Файл: Боженов, Н. Б. Ремонт и монтаж оборудования заводов переработки пластмасс и резины учебное пособие для химико-механических техникумов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

при соприкосновении с огнем. Температура застывания — темпера­ тура, при которой масло теряет свойство текучести.

Стабильность масла — способность его длительно сохранять свои первоначальные физико-химические свойства — «не стареть». Масло «стареет» в результате окисления под действием кислорода воздуха.

Деэмульсация характеризует свойство масла отделяться от воды; чем быстрее оно отделяется от воды, тем меньше опасность образо­ вания эмульсии в системе смазки.

В табл. 5 приведены характеристики некоторых масел, приме­ няемых для смазки производственного оборудования.

Консистентные смазки представляют собой смесь масел (70 — 80%) и различных загустителей. Загустители могут быть мыльные (кальциевые или натриевые мыла жирных кислот), углеводородные (сплав цезерина и парафина с маслом) и силиконовые (кремнезем).

По основному назначению смазки делятся на антифрикционные, защитные и уплотнительные.

Антифрикционные смазки подразделяют на группы по следу­ ющим признакам: по загустителю — на кальциевые, натриевые, кальциево-натриевые (смешанные) и др.; по температуре плавле­ ния — на низкоплавкие (Н) с температурой плавления до 50—60 °С, среднеплавкие (С) с температурой плавления до 90 °С, тугоплавкие (Т) с температурой плавления свыше 100 °С; по отношению к влаге — на влагостойкие (В) и водочувствительные.

Кальциевые смазки (солидолы) не растворяются в воде и могут применяться в условиях влажной среды, но не могут длительное время работать при температуре выше 55 °С. Натриевые смазки (консталины) сохраняют смазочные свойства при более высоких температурах (100 °С и выше), но легко растворимы в воде и во влаж­

ной среде теряют смазочные свойства.

Свойства

смазок обозначаются шифром в их наименовании.

Так, солидол

обозначают буквами УС или УСс, т. е. универсальная

среднеплавкая (жировая или синтетическая). Консталин имеет

обозначение УТ — универсальная тугоплавкая, жировая

смазка

УТВ — универсальная тугоплавкая водостойкая.

 

Основные свойства консистентных смазок — температура капле-

падения и число пенетрации.

 

Температура каплепадения — температура, при которой

проис­

ходит падение первой капли смазки, нагреваемой в специальном приборе. Чем выше эта температура, тем более устойчива смазка при высоких температурах.

Число пенетрации показывает степень густоты смазки и опреде­ ляется по глубине погружения стандартного конуса в смазку при температуре 25 °С в течение 5 с (в сотых долях сантиметра). Число пенетрации позволяет судить о прокачиваемости смазки по мазепроводам.

В табл. 6 даны характеристики некоторых консистентных смазок, применяемых для смазки производственного оборудования.

4*

51


Т а б л и ц а 6 . Характеристики консистентных смазок

 

Ч и сл о п ен етра-

Т ем п ер ату р а

Н аи м ен ован и е и м ар к а см авки

п аден и я к ап л и ,

ции

 

°С

 

 

Вазелин технический У Н ...................................

330—360

54

Солидол синтетический УСс-1 ...........................

70

Солидол синтетический УСс- 2 ...........................

270—330

75

Пресс-солидол УС-1 ..............................

330-335

75

Солидол Л УС-2 ..................................................

230-290

75

Солидол Т УС-3 ..................................................

150-220

90

Консталин жировой У Т - 1 ...................................

225—275

130

Консталин жировой У Т - 2 ...................................

175—225

150

Консталин синтетический УТс- 1 .......................

225—275

130

Консталин синтетический УТс- 2 .......................

175—225

150

Вид и марка смазки, порядок и места нанесения смазки устана­ вливаются заводом-изготовителем оборудования и указываются в инструкции по техническому обслуживанию с приложением карт смазки. Необходимость выбора марки смазки на предприятии воз­ никает в случае модернизации машины при изменении режима ра­ боты узлов трения. Смазку выбирают также для нестандартного оборудования, изготовленного на данном предприятии.

