Файл: Практикум для вузов 2е издание, переработанное и дополненное.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Рис. 3.5. Минимально эффективный масштаб производства и число фирм на рынке Если он в несколько раз меньше величины спроса, то на рынке будет присутствовать несколько средних фирм (олигополистическая структура рынка). Если же минимально эффективный масштаб производства слишком мал и поэтому несравним с величиной рыночного спроса, то на рынке будет действовать множество небольших фирм (конкурентная структура рынка).Таким образом, издержки фирмы в долгосрочном периоде оказывают существенное влияние на концентрацию производства и на типы рынков. Прибыль фирмы и ее измерение Главным мотивом деятельности фирмы как хозяйствующего субъекта является прибыль, характеризующая величину положительного финансового результата ее деятельности за определенный период времени.Прибыль (Profit, я) — это превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров и услуг.В самом общем виде валовая прибыль определяется как разность между совокупными (общими) доходами (77?) и совокупными (общими) издержками (ГС): я = TR-TC.Совокупный (общий) доход (Total Revenue, TR) — это сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества блага по определенным ценам. Общий (валовый) доход или выручка фирмы определяется путем умножения количества Q проданных товаров на их цены Р:TR = QP.Выручку в расчете на единицу продукции характеризует средний доход.Средний доход (Average Revenue, AR) — это сумма дохода, приходящаяся на единицу проданного блага.Средний доход рассчитывается делением общего дохода на объем проданной продукции: В условиях совершенной конкуренции, когда фирма продает всю свою продукцию по одной и той же (сформированной рынком) цене, средний доход равен рыночной цене:AR=™=^ = P.Q QПредельный доход (Marginal Revenue, MR) — это приращение совокупного дохода в результате увеличения продажи товара на единицу.Предельный доход может рассчитываться двумя способами:ATR dTRMR = или MR = = TR'(Q).AQ dQВ условиях совершенной конкуренции каждая дополнительная единица продукции продается по сложившейся равновесной рыночной цене, поэтому предельный доход фирмы-производителя также равен рыночной цене.Средняя прибыль (Average Profit, An) — это сумма общей (валовой) прибыли, приходящаяся на единицу проданного блага.Средняя прибыль рассчитывается по формулеАп = —.QИзменение прибыли при изменении объема выпуска продукции на единицу показывает предельная прибыль.Предельная прибыль (Marginal Profit, Мп) — это прибыль, которая отражает прирост совокупной прибыли при увеличении объема выпуска на единицу.Величина предельной прибыли рассчитывается какМп - или Мп - = n'(Q).AQ dQ Если предельная прибыль больше нуля (Мл > 0), то функция совокупной прибыли возрастает и дополнительное производство может увеличить совокупную прибыль. Если предельная прибыль меньше нуля (Мл < 0), то функция совокупной прибыли уменьшается и дополнительный выпуск продукции сократит совокупную прибыль. При равенстве предельной прибыли нулю (Мл = 0) значение совокупной прибыли будет максимальным.Оптимальный объем производства — это такой объем производства продукции, который позволяет фирме получать максимальную прибыль исходя из существующих на данный момент времени рыночных и технологических условий.Поскольку прибыль есть разность совокупного дохода и совокупных издержек (л = ТЯ - ТС), то предельная прибыль может быть записана в виде Мп = МЯ-МС,где МЯ — предельный доход; МС — предельные издержки.Поскольку в точке оптимума предельная прибыль равна нулю, совокупная прибыль достигает своего наибольшего значения при таком объеме выпуска, когда предельный доход равен предельным издержкам (МЯ = МС).Правило максимизации прибыли — это правило, заключающееся в такой комбинации ресурсов, при которой предельный продукт (в денежном выражении) каждого ресурса равен предельным издержкам использования этого ресурса.Различие между бухгалтерскими и экономическими издержками определяет различие между бухгалтерской и экономической прибылью.Прибыль бухгалтерская — это разница между совокупными доходами и бухгалтерскими (явными, внешними) издержками фирмы.Экономическая прибыль, помимо явных (бухгалтерских, внешних) издержек, учитывает еще и неявные (имплицитные, внутренние) издержки.Прибыль экономическая — это разница между совокупными доходами и экономическими издержками фирмы.Составной частью экономических издержек является нормальная прибыль.Прибыль нормальная — это минимально необходимая прибыль для компенсации неучтенных издержек предпринимателя (личных трудовых затрат, использования собственного имущества).Иными словами, это тот минимальный доход, который должен получать предприниматель, чтобы остаться в данном бизнесе.Так, вложив 1 млн руб. в развитие фирмы, ее владелец получил прибыль в размере 7 %. Если в это время банковская ставка рав на 7 %, то полученная прибыль будет нормальной1 (экономическая прибыль в этом случае равна нулю).Таким образом, экономическая прибыль — это вся прибыль, полученная сверх нормального уровня. Она представляет собой разность между бухгалтерской и нормальной прибылью. Наличие в отрасли положительной экономической прибыли создает условия для притока в отрасль новых фирм и инициирует повышение уровня конкуренции. Отрицательная экономическая прибыль вызывает отток фирм в другие сферы деятельности.