Файл: Боженов, Н. Б. Ремонт и монтаж оборудования заводов переработки пластмасс и резины учебное пособие для химико-механических техникумов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 0
Таблица 3. Допускаемые зазоры в узлах вал — подшипник скольжения (в мм)
Д и ам етр в а л а , |
О тветственны е |
у зл ы п ри |
уд ел ьн ы х |
н а г р у зк а х , к г с /с м 1 |
|
Н ео тветствен |
|
|
|
|
|
мм |
ные у зл ы |
свы ш е 30 |
до |
30 |
свы ш е 30 |
|
до 30 |
|
|
Число оборотов |
Число оборотов |
||
50—80 |
0,5 |
м ен ее |
1 0 0 0 о б /м и н |
более 1000 об/мин |
|
0 ,2 0 |
0 ,1 0 |
0,30 |
0,15 |
||
80—120 |
0,8 |
0,25 |
0,15 |
0,35 |
0 ,2 0 |
120-180 |
1 ,2 |
0,30 |
0,20 |
0,40 |
0,25 |
180—260 |
1 ,6 |
0,40 |
0,25 |
0,60 |
0,35 |
260—360 |
2 ,0 |
0,50 |
0,30 |
0,70 |
0,45 |
Таблица 4. Допускаемый износ стальных зубьев
|
|
|
|
И зн о с , % о т н ом и н ал ьной толщ ины зу б а |
||
Р еж и м |
р аб о ты |
ск о р о сть , |
н а н ач ал ьн ой |
о к р у ж н о сти |
п ри р ем о н тах |
|
|
|
|
||||
|
|
|
м/с |
тек у щ ем |
сред нем |
к ап и тал ьн о м |
|
|
|
|
|||
Передача мощности в одном |
До 2 |
2 0 |
15 |
10 |
||
направлении без |
ударной |
2—5 |
15 |
10 |
6 |
|
нагрузки |
передача при |
Свыше 5 |
10 |
7 |
5 |
|
Реверсивная |
До 2 |
15 |
10 |
5 |
||
ударной нагрузке |
|
2—5 |
10 |
5 |
5 |
|
П р и м е ч а н и е . |
Д л я ч у гун н ы х зу б ч аты х |
к о л ес приведенны е данн ы е |
ум ен ьш аю тся |
|||
на 3 0% . |
|
|
|
|
|
|
Допускаемый износ шпоночных пазов по ширине не должен превышать 15% первоначального размера. В зубчатых передачах величина допускаемого износа стальных зубьев по толщине устана вливается в % от номинальной толщины зуба на начальной окруж
ности (табл. 4).
Для валка каландра с бомбировкой бочки максимальное отклоне ние от цилиндра составляет 0,127 мм. В шнековых машинах зазор между шнеком и цилиндром должен быть одинаковым по всей длине и не должен превышать 0,002 D для больших диаметров и 0,005 D для малых диаметров (D — диаметр шнека).
В эксцентриковых поршневых насосах термопластавтоматов наи больший допустимый диаметральный зазор между поршнем и цилин дром составляет 0,015—0,025 мм. В шестеренчатых насосах термо пластавтоматов зазор между шестернями и корпусом не должен превышать 0,07—0,12 мм, а торцевой зазор между торцами шестерен и втулок (суммарный) — 0,04—0,08 мм, что достигается соответству ющими размерами корпуса, шестерен, втулок и прокладок.
Допустимый износ деталей пресс-форм определяется требова ниями к точности прессуемых изделий. Предельное отклонение раз меров деталей пресс-форм, влияющих на точность сбора пакета,
47
пресс-формы (высоты опорных плит, высоты матриц, длины выталки вателей и т. д.) составляет 0,03—0,05 мм. Для деталей, обеспечива ющих смыкание пуансонов и матрицы пресс-формы, предельный износ регламентируется соображениями технологического порядка с учетом неспособности пресс-материала затекать в зазоры меньше
0,04—0,05 мм.
Методика определения предельно допустимого технического со стояния составных частей оборудования, рекомендуемых к эксплуа тации без ремонта, должна быть составлена предприятием-разработ- чпком ремонтной документации. Допустимые размеры деталей после износа, а также предельно допустимый зазор с сопрягаемой деталью указываются в технических требованиях на дефектацию и ремонт. Требования являются одним из обязательных разделов руководства по ремонту, входящих в комплект ремонтных документов, которые составляет предприятие-разработчик ремонтной документации
(ГОСТ 2602-68).
§6. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТРЕНИЯ В МАШИНАХ
Вкаждой машине движущиеся и соприкасающиеся детали изна шиваются из-за трения, возникающего при воздействии усилий на детали. Трение различают по двум признакам: по характеру дви жения трущихся поверхностей и по характеру смазки этих поверх ностей.
Взависимости от характера движения трущихся поверхностей
различают два вида трения: скольжения и качения. Первое возни кает при соприкосновении тел по поверхности, по линии или в точке. Примером трения скольжения по поверхности может служить дви жение ползуна в направляющих, по линии — вращение вала по поверхности подшипника. Примером трения качения является дви жение шарика или цилиндра по поверхности без скольжения. Не редко оба вида трения совмещаются, например в зубчатых заце плениях.
Трение является основной причиной износа оборудования. Наи больший износ происходит при сухом трении, когда между трущи мися поверхностями отсутствует смазка. Поэтому для уменьшения сил трения и предотвращения преждевременного износа трущихся деталей применяют смазку.
Смазанные поверхности во время работы разделяются слоем сма зочного материала, в результате мельчайшие неровности не сопри касаются между собой. Уменьшению трения способствует и подвиж ность смазки. Масло хорошо отводит тепло и уносит частицы, обла дающие абразивным (истирающим) свойством. Смазка также предо храняет поверхность деталей от коррозии. Регулярная и правиль ная смазка трущихся поверхностей является основным условием уменьшения трения и защиты деталей машин от износа.
