Файл: Барац, В. А. Водоснабжение судов речного флота.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Между наружным и внутренним электродами находится ди­ электрик 7, который центрируется относительно внутреннего элек­ трода с помощью цанги 4 и нажимной втулки 3. Диэлектрик пред­ ставляет собой стеклянную трубку с наружным диаметром 38 мм и толщиной стенки 1 мм. Длина его 930 мм.

Для нормальной работы озонатора и равномерного распреде­ ления подаваемого напряжения необходимо, чтобы зазор между внутренним и наружным электродами и диэлектриком был одина­ ков по всей длине озонатора.

Рис. 16. Озонатор станции «Озон-0,5»

Стеклянный диэлектрик исключает возможность искровых раз­ рядов между электродами, равномерно распределяет разряд по всей их длине и ограничивает ток в цени разряда.

Внутренний электрод вместе с диэлектриком центрируется по наружному путем посадки изоляторов в пазы крышек, которые, в свою очередь, сцентрированы с наружным электродом в кольце­ вых проточках квадратных фланцев корпуса.

Продольные перемещения внутреннего электрода предотвра­ щаются пружиной 8, надетой на центрирующий стержень и упи­ рающейся в корпус крышки озонатора. Высокое напряжение к внутреннему электроду подводится через контакт 14 в крышке озонатора и центрирующий стержень. При работе озонатора вы­ деляется тепло, для отвода которого на наружном электроде сде­ ланы ребра 6.

Продувочное устройство (рис. 17) состоит из корпуса 1, соеди­ ненного с помощью резьбового фланца 12 с основанием 2. Между корпусом и основанием установлена центрирующая втулка 3, яв­ ляющаяся одновременно и направляющей втулкой для штока 4. Между нижним фланцем 5 основания и крышкой 6 зажата рези­ новая диафрагма 7. На штоке 4 укреплена тарелка 14 клапана.

75

В открытом положении клапан удерживается пружиной 11, натя­ жение которой регулируется гайкой 10.

При открытом положении клапана шток своим воротником опирается на втулку 3. Усилие на шток от диафрагмы передается через шайбу 8. На крышке 6 имеется штуцер 9, который присое­ диняется к магистрали от фильтра к эжектору-смесителю (см.

рис. 6).

Продувочное устройство крепится в верхней части контактной колонны. К штуцеру 13 (см. рис. 17) присоединяется трубка для

Рис. 17. 'Продувочное

устройство

Рис. 18. Невозвратное

уст­

 

 

ройство

 

слива воды и отвода

озоно-воздушной смеси при открытии

кла­

пана.

 

 

 

При включении станции давление, создаваемое насосом за­ бортной воды, передается на диафрагму 7 и через шайбу 8 на шток 4. Тарелка 14 клапана поднимается и закрывает отверстие, герметизируя верхнюю часть контактной колонны.

В момент остановки насоса забортной воды давление в трубо­ проводе, подводящем воду к эжектору-смесителю, падает и соот­ ветственно снимается давление с диафрагмы 7 и шайбы 8. В ре­ зультате этого под воздействием пружины И клапан открывается и озоно-воздушная смесь с водой выходит через штуцер 13, сни-

76


мая давление в верхней части контактной колонны и предотвра­ щая попадание воды в озонаторы.

Невозвратное устройство (рис. 18) состоит из корпуса 1, кла­ пана 2 и двух крышек со штуцерами 4 из нержавеющей стали для подвода озоно-воздушной смеси. Собирается невозвратное устрой­ ство с помощью трех болтов 3.

При включении станции под воздействием давления озоно-воз­ душной смеси и разрежения, создаваемого в эжекторе-смесителе, клапан 2 открывается и озоно-воздушная смесь поступает в эжек­ тор-смеситель.

В момент остановки станции клапан 2 закрывается, предот­ вращая проникновение воды в трубопровод озоно-воздушной смеси.

На станциях ППВ, выпущенных до 1971 г., вместо невозврат­ ного устройства был установлен невозвратный клапан, однако конструкция и материалы, из которых он изготовлен, не обеспечи­ вали надежного закрытия трубопровода озоно-воздушной смеси и при остановке станций вода попадала в озонаторы, что приводи­ ло к пробою диэлектриков.

Описанное невозвратное устройство в комплексе с продувоч­ ным устройством на контактной колонне, по данным опытной экс­ плуатации, предотвращает попадание воды в озонаторы при авто­ матическом выключении станции.

