Файл: Боженов, Н. Б. Ремонт и монтаж оборудования заводов переработки пластмасс и резины учебное пособие для химико-механических техникумов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 0
Важнейшим документом смазочного хозяйства является годовой график смены масла в масляных емкостях — баках, ваннах, карте рах. Он составляется механиком цеха на основе годового графика ППР и утверждается главным механиком завода.
§ 12. СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ИЗНОСОУСТОЙЧИВОСТИ ДЕТАЛЕЙ ОБОРУДОВАНИЯ И ПРЕСС-ФОРМ
Основные факторы повышения долговечности и надежности оборудования и пресс-форм следующие:
1) соблюдение правил эксплуатации и технического обслужи вания оборудования;
2) применение для изготовления деталей материалов, удовлет воряющих условиям эксплуатации и технологии изготовления;
3) выполнение требований чистоты обработки рабочих поверх ностей деталей;
4)повышение твердости рабочих поверхностей деталей упрочне нием их различными способами;
5)нанесение износостойких и антикоррозионных покрытий на
поверхность деталей; 6) обеспечение необходимой смазки трущихся поверхностей
деталей.
Сведения, необходимые для правильной эксплуатации, оборудо вания, излагаются в инструкции по эксплуатации, которая в соот ветствии с ГОСТ 2601—68 содержит описание подготовки оборудо вания к работе и порядка работы, а также правила проверки тех нического состояния, характерные неисправности и методы их устранения. Правила технического обслуживания содержатся в Инструкции по техническому обслуживанию; там же описаны по рядок и места смазки с приложением карт смазки.
Материалы для изготовления деталей оборудования должны удовлетворять требованиям условий эксплуатации, а также техно логии изготовления.
Примером могут служить требования, предъявляемые к мате риалам для изготовления пресс-форм. Формообразующие детали пресс-форм работают в условиях высоких нагрузок и под длитель ным действием высоких температур (160—200 °С). С точки зрения технологии изготовления пресс-форм материалы деталей должны хорошо поддаваться обработке, иметь минимальную деформацию при термической обработке, высокую твердость после термической обработки и достаточную вязкость. С эксплуатационной точки зрения, эти материалы должны обладать высокой износоустойчи востью, достаточной теплостойкостью, хорошей механической проч ностью и сопротивлением коррозии.
Существенное значение для деталей пресс-форм имеет чистота их обработки. Формующие полости матриц, пуансонов и другие
детали, участвующие в |
формообразовании изделия, полируются |
до 10-го класса чистоты. |
Поверхности деталей пресс-формы, работа |
60
ющих на трение (например, выталкиватели и отверстия для них в матрицах), для сохранения стабильности посадок обрабатываются до 8-го класса чистоты. Плоскости деталей конструктивного назначе ния шлифуются до 7—8-го классов чистоты. Более подробно воп росы повышения твердости и коррозионной стойкости деталей обору дования рассматриваются ниже.
§ 13. ТЕРМИЧЕСКАЯ И ХИМИКО-ТЕРМИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ДЕТАЛЕЙ
Трущимся поверхностям деталей можно придать высокую твер дость и износостойкость путем поверхностной закалки, цементации, азотирования и цианирования. При этом сердцевина детали остается вязкой и мягкой.
Поверхностная закалка может производиться путем нагрева токами высокой частоты (ТВЧ). Для этого деталь помещают внутрь трубчатой спирали (индуктора) из медных перфорированных трубок, охлаждаемых проточной водой. Генератор высокой частоты воз буждает в индукторе ток. В детали возникают вихревые токи, кото рые концентрируются у ее поверхности. Выделяющееся при этом тепло в течение 3—10 с поднимает температуру поверхности до 900— 1000 °С. Закалка производится водой, подаваемой на поверхность детали. Толщина закаленного слоя составляет 0,5—3,5 мм.
Высокочастотная закалка удлиняет сроки службы деталей в 3— 4 раза.
Цементация — процесс химико-термической обработки, при ко тором поверхностный слой детали насыщается углеродом. Цемента ция сопровождается закалкой и низкотемпературным отпуском. В зависимости от науглероживающей среды цементация делится на твердую, жидкостную и газовую.
При твердой цементации детали помещают в ящик с рабочей смесью (15—30% свежего и 85—70% отработанного карбюризатора) и нагревают до 900—940 °С. Твердый карбюризатор состоит из веще ства, содержащего углерод (древесный уголь, кокс), активизаторов солей ВаС03, Na2G03) и связующего (патока, крахмал, мазут).
Жидкостную цементацию проводят в ванне, заполненной смесью расплавленных науглероживающих солей. Газовую цементацию проводят в среде науглероживающих газов — метана и окиси угле рода. Процессы жидкостной и газовой цементации отличаются быстротой, равномерностью нагрева и малыми (по сравнению с твер дой) деформациями цементируемых деталей.
После цементации детали подвергают закалке, а затем поверх ности их обрабатывают шлифованием.
Цементации подвергают зубчатые колеса, оси, валы, направля ющие и другие детали из углеродистой и легированной стали с содер жанием углерода до 0,25—0,3%.