Относительным показателем прибыли, характеризующим экономическую эффективность деятельности фирмы, является рентабельность.Рентабельность — уровень прибыли, характеризующий эффективность использования ресурсов и деятельности фирмы.Существует более ста различных показателей рентабельности, основными среди которых являются рентабельность продаж, рентабельность продукции, рентабельность активов и рентабельность собственного капитала.Рентабельность продаж характеризует общую эффективность деятельности фирмы, рассчитывается как отношение прибыли к выручке от продажи продукции фирмы и характеризует величину прибыли, приходящуюся на один рубль выручки:яПт - та’Рентабельность продукции характеризует эффективность деятельности по производству продукции. Она определяется как частное от деления прибыли на величину совокупных издержек на производство продукции и характеризует величину прибыли, приходящуюся на один рубль произведенных затрат:п”гс-гс-Рентабельность активов определяется отношением прибыли к общей стоимости имущества фирмы и характеризует эффективность использования всех активов фирмы, показывая величину прибыли, приходящуюся на один рубль ее имущества:кА АРентабельность собственного капитала определяется отношением прибыли к сумме собственного капитала и характеризует 1 Ивасенко А. Г., Никонова Я. И. Микроэкономика : учеб, пособие. М. : КноРус, 2013. С. 109. эффективность использования капитала собственников, показывая величину прибыли, полученную на каждый рубль вложенных ими средств: ПрА 71РА' Иллюстративная задача 3.3 Цена за единицу продукции фирмы равна 10 ден. ед., объем продаж составляет 50 000 шт./год. Средние переменные издержки равны 7 ден. ед., постоянные издержки составляют 125 000 ден. ед. в год.Определите: выручку фирмы; общие переменные издержки; валовые издержки; прибыль; рентабельность продаж; рентабельность продукции. Решение: выручка: TR = Q ■ Р = 50 000 • 10 = 500 000 ден. ед.; переменные издержки: TVC = AVC Q= 7- 50 000 = 350 000 ден. ед.; валовые издержки: ТС = TFC + 7VC = 125 000 + 350 000 = 475 000 ден. ед.; прибыль: п = TR-TC =500000 - 475 000 = 25 000ден. ед.; рентабельность продаж: nm = n/TR-100 % = 25 000 / 500 000 • 100 % = 5 %; рентабельность продукции: Щ-с = п/ТС -100% = 25 000 /475 000 ■ 100% = 5,26%. Показатели рентабельности во многом определяют инвестиционную привлекательность фирм, уровень их конкурентоспособности, характеризуют качество управления производством, продажами, капиталом. Теории прибыли История экономической мысли изобилует теориями прибыли, однако большинство из них можно отнести к одной из трех основных групп: компенсационные (функциональные) теории; фрикционные и монополистические теории; научно-технические и инновационные теории. Компенсационные (функциональные) теории рассматривают экономическую прибыль как вознаграждение предпринимателю за его работу по координации и управлению производством. Именно предприниматель организует производство, планирует эффективное сочетание факторов производства, разрабатывает политику управления производством. Следовательно, прибыль является компенсацией за успешное выполнение им этих функций.Функциональные теории были предложены в начале XIX в., еще до появления крупных корпораций. В то время предприниматель рассматривался как высший тип труженика и в определенном смысле был идентичен индивидуальному владельцу. Однако попытки приложить функциональные теории к современным государственным корпорациям с их разделением функций владения и управления не дали убедительного результата. Дело в том, что для корпоративной формы организации бизнеса характерно делегирование владельцами (держателями акций) координационной функции профессиональным администраторам, получающим заработную плату. Если вознаграждение администраторов, несмотря на контрактный характер их работы, рассматривать как прибыль, то данная теория не объясняет сути остаточного дохода предприятия, который поступает держателям акций, не принимающим активного участия в управлении бизнесом1.Фрикционные и монополистические теории. В отличие от функциональных теорий фрикционные теории прибыли утверждают, что получение экономической прибыли (сверхприбыли) обусловлено не столько выполнением какой-либо конкретной функции, а является, скорее всего, результатом резкого улучшения рыночной конъюнктуры (повышения уровня цен или увеличения объемов продажи благодаря росту потребности в товаре или услуге). Например, проводимые Олимпийские игры или популярные фестивали, как правило, приносят сверхприбыли владельцам отелей, ресторанов и даже домовладельцам, сдающим внаем свободные комнаты. Когда заканчиваются игры и фестивали, прибыли вновь снижаются до нормального уровня.Монополистические теории прибыли являются продолжением фрикционных теорий, они основаны на том, что некоторые фирмы способны занять в бизнесе монопольные позиции, которые и позволяют им в течение длительного времени получать сверхприбыли. Владение патентом, авторским правом на компьютерный программный продукт, привилегией или очень удачным делом может дать фирме эффективную монополию на достаточно длительное время. Другими факторами, которые могут создать монополию, являются масштаб производства и необходимость высоких капиталь 1 Сио К. К. Управленческая экономика : пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 449. ных вложений, что предохраняет действующие на данном рынке фирмы от вторжения конкурентов, а также технологические достижения, контроль над рынком или доминирование на нем, протекционизм и управление любым ресурсом, спрос на который превышает предложение1.