ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
Очевидно, что длительное, более пяти суток, хранение запаса питьевой воды на речных судах нецелесообразно.
Пятнсуточный запас воды, т. е. порядка 20 т, потребует при рейсе, например, Астрахань—Москва не менее двух-трех остано вок для ее приема.
Кроме того, для приема воды с берега необходимо создавать через 250—300 км пути специальные причалы, оборудованные во допроводами большого сечения с тем, чтобы в короткое время за править водой судовые цистерны.
Сейчас из пароходств европейской части СССР только Москов ское может снабжать суда водой во всех портах и на пристанях. В восточных бассейнах страны только на причалах портов круп ных городов есть водопроводы. Следовательно, в бассейнах РСФСР нет возможности снабжения водой непосредственно с бе рега большого количества судов.
Однако отказ от этого способа снабжения судов водой обус ловлен не только отсутствием водопроводов на причалах портов. Днепровское речное пароходство УССР оборудовало причалы всея* портов разветвленной водопроводной ,сетью большой произ водительности при среднем расстоянии между портами около 100 км и установило на судах дополнительные емкости для питье вой воды. Тем не менее, подходы судов к причалам за водой, ожи дание очереди привело к непроизводительным простоям и сниже нию технико-экономических показателей работы флота. Днепров ское пароходство изыскивает более рациональные способы снаб жения водой транспортных судов.
Вопрос снабжения крупных пассажирских судов водой из бе реговых водопроводов решается еще сложнее. Прием воды хотя бы на двое суток потребует устройства на каждом судне емкостей объемом более 200 м3, что практически невозможно. Снабжение транзитных судов I группы водой с судов-водолеев, как показали расчеты, также экономически нецелесообразно. Это не означает, что от судов-водолеев следует отказаться совсем. Они необходи мы для обеспечения водой несамоходных судов, стоящих на рейде, плавучих кранов и некоторых судов технического флота, работа ющих вблизи портов.
Береговым водоснабжением могут пользоваться суда III и IV групп, которые работают вблизи портов и расходы воды на кото рых сравнительно невелики.
Пассажирские суда I и II групп, а также грузовые и буксир ные суда I группы, составляющие основное ядро транспортного флота, как показал анализ, наиболее целесообразно обеспечивать водой для питьевых и мытьевых целей с помощью станций
приготовления питьевой воды, устанавливаемых непосредственно на судах.
Таким образом, для снабжения питьевой и мытьевой водой судоз речного флота должны быть использованы все три способа водоснабжения.
41
§10. РАСЧЕТ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ СТАНЦИЙ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ, ОБЪЕМОВ НАКОПИТЕЛЬНЫХ ЦИСТЕРН
ИЗАПАСНЫХ ЕМКОСТЕЙ
Предложение о снабжении транспортного флота водой для питьевых и мытьевых целей от станций приготовления питьевой воды (сокращенно станции ППВ), установленных непосредствен но на судах, было одобрено Министерством речного флота. В свя зи с этим нужно было выбрать метод расчета необходимой произ водительности станций ППВ в зависимости от количества людей на судне и других факторов.
Производительность станций ППВ можно выбирать равной максимальному расходу воды, наблюдаемому в пиковые часы, или близкой к среднему часовому ее расходу, но с включением в си стему водоснабжения судна накопительной цистерны, в которой создается запас воды, обеспечивающий расходы в пиковые часы.
Выбор производительности станций ППВ, близкой к среднему часовому расходу воды, оказался более рациональным. При этом снижаются вес, габариты станции и ее стоимость. Кроме того, что очень важно, в случаях кратковременного выхода станции из строя на судне всегда имеется некоторый запас воды. Наличие накопительных цистерн повышает надежность работы системы во доснабжения. Наконец, накопительная цистерна, в которую посту пает вода, приготовленная станцией ППВ, обеспечивает допол нительное обеззараживание воды за счет увеличения времени контакта ее с обеззараживающим агентом (хлором, озоном и т. п.).
