Файл: Барац, В. А. Водоснабжение судов речного флота.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

для гипохлорита натрия и насоса-дозатора И, подающего по тру­ бе 10 строго дозированное количество реагента в напорный тру­

бопровод 8.

Опыт эксплуатации этих станций уже в первые годы показал, что насос-дозатор, установленный при постройке станции, ненаде­ жен и требует внесения конструктивных изменений.

Рис. 36. Принципиальная схема хлараторной станции ИГШ теп­ лохода проекта № 588

В конструкцию насоса-дозатора был внесен ряд изменений, однако существенно улучшить его работу не удалось. Горьков­ ское ЦКБ МРФ разработало новый насос-дозатор, который уста­ новлен на всех судах проекта № 588.

Рассмотрим более подробно основные элементы станции. Напорный фильтр (рис. 37) представляет собой цилиндр диа­

метром 900 мм. Фильтр загружен кварцевым песком с фракцией 1,5—2,5 мм. Для разгрузки в нижней части имеется горловина 1. От насоса забортной воды через запорный вентиль 7 вода посту­ пает в трубу 8, проходит в нижнюю часть фильтра и очищается фильтрующей загрузкой при ходе в верхнюю часть фильтра. От­ фильтрованная вода через патрубок и запорный клапан 6 подает­ ся в систему. Для контроля загрязнения фильтра установлены манометры, показывающие давление до и после фильтра.

Промывка фильтрующей загрузки производится водой, пода­ ваемой через сопло 11 в трубу 9. Маховиком 12 создается зазор между соплом 11 и диффузором 10 для подсоса песка в трубу 9. Проходя во взвешенном состоянии трубу 9, песок промывается. Разделение воды и песка происходит при ударе смеси об отбой­ ный грибовидный колпак 5 — песок опускается на верхний более

103

чистый слой загрузки, а грязная вода направляется в кольцевой желоб 4 "й далее за борт через задвижку 3. Такой способ промыв­ ки не требует специального промывочного насоса и больших рас­ ходов воды. Промывка прекращается прижимом сопла 11 к диф­ фузору 10 с помощью маховика 12. Трубка с запорным клапа­ ном 2 предназначена для спуска воздуха из верхней части фильтра.

Размер зерен кварцевого песка существенно влияет на ка­

чество приготовляемой воды. Фракция

песка 1,5—2,5 мм выбрана

 

на основании результатов спе-

 

циальных

стендовых

испыта­

 

ний, проведенных Горьков­

 

ским ЦКБ и ВОРПом для

 

фильтров судов проекта № 588.

 

 

В хлораторную часть стан­

 

ции (хлораторную установку),

 

созданную

Горьковским

ЦКБ

 

МРФ

(рис. 38), входят расход­

 

ный бак 1 для гипохлорита на­

 

трия и насос-дозатор, состоя­

 

щий из диафрагменной пом­

 

пы 2 и редуктора 3. Насос-до­

 

затор

приводится

в

действие

 

электродвигателем 4,

включае­

 

мым

автоматически

одновре­

 

менно с насосом забортной во­

 

ды.

Необходимое

количество

 

гипохлорита

.натрия

подается

 

диафрагменной помпой по тру­

 

бопроводу 5 в водяной трубо­

 

провод между насосом заборт­

 

ной воды

и

гидрофором

(см.

 

рис. 36).

 

 

 

б а к

для

 

 

Р а с х о д н ы й

 

гипохлорита

натрия

изготов­

Рис. 37. Напорный фильтр хлораторной

лен из листового винипласта и

■станции теплохода проекта № 588

имеет емкость 60 л. Он обору-

 

дован мерным стеклом со шка­

 

лой, отградуированной в куби­

 

ческих

сантиметрах

внутрен­

 

него объема

мерного стекла.

 

Это

сделано

для

визуального

 

определения

объема

реагента,

 

подаваемого за один ход што­

 

ка

помпы.