§ 8. ВЫБОР СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Основным критерием при выборе жидкой смазки является вяз­ кость, величина которой зависит от условий работы. При подборе масел руководствуются следующими соображениями.

1.Быстроходные механизмы смазываются маслами пониженной вязкости. Применение масел повышенной вязкости ведет к увели­ чению затраты энергии на преодоление сцепления частиц смазки.

2.Чем больше удельное давление между деталями смазываемого

узла, тем больше должна быть вязкость масла.

3.Чем больше величина зазора в паре подшипник — вал, тем более вязкое масло следует применить.

4.Чем выше температура узла, тем больше должна быть началь­ ная вязкость масла, так как при повышении температуры вязкость

масла уменьшается.

Таблица 7. Масла для подшипников скольжения

Н а г р у зк а ,

 

О к р у ж н а я

ск о р о сть (в м /с )

 

 

 

 

 

к г о /с м *

до 20

от

20 до 30

о т 30 до 50

 

До 5

Индустриальное 20, ИС-20

Велосит Л

От 5 до 65

Индустриальное 45, ИС-45

Индустриальное 20,

От 65 до 150

АК-10

Индустриальное 45

ИС-20

ИС-45

52


Выбор вида и марки масла зависит и от способа подачи смазки

вузел.

Масла для смазки подшипников скольжения выбирают в зависи­

мости от удельной нагрузки на подшипник и окружной скорости шейки вала (табл. 7).

Консистентные смазки для подшипников скольжения (табл. 8) подбирают в зависимости от среды, рабочей температуры и скорости вращения вала. Солидолы применяют при числе оборотов вала не более 1500 об/мин.

Таблица 8. Смазки для подшипников скольжения

 

 

 

Р аб о ч ая

тем п е р ат у р а , °С

С и стем а с м азк и

С реда

до - 5 0

о т —15

 

 

 

 

5 0 - 1 0 0

 

 

 

ДО 50

 

 

 

 

 

Колпачковая,

шприцевал,

Сухая

ЦИАТИМ-201

УСс-2, УТВ (1-13)

пресс-масленки

 

и влажная

 

УС-2

 

Станция густой смазки САГ

Сухая

ИП1 летняя и зимняя

 

и СРГ

 

й влажная

 

 

 

Для смазки подшипников качения применяют масла (табл. 9) и консистентные смазки (табл. 10).

Таблица 9. Масла для подшипников качения

Т е м п е р ату р а среды (в °С)

Чи сл о оборотов

в1 мин

 

 

ДО 0

о т 0 до 60

о т 60 до 100

вы ш е 100

До 1000

 

Индустриаль­

Индустриаль­

Цилиндровое

МП-28

От 1000 до 2500

ное 12

ное 45

И или АК-10

АК-15

Вазелиновое

Индустриаль­

Индустриаль­

 

 

 

ное 30 или 45

ное 45 или

 

От 2500 до 5000

Вазелиновое

Индустриаль­

АК-10

Цилиндровое

Индустриаль­

Выше 5000

Велосит

ное 20 или 12

ное 30 или 20

11 или АК-10

Индустриаль­

Индустриаль­

АК-10 или

 

 

 

ное 12 или

ное 20 или 12

индустриаль­

 

 

 

вазелиновое

 

ное 45 g

Таблица 10. Консистентные смазки для подшипников качения

Ч и сл о

оборотов

Р аб о ч ая тем п ер ату р а,

С м азк а

в 1

мин

 

°С

 

 

 

1000-1500

 

 

До 60

УСс-2, УС-2

 

Выше 1500

 

60—80

УСс-3, УС-3

 

 

До 110

УТВ, УТс-1, УТ-1

Любые

 

От —50 до —[—100

ЦИАТИМ-201 (УТВМ) или КВ

 

 

 

 

(УТМ)

 

53


Подшипники смазывают маслом из масляной ванны, капельных масленок, подавая его под давлением и распыливая внутри под­ шипника. В циркуляционных системах смазки редукторов и дру­ гих механизмов подшипники смазывают тем маслом, которое при­ меняют в данном механизме. Смазывать подшипник консистентной смазкой в этом случае не следует, так как смазка из подшипника попадет в масло и ускорит его окисление. Консистентная смазка обеспечивает длительную работу подшипника без дополнительной смазки. Для работы при температурах не выше 20—30 °С пригодны все универсальные смазки (солидолы и консталины). При работе во влажных условиях применяют солидолы. При высоких скоростях вращения (число оборотов вала 1500 в 1 мин) солидолы начинают расслаиваться; консталины в этом случае более надежны.