Научно-технические и инновационные теории также являются продолжением фрикционных теорий. Успешные инновации приносят инновационным фирмам сверхприбыль. Для одних инноваций это может длиться долго, для других — весьма непродолжительный период. Например, McDonalds, и Xerox достаточно долго оставались практическими монополистами на соответствующих рынках. Инновации могут касаться новых продуктов, новых технологий, новых рынков, новых способов сбыта и взаимодействия с потребителями. Успех инновационных фирм во многом зависит от их способности генерировать инновации и внедрять их в кратчайшие сроки. Именно эти ключевые компетенции позволяют занимать им выгодное положение на рынке, обеспечивающее получение сверхприбыли. з.б. Прибыль: планирование и управлениеУправление прибылью связано с решением вопросов о выборе технологии производства, объемов производства, а также с установлением цен. При планировании прибыли необходимо учитывать множество различных факторов, включая ожидаемую потребность в продукции, которую производит фирма, ее способность произвести требуемое количество изделий, а также все затраты.Экономической практике известно несколько подходов к планированию и управлению прибылью. Самыми распространенными являются: бюджетирование прибыли и анализ безубыточности.Бюджет прибыли (бюджет доходов и расходов) служит для планирования, координации и управления финансовыми результатами деятельности фирмы. Бюджет составляется на основе формы отчета о доходах и расходах. Обычно каждый управляющий центром прибыли представляет проект бюджета, который поступает в планово-финансовую службу. Планово-финансовая служба оценивает и при необходимости корректирует бюджеты подразделений, согласует их между собой и планирует источники финансирования. Бюджет прибыли позволяет управляющим систематически проверять работу компании, сравнивая запланированные и фактически полученные результаты. При наличии больших расхождений между ожидаемыми и полученными результатами проводится анализ причин отклонений, выработка корректирующих мер с целью увеличения прибыли. 1 Сио к. к. Управленческая экономика, с. 450—451. Анализ безубыточности {Соэ^УоЫте-Рго^ Апсйуэй, СУР) представляет собой метод планирования прибыли, основанный на том, что и доход, и затраты являются функцией объема производства, поэтому и прибыль также является функцией объема производства. Он используется в краткосрочном периоде, когда объем производства фирмы ограничен уровнем имеющихся в ее распоряжении действующих производственных мощностей.Анализ безубыточности предполагает следующее: поведение совокупных затрат и объема реализации жестко определено и линейно в пределах области релевантности; все затраты можно разделить на переменные и постоянные; постоянные расходы остаются независимыми от объема производства в пределах области релевантности; переменные расходы прямо пропорциональны объему производства в пределах области релевантности; цена реализации продукции не меняется, не меняются и цены на материалы и услуги, используемые в производстве; технология производства и производительность оборудования не меняются; структурные сдвиги отсутствуют; объем производства равен объему продажи или изменения начальных и конечных запасов в итоге незначительны. График безубыточности отражен на рис. 3.6. В верхней области рисунка линия совокупного дохода (выручки фирмы) соответствует произведению цены одного изделия на количество проданных изделий: Ш = Р ■ <2. Линия совокупных затрат соответствует сумме общих постоянных и общих переменных затрат:ТС = ТТС + ТУС, где общие переменные затраты равны средним (или удельным) переменным затратам, умноженным на количество выпущенных изделий: ТУС = АУС • <2.Область переменных затрат лежит между линиями ТС и ТРС. Разность между общим доходом и общими затратами равна прибыли (соответствующая область заштрихована).В точке <2Н фирма только выходит на рынок, объем производства невелик, совокупные доходы (ТК) ниже совокупных издержек (ГС), фирма терпит убытки. Наращивание объемов производства и продажи продукции до уровня Оо позволяет достичь полного возмещения доходами всех понесенных затрат, фирма уже не несет убытков, но еще и не получает прибыли. В этой точке ее доходы равны ее издержкам, фирма достигла состояния безубыточности.Точка безубыточности — это такой объем производства и реализации продукции, при котором все доходы равны расходам, а при производстве и продаже каждой последующей единицы продукции фирма начинает получать прибыль.Расчет безубыточного объема производства и продажи продукции (<20) производится исходя из того, что в точке безубыточности доходы равны расходам: ТП = ТС, тогда Р ■ <20 = ТЕС + АУС • Оо,откуда безубыточный объем в натуральном выражении ггс40 Р-АУС’а в стоимостном выражении (выручка в точке безубыточности — га0) составляет _ ГГСВ°

