Файл: Шахнович, А. Р. Математические методы в исследовании биологических систем регулирования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 0
—решающие правила, использующие процедуру динамиче ского программирования на графах ситуаций;
—эвристические решающие правила, использующие личный опыт ЛПР;
—игровые решающие правила.
ЛПР находится в сложной системе взаимоотношений со средой и принимает решение в течение конечного интервала времени по целому комплексу проблем. Наиболее отчетливо это выражено в процессе деятельности человека-оператора.
Формально подобная система взаимоотношений может быть
описана с помощью теории интегральных игр (Morgenstern, |
1971). |
|||||||||
Если, следуя H . Н. Воробьеву (глава 1-3), в общем виде рас |
||||||||||
сматривать игру как совокупность |
ряда |
элементов: |
|
|||||||
і ? д — множество |
коалиций |
действия; |
|
|
|
|||||
|
SK — множество |
стратегий |
коалиций |
действия; |
|
|
||||
|
і?и — множество |
коалиций |
интересов; |
|
|
|
||||
|
б1 — множество |
ситуаций; |
|
|
|
|
|
|
||
)>-s — отношение |
предпочтения, |
|
|
|
|
|
||||
то |
общее представление интегральной |
игры имеет |
вид |
|
||||||
|
|
Гт |
= <Ги |
G, |
Т> ( і = |
1....П), |
|
|
||
где |
G — ресурсы; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Г і = |
<Яді» |
{^иЬеДді» |
Sb |
Rai, |
|
{>-иЬеНИ }>> |
|
||
где |
тг — число |
элементарных |
игр в комплексе; Rai, |
Rai, |
Ski — |
|||||
произвольные |
множества; |
s Œ П 5 А г |
— произвольные |
бинар |
||||||
ные |
отношения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Сущность интегральных игр состоит в том, что в определенном интервале времени один и тот же объект должен достичь несколь ких целей. Цель считается достигнутой, если она достигнута свое временно.
Проблема теории интегральных игр состоит в определении по рядка достижения целей и в распределении ограниченных ресур сов.
При этом один объект: — вступает в различные типы игровых
отношений |
Гц, где і — номер |
игры (по степени важности); / — |
тип игры |
(по соответствующей |
классификации); |
—с разными критериями Qu',
—может находиться в каждой {Гц} игре в разной стадии (постановка задачи, выбор методов решения, оценка ре зультата) ;
—вырабатывает различные стратегии Щ], причем стратегии
должны быть совместимыми.
Применительно к рассматриваемым задачам поведения необ ходимо отметить, что в каждой элементарной игре одной из сто рон является один и тот же объект (ЛПР), обладающий ограни ченными возможностями.
180
Выработка и реализация стратегий в каждой элементарной игре требует расхода определенных усилий из ограниченных воз можностей объекта.
Постановка задачи, оценка информационных характеристик процесса, выбор решающих правил, реализация стратегий про изводятся ЛПР и в значительной мере определяются его функцио нальными характеристиками.
Поведение может осуществляться ЛПР в нормальных или в патологических условиях. Основные патологии, по-видимому, могут принадлежать к одному из следующих классов:
—информационная патология;
—необходимость принятия решения при недостаточной инфор мации, вызванной повреждением органов чувств или слож ностью ситуации;
—патология, связанная с постановкой задачи — выбраны неверные критерии или альтернативы;
—алгоритмическая патология — решающие правила выбраны
|
неверно. |
|
|
|
Причинами появления двух последних классов патологий мо |
||
гут |
явиться: |
|
|
|
— недостаток |
эрудиции ЛПР; |
|
|
— чрезмерное |
расширение |
сферы деятельности ЛПР; |
|
— нарушение |
психической |
деятельности ЛПР . |
|
Одним из примеров исследований.нарушений процесса приня |
||
тия |
решения при психических расстройствах является работа |
П. С. Граве (1972). Здесь рассмотрены различные варианты нару шений процесса принятия решений при психических заболеваниях на основе концепции о двухуровневой структуре аппарата управ ления поведением.
Другим примером может служить работа Э. М. Вайсборда и Г. Ш. Розенштейна (1968), на которой остановимся подробнее.
Вработе с помощью формализованных моделей рассмотрены качественные особенности некоторых классов расстройств пове дения сложных биологических систем с целью изучения на моде лях методов их ликвидации и сравнения их с методами лечения расстройств поведения, применяемыми в клинике.
По мнению авторов, «цель» биологической системы предполо жительно может изменяться по некоторым причинам,.внутренним для системы. .
Всоответствии с данными Олдза (см. главу П-7) о существо вании в глубоких структурах мозга зоны «поощрения» и «нака зания» авторы предлагают модель достижения оптимальных усло вий для наибольшего поощрения. Авторы рассматривают модель
организма |
как систему автоматического |
управления, |
способную |
|
к обучению. Пусть х—(х1-х2) |
есть множество состояний системы, |
|||
доступных |
внешнему наблюдению. Здесь |
хх — вектор |
состояния |
внешней среды, в которой функционирует система, a х^ — вектор, описывающий внутреннее состояние системы. Поведение системы —
181
движение ее в пространстве х . Два поведения будут различны ми, если движения, им соответствующие, ие совпадают. Пусть на множестве допустимых в х траекторий Q определена функция пла
ты системы Ф (q, т), |
где х — время, a g ЕЕ Q. Поведение |
модели |
||
должно описываться такой траекторией q0 |
ЕЕ Q, чтобы при фикси |
|||
рованном т = т 0 |
|
|
|
|
max |
Ф (g, т0 ) = Ф (д0 , т0 ) |
= Фд0 . |
• |
(III-7-1) |
Ограничения на допустимые траектории Q могут состоять, в част ности, в том, чтобы каждая допустимая траектория проходила только по допустимым состояниям X ЕЕ X, а допустимые состоя ния могут задаваться, например, системой неравенств / І (£, т0 ) І>
>0; і = 1, 2...
