ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
Рис. 2. (График расхода воды на теплоходе «1А. Жданов», проект № 26-37 (по результатам замеров):
/ — средние часовые расходы воды; 2— максимальные часовые расходы воды
Рис. 3. График расхода воды на теплоходе «Аму-Дарья», проект № 305 (по ре зультатам замеров):
/ —средние часовые расходы воды; 2— максимальные часовые расходы воды
Рис. 4. График расхода воды на |
теплоходе «Волго-Дон», проект № 5071Б |
(по |
|
результатам замеров): |
> |
вода; |
|
/- ‘«Средние часовые расходы питьевой |
воды; 2 — средние часовые расходы |
мытьевой |
|
3 — суммарные часовые |
расходы питьевой и мытьеоой воды |
|
|
36 |
' ' |
Из графика расходов воды на теплоходе «Ильич», проект № 588 (см. рис. 1), видно, что первый пиковый расход наблюдает ся с 7 до 10 ч утра, когда пассажиры встают, умываются, завтра кают, второй — с 12 до 15 ч, очевидно, связан с приготовлением к обеду (мытьем перед обедом, повышенными расходами в кам бузе на мытье посуды и т. д.), третий — с 18 до 21 ч, очевидно, обусловлен мытьем в душах, приготовлением ужина и т. д.
Кривые максимальных часовых расходов воды в основном повторяют характер средних расходов, хотя имеются некоторые
отклонения.
На теплоходе «А. Жданов» кривые часовых расходов воды (см. рис. 2) весьма близки к полученным на теплоходе «Ильич». Пиковые расходы воды наблюдаются приблизительно в то же вре мя и превышают среднесуточные в 1,7—2 раза.
Часовой график расходов воды на теплоходе «Аму-Дарья» не сколько иной (см. рис. 3). Характерный пиковый расход воды на блюдался утром и в 22—23 ч, когда расход был максимальный. Но и на этом судне пиковые расходы превышают среднесуточные "приблизительно в 2 раза.
На основании анализов кривых расхода воды на теплоходе •«Волго-Дон-75» (см. рис. 4) было установлено, что расход питье вой воды возрастает плавно, начиная с 6 ч утра, достигает мак симума в 12—14 ч и в 20 ч. Остальное время с 11 до 22 ч он ко леблется в незначительных пределах.
Кривая, характеризующая расходы мытьевой воды, имеет явно выраженные пиковые расходы в 9, 13, 17 и 21 ч, т. е. часы, в ко торые командамоется после вахты в душе или бане. Вследствие резких изменений расхода мытьевой воды, кривая, характеризую щая суммарные расходы, также имеет четко выраженные пики в те же часы, что и кривая расхода мытьевой воды. Пиковые рас ходы воды более чем в 3 раза превышают среднечасовые.
Кроме анализа фактических суммарных и удельных суточных расходов воды, большой интерес представляют фактические рас-
Потребители
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
8 |
|
|
Результаты |
измерений |
|
|
■«9 |
||||
|
|
|
s |
2 |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
н |
„ |
|
|
|
|
|
|
|
|
* |
tt |
Холодная |
вода |
Горячая |
вода |
|
Всего |
о) о |
|||
|
Я Н |
||||||||
Средний рас ход за сутки, мэ |
Максималь ный расход за сутки, м3 |
Средний рас ход за сутки, м3 |
Максималь |
ный расход за сутки, м3 |
Средний рас |
ход за сутки, м3 |
Максималь ный расход за сутки, м3 |
Результаты of ровочных расче (см. табл. 5) |
Камбузы |
пассажиров |
и |
|
8,2 |
|
|
|
|
|
■команды....................................... |
|
об- |
5,9 |
2,6 |
3,8 |
8,5 |
12,0 |
16,1 |
|
Умывальники каютные, |
20,2 |
26,6 |
3,8 |
5,1 |
24,0 |
31,7 |
34,4 |
||
-*Цие и пр. |
........................... |
||||||||
Души, ванны, прачечные . |
. |
41,0 |
41,8 |
17,3 |
23,7 |
58,3 |
65,5 |
60,3 |
|
-Санузлы................................. |
|
|
7,2 |
8,6 |
— |
— |
7,2 |
8,6 |
8.2 |
|
И т о г о , |
|
74,3 |
85,2 |
23,7 |
32,6 |
98,0 |
117,8 |
119,0 |
37
ходы ее отдельными потребителями, а также расходы горячей воды. Эти расходы воды были замерены на теплоходе «Ильич» проекта № 588, их результаты и сравнение с расчетными данными
приведены в табл. 8.