Рис. 4.5. Равновесие спроса и предложения Точке рыночного равновесия соответствуют равновесная ценаРе Рб Рэ и равновесный объем 0.Е — 0-Б

Рис. 4.10. Равновесие в длительном периоде:а — неизменные издержки; б — возрастающие издержки;в — снижающиеся издержки Эластичность спроса и предложения Рыночные спрос и предложение могут изменяться под влиянием различных факторов. Степень реагирования спроса и предложения на изменение какого-либо фактора определяется их эластичностью. Эластичность — это мера изменения одного показателя по отношению к изменению другого, от которого зависит первый.Количественно эластичность можно измерить с помощью коэффициента эластичности.Коэффициент эластичности — показатель, характеризующий меру чувствительности экономической величины по отношению к факторам, от которых она зависит.Коэффициент эластичности е показывает степень количественного изменения одного фактора (например, величины спроса или предложения) в ответ на изменение другого фактора (например, цены или доходов) на 1 %:_ процентное изменение функции процентное изменение аргумента ’Коэффициент эластичности может принимать значения от нуля до бесконечности.Аналитиками чаще всего рассчитываются коэффициенты прямой ценовой эластичности спроса или предложения, перекрестной ценовой эластичности спроса, а также коэффициенты эластичности спроса по доходу.Прямая ценовая эластичность спроса и предложения оценивается с помощью коэффициента прямой эластичности спроса (или предложения) по цене, выражающего отношение процентного изменения в объеме продаваемого (или производимого) товара по отношению к однопроцентному изменению цены на него.Коэффициент прямой ценовой эластичности спроса рассчитывается по формуле_ процентное изменение количества проданного товараео - •процентное изменение цены товараКоэффициент прямой ценовой эластичности предложения рассчитывается по формуле _ процентное изменение количества произведенного товараеБ- •процентное изменение цены товара Процентные изменения чаще всего рассчитываются путем деления изменения количества на среднее количество и деления изменения цены на среднюю цену. Так, процентное изменение количества произведенного или проданного товара определяется по формуле Д<2% = (02-01)(01 + 02)/2‘ Процентное изменение цены товара рассчитывается по формуле ДР% = съ-ю(Р1+Р2)/2' В силу обратной зависимости величины спроса от цены для большинства товаров и услуг коэффициент прямой ценовой эластичности спроса в большинстве случаев является величиной отрицательной. Поэтому его величину оценивают по модулю. Коэффициент же ценовой эластичности предложения в силу прямой зависимости объема предложения от цены чаще всего является величиной положительной.В зависимости от значения модуля коэффициента ценовой эластичности спроса или предложения различают следующие виды эластичности спроса и предложения по цене: если е = оо, то говорят об абсолютной эластичности спроса или предложения, когда незначительное изменение цены повышает (или понижает) объем спроса или предложения на неограниченную величину; если | е | > 1, то спрос или предложение являются эластичными, т. е. их величина изменяется более высокими темпами, чем изменяется цена; если | е | = 1, то говорят о единичной эластичности спроса или предложения, когда их величина изменяется теми же темпами, что и изменение цены; если | е | < 1, то спрос или предложение являются неэластичными, т. е. их величина изменяется гораздо медленнее, чем изменяется цена; если е = 0, то говорят об абсолютной неэластичности спроса или предложения, когда значительное изменение цены никак не влияет на величину спроса или предложения. Значение коэффициента ценовой эластичности определяет угол наклона кривых спроса и предложения (рис. 4.11 и 4.14). рА С4ел = О о б о5 Ед = оо ►(2 Рис. 4.11. Графическая интерпретация спроса с различной эластичностью:а — типичные случаи; б — исключения В частности, кривая эластичного спроса имеет более пологий наклон (линия в то время как кривая неэластичного спроса наклонена более круто (линия Д2), а кривая спроса с единичной эластичностью имеет наклон под углом в 45 ° (линия Б3) (рис. 4.11, а).В случае абсолютно неэластичного спроса потребители покупают одно и то же количество товара при любых уровнях цен, т. е. изменение цены никак не влияет на объем спроса, а кривая спроса представляет собой вертикальную линию (линия Ол на рис. 4.11, б). Например, если даже в два раза снизится цена на инсулин, прироста в объемах его продажи не произойдет, так как количество больных диабетом, которые нуждаются в данном препарате, не изменилось.В случае абсолютно эластичного спроса небольшое снижение цены заставляет покупателей увеличивать свои покупки с нуля до максимального объема, который они могут потребить. Линия спроса в этом случае параллельна горизонтальной оси (линия 05 на рис. 4.11, б). Такая ситуация может наблюдаться на рынке совершенной конкуренции (она будет рассмотрена ниже). Иллюстративная задача 4.3 Функция спроса на товар описывается уравнением йв = 30-Р.Определите: величину спроса при цене в 10 ден. ед.; величину спроса при цене в 11 ден. ед.; процентное изменение спроса; процентное изменение цены; коэффициент ценовой эластичности спроса; к какой группе относится этот товар. Решение: величина спроса при цене в 10 ден. ед.: (2^(10) = 30 -Р = 30 -10 = 20 шт.;