Консистентные смазки закладывают в корпус подшипника при­ мерно на 2/з его объема. При высоких скоростях вращения необхо­ дима установка колпачковых масленок, через которые периодически добавляется смазка.

Зубчатое передачи смазывают посредством масляных ванн (при окружных скоростях до 15 м/с) или с помощью циркуляционной сис­ темы, подающей масло струей в места зацепления. Смазочные масла для зубчатых передач выбирают с учетом режима их работы — нагрузки, скорости и температуры.

§ 9. СМАЗОЧНЫЕ СИСТЕМЫ И УСТРОЙСТВА

Системы смазки различаются по принципу действия, схеме пита­ ния и виду смазочного материала.

По принципу действия системы бывают проточными и циркуля­ ционными. В проточных системах смазка периодически подается на трущиеся поверхности и в систему не возвращается. В циркуляцион­ ных системах смазка непрерывно подается в узлы трения и возвра­ щается в систему.

По схеме питания смазочные системы делятся на индивидуаль­ ные и централизованные. Индивидуальные системы подают смазку в одну смазываемую точку, централизованные — одновременно к не­ скольким точкам.

По виду смазочного материала различают системы для масла и системы для консистентных смазок.

Устройства для индивидуальной смазки. Для индивидуальной смазки применяют масленки различных типов, обеспечивающие пе­ риодическую или непрерывную смазку. В зависимости от конструк­ ции масленки могут подавать либо масло, либо консистентную смазку.

Для подачи жидкого масла применяют наливные масленки инди­

видуальной смазки следующих типов (рис. П-7):

которой

а)

наливная с поворотной крышкой

(рис. II-7, б), в

крышка 1 при повороте закрывает отверстие 2

от попадания

пыли

и грязи;

 

 

 

54


б) наливная с откидной крышкой (рис. II-7, в), в которой после заливки масла крышка под действием пружины закрывает отверстие; в) фитильная (рис. П-7, е), из которой масло попадает к месту смазки с помощью фитиля 1, конец которого опущен в резервуар масленки 2. Внизу фитиль укрепляется в канале масленки 3 петлей

4 из мягкой проволоки, а вверху — усиками 5;

 

д

е

ж

 

 

4?ис. П-7. Масленки

индивидуальной

смазки:

 

а ,

г — пресс-масленки с ш ариковы м клапаном ; б — н ал и вн ая с

поворотной кры ш кой : 1

к ры ш к а; 2 — отверстие д л я зал и вк и м асл а; в — н ал и вн ая с откидной к р вш кой ; в

— колпач­

к о в ая м асленка; е — ф итильная м аслен ка: 1

— фитиль; 2 — р езер ву ар ; з — к ан ал д л я м асла;

4

— п роволочн ая п етля; 5 — проволочны е

уси ки ; ж — к ап ел ьн ая м аслен ка;

1 — гай к а ;

2 — и гл а; 3 — отверстие д л я м асла.

г) капельная (рис. П-7, ж), имеющая гайку 1 , при повороте которой изменяется положение иглы 2, регулирующей количество подаваемого масла через отверстие 3.

Для подачи консистентных смазок служат пресс-масленки с ша­ риковым клапаном (рис. П-7, а, г) и колпачковые масленки (рис. П-7, д). В пресс-масленках смазку подают с помощью шприца, а в колпачковых — путем подвертывания колпачка.

Рассмотренные типы масленок относятся к проточным системам смазки.

К циркуляционным системам смазки относятся следующие:

а) кольцевая, в которой масло подается на шейку вала кольцом; б) с масляной ванной, в которой работают смазываемые детали;

в)

с разбрызгиванием масла деталями механизма;

г)

насосные системы.

55