Файл: Боженов, Н. Б. Ремонт и монтаж оборудования заводов переработки пластмасс и резины учебное пособие для химико-механических техникумов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
рабочими колесами) опираются на подшипники. Валы работают на изгиб и кручение. При этом изнашиваются опорные детали валов: цапфы и шейки, работающие в подшипниках скольжения; торцы и уступы (бурты), упирающиеся в неподвижные опоры и препятству ющие осевому смещению; шлицы подвижных соединений деталей
свалом; места, находящиеся в контакте с уплотнением.
/г
Рис. П-1. Износ |
вала шестерен- |
/ |
--- --------- |
|
/ |
|
|
||
чатого |
насоса: |
177W 7777, |
|
|
|
|
- е £ э - ; |
||
1 — опорны х ш еек; |
г — в ал а под уп - |
|
|
|
|
|
|
щ |
м т |
В результате механического износа происходит истирание тру щихся поверхностей вала. На шейках и цапфах валов появляются царапины и надиры, их форма становится овальной, бочкообразной или конусной (рис. П-1). Величина износа в значительной степени зависит от соблюдения режима смазки узла.
Дефекты валов появляются также при деформациях вала (про гибе, скручивании) выше допустимых. Сами деформации тоже могут быть причинами износа. При перегрузке механизма дефор мации вала (прогиб, скручива ние) могут превысить допусти мые. Перегрузки и резко-пере менные нагрузки на зубчатые колеса, шкивы или муфты при водят к смятию боковой поверх ности шпоночного паза.
Неправильная посадка на вал подшипников качения мо жет привести к износу или смя тию поверхностей посадочных мест на валу.
Износ подшипников. |
В под |
Рис. II-2. Износ подшипников качения |
||||
шипниках |
скольжения |
проис |
||||
(показан |
буквой И): |
|||||
ходит износ вкладышей. На вну |
а г—'^беговых дорож ек |
(в р езу л ьтате перекоса |
||||
тренней поверхности вкладышей |
в ал а ); б |— |
внутреннего кол ьц а (и з-за прово |
||||
р ач и ван и я); |
в — беговы х д орож ек и ш ар и к о в |
|||||
появляются риски, царапины |
(и з-за чрезм ерного н атя га ). |
|||||
и задиры. Цилиндрическая по |
|
|
|
|||
верхность |
теряет форму, становится овальной. При значительном |
износе искажается профиль смазочных канавок.
В подшипниках качения износу подвержены беговые дорожки колец и поверхности шариков (роликов). В результате усталостного износа на них появляются точки, язвины, имеет место шелушение
поверхностей. |
его на вал и |
Перегрузка подшипника, неправильная посадка |
|
в корпус, попадание в него пыли и грязи приводят |
к появлению |
37
рисок, забоин, сколов и трещин на рабочих поверхностях. При перекосах колец и излишне плотных посадках подшипников на вал и в корпус шарики и ролики защемляются и могут разрушиться.
На рис. 11-2 показан износ деталей подшипников качения: бе говых дорожек в результате перекоса (а), внутреннего кольца из-за проворачивания его на шейке вала (б), шелушение поверхностей беговых дорожек колец и шариков вследствие чрезмерного натяга (в).
Неисправный сальник приводит к уско ренному износу подшипников в результате
его загрязнения.
Износ муфт. В соединительных муфтах происходит разработка отверстий под болты и посадочных отверстий в дисках, смятие шпоночных канавок и шпонок, износ и из гиб болтов.
Износ шкивов ременных передач. У шки вов ременных передач изнашивается по верхность обода, отверстие в ступице и шпо ночный паз, в клиноременных передачах изнашиваются канавки.
Износ зубчатых и червячных колес.
У зубчатых и червячных колес изнашива ются рабочие поверхности зубьев, посадоч ные отверстия и шпоночные канавки.
Износ деталей гидравлических приводов. Основными деталями гидропривода прес сов и литьевых машин являются ци линдры, поршни, плунжеры, штоки и уплот нения. Цилиндр с поршнем изнашивается на участке движения поршневых колец, при этом
на поверхности цилиндра появляются риски и задиры, изменяется форма поверхности: появляется овальность, бочкообразность или конусность. Изнашиваются поршневые кольца, истираются поверх ности канавок для колец. Шток изнашивается на участке контакта с уплотнением (рис. П-З).
