Файл: Боженов, Н. Б. Ремонт и монтаж оборудования заводов переработки пластмасс и резины учебное пособие для химико-механических техникумов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 0
Различают два вида механической обработки: со снятием с детали минимально возможного слоя металла и со снятием слоя металла до достижения ремонтного размера. В первом случае добиваются сохранения прочности детали и необходимой толщины твердого слоя поверхности. Глубокие задиры и вмятины перед обработкой ликви дируют другими способами восстановления — заваркой, запайкой, заделкой клеями.
При обработке до ремонтного размера необходимость сохранения поверхностей детали отпадает. В этом случае детали, сопряженные с обрабатываемой, заготовляют заранее в соответствии с ремонтными размерами. Способ обработки выбирают в зависимости от величины износа. Например, для восстановления деталей с плоскими сопрятаемыми поверхностями (направляющих) их подвергают шабрению, шлифованию либо строганию с последующим шлифованием или шабрением.
При ремонте валов, осей, винтов и т. п. прежде всего проверяют
ивосстанавливают их центровые отверстия. После этого поверх ности, имеющие незначительный износ (царапины, риски, оваль ность до 0,02 мм), шлифуют, а при значительном износе их наращи вают, а затем обтачивают и шлифуют до ремонтного размера.
Слесарно-механическая обработка применяется для устранения дефектов, возникших в деталях в результате действия внутренних напряжений, перегрузок или механических повреждений (трещин, пробоин, значительных задиров, выкрашивания). Трещины и про боины заваривают, запаивают, ставят штифты и заплаты.
Времонтной практике для выполнения отдельных операций при механической обработке деталей применяют приспособления, позволяющие снизить затраты ручного труда, заменить труд высоко квалифицированных ремонтных рабочих менее квалифицированным трудом. Это ускоряет процесс обработки, снижает затраты на ремонт
ивремя простоя оборудования в ремонте.
Наибольший эффект обеспечивают приспособления для механи ческой обработки крупногабаритных и тяжелых деталей на месте их установки. Наиболее распространенными являются приспособле ния: для растачивания цилиндрических поверхностей, для нарезки резьбы на цилиндрическом хвостовике крупной детали, для обра ботки плоскостей (фрезерования), для шлифования направляющих плоскостей цилиндрических и конусных гнезд и др.
§ 3. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ СВАРКОЙ И НАПЛАВКОЙ
Сварка и наплавка широко применяются при ремонтных работах, так как дают возможность быстро, дешево и надежно восстанавли вать изношенные и поломанные детали.
Сваркой исправляют детали с изломами, трещинами и отколами. Наплавкой исправляют изношенные поверхности деталей для вос становления их размеров и повышения износостойкости путем нане сения на поверхность более стойких металлов.
66
Сварка стальных деталей
Для ремонта стальных деталей применяются следующие способы сварки: электродуговая ручная сварка, газовая ацетилено-кислород ная, электрошлаковая, дуговая автоматическая и полуавтоматиче ская под флюсом и в среде углекислого газа.
Электродуговая сварка. При выполнении работ без демонтажа оборудования наиболее применима электродуговая сварка, позволя ющая сваривать шов в любой плоскости, обеспечивающая широкую возможность подбора металла шва, близкого к основному металлу по химическому составу и механическим свойствам. Этот способ сварки не требует сложного оборудования и может выполняться в различных производственных условиях.
Перед сваркой детали очищают от грязи, масла, следов коррозии и разделывают свариваемые кромки. Очистку производят стальной щеткой, напильником, наждачным полотном, абразивным кругом. Разделку трещины, отколов и изломов выполняют с целью проварки всего сечения. Разделку производят рубкой ручным или пневмати ческим зубилом, либо фрезерованием, строжкой, проточкой на станке или же огневыми способами: кислородным резаком, воздушно-дуго вым способом, дуговой выплавкой.
Марку электрода выбирают в зависимости от марки свариваемой стали.
Небольшие детали малого размера сваривают без предваритель ного подогрева, детали толщиной более 50 мм сваривают с общим или местным подогревом до 200—450 °С. Нагревать можно индукто рами, в электрических печах, в горнах и многопламенными горел ками.
При сварке деталей большой толщины применяют электроды диа метром 5, 6 и 8 мм, при отсутствии таких электродов можно при менять пучки из 2, 3 и 4 электродов диаметром 2—3 мм каждый. По окончании сварочных работ желателен высокотемпературный отпуск при 650 °С.
Газовая сварка. Ацетилено-кислородная сварка применяется при ремонте стальных деталей небольших размеров изделий из тон кого листового металла и трубопроводов. Кислород доставляется к месту выполнения работ в баллонах, ацетилен также может быть доставлен в баллонах или получен в ацетиленовых генераторах. Газ из баллона или генератора подается в сварочную горелку, туда же подается и кислород. В горелке образуется горючая смесь, кото рая сгорает у мундштука.
При сварке стальных деталей присадочным материалом обычно служит сварочная проволока Св-08 и Св-08А (ГОСТ 2246—60). Для получения высокой механической прочности сварного соеди нения применяют проволоки Св-08ГС, Св-12ГС, Св-10Г2.
Газовая сварка позволяет использовать почти любой присадоч ный материал, поэтому она применима для восстановления деталей, изготовленных из различных материалов.
