Файл: Барац, В. А. Водоснабжение судов речного флота.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 14

 

 

'

 

 

 

Характеристика станции ППВ

 

 

Номер проекта и тип

 

 

 

 

 

 

 

Н

S

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

.

 

 

 

 

Обеззараживаю­

С

 

 

 

о н

 

 

 

 

 

 

судна

еву

Устройство для очистки воды

щий агент

 

 

 

со О

° 5

 

 

 

о л т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

£ *

 

 

 

C Ss

 

 

 

 

 

 

< о.

588,

пассажир-

10,0

Гравийный фильтр

 

Хлор

 

ГДР

ское

пассажир-

СО о

То же

 

 

То же

 

ГДР

646,

 

 

 

ское

пассажир-

10,0

.Песчаный фильтр

 

 

 

СССР

20,

 

У>

 

ское

 

 

4,5

Три

параллельно

работаю-

Ультрафиоле-

ЧССР

26-37, пассажир-

ское

пассажир-

3,0

щих песчаных

фильтра

товое излучение

ВНР

, 305,

Электролизер

для

коагуля-

То же,

,

ское

 

 

 

 

ции и два песчаных, пооче­

 

 

 

749,

буксирное

1,5

редно

работающих фильтра

»

 

ВНР

Электролизер

для

коагуля­

 

 

 

 

1,5

ции и песчаный фильтр

 

 

ВНР

112,

буксирное

То же

 

 

 

 

21-88,

грузовое

1,8

Песчаный фильтр

 

 

 

ЧССР

576,

грузовое

1,5

То же

для

коагуля­

У>

 

СССР

507А,

грузовое

0,5

Электролизер

>

 

СССР

 

 

 

0,5

ции и песчаный фильтр

»

 

СССР

758А,

буксирное

То же

для

коагуля-

 

507Б,

грузовое

0,15

Электролизер

>

 

СССР

 

 

 

 

 

ции и двухступенчатый песча­

 

 

 

866,

грузовое

0,1

ный фильтр

с применением

Иод

 

СССР

Коагулятор

 

 

 

 

 

 

химических средств и песча­

 

 

 

758АМ, буксир-

0,5

ный фильтр

 

 

Озон

 

СССР

Песчаный фильтр

 

 

яое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пр и ме ч а н и е .

В 1970—1971 гг. на судах

проектов № 26-37

и 305

уста­

новлены хлоратормые станции.

Во время испытаний отбирались и анализировались пробы во­ ды, приготавливаемой станциями, велись наблюдения за техниче­ ским состоянием каждого их узла, оценивалось время, затрачи­ ваемое на обслуживание станций, удобство обслуживания и т. д.

На основании данных испытаний был сделан ряд важных выводов, которые позволили выбрать наиболее перспективный тип

станции и наметить план дальнейших

работ по созданию новых

и совершенствованию существующих станций.

Выводы и заключения, полученные

в результате длительных

санитарно-технических испытаний, рассмотрены и одобрены Тех­ ническим управлением МРФ. Остановимся на основных из них.

1. Хлораторные станции (теплоход проекта № 588) во вре испытаний приготавливали воду по бактериологическим показате­ лям, близкую к регламентированным ГОСТом. Физико-химиче­ ские и органолептические свойства ее были неудовлетворительны.

56


В принципе станцию можно усовершенствовать и добиться при­ готовления воды, удовлетворяющей требованиям ГОСТа, но недо­ статки, присущие вообще судовым хлораторным станциям, при

этом останутся.

В связи с невозможностью постоянно определять хлоропоглощаемость забортной воды, необходимо все время обеспечивать ее перехлорирование, затем дехлорирование в специальных устрой­ ствах. При дехлорировании всей воды, подаваемой к потребите­ лям на пассажирском судне, дехлораторы будут иметь большиеразмеры, потребуется снабжение судов значительными количе­ ствами активированного угля. При большом числе хлораторных станций, потребность пароходств в гипохлорите натрия возрастег до нескольких сотен тонн, что потребует создания специальных складских помещений, организации подвозки его иногда на боль­ шие расстояния. Органолептические свойства воды, обеззаражи­ ваемой хлором, хуже, чем, например, озонированием. Кроме того, хлораторные станции требуют большого количества времени на обслуживание (приготовление рабочего раствора гипохлорита натрия, определение в нем содержания активного хлора, по­ стоянного наблюдения за работой дозирующего устройства

пт. д.).

2.Станции с бактерицидными лампами — единственные, в ко­

торых осуществляется безреагёнтпое обеззараживание. Однако* как указывалось в гл. II, обеззараживание ультрафиолетовыми лучами эффективно только при весьма тщательной очистке воды с помощью коагуляции и последующей фильтрации. Применение одной фильтрации на станциях с бактерицидными лампами ока­ залось недостаточным для эффективного обеззараживания уль­ трафиолетовыми" лучами. Таким образом, первые станции с бактерицидными лампами, имеющие один фильтр без электро­ лизера, не обеспечивают необходимого качества приготовляемой воды.

На теплоходе проекта № 507Б, где проводились испытания, установлена станция с бактерицидными лампами, имеющая два фильтра и электролизер. После наладки станция обеспечила при­ готовление воды, соответствующей требованиям ГОСТа.

К основному недостатку этих станций следует отнести значи­ тельное время, затрачиваемое на обслуживание. По данным испы­ таний оно составляет 9—10 ч в неделю, что*нельзя признать удов­ летворительным для судов с сокращенным штатом команды.

3. Станция иодирования, разработанная ЦТКБ МРФ и НИИГВТ Минздрава СССР, во время испытаний приготавливала воду, в основном соответствующую требованиям ГОСТа. Работа этой станции полностью автоматизирована. Для коагуляции ис­ пользовалась полиакриламидная смола и сернокислый алюминий, фильтрация осуществлялась в песчаном напорном фильтре, а обез­ зараживание— 5%-ным иодом.