38
Вцилиндре с плунжером изнашивается плунжер на участке кон такта с уплотнением (рис. П-4).
Вуплотнительных устройствах прежде всего изнашиваются манжетные кольца или набивочные материалы, а при длительной работе — втулки уплотнения.
Износ деталей индивидуального гидропривода прессов. Индиви дуальный гидропривод прессов состоит из насосов низкого и высо кого давления и гидравлической аппаратуры управления: золотни ковых распределителей и клапанов различного назначения — за порных, обратных, циркуляционных, предохранительных и др. Насосы низкого давления — шестеренные, высокого давления — поршневые эксцентриковые, винтовые или лопастные.
В шестеренных насосах изнашиваются наружные поверхности и торцы зубчатых колес, поверхности корпуса и крышки, находя щиеся в контакте с колесами. В эксцентриковых поршневых насосах изнашиваются поршни, седла и наружные кольца игольчатых под шипников. Во всех насосах изнашиваются валы и детали соедини тельной муфты.
Износ деталей резьбовых и шпоночных соединений. К деталям резьбовых соединений относятся болты, шпильки, гайки, шайбы, шплинты и винты. Наиболее часто изнашивается профиль резьбы, в результате чего увеличивается зазор. Износ резьбовых соединений значительно возрастает при чрезмерной затяжке гаек и винтов. Болты, шпильки и винты при этом растягиваются, шаг и профиль резьбы искажается, гайка «заедает». Грани гаек и головок болтов изнашиваются при отвертывании их непригодными ключами.
Крепежные детали небольших размеров, имеющие смятие, срывы резьбы, забоины, трещины и погнутость, нецелесообразно ремонти ровать: они подлежат замене. Резьбу на валах, в корпусах и на де талях больших размеров, имеющую допустимый износ (смятие вит ков), ремонтируют.
Износ деталей оборудования для измельчения и смешения. В дро бильно-размольных машинах прежде всего изнашиваются рабочие части, непосредственно воздействующие на измельчаемый материал,
атакже детали приводного механизма.
Вщековых дробилках изнашиваются щеки, распорные плиты, боковые плиты, вкладыши подшипников и шейки валов. В валковых дробилках существенно изнашиваются валки (особенно в средней части) и детали привода: вкладыши, валы и шестерни. В молотковых дробилках наибольшему износу подвержены молотки, коромысла, колосники и броневые плиты.
Вдезинтеграторах изнашиваются пальцы, диски и детали при вода, в мельницах — броневые плиты, подшипники и детали ре
дуктора.
В смесителях характерен износ рабочих элементов: лопастей мешателей, червяков, валов и деталей привода.
Износ деталей таблетирующих машин с механическим приводом. В таблетмашинах прежде всего изнашиваются пуансоны, матрицы
39
и детали приводного механизма, в эксцентриковых машинах — ползун, эксцентриковая втулка, шестерни приводного механизма,
вротационных — кулачки, ролики, копиры, эксцентриковые втулки
идругие детали механизма.
Износ деталей валковых, экструзионных и литьевых машин. Для вальцев и каландров характерно истирание рабочей поверх ности валков, износ цапф валков, деталей уплотнительных уст ройств, подшипниковых узлов и деталей привода.
В экструзионных машинах изнашиваются червяки, внутренние поверхности цилиндров или установленных в них втулок или гильз, валы, упорные подшипники и детали при
|
вода. В литьевых машинах характерен |
||||
|
износ |
деталей инжекционных |
узлов — |
||
|
червяков, сопел, цилиндров. |
|
|||
|
Износ |
пресс-форм. В пресс-фор |
|||
|
мах и литьевых формах в результате |
||||
|
действия |
перерабатываемого |
материала |
||
|
износу |
|
подвергаются |
формообразующие |
|
|
поверхности (рис. П-5). Происходит исти |
||||
Рис. П-5. Износ деталей |
рание |
хромированного |
покрытия, • воз |
||
пресс-формы. |
можны |
|
механические |
повреждения по |
верхности (риски, забоины).
