Файл: Барац, В. А. Водоснабжение судов речного флота.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 2. (График расхода воды на теплоходе «1А. Жданов», проект № 26-37 (по результатам замеров):

/ — средние часовые расходы воды; 2— максимальные часовые расходы воды

Рис. 3. График расхода воды на теплоходе «Аму-Дарья», проект № 305 (по ре­ зультатам замеров):

/ —средние часовые расходы воды; 2— максимальные часовые расходы воды

Рис. 4. График расхода воды на

теплоходе «Волго-Дон», проект № 5071Б

(по

результатам замеров):

>

вода;

/- ‘«Средние часовые расходы питьевой

воды; 2 — средние часовые расходы

мытьевой

3 — суммарные часовые

расходы питьевой и мытьеоой воды

 

 

36

' '

Из графика расходов воды на теплоходе «Ильич», проект № 588 (см. рис. 1), видно, что первый пиковый расход наблюдает­ ся с 7 до 10 ч утра, когда пассажиры встают, умываются, завтра­ кают, второй — с 12 до 15 ч, очевидно, связан с приготовлением к обеду (мытьем перед обедом, повышенными расходами в кам­ бузе на мытье посуды и т. д.), третий — с 18 до 21 ч, очевидно, обусловлен мытьем в душах, приготовлением ужина и т. д.

Кривые максимальных часовых расходов воды в основном повторяют характер средних расходов, хотя имеются некоторые

отклонения.

На теплоходе «А. Жданов» кривые часовых расходов воды (см. рис. 2) весьма близки к полученным на теплоходе «Ильич». Пиковые расходы воды наблюдаются приблизительно в то же вре­ мя и превышают среднесуточные в 1,7—2 раза.

Часовой график расходов воды на теплоходе «Аму-Дарья» не­ сколько иной (см. рис. 3). Характерный пиковый расход воды на­ блюдался утром и в 22—23 ч, когда расход был максимальный. Но и на этом судне пиковые расходы превышают среднесуточные "приблизительно в 2 раза.

На основании анализов кривых расхода воды на теплоходе •«Волго-Дон-75» (см. рис. 4) было установлено, что расход питье­ вой воды возрастает плавно, начиная с 6 ч утра, достигает мак­ симума в 12—14 ч и в 20 ч. Остальное время с 11 до 22 ч он ко­ леблется в незначительных пределах.

Кривая, характеризующая расходы мытьевой воды, имеет явно выраженные пиковые расходы в 9, 13, 17 и 21 ч, т. е. часы, в ко­ торые командамоется после вахты в душе или бане. Вследствие резких изменений расхода мытьевой воды, кривая, характеризую­ щая суммарные расходы, также имеет четко выраженные пики в те же часы, что и кривая расхода мытьевой воды. Пиковые рас­ ходы воды более чем в 3 раза превышают среднечасовые.

Кроме анализа фактических суммарных и удельных суточных расходов воды, большой интерес представляют фактические рас-

Потребители

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

8

 

Результаты

измерений

 

 

■«9

 

 

 

s

2

 

 

 

 

 

 

 

 

н

 

 

 

 

 

 

 

 

*

tt

Холодная

вода

Горячая

вода

 

Всего

о) о

 

Я Н

Средний рас­ ход за сутки, мэ

Максималь­ ный расход за сутки, м3

Средний рас­ ход за сутки, м3

Максималь­

ный расход за сутки, м3

Средний рас­

ход за сутки, м3

Максималь­ ный расход за сутки, м3

Результаты of ровочных расче (см. табл. 5)

Камбузы

пассажиров

и

 

8,2

 

 

 

 

 

■команды.......................................

 

об-

5,9

2,6

3,8

8,5

12,0

16,1

Умывальники каютные,

20,2

26,6

3,8

5,1

24,0

31,7

34,4

-*Цие и пр.

...........................

Души, ванны, прачечные .

.

41,0

41,8

17,3

23,7

58,3

65,5

60,3

-Санузлы.................................