 

 

 

 

 

 

п а,

Д и а ф р а г м е н н а я

пом-

 

 

являющаяся

 

основным

Рис. 38. 'Хлораторная установка конст­

элементом

 

насоса-дозатора,

рукции Горьковского ЦК.Б МР|Ф

показана

в разрезе

на рис. 39-

104


К корпусу 1 помпы, выполненному из бронзы, крепится винта­ ми 15 крышка 3 с клапанной коробкой из органического стекла. Между крышкой и корпусом зажимается диафрагма 2 из кислотощелочестойкой резины. Крышка и диафрагма образуют рабочую полость. Резиновая диафрагма приводится в движение штоком 19, свободно скользящим в отверстии корпуса. Диафрагма соединя­ ется со штоком болтом 18 с помощью передней 16 и задней 17 тарелок. Другой конец штока вильчатой головкой связан шарнир­ но с шатуном эксцентрикового привода редуктора. В крышке помпы встроены всасывающий 20 и нагнетательный 9 клапаны из органического стекла.

Для утяжетения клапана в его корпус вставлен металлический

штифт 10\ на его нижнем конусе закреплена

резиновая шашеч­

ка 11, которой клапан садится на седло 12.

 

Нагнетательный клапан вставляется в стаканчик 4, а всасы­

вающий — непосредственно

в

 

гнездо крышки.

Стаканчик 4

 

и заглушка

14,

прижимающие

 

седла клапанов,

закрепляются

 

на крышке

струбцинами 6 с

 

болтами Ь. В гнезда 8 крышки

 

ввертываются

штуцеры

для

''выход

соединения

помпы с бачком

"реагента

 

 

 

 

^ 9

вход

реагента

Условно смещено н а зЗ 0 15

Рис. 39. Диафрагменная помпа насоса-дозатора конструкции 'Горьковского ЦКБ МРФ

105


реагента и водяным трубопроводом. Цифрой 7 «а рис. 39 обозна­ чена шайба, 13 — гнездо всасывающего клапана.

При движении штока от крышки в рабочей полости помпы воз никает разрежение. При этом всасывающий клапан поднимается, а нагнетательный прижимается к седлу, в результате чего полость заполняется реагентом. При обратном движении штока и диа­ фрагмы закрывается всасывающий клапан и жидкость, поднимая нагнетательный клапан, выталкивается в канал.

 

 

 

,нФь_

2

3 4

5 [

= Щ р )

Рис. 40. Редуктор насоса-дозатсира конструкции Горьковского ЦКБ ,МР1Ф

Возвратно-поступательное движение штока обеспечивается

эксцентриком, имеющимся

на выходном валу редуктора. Величи­

на эксцентриситета может

изменяться от 0 до 6 мм.

При этом

обеспечивается максимальное перемещение штока (12

мм).

Р е д у к т о о н а с о с а - д о з а т о р а

(рис. 40)

представляет

собой трехступенчатую передачу с зубчатым 'зацеплением с двумя скоростями на выходном валу 6.

Первой ступенью является червячная передача с червячным валом 1 и червячным колесом 12, которая приводится в движение от электродвигателя.

Вторая ступень состоит из цилиндрических

зубчатых

колес 10

и 11\ третья — двух пар зубчатых колес 8,9 ш3,

7.

валу 2,

. Зубчатое

11 и червячное 12 колеса установлены на

а зубчатые

колеса 3, 9 а 10 — на валу 4. Блок

спаренных зубча­

тых колес 7 и 8 посажен на валу 6 на скользящей шпонке. Блок перемещается с помощью вилки с тягой, конец которой выходит

! 06


на крышку редуктора и заканчивается зажимной гайкой, фикси­ рующей установленную скорость. Блок зубчатых колес 7 и 8 мо­ жет занимать два положения. В первом положении передаточное

1500

1500

число составляет ~j"~9 , во втором—

^ g > где 1>9 и 2,9— частота

вращения выходного вала 6 в минуту.

В зависимости от частоты вращения изменяется число подач реагента в минуту. На выходном валу 6 предусмотрено эксцентри­ ко-кривошипное устройство. Перемещая последнее в головке 5 с помощью винтовой направляющей и гаек, можно изменять экс­ центриситет и соответственно ход штока диафрагменной помпы и ее подачу за один ход.

Горьковское ЦКБ, совершенствуя дозирующее устройство, предложило заменить кривошипный привод кулачковым. При этом существенно уменьшается длительность хода нагнетания. Из­ менения, внесенные в конструкцию клапанной коробки, повышают надежность работы дозирующего устройства, упрощают разборку и сборку пеналов с клапанами.

Насос-дозатор имеет электродвигатель марки АОП-12-4 пере­ менного тока мощностью 180 Вт напряжением 220 В с частотой вращения 1400 об/мин *.

