Файл: Методические рекомендации по самостоятельному изучению курса, контрольные тесты для самопроверки, практические задачи, словарь терминов римского частного права.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


у императора убили его. Ульпиан известен своими “Комментариями”, которых он написал более 150 книг.

Начиная с конца III в. н.э., классическая юриспруденция клонится к упадку. Это было одним из последствий социально-экономического и политического кризиса, который охватил Римскую империю в III в. Рим жил в состоянии непрекращающейся смуты (в течение 50 лет сменилось 17 императоров). В такой ситуации спокойное занятие правом было немыслимо. Отсутствие стабильности способствовало падению нравственных устоев и правовой культуры общества. Многие мыслящие люди, искавшие выхода из создавшегося кризиса, находили его в христианстве, которое распространялось по всей империи и все более увлекало представителей римской интеллигенции.
Общественные отношения и государственное устройство империи в период домината. Кризис императорской власти, который после правления Северов принял хронический характер, делал необходимой полную реорганизацию государства, и она в конце концов была проведена императором Диоклетианом и завершена Константином. Во времена Диоклетиана (284 - 305 гг. н.э.) императорская власть обожествлялась и приобрела откровенно монархический характер, что отразилось в знаменитой формуле: imperator dominus et deus noster est, т.е. "император - господин и бог наш". Слово dominus (“господин”), которое некогда употреблялось только рабами при обращении к хозяину, красноречиво свидетельствовало о неограниченности императорской власти в условиях нового режима, именуемого в научной литературе доминатом. При Диоклетиане империя была разделена на западную и восточную части, причем в западной части преобладала латиноязычная культура, а в восточной - грекоязычная. Диоклетиан избрал себе соправителя, которому отдал в управление западную половину империи, а себе оставил восточную. В помощь себе оба императора, именовавшиеся “августами”, избирали двух “цезарей”, которые считались их преемниками и которым непосредственно подчинялось несколько провинций. Константин (306 - 337 гг. н.э.) сохранил эту систему деления империя на четыре части, но во главе их поставил не соправителей, а подчиненных ему чиновников - префектов. Он же основал на востоке империи новую столицу Константинополь (нынешний Стамбул), что способствовало дальнейшему обособлению западной и восточной половин империи. Установление домината сопровождалось дальнейшим падением авторитета сената, который фактически превратился в городской совет города Рима, и старых республиканских магистратур. Все функции государственного управления перешли в руки императорских чиновников, которые составляли многочисленный и сложный по устройству бюрократический аппарат. Возникла стройная “табель о рангах”, в которой должности делились на придворные, гражданские и военные, и каждый чиновник имел соответствующий титул, ранг и жалование. Совещания по государственным делам проходили теперь в императорском совете, который стал называться
консисторием 9. В этом совете обсуждались все вопросы законодательства, управления и судебные дела, направленные по инстанции императору. Среди придворных чиновников наиболее важными песонами были заведующий царским дворцом, начальник личной канцелярии императора, председатель консистория и др. Следующими по рангу шли чиновники, заведовавшие управлением столицами - Константинополем и Римом - и провинциями. Во главе каждой столицы стояли префекты города, в руках которых сосредотачивалась административная и судебная власть, ближайшими помощниками префектов были викарии.

На всей территории империи утверждалось новое административно-территориальное деление. Наиболее крупными округами были четыре префектуры, как они стали именоваться со времен Константина, управляемые префектами. Каждая префектура делилась на диоцезы во главе с викариями, а диоцезы - на провинции, которыми управляли ректоры. Провинции в период домината превратились в более мелкие структурные подразделения, их число достигло сотни. Провинции состояли из первичных административных единиц - общин (civitates). Эти общины пользовались известной самостоятельностью, хотя находились под пристальным контролем правительства. Органами местного общинного самоуправления были совет декурионов и выборные муниципальные магистраты. Декурионы отвечали своим имуществом за надлежащее выполнение общегосударственных повинностей (сбор налогов, набор воинов, обеспечение порядка и т.д.) на началах круговой поруки. Поэтому местная аристократия стала уклоняться от обязанностей декурионов. Чтобы привлечь зажиточных людей в городские советы, власти стали наделять декурионов всякими привилегиями, а когда и это не помогло, правительство стало принудительно организовывать сословие декурионов, причем к тем, кто уклонялся от выполнения этих обязанностей, применялись различные меры наказания. Правительственный контроль над местным самоуправлением осуществляли кураторы общин. Императоры надеялись, что эти чиновники станут защитниками основной массы населения от произвола их более богатых, сильных и влиятельных земляков. Однако кураторы нередко попадали в зависимость от этих богатых и влиятельных членов общин и постепенно превращались в судей, занимающихся мелкими делами. Теряли свое значение и съезды провинциалов, которые вырабатывали коллективные прошения и пытались их довести до сведения императоров. По мере укрепления бюрократической системы эти требования и жалобы все реже попадали к императору и в конце концов провинциальные съезды были отменены.



