ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
фильтрующего слоя 6 из дробленого антрацита крупностью 1,0— 1,2 мм высотой 300 мм.
Фракция песка нижнего слоя больше размера щелей в дренаж ных колпачках (0,4-МЗ,6 мм), поэтому он не может вымываться.
Верхний слой антрацита повышает грязеемко-сть фильтра и хо рошо задерживает хлопья, образовавшиеся при коагуляции.
Рис. 32. Напорный фильтр |
Рис. 33. |
Аппарат |
обеззараживания воды |
станций П1Пе судов проек- |
станций |
ППВ с |
бактерицидными лампами |
тов № 507А и 758А |
|
|
|
Во время работы станции вода из электролизера через патру бок 5 поступает в воронку 3 и последовательно проходит через слой антрацита, фильтрующий и поддерживающий слои, дренаж ные колпачки и через патрубок 14 отводится к аппаратам обезза раживания.
Промывка фильтра осуществляется обратным током забортной воды. После промывки производится уплотнение загрузки фильтра.
Аппарат обеззараживания воды (рис. 33) состоит из герметич ного цилиндрического корпуса 1, в центральной части которого
%
в специальном кварцевом цилиндре 3 помещается бактерицидная лампа 2 типа БУВ-ЗО-П. Крепление кварцевого цилиндра в до нышках корпуса выполнено с помощью резиновых уплотнитель ных колец 4 и нажимной гайки 6. Такие цилиндры защищают лампу от непосредственного охлаждения ее водой и от механиче ских повреждений. Они должны хорошо пропускать ультрафиоле товые лучи. На передней стенке корпуса установлен съемный щи ток И для доступа к кварцевому цилиндру во время его чистки. На щитке предусмотрено смотровое окно 10 для контроля свече ния лампы. Сверху и снизу на аппарат надеваются крышки 7, че рез которые проходят провода 8 электропитания ламп.
В каждом аппарате имеются патрубки для подвода воды 5 в нижней и отвода 13 ее в верхней частях корпуса. Вода из аппа рата спускается через сливную пробку 9. На патрубке отвода обеззараживающей воды из аппарата установлен пробоотборный
кран 12.
Вода, поступающая в аппарат через нижний патрубок, подни мается вверх по спирали в пространство между корпусом кварце вого цилиндра и аппарата, где подвергается интенсивному ультра фиолетовому облучению.
Поднявшись до верхнего патрубка, вода выходит из первого аппарата обеззараживания и последовательно проходит обеззара живание во втором и третьем аппаратах, после чего поступает в накопительную цистерну.
Бактерицидные лампы БУБ-30-;П, применяемые в судовых станциях ППВ, представляют собой трубчатые газоразрядные ртутные лампы низкого давления. Марка лампы расшифровывает
ся так: |
БУВ — бактерицидная из увиолевого стекла, |
30 — номи |
нальная |
мощно'сть лампы в ваттах, П — повышенная |
плотность |
тока. |
|
|
Увиолевое стекло ламп хорошо пропускает излучение с дли ной волны 0,254 мкм. Электрический разряд в смеси паров ртути с аргоном служит источником излучения, значительная часть которого приходится па линию с длиной волны 0,254 мкм, соответ ствующей области наибольшего бактерицидного действия. Сред ний срок службы лампы 1500 ч. В конце срока службы мощ ность ультрафиолетового излучения составляет около 50% но минального.
Бактерицидные лампы включаются в сеть с помощью специ альных приборов, рассчитанных на переменный ток напряжением 220 или 127 В. При включении лампы в сеть без прибора она мо ментально перегорает.
При подаче напряжения лампа загорается не сразу. Предва рительно возникает тлеющий разряд в зажигателе прибора вклю чения, который в результате нагревания замыкает имеющиеся' в нем контакты, и лампа начинает работать. Лампа зажигается,
как правило, после нескольких вспыхиваний. Весь процесс зажи гания ламп занимает 10—15 с.
7— 312 |
97 |
|
Описанная выше станция с электролизером и одноступенчатый фильтром производительностью 0,5 м3/ч, как показала эксплуа тация, обладает рядом недостатков, снижающих надежность ее
работы.
Забортная вода, подаваемая непосредственно в электролизер, содержит крупные взвеси, что приводит к перегрузке электроли зера и снижению эффективности его работы. Такие взвеси легко может задержать обычный фильтр. Процесс коагуляции по вре мени недостаточен для укрупнения мелких взвесей. В то же время скорость протекания воды между пластинами электролизера недо статочна для выноса из последнего образовавшихся хлопьев, что приводит к их уплотнению, загрязнению электролизера и даже выходу из строя. Промывка электролизера обратным током воды малоэффективна, требуется разборка и очистка его вручную.
