Файл: Боженов, Н. Б. Ремонт и монтаж оборудования заводов переработки пластмасс и резины учебное пособие для химико-механических техникумов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
Нарезанная часть фундаментных болтов должна быть тщательно очищена и смазана для защиты от коррозии.
Для оснований под оборудование на железобетонных перекры тиях и металлических конструкциях допустимы следующие откло нения от проектных размеров: по высоте отметки опорных балок — 20 мм; по расположению в плане осей балок — 25 мм; по располо жению в плане осей отверстий под болты для крепления оборудова ния к перекрытию — 10 мм.
§ 11. СДАЧА ОБОРУДОВАНИЯ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ
Исполнители монтажных работ сдают смонтированное оборудо вание в эксплуатацию заказчику после пробного пуска и испытания при рабочей нагрузке.
После окончания монтажа проверяют правильность и качество установки и сборки машин, затяжку болтовых соединений и дру гих креплений, кинематику механизмов и правильность направле ния вращения; заправку подшипников и редукторов смазкой в со
ответствии |
с картой смазки машины. |
Емкости, |
трубопроводы |
и аппараты, |
работающие под давлением, |
проверяют |
опрессовкой на |
прочность и герметичность. |
|
|
После проверки оборудование испытывают на холостом ходу, затем под нагрузкой.
В период пробного пуска проверяют: а) надежность креплений;
б) исправность работы смазочных систем, состояние и нагрев узлов трения;
в) плавность работы передач, отсутствие ударов, вибраций и не нормального шума;
г) |
плотность аппаратов, емкостей и трубопроводов; |
д) |
надежность ограждений, защитных устройств и теплоизо |
ляции.
Режим испытания (нагрузка, давление, время), а также способы обнаружения дефектов и их устранения устанавливают для каждой машины в соответствии с инструкцией по монтажу, пуску, регули рованию и испытанию машины.
При обнаружении каких-либо дефектов останавливают машину и устраняют дефекты. После исправления дефектов в присутствии заказчика производят контрольное испытание. Результаты испыта ния оборудования вхолостую и под нагрузкой оформляют актами установленной формы, к которым прилагают акты промежуточной приемки фундаментов, скрытых и специальных работ, маслосистем, монтажные формуляры на сложное оборудование и исполнительные чертежи на монтаж оборудования.
Оборудование сдают в эксплуатацию после устранения всех дефектов, выявленных при испытании, и нормальной работы при полной нагрузке в течение установленного времени испытания.
Оборудование, подведомственное Госгортехнадзору (аппараты,
32
работающие под избыточным давлением более 0,7 кгс/см2, краны, лифты и т. д.), разрешается эксплуатировать после регистрации их в органах Госгортехнадзора.
§ 12. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РЕМОНТНЫХ И МОНТАЖНЫХ РАБОТАХ
При подготовке к проведению ремонтов планируется выполнение необходимых мер по технике безопасности.
Способы и средства выполнения ремонтных работ выбирают с уче том специфики действующих цехов. В цехах с применением горючих жидкостей и газов, образующих взрывоопасные смеси, нельзя про изводить электро- и газосварочные работы, следует пользоваться только неискрящим при ударе и трении инструментом. Сварочные работы в таких цехах могут выполняться по плану, в котором пред усматриваются меры безопасности. План согласовывается с инже нером по технике безопасности, с пожарной охраной и утверждается главным инженером предприятия.
Ремонт, требующий разборки тяжелого оборудования, связан с подъемом и перемещением деталей и узлов с помощью подъемно транспортных механизмов (такелажные работы). При проведении такелажных работ мерам безопасности следует уделить особое вни мание.
Рабочие и инженерно-технические работники, производящие ре монт, должны пройти специальный инструктаж. Их допускают к ремонту только после письменного разрешения или указания должностного лица, ответственного за подготовку к ремонту.
Осмотр оборудования и устранение неисправностей допускается только после полной его остановки. Перед ремонтом оборудование надежно отключают от материальных и энергетических (паровых, водяных) трубопроводов. На стыках трубопроводов устанавливают стальные пластинки-заглушки.