Рис. 4.13. Эластичность спроса и выручка:а — кривая спроса; б — кривая выручки Если известно уравнение линейной функции спроса вида 0,т = = аг - ЪРЬ то коэффициент ценовой эластичности можно рассчитать по формуле 8 = Рассмотренная формула также подтверждает тот факт, что коэффициент эластичности различен в разных точках кривой спроса, несмотря на один и тот же ее наклон.В отличие от спроса, величина предложения имеет прямую зависимость от уровня цен, поэтому она имеет положительный наклон. Угол наклона кривой предложения также определяется степенью его ценовой эластичности. На рис. 4.14, а представлены следующие кривые предложения: — предложение с единичной эластично- стью, Б2 — неэластичное предложение, Б3 — эластичное предложение. На рис. 4.14, б отражены кривые — абсолютно неэластичного предложения и 55 — абсолютно эластичного предложения. PẬ s4 = О О б s5 es - ►Q Рис. 4.14. Кривые предложения с разной степенью эластичности:а — типичные случаи; б — исключения Иллюстративная задача 4.5 Рост закупочной цены на сельскохозяйственный продукт с 50 до 60 руб. привел к увеличению объема его предложения со 120 до 150 т.Определите: процентное изменение цены; процентное изменение объема производства; коэффициент ценовой эластичности предложения; к какой группе относится данный продукт. Решение: процентное изменение цены: ц-ц = (б°-4 5” =11 = 0,18;(Р1+Р2)/2 (50+ 60)/2 55 процентное изменение объема производства: AQ0/0 = ^-Qị) = С150-120) = 30 0(Q1+Q2)/2 (120+ 150)/2 135 коэффициент ценовой эластичности предложения: _ процентное изменение количества проданного товараeD - ,процентное изменение цены товара ẼD '■ 0,220,18 = 1,22; 4) абсолютное значение коэффициента больше единицы, следова тельно, предложение эластично по цене. К основным факторам, определяющим эластичность предложения по цене, можно отнести: наличие незагруженных производственных мощностей: чем ниже уровень загрузки мощностей — тем выше эластичность предложения;



