Файл: Боженов, Н. Б. Ремонт и монтаж оборудования заводов переработки пластмасс и резины учебное пособие для химико-механических техникумов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
при соприкосновении с огнем. Температура застывания — темпера тура, при которой масло теряет свойство текучести.
Стабильность масла — способность его длительно сохранять свои первоначальные физико-химические свойства — «не стареть». Масло «стареет» в результате окисления под действием кислорода воздуха.
Деэмульсация характеризует свойство масла отделяться от воды; чем быстрее оно отделяется от воды, тем меньше опасность образо вания эмульсии в системе смазки.
В табл. 5 приведены характеристики некоторых масел, приме няемых для смазки производственного оборудования.
Консистентные смазки представляют собой смесь масел (70 — 80%) и различных загустителей. Загустители могут быть мыльные (кальциевые или натриевые мыла жирных кислот), углеводородные (сплав цезерина и парафина с маслом) и силиконовые (кремнезем).
По основному назначению смазки делятся на антифрикционные, защитные и уплотнительные.
Антифрикционные смазки подразделяют на группы по следу ющим признакам: по загустителю — на кальциевые, натриевые, кальциево-натриевые (смешанные) и др.; по температуре плавле ния — на низкоплавкие (Н) с температурой плавления до 50—60 °С, среднеплавкие (С) с температурой плавления до 90 °С, тугоплавкие (Т) с температурой плавления свыше 100 °С; по отношению к влаге — на влагостойкие (В) и водочувствительные.
Кальциевые смазки (солидолы) не растворяются в воде и могут применяться в условиях влажной среды, но не могут длительное время работать при температуре выше 55 °С. Натриевые смазки (консталины) сохраняют смазочные свойства при более высоких температурах (100 °С и выше), но легко растворимы в воде и во влаж
ной среде теряют смазочные свойства. |
|
Свойства |
смазок обозначаются шифром в их наименовании. |
Так, солидол |
обозначают буквами УС или УСс, т. е. универсальная |
среднеплавкая (жировая или синтетическая). Консталин имеет
обозначение УТ — универсальная тугоплавкая, жировая |
смазка |
УТВ — универсальная тугоплавкая водостойкая. |
|
Основные свойства консистентных смазок — температура капле- |
|
падения и число пенетрации. |
|
Температура каплепадения — температура, при которой |
проис |
ходит падение первой капли смазки, нагреваемой в специальном приборе. Чем выше эта температура, тем более устойчива смазка при высоких температурах.
Число пенетрации показывает степень густоты смазки и опреде ляется по глубине погружения стандартного конуса в смазку при температуре 25 °С в течение 5 с (в сотых долях сантиметра). Число пенетрации позволяет судить о прокачиваемости смазки по мазепроводам.
В табл. 6 даны характеристики некоторых консистентных смазок, применяемых для смазки производственного оборудования.
4* |
51 |
Т а б л и ц а 6 . Характеристики консистентных смазок
|
Ч и сл о п ен етра- |
Т ем п ер ату р а |
|
Н аи м ен ован и е и м ар к а см авки |
п аден и я к ап л и , |
||
ции |
|||
|
°С |
||
|
|
||
Вазелин технический У Н ................................... |
330—360 |
54 |
|
Солидол синтетический УСс-1 ........................... |
70 |
||
Солидол синтетический УСс- 2 ........................... |
270—330 |
75 |
|
Пресс-солидол УС-1 .............................. |
330-335 |
75 |
|
Солидол Л УС-2 .................................................. |
230-290 |
75 |
|
Солидол Т УС-3 .................................................. |
150-220 |
90 |
|
Консталин жировой У Т - 1 ................................... |
225—275 |
130 |
|
Консталин жировой У Т - 2 ................................... |
175—225 |
150 |
|
Консталин синтетический УТс- 1 ....................... |
225—275 |
130 |
|
Консталин синтетический УТс- 2 ....................... |
175—225 |
150 |
Вид и марка смазки, порядок и места нанесения смазки устана вливаются заводом-изготовителем оборудования и указываются в инструкции по техническому обслуживанию с приложением карт смазки. Необходимость выбора марки смазки на предприятии воз никает в случае модернизации машины при изменении режима ра боты узлов трения. Смазку выбирают также для нестандартного оборудования, изготовленного на данном предприятии.