В зависимости от характера смазки различают следующие виды трения: жидкостное, полужидкостное, граничное, полусухое и
48
сухое. При жидкостном трении поверхности сопрягаемых деталей полностью разделены слоем смазки и нагрузка воспринимается смазочной пленкой. Коэффициент жидкостного трения равен 0,001 — 0,008.
Условиями возникновения жидкостного трения в подшипниках скольжения являются следующие: высокая окружная скорость вала, высокая степень чистоты трущихся поверхностей, оптимальный зазор между валом и подшипником, необходимая вязкость и чистота масла, оптимальная нагрузка на вал. Лишь при этих условиях про исходит затягивание масла в зазор между трущимися поверхно
стями и их разобщение. |
|
||||
Возникновение |
жидкостного |
|
|||
трения |
показано |
на |
рис. II-6. |
|
|
Неподвижный |
вал |
под дей |
|
||
ствием силы тяжести прижи |
|
||||
мается к нижней части подшип |
|
||||
ника. Зазор между подшипни |
|
||||
ком и цапфой вала имеет |
|
||||
серповидную форму. При вра |
|
||||
щении |
вала |
масло |
из зазора |
|
|
увлекается под цапфу и в месте |
Рис. II-6. Возникновение жидкостного |
||||
сужения образуется |
масляный |
трения. |
клин. С повышением скорости вращения в клиновом сужении вместе с увеличением удельного
давления масла увеличивается и величина зазора. Полужидкостное трение возникает в том случае, когда большая
часть сопряженных поверхностей разделена слоем смазки, но отдель ные элементы поверхностей соприкасаются. Коэффициент трения при этом равен 0,09—0,08. В условиях полужидкостного трения работают тяжело нагруженные валы при числе оборотов до 400 об/мин и детали, совершающие качательное и возвратно-поступа тельное движение.
Трение называется граничным, если скользящие поверхности разделены слоем смазки толщиной в несколько молекул. Оно харак теризуется особым физико-химическим взаимодействием смазки с по верхностью трения. Молекулы смазки должны иметь длинную структурную цепь и обладать полярностью. В этом случае смазка образует прочно удерживающуюся на поверхности металла адсорби рованную пленку. Молекулы смазки по причине полярности ориен тируются относительно поверхности в определенном направлении. Работа деталей и их износ в условиях граничного полужидкостного трения аналогичны. При недостатке или отсутствии смазки возни кает полусухое или сухое трение.
§ 7. СМАЗКА ОБОРУДОВАНИЯ И СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Смазка оборудования обеспечивает надежность его работы, умень шает износ и повышает долговечность. При смазке умень шаются нагрев трущихся деталей и усилия, затрачиваемые на их
4 З а к а з 945 |
49 |
перемещение. Надежность смазки обеспечивается правильным вы бором смазочных материалов и смазочных устройств для конкрет ных условий работы узлов оборудования.
Выбор смазочных материалов определяют следующие условия работы трущихся поверхностей:
1) удельное давление в месте трения;
2)скорость движения поверхностей;
3)температурный режим работы узла.
Для смазки оборудования применяют смазочные масла (нефтя ные и синтетические) и консистентные смазки.
Нефтяные масла не всегда соответствуют требованиям рабочих условий. Поэтому к ним добавляют в очень небольшом количестве (от сотых долей до нескольких процентов) специальные присадки, улучшающие свойства масел: понижающие температуру застывания,
повышающие |
вязкость, антиокислительные, антикоррозионные |
и другие свойства. |
|
Нефтяные |
масла в зависимости от их назначения разделены |
на группы: индустриальные (для производственного оборудования), компрессорные, турбинные, гидравлические и др. Масла каждой группы подразделяются на марки, в шифр которых обязательно входит значение вязкости, например «Индустриальное 12», «Цилин дровое И», «Компрессорное 12».
Вязкость является самой важной характеристикой масла. Масла характеризуют кинематической вязкостью, измеряемой обычно в сантистоксах (сСт). Для сравнения полезно знать, что вязкость дистил лированной воды при 20,2 °С равна 1 сСт. Вязкость масла изме няется с изменением температуры и давления. В ГОСТ и ТУ вяз кость масла приводят при атмосферном давлении.
При подборе и применении масел, кроме вязкости, учитывают следующие их свойства: температуру вспышки, температуру застывания, стабильность и деэмульсацию. Температура вспышки — температура, при которой пары нагретого масла воспламеняются
Таблица 5. Характеристики смазочных масел
|
В я зк о с т ь |
(в сСт) при |
Н аи м ен ован и е (м ар к а) |
м асл а |
|
|
|
о |
|
5 0 °С |
О о о |
|
|
|
Индустриальное 12 |
10-14 |
_ |
Индустриальное 20 |
17-23 |
— |
Индустриальное 30 |
27—33 |
— |
Индустриальное 45 |
38—52 |
— |
Индустриальное 50 |
42-58 |
— |
Цилиндровое И |
— |
9 -13 |
|
|
|
Цилиндровое 24 |
— |
20—28 |
Цилиндровое 38 |
— |
32-44 |
Компрессорное 12 |
— |
11-14 |
Компрессорное 19 |
— |
17-21 |
Т ем п ер ату р а (в °С )
В С П Ы Ш К И |
засты ван и я |
165 |
—30 |
170 |
—20 |
180 |
—15 |
190 |
—10 |
200 |
—20 |
215 |
+ 5 |
240 |
— |
300 |
+17 |
216 |
— |
242 |
|
50