1 = .

га%

Из этой формулы следует, что чем ниже запас финансовой прочности фирмы (чем ближе фактический уровень производства и продаж к точке безубыточности), тем сильнее действие эффекта операционного рычага. По мере удаления от точки безубыточности сила эффекта операционного рычага ослабевает.

Если фирма еще не достигла целевого (планируемого) уровня прибыли, то ей необходимо продолжать наращивать объемы производства. Для расчета объема производства, обеспечивающего целевой (плановый) уровень прибыли, используется формула

_ ТУС + яц Р-АУС’

где яц — целевой уровень прибыли фирмы.

Как видно из рис. 3.6, целевой объем производства расположен правее фактического объема и обеспечивает фирме больший объем прибыли.

Дальнейшее наращивание объемов производства ограничивается производственными возможностями фирмы. В точке (2М достигнут предел загрузки производственных мощностей и дальнейшее наращивание объемов производства возможно только при условии расширения производственных мощностей. При новых объемах производственных мощностей необходим расчет новых параметров постоянных, переменных издержек, так как происходит смена релевантного диапазона.

Анализ безубыточности помимо безубыточного объема производства позволяет рассчитывать безубыточный уровень цены при каждом фактическом уровне объема производства и продажи продукции.

Безубыточный уровень цены характеризует тот минимальный ее уровень, который обеспечивает возмещение всех затрат при сложившихся объемах производства и продажи продукции.

Этот показатель определяется по формуле








При уровне цены Р0 и фактическом объеме производства фирма не будет получать прибыли, но и не понесет убытков, ее доходы будут равны ее издержкам.

Безубыточный уровень цены позволяет рассчитать имеющийся запас прочности по цене.

Запас прочности по цене показывает, на сколько фирма может позволить себе снизить цену, не неся при этом убытков.

Запас прочности по цене измеряется в абсолютных и относительных единицах.

В абсолютном выражении запас прочности по цене показывает максимально возможную величину снижения цены на продукцию в денежном выражении без угрозы риска получения убытков и рассчитывается по формуле

= Рф Р„.

В относительном выражении запас прочности по цене показывает максимально возможную величину снижения цены на продукцию в процентах без угрозы риска получения убытков:

гР% = РфР°.