Из мелких деталей пресс-форм значительно изнашиваются на
правляющие колонки |
и втулки, детали подвижных сопряжений |
|
пуансона и матрицы, |
пуансона и загрузочной камеры, выталки |
|
ватели, направляющие |
и крепежные детали. |
|
§ 3. ФАКТОРЫ, |
ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ |
На износ деталей оборудования в процессе эксплуатации влияют следующие факторы:
1)свойства материалов трущихся деталей;
2)качество изготовления деталей;
3)качество сборки;
4)смазка и выполнение правил технического обслуживания машин.
Рассмотрим кратко влияние каждого фактора на износ оборудо вания.
Свойства материалов трущихся деталей. При изготовлении дета лей оборудования для переработки пластмасс и резины применяют чугун, сталь, цветные антифрикционные сплавы, неметаллические антифрикционные и другие конструкционные материалы.
Чугунные детали хорошо работают на сжатие, трение и истира ние. Чугун более стоек в агрессивных средах (кислых и щелочных), чем сталь. Он используется в основном для изготовления станин машин, рам и траверс гидравлических прессов, валков каландров и вальцев, корпусов дробилок, мельниц, насосов, цилиндров насо сов и компрессоров, зубчатых колес, корпусов подшипников и дру гих деталей. ., ч. -.тс
40
Сталь широко применяется для изготовления деталей машин и емкостной аппаратуры. Она обладает высокой механической проч ностью в сочетании с пластичностью. Стальные детали изготавли ваются литьем, ковкой, горячей и холодной штамповкой и механиче ской обработкой листового и сортового проката.
Из стали выполняют валы, шкивы, поршневые штоки насосов и компрессоров, цилиндры высокого давления шнеки экструзионных машин и большинство более мелких деталей машин и механизмов. Из листовой стали выполняют емкости, емкостные аппараты, кор пуса сушилок, бункеров, циклонов.
Материалы для изготовления пресс-форм должны обладать высо кой износоустойчивостью, необходимой теплостойкостью, достаточ ной механической прочностью и устойчивостью к коррозионному действию перерабатываемых материалов. В лучшей степени этим требованиям удовлетворяют нержавеющие хромистые и хромо-нике левые стали, например 4X13, 12ХНЗА.
Пуансоны и матрицы пресс-форм, изготовленные методом холод ного выдавливания, выполняют из сталей, обладающих повышенной пластичностью, — марок 10, 20 или АРМКО.
Цветные антифрикционные сплавы применяются для изготовле ния подшипников.
Неметаллические антифрикционные материалы — слоистые и композиционные пластики в ряде случаев имеют лучшие эксплуата ционные качества, чем металлы и сплавы. Текстолит и пластифици рованная древесина отличаются низким коэффициентом трения, хорошо работают при высоких удельных нагрузках, имеют малую изнашиваемость.
Выбор материала для изготовления деталей существенно влияет на износ, надежность и долговечность их работы. При подборе мате риала деталей учитывают следующие факторы: величину усилия и виды деформаций (растяжение, сжатие, изгиб, кручение); условия трения (нагрузка и скорость); характер нагрузок (постоянная, дина мическая, знакопеременная); воздействие окружающей среды и ха рактер смазки.
Качество изготовления деталей. Износостойкость деталей зави сит не только от свойств материала. На износ существенно влияет метод изготовления детали, качество механической и термической обработки поверхности. Эксплуатационные свойства деталей зависят от структуры металла, наличия в нем пор и трещин, состояния обра ботанной поверхности. Точностью изготовления деталей прессформ и чистотой обработки их поверхностей определяется качество прессуемых изделий.
В процессе изготовления детали возникают остаточные напряже ния, влияющие на усталостную прочность металла и на разрушение детали.
Состояние поверхности детали существенно влияет на скорость коррозии. Например, поверхность, грубо обработанная напильником, разрушается от коррозии в четыре раза быстрее, чем полированная.
41