Со времени Константина влиятельное положение стала приобретать и христианская церковь. В ней утверждается иерархическая структура по образцу императорской бюрократии. Во главе местной церковной организации стоял епископ, избираемый церковными общинами. В его руках сосредотачивалось церковное управление, заведование церковным имуществом, а также известна судебная власть над паствой по делам, касающимся религии и церкви. Епископы крупнейших городов возвысились над прочими и стали именоваться патриархами. Вопросы, затрагивающие интересы всей церкви, обсуждались на церковных соборах, первый из которых был проведен в 325 г. в Никее по инициативе императора Константина. Наряду с армией и чиновничеством церковь стала одной из опор домината.

В связи с реорганизацией государственного строя радикально менялась и социальная структура общества. Исчезло всадническое сословие, а сенаторское сословие превратилось в наследственную бюрократическую знать. Его представители пользовались различными привилегиями, хотя и обязаны были нести всевозможные повинности в пользу императора. Характерной тенденцией домината становится политика закрепления соответствующих групп населения в рамках того или иного сословия. Принадлежность к сословиям становятся наследственной, сословия резко отграничиваются друг от друга, каждое из них несет на себе ту или иную государственную повинность, "тягло". Прежние принципы свободы и равноправия граждан перестают действовать по мере усиления государственного гнета и вопиющего социального неравенства. В законодательстве римские граждане уже делятся на категории honestiores (“почтенные”) и humiliores (“низшие”) с различными правами и обязанностями. Несмотря на все старания правительства суровыми административными мерами удержать ситуацию под контролем, экономический кризис, особенно на западе империи, продолжался, а государственный порядок все более расшатывался. Чтобы удержать империю от окончательного распада, императорская власть все более опиралась на бюрократию и усиливала различные рычаги бюрократического механизма. Это в свою очередь расширяло полновластие и бесконтрольность чиновников и приводило к коррупции, губительно сказывавшейся на всей общественно-политической и экономической жизни. Для содержания пышного двора и огромной армии чиновников нужны были немалые средства, а завоевательные войны, которые прежде доставляли большую добычу, уже не велись. В то же время деньги, и весьма значительные, нужны были для содержания многочисленного войска, необходимого для защиты от надвигающихся варварских полчищ. Источником для покрытия всех этих расходов могли служить только налоги, которые ложились тяжелым бременем на население. Именно поэтому обнаружилась тенденция бегства людей с насиженных мест, даже земледельцы покидали свои поля. Ответом правительства было насильственное прикрепление подданных к месту жительства и профессии. Декурионы, которые были связаны круговой порукой и отвечали своим имуществом за своевременное поступление в казну налогов от городского населения, были лишены права покидать город. Наследственной становилась также профессия воина, был введен принудительный рекрутский набор. Ремесленники, объединенные в профессиональные корпорации (коллегии), были постепенно прикреплены к этим коллегиям, ремесленный труд превращался в наследственную повинность.


Таким образом, повсеместно в Римской империи свободная организация труда заменялась принудительной. Наиболее ярким проявлением этого процесса было закрепощение колонов, крестьян-арендаторов, которые возделывали землю в имениях крупных собственников. Со времени Константина колонам было запрещено покидать арендуемые участки. Владелец имения мог требовать принудительного возвращения ушедшего колона так же, как бежавшего раба. С другой стороны, землевладелец не имел права согнать колона с земли, а к концу IV в. было установлено, что при продаже имения колоны переходят к новому собственнику вместе с землей и инвентарем. Своим собственным имуществом колоны также не могли свободно распоряжаться, в частности, им было запрещено отчуждать что-либо без согласия землевладельца. Таким образом, колоны превратились в зависимую категорию населения, и хотя они считались лично свободными людьми, в экономическом плане они представляли собой “рабов земли”, как было сказано в одном из императорских указов.