РФ

Запас прочности по цене также определяет уровень риска операционной деятельности фирмы. Чем он выше, тем ниже уровень операционного риска.



Иллюстративная задача 3.4


Мощность (<2М) предприятия позволяет выпускать 100 ед. продукции в месяц. Фактический объем производства (<2ф) равен 95 ед. продукции. Средние переменные издержки САУС) равны 7 ден. ед., цена единицы продукции (Р
) составляет 12 ден. ед. за штуку. Валовые постоянные издержки (1*0 составляют 400 ден. ед. в месяц. Руководство считает, что фирма должна зарабатывать прибыли (яц) минимум 50 ден. ед. в месяц.

Определите, каким является текущий финансовый результат деятельности фирмы, каковы показатели безубыточности и каким должен быть объем производства, чтобы получить запланированную минимальную прибыль.

Решение.

Выручка фирмы:

ТЯф = Р ■ (2 = 12 ■ 95 = 1140 ден. ед. в месяц.

Общая сумма переменных издержек:

УСф = АУС • <2 = 7 • 95 = 665 ден. ед. в месяц.

Валовые издержки фирмы:

ТСф = ТТСф + ТУСф = 400 + 665 = 1065 ден. ед. в месяц.

Прибыль фирмы:

Лф = ТЛф - ТСф - 1140 -1065 = 75 ден. ед. в месяц.





Безубыточный объем производства:

Qo = TFC
/ СP -AVQ = 400 / (12 - 7) = 80 шт.

В точке безубыточности:

TRq = Р • Qo = 12 • 80 = 960 ден. ед.;

TVC0 = AVC • Qo = 7 • 80 = 560 ден. ед.;

ТС0 = TFCç + TVCq = 400 + 560 = 960 ден. ед.;

tîq = TR0 - ТС0 = 960 - 960 = 0 ден. ед.

Запас финансовой прочности:

2Q = - Qo = 95 - 80 - 15 ед., или Z

Q % = (Qÿ - Q0) / =15 /

/95 = 0,158, или 15,8 %.

Безубыточный уровень цены:

Р0 = TFC / Q$+ AVC = 400 / 95 + 7 = 11,21 ден. ед.

Запас по цене:

ZP = Pф - Р0 = 12,00 - 11,21 = 0,79 ден. ед., или Zp% = ф - Р0) / / Рф = 0,79 /12 = 0,066 или 6,6 %.

Эффект операционного рычага:

L = l + TFC/Tt=l + 400 / 75 = 6,33, или! = 1 /ZQ% = 1/0,158 = = 6,33.

Объем производства за месяц для получения минимальной запланированной прибыли должен составлять: Q4 = (TFC + яц) / (P-AVC) - = (400 + 50) / (12 - 7) = 450 / 5 = 90 ед. продукции.


На графике безубыточности прибыль отображается в виде области, лежащей между кривыми общего дохода и общих затрат справа от точки безубыточности. Очевидно, что эту область можно расширить за счет увеличения объема производства и продажи продукции. Однако увеличение объема наталкивается на ограничения, связанные с мощностью фирмы и емкостью рынка. В рассмотренном примере фирма выпускает 95 из 100 возможных единиц продукции в месяц, т. е. использует мощность на 95 %. Очевидно, что рассматривать вариант расширения объема продаж смысла не имеет. В то же время область прибыли можно расширить путем сдвига точки безубыточности в сторону меньших объемов производства, для этого необходимо либо уменьшить постоянные затраты, либо снизить удельные переменные затраты, либо повысить цену (рис. 3.7).

Заштрихованная область в варианте на рис. 3.7, а

соответствует прибыли при объемах производства, превосходящих точку безубыточности ((20 = 80 шт.). Если мы желаем достичь точки безубыточности при объеме производства в 50 шт., то следует использовать один из трех указанных выше способов.

  1. Снижение постоянных издержек.

Найдем значение постоянных издержек, для которого точка безубыточности соответствует 50 шт. ((20 = 50 шт.):


Оо =


TFC

P-AVC’



тогда


ГРС*

12-7’


отсюда ТРС* = 250 ден. ед.