§ 8. ВЫБОР СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Основным критерием при выборе жидкой смазки является вяз кость, величина которой зависит от условий работы. При подборе масел руководствуются следующими соображениями.
1.Быстроходные механизмы смазываются маслами пониженной вязкости. Применение масел повышенной вязкости ведет к увели чению затраты энергии на преодоление сцепления частиц смазки.
2.Чем больше удельное давление между деталями смазываемого
узла, тем больше должна быть вязкость масла.
3.Чем больше величина зазора в паре подшипник — вал, тем более вязкое масло следует применить.
4.Чем выше температура узла, тем больше должна быть началь ная вязкость масла, так как при повышении температуры вязкость
масла уменьшается.
Таблица 7. Масла для подшипников скольжения
Н а г р у зк а , |
|
О к р у ж н а я |
ск о р о сть (в м /с ) |
|
|
|
|
|
|
к г о /с м * |
до 20 |
от |
20 до 30 |
о т 30 до 50 |
|
||||
До 5 |
Индустриальное 20, ИС-20 |
Велосит Л |
||
От 5 до 65 |
Индустриальное 45, ИС-45 |
Индустриальное 20, |
||
От 65 до 150 |
АК-10 |
Индустриальное 45 |
ИС-20 |
|
ИС-45 |
52
Выбор вида и марки масла зависит и от способа подачи смазки
вузел.
Масла для смазки подшипников скольжения выбирают в зависи
мости от удельной нагрузки на подшипник и окружной скорости шейки вала (табл. 7).
Консистентные смазки для подшипников скольжения (табл. 8) подбирают в зависимости от среды, рабочей температуры и скорости вращения вала. Солидолы применяют при числе оборотов вала не более 1500 об/мин.
Таблица 8. Смазки для подшипников скольжения
|
|
|
Р аб о ч ая |
тем п е р ат у р а , °С |
|
С и стем а с м азк и |
С реда |
до - 5 0 |
о т —15 |
|
|
|
|
|
5 0 - 1 0 0 |
||
|
|
|
ДО 50 |
||
|
|
|
|
|
|
Колпачковая, |
шприцевал, |
Сухая |
ЦИАТИМ-201 |
УСс-2, УТВ (1-13) |
|
пресс-масленки |
|
и влажная |
|
УС-2 |
|
Станция густой смазки САГ |
Сухая |
ИП1 летняя и зимняя |
|
||
и СРГ |
|
й влажная |
|
|
|
Для смазки подшипников качения применяют масла (табл. 9) и консистентные смазки (табл. 10).
Таблица 9. Масла для подшипников качения
Т е м п е р ату р а среды (в °С)
Чи сл о оборотов
в1 мин
|
|
ДО 0 |
о т 0 до 60 |
о т 60 до 100 |
вы ш е 100 |
До 1000 |
|
Индустриаль |
Индустриаль |
Цилиндровое |
МП-28 |
От 1000 до 2500 |
ное 12 |
ное 45 |
И или АК-10 |
АК-15 |
|
Вазелиновое |
Индустриаль |
Индустриаль |
|||
|
|
|
ное 30 или 45 |
ное 45 или |
|
От 2500 до 5000 |
Вазелиновое |
Индустриаль |
АК-10 |
Цилиндровое |
|
Индустриаль |
|||||
Выше 5000 |
Велосит |
ное 20 или 12 |
ное 30 или 20 |
11 или АК-10 |
|
Индустриаль |
Индустриаль |
АК-10 или |
|||
|
|
|
ное 12 или |
ное 20 или 12 |
индустриаль |
|
|
|
вазелиновое |
|
ное 45 g |
Таблица 10. Консистентные смазки для подшипников качения |
|||||
Ч и сл о |
оборотов |
Р аб о ч ая тем п ер ату р а, |
С м азк а |
||
в 1 |
мин |
|
°С |
||
|
|
|
|||
1000-1500 |
|
|
До 60 |
УСс-2, УС-2 |
|
Выше 1500 |
|
60—80 |
УСс-3, УС-3 |
|
|
|
До 110 |
УТВ, УТс-1, УТ-1 |
|||
Любые |
|
От —50 до —[—100 |
ЦИАТИМ-201 (УТВМ) или КВ |
||
|
|
|
|
(УТМ) |
|
53
Подшипники смазывают маслом из масляной ванны, капельных масленок, подавая его под давлением и распыливая внутри под шипника. В циркуляционных системах смазки редукторов и дру гих механизмов подшипники смазывают тем маслом, которое при меняют в данном механизме. Смазывать подшипник консистентной смазкой в этом случае не следует, так как смазка из подшипника попадет в масло и ускорит его окисление. Консистентная смазка обеспечивает длительную работу подшипника без дополнительной смазки. Для работы при температурах не выше 20—30 °С пригодны все универсальные смазки (солидолы и консталины). При работе во влажных условиях применяют солидолы. При высоких скоростях вращения (число оборотов вала 1500 в 1 мин) солидолы начинают расслаиваться; консталины в этом случае более надежны.
