Файл: Барац, В. А. Водоснабжение судов речного флота.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

бованиям ГОСТа. Испытания позволили выявить конструктивные недостатки отдельных узлов, которые учтены при корректировке документации на первую промышленную серию.

Одновременно с выпуском первой промышленной серин стан­ ции «Озон-0,1» в 1974 г. будет тщательно проверена надежность ее работы в лаборатории ГИИВТа, а с 1975 г. предполагается ор­ ганизовать серийное изготовление на Куйбышевском судоремонт­ ном заводе ВОРПа.

Станция ППВ на новых пассажирских судах (рис. 29)

На четырех пассажирских судах, построенных в Австрии, и нескольких судах, строющихся в ГДР и ЧССР, установлены озонаторные станции ППВ, изготовленные фирмой «Бран и Люббе»

(ФРГ).

Основные технические данные станции

П роизводительность....................................

 

7.5—

8,0 м3/ч |(максималь-

Расход воздуха

 

 

мая до Ю м3/ч)

...........................................

 

1.5—

2,5 м3/ч

Производительность по озону (регули­

 

 

руемая)

......................................................

 

 

до 30 г/ч

Давление воздуха, подаваемого в озо­

 

 

наторы .........................................................

 

 

 

0,6 кгс/см2

Расход воды, охлаждающей озонаторы

0,16 м3/ч

Мощность,

потребляемая

озонаторами

 

 

(регулируемая ..........................)

. . 1

 

до 0,75

кВт

Напряжение

на

электродах озонаторов

20 кВ

 

Суммарная

мощность ,

потребляемая

7 кВт

 

станцией .....................................................

 

 

 

 

 

 

За бо р т

 

 

И потребителям

90


Забортная вода из кингстона или из запасной емкости подает­ ся насосом забортной воды 2 в фильтр. В трубопровод между насосом 2 и фильтром вводится коагулянт — сернокислый алюми­

ний — A12(S04)3-

Коагулянт периодически приготовляют в емкости 4 и перека­ чивают насосом 5 в расходный бак. Из расходного бака через фильтр 6 коагулянт подается дозирующим насосом 3 в количестве 2,3 л/ч (10%-ный раствор) при номинальной производительности станции. Затем в воду с коагулянтом вводится озоно-водяная смесь от эжектора-смесителя 9. Обрабатываемая вода, коагулянт и озоно-водяная смесь перемешиваются в контактном шлейфе № 1, представляющем собой трубопровод длиной 15 м, уложенный в ви­ де змеевика. После контактного шлейфа вода через водомер 7 по­ ступает в верхнюю полость одного из фильтров. В составе станции два фильтра диаметром 1200 мм. Они могут работать поочередно и одновременно. В верхней полости фильтра, где вода находится 3—4 мин, происходит коагуляция, и хлопья осаждаются на песча­ ной загрузке, имеющей фракцию 0,7—1,3 мм.

После прохождения фильтра вода направляется в накопитель­ ную цистерну, но по пути в нее вновь подается озоно-водяная смесь от эжектора-смесителя 10. Вторичное перемешивание про­ исходит в контактном шлейфе № 2, представляющем собой трубо­ провод длиной около 5 м.

Из накопительной цистерны очищенная и обеззараженная вода насосом питьевой воды 1 подается на гидрофор и к по­ требителям.

Узел озонирования состоит из двухтрубного озонатора, в со­ ставе которого имеется осушитель воздуха с автоматической реге­ нерацией; насоса повышения давления 8; двух эжекторов-смесите­ лей 9 и 10 и арматуры для регулирования. Рабочей жидкостью в эжекторах является вода, отбираемая после фильтра насосом 8, имеющим подачу 2 м3/ч при давлении 10 кгс/см2. За счет высокого давления в эжекторах происходит эффективное перемешивание озоно-воздушной смеси с водой, и озоно-водяная смесь дважды смешивается с обрабатываемой водой в контактных шлейфах.

Работа станции автоматизирована, -за исключением операций по промывке и уплотнению фильтров. Включение и выключение станции производятся в зависимости от уровня воды в накопи­ тельной цистерне.

В системе автоматики применено реле времени, включающее озонатор за 3 мин до включения насоса забортной воды.

Из описания и принципиальной схемы видно, что технология обработки воды в станции фирмы «Бран и Люббе» значительно отличается от принятой в отечественных озонаторных станциях. Общим является только применение одинакового обеззараживаю­ щего агента — озона.