Конструкция невозвратного устройства продолжает совершен­ ствоваться, и, в частности, клапан 2 в настоящее время изготов­ ляется из нержавеющей стали ОХ18НЮТ.

В 1973 г. лабораторией систем ГИИВТа разработан и испы­ тан на стенде двухшариковый невозвратный клапан, оказавшийся более надежным ранее применяемых. В навигацию 1974 г. он бу­ дет установлен на эксплуатируемых судах для проверки.

Схема электрооборудования станции «Озон-0,5Т» приведена на рис. 19.

Электрическая схема станций на переменном и постоянном токе обеспечивает работу в автоматическом и ручном режиме.

Включение на автоматический или ручной режим производится переключателем рода работы ВРР. Независимо от режима работы

выключатели ВП1 и ВП2 и

автоматический выключатель

ВА

Устанавливаются в положение «Включено».

ра­

При а в т о м а т и ч е с к о м

р е ж и м е переключатель рода

боты ВРР должен находиться в положении «Автоматическая ра­ бота». В данном случае на щите управления станцией загорается пампа ЛС1, сигнализирующая о том, что в схему управления поДано питание. Задающим элементом в автоматическом режиме Работы является поплавковое реле РП, которое в зависимости от Уровня воды в накопительной цистерне включает или отключает Станцню. При понижении уровня воды в цистерне до установлен­

ного^ нижнего на поплавковом реле РП замыкаются*

контакты

°П У п на катушку контактора КР подается

питание

по

цепи:

Предохранитель Пр1 — контакты ВВУ и ВНУ

поплавкового

ре­


ле — контакт

ВРР — кнопка КнС1 — катушка контактора Кр

контакты ВК1

и ВК2 конечных выключателей — предохранитель

Контактор Кр включает питание на первичную обмотку высо­ ковольтного трансформатора; шунтирует кнопку пуска вентиля­ тора КнПЗ и пускает его; включает: электромагнитный вентиль ЭМВ, открывающий поступление воздуха на озонаторные трубки

ОТ, насос забортной воды через промежуточное реле Р2, контак­ ты которого шунтируют кнопку КнС2 и катушки магнитных пуска­ телей РМ1, РМ2, сигнальные лампы ЛС2 (озонатор работает) и ЛСЗ (работает насос).

При заполнении цистерны до верхнего уровня поплавковое ре­ ле размыкает контакт ВВУ, схема обесточивается и выключается насос забортной воды и вентилятор, закрывается электромагнит­ ный вентиль на магистрали подвода воздуха и снимается питание с первичной обмотки трансформатора Тр2.

Повторно станция включается в работу при снижении уровня воды в цистерне до установленного нижнего.

При р у ч н о м р е ж и м е переключатель рода работы ВРР устанавливается в положение «Ручная работа». На щите управле­ ния загорается лампа ЛС1 («Питание подано»).

Нажатием кнопки КнП1 производится включение насоса за­ бортной воды и озонаторов. При этом питание на катушку кон­ тактора Кр подается по цепи: предохранитель Пр1— контакты

78

переключателя ВРР — кнопки КнП1 и КнС1. Катушка КР, полу­ чив питание, через конечные выключатели ВК1 и ВК2, предохра­ нитель Пр2 и автоматический выключатель ВА подает питание на первичную обмотку понижающего трансформатора Тр1. Одновре­ менно получают питание электромагнитный вентиль ЭВМ, проме­ жуточное реле Р2, контакты которого шунтируют кнопку КнП2 магнитного пускателя РМ1 и включают электродвигатель насоса забортной воды. При включении озонаторов и насоса забортной воды загораются лампы ЛС2 («Озонатор работает») и ЛСЗ («На­

сос работает»).

Вентилятор включается кнопкой КнПЗ.

Станция останавливается после наполнения накопительной ци­ стерны нажатием кнопки КнС1. При этом катушка контактора КР и катушки Р2, РМ1, РМ2 обесточиваются, выключаются насос забортной воды и озонаторы, закрывается электромагнитный вен­

тиль ЭМВ.

Выключается вентилятор кнопкой КнСЗ.

При необходимости наблюдения за распыливанием озона з контактной колонне и линией раздела воды и озона в камере раз­ деления лампы подсветки ЛП включаются выключателем В.

