Файл: Барац, В. А. Водоснабжение судов речного флота.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

марки НД 630/10, а с 1972 г. эти станции поставляют с вихревыми

насосами марки ВКС 1/16.

Не останавливаясь подробно на причинах замены насосов, отметим лишь, что отказ от насосов 1-ВС-09 и установка поршне­ вых насосов связаны с быстрой потерей напора у вихревых насо­ сов по мере их износа. В связи с тем, что в 1970—1971 гг. станции работали с подачей воздуха в озонаторы из атмосферы за счет разрежения в эжекторе-смесителе, снижение напора, создаваемого насосом, приводило к уменьшению производительности станций. Поэтому были приняты к установке поршневые насосы, обеспечи­

вающие стабильный

напор.

насосов

регулируется

эксцентри­

Подача

поршневых

ком, изменяющим

ход поршня. Для

сглаживания

пульсаций

после поршневого насоса предусмотрен воздушный колпак. Одна­ ко у поршневых насосов наблюдались частые выходы из строя электродвигателей из-за перегрузок, возникающих при засорении клапанов, эжектора и др.

После перевода озонаторов на питание от баллонов сжатого воздуха его подача не зависит от разрежения в эжекторе-смеси­

теле. Это позволило вновь применять более

надежные

вихревые

насосы. Из выпускаемых промышленностью

был

выбран

насос

марки ВКС 1/16. Его

основные

характеристики:

подача

2,1—

3,2 м3/ч, давление

5 кгс/см2,

электродвигатель

мощностью

1.5 кВт при 1400 об/мин. Регулирование подачи, соответствующей паспортной, обеспечивается диаметром сопла эжектора-смесителя и предохранительным клапаном на трубопроводе после насоса. При повышении -давления часть воды через предохранительный клапан отводится во всасывающий трубопровод.

Электродвигатель насоса забортной воды включается магнит­ ным пускателем, которым управляют с помощью датчика поплав­ кового реле, установленного на накопительной цистерне.

Фильтр напорный — стальной цилиндрический сосуд вместимо­ стью 0,27 м3 с одной или двумя ступенями очистки воды.

Схемы фильтра представлены на рис. 8, а, б, а общий вид — на рис. 9.

Фильтры станций, изготовленных до 1972 г. (см. рис. 8, а), имеют одну ступень очистки, состоящую из нижнего поддержива­ ющего слоя кварцевого песка или гравия 4 с фракцией 1,2— 1.5 мм, высотой 100 мм, среднего фильтрующего слоя кварцевого песка 3 с фракцией 0,25—0,5 мм, высотой 500 мм и верхнего филь­ трующего слоя 2 с фракцией 0,15—0,25 мм, высотой 300 мм.

Корпус фильтра 1 имеет

патрубки: 9 — для

присоединения

труб, по которым подводится

вода, 5, по которым

она отводится,

и штуцеры 7, 13 для установки трубок манометров. В нижней ча­ сти фильтра есть кран 6 для спуска воды. На верхней съемной крышке 12 установлен предохранительный клапан 15, предотвра­ щающий повышение давления в фильтре более чем 4 кгс/см2, и поплавковый клапан 14 для стравливания воздуха, выделяющего­ ся из воды. Внутри фильтра, в верхней его части, находятся тру­

5*

67


ба 10 и воронка 11, через которую поступает вода. В нижней ча­ сти фильтра установлены дренажные колпачки 8 для прохода фильтрованной воды.

Забортная вода подается насосом через патрубок 9 в трубу 10 и сливается через воронку И. Далее она проходит фильтрующую загрузку и опускается в нижнюю часть фильтра. Очистка воды происходит в верхнем фильтрующем слое с наименьшими зазора­ ми между зернами песка.

Рис. 8. Фильтр напорной станции «'Озон-0,5»

Очищенная от взвесей вода через дренажные колпачки 8 и па­ трубок 5 направляется к эжектору-смесителю.

Со второй половины 1972 г. на станциях «Озон-0,5Т» устанав­ ливают более совершенные двухступенчатые фильтры (см. рис. 8, б ). У этих фильтров предусмотрены съемные верхняя 12 и ниж­ няя 16 крышки, через которые загружают и заменяют фильтрую­ щий материал, а также устанавливают и заменяют дренажные колпачки.

