ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
фракцией 1,0—1,5 мм. Пройдя фильтрующий слой, вода через верхнюю 'пластину 3 с дренажными колпачками поступает в слой активированного угля высотой 90 мм, уложенный в коробке 4, за тем проходит слой гравия с фракцией 4—6 мм и через нижнюю пластину 5 с дренажными колпачками поступает в нижнюю часть
фильтра.
Фильтр промывается обратным током воды. На промывку'вода подается из цистерны питьевой воды (см. рис. 42), пройдя фильтр снизу вверх, она отводится за борт. Фильтры станции теплоходов проекта № 305 промываются поочередно. Продолжительность
промывки около 10 мин.
Необходимость промывки определяется по перепаду давлений в верхней и нижней частях фильтра. Она производится при дости жении перепада давлений 0,5 кгс/см2.
Станции ППВ на теплоходах проекта № 26-37
Принципиальная схема этих станции отличается от схемы станций теплоходов проекта № 305 незначительно, вследствие че го отдельно она не рассматривается. Отличие заключается в от сутствии электролизера и количестве фильтров. У станции тепло ходов проекта № 26-37 три параллельно работающих напорных
фильтра производительностью 1,5 м3/ч каждый. |
рассмотрим |
толь |
||||||||
|
Ниже |
|||||||||
|
ко |
конструкцию |
фильтра, |
|||||||
|
так |
как хлораторная |
часть |
|||||||
|
станции такая же, как и у |
|||||||||
|
теплоходов |
проекта |
№ |
588. |
||||||
|
Напорные |
|
фильтры |
|||||||
|
(рис. 44) представляют со |
|||||||||
|
бой |
цилиндры |
диаметром |
|||||||
|
500 |
мм, |
снабженные |
верх |
||||||
|
ней |
съемной крышкой |
для |
|||||||
|
загрузки |
фильтрующего |
ма |
|||||||
|
териала. Для выгрузки его |
|||||||||
|
фильтр имеет боковой люк. |
|||||||||
|
Вода |
от |
насоса забортной |
|||||||
|
воды с введенным в нее ги |
|||||||||
|
похлоритом |
натрия |
посту |
|||||||
|
пает через воронку 1 в верх |
|||||||||
|
нюю |
часть |
фильтра. |
Затем |
||||||
|
она |
проходит через |
верхний |
|||||||
|
фильтрующий слой 2 высо |
|||||||||
|
той 450 мм |
из |
кварцевого |
|||||||
|
песка |
с фракцией |
1—2 |
мМ, |
||||||
|
через нижний фильтрующий |
|||||||||
|
слой 3 |
с |
|
фракцией |
песка |
|||||
Рис. 44. Напорный фильтр^ станции |
6—8 мм и через поддержи |
|||||||||
вающий |
слой |
из гравия * |
||||||||
ЛИВ теплоходов проекта № 26-37 |
по
с фракцией 12—15 мм. Поддерживающий слой уложен на пласти ну с десятью дренажными колпачками 5, пройдя через которые, зода поступает в нижнюю часть фильтра и оттуда — в накопитель ную цистерну питьевой воды.
Промывают фильтры поочередно. Их промывают забортной водой и продувают сжатым воздухом. Соответствующим переклю чением арматуры вода от насоса забортной воды направляется в нижнюю часть фильтра и в течение 1 мин, проходя снизу вверх, взрыхляет фильтрующую загрузку. Затем одновременно с водой в фильтр вводится воздух. Водовоздушная смесь в течение 5 мин проходит через фильтр и отводится за борт.
По окончании промывки арматура вновь переключается на по дачу воды в верхнюю часть фильтра, а из нижней части вода вы пускается за борт. Это производится в течение 3—4 мин для уп лотнения фильтрующей загрузки, после чего фильтр вновь вклю чается в работу.
Время на" промывку и уплотнение загрузки каждого фильтра составляет около 10 мин.
Необходимость промывки фильтра устанавливается по пере паду давлений. Она производится при перепаде давления 0,2— 0,3 кгс/'см2.
Станции ППВ судов проекта № 785
На дизель-электроходах проекта № 785, построенных в ЧССР, станции ППВ не устанавливались. В настоящее время их система водоснабжения переоборудована и в ней предусмотрена хлораторная станция ППВ, спроектированная Горьковским ЦКБ МРФ (рис. 45).
