ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
ром разрешается выполнять промывку. Сигнализацию нужно вы водить на пост управления силовой установкой судна.
4. Станция ППВ должна автоматически включаться в работу при уровне воды в накопительной цистерне не менее 50% и вы ключаться при наполнении ее до предусмотренного верхнего уров ня. Это требование обусловлено наличием пиковых расходов, на блюдаемых практически на всех судах. При запасе воды в цистер не менее 50% ее объема, в часы наибольшего расхода, воды мо жет не хватить. Наличие постоянного запаса воды на судне, рав ного 50% объема накопительной цистерны, позволит, в случае выхода станции из строя, обеспечить снабжение его водой на пе реходе до ближайшего пункта, где станция будет отремонтирова на или принят запас воды с берега.
5. В схеме станции должно быть предусмотрено на случай выхода из строя приборов автоматики, обеззараживающего уст ройства, прекращения подачи обеззараживающего агента автома тическое выключение ее и на посту управления силовой установ кой судна .включение сигнала «Станция неисправна!».
Автоматическое выключение станции при появлении неисправ ности предотвратит подачу необработанной воды в систему водо снабжения судна. Включение сигнала на посту управления позво лит своевременно принять меры к устранению неисправности или, если это нельзя выполнить силами экипажа, к сокращению рас ходов воды с учетом времени, в течение которого судно дойдет до порта, где может быть произведен ремонт или принята питье вая вода с берега.
6. Станция ППВ должна быть оборудована кранами для отбо ра проб обрабатываемой воды после каждого узла очистки и обез зараживания. Эти краны необходимы для периодического контро ля качества воды органами ^пидемслужбы и ежедневного контроля по косвенным показателям судовым медиком на пасса жирских и специально обученным членом экипажа на грузовых
ибуксирных судах.
7.Станция ППВ'должна быть надежной в работе и на ее об служивание должно затрачиваться минимальное время.
Механическая прочность деталей и узлов, их износостойкость, ■сопротивление изоляции электрооборудования, надежность при боров автоматики и контрольно-измерительных приборов долж
ны обеспечивать работу станции в течение |
навигации |
без от |
|||
казов. |
|
|
|
|
|
Затраты времени на обслуживание станции с учетом промывки |
|||||
'фильтров не должны превышать: |
1 м3/ч — 2 ч в неделю; |
||||
при производительности |
станций до |
||||
при |
производительности |
станций |
от 1 до |
5 м3/ч — 4 |
ч в не |
делю; |
производительности |
станций от 5 до |
10 м3/ч — 6 ч в не |
||
при |
|||||
делю. |
|
|
|
|
|
8. Конструкция станции должна отвечать требованиям ремон |
|||||
топригодности и обеспечивать возможность выполнения |
ремонт- |
60
ных работ путем замены блоков, узлов и отдельных деталей в ми нимальные сроки.
Свободный доступ ко всем сочленениям и возможность замены целиком неисправных или отработавших срок узлов и блоков сни зят затраты на эксплуатацию станций и повысят надежность их работы.
На основании опыта эксплуатации станций ППВ в течение не скольких лет сформулированы требования и рекомендации по раз мещению их на судах.
На новых судах станции рекомендуется устанавливать в от дельных помещениях. Эти помещения необходимо оборудовать эф фективной вентиляцией, так как хлор и озон являются вредными веществами и их предельно допустимая концентрация в возДухе помещений должна составлять соответственно 1,0 и 0,1 мг/м3. На эксплуатируемых судах такое размещение станций не всегда возможно. В данном случае у станций большой производительно сти, устанавливаемых на пассажирских судах, следует выносить в отдельное вентилируемое помещение только озонаторы, эжекто ры-смесители и контактные колонны, а у хлораторных станций — расходные баки гипохлорита натрия и дозирующие устройства. Остальные агрегаты: насосы, фильтры и другие можно размещать на свободных местах в машинном отделении. На эксплуатируемых грузовых и буксирных судах, где устанавливаются станции не большой производительности и в машинном отделении, как пра вило, нет постоянной вахты, допускается всю станцию монтиро вать в машинном отделении.