Корпус модернизированного фильтра разделен дренажным кругом 18 на верхнюю и нижнюю ступени.

68


т. е. снизу вверх. У двухступенчатого фильтра каждую ступень промывают отдельно, для отвода промывочной воды из нижней

ступени предусмотрен патрубок 17.

Сетчатый фильтр (рис. 10) представляет собой цилиндрический сосуд с внутренним диаметром 70 мм, состоящий из двух камер 2 и 4. Камеры соединены фланцами, между которыми установлена решетка с сеткой 3. Вода поступает от напорного фильтра через штуцер 5 в нижнюю камеру, проходит решетку с сеткой и выходит

через штуцер 1 к эжектору-смесителю. Осадок,

образующийся

в нижней камере,

периодически. удаляется

через

спускной

кран 6.

(рис. 11) состоит из корпуса 4,

к которому

Эжектор-смеситель

присоединен с помощью фланцев 2 резьбовой патрубок 1. В кор­ пус эжектора-смесителя вставлено съемное капроновое сопло 3,

Рис. 11. Эжектор-смеситель

также крепящееся фланцами 2. К патрубку 1 эжектора-смесителя подводится фильтрованная вода с давлением 3,5—4,0 кгс/см2, а к патрубку 6 — озоно-воздушная смесь.

Фильтрованная вода, поступающая через сопло 3, па выходе из него приобретает большую скорость, в результате чего в каме­ ре смешения 5 и горле 7 эжектора-смесителя образуется вакуум. Под действием его озоно-воздушная смесь, поступающая от озо­ наторов, засасывается в камеру смешения. Вследствие большой турбулентности потока в горле и диффузоре 8 эжектора-смесите­ ля озоно-воздушная смесь интенсивно смешивается с водой. Вре­ мя контакта воды с озоном в эжекторе-смесителе составляет все­ го несколько секунд, однако обеззараживание здесь весьма эф­ фективно за счет хорошего перемешивания воды с озоно-воздуш­ ной смесью.

Контактная колонна (рис. 12 и 13) состоит из цилиндрического корпуса 1, в нижней части которого установлена камера разделе­ ния озоно-воздушной смеси и воды 5. Колонна и камера разделе­ ния сообщаются через трубопровод 3 с дроссельным устрой­ ством 4, с помощью которого регулируется уровень воды в камере. Вода из камеры разделения направляется в верхнюю часть колон­ ны, а озоно-воздушная смесь — в нижнюю часть ее через

70


Накопительная цистерна (рис. 14) не поставляется в комплекте станции ППВ, хотя является одним из ее элементов и предназ­ начена для создания запаса воды, используемого в часы наиболь­ шего расхода последней. В зависимости от уровня воды в нако­ пительной цистерне включается и выключается станция. Конст­ рукция и размещение накопительной цистерны на судне указыва­ ются в проектах привязки станции ППВ на судне. Объем цистер­

ны для

каждого

конкретного судна

определяют

по

формулам,

 

 

 

приведенным в гл. III.

 

 

 

 

 

 

 

Накопительная цистерна состоит из

 

 

г.

корпуса

1, внутри

которого

 

располо­

 

7

жен

дренажный

трубопровод

2 с

 

ие

фильтросами 3. На корпусе

устанав­

 

-

 

ливают водомерное стекло 5 для ви­

 

 

 

зуального наблюдения за уровнем во­

 

 

 

ды в цистерне и вентиляционную тру­

 

 

 

бу 6, через которую выделившаяся из

 

 

 

воды озоно-воздушная смесь уходит в

 

 

 

атмосферу.

 

 

 

разме­

Ме я

/Е аУЕЙУ УЕ22

У

В накопительной цистерне

щается поплавковое реле 7, обеспечи­

 

 

 

вающее

включение

насоса

забортной

 

 

 

воды

и

озонаторного

агрегата

при

 

 

 

уровне воды в цистерне, соответству-

Рис. 14.

Накопительная

ци- ющем 50% ее объема,

и выключение

 

стеРиа

 

при наполнении цистерны до установ­

 

 

 

ленного верхнего уровня.

 

 

 

Через патрубок 4 с предохранительной сеткой вода забирается насосом питьевой воды и подается в систему питьевого водоснаб­ жения судна.

