Файл: Боженов, Н. Б. Ремонт и монтаж оборудования заводов переработки пластмасс и резины учебное пособие для химико-механических техникумов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 0
Примером циркуляционной смазки с погружением смазываемых деталей в масляную ванну является система смазки редукторов, в которых в масляную ванну погружаются колеса.
Устройства для централизованной смазки. Централизованная подача масла осуществляется насосами. В системах смазки приме няют шестеренчатые, винтовые, лопастные и плунжерные насосы. Обычно рабочее давление масла в системе не превышает 5 кгс/см2. В системе смазки предусматривают перепускной клапан, отрегули
|
|
|
|
|
рованный |
на |
установленное для |
|||
|
|
|
|
|
данной системы давление. При уве |
|||||
|
|
|
|
|
личении давления |
сверх установ |
||||
|
|
|
|
|
ленного клапан открывается и про |
|||||
|
|
|
|
|
пускает часть |
масла |
из |
нагнета |
||
|
|
|
|
|
тельного маслопровода в масляный |
|||||
|
|
|
|
|
резервуар. |
|
системах с цирку |
|||
|
|
|
|
|
В насосных |
|||||
|
|
|
|
|
ляцией масло, поступающее к тру |
|||||
|
|
|
|
|
щимся поверхностям, омывает, |
|||||
|
|
|
|
|
смазывает и охлаждает их, а затем |
|||||
|
|
|
|
|
возвращается в резервуар. При |
|||||
|
|
|
|
|
этом масло в системе циркулирует |
|||||
|
|
|
|
|
многократно. |
для циркуляцион |
||||
|
|
|
|
|
Устройство |
|||||
|
|
|
|
|
ной смазки с плунжерным насосом |
|||||
|
|
|
|
|
показано |
на |
рис. II-8. Плунжер |
|||
|
|
|
|
|
1 совершает рабочий ход (подает |
|||||
Рис. II-8. Плунжерный |
насос |
для |
масло) под действием эксцентрика |
|||||||
циркуляционной |
смазки: |
|
2, насаженного на вал |
механизма. |
||||||
X — плун ж ер ; 2 — эксцентрик; з — п ру |
Обратный |
ход плунжер |
делает |
|||||||
ж и н а; 4 — цилиндр; |
5 — |
р езер ву ар ; |
6 и |
|||||||
9 — всасы ваю щ ий |
и |
нагнетательны й |
м а |
под действием пружины 3. Масло |
||||||
слопроводы ; 7 и 8 |
— всасы ваю щ ий и н агн е |
из резервуара 5 по всасывающему |
||||||||
тательны й клапаны . |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
маслопроводу |
6 |
при |
открытии |
||
клапана 7 всасывается в цилиндр 4, а при открытии |
клапана 8 по |
дается в нагнетательный маслопровод 9.
Для централизованной смазки нескольких узлов, расположенных в разных местах, применяют многоплунжерные насосы с несколькими отводами маслопроводов. Число отводов для масла составляет 4, 6 и 8, для консистентных смазок — 8 и 16. Многоплунжерные насосы подают смазку небольшими порциями и имеют устройства для регу лирования количества смазки на каждый отвод.
Правила технического обслуживания предусматривают обяза тельный контроль за работой смазочных систем. При этом необхо димо контролировать уровень масла в масляных ваннах, давление масла (в насосных системах) и температуру.
Уровень масла в масляных ваннах контролируют с помощью маслоуказателей различных типов. На рис. 11-9 показаны маслоуказатели трубчатого, фонарного и жезлового типов.
Трубчатый маслоуказатель (рис. II-9, а) горизонтальной трубкой
S 6
на резьбе присоединяется к корпусу масляной ванны. Уровень масла
всоответствии с принципом сообщающихся сосудов устанавливается
встеклянной трубке 4. Риска на стеклянной трубке показывает нормальный уровень масла.
Маслоуказатель фонарного типа (рис. Н-9, 6) состоит из металли ческого корпуса 1, прикрепленного к корпусу масляной ванны вин
тами 3. В корпус маслоуказателя с помощью уплотнительных про кладок 4 вставлено стекло 2. Корпус ванны имеет два канала, соеди няющие внутреннюю полость ванны с фонарем маслоуказателя.
Рис. II-9. Маслоуказателя:
а — трубчаты й : 1 — у п ло тн и тельн ая ш ай ба; 2 — ш туцер ; 3 — тр у б к а с прорезям и ;
4 — стек л я н н ая тр у б к а ; 5 — к ры ш к а; |
6 — п робка; |
б — ф онарного ти п а: 1 — кор |
пус; 2 — гл азо к ; з — винты ; 4 — уплотнительны е п роклад ки ; в — ж езл овы й . |
||
Жезловый маслоуказатель |
(рис. П-9, |
в) имеет металлический |
стержень — жезл, на котором нанесена риска, показывающая нор мальный уровень масла.
Давление масла в системах смазки контролируется манометрами. В особо ответственных механизмах для контроля давления и темпе ратуры масла в системе применяют автоматические приборы.
§10. ПРИМЕНЕНИЕ МАСЛА В ГИДРОСИСТЕМАХ ПРЕССОВ
ИЛИТЬЕВЫХ МАШИН. ПРИМЕНЕНИЕ ЭМУЛЬСИЙ
Вгидравлических системах прессов и литьевых машин для пере работки пластических масс в изделия рабочей жидкостью служат масло и эмульсии. Рабочая жидкость в гидросистеме предназначена
для перемещения исполнительных механизмов, создания усилий, а также для смазки деталей и механизмов гидравлических устройств. В процессе эксплуатации оборудования рабочая жидкость находится под воздействием переменных давлений и температур и перемещается
всистеме с различной скоростью.