Д л я з а щ и т ы э л е к т р о о б о р у д о в а н и я , а п п а р а т у ­ ры у п р а в л е н и я и к а б е л е й от п е р е г р у з о к и к о р о т ­ ких з а м ы к а н и й в схеме предусмотрены предохранители Пр1, Пр2, смонтированные на щите управления станцией. Элек­ тродвигатели насоса забортной воды и вентилятора имеют тепло­ вую защиту, установленную в магнитных пускателях. В случае возникновения перегрузки тепловые реле РТ1 или РТ2 разорвут цепь питания катушки магнитного пускателя и отключат электро­ двигатель от сети. Цепи управления насоса забортной воды защи­ щены плавкими предохранителями, находящимися в щите управ­ ления. Автоматический выключатель ВА защищает цепь пита­ ния озонаторов. При увеличении тока в цепи он отключает схему от питающей сети.

При пробое диэлектрика озонатора ток в цепи питания первич­ ной обмотки высоковольтного трансформатора Тр2 увеличивается, автоматический выключатель ВА разрывает цепь питания, замы­ каются контакты Р1 и в ходовой рубке загорается аварийно-пре­ дупредительный световой сигнал «Озонатор не работает».

Чтобы предотвратить поражение обслуживающего персонала высоким напряжением, на дверцах кожуха озонаторного агрегата имеются конечные выключатели ВК1 и ВК2, отключающие пита­ ние станции при открытии дверцы.

' Контроль за работой станции в автоматическом режиме осу­ ществляет поплавковое реле РП, которое размыкающим контак­ том ВВУ отключает станцию при наполнении цистерны до верх­ него уровня и замыкающим контактом ВНУ включает ее при Установленном нижнем уровне.

В режиме ручного управления контроль за работой станции, временем включения ее и выключения производится обслуживаю­

79



щим персоналом путем наблюдения за уровнем воды в накопи­ тельной цистерне по водомерному стеклу.

Схемы электропитания станций «Озон-0,5ТП-1» и «Озон-0,5ТП-2» отличаются следующим:

электродвигатели переменного тока насоса забортной воды п вентилятора заменены электродвигателями постоянного тока на­

пряжением соответственно ПО и 220 В;

преобразователя

ПО-550Ф

питание

озонаторы получают от

110/125 В

(«Озон-0,5ТП-1»)

или

ПО-550АФ

220/125 В

(«Озон-0,5ТП-2»);

станцией «Озон-0,5ТП»

подается

питание

на щит управления

от преобразователя через трансформатор ОСКО-0,5/0,5 220/133 В, чем достигается унификация щитов управления станцией, работа­ ющих от сети переменного и постоянного тока;

в схему для обеспечения автоматического включения преобра­ зователей дополнительно введен контактор КМ 2241-9 с катушкой постоянного тока ПО или 220 В.

Принципиальные схемы электрооборудования станций «Озон-4» и «Озон-8» отличаются тем, что в них применены трансформаторы типа ОМ 1,25/10 7191, повышающие напряжение, подаваемое на озонаторы, до 10 000 В непосредственно с 220 В. В связи с этим из схемы исключен реостат для регулирования напряжения в первич­ ной цепи трансформатора.

Станции производительностью 8 и 4 м3/ч («Озон-8» и «Озон-4)

Эти станции предназначены для обеспечения питьевой водой крупных и средних пассажирских судов.

Принципиальные схемы станций «Озон-8» и «Озон-4» незначи­ тельно отличаются от схемы станции «Озон-0,5». Электрические схемы также одинаковы, отличаются они только числом электро­ двигателей насосов забортной воды (у станций «Озоп-8» и «Озон-4» их по два). Кроме того, у станции «Озон-8» два озонаторпых агрегата и соответственно увеличено количество органов и приборов управления ими на щите управления.

Узлы станций «Озон-8» и «Озон-4» рассматриваются совмест­ но, так как различие их заключается только в количестве озонаторных агрегатов, эжекционпых смесителей и смесительных ко­ лонн, размерах фильтра.

Насосы забортной воды типа ВКС 2/26 с подачей 4 м3/ч при давлении порядка 5 кгс/см2 установлены в обеих станциях.

В станции «Озоп-8» одновременно работают два насоса, а в станции «Озон-4» — один, второй является резервным.

Насосы приводятся в действие от электродвигателей А02-42-4 мощностью 2,75 кВт. Включаются насосы от поплавкового реле, смонтированного на накопительной цистерне. Предусмотрено так­ же выключение электродвигателей насосов при неисправности озонаторов от специального автоматического выключателя.

80