Файл: Барац, В. А. Водоснабжение судов речного флота.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

фракцией 1,0—1,5 мм. Пройдя фильтрующий слой, вода через верхнюю 'пластину 3 с дренажными колпачками поступает в слой активированного угля высотой 90 мм, уложенный в коробке 4, за­ тем проходит слой гравия с фракцией 4—6 мм и через нижнюю пластину 5 с дренажными колпачками поступает в нижнюю часть

фильтра.

Фильтр промывается обратным током воды. На промывку'вода подается из цистерны питьевой воды (см. рис. 42), пройдя фильтр снизу вверх, она отводится за борт. Фильтры станции теплоходов проекта № 305 промываются поочередно. Продолжительность

промывки около 10 мин.

Необходимость промывки определяется по перепаду давлений в верхней и нижней частях фильтра. Она производится при дости­ жении перепада давлений 0,5 кгс/см2.

Станции ППВ на теплоходах проекта № 26-37

Принципиальная схема этих станции отличается от схемы станций теплоходов проекта № 305 незначительно, вследствие че­ го отдельно она не рассматривается. Отличие заключается в от­ сутствии электролизера и количестве фильтров. У станции тепло­ ходов проекта № 26-37 три параллельно работающих напорных

фильтра производительностью 1,5 м3/ч каждый.

рассмотрим

толь­

 

Ниже

 

ко

конструкцию

фильтра,

 

так

как хлораторная

часть

 

станции такая же, как и у

 

теплоходов

проекта

588.

 

Напорные

 

фильтры

 

(рис. 44) представляют со­

 

бой

цилиндры

диаметром

 

500

мм,

снабженные

верх­

 

ней

съемной крышкой

для

 

загрузки

фильтрующего

ма­

 

териала. Для выгрузки его

 

фильтр имеет боковой люк.

 

Вода

от

насоса забортной

 

воды с введенным в нее ги­

 

похлоритом

натрия

посту­

 

пает через воронку 1 в верх­

 

нюю

часть

фильтра.

Затем

 

она

проходит через

верхний

 

фильтрующий слой 2 высо­

 

той 450 мм

из

кварцевого

 

песка

с фракцией

1—2

мМ,

 

через нижний фильтрующий

 

слой 3

с

 

фракцией

песка

Рис. 44. Напорный фильтр^ станции

6—8 мм и через поддержи­

вающий

слой

из гравия *

ЛИВ теплоходов проекта № 26-37

по


с фракцией 12—15 мм. Поддерживающий слой уложен на пласти­ ну с десятью дренажными колпачками 5, пройдя через которые, зода поступает в нижнюю часть фильтра и оттуда — в накопитель­ ную цистерну питьевой воды.

Промывают фильтры поочередно. Их промывают забортной водой и продувают сжатым воздухом. Соответствующим переклю­ чением арматуры вода от насоса забортной воды направляется в нижнюю часть фильтра и в течение 1 мин, проходя снизу вверх, взрыхляет фильтрующую загрузку. Затем одновременно с водой в фильтр вводится воздух. Водовоздушная смесь в течение 5 мин проходит через фильтр и отводится за борт.

По окончании промывки арматура вновь переключается на по­ дачу воды в верхнюю часть фильтра, а из нижней части вода вы­ пускается за борт. Это производится в течение 3—4 мин для уп­ лотнения фильтрующей загрузки, после чего фильтр вновь вклю­ чается в работу.

Время на" промывку и уплотнение загрузки каждого фильтра составляет около 10 мин.

Необходимость промывки фильтра устанавливается по пере­ паду давлений. Она производится при перепаде давления 0,2— 0,3 кгс/'см2.

Станции ППВ судов проекта № 785

На дизель-электроходах проекта № 785, построенных в ЧССР, станции ППВ не устанавливались. В настоящее время их система водоснабжения переоборудована и в ней предусмотрена хлораторная станция ППВ, спроектированная Горьковским ЦКБ МРФ (рис. 45).