Рис. 45. Принципиальная схема станции ППВ дизель-электроходов проекта № 785
Насос забортной воды 1 принимает воду из забортного ящика или из заласной емкости забортной воды, в качестве которой ис пользуется форпиковая балластная цистерна объемом 10 м3, и по дает ее в напорный фильтр 3. В трубопровод между насосом за бортной воды и фильтром из хлораторной установки 2 вводится гипохлорит натрия. Хлорированная вода проходит через фильтр и поступает в накопительную цистерну 4. Длительность фильтра ции и нахождения воды в цистерне обеспечивает необходимое вре мя контакта ее с хлором.
Поскольку на дизель-злектроходах проекта № 785 были пре дусмотрены отдельные системы питьевой и мытьевой воды, с целью сокращения объема работ по переоборудованию системы водоснабжения оставлено два насоса и два гидрофора. Насос 9 и гидрофор 7 подают воду на камбуз, сервировочные, к кипятиль нику и т. п., а насос 8 и гидрофор 5 — в души, умывальники, водоподогреватель и в санузлы.
Так как в обе системы подается питьевая вода, они после гидрафоров соединены перемычкой с запорным вентилем. При этом
вода может одним насосом подаваться |
ко всем |
потребителям. |
В системе водоснабжения оставлены |
также |
запасные цистер |
ны питьевой воды 10, имеющие приемные втулки с обоих бортов для приема воды с берега. Поскольку эти цистерны расположены в двойном дне и не отвечают требованиям санитарных правил, предъявляемым к цистернам питьевой воды, они могут быть ис пользованы для создания запаса забортной воды при прохожде нии судном сильно загрязненных участков реки и от них может быть предусмотрен прием воды насосом 1 так же, как от носовой балластной цистерны. Запорные вентили на трубопроводах от цистерны 10 к насосом 8 и 9 опломбированы, что предотвращает возможность попадания забортной воды в систему питьевого и мытьевого водоснабжения судна.
•Одну из цистерн, объемом 12,1 м3, используют для накопления запаса фильтрованной и хлорированной воды, расходуемой на промывку фильтра. Ее пополнение производится от системы питьевого и мытьевого водоснабжения автоматически с помощью электромагнитного клапана 6, который включается от реле уров ня 11, установленного на цистерне.
Фильтр промывают специальным насосом 12, подающим воду от цистерны в нижнюю часть фильтра. Промывка выполняется обратным током воды, загрязнения удаляются за борт. После про мывки производят уплотнение фильтрующей загрузки, при кото ром вода подается в фильтр насосом 1 и также удаляется за борт.
Работа станции автоматизирована, за исключением промывки фильтра и уплотнения фильтрующей загрузки.
В качестве напорного фильтра в станциях дизель-электрохо дов проекта № 785 использован фильтр станции «Озон-8», основ ные данные которого приведены в § 15. Хлораторная установка у них такая же, как у станций, описанных выше.
112
Станции ППВ на дизель-электроходах проекта № 20
Схема этих станций незначительно отличается от схемы теп лоходов проекта № 305 и поэтому не рассматривается. Основное отличие технологической схемы обработки воды в станциях на дизель-электроходах проекта № 20 от описанных выше заключа ется в том, что гипохлорит натрия вводится в воду после прохож
дения |
ею напорного |
песчано-гравийного |
фильтра и время |
кон |
||||
такта |
обеспечивается |
только в |
|
|
||||
накопительной цистерне. |
|
|
|
|||||
В |
хлораторных |
установках |
|
|
||||
станций |
используется |
дозиру |
|
|
||||
ющее устройство «капельного» |
|
|
||||||
типа (рис. 46) |
|
|
|
|
|
|
||
При включении насоса за |
|
|
||||||
бортной |
воды |
и |
поступлении |
|
|
|||
воды |
из |
фильтра |
в |
накопи |
|
|
||
тельную цистерну 8 открыва |
|
|
||||||
ется |
электромагнитный |
кла |
|
|
||||
пан 5 и гипохлорит натрия из |
|
|
||||||
расходного бака |
1, |
оборудо станции ППВ дизель-электроходов |
про |
|||||
ванного мерным стеклом 3, че |
екта № 2 0 |
|
||||||
рез запорный |
вентиль 2, |
дози |
|
|
рующий игольчатый вентиль 4, электромагнитный клапан 5 посту пает в капельницу со смотровым стеклом 6 и затем в трубопро вод 7 перед накопительной цистерной.
