Файл: Боженов, Н. Б. Ремонт и монтаж оборудования заводов переработки пластмасс и резины учебное пособие для химико-механических техникумов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Примером циркуляционной смазки с погружением смазываемых деталей в масляную ванну является система смазки редукторов, в которых в масляную ванну погружаются колеса.

Устройства для централизованной смазки. Централизованная подача масла осуществляется насосами. В системах смазки приме­ няют шестеренчатые, винтовые, лопастные и плунжерные насосы. Обычно рабочее давление масла в системе не превышает 5 кгс/см2. В системе смазки предусматривают перепускной клапан, отрегули­

 

 

 

 

 

рованный

на

установленное для

 

 

 

 

 

данной системы давление. При уве­

 

 

 

 

 

личении давления

сверх установ­

 

 

 

 

 

ленного клапан открывается и про­

 

 

 

 

 

пускает часть

масла

из

нагнета­

 

 

 

 

 

тельного маслопровода в масляный

 

 

 

 

 

резервуар.

 

системах с цирку­

 

 

 

 

 

В насосных

 

 

 

 

 

ляцией масло, поступающее к тру­

 

 

 

 

 

щимся поверхностям, омывает,

 

 

 

 

 

смазывает и охлаждает их, а затем

 

 

 

 

 

возвращается в резервуар. При

 

 

 

 

 

этом масло в системе циркулирует

 

 

 

 

 

многократно.

для циркуляцион­

 

 

 

 

 

Устройство

 

 

 

 

 

ной смазки с плунжерным насосом

 

 

 

 

 

показано

на

рис. II-8. Плунжер

 

 

 

 

 

1 совершает рабочий ход (подает

Рис. II-8. Плунжерный

насос

для

масло) под действием эксцентрика

циркуляционной

смазки:

 

2, насаженного на вал

механизма.

X — плун ж ер ; 2 — эксцентрик; з — п ру­

Обратный

ход плунжер

делает

ж и н а; 4 — цилиндр;

5

р езер ву ар ;

6 и

9 — всасы ваю щ ий

и

нагнетательны й

м а­

под действием пружины 3. Масло

слопроводы ; 7 и 8

— всасы ваю щ ий и н агн е­

из резервуара 5 по всасывающему

тательны й клапаны .

 

 

 

 

 

 

маслопроводу

6

при

открытии

клапана 7 всасывается в цилиндр 4, а при открытии

клапана 8 по­

дается в нагнетательный маслопровод 9.

Для централизованной смазки нескольких узлов, расположенных в разных местах, применяют многоплунжерные насосы с несколькими отводами маслопроводов. Число отводов для масла составляет 4, 6 и 8, для консистентных смазок — 8 и 16. Многоплунжерные насосы подают смазку небольшими порциями и имеют устройства для регу­ лирования количества смазки на каждый отвод.

Правила технического обслуживания предусматривают обяза­ тельный контроль за работой смазочных систем. При этом необхо­ димо контролировать уровень масла в масляных ваннах, давление масла (в насосных системах) и температуру.

Уровень масла в масляных ваннах контролируют с помощью маслоуказателей различных типов. На рис. 11-9 показаны маслоуказатели трубчатого, фонарного и жезлового типов.

Трубчатый маслоуказатель (рис. II-9, а) горизонтальной трубкой

S 6


на резьбе присоединяется к корпусу масляной ванны. Уровень масла

всоответствии с принципом сообщающихся сосудов устанавливается

встеклянной трубке 4. Риска на стеклянной трубке показывает нормальный уровень масла.

Маслоуказатель фонарного типа (рис. Н-9, 6) состоит из металли­ ческого корпуса 1, прикрепленного к корпусу масляной ванны вин­

тами 3. В корпус маслоуказателя с помощью уплотнительных про­ кладок 4 вставлено стекло 2. Корпус ванны имеет два канала, соеди­ няющие внутреннюю полость ванны с фонарем маслоуказателя.

Рис. II-9. Маслоуказателя:

а — трубчаты й : 1 — у п ло тн и тельн ая ш ай ба; 2 — ш туцер ; 3 — тр у б к а с прорезям и ;

4 — стек л я н н ая тр у б к а ; 5 — к ры ш к а;

6 — п робка;

б — ф онарного ти п а: 1 — кор ­

пус; 2 — гл азо к ; з — винты ; 4 — уплотнительны е п роклад ки ; в — ж езл овы й .

Жезловый маслоуказатель

(рис. П-9,

в) имеет металлический

стержень — жезл, на котором нанесена риска, показывающая нор­ мальный уровень масла.

Давление масла в системах смазки контролируется манометрами. В особо ответственных механизмах для контроля давления и темпе­ ратуры масла в системе применяют автоматические приборы.

§10. ПРИМЕНЕНИЕ МАСЛА В ГИДРОСИСТЕМАХ ПРЕССОВ

ИЛИТЬЕВЫХ МАШИН. ПРИМЕНЕНИЕ ЭМУЛЬСИЙ

Вгидравлических системах прессов и литьевых машин для пере­ работки пластических масс в изделия рабочей жидкостью служат масло и эмульсии. Рабочая жидкость в гидросистеме предназначена

для перемещения исполнительных механизмов, создания усилий, а также для смазки деталей и механизмов гидравлических устройств. В процессе эксплуатации оборудования рабочая жидкость находится под воздействием переменных давлений и температур и перемещается

всистеме с различной скоростью.