5* |
67 |
Электрошлаковая сварка. Этот способ сварки позволяет свари вать изделия значительной толщины (50 мм и более) при минимально возможном объеме наплавленного металла, обеспечивает высокие механические свойства металла шва и равномерное распределение напряжений по всему сечению. Электрошлаковая сварка рекомен дуется для восстановления поломанных колонн гидравлических прессов, прямых участков валов приводных механизмов и других деталей круглого или прямоугольного сечения.
Сущность электрошлаковой сварки состоит в том, что расплавле ние электрода происходит не от тепла электрической дуги, а от тепла, выделяемого при прохождении электрического тока от электрода к металлу детали через шлак. Жидкий металл плавящегося электрода стекает в полость между свариваемыми частями. Для предупрежде ния растекания металла за пределы шва применяют керамические или металлические формы, Электрошлаковая сварка ведется прово лочными или пластинчатыми электродами.
Оборудование для электрошлаковой сварки сложно, дорого и требует мощных источников тока — в 500, 1000, 3000 А. Такое оборудование может иметь предприятие, где оно применяется систе матически, Разовые ремонтные работы с применением электрошлако вой сварки следует выполнять на специализированных предприятиях.
Автоматическая и полуавтоматическая дуговая сварка под флю сом. Преимущество сварки под слоем флюса состоит в том, что дуга и жидкий металл хорошо ограждаются от воздуха и поэтому напла вленный металл содержит значительно меньше кислорода и азота, чем при электродуговом способе. Кроме того, слой флюса предотвра щает разбрызгивание и угар металла, уменьшает потери тепла и способствует хорошему формированию шва. Автоматической наплав кой можно наращивать слой металла до 40—45 мм. Автоматическая сварка и наплавка производятся на специальных станках. Сваривать можно только прямолинейные швы.
Автоматическая и полуавтоматическая сварка находят примене ние при ремонтных работах на крупных предприятиях, где восста навливают однотипные детали, износ которых допускает автомати ческую сварку. Более широко этот вид сварки применяют при напла вочных работах.
Автоматическая и полуавтоматическая дуговая сварка в среде
углекислого |
газа. Эти способы сварки применимы для изделий |
со стенками |
малой и большой толщины и обеспечивают швы проч |
ностью, равной прочности основного металла. Полуавтоматическая сварка позволяет выполнять швы в любом пространственном поло жении. Она производится на специальном оборудовании — автома тах или полуавтоматах.
Сварка чугунных деталей
Способы сварки деталей из чугуна делятся на две группы; а) горя чая сварка с общим или местным нагревом детали перед сваркой; б) холодная сварка без предварительного нагрева детали.
68
Горячая сварка. При сварке чугунных деталей чугунными элек тродами или присадочными стержнями чугун, наплавленный на холодную деталь, быстро охлаждается, что приводит к образованию
твердых структур. |
|
П редварительный нагрев детали перед сваркой уменьш ает ско |
|
рость охлаж дения наплавленного |
м еталла, препятствует образова |
нию твердых закалочны х структур , |
обеспечивает возмож ность м еха |
нической обработки , снимает внутренние напряж ения.
Температура предварительного нагрева определяется размерами свариваемой детали, жесткостью конструкции, толщиной стенок, объемом наплавляемого металла, структурой чугуна. Для большин ства деталей достаточен нагрев до 400—450 °С, при сварке крупных и сложных деталей температура нагрева должна быть 550—600 °С. Нагрев производят в газовых или электрических печах, а при их отсутствии — во временных горнах.
При восстановлении деталей из чугуна применяют преимущест венно газовую ацетилено-кислородную сварку. При этом присадоч ным материалом служат чугунные прутки диаметром 8—16 мм. Для предохранения расплавленного металла шва от окисления используют флюс — техническую безводную буру (Ха2В40 7) или смесь буры (23%), соды (27%) и азотнокислого натрия (50%).
Газовую сварку чугуна применяют при ремонте деталей неболь ших габаритов, а также ответственных деталей больших габаритов и веса (станин прессов, цилиндров компрессоров и прессов и т. п.).
Перегрев сварочной ванны и большая текучесть расплавленного металла требуют формовки места сварки. Формовочной массой слу жит смесь кварцевого песка (40%), формовочной земли (30%) и белой глины (30%).
Институтом электросварки им. Патона разработаны автоматиче ский и полуавтоматический способы сварки чугуна с применением порошковой проволоки марки ПП-Ч-1. Сварка выполняется с защи той дуги углекислым газом. В неответственных случаях можно сваривать открытой дугой, без защиты.
Холодная сварка. К холодной сварке чугунных деталей относят электродуговую сварку металлическими электродами (стальными и из цветных металлов) и низкотемпературную газовую сварку с при менением чугунного прутка.
Сварка стальными электродами ведется слоями. Первые слои наплавляются при уменьшенной силе тока (до 30—35 А на 1 мм диаметра электрода), с применением электродов малого диаметра (не более 3—4 мм) и на глубину плавления основного металла 0,5— 2,0 мм. После наложения первого валика длиной 50—60 мм на него наплавляется второй слой. Такой прием сварки позволяет частично улучшить структуру сварного шва и несколько увеличить пластич ность первых слоев наплавки.
Стальными электродами можно заваривать короткие трещины в деталях с небольшой толщиной стенки, не подлежащих обработке, а также несквозные раковины.
69