 

 

7,2

8,6

7,2

8,6

8.2

 

И т о г о ,

 

74,3

85,2

23,7

32,6

98,0

117,8

119,0

37


ходы ее отдельными потребителями, а также расходы горячей воды. Эти расходы воды были замерены на теплоходе «Ильич» проекта № 588, их результаты и сравнение с расчетными данными

приведены в табл. 8.

На основании данных табл. 8 устанавливаем, что фактические средине расходы воды отдельными потребителями па 17—20% ниже расчетных, а максимальные суммарные фактические расхо­ ды практически совпадают с ними.

Расходы горячей воды по данным замеров составляют 24— 28% общего расхода воды на судне.

§9. ВЫБОР РАСЧЕТНЫХ ВЕЛИЧИН ВОДОПОТРЕБЛЕНИЯ

ИСПОСОБА ВОДОСНАБЖЕНИЯ СУДОВ

Как следует из материалов, приведенных выше, фактические расходы воды для питьевых и мытьевых целей на судах I группы значительно превосходят минимальные санитарные нормы, по­ этому при создании новых и модернизации существующих судов (если имеются технические возможности получения обработанной воды) целесообразно принимать в проекте расчетные величины водопотреблепня, обеспечивающие комфортные условия для пас­ сажиров и экипажа. Это, однако, не означает, что следует изме­ нить санитарные нормы. В ряде случаев возможности обеспечения судов питьевой и мытьевой водой весьма ограничены, и тогда в качестве расчетных величин водоснабжения принимают минималь­ ные санитарные нормы — необходимые количества воды, допусти­ мые по гигиеническим и физиологическим соображениям. В дан­ ном случае на судне предусматривают технические и режимные

мероприятия, снижающие расходы воды:

ограничение

времени

пользования душами, баней, прачечной,

уменьшение

проходных

отверстий кранов умывальников и т. и.

эксплуатируемых судах,

Вопросы снижения расходов воды на

рассматриваемые в настоящее время как одна из мер уменьшения количества сточных вод, не означают, что в проектах нового и мо­ дернизируемого флота следует закладывать сокращенные нормы водопотреблепня, ухудшающие условия обитаемости. Это особый вопрос и он изложен в § 12.

Расчетные величины водопотребления предусматривают расхо­ ды воды на судах без ограничений. Они установлены на основании фактических расходов, учитывают тип, назначение и уровень ком­ фортабельности судна.

Под термином «уровень комфортабельности», с точки зрения расходов воды, подразумевается наличие или отсутствие умываль­ ников в каютах, наличие общих или индивидуальных душей. Что' касается централизованного горячего водоснабжения, то на судах I группы и пассажирских судах II группы оно должно быть обя­ зательно.

Выбор расчетных величин водопотребления с учетом комфор­ табельности проектируемого объекта подтверждается практикой

38


создания береговых сооружений. На основании норм водопотребления в жилых и общественных зданиях, санаториях общего типа и домах отдыха (см. табл. 4) можно установить, что нормируемые величины изменяются з значительных пределах в зависимости от наличия горячего водоснабжения, общих и индивидуальных ду­ шей, ванн и т. д.

Из этого также следует, что при создании более комфорта­ бельных судов, чем существующие, нужно будет принимать рас­ четные величины водопотребления большими по сравнению с по­ лученными при ориентировочных расчетах и измерениях на экс­ плуатируемых судах. Сказанное относится, в частности, к турист­ ским судам, которые строятся по заказу Министерства речного флота в Австрии, ЧССР и ГДР. На этих судах в каждой каюте пассажиров и экипажа предусмотрены индивидуальные санузлы с душами, что, несомненно, приведет к увеличению расхода воды. Сравнивая условия на данных судах с условиями в санаториях и домах отдыха с ваннами во всех жилых комнатах, нужно ожи­ дать величин водопотребления порядка 300—350 л/чел•сут.

Результаты расчетов, измерения фактических расходов и ана­ лиз влияния комфортабельности позволяют рекомендовать в каче­ стве расчетных величины 1водоототребления, приведенные в табл. 9.

Всвязи с тем, что требования к качеству питьевой и мытьевой воды практически одинаковы, в табл. 9 приведены суммарные значения расчетных величин водопотребления.