Изложенное выше относится к станциям, в которых обеззара живание воды производится хлором и озоном. Станции с бактери цидными лампами, не выделяющие в воздух помещения вредных веществ, во всех случаях можно размещать в машинных отделе ниях. Единственной мерой предосторожности в данном случае являются щитки на бактерицидных лампах для защиты глаз от ультрафиолетового излучения.
При размещении всех станций необходимо обеспечивать воз можность: свободного наблюдения за контрольными приборами Щита управления, фильтра и средств автоматики; вскрытия фильтра для осмотра, смены фильтрующей' загрузки и окраски внутренней поверхности; свободного доступа к переключателям режима работы, к арматуре для промывки фильтра, к кранам для
•отбора проб воды; выброса воздуха из помещений озонаторных и хлораторных станций в атмосферу в местах исключающих про никновение его в жилые, служебные и прочие помещения судна.
При установке хлораторных станций дополнительно следует предусматривать возможность свободного доступа к расходному баку для заливки раствора хлоросодержащего препарата и сво бодного доступа к регулировочному устройству дозатора.
При размещении озонаторных станций должны быть обес печены:
61
длина трубопровода, подводящего озон от озонаторных агре гатов к ' эжектору-смесителю, для предотвращения потери озона
из-за его разложения, не более 10 м; противодавление магистрали, отводящей обрабатываемую во
ду из контактной колонны в накопительную цистерну, не более
0,3 кгс/см2;
возможность вскрытия панелей корпуса озонаторных агрега тов для осмотра, демонтажа внутренних электродов и стеклянных диэлектриков, а также озонаторов в сборе.
§ 15. ОЗОНАТОРНЫЕ СТАНЦИИ ППВ
Па основании размерного ряда станций созданы озонаторные
станции производительностью 8; |
4; 0,5 и 0,1 |
м3/ч. В соответствии |
с производительностью станции |
получили |
названия «Озон-8», |
«Озон-4», «Озон-0,1» и «Озоп-0,5». Первые три типоразмера стан ций в настоящее время изготовлены как головные образцы и уста новочные серии, которые подвергаются длительным санитарнотехническим испытаниям и эксплуатационной проверке, а станция производительностью 0,5 м3/ч с 1969 г. выпускается серийно заво дом имени 40-й годовщины Октября.
Необходимо отметить, что после эксплуатационной проверки па крупных пассажирских судах с целью унификации и повыше ния надежности работы системы водоснабжения будут устанав ливаться две станции «Озон-4». Станция «Озоп-8» в серийное про
изводство не пойдет, и ее будут изготовлять |
только |
в отдель |
|||||
ных |
случаях для судов, где |
нельзя |
разместить |
две |
станции |
||
«Озоп-4». |
несколько модификаций |
станции |
производительно |
||||
Имеется |
|||||||
стью |
0,5 |
м3/ч: «Озон-0,5», |
«Озон-0,5Т», |
«Озон-0,5ТП-1» и |
|||
«Озон-0,5ТП-2». |
|
работают па |
переменном |
||||
Станции |
«Озоп-0,5» и «Озон-0,5Т» |
токе. Электропитание озонаторов «Озон-0,5Т» осуществляется по
двухпроводной |
схеме. |
Эти |
станции |
устанавливают |
как на сухо |
|||
грузных, так |
и на |
наливных судах. |
Выпуск станции «Озон-0,5» |
|||||
с однопроводной |
схемой |
электропитания |
в |
1973 |
г. прекращен. |
|||
Электрооборудование |
станций «Озон-0,5ТП-1» |
и «Озон-0,5ТП-2» |
||||||
(кроме озонаторов) |
работает па постоянном |
токе |
напряжением |
соответственно 110 н 220 В. Эти две модификации станции разра ботаны Горьковским ЦКБ МРФ для эксплуатируемых судов ста рой постройки с электростанциями постоянного тока.
Основные технические данные озонаторных станций приведены в табл. 15.
Поскольку технологическая схема обработки воды во всех озо наторных станциях принципиально одинакова, рассмотрим ее на примере наиболее распространенной станции производительно стью 0,5 м3/ч, а при описании каждой из станций остановимся на конструкции отдельных их узлов.
