Файл: Боженов, Н. Б. Ремонт и монтаж оборудования заводов переработки пластмасс и резины учебное пособие для химико-механических техникумов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
Качество сборки. Износостойкость деталей в значительной мере зависит и от качества сборки. Износ ускоряется при нарушении соосности валов, неправильной установке подшипников, неправиль ном сцеплении шестерен, плохой балансировке вращающихся деталей.
При нарушении соосности валов возникает неравномерная на грузка по длине подшипника, что приводит к перегреву в местах увеличенной нагрузки. Неправильная установка (перетяжка) под шипников также приводит к их перегреву. При неправильном сце плении шестерен (т. е. несоблюдении радиального и бокового зазо ров, непараллельности осей) возникает контакт на малой площади зубьев, увеличивается скольжение и ускоряется износ. Плохая балансировка вращающихся деталей вызывает вибрацию, быстрый и неравномерный износ валов и подшипников.
Смазка оборудования. Правильный выбор смазочных материалов, надежность работы смазочных устройств, соблюдение режима смазки оборудования — одни из основных условий сохранения работоспо собности оборудования. Рациональная смазка уменьшает износ деталей, удешевляет их ремонт, сокращает простои и способствует снижению себестоимости выпускаемой продукции.
§ 4. МЕТОДЫ ОБНАРУЖЕНИЯ ДЕФЕКТОВ ДЕТАЛЕЙ ОБОРУДОВАНИЯ
Неисправности в узлах оборудования могут быть обнаружены во время его работы, в процессе межремонтного обслуживания и при текущем ремонте без разборки машины.
При |
капитальном |
ремонте после разборки машины на узлы |
и детали |
проверяют |
состояние деталей и проводят их дефектацию |
с целью определения пригодности к дальнейшему использованию. Методы обнаружения неисправностей оборудования в процессе его эксплуатации и межремонтного обслуживания. О работе узлов и деталей машин и механизмов можно судить по характеру издавае мого ими шума. В машинах, имеющих коленчатые валы с шатунами (поршневые насосы, компрессоры, привод червячного осциллиру ющего смесителя), глухие стуки служат признаком износа в соеди нениях кривошипно-шатунного механизма. В эксцентриковых таблетмашинах такие стуки являются признаком износа деталей эксцен трикового механизма (эксцентриковой втулки, головки шатуна). В зубчатых передачах шум является признаком износа профиля зубьев. Износ деталей шпоночных и шлицевых соединений характери зуется глухими и резкими щелчками. Место возникновения стука определяется стетоскопом, представляющим собой металлический пруток, один заостренный конец которого прикладывают к корпусу машины, на другом конце имеется диск для прикладывания к уху. Стуки в цилиндре говорят об износе поршневых колец, ослабле нии поршневой гайки, загрязнении кольцевых канавок, износе поршневой втулки. Стуки в клапанной коробке появляются при
поломке клапанов, ослаблении или поломке пружин.
По характеру шума можно судить о работе узлов подшипников
42
качения. Для этого заостренный конец стетоскопа прикладывают к корпусу подшипника. При нормальной работе слышен слабый шум, при нарушениях в работе шум усиливается. Резкий шум (свист) служит признаком отсутствия смазки в подшипнике. Гремящий шум (частые звонкие стуки) означает, что на шариках, роликах или кольцах появились язвины или в подшипник попала абразивная пыль (грязь). При ослаблении посадки подшипника на валу возни кают глухие удары.
При несоосности опор вала, отсутствии или недостатке смазки и загрязнении подшипника происходит перегрев подшипников, который может быть обнаружен наощупь. Для этого к месту уста новки подшипника прикладывают наружную сторону кисти руки, которая безболезненно выдерживает температуру до 60 °С. Избыток масла или повышенная вязкость масла также могут вызвать перегрев подшипников.
Отсутствие соосности между валом и подшипником и слишком тугую посадку подшипника на валу или в корпусе можно обнару жить тугим провертыванием вала (усилие проворачивания воз растает).
Отклонение характеристик продуктов переработки от устано вленных норм также свидетельствует о неисправности рабочих дета лей оборудования для переработки пластмасс и резины. Например, увеличение размеров кусков дробленого материала говорит об износе щек и бандажей дробилок. Увеличение толщины пленки слу жит признаком увеличения зазора в подшипниках скольжения ка ландров. В экструзионной машине увеличение зазоров между шне ком и цилиндром приводит к снижению производительности, а износ поверхности' валков — к ухудшению качества пленки.
Повышенная шероховатость и матовость поверхности прессуемых изделий появляются при нарушении полировки формующих элемен тов пресс-формы. Изменение размеров изделия имеет место при износе пресс-формы, изменение формы изделия — при повреждениях прессформы.