Крабочей жидкости гидросистем предъявляются следующие
требования: |
о ; |
57
1)жидкость во избежание больших потерь на трение должна иметь небольшую вязкость, вместе с тем вязкость должна быть доста точной для смазки и предупреждения больших утечек;
2)из жидкости и ее примесей при рабочих температурах не дол жны выделяться пары;
3)жидкость должна быть устойчива к ценообразованию;
4)жидкость должна быть стойкой к эмульгированию; вода, по павшая в нее, должна легко отделяться;
5)соприкосновение деталей и уплотнений с жидкостью не должно
вызывать их коррозии и разрушения;
6)не допускается наличие в жидкости механических примесей. Продукты износа деталей не должны слишком быстро осаждаться
изадерживаться в системе до поступления жидкости в отстойник резервуара;
7)жидкость должна быть безвредной и пожаробезопасной.
В качестве рабочей жидкости в гидросистемах прессов с индиви дуальным приводом и литьевых машинах используют минеральное масло. Наиболее пригодны для этой цели масла, вязкость которых меньше всего изменяется в зависимости от температуры. Масло должно иметь достаточно высокую температуру вспышки, так как при близких к ней температурах минеральные масла начинают заметно испаряться.
В качестве рабочей жидкости гидроприводов прессов с индиви дуальным приводом и литьевых машин применяют индустриальные масла 12, 20, 30, 45, 50 и цилиндровое 11. Характеристики этих масел даны в табл. 5.
При заполнении гидросистемы масло необходимо фильтровать, периодически при ремонте выпускать его из системы, очищать масля ный бак и заливать свежее масло.
В гидросистемах прессов с групповым приводом (с насосно-акку муляторной станцией) и в мультипликаторных приводах приме няют эмульсию. Она представляет собой дисперсную систему, состоя щую из воды и масляного эмульсола. Применение эмульсии допу стимо лишь при незначительных изменениях температуры рабочей жидкости.
Эмульсолы придают воде антифрикционные свойства и защищают детали гидравлических механизмов и трубопроводы от коррозии. Применяются эмульсолы следующих составов: 83—87% минераль ного масла, 12—14% олеиновой кислоты, 2,5% раствора едкого натра (40%-ного) или 82—84% минерального масла, 14—16% без водного асидола и 1,5% раствора едкого натра (40%-ного).
§ 11. ОРГАНИЗАЦИЯ СМАЗОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
Схема организации и управления смазочным хозяйством пред приятия зависит от величины предприятия, числа цехов и единиц оборудования в цехах. Смазочное хозяйство находится в подчинении главного механика завода.
53
На крупных предприятиях в штате главного механика могут быть предусмотрены должность старшего инженера по смазке и группа смазочного хозяйства в составе инженера-инспектора по смазке, инженера-конструктора, конструктора-чертежника и копи ровщика. Смазочное хозяйство цеха возглавляется мастером или бри
гадиром по смазке, входящим в штат цехового |
механика. |
В под |
чинении мастера или бригадира находятся |
смазчики, |
слесари |
по ремонту смазочной аппаратуры и работники цехового |
масло- |
|
склада. |
|
|
На средних и мелких предприятиях такой структуры и узкой специализации может и не быть. В этом случае все работы, связан ные со смазкой оборудования, выполняют смазчики или другие рабочие, возглавляемые мастером или старшим рабочим.
В крупных цехах с большим количеством отпускаемого и прини маемого масла организуется цеховой маслосклад, обслуживаемый штатом кладовщиков и раздатчиков. Небольшие цеховые склады масла обслуживаются одним кладовщиком, а в небольших цеховых кладовых функции кладовщиков и раздатчиков выполняют стар шие смазчики.
На предприятиях организуется сбор отработанных масел и их регенерация. В зависимости от количества потребляемых сма зочных материалов регенерация организуется в производствен ных цехах при складах масел или на заводской регенерационной станции.
Регенерационная станция может находиться в ведении старшего инженера по смазке отдела главного механика, отдела снабжения или одного из цехов предприятия, в зависимости от конкретных условий. При отсутствии общезаводской регенерационной станции регенарация масзл производится на цеховых регенерационных уста новках.
Процесс регенерации отработанных масел включает следующие операции: отстой, подогрев, сепарацию, фильтрацию, промывку водой, отгонку летучих компонентов. Регенерированные масла могут быть вторично использованы там, где их качество удовлетворяет предъявляемым требованиям. Если все показатели регенерирован
ного масла удовлетворяют |
требованиям, предъявляемым к |
соответ |
ствующим сортам свежего |
масла, то его можно применять |
наравне |
со свежим для смазки тех же механизмов. |
|
Руководящими материалами по смазке оборудования являются карты (паспорта) смазки и годовые графики смены масел в емкостях систем смазки, а также инструкции, памятки и правила по экс плуатации и смазке.
Карта смазки оборудования является основным документом, которым руководствуются при смазке. Она представляет собой эскиз машины, на котором указаны и пронумерованы все смазыва емые точки. Кроме того, карта имеет таблицу смазки.
Порядок и места смазки с приложением карт входят в инструк цию по техническому обслуживанию (ГОСТ 2601—68).
59