Кроме накопления запаса воды для покрытия пиковых расхо­ дов, в накопительной цистерне происходит дополнительное обез­ зараживание воды, так как озоно-воздушная смесь, выделяющая­ ся в дренажном трубопроводе, вновь поступает через фильтросы в воду, вступая третий раз в контакт с ней. Это также предотвра­ щает развитие в цистерне бактериальной микрофлоры.

Озонаторный агрегат (рис. 15) состоит из кожуха 1, в котором па изоляторах 2 установлены озонаторы 6, высоковольтный транс­ форматор 14 и два конечных выключателя 13, отключающих зысокос напряжение п станцию при открытии дверец 15 кожуха.

На верхней стейке кожуха размещены: щит управления стан­ цией 12, регулировочный реостат 10 для снижения подаваемого па трансформатор напряжения с 127 до 100 В, электровентилятор 9, охлаждающий озонаторы и одновременно вентилирующий поме­ щение, н магнитный пускатель И электровентилятора.

На передней стенке кожуха установлен блок

подачи

воздуха

и отвода озоно-воздушной смеси.

системы

сжатого

Воздух на озонаторы подается от судовой

воздуха в патрубок 19, далее через редуктор

18,

снижающий дав-

72


Рис. 15, Озонаторпый агрегат станции «Озон-0,5»

ление до. 1 кгс/см2, электромагнитный клапан 17, фильтр возду­ ха 20 и запорный клапан 21. Между редуктором и электромагнит­ ным клапаном установлен предохранительный клапан 22.

Количество воздуха, подаваемого на озонаторы, определяется по ротаметру 23 и должно быть не менее 500 л/ч, что соответству­ ет приблизительно 70—80 делениям по шкале ротаметра. После ротаметра воздух по трубе 8 поступает последовательно в верх­ ний и нижний озонаторы. При прохождении его через коронный разряд, возникающий между электродами озонаторов, образуется озоно-воздушная смесь. Она выходит по трубе 7 через водосбор­ ник 16. Последний служит для улавливания отдельных капель во­ ды, которые могут попасть в озонаторы из контактной колонны при остановке станции.

На боковых дверцах кожуха озонаторного агрегата сделаны окна, через которые визуально наблюдают за коронным разрядом озонаторов.

От высоковольтных контактов трансформатора ток с напряже­ нием 10000 В подводится к контактам внутренних электродов 4. К наружному электроду 5 ток подводится через лапу 3, с помо­ щью которой корпуса озонаторов крепятся к высоковольтному изолятору.

На станциях «Озон-0,5», выпущенных до 1972 г., питание озо­ наторов предусмотрено по однопроводной схеме, т. е. ток от трансформатора подается к контактам внутренних электродов и к наружным электродам, укрепленным непосредственно на кожу­ хе озонаторного агрегата. Поскольку однопроводная схема пита­ ния не допускается на танкерах и толкачах, используемых для вождения наливных судов, в станциях, выпускаемых со второго полугодия 1972 г., озонаторы установлены на высоковольтные изо­ ляторы и ток от трансформатора подводится к ним так, как опи­ сано выше (станция «Озон-0,5Т»).

Основным элементом

озонаторного

агрегата является о з о н а ­

тор

(рис. 16), вырабатывающий

озон

из кислорода

воздуха при

пропускании

последнего

через

коронный

разряд,

возникающий

под действием

переменного электрического

тока

напряжением

10 000 В. Озонатор состоит из корпуса

10, представляющего собой

трубу

из нержавеющей

стали

с внутренним диаметром 40 мм.

Корпус одновременно является наружным электродом озонатора. На концах корпуса, соосно с ним, закреплены квадратные флан­ цы 11 с кольцевыми выточками, в которые вставляются крышки 13 из органического стекла.

Крышки крепятся к корпусу с помощью свободно сидящих фланцев 12. К фланцам 11 приварены патрубки 9 для подвода воздуха и отвода озоно-воздушной смеси. В наружный электрод вставлен внутренний электрод 5, также выполненный из нержаве­ ющей стали, с наружным диаметром 33,5 мм. На центрирующие стержни 1 внутреннего электрода установлены изоляторы 2 из фторопласта.

74