ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
Таблица 14
|
|
' |
|
|
|
Характеристика станции ППВ |
|
|
|||
Номер проекта и тип |
|
.а |
|
|
|
|
|
|
Н |
||
S |
|
|
|
|
|
|
О |
||||
|
|
|
. |
|
|
|
|
Обеззараживаю |
С |
||
|
|
|
о н |
|
|
|
|
||||
|
|
судна |
еву |
Устройство для очистки воды |
щий агент |
|
|||||
|
|
со О |
° 5 |
||||||||
|
|
|
о л т |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
£ * |
||
|
|
|
C Ss |
|
|
|
|
|
|
< о. |
|
588, |
пассажир- |
10,0 |
Гравийный фильтр |
|
Хлор |
|
ГДР |
||||
ское |
пассажир- |
СО о |
То же |
|
|
То же |
|
ГДР |
|||
646, |
|
|
|
||||||||
ское |
пассажир- |
10,0 |
.Песчаный фильтр |
|
|
|
СССР |
||||
20, |
|
У> |
|
||||||||
ское |
|
|
4,5 |
Три |
параллельно |
работаю- |
Ультрафиоле- |
ЧССР |
|||
26-37, пассажир- |
|||||||||||
ское |
пассажир- |
3,0 |
щих песчаных |
фильтра |
товое излучение |
ВНР |
|||||
, 305, |
Электролизер |
для |
коагуля- |
То же, |
, |
||||||
ское |
|
|
|
|
ции и два песчаных, пооче |
|
|
|
|||
749, |
буксирное |
1,5 |
редно |
работающих фильтра |
» |
|
ВНР |
||||
Электролизер |
для |
коагуля |
|
||||||||
|
|
|
1,5 |
ции и песчаный фильтр |
|
|
ВНР |
||||
112, |
буксирное |
То же |
|
|
|
|
|||||
21-88, |
грузовое |
1,8 |
Песчаный фильтр |
|
|
|
ЧССР |
||||
576, |
грузовое |
1,5 |
То же |
для |
коагуля |
У> |
|
СССР |
|||
507А, |
грузовое |
0,5 |
Электролизер |
> |
|
СССР |
|||||
|
|
|
0,5 |
ции и песчаный фильтр |
» |
|
СССР |
||||
758А, |
буксирное |
То же |
для |
коагуля- |
|
||||||
507Б, |
грузовое |
0,15 |
Электролизер |
> |
|
СССР |
|||||
|
|
|
|
|
ции и двухступенчатый песча |
|
|
|
|||
866, |
грузовое |
0,1 |
ный фильтр |
с применением |
Иод |
|
СССР |
||||
Коагулятор |
|
||||||||||
|
|
|
|
|
химических средств и песча |
|
|
|
|||
758АМ, буксир- |
0,5 |
ный фильтр |
|
|
Озон |
|
СССР |
||||
Песчаный фильтр |
|
|
|||||||||
яое |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пр и ме ч а н и е . |
В 1970—1971 гг. на судах |
проектов № 26-37 |
и 305 |
уста |
новлены хлоратормые станции.
Во время испытаний отбирались и анализировались пробы во ды, приготавливаемой станциями, велись наблюдения за техниче ским состоянием каждого их узла, оценивалось время, затрачи ваемое на обслуживание станций, удобство обслуживания и т. д.
На основании данных испытаний был сделан ряд важных выводов, которые позволили выбрать наиболее перспективный тип
станции и наметить план дальнейших |
работ по созданию новых |
и совершенствованию существующих станций. |
|
Выводы и заключения, полученные |
в результате длительных |
санитарно-технических испытаний, рассмотрены и одобрены Тех ническим управлением МРФ. Остановимся на основных из них.
1. Хлораторные станции (теплоход проекта № 588) во вре испытаний приготавливали воду по бактериологическим показате лям, близкую к регламентированным ГОСТом. Физико-химиче ские и органолептические свойства ее были неудовлетворительны.
56
В принципе станцию можно усовершенствовать и добиться при готовления воды, удовлетворяющей требованиям ГОСТа, но недо статки, присущие вообще судовым хлораторным станциям, при
этом останутся.
