Файл: Барац, В. А. Водоснабжение судов речного флота.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 6. КОНТРОЛЬ ЗА КАЧЕСТВОМ ВОДЫ, ПОЛУЧАЕМОЙ НА СУДОВЫХ СТАНЦИЯХ

Использование в качестве водоисточника для судовых стан­ ций загрязненной забортной воды требует систематического конт­ роля за качеством воды в системе водоснабжения судна.

В связи со сложностью проведения полного объема лаборатор­ ных аналитических исследований воды непосредственно в судовых условиях и длительностью даже ориентировочных бактериологиче­ ских анализов (12—18 ч) приемы контроля за качеством ее раз­ деляют на судовые и внесудовые. Кроме того, одной из контроль­ ных мер является постоянное наблюдение за режимом работы су­ довых станций приготовления питьевой воды.

Поскольку гарантии работы станций гигиенически обусловле­ ны использованием избыточных концентраций бактерицидных агентов, то основное внимание должно быть обращено на исправ­ ность дозаторных устройств, состояние источников бактерицидно­ го излучения (ламп), агрегатов для получения бактерицидных агентов на борту, а также состояние фильтров и своевременную их промывку по окончании фильтроцикла.

Эти меры технического контроля, в том числе предельные сро­ ки работы отдельных устройств (бактерицидных ламп), опреде­ ляются инструкциями по эксплуатации судовых станций приготов­ ления воды.

Соблюдение паспортных режимов работы агрегатов станции является безусловным требованием, выполнение которого в зна­ чительной степени обеспечивает надежность ее работы.

Ответственность за правильность эксплуатации станций, их исправность и обеспечение достаточным запасом реагентов возла­ гается на механиков судов.

Соответствие качества воды, получаемой на судовой станции, требованиям ГОСТа определяется органами саннадзора на вод­ ном транспорте во время приемки новой станции в эксплуатацию. При этом производят анализы основных физико-химических и бактериологических показателей с учетом остаточных количеств применяемых реагентов в воде (алюминия, хлора, озона и др.).

Практически аналогичные (по объему) анализы проб воды, приготовляемой станцией в процессе эксплуатации, следует прово­ дить один раз в неделю. Пробы воды должны отбирать работники санитарной службы (в частности, санитарно-контрольного отдела БСЭС) и направлять для исследований в лабораторию соответ­ ствующей санэпидстанции. Результаты анализов передаются на судно через санитарно-контрольные отделы БСЭС при прохожде­ нии его в обратном направлении. В случае обнаружения некаче­ ственной воды судно информируют по радио или через ближай­ ший пункт транзитного прохождения о необходимости принятия мер по наладке станции приготовления питьевой воды и дезин­ фекции системы. Ответственность за соблюдение периодичности

27


отбора проб воды несет капитан судна, который должен своевре­ менно д-ать заявку в санитарно-контрольные отделы БСЭС.

Результаты анализов проб и другие сведения о работе стан­ ции необходимо заносить в- специальный судовой санитарный журнал.

Ежедневный санитарный контроль за качеством питьевой воды

на пассажирских речных судах осуществляет

судовой медицин­

ский работник, а на грузовых и буксирных

судах — специально

обученное лицо из числа команды, желательно механик судна.

В объем ежедневных анализов должно входить определение содержания остаточного хлора при использовании для обеззара­ живания воды хлоросодержащих препаратов и органолептических свойств воды (прозрачности по Снеллену, цветности по платиново­ кобальтовой шкале, запаха, вкуса в баллах). Обеспечение судов простейшей аппаратурой для определения перечисленных показа­ телей следует считать неотложной задачей.

Кроме того, необходимо учитывать ряд косвенных признаков, свидетельствующих о исправной работе станции. По ним также можно судить о качестве воды.

При работе озонаторных установок косвенным признаком по­ ступления в воду озона является обнаружение его запаха в про­ бах воды после смесительных устройств.

О работе бактерицидной ультрафиолетовой лампы судят по ее свечению и по сроку эксплуатации.

Косвенным признаком работоспособности фильтрующих уст­ ройств является нарастание давления в фильтрах (по показаниям манометров).

Ухудшение таких показателей качества воды, как прозрач­ ность и цветность, по сравнению с требованиями ГОСТа указыва­ ет на дефекты работы водоочистных узлов станции (фильтрую­ щих, коагулирующих). При использовании бактерицидных ламп ухудшение этих показателей свидетельствует также о недостаточ­ ном обеззараживании воды.