Равенство (III-7-1) определяет |
«цель» |
модели. |
Рассматрива |
|||||||||||||
ются две |
модели |
А |
я |
В. |
Пусть |
в момент времени т = |
т0 |
|||||||||
|
Ф Л |
(g, |
т0 ) |
= |
Ф в |
|
(g, |
т0 ), |
ft (s, т0 ) = |
ff |
(s, |
т„). |
||||
Пусть g„ |
и g0 |
— оптимальные |
движения систем |
АжВъ |
просттіап- |
|||||||||||
стве X , т. е. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф А ( ? о Ѵ ) |
= |
max |
Ф л ( д А , |
т0 ), " |
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
qAeQA |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф В (до Б ,т) |
= |
max |
ф в ( д А , |
t0 ). |
|
|
|||||||
Очевидно, |
что |
в |
момент |
т = |
т0 |
gjf = |
gjf. |
|
|
|
|
|||||
Пусть в |
момент |
тх |
(хх |
^> т„) |
g A |
=/= |
qf. |
|
|
|
|
|
|
|||
Тогда, если система В считается |
нормальной |
|
(эталонной), |
|||||||||||||
можно сказать, что |
поведение |
системы А |
расстроено. |
Из (ПІ-7-1) |
следует, что необходимое (но недостаточное) условие того, чтобы
поведение систем |
А |
и В |
стало различным, |
состоит в |
нарушении |
|
одного из последних равенств или их обоих одновременно. |
||||||
Положим, что |
для эталонной |
системы |
В верно, |
что |
||
|
|
ф в |
(g, тг0) = |
Ф в (g, т А |
(Ш-7-2) |
|
|
|
|
oj |
1J' |
|
|
|
|
/ * ( ? , То) = |
/ f |
|
|
|
тогда расстройство |
поведения А |
возникло из-за того, что |
||||
|
|
Ф А ( д , т 0 ) ^ Ф в ( д , тх ) |
|
|
||
или |
|
|
|
|
|
|
|
|
ft {q, |
т0 ) ф |
ff (g, ті). |
|
|
К расстройствам поведения, связанным с этими неравенствами, относятся расстройства, причина которых состоит в том, что из менились ограничения, накладываемые на допустимые "значения Хі или х 2 . Кроме того, рассмотрен процесс обучения системы, со стоящий в накоплении опыта и осуществлении иа основании этого
182
опыта выбора между двумя гипотезами Ех и Е2. Потери, ожидаю щие организм, если будет принята гипотеза Еи а верна Е2, есть Ях (ошибка первого рода). Потери, ожидающие организм, если будет принята гипотеза Е2, а верна гипотеза Ег (ошибка второго рода), есть л 2 .
Проведенная работа интересна тем, что в ней введено понятие глобальной «цели», которая может изменяться по внутренним для системы причинам, причем поведение, направленное па достижение этой новой «цели», представляется «ненормальным» с точки зрения внешнего наблюдателя (примером «цели» организма может явиться максимизация некоторой функции от потоков импульсов, посту пающих на системы поощрения и наказания Олдза) и содержатся некоторые результаты исследования методов ликвидации рас
стройств поведения |
на модели. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
Целенаправленное поведение |
можно изучить и на более прос |
|||||||||||||
тых моделях, |
среди |
которых особого |
внимания заслуживает |
си |
|||||||||||
стема управления |
глазодвигательным |
аппаратом |
(ГДА). |
Обзоры |
|||||||||||
литературы по этим исследованиям привели, например, |
Робинсон |
||||||||||||||
(1968) и Шапиро (1971). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
Исследование |
динамики |
этой |
системы |
целесообразно |
начать |
|||||||||
с |
изучения динамических |
характеристик |
объекта. |
|
|
|
|||||||||
|
В результате экспериментальных работ, проведенных Робин |
||||||||||||||
соном и Томсоиом (1968), получены частотные |
характеристики |
||||||||||||||
двигательного аппарата глаза. Входом |
являлась |
внешняя |
сила |
||||||||||||
F, |
а выходом — угол отклонения |
глаза |
х. |
При |
аппроксимации |
||||||||||
этих частотных характеристик с помощью |
элементарных |
звеньев |
|||||||||||||
были получены передаточные функции соответственно |
(см. гла |
||||||||||||||
ву |
1-1): |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
W' |
(п\ |
- |
|
|
К(Тір |
+ |
1)(Тір |
+ і) |
|
|
|
|
||
|
l |
W |
F(p) |
Tapb-r-Ttp' |
+ |
Tspt + |
Tept + |
Tip+l' |
|
|
|
||||
|
2 |
\P) |
p ( p ) |
- T % p 4 + |
Т з р 3 + |
T |
i p 2 |
+ П |
р + |
± , |
|
|
|
|
которые в широком диапазоне отклонений (х) с точностью долинейиого представления характеризуют динамику глаза.
Приведенные динамические характеристики системы (переда точные функции), как известно, могут быть с помощью обратного преобразования Лапласа представлены в виде дифференциальных уравнений:
"lb = Ах -\- Ви.
Исследование динамики ГДА целесообразно проводить начи ная с простейших движений — смена точек фиксации.
Представления^Д. П. Матюшкина о делении периферического нейромоторного аппарата на системы фазных и тонических воло кон легли в основу математической модели "А. А. Петрова и В. Г. Сраговича (1967). Эта модель предусматривает многоуровне вую организацию системы управления ГДА, причем наиболее низ-
183