На основании данных табл. 8 устанавливаем, что фактические средине расходы воды отдельными потребителями па 17—20% ниже расчетных, а максимальные суммарные фактические расхо ды практически совпадают с ними.
Расходы горячей воды по данным замеров составляют 24— 28% общего расхода воды на судне.
§9. ВЫБОР РАСЧЕТНЫХ ВЕЛИЧИН ВОДОПОТРЕБЛЕНИЯ
ИСПОСОБА ВОДОСНАБЖЕНИЯ СУДОВ
Как следует из материалов, приведенных выше, фактические расходы воды для питьевых и мытьевых целей на судах I группы значительно превосходят минимальные санитарные нормы, по этому при создании новых и модернизации существующих судов (если имеются технические возможности получения обработанной воды) целесообразно принимать в проекте расчетные величины водопотреблепня, обеспечивающие комфортные условия для пас сажиров и экипажа. Это, однако, не означает, что следует изме нить санитарные нормы. В ряде случаев возможности обеспечения судов питьевой и мытьевой водой весьма ограничены, и тогда в качестве расчетных величин водоснабжения принимают минималь ные санитарные нормы — необходимые количества воды, допусти мые по гигиеническим и физиологическим соображениям. В дан ном случае на судне предусматривают технические и режимные
мероприятия, снижающие расходы воды: |
ограничение |
времени |
пользования душами, баней, прачечной, |
уменьшение |
проходных |
отверстий кранов умывальников и т. и. |
эксплуатируемых судах, |
|
Вопросы снижения расходов воды на |
рассматриваемые в настоящее время как одна из мер уменьшения количества сточных вод, не означают, что в проектах нового и мо дернизируемого флота следует закладывать сокращенные нормы водопотреблепня, ухудшающие условия обитаемости. Это особый вопрос и он изложен в § 12.
Расчетные величины водопотребления предусматривают расхо ды воды на судах без ограничений. Они установлены на основании фактических расходов, учитывают тип, назначение и уровень ком фортабельности судна.
Под термином «уровень комфортабельности», с точки зрения расходов воды, подразумевается наличие или отсутствие умываль ников в каютах, наличие общих или индивидуальных душей. Что' касается централизованного горячего водоснабжения, то на судах I группы и пассажирских судах II группы оно должно быть обя зательно.
Выбор расчетных величин водопотребления с учетом комфор табельности проектируемого объекта подтверждается практикой
38
создания береговых сооружений. На основании норм водопотребления в жилых и общественных зданиях, санаториях общего типа и домах отдыха (см. табл. 4) можно установить, что нормируемые величины изменяются з значительных пределах в зависимости от наличия горячего водоснабжения, общих и индивидуальных ду шей, ванн и т. д.
Из этого также следует, что при создании более комфорта бельных судов, чем существующие, нужно будет принимать рас четные величины водопотребления большими по сравнению с по лученными при ориентировочных расчетах и измерениях на экс плуатируемых судах. Сказанное относится, в частности, к турист ским судам, которые строятся по заказу Министерства речного флота в Австрии, ЧССР и ГДР. На этих судах в каждой каюте пассажиров и экипажа предусмотрены индивидуальные санузлы с душами, что, несомненно, приведет к увеличению расхода воды. Сравнивая условия на данных судах с условиями в санаториях и домах отдыха с ваннами во всех жилых комнатах, нужно ожи дать величин водопотребления порядка 300—350 л/чел•сут.
Результаты расчетов, измерения фактических расходов и ана лиз влияния комфортабельности позволяют рекомендовать в каче стве расчетных величины 1водоототребления, приведенные в табл. 9.
Всвязи с тем, что требования к качеству питьевой и мытьевой воды практически одинаковы, в табл. 9 приведены суммарные значения расчетных величин водопотребления.
Установление расчетных величин водопотребления позволит перейти к анализу различных способов снабжения судов водой для питьевых и мытьевых целей и выбрать наиболее рациональ ные для каждого типа судна способы водоснабжения.