Па озонаторных станциях недостаточное обесцвечивание воды при ее обработке указывает на снижение необходимого уровня со­ держания озона. Результаты анализов судовой медицинский ра­ ботник или специально обученное лицо из команды должен зано­ сить в специальный журнал. Примерная форма такого журнала приведена в табл. 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

2

Дата отбора пробы

Прозрачность (мутность)

Цветность по платиновоко­ бальтовой шкале

Запах в бал­ дах

Привкус в в баллах

Остаточный хлор

Запах озона (наличие)

Исправность ламп

Исправность фильтров

Подпись от­ ветственного

лица

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-28


Глава III

СНАБЖЕНИЕ СУДОВ ПИТЬЕВОЙ

ИМЫТЬЕВОЙ ВОДОЙ

§7. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДЫ НА СУДНЕ

Снабжение судна, даже работающего в пресноводных бассей­ нах, питьевой и мытьевой водой, соответствующей по качеству требованиям ГОСТ 2874—73 и Санитарным правилам представ­

ляет сложную инженерную задачу.

Из сравнения требований к качеству питьевой и мытьевой во­ ды (см. гл. I) видно, что они отличаются незначительно. И питье­ вая и мытьевая вода должна подвергаться очистке и обеззаражи­ ванию.

К сожалению, еще считают, что для мытьевых целей можно использовать необработанную воду. На некоторых судах старой постройки до последнего времени в систему мытьевой воды пода­

валась забортная

вода, прошедшая только через гравийные

фильтры.

 

воду

можно

В настоящее время необработанную забортную

подавать только

в санузлы для смыва унитазов,

мытья

палуб

и т. п.

 

 

 

Санитарные правила устанавливают минимальное количество питьевой и мытьевой воды, которое должно подаваться из расчета на одного человека в сутки. Минимальные санитарные нормы во­

доснабжения приведены в табл.

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 3

 

 

Минимальные нормы на

одного

человека

 

Единица

 

в сутки

для судов

 

Вода

 

 

 

 

 

измерения

 

 

 

 

 

II группы

III

группы

IV группы

 

 

I группы

П и т ь е в а я ...........................

Л

30

20

 

10

5

М ы т ь ев ая ...........................

*

30

20

 

20

20

Как видно из табл. 3, на транспортных судах I группы, состав­ ляющих основное ядро флота, минимальная норма расхода питье­ вой и мытьевой воды на одного человека в сутки составляет 60 л.

Термин «минимальная норма», использованный в Санитарных правилах, говорит о том, что это количество воды может удовлет­ ворить только самые необходимые нужды экипажа и пассажиров.

29



Для создания комфортных условий на судах, очевидно, требуется значительно большее ее количество.

Рассмотрение действующих в настоящее время норм расхода воды для жилых и общественных зданий, приведенных в Строи­ тельных нормах и правилах 1970 г. (СНиП 11-Г.1.70), показывает (табл. 4), что в береговых помещениях при проектировании пре­ дусматривают расходы воды значительно большие, чем «мини: мальпые нормы» для судов.

 

 

 

Т а б л и ц а 4

 

 

 

Коэффициент

Потребитель

Е д и н и ц а

 

часовой нерав-

потребле-

 

номерности

 

и и я

мального

водопотреб-

 

 

 

ления

Жилые дома квартирного типа с водопроводом, канализацией, без ванн .

То

же,

с газоснабжением . . . .

»

с

водопроводом, канализацией и

ваннами с водонагревателями, работающи­ ми на твердом топливе ...................................

Жилые дома квартирного типа с водо­ проводом, канализацией и ваннами с га­ зовыми н агр евател ям и ....................................

То же, с быстродействующими газовыми водонагревателями и многоточечным во-

доразбором . .................................... .......

То же, с централизованным горячим во­

доснабжением ..................................................................

 

столовыми

и

Общежития

с душевыми,

п рачечн ы м и

..........................................................и пансионаты с ваннами в

Гостиницы

отдельных номерах:

количества номеров . .

до

25% общего

»

75%

»

»

»

. .

во

всех

номерах ....................................

дома отдыха

Санатории

общего

типа и

(с общими ваннами

и душевыми) .

 

Санатории и дома отдыха с ваннами во

всех жилых

к о м н а т а х .....................................

 

 

1 житель

80 -110

1,5

- 1 , 4

То же

100—125

1,4

- 1 ,35

 

120—150

1 ,3 5 -1 ,3

я

150-200

1,3

- 1 ,2 5

я

200-250

1,3

- 1 ,2 5

 

250-400

1 ,2 5 -1 ,2

 

100-120

 

2,5

О

200-250

 

2,5

 

250-350

 

2,0

300-400

 

2,0

1 койка

350-300

 

2,5

То же

300-400

 

1 ,6

Как видно из табл. 4, нормы расхода воды зависят от комфор­ табельности жилого дома, общежития, гостиницы. Чем выше ком­ фортабельность (горячее водоснабжение, души, ванны), тем боль­ шее количество воды предусматривают при проектировании.

Создатели судна стремятся обеспечить для экипажа и пасса­ жиров максимум удобств и комфорта, в связи с чем количество воды, предусматриваемое на одного человека, также должно быть больше минимальной нормы, установленной Санитарными правилами. Ограничение водопотребления до минимально допу­ стимых величин следует вводить в тех случаях, когда выходят из строя станции приготовления питьевой воды или недостаточен за­ пас последней в питьевых цистернах, а пополнение его по какимлибо причинам невозможно.

30