ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
для гипохлорита натрия и насоса-дозатора И, подающего по тру бе 10 строго дозированное количество реагента в напорный тру
бопровод 8.
Опыт эксплуатации этих станций уже в первые годы показал, что насос-дозатор, установленный при постройке станции, ненаде жен и требует внесения конструктивных изменений.
Рис. 36. Принципиальная схема хлараторной станции ИГШ теп лохода проекта № 588
В конструкцию насоса-дозатора был внесен ряд изменений, однако существенно улучшить его работу не удалось. Горьков ское ЦКБ МРФ разработало новый насос-дозатор, который уста новлен на всех судах проекта № 588.
Рассмотрим более подробно основные элементы станции. Напорный фильтр (рис. 37) представляет собой цилиндр диа
метром 900 мм. Фильтр загружен кварцевым песком с фракцией 1,5—2,5 мм. Для разгрузки в нижней части имеется горловина 1. От насоса забортной воды через запорный вентиль 7 вода посту пает в трубу 8, проходит в нижнюю часть фильтра и очищается фильтрующей загрузкой при ходе в верхнюю часть фильтра. От фильтрованная вода через патрубок и запорный клапан 6 подает ся в систему. Для контроля загрязнения фильтра установлены манометры, показывающие давление до и после фильтра.
Промывка фильтрующей загрузки производится водой, пода ваемой через сопло 11 в трубу 9. Маховиком 12 создается зазор между соплом 11 и диффузором 10 для подсоса песка в трубу 9. Проходя во взвешенном состоянии трубу 9, песок промывается. Разделение воды и песка происходит при ударе смеси об отбой ный грибовидный колпак 5 — песок опускается на верхний более
103
чистый слой загрузки, а грязная вода направляется в кольцевой желоб 4 "й далее за борт через задвижку 3. Такой способ промыв ки не требует специального промывочного насоса и больших рас ходов воды. Промывка прекращается прижимом сопла 11 к диф фузору 10 с помощью маховика 12. Трубка с запорным клапа ном 2 предназначена для спуска воздуха из верхней части фильтра.
Размер зерен кварцевого песка существенно влияет на ка
чество приготовляемой воды. Фракция |
песка 1,5—2,5 мм выбрана |
||||||||
|
на основании результатов спе- |
||||||||
|
циальных |
стендовых |
испыта |
||||||
|
ний, проведенных Горьков |
||||||||
|
ским ЦКБ и ВОРПом для |
||||||||
|
фильтров судов проекта № 588. |
||||||||
|
|
В хлораторную часть стан |
|||||||
|
ции (хлораторную установку), |
||||||||
|
созданную |
Горьковским |
ЦКБ |
||||||
|
МРФ |
(рис. 38), входят расход |
|||||||
|
ный бак 1 для гипохлорита на |
||||||||
|
трия и насос-дозатор, состоя |
||||||||
|
щий из диафрагменной пом |
||||||||
|
пы 2 и редуктора 3. Насос-до |
||||||||
|
затор |
приводится |
в |
действие |
|||||
|
электродвигателем 4, |
включае |
|||||||
|
мым |
автоматически |
одновре |
||||||
|
менно с насосом забортной во |
||||||||
|
ды. |
Необходимое |
количество |
||||||
|
гипохлорита |
.натрия |
подается |
||||||
|
диафрагменной помпой по тру |
||||||||
|
бопроводу 5 в водяной трубо |
||||||||
|
провод между насосом заборт |
||||||||
|
ной воды |
и |
гидрофором |
(см. |
|||||
|
рис. 36). |
|
|
|
б а к |
для |
|||
|
|
Р а с х о д н ы й |
|||||||
|
гипохлорита |
натрия |
изготов |
||||||
Рис. 37. Напорный фильтр хлораторной |
лен из листового винипласта и |
||||||||
■станции теплохода проекта № 588 |
имеет емкость 60 л. Он обору- |
||||||||
|
дован мерным стеклом со шка |
||||||||
|
лой, отградуированной в куби |
||||||||
|
ческих |
сантиметрах |
внутрен |
||||||
|
него объема |
мерного стекла. |
|||||||
|
Это |
сделано |
для |
визуального |
|||||
|
определения |
объема |
реагента, |
||||||
|
подаваемого за один ход што |
||||||||
|
ка |
помпы. |
|
|
|
|
|
||
|
п а, |
Д и а ф р а г м е н н а я |
пом- |
||||||
|
|
являющаяся |
|
основным |
|||||
Рис. 38. 'Хлораторная установка конст |
элементом |
|
насоса-дозатора, |
||||||
рукции Горьковского ЦК.Б МР|Ф |
показана |
в разрезе |
на рис. 39- |
104
К корпусу 1 помпы, выполненному из бронзы, крепится винта ми 15 крышка 3 с клапанной коробкой из органического стекла. Между крышкой и корпусом зажимается диафрагма 2 из кислотощелочестойкой резины. Крышка и диафрагма образуют рабочую полость. Резиновая диафрагма приводится в движение штоком 19, свободно скользящим в отверстии корпуса. Диафрагма соединя ется со штоком болтом 18 с помощью передней 16 и задней 17 тарелок. Другой конец штока вильчатой головкой связан шарнир но с шатуном эксцентрикового привода редуктора. В крышке помпы встроены всасывающий 20 и нагнетательный 9 клапаны из органического стекла.