Установление расчетных величин водопотребления позволит перейти к анализу различных способов снабжения судов водой для питьевых и мытьевых целей и выбрать наиболее рациональ­ ные для каждого типа судна способы водоснабжения.

Впринципе снабжение судов водой может осуществляться: непосредственно из береговых водопроводов, выведенных на

причалы портов, в судовые цистерны; со специальных судов-водолеев, которые, в свою очередь, при­

нимают воду из береговых водопроводов или приготавливают во­ ду питьевого качества из забортной на станциях приготовления воды, установленных на судах-водолеях;

от станций приготовления воды, устанавливаемых непосред­ ственно на каждом судне.

Первые два способа предусматривают прием запаса воды для питьевых и мытьевых целей в судовые цистерны. Каков должен быть этот запас? Установление оптимального запаса воды — во­ прос сложный, влияющий, в частности, на технико-эксплуатацион­ ные показатели судна.

Действительно, частые приемы воды, например грузовым судном, приведут к непроизводительным простоям. Для грузового судна и буксира-толкача оптимальным было бы иметь запас воды, обеспечивающий автономность, равную автономности по топливу, т. е. 10—15 суток. Для крупного грузового судна или буксира-тол­ кача с числом экипажа 15—20 чел. па основании расчетных вели­ чин водопотребления (см. табл. 9) запас воды на 10—15 суток

39



Тип судна, группа, назначение

Единица

потребления

Суммарные расчет» ные величины водо» потребления питьевой и мытьевой воды, л/сут

Расчетная величина расхода воды на сан­ узлы, л/сут

Таблица 9

Коэффицие нт часовой неравно­ мерности водопот-

ребления

Пассажирские

и туристские

 

 

 

 

 

 

 

суда I группы с индивидуаль­

 

 

 

 

 

 

 

ными санузлами в каютах эки­

I

чел. (пас-

300-350

15-20

1,8—2,0

пажа

и пассажиров . . .

.

 

 

 

 

 

 

 

сажир или член

 

 

 

 

То же, с умывальниками

экипажа)

 

 

 

 

 

в

 

 

 

 

 

 

 

каютах пассажиров и экипажа

То же

 

250-300

15-20

1.8-2,0

и общими душами . . .

.

 

Пассажирские суда II груп­

 

 

 

 

 

 

 

пы и грузовые, буксирные суда

 

 

 

 

 

 

 

I группы с

умывальниками

в

 

 

 

 

 

 

 

каютах и общими душевыми и

 

>

 

200-250

15-20

пассаж. II гр.

банями .........................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1,8-2,0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

грузов.

I гр.

Маломерные

 

грузовые

и

 

 

 

 

 

3.8—

4,0

 

 

 

 

 

 

 

 

буксирные суда I группы с об­

 

 

 

 

 

 

 

щими

умывальниками

и ду­

 

 

 

150-200 15-20

5.8—

6,0

шевыми (банями) . . . .

1

пассажир

Все

суда

III

группы

, .

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

член эки-

30

10

 

То

же,

IV

группы .

пажа

 

5

 

_

 

 

I

пассажир

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

член эки-

25

10

 

Скоростные

суда III

 

пажа

 

0

 

_

 

группы

1

пассажир

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

член эки-

25

10

 

То

же,

IV

группы .

пажа

 

2

 

_

 

 

1

пассажир

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

член

эки-

22

10

 

 

 

 

 

 

 

 

пажа

 

 

 

 

 

Пр и ме ч а н и е .

Для

судов

III и

IV групп расчетные величины приняты

по Санитарным правилам.

 

 

 

 

 

 

 

 

составит около 40—60 т. Для грузового судна грузоподъемностью 2500—5000 т может быть принят такой же запас, но размещение цистерн необходимого объема вызовет значительные трудности. На буксирах-толкачах вообще невозможно разместить такие ем­ кости без увеличения размеров судна. Кроме того, для хранения запаса воды более чем на пять суток потребуются специальные устройства для ее консервации, как это принято на морских су: дах. За длительно хранящейся водой необходим соответствующий гигиенический контроль, осуществляемый на морских судах судо­ выми медиками.

40