Принимая время работы станции ППВ равным 20 ч в сутки, можем определить производительность ее по следующему выра
жению: |
|
|
|
|
|
% |
п |
|
|
|
QCT— т — |
М 3. Ч , |
|
|
|
20 |
' 103 |
|
|
где т — коэффициент запаса, принимаемый равным |
1,05, если |
|||
станция приготавливает |
воду только для питьевых и |
|||
мытьевых |
целей; 1,1— для пассажирских |
и 1,3 — для |
||
грузовых, |
буксирных |
судов, если она приготавливает |
||
воду для технических целей; |
|
|
||
qv — расчетная |
суточная величина расхода воды |
на |
одногр |
|
человека, л/чел•сут; |
|
|
|
|
-----расчетная часовая величина расхода воды |
на |
одного |
||
человека |
при работе |
станции в течение 20 ч в сутки, |
||
л/чел • ч; |
|
|
|
|
п — число членов экипажа и пассажиров, чел.
42
Объем накопительной цистерны рекомендуется определять по выражению
И,,ц = 2/С %20 |
п _ „ 0,1 <?рп |
м |
|
|
ир- - |
№ |
|
||
где 2 — зремя, в течение которого |
наблюдается |
пиковый рас |
||
ход, ч; |
неравномерности |
водопотребления |
||
К — коэффициент часовой |
(см. табл. 9).
Накопительную -цистерну на небольших судах можно использо вать в качестве напорной, и вода из нее будет подаваться к по требителю.
В ночные часы, когда потребление воды, как видно из графи ков расхода (см. рис. 1—4), резко снижается, цистерна будет на полнена, п в дневные часы, когда расход возрастает и в отдель ные часы превышает производительность станции, она обеспечит эти пиковые расходы.
Пиковый расход может быть определен по выражению
Qn«K— K |
Яр_ |
п |
мя-'ч. |
20 |
10 |
Кроме накопительных цистерн питьевой воды, на судне, обо рудованном станцией ППВ, должны быть запасные емкости, в ко торые набирается забортная вода при подходе его к загрязненно му участку бассейна (к некоторым каналам, акваториям отдель ных портов п т. д.). Хотя станции ППВ проектируются на наибо лее тяжелый режим работы, т. е. с учетом максимального загряз нения воды в данном бассейне, рекомендуется на время прохож дения загрязненного участка или стоянки в порту с загрязненной акваторией принимать воду для обработки не из-за борта, а из запасной емкости забортной воды. Это уменьшит загрязнение фильтров и увеличит длительность фильтроцикла. В качестве за пасных емкостей можно использовать балластные отсеки, форпики и т. д., при условии, что через них не проходят фекальные и сточ ные трубы, топливные и масляные трубопроводы и они не грани чат через общую переборку с фекальными, топливными и масля ными цистернами.
Объемы запасных емкостей рекомендуется определять по вы ражению
Кз |
_ |
л р |
п |
|
20 |
~НН М ", |
где t — время прохождения загрязненного участка бассейна или стоянки в порту с загрязненной акваторией, ч.
Величину t указывают в техническом задании на проектиро вание судна. При отсутствии значения t в техническом задании,
43
его рекомендуется принимать: для пассажирских |
судов равным; |
||
10 ч, для грузовых и буксирных — 50 ч. |
объемы |
накопительных |
|
Производительность станций ППВ, |
|||
и запасных цистерн, определенные для |
различных |
типов реч |
|
ных судов по предлагаемым расчетным |
формулам, |
приведены |
|
в табл. 10. |
|
|
|
Судно
Количество пассажиров и экипажа |
Расчетная ве личина расхо да воды, д/чел-сут |
|
Т а б л и ц а |
10 |
|
т к |
Q c t » |
V . |
V |
vн.ц* |
¥з.емк |
||
|
мэ/ч |
м® |
м8 |
Туристское |
или |
пассажир |
|
|
|
|
|
|
|
||
ское с индивидуальными ду |
|
|
|
|
|
|
|
||||
шами и умывальниками |
, |
400 |
350 |
и |
2,0 |
7?7j |
28,0 |
70,0 |
|||
17-Ссажйрское или турист- |
|
|
|
|
|
|
|
||||
ское с индивидуальными умы- |
|
|
|
|
|
|
|
||||
вальниками и общими душа |