Для утяжетения клапана в его корпус вставлен металлический
штифт 10\ на его нижнем конусе закреплена |
резиновая шашеч |
|||
ка 11, которой клапан садится на седло 12. |
|
|||
Нагнетательный клапан вставляется в стаканчик 4, а всасы |
||||
вающий — непосредственно |
в |
|
||
гнездо крышки. |
Стаканчик 4 |
|
||
и заглушка |
14, |
прижимающие |
|
|
седла клапанов, |
закрепляются |
|
||
на крышке |
струбцинами 6 с |
|
||
болтами Ь. В гнезда 8 крышки |
|
|||
ввертываются |
штуцеры |
для |
''выход |
|
соединения |
помпы с бачком |
"реагента |
||
|
|
|
|
^ 9 |
вход
реагента
Условно смещено н а зЗ 0 15
Рис. 39. Диафрагменная помпа насоса-дозатора конструкции 'Горьковского ЦКБ МРФ
105
реагента и водяным трубопроводом. Цифрой 7 «а рис. 39 обозна чена шайба, 13 — гнездо всасывающего клапана.
При движении штока от крышки в рабочей полости помпы воз никает разрежение. При этом всасывающий клапан поднимается, а нагнетательный прижимается к седлу, в результате чего полость заполняется реагентом. При обратном движении штока и диа фрагмы закрывается всасывающий клапан и жидкость, поднимая нагнетательный клапан, выталкивается в канал.
|
|
|
,нФь_ |
2 |
3 4 |
5 [ |
= Щ р ) |
Рис. 40. Редуктор насоса-дозатсира конструкции Горьковского ЦКБ ,МР1Ф
Возвратно-поступательное движение штока обеспечивается
эксцентриком, имеющимся |
на выходном валу редуктора. Величи |
||
на эксцентриситета может |
изменяться от 0 до 6 мм. |
При этом |
|
обеспечивается максимальное перемещение штока (12 |
мм). |
||
Р е д у к т о о н а с о с а - д о з а т о р а |
(рис. 40) |
представляет |
собой трехступенчатую передачу с зубчатым 'зацеплением с двумя скоростями на выходном валу 6.
Первой ступенью является червячная передача с червячным валом 1 и червячным колесом 12, которая приводится в движение от электродвигателя.
Вторая ступень состоит из цилиндрических |
зубчатых |
колес 10 |
|
и 11\ третья — двух пар зубчатых колес 8,9 ш3, |
7. |
валу 2, |
|
. Зубчатое |
11 и червячное 12 колеса установлены на |
||
а зубчатые |
колеса 3, 9 а 10 — на валу 4. Блок |
спаренных зубча |
тых колес 7 и 8 посажен на валу 6 на скользящей шпонке. Блок перемещается с помощью вилки с тягой, конец которой выходит
! 06
на крышку редуктора и заканчивается зажимной гайкой, фикси рующей установленную скорость. Блок зубчатых колес 7 и 8 мо жет занимать два положения. В первом положении передаточное
1500 |
1500 |
число составляет ~j"~9 , во втором— |
^ g > где 1>9 и 2,9— частота |
вращения выходного вала 6 в минуту.
В зависимости от частоты вращения изменяется число подач реагента в минуту. На выходном валу 6 предусмотрено эксцентри ко-кривошипное устройство. Перемещая последнее в головке 5 с помощью винтовой направляющей и гаек, можно изменять экс центриситет и соответственно ход штока диафрагменной помпы и ее подачу за один ход.
Горьковское ЦКБ, совершенствуя дозирующее устройство, предложило заменить кривошипный привод кулачковым. При этом существенно уменьшается длительность хода нагнетания. Из менения, внесенные в конструкцию клапанной коробки, повышают надежность работы дозирующего устройства, упрощают разборку и сборку пеналов с клапанами.
Насос-дозатор имеет электродвигатель марки АОП-12-4 пере менного тока мощностью 180 Вт напряжением 220 В с частотой вращения 1400 об/мин *.