Привод машин до начала ремонта отключают; выключают пуско вой прибор, на электролинии снимают предохранители, отсоединяют муфту от электродвигателя или снимают приводные ремни, на пу сковом приборе вывешивают плакат; «Не включать, ремонт!»
Организация рабочих мест должна обеспечивать безопасное ведение работ. Рабочие места должны быть оборудованы всеми не обходимыми защитными и предохранительными устройствами и при способлениями.
Для работ на высоте сооружают плотные настилы с перилами. На настилы, не рассчитанные на дополнительную нагрузку, не раз решается укладывать детали. После окончания работ запрещается оставлять на настилах инструмент и крепежные детали.
Запрещается подтягивать болты фланцевых соединений трубо проводов, находящихся под давлением. При затягивании, фланцев на высоте применяют приспособления, позволяющие затянуть .болты
одной рукой. |
, |
С' |
: |
3 Заказ 945 |
|
|
33 |
К пользованию электрическим инструментом (электродрели, гай коверты и т. д.) допускаются рабочие, прошедшие специальное об учение. При работе с электрическим инструментом необходимо на девать резиновые перчатки и галоши. Корпус электроинструмента должен быть надежно заземлен. Запрещается работа с электрическим и пневматическим инструментом с приставных лестниц.
Рабочие по ремонту или монтажу оборудования в действующих цехах должны руководствоваться правилами техники безопасности, установленными для этих цехов.
Г л а в а II
ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ ОБОРУДОВАНИЯ
§1. ВИДЫ ИЗНОСА
Впроцессе эксплуатации оборудования происходит износ его деталей, т. е. постепенное изменение формы, размеров и свойств материала деталей. При этом увеличиваются зазоры в сопряжениях подвижных деталей и нарушается плотность посадок неподвижных деталей. Возникшие дефекты приводят к нарушению режима работы оборудования, и если вовремя не устранить их, оборудование может выйти из строя.
Износ может быть нормальным (при нормальных условиях работы деталей) и аварийным (при нарушениях режима работы оборудо вания).
Нормальный износ возникает из-за трения соприкасающихся деталей, ударной и переменной по величине и направлению нагрузки, а также вследствие теплового и химического воздействия среды на материал деталей при нормальных условиях эксплуатации обо рудования.
Аварийный износ является следствием дефектов конструкции деталей, несоответствия материала деталей условиям работы, не удовлетворительного качества изготовления или сборки, нарушений режима работы оборудования, несвоевременного или некачествен ного ремонта и т. п.
Различают следующие виды износа: механический, усталостный, молекулярно-механический и коррозионный.
Механический износ вызывается силами трения при скольжении одной детали по. другой. Трущиеся поверхности деталей имеют неровности, размер которых даже при тщательной обработке поверх ностей достигает 0,05—0,1 мкм. Неровности не позволяют поверх ностям соприкасаться по всей площади, они соприкасаются по так называемой контактной площади, которая значительно меньше номинальной. Следовательно, и нагрузка от одной поверхности дру гой передается только в местах контакта, что приводит к значитель ному повышению удельного давления в местах контакта. Под воз
34
действием высоких давлений выступы пластически деформируются до тех пор, пока увеличившаяся площадь контакта не воспримет действующую нагрузку. При скольжении плоскостей происходит также срезание и отламывание выступов.
Механический износ имеет место и при наличии между трущи мися поверхностями масляной пленки. Износ существенно возрастает, если между поверхностями деталей оказываются твердые частицы, которые могут попасть на поверхности из окружающей среды (пыль, частицы перерабатываемого материала) или являются продуктами износа. Такой износ называется абразивным. Твердые частицы, проскальзывая между трущимися поверхностями, воздействуют на них с большими удельными давлениями и срезают с них стружку. Поскольку металл трущихся деталей неоднороден, абразивные зерна вначале прорезают канавки в менее твердой основе, проскаль зывая мимо твердых участков поверхностей. На поверхностях дета лей образуются царапины и бороздки, которые постепенно углуб ляются, что приводит к разрушению и более твердых участков.
В результате механического износа происходит истирание по верхностного слоя металла у совместно работающих деталей. При этом изменяются геометрические размеры деталей, а зазоры между ними становятся недопустимо большими.