Ненадежная работа электролизера часто приводит к недоста точному осветлению воды, а это, в свою очередь, снижает эффект обеззараживания ультрафиолетовыми лучами.
Станция, установленная на судах проекта № 507Б (рис. 34)
В |
1963 г. ЦКБ «Волгобалтсудопроект» для судов проекта |
|
№ 507Б была создана станция |
с более совершенным узлом очи |
|
стки |
воды. Производительность |
такой станции 0,15 м3/ч. |
Рис. 34. Принципиальная схема станции 1ШВ с 'бактерицидными ламиа.ми на судах проекта № 507Б
Насос забортной воды 1 марки 1-ВС-09 подает воду в пневмоцистерну 2, откуда она поступает по трубопроводу с редукцион ным клапаном в верхнюю часть фильтра грубой очистки 3.
98
В фильтре грубой очистки вода освобождается от крупных взве сей и поступает в электролизер 4. Из электролизера, в котором мельчайшие взвешенные частицы коагулируются и превращаются в хлопья, она направляется в фильтр тонкой очистки 5. Осветлен ная вода после фильтра тонкой очистки поступает в три последо вательно соединенных аппарата обеззараживания 6 и из них в ци
стерну питьевой воды 7.
Схема станций выпуска 1963 г. отличается от ранее изготов ляемых станций наличием пневмоцистерны, установленной меж ду насосом забортной воды и фильтром грубой очистки, а также конструкцией фильтров и электролизера, выполненных в виде од ного агрегата. Аппараты обеззараживания такие же, как у стан ций, выпускаемых до 1963 г.
Благодаря меньшей производительности и значительно более эффективной работе узла очистки станция при соответствующем уходе работает надежно, приготовляя воду, соответствующую по основным показателям требованиям ГОСТа.
Станция работает автоматически. Поплавковое реле в цистерне открывает электромагнитный клапан, установленный после элек тролизера. При наличии расхода воды падает давление в пневмо цистерне и включается насос забортной воды. При наполнении цистерны поплавковое реле закрывает электромагнитный клапан; давление в ппевмоцилиндре повышается и насос забортной воды выключается.
Ниже подробно рассматриваются только узлы агрегата очист ки воды: фильтр грубой очистки, электролизер и фильтр тонкой
очистки (рис. 35). |
очистки |
сверху закрывается съемной крыш |
Фильтр грубой |
||
кой 2 с патрубком |
1, через |
который подается забортная вода и |
удаляются загрязнения во время промывок фильтра. Промывается фильтр забортной водой. Корпус 4 фильтра непосредственно при мыкает к цилиндрическому корпусу 24 электролизера.
В нижней части фильтра расположены дренажные трубы 7, через которые фильтрованная вода выходит из фильтра. У дре нажных труб предусмотрены отверстия 6 диаметром 0,5 мм. В днище фильтра установлена пробка 5 для спуска воды.
Песчаная загрузка фильтра грубой очистки состоит из нижне го поддерживающего слоя 8 высотой 100 мм с фракцией песка 1,2—1,6 мм и верхнего фильтрующего слоя 3 высотой 600 мм с фракцией песка 1,0—1,2 мм.
Забортная вода, поступающая через патрубок 1, проходит фильтрующую загрузку и отводится через отверстия дренажной трубы.
Электролизер представляет собой цилиндр, внутри которого концентрично расположен корпус фильтра тонкой очистки.
В нижней части корпуса электролизера установлен патру бок 13 для подвода воды, поступающей из фильтра грубой очист ки. К днищевой части электролизера приварен фланец, к которо му крепится нижняя крышка 11 фильтра тонкой очистки. Сверху
7 * |
99 |
электролизер закрывается съемной крышкой 19, общей с фильт ром топкой очистки; на ней имеется патрубок 22 для отвода воды, проходящей через электролизер в фильтр тонкой очистки.
Рис. 35. Агрегат очистки воды станций ППВ с бактерицидными лампами судов проекта !№ 507Б
Электроды электролизера выполнены в двух вариантах. В пер вом варианте (см. рис. 35) — семь цилиндрических электродов 15, расположенных концентрично один относительно другого на рас стоянии 10 мм и скрепленных стержнями 18 в общий пакет. Для обеспечения зазора между электродами и изоляции одного элек-
100
трода от другого между ними вставлены изоляторы 17. Цилиндри ческие электроды подключены к источнику постоянного тока та ким образом, что каждая пара соседних пластин имеет раз личную полярность. Толщина каждого цилиндрического электро
да 2 мм.
Во втором варианте электроды представляют собой пластины, установленные радиально. Количество пластин 84; зазор между Двумя соседними пластинами 10 мм. Толщина внутренних элек
тродных пластин 3 мм, наружных 2 мм.