Впринципе снабжение судов водой может осуществляться: непосредственно из береговых водопроводов, выведенных на
причалы портов, в судовые цистерны; со специальных судов-водолеев, которые, в свою очередь, при
нимают воду из береговых водопроводов или приготавливают во ду питьевого качества из забортной на станциях приготовления воды, установленных на судах-водолеях;
от станций приготовления воды, устанавливаемых непосред ственно на каждом судне.
Первые два способа предусматривают прием запаса воды для питьевых и мытьевых целей в судовые цистерны. Каков должен быть этот запас? Установление оптимального запаса воды — во прос сложный, влияющий, в частности, на технико-эксплуатацион ные показатели судна.
Действительно, частые приемы воды, например грузовым судном, приведут к непроизводительным простоям. Для грузового судна и буксира-толкача оптимальным было бы иметь запас воды, обеспечивающий автономность, равную автономности по топливу, т. е. 10—15 суток. Для крупного грузового судна или буксира-тол кача с числом экипажа 15—20 чел. па основании расчетных вели чин водопотребления (см. табл. 9) запас воды на 10—15 суток
39
Тип судна, группа, назначение
Единица
потребления
Суммарные расчет» ные величины водо» потребления питьевой и мытьевой воды, л/сут |
Расчетная величина расхода воды на сан узлы, л/сут |
Таблица 9
Коэффицие нт часовой неравно мерности водопот-
ребления
Пассажирские |
и туристские |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
суда I группы с индивидуаль |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
ными санузлами в каютах эки |
I |
чел. (пас- |
300-350 |
15-20 |
1,8—2,0 |
|||||||||
пажа |
и пассажиров . . . |
. |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
сажир или член |
|
|
|
|
|||
То же, с умывальниками |
экипажа) |
|
|
|
|
|
||||||||
в |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
каютах пассажиров и экипажа |
То же |
|
250-300 |
15-20 |
1.8-2,0 |
|||||||||
и общими душами . . . |
. |
|
||||||||||||
Пассажирские суда II груп |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
пы и грузовые, буксирные суда |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
I группы с |
умывальниками |
в |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
каютах и общими душевыми и |
|
> |
|
200-250 |
15-20 |
пассаж. II гр. |
||||||||
банями ......................................... |
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1,8-2,0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
грузов. |
I гр. |
Маломерные |
|
грузовые |
и |
|
|
|
|
|
3.8— |
4,0 |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
буксирные суда I группы с об |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
щими |
умывальниками |
и ду |
|
|
|
150-200 15-20 |
5.8— |
6,0 |
||||||
шевыми (банями) . . . . |
1 |
пассажир |
||||||||||||
Все |
суда |
III |
группы |
, . |
|
10 |
— |
— |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
член эки- |
30 |
10 |
— |
|
|
То |
же, |
IV |
группы . |
пажа |
|
5 |
|
_ |
|
|||||
|
I |
пассажир |
— |
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
член эки- |
25 |
10 |
— |
|
|
Скоростные |
суда III |
|
пажа |
|
0 |
|
_ |
|
||||||
группы |
1 |
пассажир |
— |
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
член эки- |
25 |
10 |
— |
|
|
То |
же, |
IV |
группы . |
пажа |
|
2 |
|
_ |
|
|||||
|
1 |
пассажир |
— |
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
член |
эки- |
22 |
10 |
— |
|
|
|
|
|
|
|
|
пажа |
|
|
|
|
|
||
Пр и ме ч а н и е . |
Для |
судов |
III и |
IV групп расчетные величины приняты |
||||||||||
по Санитарным правилам. |
|
|
|
|
|
|
|
|
составит около 40—60 т. Для грузового судна грузоподъемностью 2500—5000 т может быть принят такой же запас, но размещение цистерн необходимого объема вызовет значительные трудности. На буксирах-толкачах вообще невозможно разместить такие ем кости без увеличения размеров судна. Кроме того, для хранения запаса воды более чем на пять суток потребуются специальные устройства для ее консервации, как это принято на морских су: дах. За длительно хранящейся водой необходим соответствующий гигиенический контроль, осуществляемый на морских судах судо выми медиками.
40