62
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица |
15 |
||
|
Наименование |
|
Единица |
,Озон-8“ ,Озон-4, |
,Озон-0,5‘ |
,Озон-О,И |
||||||||
|
|
измерения |
||||||||||||
Производительность |
м3/ч |
|
8,0 |
4,0 |
|
0,5 |
|
0.1 |
||||||
Расход |
воздуха . |
» |
|
8 -8 ,4 |
4 -4 ,5 |
0 ,5 -0 ,7 |
|
0 ,1 -0 ,1 5 |
||||||
Производительность по |
г/ч |
|
80—100 |
40-50 |
|
3—5 |
|
1,5—2 |
||||||
озону ................................ |
|
|
|
|||||||||||
Давление воздуха, по- |
кгс/см2 |
1,0 |
1,0 |
|
1,0 |
|
|
1.0 |
||||||
Даваемого |
в |
озонаторы |
|
|
|
|||||||||
Абсолютная влажность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
воздуха, |
подаваемого в |
г/кг |
|
0,5 |
0,5 |
|
0,5 |
|
0,5 |
|||||
озонаторы, |
не |
более . . |
|
|
|
|||||||||
Расход воды, охлаж- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Дающей |
озонаторы . |
м3/ч |
|
0,4 |
0,2 |
|
— |
|
|
— |
||||
Мощность, |
потреб- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
ляемая озонаторами . . |
кВт |
|
6,0 |
3,0 |
|
0,3 |
|
0,2 |
||||||
Скорость |
фильтрации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
в о д ы ................................. |
м/ч |
|
6,0 |
4,2 |
|
3.5 |
|
3.5 |
||||||
Интенсивность |
про- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
мывки |
фильтра . . . |
л/с-м2 |
6 - 7 |
6 - 7 |
|
6 - 7 |
|
6 - 7 |
||||||
Время |
промывки |
фи- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
льтра ................................. |
мин |
|
20-25 |
15-20 |
|
10-15 |
|
10-15 |
||||||
Давление, |
создаваемое |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
насосом |
забортной |
воды |
кгс/см2 |
4 ,0 -5 ,0 |
4 ,0 -5 ,0 |
4 ,0 -5 ,0 |
|
до 5,2 |
||||||
Напряжение |
на |
элек- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
тродах озонаторов . |
кВ |
|
9 -1 0 |
9 -1 0 |
|
9 -1 0 |
|
9—10 |
||||||
Параметры тока, необ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
ходимые |
для |
работы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
станции: |
|
|
|
|
в |
|
220 |
220 |
220; |
220*; |
110* |
|
220 |
|
напряжение . |
. _ . |
|
|
|||||||||||
частота . |
. |
Гц |
|
50 |
50 |
50; |
- |
- |
|
50 |
||||
Суммарная |
мощность, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
потребляемая |
агрегата |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
ми |
станции: |
насосами |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
забортной воды, венти |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
ляторами, |
озонаторами |
кВт |
|
17,0 |
11,0 |
|
2,0 |
|
0.8 |
|||||
и пр................................... |
|
|
|
|||||||||||
* |
Станции «Озон-0,5Т П-2» и «Озон-0,5ТП- 1 » . |
|
|
|
|
|
||||||||
Принципиальная |
схема |
озонаторной станции показана |
на |
|||||||||||
рис. |
6. |
|
забортной |
воды |
1, |
который автоматически |
включается |
|||||||
Насос |
с помощью поплавкового реле, установленного на накопительной цистерне питьевой воды, подает воду в верхнюю часть скорого напорного фильтра 2. Вода, проходя через фильтр сверху вниз, освобождается от взвешенных веществ. Из напорного фильтра 2 она направляется в сетчатый фильтр 3, задерживающий песчинки, которые могут быть вынесены из напорного фильтра. После этого вода поступает в смесительный агрегат, состоящий из эжекторасмесителя 4 и контактной колонны 7.
В эжектор-смеситель одновременно с водой поступает озоно воздушная смесь от озонаторного агрегата 8, здесь происходит
63
первый контакт обрабатываемой воды с озоном. За счет большой турбулентности потока в эжекторе-смесителе осуществляется бур ное перемешивание воды с озоно-воздушной смесью, интенсивное растворение озона в воде, что обеспечивает эффективное ее обез зараживание.