Механический износ возникает при работе таких распространен ных сопряжений деталей, как вал — подшипник, поршень — ци линдр, плунжер — уплотнение и др. Он появляется также при трении качения поверхностей, так как этому виду трения сопутствует и трение скольжения. Однако при этом износ незначителен. Меха нический износ возрастает при нарушении правил эксплуатации и технического обслуживания оборудования: при перегрузке меха низмов, нарушении режима смазки.
Усталостный износ возникает под воздействием ударных и пере менных по величине и направлению нагрузок. Он имеет место при напряжениях, значительно меньше допустимых по пределу проч ности.
Под действием переменных нагрузок на поверхности деталей возникают микротрещины. Они могут возникнуть в местах царапин, надрезов, раковин, резких переходов от одного сечения детали к другому (при несоблюдении радиусов переходов) и в других ме стах, где концентрируются напряжения. В микротрещины попадает масло, под действием высокого давления они расклиниваются, их размер увеличивается, а это приводит к уменьшению поперечного сечения детали, воспринимающего нагрузки.
Усталостный износ наблюдается в зубьях шестерен в зоне началь ной окружности зубьев, на поверхности вкладышей подшипников скольжения, на беговых дорожках подшипников качения. Он может возникнуть при перегрузке машин, нарушениях в режиме смазки,
врезультате некачественного изготовления деталей или ремонта. Молекулярно-механический износ заключается в прилипании
(схватывании) трущихся поверхностей. Это явление наблюдается
3 * |
35 |
при большом давлении и недостаточной смазке, когда поверхности деталей сближаются столь плотно, что начинают действовать моле кулярные силы.
Сущность этого явления заключается в следующем. Молекулы, расположенные внутри тела, уравновешиваются окружающими их молекулами. Молекулы, находящиеся на поверхности, не уравнове шены, обладают избытком энергии и образуют свободное силовое поле, в котором вступают во взаимодействие с окружающей средой или с поверхностью другого тела.
Молекулярное взаимодействие проявляется схватыванием или заеданием поверхностей при трении. В результате на поверхностях трущихся деталей появляются задиры, может произойти поломка деталей и заклинивание механизма.
Коррозионный износ появляется в результате химического или электрохимического воздействия на материал деталей веществ, перерабатываемых в машине, или окружающей среды. Под влиянием коррозии поверхности деталей разъедаются, на них появляются раковины, металл теряет механическую прочность.
§ 2. ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ ОСНОВНЫХ УЗЛОВ И ОБОРУДОВАНИЯ
Одним из главных узлов перерабатывающей машины является привод, обеспечивающий ее действие. Приводы могут быть меха нические (у смесителей, таблетмашин, валковых машин, экструзион ных установок, станков для обработки изделий и др.) или гидравли ческие (прессов, литьевых машин).
Приводные механизмы имеют характерные типовые детали и узлы, обеспечивающие передачу движения и преобразование его из одного вида в другой. Характерными деталями механических приводов являются валы, подшипники, муфты, шкивы, зубчатые и червячные колеса, червяки и др. Эти детали являются составными частями редукторов, вариаторов скоростей, приводных устройств смесите лей, валковых, экструзионных и других машин. Гидравлические приводы состоят из цилиндров, поршней, плунжеров, штоков, уплотнительных устройств.
Трущиеся поверхности деталей приводов подвергаются износу. Работоспособность и долговечность перерабатывающего оборудова ния в значительной степени зависят от прочности, износоустойчи вости и качества ремонта узлов и деталей приводных механизмов. Из простейших деталей перерабатывающего оборудования к наи более изнашиваемым следует отнести детали резьбовых и шпоноч ных соединений, соединительных муфт и уплотнительных узлов.
В оборудовании по переработке пластмасс и резины значитель ному износу подвергаются поверхности, находящиеся в контакте с перерабатываемым материалом. При этом характерно сочетание механического, теплового и химического воздействия компонентов материала на детали оборудования и пресс-форм.
Износ деталей механических передач. Износ валов. Валы с наса женными на них деталями (шкивами, зубчатыми колесами, муфтами,
36