Описанная хлораторная |
установка, включающая расходный |
бак для гипохлорита натрия |
и насос-дозатор с электроприводом |
конструкции ГЦКБ, изготовлена большой серией и установлена на станциях ППВ не только теплоходов проекта № 588, но также на станциях теплоходов проектов № 26-37, 305, дизель-электроходах проекта № 785, пароходах проекта № 737 и несерийных пассажир ских судах.
Фильтр-дехлоратор (рис. 41) состоит из двухкамерного сварно го корпуса 1, внутри которого помещаются фильтровальные кор зины 2, наполненные активированным углем.
Камеры отделены одна от другой и работают попеременно.
После использования поглощающей способности активирован ного угля в одной из камер производится переключение на дру гую камеру, а активированный уголь в фильтровальной корзине первой камеры регенерируется паром.
Дно и крышка фильтровальной корзины выполнены из перфо рированного листового металла, перекрытого мелкой проволочной сеткой, препятствующей проходу мелкозернистого угля. Фильтро вальные корзины устанавливают через горловины камер, закры ваемые откидными крышками 4. Снизу у крышки установлена пружина, прижимающая корзину к корпусу. Вода после хлориро вания и фильтрации по трубопроводу 3 поступает в верхнюю часть одной из камер, проходит через слой активированного угля,
* ,Наоосы-дозатары изготовляют также с электродвигателями постоянного т<жа марки 1П-11 -мощностью 300 Вт, напряжением 110 или 220 В, с частотой вращения 1500 об/мин.
107
поступает в нижнюю часть корпуса и из нее в цистерну питьевой
воды.
Периодичность регенерации активированного угля в фильтро вальных корзинах зависит от концентрации остаточного хлора
Рис. 41. Фильтр-дехлоратор станции ППВ теплоходов проекта № 588
в поступающей воде. Практически регенерация его должна произ водиться при достижении концентрации остаточного хлора в воде после фильтра-дехлоратора 0,5—0,6 мг/л.
Станция ППВ на судах проекта № 305 (рис. 42)
Два насоса забортной воды 2 с подачей 3 м3/ч каж дый принимают воду из забортного ящика или из запасной ци стерны вместимостью 25 м3 через сетчатый фильтр 1 и подают ее в электролизер 3, где происходит коагуляция. Из электролизера вода поступает в два параллельно работающих напорных фильт ра 5. В трубопровод между электролизером и фильтрами подается гипохлорит натрия от хлораторной установки 4. Отфильтрованная и хлорированная вода направляется в две накопительные цистер ны 7, откуда насосами питьевой воды 8 подается в гидрофор 9 У далее к потребителям.
Резервным узлом обеззараживания на судах являются уста новленные при постройке бактерицидные лампы 6 (один блок из трех ламп).
Работа станции на судах проекта № 305 автоматизирована. Насосы забортной воды и хлораторная установка включаются по
108
сигналу поплавкового реле, смонтированного на накопительной Цистерне. Вручную производится только промывка фильтров и электролизера.
Рис. 42. Принципиальная схема станции ППВ теплоходов проекта
№ 305
Ниже рассматривается конструкция только фильтра, так как хлораторная часть станции такая же, как и у станции теплоходов
проекта |
№ 588. |
|
|
|
|
|
||
Напорный фильтр (рис. 43) |
|
|||||||
имеет |
|
производительность |
|
|||||
1,5 м3/ч. Скорость фильтрации |
|
|||||||
5—8 м/ч. Диаметр фильтра |
|
|||||||
500 мм. Фильтр" |
состоит из |
|
||||||
Верхней крышки, двух цилин |
|
|||||||
дрических |
частей |
|
и |
нижней |
|
|||
части |
со |
сферическим |
дном. |
|
||||
Фильтрация |
происходит |
свер |
|
|||||
ху вниз. |
|
насоса |
забортной |
|
||||
Вода от |
|
|||||||
воды, |
прошедшая |
через элек |
|
|||||
тролизер |
с |
введенной |
дозой |
|
||||
гипохлорита |
натрия, |
поступает |
|
|||||
в верхнюю часть фильтра, где |
|
|||||||
расположена |
воронка |
1 для |
|
|||||
распределения воды по по |
|
|||||||
верхности |
загрузки. |
Верхний |
|
|||||
слой высотой 65 мм состоит из |
|
|||||||
гравия |
и заключен |
|
в |
специ |
|
|||
альную |
коробку |
2. |
|
В |
этом |
|
||
слое задерживаются |
скоагули- |
|
||||||
рованные |
взвеси. |
|
Затем вода |
|
||||
направляется в |
фильтрующий |
Рис. 43. .Напорный фильтр станции |
||||||
слой песка |
высотой |
300 |
мм с |
ПП1В теплоходов проекта № 305 |
109