Санитарно-технические испытания станции, проведенные в мае 1974 года, дали положительные результаты.

91


§ 16. СТАНЦИИ ППВ С БАКТЕРИЦИДНЫМИ ЛАМПАМИ

Станции ППВ с бактерицидными лампами, как видно из

табл. 14, широко распространены на судах.

Безреагентный метод обеззараживания воды с помощью уль­

трафиолетового

излучения весьма удобен для

судовых условий,

в связи с этим

в СССР, а также зарубежными

фирмами было

спроектировано и изготовлено несколько различных типов станций ППВ с бактерицидными лампами. До последнего времени такие станции работали на судах проектов № 305, 26-37, 749, 112, 21-88, 576, 507А, 507Б, 758А. Хотя в станциях применяется один и тот же способ обеззараживания, они отличаются как по технологиче­ ской схеме обработки воды, так и по конструкции отдельных

узлов.

Первые станции с бактерицидными лампами имели очень про­ стую технологическую схему обработки воды. Забортная вода по­ давалась насосом в одноступенчатый напорный песчаный фильтр, затем отфильтрованная вода поступала в узел обеззараживания с бактерицидными лампами и после обеззараживания — в накопи­ тельную цистерну. Такие станции, установленные на судах проек­ тов № 26-37, 576 и 21-88, не обеспечивали надежной очистки и обеззараживания воды и впоследствии у станций отечественной и зарубежной постройки технологическая схема обработки воды была значительно усовершенствована. В основном усовершенство­ вание коснулось схемы очистки и осветления воды, поступающей на обеззараживающий узел.

В станциях с усовершенствованной схемой обработки воды установлены электролизеры для коагуляции взвесей перед поступ­ лением воды на фильтр. Такие станции имеются на судах проек­ тов № 305, 507А, 507Б, 758А, 749 и 112.

Поскольку станции с бактерицидными лампами без электроли­ зера на судах проектов № 21-88 и 576 не обеспечивают приготов­ ления питьевой воды, отвечающей необходимым требованиям, и подлежат замене, они здесь не рассматриваются. В настоящей главе также не описывают и станции пассажирских судов проек­ тов № 26-37 и 305, так как с целью повышения надежности бак­ териологической очистки воды с 1971—1972 гг. в качестве обезза­ раживающего узла па них установлены хлораторные устройства (см. § 17).

Таким образом, ниже описаны станции с бактерицидными лам­ пами и электролизером, установленные на судах проектов № 507А, 758А и 507Б. Эти станции при соответствующем обслуживании могут приготавливать воду, по основным показателям соответству­ ющую ГОСТу, и, очевидно, еще длительное время будут исполь­ зоваться на судах.

i От;анции на судах проектов № 749 и 112, созданные венгер­ ской фирмой «Обуда», принципиально не отличаются от станции судов проектов № 507А и 758А и специально не описываются.

Рассмотренные ниже станции, установленные на судах отече­ ственной постройки, разработаны ЦКБ «Волгобалтсудопроект».


Станция, установленная 1на судах проектов № 507А, 758А

(рис. 30)

Насос 1 подает забортную воду на электролизер 2, где она подвергается электрохимической коагуляции. При этом все за­ грязнения, включая дисперсные взвеси, находящиеся в воде, ук­ рупняются за счет притягивания их друг к другу и слипания в ватоподобные хлопья. Из электролизера вода поступает в верх­ нюю часть фильтра 3 и, пройдя через песчаную загрузку сверху

вниз, очищается от скоагулированных загрязнений. Фильтрован­ ная вода подается в аппараты обеззараживания 4 с бактерицид­ ными лампами и после обеззараживания — в накопительную цис­

терну 5.

Из накопительной цистерны вода направляется насосом питье­ вой воды в гидрофор и далее к потребителям.

Работа станции ПИВ автоматизирована, за исключением про­ мывки фильтра и электролизера.

При понижении уровня воды в накопительной цистерне по­ плавковое реле включает питание на бактерицидные лампы, элек­ тролизер и насос забортной воды. Насос забортной воды включа­ ется в действие через реле времени, с тем чтобы к моменту пода-' чи воды в электролизер и аппараты обеззараживания они нахо­ дились в рабочем состоянии.

Ниже приведено краткое описание основных узлов станции.