400 |
300 |
и |
2,0 |
6,6 |
24,0 |
60,0 |
||||
ми (проекты № 588, |
26-37) . . |
||||||||||
Пассажирское |
II |
группы е |
|
|
|
|
|
|
|
||
индивидуальными умывальни |
250 |
250 |
и |
2,0 |
3,5 |
12,5 |
31,0 |
||||
ками (проекты № 305, 860) . . |
|||||||||||
Грузовое |
или |
буксирное |
|
|
|
|
|
|
|
||
I группы (проекты № 507, 758, |
20 |
250 |
1,3 |
4,0 |
0,33 |
1,9 |
12,5 |
||||
791 и т. д |
. ) .......................... |
||||||||||
Маломерное |
грузовое |
или |
|
|
|
|
|
|
|
||
буксирное I |
группы |
(проекты |
7 |
200 |
1,3 |
6,0 |
0,09 |
0,85 |
3,5 |
||
№ Р-14, Р - 3 3 ) .......................... |
Суда III и IV групп, водоснабжение которых осуществляется из внешних источников (береговых водопроводов или с судов-во долеев), должны иметь запасные цистерны питьевой воды. При расположении на верхней палубе запасные цистерны можно одно
временно использовать в качестве напорных. |
|
судов |
III |
и IV |
|||
Объем запасных |
цистерн |
питьевой воды для |
|||||
групп может быть определен по выражению |
|
|
|
|
|||
V’a.u — 1,1 t o p ' + |
<?р" «г)"1 м3, |
|
|
|
|||
где q'v и q"v — расчетные суточные |
величины |
расхода |
воды на |
||||
одного |
члена |
экипажа и |
одного пассажира, |
||||
л/чел • сут; |
число членов |
экипажа |
и |
число |
|||
п, и «2 — соответственно |
|||||||
пассажиров, чел; |
|
|
запас |
питьевой |
|||
х — время, на которое рассчитывают |
|||||||
воды, |
сутки. |
|
|
|
|
|
|
Величину х указывают в техническом задании на проектирова ние судна. При отсутствии значения х в техническом задании егорекомендуется принимать: для пассажирских водоизмещающих судов пригородных и внутригородских линий равным двум сут кам, для скоростных судов — одним суткам, для буксирных судов III и IV групп — трем суткам.
44
Объемы запасных цистерн питьевой воды для различных судов III и IV групп, рассчитанные по предлагаемой формуле, приведе
ны в табл. 11.
Судно
Количест Расчетная ве во членов личина расхода экипажа воды на одного члена экипажа
количество |
на одного |
пассажи- |
|
ров |
пассажира |
Т а б л и ц а |
11 |
|
Время, на ко торое рассчи тан запас воды, сутки |
Объем запас ных цистерн |
питьевой воды, м8 |
Пассажирское |
водоизмещающее |
|
111 группы . . |
|
|
То же, IV группы |
, |
■ • • |
Скоростное пассажирское III труп-
пы . . . . . .
То же, IV группы , |
• • • |
Буксирное III группы . . • ■
То же, IV группы . . • k •
3 |
30 |
3,0 |
150 |
2 |
|
10 |
|
|
3 |
25 |
1,5 |
ТбО |
2 |
|
5 |
|
|
3 |
25 |
0 ,6 |
100 |
1 |
|
5 |
|
|
3 |
22 |
0,3 |
100 |
1 |
|
2 |
|
|
5 |
30 |
0,5 |
|
3 |
——
5 |
25 |
|
— |
3 |
0,4 |
|
§ 11. РАЦИОНАЛЬНЫЕ СХЕМЫ СИСТЕМ ВОДОСНАБЖЕНИЯ
На судне система водоснабжения может состоять из систем питьевой, мытьевой и забортной воды.
Рассмотрим требования, предъявляемые к каждой из этих си стем Санитарными правилами.
Система питьевой воды, как указывалось, подает воду, соответ ствующую по качеству требованиям ГОСТ 2874—73, на камбузы, в заготовочные, буфеты, умывальники, кипятильники и медицин ские помещения.
Независимо от способа водоснабжения (т. е. при подаче воды из внешнего источника или от станции ППВ) вода должна посту пать соответственно в запасную или накопительную цистерну.
Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к ци стернам питьевой воды, подробно изложены в гл. I и II. Если ци стерна установлена ниже главной палубы судна, то вода из нее подается насосом в пневмоцистерну (гидрофор), которая поддер живает постоянное давление в системе. От гидрофора идет сеть разводящих трубопроводов из оцинкованных труб, подающих во ду к водоразборным кранам, нагревателям и т. д.
45