Затем вода с озоно-воздушной смесью направляется в контакт ную колонну. Здесь вода вторично смешивается с озоном: озоно воздушная смесь из разделительной камеры (нижней части ко лонны) через пористый керамический фильтр проходит в верхнюю часть контактной колонны, и пузырьки ее, поднимаясь вверх,
Рис. 6. Принципиальная схема озонаторной станции ППВ (станции «Озон-0,5»):
В — трубопровод сжатого |
воздуха; 3 — трубопровод забортной воды; |
О — трубопровод озо |
||
но-воздушной смеси; П — трубопровод питьевой |
воды; Ф — трубопровод |
фильтрованной |
||
|
воды |
|
|
|
вновь насыщают |
воду и частично |
растворяются |
в |
последней. |
В контактной колонне время контакта воды с озоном составляет 7—10 мин, что обеспечивает полное ее обеззараживание. Из кон тактной колонны вода поступает в нижнюю часть накопительной цистерны 9, где также есть фильтросы, благодаря которым вода, насыщенная озоном, интенсивно перемешивается с. водой, находя щейся в накопительной цистерне, дополнительно ее обеззаражи вая. Остатки озона выходят из воды через вентиляционную трубу, оканчивающуюся гуськом.
После наполнения цистерны поплавковое реле отключает на сос забортной воды, озонаторный агрегат, подачу сжатого возду ха, и станция останавливается.
04
Озонаторпый агрегат станции 8 включается одновременно с насосом забортной воды. Воздух в озонаторы подается от судовой системы сжатого воздуха. За счет сжатия воздуха до 25 30 кгс/см2 происходит его осушение. Влага, выпадающая в балло нах, периодически удаляется при их продувке. Из баллонов воз дух проходит через редукционный клапан, снижающий его давле ние до 1 кгс/см2. На воздушном трубопроводе предусмотрены предохранительный клапан, электромагнитный клапан, отключаю щий подачу воздуха, фильтр воздуха и ротаметр, показывающий количество воздуха, подаваемого на озонатор.
Кислород, содержащийся в воздухе, проходя через коронный разряд озонаторов, частично превращается в озон и из озонато ров выходит озоно-воздушная смесь, поступающая в эжектор-сме ситель.
На станциях «Озон-0,5», выпущенных в 1969—1970 гг., наблю дались частые выходы из строя озонаторов. Анализ причин неис правностей показал, что это происходит из-за пробоя диэлектри ков при осаждении в озонаторах влаги из воздуха во время приема его из атмосферы без осушения и попадания в озонаторы воды по трубопроводу озоно-воздушной смеси из контактной ко лонны при остановке станции.
Чтобы исключить попадание в озонаторы влаги из воздуха, в настоящее время его подают только от судовой магистрали сжа того воздуха. Для ликвидации второй причины в схему станции были введены дополнительные устройства, как-то: продувочное 6, установленное на контактной колонне и предназначенное для сня тия воздушной подушки, образующейся в ее верхней части в мо мент выключения станции вследствие бурного выделения озона^из воды, и невозвратное 5, расположенное перед эжектром-смесите- ле.м и предотвращающее попадание воды в трубопровод озоно-воз душной смеси.
Станции «Озон-8» и «Озон-4» отличаются от станций «Озон-0,5» и «Озон-0,1» не только производительностью, но и спо собом охлаждения озонаторов. У первых двух станций озонаторные агрегаты имеют водяное охлаждение. Вода на их охлаждение подается насосом забортной воды. Озонаторы станций «Озон-0,5»
и «Озон-0,1» |
охлаждаются воздухом с |
помощью |
специального |
вентилятора, |
размещенного в верхней части озонаторного агре |
||
гата. |
|
|
|
У станций «Озон-8» и «Озон-4» вода с озоном после эжектора- |
|||
смесителя смешивается в смесительной |
колонне, |
которой нет |
|
У станций «Озон-0,5» и «Озон-0,1». |
|
|
Озонаторные станции продолжают совершенствовать. Повыше нием надежности отдельных узлов станций и улучшением техно логической схемы ее занимаются ЦКБ «Волгобалтсудопроект», ГИИВТ и Горьковское ЦКБ МРФ. Испытываются озонатор с во дяным охлаждением для станций производительностью 0,5 м3/ч и Устройства для осушения воздуха, подаваемого на озонаторы; рас-
5—312 65