В процессе межремонтного обслуживания и при текущем ремонте поверхностные дефекты деталей обнаруживаются внешним осмотром, обстукиванием и проверкой взаимодействия сопряженных деталей. При внешнем осмотре определяют наличие царапин, трещин, забоин, изломов, изгибов, значительных по форме и размерам износов. Выявляют течи в трубопроводах, неисправности уплотнительных узлов, износ и повреждение антикоррозионных покрытий. При обстукивании деталей мягким молотком по дребезжащему звуку обнаруживают глубокие трещины.
Проверка взаимодействия сопряженных деталей позволяет опре делить наличие и величину зазоров, плотность неподвижных соеди нений. Таким методом определяют зазоры в зубчатых и червячных передачах, величину мертвого хода червяка.
Методы обнаружения неисправностей оборудования в процессе его эксплуатации и межремонтного обслуживания описаны
43
в инструкциях по эксплуатации и техническому обслуживанию оборудования.
Методы дефектации деталей при ремонте оборудования. В резуль тате дефектации детали должны быть разделены на четыре группы:
1)детали, годные для дальнейшей работы в сопряжении с новыми деталями;
2)детали, годные для работы в сопряжении с деталями, бывшими в эксплуатации;
3)детали, подлежащие ремонту;
4)детали, негодные к эксплуатации.
Поверхностные дефекты деталей обнаруживают внешним осмот ром и обстукиванием, а также осмотром с помощью лупы.
При ремонте оборудования производится дефектация с помощью универсального измерительного инструмента, специальных шабло нов, калибров, приспособлений и магнитных дефектоскопов. В каче стве измерительных инструментов применяют измерительные ли нейки, штангенциркули, штангенглубиномеры, штангензубомеры, микрометры, индикаторы, щупы.
Контроль размеров деталей и сравнение этих размеров с перво начальными позволяет определить величину их износа и пригод ность к дальнейшей работе.
В табл. 2 приведены методы дефектации различных деталей оборудования.
Для обнаружения поверхностных дефектов (трещин) можно использовать метод керосиновой пробы или цветной метод. Метод керосиновой пробы состоит в том, что деталь погружают в ванну с керосином на 20—30 минут, а затем тщательно обтирают и покры вают тонким. слоем меловой обмазки. Меловая обмазка впитывает оставшийся в трещинах керосин и темнеет, обнаруживая трещины.
Цветной метод состоит в том, что на обезжиренную поверхность детали наносят ярко-красный анилиновый краситель в смеси с керо сином и бензином. Через 10—15 минут смесь удаляют растворителем, а на поверхность наносят тонкий слой белой нитроэмали. Нитро эмаль впитывает краситель из трещин, и через несколько минут на белой поверхности появляются красные очертания трещин.
Для выявления внутренних дефектов ответственных деталей оборудования применяют просвечивание рентгеновскими лучами. При этом можно обнаружить раковины, трещины, непровары в свар ных швах и шлаковые включения в отливках.
Трещины, раковины и газовые поры на поверхности и на глубине до 10 мм обнаруживают методом магнитной дефектоскопии. Этот метод основан на использовании магнитной проницаемости, которая зависит от плотности металла. При контроле детали магнитный по ток в приборе изменяется в зависимости от плотности металла.