Доза гипохлорита натрия регулируется в зависимости от коли чества остаточного хлора в питьевой воде изменением кольцевого зазора в игольчатом вентиле, а контролируется подсчетом капель через смотровое стекло в капельнице. При засорении кольцевого зазора в игольчатом вентиле 4 и по другим причинам количество поступающего гипохлорита натрия постоянно меняется и поэтому регулировку необходимо осуществлять каждые 1—2 ч.
Дозаторы капельного типа предполагается заменить более со вершенными дозирующими устройствами конструкции Горьков ского ЦКБ МРФ.
Хлораторные станции ППВ на несерийных пассажирских су дах несущественно отличаются от описанных выше по составу оборудования. На них применены фильтры станций «Озон-8», а в качестве дозирующих устройств гипохлорита натрия установлены насосы-дозаторы конструкции Горьковского ЦКБ.
§ 18. УСТРОЙСТВА ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ, ПРИГОТАВЛИВАЕМОЙ В КИПЯТИЛЬНИКАХ
Одним из способов приготовления питьевой воды является ее кипячение. На малых судах, на судах внутригородских и приго родных линий кипячение — основной способ приготовления питье вой воды. На крупных судах, где установлены станции ППВ, ра ботающие недостаточно надежно, воду, используемую непосред ственно для питьевых целей, также приготовляют кипячением
8—312
113
Для кипячения воды на судах применяют кипятильники непре рывного действия типа «Титан», гарантирующие подачу потреби телям только кипяченой воды.
Исходя из наличия энергии на речных судах используют паро вые или электрические кипятильники.
Но воду, приготавливаемую в кипятильниках и подаваемую в питьевые бачки и фонтанчики, следует охлаждать. Естественное
охлаждение кипяченой |
воды — длительный процесс, |
который не |
||||||||
|
|
|
всегда удобен, поэтому на судах |
|||||||
|
JSoffti из цистерны |
применяют |
различные |
|
устрой |
|||||
|
ства |
для |
ее |
охлаждения. Они |
||||||
|
|
|
||||||||
|
|
|
должны |
исключать |
загрязнение |
|||||
|
|
|
охлажденной воды и быть одоб |
|||||||
|
|
|
рены органами саннадзора. |
|||||||
|
|
|
Кипяченую |
воду |
на |
речных |
||||
|
|
|
судах охлаждают: забортной во |
|||||||
|
|
|
дой, водой от судового водопро |
|||||||
|
|
|
вода |
и |
искусственным |
холодом, |
||||
|
|
|
который |
получают |
в |
холодиль |
||||
|
|
|
ных |
агрегатах. |
кипяченой воды |
|||||
|
|
|
Охлаждение |
|||||||
|
|
|
забортной |
водой |
производится |
|||||
„ |
„ |
|
по схеме (рис. 47). В схему вх-о- |
|||||||
|
дят |
паровой |
кипятильник |
непре- |
||||||
лаждения кипяченой воды забортной рывного |
действия /, |
змеевик-ох- |
||||||||
|
,водой |
|
ладитель |
2, труоопроводы |
с раз |
общительной арматурой и питье вой фонтанчик 3.
Сырая вода поступает из цистерны в кипятильник непрерыв ного действия. Соприкасаясь со змеевиком, по которому проходит пар, она нагревается и закипает.
Кипяченая вода по трубопроводу направляется в змеевик-ох ладитель, который крепится к бортовой обшивке ниже ватерлинии и омывается забортной водой. В змеевике-охладителе кипяченая вода охлаждается и поступает к питьевым фонтанчикам, располо женным на главной палубе. Охлаждение кипяченой воды заборт ной получило распространение на несерийных пассажирских су дах, а также на судах проектов № 737, 733 и 732. При поврежде нии змеевика-охладителя возможно загрязнение питьевой воды забортной, поэтому применение способа охлаждения кипяченой воды на новых судах не рекомендуется.
Охлаждение кипяченой воды холодной водой от судового водо провода осуществляется по схеме (рис. 48), состоящей из парового кипятильника непрерывного действия 1 производительностью 240 л/ч кипяченой воды, бака охладителя вместимостью 160 л со змеевиком 3 и трубопроводов с разобщительной арматурой.
Схема работает следующим образом: сырая вода поступает от судового водопровода к поплавковому регулятору 2 кипятиль ника непрерывного действия и заполняет его центральный сосуд
114