Консистентные смазки закладывают в корпус подшипника при мерно на 2/з его объема. При высоких скоростях вращения необхо дима установка колпачковых масленок, через которые периодически добавляется смазка.
Зубчатое передачи смазывают посредством масляных ванн (при окружных скоростях до 15 м/с) или с помощью циркуляционной сис темы, подающей масло струей в места зацепления. Смазочные масла для зубчатых передач выбирают с учетом режима их работы — нагрузки, скорости и температуры.
§ 9. СМАЗОЧНЫЕ СИСТЕМЫ И УСТРОЙСТВА
Системы смазки различаются по принципу действия, схеме пита ния и виду смазочного материала.
По принципу действия системы бывают проточными и циркуля ционными. В проточных системах смазка периодически подается на трущиеся поверхности и в систему не возвращается. В циркуляцион ных системах смазка непрерывно подается в узлы трения и возвра щается в систему.
По схеме питания смазочные системы делятся на индивидуаль ные и централизованные. Индивидуальные системы подают смазку в одну смазываемую точку, централизованные — одновременно к не скольким точкам.
По виду смазочного материала различают системы для масла и системы для консистентных смазок.
Устройства для индивидуальной смазки. Для индивидуальной смазки применяют масленки различных типов, обеспечивающие пе риодическую или непрерывную смазку. В зависимости от конструк ции масленки могут подавать либо масло, либо консистентную смазку.
Для подачи жидкого масла применяют наливные масленки инди
видуальной смазки следующих типов (рис. П-7): |
которой |
||
а) |
наливная с поворотной крышкой |
(рис. II-7, б), в |
|
крышка 1 при повороте закрывает отверстие 2 |
от попадания |
пыли |
|
и грязи; |
|
|
|
54
б) наливная с откидной крышкой (рис. II-7, в), в которой после заливки масла крышка под действием пружины закрывает отверстие; в) фитильная (рис. П-7, е), из которой масло попадает к месту смазки с помощью фитиля 1, конец которого опущен в резервуар масленки 2. Внизу фитиль укрепляется в канале масленки 3 петлей
4 из мягкой проволоки, а вверху — усиками 5;
|
д |
е |
ж |
|
|
4?ис. П-7. Масленки |
индивидуальной |
смазки: |
|
а , |
г — пресс-масленки с ш ариковы м клапаном ; б — н ал и вн ая с |
поворотной кры ш кой : 1 — |
||
к ры ш к а; 2 — отверстие д л я зал и вк и м асл а; в — н ал и вн ая с откидной к р вш кой ; в |
— колпач |
|||
к о в ая м асленка; е — ф итильная м аслен ка: 1 |
— фитиль; 2 — р езер ву ар ; з — к ан ал д л я м асла; |
|||
4 |
— п роволочн ая п етля; 5 — проволочны е |
уси ки ; ж — к ап ел ьн ая м аслен ка; |
1 — гай к а ; |
2 — и гл а; 3 — отверстие д л я м асла.
г) капельная (рис. П-7, ж), имеющая гайку 1 , при повороте которой изменяется положение иглы 2, регулирующей количество подаваемого масла через отверстие 3.
Для подачи консистентных смазок служат пресс-масленки с ша риковым клапаном (рис. П-7, а, г) и колпачковые масленки (рис. П-7, д). В пресс-масленках смазку подают с помощью шприца, а в колпачковых — путем подвертывания колпачка.
Рассмотренные типы масленок относятся к проточным системам смазки.
К циркуляционным системам смазки относятся следующие:
а) кольцевая, в которой масло подается на шейку вала кольцом; б) с масляной ванной, в которой работают смазываемые детали;
в) |
с разбрызгиванием масла деталями механизма; |
г) |
насосные системы. |
55