Описанная хлораторная

установка, включающая расходный

бак для гипохлорита натрия

и насос-дозатор с электроприводом

конструкции ГЦКБ, изготовлена большой серией и установлена на станциях ППВ не только теплоходов проекта № 588, но также на станциях теплоходов проектов № 26-37, 305, дизель-электроходах проекта № 785, пароходах проекта № 737 и несерийных пассажир­ ских судах.

Фильтр-дехлоратор (рис. 41) состоит из двухкамерного сварно­ го корпуса 1, внутри которого помещаются фильтровальные кор­ зины 2, наполненные активированным углем.

Камеры отделены одна от другой и работают попеременно.

После использования поглощающей способности активирован­ ного угля в одной из камер производится переключение на дру­ гую камеру, а активированный уголь в фильтровальной корзине первой камеры регенерируется паром.

Дно и крышка фильтровальной корзины выполнены из перфо­ рированного листового металла, перекрытого мелкой проволочной сеткой, препятствующей проходу мелкозернистого угля. Фильтро­ вальные корзины устанавливают через горловины камер, закры­ ваемые откидными крышками 4. Снизу у крышки установлена пружина, прижимающая корзину к корпусу. Вода после хлориро­ вания и фильтрации по трубопроводу 3 поступает в верхнюю часть одной из камер, проходит через слой активированного угля,

* ,Наоосы-дозатары изготовляют также с электродвигателями постоянного т<жа марки 1П-11 -мощностью 300 Вт, напряжением 110 или 220 В, с частотой вращения 1500 об/мин.

107


поступает в нижнюю часть корпуса и из нее в цистерну питьевой

воды.

Периодичность регенерации активированного угля в фильтро­ вальных корзинах зависит от концентрации остаточного хлора

Рис. 41. Фильтр-дехлоратор станции ППВ теплоходов проекта № 588

в поступающей воде. Практически регенерация его должна произ­ водиться при достижении концентрации остаточного хлора в воде после фильтра-дехлоратора 0,5—0,6 мг/л.

Станция ППВ на судах проекта № 305 (рис. 42)

Два насоса забортной воды 2 с подачей 3 м3/ч каж­ дый принимают воду из забортного ящика или из запасной ци­ стерны вместимостью 25 м3 через сетчатый фильтр 1 и подают ее в электролизер 3, где происходит коагуляция. Из электролизера вода поступает в два параллельно работающих напорных фильт­ ра 5. В трубопровод между электролизером и фильтрами подается гипохлорит натрия от хлораторной установки 4. Отфильтрованная и хлорированная вода направляется в две накопительные цистер­ ны 7, откуда насосами питьевой воды 8 подается в гидрофор 9 У далее к потребителям.

Резервным узлом обеззараживания на судах являются уста­ новленные при постройке бактерицидные лампы 6 (один блок из трех ламп).

Работа станции на судах проекта № 305 автоматизирована. Насосы забортной воды и хлораторная установка включаются по

108

сигналу поплавкового реле, смонтированного на накопительной Цистерне. Вручную производится только промывка фильтров и электролизера.

Рис. 42. Принципиальная схема станции ППВ теплоходов проекта

№ 305

Ниже рассматривается конструкция только фильтра, так как хлораторная часть станции такая же, как и у станции теплоходов

проекта

№ 588.

 

 

 

 

 

Напорный фильтр (рис. 43)

 

имеет

 

производительность

 

1,5 м3/ч. Скорость фильтрации

 

5—8 м/ч. Диаметр фильтра

 

500 мм. Фильтр"

состоит из

 

Верхней крышки, двух цилин­

 

дрических

частей

 

и

нижней

 

части

со

сферическим

дном.

 

Фильтрация

происходит

свер­

 

ху вниз.

 

насоса

забортной

 

Вода от

 

воды,

прошедшая

через элек­

 

тролизер

с

введенной

дозой

 

гипохлорита

натрия,

поступает

 

в верхнюю часть фильтра, где

 

расположена

воронка

1 для

 

распределения воды по по­

 

верхности

загрузки.

Верхний

 

слой высотой 65 мм состоит из

 

гравия

и заключен

 

в

специ­

 

альную

коробку

2.

 

В

этом

 

слое задерживаются

скоагули-

 

рованные

взвеси.

 

Затем вода

 

направляется в

фильтрующий

Рис. 43. .Напорный фильтр станции

слой песка

высотой

300

мм с

ПП1В теплоходов проекта № 305

109