Результат этого изменения обнаруживают по |
характерному звуку |
||
в телефоне дефектоскопа. |
способы |
их |
выявления для |
Перечень возможных дефектов и |
|||
каждой детали и неразъемного |
соединения |
в соответствии |
44
Т а б л и ц а 2 . |
Методы дефектации деталей оборудования |
||
Д е т а л ь |
Д еф ект |
М етод у стан о вл е |
И зм ери тельны й и н стру |
ния деф ектов |
м ент |
Вал |
Изгиб |
|
|
|
Замер |
|
|
Износ поверхности |
» |
|
|||
|
Износ шпоночного па |
» |
|
|||
|
за по ширине |
Осмотр |
и про- |
|||
|
Износ резьбы |
|
||||
|
Износ шлицев по тол |
Замер |
|
|||
Шкив |
щине |
|
|
Осмотр |
|
|
Трещины и обломы |
|
|||||
|
Износ наружной по Замер |
|
||||
|
верхности шкива |
» |
|
|||
|
Износ |
внутренней по |
|
|||
|
верхности втулки |
» |
|
|||
|
Износ шпоночного па |
|
||||
Зубчатое колесо |
за по ширине |
Осмотр |
|
|||
Трещины |
и |
обломы |
|
|||
|
зубьев |
|
|
|
|
|
|
Износ зубьев по тол |
Замер |
|
|||
|
щине |
|
|
|
|
|
|
Износ зубьев по ши |
|
|
|||
|
рине |
|
|
|
» |
|
|
Износ ступицы по вну |
|
||||
|
треннему диаметру |
» |
|
|||
|
Износ шпоночного па |
|
||||
Червячное ко- |
за по ширине |
Осмотр, |
обету- |
|||
Трещины, |
обломы |
|||||
лесо с валом |
зубьев |
|
|
кивание |
||
|
Износ поверхности ва- |
Замер |
|
|||
|
ла |
|
|
|
» |
|
|
Износ зубьев по тол |
|
||||
|
щине |
|
|
|
» |
|
|
Износ шпоночного па |
|
||||
Червяк |
за по ширине |
Осмотр |
|
|||
Трещины |
и |
обломы |
|
|||
|
витков |
(зубьев) |
Замер |
|
||
|
Износ поверхности ва- |
|
||||
|
ла |
|
|
|
» |
|
|
Износ витков червяка |
|
||||
|
по толщине |
|
» |
|
||
|
Износ шпоночного па |
|
||||
Втулка |
за по ширине |
|
|
|||
Износ поверхности по |
|
|
||||
|
наружному |
диамет- |
|
|
||
|
РУ |
|
|
|
» |
|
|
Износ поверхности по |
|
||||
|
внутреннему диамет- |
|
|
|||
Корпус подшип- |
РУ |
|
|
|
» |
|
Износ внутренней по- |
|
|||||
пика |
верхности |
|
Осмотр |
|
||
Цилиндр |
Риски |
и |
задиры на |
|
зеркале цилиндра
Призмы, индикатор ча сового типа на шта тиве
Штангенциркуль
Шаблон
Резьбовой калибр
Шаблон
Лупа
Штангенциркуль
»
Шаблон
Лупа Магнитный дефекто
скоп
Штангензубомер
Штангенциркуль
Нутромер индикатор ный
Шаблон
Лупа, молоток
Микрометр
Штангензубомер
Шаблон
Магнитный дефекто скоп
Штангенциркуль
. il
Штангензубомер
Шаблон
Штангенциркуль
»
Нутромер индикаторный
П р о д о л ж ен и е т а б л . 2
Д е т а л ь |
Д еф ект |
Метод |
у стан о вл е |
И зм ерительны й и н стру |
ния |
деф ектов |
мент |
||
Цилиндр |
Износ поверхности |
Замер |
Нутромер индикатор |
|
Поршень |
Износ поршневых ко |
Осмотр |
ный |
|
— |
||||
|
лец |
Замер |
Штангенциркуль |
|
|
Износ поверхности |
с ГОСТ 2602—68 (ЕСКД) приводятся в руководстве по капиталь ному ремонту, в разделе «Технические требования на дефектацию
иремонт».
Вразделе «Ремонт составных частей» руководства по среднему ремонту приводятся операции и приемы дефектации.
Результаты всех проверок деталей заносятся в дефектные ведо мости.
§5. НОРМЫ ДОПУСКАЕМОГО ИЗНОСА ДЕТАЛЕЙ
Основной причиной потери работоспособности машин является износ кинематически связанных деталей. В большинстве случаев нормальная работа подвижных соединений нарушается из-за по явления зазоров, размеры которых превышают допустимые.
Для определения срока службы отдельных деталей и пригод ности их к дальнейшей эксплуатации необходимо знать и уметь установить величины предельных износов для различных деталей оборудования. Эти величины зависят от назначения деталей и предъ являемых к ним требований.
В технических условиях на дефектацию указаны размеры дета лей по чертежу, а также допустимые размеры или зазоры для новых и бывших в эксплуатации деталей.
Ниже рассмотрены нормы допустимых износов для некоторых деталей оборудования.
Для валов устанавливаются следующие допустимые величины дефектов: допустимый размер стрелы изгиба или биения поверх ности, нормы диаметра овальности и конусности шеек, нормы износа
шпоночных пазов. Предельный изгиб валов |
может |
быть принят |
|
по приведенным ниже нормам: |
|
|
|
|
С тр ел а и зги б а в а л а в |
мм |
|
Ч и сл о оборотов в а л а в 1 мин |
1 м длины |
н а всю дли н у |
|
на |
|||
Менее 500 |
0,15 |
|
0,3 |
Более 500 |
0,1 |
|
0,2 |
Износ шеек валов, установленных в подшипниках скольжения без компенсирующих устройств, допускается в пределах 0,001—0,01 диаметра вала, в зависимости от требований к узлу в отношении точности. Соответствующие данные приведены в табл. 3.
46