Азотирование — процесс насыщения поверхностного слоя азо том, повышающий твердость, износостойкость, коррозионную
61
устойчивость и усталостную прочность детали. Азотирование ведут в атмосфере аммиака при 500—600 °С с выдержкой, зависящей от требуемой глубины насыщения, и последующим медленным охла ждением. Глубина азотированного слоя составляет обычно 0,2— 0,3 мм. Процесс длителен, в зависимости от требуемой твердости он ведется 18—20 ч.
Азотированию подвергают чаще всего детали из сталей марок 38ХМЮА, 35Х10А, а также хромованадиевые и хромоникельвольфрамовые. Детали, от которых требуется только устойчивость к кор розии, подвергают азотированию при 620—700 °С без последующей закалки. Глубина азотирования при этом достигает 0,025—0,06 мм.
Цианирование — процесс насыщения поверхностного слоя де тали одновременно азотом и углеродом. Цианирование с закалкой и низкотемпературным отпуском повышает поверхностную твер дость и износостойкость деталей. Цианирование деталей из конст рукционных сталей проводят при 750—850 °С в ванне, заполненной смесью расплавленных солей Na2C03, NaCl и NaCN (жидкостное цианирование, или в среде пиробензола и аммиака (газовое циани рование). Скорость цианирования 0,2—0,3 мм/ч. В зависимости от требуемой глубины слоя насыщения деталь выдерживают в течение 1—8 ч, затем углеродистые стали закаливают в воде, а легирован ные — в масле. После закалки детали подвергают отпуску при 150— 200 °С.
Цианирование применяют вместо цементации для мелких зубча тых колес, болтов и гаек из конструкционных сталей.
В ремонтной практике находит применение простейший способ цианирования. Поверхность детали, нагретой до 900 °С, посыпают желтой кровяной солью. Операцию повторяют несколько раз, что обеспечивает насыщение азотом и углеродом слоя в несколько сотых долей миллиметра.
§ 14. ГАЛЬВАНИЧЕСКИЕ ПОКРЫТИЯ
Гальваническое покрытие — слой металла, нанесенный на по верхность детали путем электролиза. Обычно наносят металлы, имеющие по сравнению с основным более высокие физико-химиче ские и механические свойства. Покрытие увеличивает износостой кость и повышает коррозионную стойкость деталей.
Процесс нанесения гальванического покрытия из меди, никеля, хрома называют соответственно меднением, никелированием, хроми рованием. Его осуществляют в электролитах (водных растворах солей, кислот, оснований) или расплавах солей. Процесс состоит из следующих основных операций: подготовки поверхности, нанесе ния покрытия и обработки поверхности после нанесения покрытия.
Хромирование деталей проводят в растворе, состоящем из хромо вого ангидрида, серной кислоты и дистиллированной воды. Деталь предварительно очищают от грязи и масла, поверхности, подлежа щие покрытию, шлифуют. Затем ее подвешивают в ванне к отрица
62
тельному полюсу постоянного тока (деталь является катодом). К положительному полюсу в ванне подвешивают пластинки из сплава свинца и сурьмы, служащие анодом. Места, не подлежащие хромированию, покрывают смолой или лаком. При пропускании тока на детали осаждаются частицы хрома, выделяющиеся из элек тролита.
Хромовые покрытия жаростойки (до 800 °С), очень тверды и хорошо работают на истирание на мягких сталях, чугунах и азоти рованных сталях. Слой хрома не превышает 0,2 мм. Нельзя хроми ровать детали, работающие при ударной нагрузке. Формующие эле менты пресс-форм хромируют для защиты их от коррозии, при этом толщина покрытия составляет 0,005—0,01 мм.
Г л а в а III
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИЗНОШЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ ОБОРУДОВАНИЯ И ПРЕСС-ФОРМ
§ 1. МЕТОДЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ
Детали, износившиеся в процессе эксплуатации, могут быть восстановлены и вновь использованы в работе. Это способствует экономии металла и средств на изготовление новых деталей.
Существуют два основных метода восстановления деталей: вос становление до ремонтных размеров и восстановление до номиналь ных размеров, По первому методу геометрические формы изношен ных деталей исправляют механической обработкой, изменяя пер воначальные (номинальные) размеры в пределах установленных допусков ремонтных размеров.
Согласно ЕСКД, ремонтными называют размеры, устанавлива емые для ремонтируемых деталей, для деталей, изготовляемых вновь (взамен изношенных), и для дополнительных деталей, компенсиру ющих износ сопряженных пар.
При восстановлении первоначальной посадки сопряжения до ремонтных размеров более сложную и дорогую деталь сопряжения, как правило, сохраняют и подвергают механической обработке, а более дешевую — заменяют.
Ремонтные размеры восстанавливаемых деталей могут быть меньше или больше номинальных: меньше — у охватываемых дета лей (валов), больше — у охватывающих деталей (отверстий). При обработке изношенной детали под ремонтный размер снимают слой металла такой толщины, при которой исчезают искажения формы детали (овальность, конусность, задиры и др.), появившиеся в- ре зультате износа, и обрабатываемая поверхность доводится до бли жайшего ремонтного размера.
