Файл: Барац, В. А. Водоснабжение судов речного флота.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ходимо создание специальных судовых станций для очистки и обеззараживания стоков — простых, компактных и не требующих постоянного обслуживания. Это чрезвычайно сложная задача. Над созданием станций обезвреживания сточных вод (станции ОСВ) работает ряд научно-исследовательских и проектно-конст- рукторских организаций, но пока таких станций нет.

Таким образом, в настоящее время, несмотря на наличие тех­ нической возможности снабжения экипажей и пассажиров питье­ вой водой в количествах, соответствующих фактической потреб­ ности, необходимо идти на сокращение расходов воды только с целью уменьшения количества сточных вод.

Разумеется, что ограничение водопотреблепия несколько сни­ жает комфортабельность судов и когда будет найдено оптималь­ ное техническое и экономическое решение по удалению сточных вод, от ограничения надо, очевидно, отказаться. Тем более, что осуществление технических мероприятий по сокращению расходов воды также требует затраты средств.

Следует ли из сказанного, что при создании новых судов рас­ четные величины водопотреблепия, приведенные в табл. 9, нужно уменьшать? Очевидно, пет. Предлагаемые расчетные величины водопотреблепия разработаны на основании фактически наблю­ даемых расходов и сравнение их с нормами водопотреблепия, применяемыми при проектировании береговых объектов, показы­ вает, что рекомендуемые величины действительно обеспечивают комфортные условия на судах. Более того, на береговых объектах в связи с повышением комфортабельности жилищ и улучшением санитарно-гигиенических условий па промышленных объектах наблюдается тенденция к увеличению норм водопотреблепия. В этих условиях при проектировании новых судов, которые будут эксплуатироваться в течение 25—30 лет, уменьшение расчетных величин водопотреблепия нецелесообразно. На основании их вы­ бирают необходимую производительность станций ППВ, объем накопительных и запасных цистерн питьевой воды. Станции ППВ, накопительные и запасные цистерны необходимо выбирать из условия обеспечения водой в количествах, удовлетворяющих пол­ ную потребность с тем, чтобы в дальнейшем, когда будет найдено оптимальное техническое решение по удалению сточных вод, не нужно было бы переделывать систему водоснабжения.

В то же время, сейчас нужно разработать конкретные техни­ ческие и организационные мероприятия по сокращению расходов воды, а следовательно, уменьшению количества сточных вод.

Каковы основные направления работы по уменьшению недо­ расходов? До какой величины их следует сокращать?

Количество сточных вод, согласно п. 224 Санитарных правил, для речных и озерных судов при минимальной норме водопотребления должно составлять 70 л/чел • сут. С учетом этой величины спроектированы сборные цистерны для фекальных и хозяйствен­ но-бытовых стоков на эксплуатируемом флоте. Причем периодич-

50


пость сдачи сточных вод принята на пассажирских судах одни-двое суток, на грузовых и буксирных трое—пятеро суток.

Рассмотрим фактические расходы воды отдельными потреби­ телями на примере теплохода «Ильич», проект № 588. На основа­ нии данных табл. 7 в табл. 12 приведены средние и максималь­

ные расходы

воды на камбуз, умывальники, души и санузлы из

расчета на одного человека в сутки.

на

камбуз пассажиров

Как видно

из табл. 12, расходы воды

и команды составляют 21—30 л/чел • сут.

Эта

величина практиче­

ски соответствует минимальной норме питьевой воды и, следо­ вательно, нс может быть уменьшена.

Потребители

Т а б л и ц а 12

Суммарные

расходы

Удельные

расходы

на одного

человека,

за сутки, мя

л/чел-сут

 

 

средний

максимальный

при среднем расходе

при макси­ мальном рас­ ходе

Камбузы пассажиров и команды .

8,5

12,0

21,0

30,0

Умывальники каютные и общие .

24,0

31,7

60,0

79,0

Души, ванны, прачечные . . . .

58.3

65,5

145,0

163,0

Санузлы ....................................................

7,2

8,6

18,0

21,0

И т о г о .

98,0

117,8

244,0

292,0

Расход воды на санитарные нужды (на смыв унитазов) со­ ставляет 18—21 л/чел-сут, что в 2 раза превышает санитарную норму. Однако его также нельзя сокращать, так как па один смыв унитаза затрачивается фактически 8—10 л.

Следовательно количество сточных вод от камбуза и санузлов составляет порядка 50 л/чел • сут и эту величину уменьшать, оче­ видно, нельзя.

Фактические наблюдаемые расходы на души, бани, прачечные и умывальники составляют 200—240 л/чел-сут, т. е. эти потреби­ тели составляют основную долю в общем водорасходе и опреде­ ляют количество сточных вод. Очевидно, что снижение количества сточных вод может быть обеспечено за счет сокращения рас­

ходов именно

этими потребителями, а также за

счет повы­

шения уровня

технической эксплуатации систем

водоснабже­

ния.