, Для изготовления цилиндрических и пластинчатых электродов используют алюминий марки АД (ГОСТ 4784—49).
Оптимальный режим работы электролизеров, по данным испы таний, обеспечивается при подаче на его пластины напряжения постоянного тока 14—16 В при силе тока 14—16 А. Промывают электролизер горячей водой от системы отопления.
Фильтр тонкой очистки 23 представляет собой цилиндр, разме щенный в корпусе электролизера. Сверху фильтр и электролизер закрываются общей крышкой 19 с патрубком 21, через который подводится вода после электролизера. В верхней и нижней крыш ках фильтра предусмотрены штуцеры для присоединения трубок манометров.
Полость фильтра отделена от электролизера уплотнительным резиновым кольцом 20, упирающимся в торец цилиндрической ча сти фильтра.
Нижняя часть фильтра тонкой очистки закрывается кониче ской крышкой 11, которая вместе с цилиндрической частью его крепится на шпильках к фланцу, приваренному к днищу электро лизера.
К нижней крышке фильтра приварен патрубок 9; через него отводится осветленная вода и подводится питьевая вода от ци
стерны для промывки. |
|
|
|
В нижней |
части фильтра расположена дренажная |
доска |
10 |
с дренажными |
колпачками для прохода фильтрованной |
воды. |
|
Песчаная загрузка фильтра тонкой очистки состоит из нижне го поддерживающего слоя 12 высотой 100 мм с фракцией песка 1,2—1,5 мм, нижнего фильтрующего слоя 14 высотой 500 мм с фракцией песка 0,4—0,5 мм и верхнего фильтрующего слоя 16 высотой 300 мм из антрацитовой крошки с фракцией 0,8—1,0 мм.
§ 17. ХЛОРАТОРНЫЕ СТАНЦИИ ПИВ
Достоинством хлораторных станций по сравнению со станция ми с бактерицидными лампами является более надежное обезза раживание воды, а по сравнению с озонаторными станциями — простота обеззараживающей части, меньшая ее стоимость и мень ший расход электроэнергии.
О недостатках этих станций подробно сказано в § 13.
101
Первые хлораторные станции были установлены на пассажир ских судах проекта № 588, построенных в начале пятидесятых го
дов в ГДР.
В последние годы в существующие станции ППВ с бактери цидными лампами на пассажирских теплоходах проектов № 26-37 и 305, с целью повышения надежности обеззараживания воды вве дена хлораторная установка, а бактерицидные лампы являются резервным средством обеззараживания. Спроектирована хлора торная станция для пассажирских дизель-электроходов проекта № 785. Обеззараживание воды хлором осуществляется на дизельэлектроходах проекта № 20 и несерийных пассажирских судах.
Таким образом, практически весь пассажирский флот сейчас оборудован хлораторными станциями приготовления воды.
Оценивая работу этих станций, необходимо отметить, что за счет перехлорирования они обеспечивают обеззараживание воды, но по физико-химическим и органолептическим показателям при готовляемая вода не отвечает требованиям ГОСТа.
Хлораторные станции постепенно будут заменяться станциями «Озон-8» и «Озон-4». Но для оборудования всего пассажирского флота озонаторными станциями потребуется значительное время, поэтому необходимо повысить надежность работы существующих хлораторных станций.
Совершенствованием хлораторных станций в течение ряда лет занимается Горьковское ЦКБ МРФ. Обследование хлораторных станций и постоянный санитарный контроль, проведенные в нави гации 1972 и 1973 гг., показали, что надежность работы основных узлов станции повысилась. Ниже описываются схемы и основные узлы хлораторных станций, установленных на судах.
Станция ППВ на судах проекта № 588 (рис. 36)
Центробежные насосы 9 подают воду из-за борта или из за пасной цистерны забортной воды через невозвратный клапан на гидрофор 7. В трубопровод 8 вводится обеззараживающий агент, т. е. хлорирование воды осуществляется до ее фильтрации.
Время контакта хлора с водой при прохождении гидрофора, напорного фильтра и по трубопроводам составляет около 10 мин при пиковых расходах. При меньших расходах воды время кон такта возрастает.
Из гидрофора вода с хлором по трубопроводу 6 направляется в напорный фильтр 5, в котором фильтрация производится снизу вверх. Отфильтрованная и хлорированная вода ко всем потреби телям, кроме камбуза, отбирается из трубопровода 4 сразу после фильтра, а вода на камбуз поступает по трубопроводу 3 через фильтр-дехлоратор 2 с двумя секциями активированного угля в накопительно-расходную цистерну 1, расположенную на шлюпоч ной палубе.
Хлораторная часть станции состоит из расходного бачка 12
102