63
Разновидностью способа ремонтных размеров является ремонт сопряжения с использованием дополнительных ремонтных деталей (втулок, колец, накладок), применение которых позволяет сохра нить обе изношенные детали сопряжения. При этом одну деталь обрабатывают до ремонтного размера, а конструкцию другой видо изменяют для возможной установки дополнительной компенсиру ющей детали, обеспечивающей восстановление номинальной по садки. При ремонте изношенных резьбовых соединений обходятся без компенсирующей детали, рассверлив отверстие и нарезав резьбу для заменяемого винта большего размера.
В связи с необходимостью замены одной из сопрягаемых деталей способ ремонтных размеров является сравнительно дорогим, и его применяют в основном для деталей сложной конфигурации и доро гих в изготовлении (коленчатые валы, блоки цилиндров компрес соров и другие сложные детали).
Восстановление изношенных деталей по второму методу — до номинальных размеров — состоит в наращивании слоя металла и последующей механической обработке поверхности. Таким обра зом можно восстанавливать детали множество раз. Наращивание износостойкими металлами и сплавами позволяет восстановить номи нальные размеры деталей и повысить срок их эксплуатации.
При восстановлении деталей в ремонтной практике применяются следующие основные способы ремонта и упрочнения изношенных деталей:
1)слесарная и механическая обработка с целью перехода на ремонтный размер или для изготовления компенсаторов износа;
2)сварка и наплавка;
3)металлизация;
4)электролитическое наращивание хрома, железа и других
металлов; 5) заливка баббитом, бронзой, эпоксидными смолами;
6)склеивание;
7)наращивание пластмассами и др.
Из возможных способов применяют наиболее экономичный и тех нически целесообразный в конкретных условиях. При выборе спо соба учитываются следующие факторы: ,
1) условия работы деталей сопряжения: характер сопряжения (подвижная, неподвижная посадка), величина и характер действу ющих нагрузок, скорость взаимного перемещения деталей подвиж
ного |
сопряжения и условия их смазки; |
о |
. т. |
|
||
2) |
степень и характер износа деталей; |
|
|
|||
3) |
прочность |
восстанавливаемой |
детали; |
|
|
|
4) |
требования технических условий на восстановление; |
|||||
5) |
конструкция, материал и термическая обработка поверхности |
|||||
восстанавливаемой детали; |
, |
•; |
- ~ V :;;v |
я111 |
||
6) |
наличие |
ремонтных средств; |
|
|
- |
" |
7) |
число однотипных деталей, подлежащих одновременному вос |
становлению;
64
8)дефицитность материалов и затраты на них;
9)затраты на восстановление деталей.
Основным показателем экономической эффективности восстано вления изношенных деталей и выбора способа восстановления и упрочнения служит относительная себестоимость восстановления детали, т. е. себестоимость, отнесенная к сроку службы детали после ремонта. Этот показатель отражает не только затраты на восстано вление детали, но и долговечность ее после восстановления.
При наращивании слоя толщиной, измеряемой в сотых долях миллиметра, целесообразно применять хромирование, для слоя 1,5—2,0 мм — отсталивание, (железнение) для слоя 10—12 мм — металлизацию. Если допустима деформация детали, то наращивание можно проводить наплавкой.
§2. РЕМОНТ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ СЛЕСАРНОЙ
ИМЕХАНИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКОЙ
Слесарную и механическую обработку применяют для исправле ния геометрической формы поверхности детали, нарушенной в ре зультате износа, — для устранения овальности, конусности, царапин и других дефектов. Детали, восстановленные другими способами, подвергают слесарной и механической обработке для обеспечения заданных размеров и чистоты обработки поверхностей. Слесарные работы применяют также для доводки размеров деталей до пригоноч ных .
Слесарная обработка. К ней относятся: обрубка, опиловка, шабровка, притирка и приработка.
Обрубка — самая грубая из слесарных работ — выполняется вручную зубилом и молотком. При обрубке плоскостей может быть достигнута точность 0,3—0,5 мм.
Опиловка применяется при пригонке плоскостей и фасонных поверхностей деталей неподвижных соединений. Точность опиловки обычно ограничена — 0,1 мм, но при высоком качестве выполнения и применении напильников с мелкой насечкой может быть доведена до 0,05 мм. Ручная опиловка весьма трудоемка.
Шабровка — наиболее ответственная и трудоемкая операция, обеспечивающая точность до 0,005 мм.
Притирка — обработка поверхности суспензией абразивного по рошка в масле и керосине с помощью специального инструмента («притира»), форма и размеры которого должны соответствовать притираемой поверхности.
Приработка — обработка сопряженных деталей (клапан — седло, пробка крана — корпус и т. д.) путем их взаимного перемещения без применения специальных инструментов («притиров»).
Для отверстий применяют следующие способы обработки: сверле ние, рассверливание, зенкерование, развертывание и нарезание резьб.
Механическая обработка деталей с целью их восстановления выполняется на металлорежущих станках: токарных, фрезерных,
строгальных, |
шлифовальных. |
5 Заказ 945 |
65 |