Объем выпуска продукции, соответствующей точке безубыточности, снижается вместе с уменьшением суммы общих постоянных издержек. Затемненная область на рис. 3.7, б соответствует увеличению прибыли, вызванному снижением общих постоянных издержек.

  1. Снижение средних переменных издержек.

Величина снижения удельных переменных издержек, необходимая для достижения точки безубыточности в 50 шт., вычисляется следующим образом:


отсюда


тогда


Оо =


Р - АУС =


ТЕС

Р-АУС’

ТРС


Оо ’


АУС*


= Р-


ттс

оь'


Следовательно, АУС* = 12 - 400 / 50 = 4,0 ден. ед.

Затемненная область на рис. 3.7, в соответствует увеличению прибыли, вызванному снижением удельных переменных издержек.

  1. Увеличение цены.

Можно также рассчитать, насколько необходимо увеличить цену, чтобы снизить точку безубыточности до 50 шт.:


отсюда


тогда


Оо =


ТРС

Р-АУС’


Р - АУС =


ТРС

0?


Р*= — + АУС.

Оо


Следовательно, Р* — 400 / 50 + 7 = 15 ден. ед. за штуку. Затемненная область на рис. 3.7, г соответствует увеличению прибыли, вызванному ростом цены.









Рис. 3.7. Альтернативные точки безубыточноли:


а — исходная ситуация; б — снижение постоянных издержек;
в — снижение средних переменных издержек; г — повышение цены


Таким образом, анализ безубыточности является очень удобным инструментом планирования и управления прибылью фирмы, так как позволяет графически или алгебраически отобразить возможные последствия того или иного варианта управленческого решения.


Практикум

Вопросы для самоконтроля

  1. Что понимается под терминами «издержки», «издержки бухгалтерские (явные, внешние)», «издержки альтернативные (неявные, внутренние)», «издержки экономические»?

  2. Как характеризуются «издержки релевантные»? Какие издержки относятся к категории «невозвратных»?

  3. На какие виды подразделяются издержки в краткосрочном периоде?

  4. Как графически отображаются кривые постоянных, переменных и общих издержек?





  1. Если фирма имеет нулевой объем производства, то будет ли она нести производственные издержки? Ответ аргументируйте.

  2. Что понимается под термином «издержки средние»? Какие существуют виды средних издержек? Как они рассчитываются?

  3. Согласны ли вы с утверждением, что по мере роста объемов производства кривые средних валовых и средних переменных издержек удаляются друг от друга? Ответ аргументируйте, используя график этих издержек.

  4. Что понимается под термином «предельные издержки»? Как они рассчитываются? Как формулируется закон возрастания предельных издержек?

  5. Каковы особенности поведения издержек фирмы в длительном (долгосрочном) периоде? Как выглядит кривая долгосрочных средних издержек фирмы? Какие участки на ней выделяют?

  6. Какие виды эффекта масштаба производства выделяют в микроэкономической теории? В чем выражается их проявление?

  7. Как определяется минимально эффективный масштаб производства?

  8. Что характеризует термин «прибыль»? Какие выделяют виды прибыли?

  9. Что понимается под терминами «совокупный (общий) доход», «средний доход», «предельный доход»? Как рассчитываются эти величины?

  10. Как взаимосвязаны друг с другом и чем отличаются друг от друга бухгалтерская, экономическая и нормальная прибыли фирмы?

  11. Как формулируется правило максимизации прибыли фирмы?

  12. Что такое рентабельность? Какие выделяют виды рентабельности? Как рассчитываются эти величины?

  13. Какие теории прибыли известны экономической науке? Каково их основное содержание?

  14. Для чего составляется бюджет прибыли (бюджет доходов и расходов) ?

  15. Что понимается под безубыточностью? Как выглядит график безубыточности?

  16. Как рассчитываются показатели безубыточности?

  17. Как проявляется эффект операционного рычага? От чего зависит его величина?

  18. Какие управленческие решения помогает обосновать анализ безубыточности?