В связи с невозможностью постоянно определять хлоропоглощаемость забортной воды, необходимо все время обеспечивать ее перехлорирование, затем дехлорирование в специальных устрой ствах. При дехлорировании всей воды, подаваемой к потребите лям на пассажирском судне, дехлораторы будут иметь большиеразмеры, потребуется снабжение судов значительными количе ствами активированного угля. При большом числе хлораторных станций, потребность пароходств в гипохлорите натрия возрастег до нескольких сотен тонн, что потребует создания специальных складских помещений, организации подвозки его иногда на боль шие расстояния. Органолептические свойства воды, обеззаражи ваемой хлором, хуже, чем, например, озонированием. Кроме того, хлораторные станции требуют большого количества времени на обслуживание (приготовление рабочего раствора гипохлорита натрия, определение в нем содержания активного хлора, по стоянного наблюдения за работой дозирующего устройства
пт. д.).
2.Станции с бактерицидными лампами — единственные, в ко
торых осуществляется безреагёнтпое обеззараживание. Однако* как указывалось в гл. II, обеззараживание ультрафиолетовыми лучами эффективно только при весьма тщательной очистке воды с помощью коагуляции и последующей фильтрации. Применение одной фильтрации на станциях с бактерицидными лампами ока залось недостаточным для эффективного обеззараживания уль трафиолетовыми" лучами. Таким образом, первые станции с бактерицидными лампами, имеющие один фильтр без электро лизера, не обеспечивают необходимого качества приготовляемой воды.
На теплоходе проекта № 507Б, где проводились испытания, установлена станция с бактерицидными лампами, имеющая два фильтра и электролизер. После наладки станция обеспечила при готовление воды, соответствующей требованиям ГОСТа.
К основному недостатку этих станций следует отнести значи тельное время, затрачиваемое на обслуживание. По данным испы таний оно составляет 9—10 ч в неделю, что*нельзя признать удов летворительным для судов с сокращенным штатом команды.
3. Станция иодирования, разработанная ЦТКБ МРФ и НИИГВТ Минздрава СССР, во время испытаний приготавливала воду, в основном соответствующую требованиям ГОСТа. Работа этой станции полностью автоматизирована. Для коагуляции ис пользовалась полиакриламидная смола и сернокислый алюминий, фильтрация осуществлялась в песчаном напорном фильтре, а обез зараживание— 5%-ным иодом.
Сложность конструкции станции и, главное, трудность и дли тельность приготовления коагулянтов и обеззараживающего ре-
57
агента, которое может выполнять только квалифицированный специалист, заставили отказаться от дальнейшего ее строитель
ства.
4. Озонаторная станция производительностью 0,5 м3/ч, созда ная ЦКБ «Долгобалтсудопроект», к моменту начала испытаний была установлена на трех судах проекта № 758АМ. Испытания
станции, проведенные в течение двух навигаций, |
показали, что |
она наиболее перспективна. Станция устойчиво |
приготавливает |
воду, соответствующую ГОСТу по всем основным показателям. Конструкция ее относительно проста и время на обслуживание не превышает 2 ч в неделю. Обеззараживающий агент — озон при готавливается в озонаторах из кислорода воздуха, поэтому отпа дает необходимость приготовления, доставки и хранения обезза раживающих реагентов. Работа станции автоматизирована, за исключением промывки фильтра, которую выполняют по мере загрязнения фильтрующей загрузки, сопровождаемого нарастани ем давления.
К недостаткам озонаториых станций, которые, к сожалению, выявились при их широком внедрении, следует отнести малую надежность отдельных узлов. Значительное число случаев выхода станций из строя связано с подачей в озонаторы неосушенного воздуха из атмосферы. При этом наблюдались пробои диэлектри ков озонаторов, в которые попадала влага. Указанные недостатки конструктивного характера сейчас устраняются.
Результаты испытаний озонаторной станции производительно стью 0,5 м3/ч были представлены на рассмотрение Министерству здравоохранения СССР, которое рекомендовало ее к широкому внедрению на флоте.