Крабочей жидкости гидросистем предъявляются следующие

требования:

о ;

57


1)жидкость во избежание больших потерь на трение должна иметь небольшую вязкость, вместе с тем вязкость должна быть доста­ точной для смазки и предупреждения больших утечек;

2)из жидкости и ее примесей при рабочих температурах не дол­ жны выделяться пары;

3)жидкость должна быть устойчива к ценообразованию;

4)жидкость должна быть стойкой к эмульгированию; вода, по­ павшая в нее, должна легко отделяться;

5)соприкосновение деталей и уплотнений с жидкостью не должно

вызывать их коррозии и разрушения;

6)не допускается наличие в жидкости механических примесей. Продукты износа деталей не должны слишком быстро осаждаться

изадерживаться в системе до поступления жидкости в отстойник резервуара;

7)жидкость должна быть безвредной и пожаробезопасной.

В качестве рабочей жидкости в гидросистемах прессов с индиви­ дуальным приводом и литьевых машинах используют минеральное масло. Наиболее пригодны для этой цели масла, вязкость которых меньше всего изменяется в зависимости от температуры. Масло должно иметь достаточно высокую температуру вспышки, так как при близких к ней температурах минеральные масла начинают заметно испаряться.

В качестве рабочей жидкости гидроприводов прессов с индиви­ дуальным приводом и литьевых машин применяют индустриальные масла 12, 20, 30, 45, 50 и цилиндровое 11. Характеристики этих масел даны в табл. 5.

При заполнении гидросистемы масло необходимо фильтровать, периодически при ремонте выпускать его из системы, очищать масля­ ный бак и заливать свежее масло.

В гидросистемах прессов с групповым приводом (с насосно-акку­ муляторной станцией) и в мультипликаторных приводах приме­ няют эмульсию. Она представляет собой дисперсную систему, состоя­ щую из воды и масляного эмульсола. Применение эмульсии допу­ стимо лишь при незначительных изменениях температуры рабочей жидкости.

Эмульсолы придают воде антифрикционные свойства и защищают детали гидравлических механизмов и трубопроводы от коррозии. Применяются эмульсолы следующих составов: 83—87% минераль­ ного масла, 12—14% олеиновой кислоты, 2,5% раствора едкого натра (40%-ного) или 82—84% минерального масла, 14—16% без­ водного асидола и 1,5% раствора едкого натра (40%-ного).

§ 11. ОРГАНИЗАЦИЯ СМАЗОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА

Схема организации и управления смазочным хозяйством пред­ приятия зависит от величины предприятия, числа цехов и единиц оборудования в цехах. Смазочное хозяйство находится в подчинении главного механика завода.

53


На крупных предприятиях в штате главного механика могут быть предусмотрены должность старшего инженера по смазке и группа смазочного хозяйства в составе инженера-инспектора по смазке, инженера-конструктора, конструктора-чертежника и копи­ ровщика. Смазочное хозяйство цеха возглавляется мастером или бри­

гадиром по смазке, входящим в штат цехового

механика.

В под­

чинении мастера или бригадира находятся

смазчики,

слесари

по ремонту смазочной аппаратуры и работники цехового

масло-

склада.

 

 

На средних и мелких предприятиях такой структуры и узкой специализации может и не быть. В этом случае все работы, связан­ ные со смазкой оборудования, выполняют смазчики или другие рабочие, возглавляемые мастером или старшим рабочим.

В крупных цехах с большим количеством отпускаемого и прини­ маемого масла организуется цеховой маслосклад, обслуживаемый штатом кладовщиков и раздатчиков. Небольшие цеховые склады масла обслуживаются одним кладовщиком, а в небольших цеховых кладовых функции кладовщиков и раздатчиков выполняют стар­ шие смазчики.

На предприятиях организуется сбор отработанных масел и их регенерация. В зависимости от количества потребляемых сма­ зочных материалов регенерация организуется в производствен­ ных цехах при складах масел или на заводской регенерационной станции.

Регенерационная станция может находиться в ведении старшего инженера по смазке отдела главного механика, отдела снабжения или одного из цехов предприятия, в зависимости от конкретных условий. При отсутствии общезаводской регенерационной станции регенарация масзл производится на цеховых регенерационных уста­ новках.

Процесс регенерации отработанных масел включает следующие операции: отстой, подогрев, сепарацию, фильтрацию, промывку водой, отгонку летучих компонентов. Регенерированные масла могут быть вторично использованы там, где их качество удовлетворяет предъявляемым требованиям. Если все показатели регенерирован­

ного масла удовлетворяют

требованиям, предъявляемым к

соответ­

ствующим сортам свежего

масла, то его можно применять

наравне

со свежим для смазки тех же механизмов.

 

Руководящими материалами по смазке оборудования являются карты (паспорта) смазки и годовые графики смены масел в емкостях систем смазки, а также инструкции, памятки и правила по экс­ плуатации и смазке.

Карта смазки оборудования является основным документом, которым руководствуются при смазке. Она представляет собой эскиз машины, на котором указаны и пронумерованы все смазыва­ емые точки. Кроме того, карта имеет таблицу смазки.

Порядок и места смазки с приложением карт входят в инструк­ цию по техническому обслуживанию (ГОСТ 2601—68).

59