидрофо­ ром наиболее предпочтительна для пассажирских и крупных гру­ зовых судов, схема на рис. 5, б с накопительной и напорной ци­ стернами — для грузовых и буксирных судов, схема на рис. 5, в — для маломерных судов I группы. В данном случае напорная ци­ стерна используется также в качестве накопительной.

Для судов, не оборудованных станциями ППВ и принимающих воду из внешних источников, схемы рис. 5 будут справедливы без

левой

части, т. е. начиная с накопительной (см. рис. 5,

а, б) или

расходной (см. рис. 5, в) цистерны.

 

§ 12.

НЕОБХОДИМОСТЬ СОКРАЩЕНИЯ РАСХОДОВ ВОДЫ

НА СУДАХ

 

В СВЯЗИ С ТРУДНОСТЬЮ УДАЛЕНИЯ СТОЧНЫХ вод

Вся питьевая, мытьевая и санитарная вода превращается

всточную, которая тем или иным способом должна быть удалена

ссудна. В настоящее время сточные воды в основном сбрасыва­

ются за борт без предварительной очистки и обеззараживания в местах, отводимых для этого органами саннадзора.

Постановление правительства, принятое в марте 1972 г., пре­ дусматривает полное прекращение сброса неочищенных сточных вод в Волгу к 1980 г. В последующий период, очевидно, будет запрещен сброс стоков и в других речных бассейнах.

С целью выполнения постановления правительства построены и продолжают строиться специальные причалы для приема сточ­ ных вод с судов и суда-сборщики (проект № 354), предназначен­ ные для передачи стоков с судов на причалы.

Однако эти дорогостоящие мероприятия, к сожалению, не мо­ гут решить в целом проблему удаления с судов сточных вод при фактически наблюдаемых водорасходах.

Одним из путей решения вопроса может быть обезвреживание сточных вод непосредственно на судне, после чего они могут быть выпущены за борт без ущерба для водоема. Но для этого необ-

4—312

49