Насос забортной воды 1-ВС-09 имеет подачу 3 м3/ч и давление

5,5 кпс/см2. Подача его регулируется ^вентилем на 0,5 м3/ч при дав­ лении 3 кгс/см2. На напорном трубопроводе смонтирован предо-

93

хранительный клапан, стравливающий воду при повышении дав­ ления сверх установленного. Насос 1-ВС-09 при необходимости заменяют насосом ВКС 1/16.

Электролизер (рис. 31) состоит из корпуса 1 и крышки 4. В кор­ пусе размещаются три пакета электродов 3. Электроды представ­ ляют собой алюминиевые пластины размером 260x340 мм и тол­ щиной 2 мм. Пакеты электродов отделены один от другого специ­ альными перегородками 9 с вырезами для создания принудитель-

Рис. 31. Электролизер станции ППВ судов проектов № 507А и 758А

ного тока обрабатываемой воды, при котором она последователь­ но проходит через все секции электродов. Длительность обработ­ ки воды в электролизере около 12 мин.

Обрабатываемая вода подводится через патрубок 2 и отводит­ ся в патрубок 7. В нижней части корпуса имеются два спускных крана 8 для удаления воды из электролизера. На боковой стенке размещена клеммная коробка 6 для подачи напряжения на пла­ стины. В крышке 4 сделано отверстие 5 для вывода в атмосферу воздуха, выделяющегося из воды, и газов, образующихся во вре­ мя электрохимической коагуляции. Схемой станции предусмотре­ на промывка электролизера обратным током воды со сбросом за­ грязнении за борт. Промывка производится вручную.

94


Пластины-электроды подключаются к источнику постоянного ■тока так, что рядом расположенные пластины имеют разную полярность. Таким образом, анодные и катодные пластины че­

редуются.

При подаче на пластины напряжения в результате электроли­ за через водяную среду от анодов к катодам начинают двигаться положительно заряженные ионы алюминия, которые на пути встречают взвешенные в воде частицы, как правило, с отрица­ тельным зарядом. Вследствие взаимодействия между положитель­ ными ионами и отрицательно заряженными частицами последние электризуются и между ними начинают действовать силы притя­ жения, приводящие к быстрому слипанию (коагуляции) частиц с образованием ватоподобных хлопьев.

При образовании хлопьев в них вместе со взвешенными части­ цами попадают и бактерии. Это облегчает работу аппаратов обез­ зараживания, так как часть бактериального загрязнения задержи­ вается фильтром вместе с хлопьями. Кроме хлопьев, появляющих­ ся в элетролизере при коагуляции взвешенных частиц, в резуль­ тате электролиза образуются хлопья, состоящие из гидрата окиси алюминия. Эти хлопья, способствуя в некоторой степени очистке воды, значительно увеличивают расход, алюминия, в связи с чем эффективность работы электролизера должна находиться в опре­ деленных пределах, зависящих от количества алюминия в воде после электролизера.

Оптимальное количество алюминия в воде после электролизера составляет 4—6 мг/л. Испытания электролизера позволили уста­ новить, что оптимальный режим его работы наблюдается при на­ пряжении 16—20 В и силе тока 25 А. Уменьшение силы тока при­ водило к образованию незначительного количества хлопьев, т. е. к недостаточной очистке воды. Увеличение силы тока явилось при­ чиной повышенных расхода алюминия и его содержания в воде.

Указанные параметры работы электролизера обеспечивают расход электродов около 3 г па 1 м3 воды, что позволяет заме­ нять электроды при 50% их износа примерно через три года экс­ плуатации.

Одноступенчатый напорный фильтр (рис. 32) представляет со­ бой стальной цилиндр 11, верхняя часть которого закрывается крышкой 4. В нижней части фильтра имеется горловина 12; на ее люке установлен кран 13 для спуска воды. К корпусу фильтра приварены патрубки: 5 для подвода воды от электролизера, 14 для ее отвода и 10 для присоединения трубки манометра контроля давления в нижней полости фильтра. На крышке смонтированы предохранительный клапан 1 и патрубок 2 для трубки манометра, показывающего давление в верхней полости.

В нижней части фильтра на специальном диске размещены дренажные колпачки 9 для отвода фильтрованной воды. Песчаная загрузка фильтра состоит из нижнего поддерживающего слоя 8 высотой 100 мм с фракцией песка 1,2—1,5 мм, фильтрующего слоя 7 высотой 500 мм с фракцией песка 0,35—0,5 мм и верхнего

95