Какими техническими мероприятиями можно сократить расхо­ ды воды? Прежде всего это тщательный и своевременный ремонт всех элементов системы водоснабжения. Как следует из графиков расходов воды на пассажирских судах (см. рис. 1—3), с 0 до 6 ч, когда водоразборные точки, за редким исключением, не работают, водомеры показывают расход 8—9 м3.

4*

51


Если допустить, что из 8—9 м3 на ночную уборку коридоров, ресторана, камбуза, на мытье команды в душе будет израсходовано 4—5 м3, то 3—4 м3 или 0,5—0,6 м3/ч составляют утечки. За сутки указанная величина составит 12—15 м3, т. е. более 10% суммарного количества сточных вод. При нормальной техниче­ ской эксплуатации системы водоснабжения эти утечки должны

быть ликвидированы.

Расход воды может быть сокращен путем применения ограни­ чителей открывания кранов умывальников и душей или установки перед ними шайб с проходным сечением, меньшим чем сечение

подводящих труб.

Это мероприятие, по предварительным данным, позволит уменьшить расход воды потребителями на 15—20%.

Уменьшить расход воды можно, применив запорные клапаны специальной конструкции. Санитарные правила (п. 81) запрещают устройство умывальников с ручными нажимными сосками, даю­ щими брызги, но разрешают применять краны, открывающиеся локтем. В душевых могут быть установлены души с гибкими шлангами, которые во время намыливания укладывают на рычаг, прекращающий подачу воды. При стационарных душах также возможно включение воды специальным рычагом, расположенным вблизи от душевой сетки. Во время намыливания человек выходит из-под душа и опускает рычаг, прекращая подачу воды.

Ориентировочные расчеты показывают, что за счет улучшения технической эксплуатации системы водоснабжения и применения указанных выше технических мероприятий расходы воды, а сле­ довательно, количество сточных вод может быть уменьшено на 30—35% по сравнению с наблюдаемыми в настоящее время. Ра­ зумеется, что величины снижения расходов воды, полученные в ориентировочных расчетах, необходимо проверить эксперимен­ тально на нескольких судах различных типов.

Требуемые объемы сборных цистерн для сточных вод при рас­ ходах воды, меньших на 30 и 35% расчетных величин водопотребления, с учетом принятой периодической сдачи стоков (для пас­ сажирских судов один раз в сутки, для грузовых и буксирных один раз в пять суток) приведены в табл. 13.

Как видно из табл. 13, при сокращении расчетных величин водопотребления, которые в основном соответствуют фактически наблюдаемым, даже на 35%, необходимые объемы сборных ци­ стерн оказываются все-таки большими, чем имеющиеся на экс­ плуатируемом флоте. Это говорит о том, что для решения пробле­ мы удаления с судов сточных вод в береговые канализационные сооружения следует, наряду с сокращением расходов воды на су­ дах, увеличить объемы сборных цистерн для фекальных и хозяй­ ственно-бытовых стоков.

Максимальный возможный объем сборных цистерн, который может быть обеспечен на каждой из серий судов, и принятая пе­ риодичность сдачи сточных вод определяют допустимую величину

52


Тип судна

 

 

 

 

 

Таблица

13

К

 

 

 

Объем сбор­

Объем сбор­

со

Расчетные величины

ных цистерн

ных цистерн

о

при сдаче сточ­

при сдаче сточ­

а,

водопотребления,

ных вод один

S

 

л/чел« сут

 

ных вод

один

£

 

 

раз в сутки, м®

раз в пять су­

са

 

 

 

ток,

мя

и

 

 

 

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

Количество па экипажа, чел.

по табл. 9 (средняя ве­ личина)

при сокраще­ нии на 30%

при сокраще­ нии на 35%

при сокраще­ нии на 30%

при сокраще­ нии на 35%

при сокращ е­ нии на 30%

при сокращенин на 35%

 

 

 

 

 

 

 

|

Туристское

и

пасса­

 

 

 

 

 

 

 

 

жирское с индивидуаль­

 

 

 

 

 

 

 

 

ными

умывальниками

и

400

325*

225*

210*

90

85

 

 

душ ам и ............................

 

 

Пассажирское

или

ту­

 

 

 

 

 

 

 

 

ристское с индивидуаль­

 

 

 

 

 

 

 

 

ными

умывальниками

и

 

 

 

 

 

 

 

 

общими душами (проек­

400

275

195

180

80

73

 

 

ты № 588, 26-37) .

.

 

 

 

Пассажирское

II

груп­

 

 

 

 

 

 

 

 

пы

с

индивидуальными

 

 

 

 

 

 

 

 

умывальниками

 

и

общи­

 

 

 

 

 

 

 

 

ми

 

душами

 

(проекты

250

225

160

145

40

35

 

 

№ 305, 785, 860) .

.

.

 

 

Грузовое или

буксир­

 

 

 

 

 

 

 

 

ное

I

группы

 

(проекты

20

225

160

145

 

 

16

14,5

507, 791, 749

и

т. п.)