Рис. 45. Принципиальная схема станции ППВ дизель-электроходов проекта № 785

Насос забортной воды 1 принимает воду из забортного ящика или из заласной емкости забортной воды, в качестве которой ис­ пользуется форпиковая балластная цистерна объемом 10 м3, и по­ дает ее в напорный фильтр 3. В трубопровод между насосом за­ бортной воды и фильтром из хлораторной установки 2 вводится гипохлорит натрия. Хлорированная вода проходит через фильтр и поступает в накопительную цистерну 4. Длительность фильтра­ ции и нахождения воды в цистерне обеспечивает необходимое вре­ мя контакта ее с хлором.

Поскольку на дизель-злектроходах проекта № 785 были пре­ дусмотрены отдельные системы питьевой и мытьевой воды, с целью сокращения объема работ по переоборудованию системы водоснабжения оставлено два насоса и два гидрофора. Насос 9 и гидрофор 7 подают воду на камбуз, сервировочные, к кипятиль­ нику и т. п., а насос 8 и гидрофор 5 — в души, умывальники, водоподогреватель и в санузлы.

Так как в обе системы подается питьевая вода, они после гидрафоров соединены перемычкой с запорным вентилем. При этом

вода может одним насосом подаваться

ко всем

потребителям.

В системе водоснабжения оставлены

также

запасные цистер­

ны питьевой воды 10, имеющие приемные втулки с обоих бортов для приема воды с берега. Поскольку эти цистерны расположены в двойном дне и не отвечают требованиям санитарных правил, предъявляемым к цистернам питьевой воды, они могут быть ис­ пользованы для создания запаса забортной воды при прохожде­ нии судном сильно загрязненных участков реки и от них может быть предусмотрен прием воды насосом 1 так же, как от носовой балластной цистерны. Запорные вентили на трубопроводах от цистерны 10 к насосом 8 и 9 опломбированы, что предотвращает возможность попадания забортной воды в систему питьевого и мытьевого водоснабжения судна.

•Одну из цистерн, объемом 12,1 м3, используют для накопления запаса фильтрованной и хлорированной воды, расходуемой на промывку фильтра. Ее пополнение производится от системы питьевого и мытьевого водоснабжения автоматически с помощью электромагнитного клапана 6, который включается от реле уров­ ня 11, установленного на цистерне.

Фильтр промывают специальным насосом 12, подающим воду от цистерны в нижнюю часть фильтра. Промывка выполняется обратным током воды, загрязнения удаляются за борт. После про­ мывки производят уплотнение фильтрующей загрузки, при кото­ ром вода подается в фильтр насосом 1 и также удаляется за борт.

Работа станции автоматизирована, за исключением промывки фильтра и уплотнения фильтрующей загрузки.

В качестве напорного фильтра в станциях дизель-электрохо­ дов проекта № 785 использован фильтр станции «Озон-8», основ­ ные данные которого приведены в § 15. Хлораторная установка у них такая же, как у станций, описанных выше.

112


Станции ППВ на дизель-электроходах проекта № 20

Схема этих станций незначительно отличается от схемы теп­ лоходов проекта № 305 и поэтому не рассматривается. Основное отличие технологической схемы обработки воды в станциях на дизель-электроходах проекта № 20 от описанных выше заключа­ ется в том, что гипохлорит натрия вводится в воду после прохож­

дения

ею напорного

песчано-гравийного

фильтра и время

кон­

такта

обеспечивается

только в

 

 

накопительной цистерне.

 

 

 

В

хлораторных

установках

 

 

станций

используется

дозиру­

 

 

ющее устройство «капельного»

 

 

типа (рис. 46)

 

 

 

 

 

 

При включении насоса за­

 

 

бортной

воды

и

поступлении

 

 

воды

из

фильтра

в

накопи­

 

 

тельную цистерну 8 открыва­

 

 

ется

электромагнитный

кла­

 

 

пан 5 и гипохлорит натрия из

 

 

расходного бака

1,

оборудо­ станции ППВ дизель-электроходов

про­

ванного мерным стеклом 3, че­

екта № 2 0

 

рез запорный

вентиль 2,

дози­

 

 

рующий игольчатый вентиль 4, электромагнитный клапан 5 посту­ пает в капельницу со смотровым стеклом 6 и затем в трубопро­ вод 7 перед накопительной цистерной.