За период с 1966 г. в составе и количестве станций ППВ на речном флоте произошли большие изменения.
Число озонаториых станций производительностью 0,5 м3/ч на грузовых и буксирных судах достигает 350 шт. Их устанавливают на новые суда и эксплуатируемые, ранее не оборудованные станциями ППВ, а также вместо станций с бактерицидными лам пами без электролизеров.
ЦКБ «Волгобалтсудопроект» созданы опытные и головные об разцы озонаториых станций производительностью 8,0; 4,0 и 0,1 м3/ч. Чехословацкая социалистическая республика, строящая для СССР землесосы ДЭ-2500, устанавливает на них озонаторные станции производительностью 1,2 м3/ч.
Туристские суда, заказанные МРФ в Австрии, ЧССР и ГДР, будут также оборудованы озонаторными станциями ППВ.
Значительно увеличилось на флоте количество хлораторных станций. Они установлены на всех крупных пассажирских судах, в том числе и теплоходах проектов № 305 и 26-37, на которых ра нее обеззараживание воды осуществлялось бактерицидными лам пами.
Широкое внедрение станций ППВ на судах потребовало раз работки размерного ряда их по производительности. На основа-
58
нии расчетов и результатов замеров расходов воды на судах (см. гл. III) был разработан размерный ряд станций, состоящий из че тырех типоразмеров, которые должны удовлетворить потребность в воде всех новых и эксплуатируемых транспортных судов речно
го флота. |
вошли |
станции |
производительностью: 8,0 |
|
В размерный ряд |
||||
(или 2X4,0) м3/ч для |
крупных |
пассажирских и туристских |
судов |
|
I группы с числом спальных мест от 300 до 450; 4,0 — для |
пасса |
|||
жирских судов I и II групп с числом спальных мест от 200 до 300; |
||||
0,5 — для грузовых, буксирных |
судов |
I группы и судов техниче |
ского флота с числом экипажа от 10 до 30 чел.; и 0,1 — для мало мерных грузовых и буксирных судов с числом экипажа — 7—8 чел.
§ 14. ТРЕБОВАНИЯ К СТАНЦИЯМ ППВ И ИХ РАЗМЕЩЕНИЮ НА СУДАХ
К судовой станции ППВ предъявляются следующие требо вания.
1. Конструкция станции и принятая технология обработки во ды должны обеспечивать очистку и обеззараживание ее до уров ня, регламентируемого ГОСТом при наиболее жестких эксплуата ционных условиях. Под последними понимают наибольшую за грязненность забортной воды и ее бактериальную обсемененность. Кроме того, для озонаторных станций к жестким эксплуатацион ным условиям относят высокие температуры наружного воздуха
и забортной |
воды. Чем выше температура воздуха, |
подаваемого |
||
в озонаторы, тем меньше из пего |
вырабатывается |
озона, |
при |
|
высоких же |
температурах воды |
ухудшается растворение в |
ней |
|
озона. |
|
ППВ должна быть такой, |
что |
|
2. Производительность станции |
бы в течение 20 ч приготавливалась вода в количестве фактиче ской суточной потребности на питьевые и мытьевые нужды. Четы ре часа в сутки — резервное время, в течение которого может осуществляться уход за станцией, выполняться ее ремонт и т. д.
3. Работа станции ППВ должна быть автоматизирована, за исключением промывки фильтров.
Главная причина целесообразности ручной промывки фильтров на судовых станциях ППВ заключается в следующем. Фильтры промывают питьевой водой из накопительной цистерны. При авто матизированной промывке фильтра момент ее включения может совпасть с пиковым расходом и при этом судно на какое-то время останется без воды. При ручной промывке фильтра всегда можно выбрать время, когда расход воды минимальный или его вообще нет.
С целью облегчения обслуживания станции, особенно, если она установлена в отдельном помещении, необходимо предусмат ривать сигнализацию о приолижении к предельному перепаду Давлений между верхней и нижней полостями фильтра, при кото
БР-