Реформы Диоклетиана и Константина на некоторое время укрепили положение империи, однако с середины IV в. вновь стали проявляться разнообразные признаки упадка, особенно серьезные в западной части державы, где продолжался кризис ремесла и торговли, и товарное хозяйство постепенно вытеснялось натуральным. В 395 г. император Феодосий перед смертью разделил империю на две части и отдал их в управление двум своим сыновьям. С этого времени на месте единой державы образовалось два самостоятельных государства. Более богатая и благополучная Восточная Римская империя (Византия) со столицей в Константинополе продолжала существовать еще много столетий, в то время как Западная Римская империя, больше пострадавшая от кризиса, не имевшая достаточных сил и средств для того, чтобы сдержать натиск варваров, вскоре развалилась под ударами воинственных германских племен. Окончательное падение Западной Римской империи в 476 г.10 означало конец античной эпохи и начало средневековья.
Римское право в IV - VI вв. н.э. Кодификация Юстиниана. Со второй половины III в. н.э. римское право вступает в новый, т.н. постклассический период. Правотворческая деятельность юристов в это время почти прекращается, юридическая литература данного периода бедна и количественно, и качественно. Как правило, это компиляции из сочинений Папиниана, Павла, Ульпиана и других классических юристов, а также сборники различных императорских указов. Творческое развитие римского права в основном закончилось, наступило время систематизации и кодификации уже существующих правовых норм. Поскольку судьям трудно было разобраться в массе существующей юридической литературы, императоры стали издавать указы, определяющие порядок пользования ею. Так, известны два указа Константина (321 и 327 гг.), обязывавшие судей использовать прежде всего сочинения Папиниана и Павла. В 426 г. Феодосием II и Валентином III был принят
закон о цитировании (lex allegatoria). Этот закон придавал юридическую силу сочинениям пяти юристов - Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина и Гая. Если по какому-либо вопросу они расходились во мнениях, предписывалось следовать мнению большинства, а при равенстве голосов решающим считалось слово Папиниана. Кроме того, разрешалось принимать во внимание также сочинения тех юристов, на которых ссылаются эти пять классиков.

Трудности в судебной практики возникали и при использовании норм, содержавшихся в императорских указах, которые также не были систематизированы, а между тем их число росло с каждым годом. Первая попытка такой систематизации была предпринята Папирием Юстом в правление Марка Аврелия (II в. н.э.). Ко времени правления императора Диоклетиана этот сборник уже устарел, и поэтому неким  Грегорианом был составлен новый, получивший название Кодекс Грегориана. В нем были собраны и систематизированы указы императоров от 196 до 295 гг. Кодекс состоял из 14 книг, книги делились на титулы, внутри которых установления были приведены в хронологической последовательности. В начале IV в. появился новый cборник указов, получивший название Кодекс Гермогениана и состоявший из одной книги.

Все эти издания подготовили почву для появления официальных правительственных кодексов. Так, в 428 г. Феодосий II назначил комиссию из 8 человек, которая вначале для учебных целей собрала вместе все постановления Константина и кодексы Грегориана и Гермогениана. Для практического использования комиссии предписывалось составить сборник действующих императорских постановлений, прибавив к ним выдержки из произведений юристов. Однако эта работа не была выполнена до конца, и в 435 г. была создана новая комиссия, которой было поручено составить сборник императорских указов, вышедших после издания Кодекса Гермогениана. Так появился на свет Феодосиев кодекс из 16 книг.

После раздела Римской империи на Западную и Восточную и завоевания Западной империи германскими племенами римское право продолжало действовать в среде римского населения на территории новых государств, основанных германцами, и даже сами германские короли заботились о создании сборников римского права для нужд судопроизводства. Так, в 506 г. появился “Римский закон вестготов” (lex romana Wisigothorum), представлявший собой извлечение из трёх вышеуказанных кодексов, из “Институций” Гая, высказываний Павла и т.д., предназначенный.для римских подданных Вестготского королевства и изданный по повелению короля вестготов Алариха II. Аналогичные сборники были изданы в конце V в. королем Теодорихом для Остготского королевства и в начале VI в. для Бургундского королевства королем Гундобадом.