Сложность конструкции станции и, главное, трудность и дли­ тельность приготовления коагулянтов и обеззараживающего ре-

57


агента, которое может выполнять только квалифицированный специалист, заставили отказаться от дальнейшего ее строитель­

ства.

4. Озонаторная станция производительностью 0,5 м3/ч, созда ная ЦКБ «Долгобалтсудопроект», к моменту начала испытаний была установлена на трех судах проекта № 758АМ. Испытания

станции, проведенные в течение двух навигаций,

показали, что

она наиболее перспективна. Станция устойчиво

приготавливает

воду, соответствующую ГОСТу по всем основным показателям. Конструкция ее относительно проста и время на обслуживание не превышает 2 ч в неделю. Обеззараживающий агент — озон при­ готавливается в озонаторах из кислорода воздуха, поэтому отпа­ дает необходимость приготовления, доставки и хранения обезза­ раживающих реагентов. Работа станции автоматизирована, за исключением промывки фильтра, которую выполняют по мере загрязнения фильтрующей загрузки, сопровождаемого нарастани­ ем давления.

К недостаткам озонаториых станций, которые, к сожалению, выявились при их широком внедрении, следует отнести малую надежность отдельных узлов. Значительное число случаев выхода станций из строя связано с подачей в озонаторы неосушенного воздуха из атмосферы. При этом наблюдались пробои диэлектри­ ков озонаторов, в которые попадала влага. Указанные недостатки конструктивного характера сейчас устраняются.

Результаты испытаний озонаторной станции производительно­ стью 0,5 м3/ч были представлены на рассмотрение Министерству здравоохранения СССР, которое рекомендовало ее к широкому внедрению на флоте.

За период с 1966 г. в составе и количестве станций ППВ на речном флоте произошли большие изменения.

Число озонаториых станций производительностью 0,5 м3/ч на грузовых и буксирных судах достигает 350 шт. Их устанавливают на новые суда и эксплуатируемые, ранее не оборудованные станциями ППВ, а также вместо станций с бактерицидными лам­ пами без электролизеров.

ЦКБ «Волгобалтсудопроект» созданы опытные и головные об­ разцы озонаториых станций производительностью 8,0; 4,0 и 0,1 м3/ч. Чехословацкая социалистическая республика, строящая для СССР землесосы ДЭ-2500, устанавливает на них озонаторные станции производительностью 1,2 м3/ч.

Туристские суда, заказанные МРФ в Австрии, ЧССР и ГДР, будут также оборудованы озонаторными станциями ППВ.

Значительно увеличилось на флоте количество хлораторных станций. Они установлены на всех крупных пассажирских судах, в том числе и теплоходах проектов № 305 и 26-37, на которых ра­ нее обеззараживание воды осуществлялось бактерицидными лам­ пами.

Широкое внедрение станций ППВ на судах потребовало раз­ работки размерного ряда их по производительности. На основа-

58


нии расчетов и результатов замеров расходов воды на судах (см. гл. III) был разработан размерный ряд станций, состоящий из че­ тырех типоразмеров, которые должны удовлетворить потребность в воде всех новых и эксплуатируемых транспортных судов речно­

го флота.

вошли

станции

производительностью: 8,0

В размерный ряд

(или 2X4,0) м3/ч для

крупных

пассажирских и туристских

судов

I группы с числом спальных мест от 300 до 450; 4,0 — для

пасса­

жирских судов I и II групп с числом спальных мест от 200 до 300;

0,5 — для грузовых, буксирных

судов

I группы и судов техниче­

ского флота с числом экипажа от 10 до 30 чел.; и 0,1 — для мало­ мерных грузовых и буксирных судов с числом экипажа — 7—8 чел.

§ 14. ТРЕБОВАНИЯ К СТАНЦИЯМ ППВ И ИХ РАЗМЕЩЕНИЮ НА СУДАХ

К судовой станции ППВ предъявляются следующие требо­ вания.

1. Конструкция станции и принятая технология обработки во­ ды должны обеспечивать очистку и обеззараживание ее до уров­ ня, регламентируемого ГОСТом при наиболее жестких эксплуата­ ционных условиях. Под последними понимают наибольшую за­ грязненность забортной воды и ее бактериальную обсемененность. Кроме того, для озонаторных станций к жестким эксплуатацион­ ным условиям относят высокие температуры наружного воздуха

и забортной

воды. Чем выше температура воздуха,

подаваемого

в озонаторы, тем меньше из пего

вырабатывается

озона,

при

высоких же

температурах воды

ухудшается растворение в

ней

озона.

 

ППВ должна быть такой,

что­

2. Производительность станции

бы в течение 20 ч приготавливалась вода в количестве фактиче­ ской суточной потребности на питьевые и мытьевые нужды. Четы­ ре часа в сутки — резервное время, в течение которого может осуществляться уход за станцией, выполняться ее ремонт и т. д.

3. Работа станции ППВ должна быть автоматизирована, за исключением промывки фильтров.

Главная причина целесообразности ручной промывки фильтров на судовых станциях ППВ заключается в следующем. Фильтры промывают питьевой водой из накопительной цистерны. При авто­ матизированной промывке фильтра момент ее включения может совпасть с пиковым расходом и при этом судно на какое-то время останется без воды. При ручной промывке фильтра всегда можно выбрать время, когда расход воды минимальный или его вообще нет.

С целью облегчения обслуживания станции, особенно, если она установлена в отдельном помещении, необходимо предусмат­ ривать сигнализацию о приолижении к предельному перепаду Давлений между верхней и нижней полостями фильтра, при кото­

БР-