 

 

Маломерные

 

грузовые

 

 

 

 

 

 

 

 

или буксирные I груп­

 

 

 

 

 

 

 

 

пы

 

(проекты

-№

Р-14,

7

175

125

115

4,5

4,0

Р-33

и т. п.)

 

 

 

 

* На судах, заказанных в Австрии, ГДР, ЧССР.

водопотребления. Для каждой серии судов эта величина может быть рассчитана по выражению

 

?д =

Усб.цЮОО л/чел-сут,

 

 

пП

где

<7д — допустимая

величина водопотребления (включающая

расход на санитарные нужды), л/чел-сут; Усб. ц— объем цистерн для сбора фекальных и хозяйственно­

бытовых стоков, м3; п — количество экипажа и пассажиров, чел;

П — периодичность сдачи стоков, сутки.

Если потребуется увеличить допустимую величину водопотреб­ ления для отдельных серий грузовых и буксирных судов, то надо идти по пути сокращения периодичности сдачи сточных вод. Но это связано с конкретными условиями эксплуатации и может при­ вести к дополнительным простоям.

После установления допустимой величины водопотребления на судне нужно разработать организационные мероприятия для кон­


троля за расходованием воды. Они должны заключаться в том, что мех'аник каждого судна на основании опыта составляет часо­ вой график наполнения сборных цистерн с учетом принятой пе­ риодичности сдачи сточных вод. По приборам, установленным на сборных цистернах, периодически следует контролировать их за­ полнение. Если количество сточных вод превысит величины, ука­ занные на часовом графике, необходимо уменьшить расходы во­ ды. Для этого, в первую очередь, следует ограничить время поль­ зования умывальниками и душами. Надо отметить, что данное мероприятие потребует в ряде случаев некоторых изменений в системе водоснабжения, которые позволят перекрывать воду на умывальники и души, не прекращая подачу ее к остальным водо­ разборным точкам.

Разработкой технических мероприятий по уменьшению количе­ ства сточных вод, анализом возможности увеличения объемов сборных цистерн занимаются Горьковское ЦКБ МРФ и лаборато­ рия систем ГИИВТа.

Одновременно, как указывалось, ведутся исследования по созданию судовых станций обезвреживания сточных вод (станций ОСВ).

Исследования, опытно-конструкторские работы и тщательный технико-экономический анализ позволят выбрать оптимальное ре­ шение по удалению с судов сточных вод и обеспечить водоснаб­ жение, при котором экипажам и пассажирам будут созданы мак­ симальные удобства.

Глава IV

СУДОВЫЕ СТАНЦИИ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ

§ 13. ПРИМЕНЕНИЕ СТАНЦИЙ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ НА СУДАХ РЕЧНОГО ФЛОТА

Решение о водоснабжении транспортного флота питьевой во­ дой, приготавливаемой из забортной непосредственно на судне с помощью станций ППВ, потребовало проведения анализа рабо­ ты станций различных типов и конструкций, применявшихся на судах, выполнения их сравнительных испытаний, а также четкой формулировки требований, которым они должны удовлетворять.

К 1966 г. на ряде проектов судов речного флота уже работало несколько типов станций ППВ, отличающихся одна от другой спо­ собом обеззараживания, конструкцией и производительностью. Всего насчитывалось двенадцать различных типов станций ППВ, часть из которых разработана и построена в СССР, а часть — за­ рубежными фирмами.

Краткие характеристики станций, установленных па речных судах к 1966 г., приведены в табл. 14. Как видно из табл. 14, имевшиеся в то время станции можно разделить на четыре груп­ пы по способу обеззараживания воды: хлором, ультрафиолетовы­ ми лучами, иодом и озоном. В дальнейшем, для простоты изложе­

ния, первую

группу станций назовем хлораторными, вторую —

станциями

с бактерицидными лампами,

третью — станциями

иодирования

и четвертую — озонаторными.

Наибольшее количе­

ство станций было с бактерицидными лампами,, причем у стан­ ций первых выпусков отсутствовал электролизер, предназначен­ ный для коагуляции. Хлораторные станции на крупных пассажир­ ских судах отличались конструкцией дозирующих устройств. Станции иодирования и озопаторные в 1966 г. были созданы толь­ ко в виде опытных образцов.

Наиболее совершенные из хлораторных станций (теплоход проекта № 588) с насосом-дозатором ГЦКБ и из станций с бакте­ рицидными лампами (теплоход проекта № 507Б) с электролизе­ ром и двухступенчатым фильтром, а также опытный образец станции иодирования (теплоход проекта № 866) и озонаторная станция (теплоход проекта № 758АМ) в 1966—1967 гг. были под­ вергнуты длительным санитарно-техническим испытаниям.

Проводились испытания ЛИВТом и НИИ гигиены водного транспорта с участием представителей проектных организаций, создавших станции.

55