Доза гипохлорита натрия регулируется в зависимости от коли­ чества остаточного хлора в питьевой воде изменением кольцевого зазора в игольчатом вентиле, а контролируется подсчетом капель через смотровое стекло в капельнице. При засорении кольцевого зазора в игольчатом вентиле 4 и по другим причинам количество поступающего гипохлорита натрия постоянно меняется и поэтому регулировку необходимо осуществлять каждые 1—2 ч.

Дозаторы капельного типа предполагается заменить более со­ вершенными дозирующими устройствами конструкции Горьков­ ского ЦКБ МРФ.

Хлораторные станции ППВ на несерийных пассажирских су­ дах несущественно отличаются от описанных выше по составу оборудования. На них применены фильтры станций «Озон-8», а в качестве дозирующих устройств гипохлорита натрия установлены насосы-дозаторы конструкции Горьковского ЦКБ.

§ 18. УСТРОЙСТВА ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ, ПРИГОТАВЛИВАЕМОЙ В КИПЯТИЛЬНИКАХ

Одним из способов приготовления питьевой воды является ее кипячение. На малых судах, на судах внутригородских и приго­ родных линий кипячение — основной способ приготовления питье­ вой воды. На крупных судах, где установлены станции ППВ, ра­ ботающие недостаточно надежно, воду, используемую непосред­ ственно для питьевых целей, также приготовляют кипячением

8—312

113


Для кипячения воды на судах применяют кипятильники непре­ рывного действия типа «Титан», гарантирующие подачу потреби­ телям только кипяченой воды.

Исходя из наличия энергии на речных судах используют паро­ вые или электрические кипятильники.

Но воду, приготавливаемую в кипятильниках и подаваемую в питьевые бачки и фонтанчики, следует охлаждать. Естественное

охлаждение кипяченой

воды — длительный процесс,

который не

 

 

 

всегда удобен, поэтому на судах

 

JSoffti из цистерны

применяют

различные

 

устрой­

 

ства

для

ее

охлаждения. Они

 

 

 

 

 

 

должны

исключать

загрязнение

 

 

 

охлажденной воды и быть одоб­

 

 

 

рены органами саннадзора.

 

 

 

Кипяченую

воду

на

речных

 

 

 

судах охлаждают: забортной во­

 

 

 

дой, водой от судового водопро­

 

 

 

вода

и

искусственным

холодом,

 

 

 

который

получают

в

холодиль­

 

 

 

ных

агрегатах.

кипяченой воды

 

 

 

Охлаждение

 

 

 

забортной

водой

производится

 

по схеме (рис. 47). В схему вх-о-

 

дят

паровой

кипятильник

непре-

лаждения кипяченой воды забортной рывного

действия /,

змеевик-ох-

 

,водой

 

ладитель

2, труоопроводы

с раз­

общительной арматурой и питье­ вой фонтанчик 3.

Сырая вода поступает из цистерны в кипятильник непрерыв­ ного действия. Соприкасаясь со змеевиком, по которому проходит пар, она нагревается и закипает.

Кипяченая вода по трубопроводу направляется в змеевик-ох­ ладитель, который крепится к бортовой обшивке ниже ватерлинии и омывается забортной водой. В змеевике-охладителе кипяченая вода охлаждается и поступает к питьевым фонтанчикам, располо­ женным на главной палубе. Охлаждение кипяченой воды заборт­ ной получило распространение на несерийных пассажирских су­ дах, а также на судах проектов № 737, 733 и 732. При поврежде­ нии змеевика-охладителя возможно загрязнение питьевой воды забортной, поэтому применение способа охлаждения кипяченой воды на новых судах не рекомендуется.

Охлаждение кипяченой воды холодной водой от судового водо­ провода осуществляется по схеме (рис. 48), состоящей из парового кипятильника непрерывного действия 1 производительностью 240 л/ч кипяченой воды, бака охладителя вместимостью 160 л со змеевиком 3 и трубопроводов с разобщительной арматурой.

Схема работает следующим образом: сырая вода поступает от судового водопровода к поплавковому регулятору 2 кипятиль­ ника непрерывного действия и заполняет его центральный сосуд

114