Файл: Романов, А. А. Механизация производства рыбной продукции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
при непосредственном кипении аммиака в межтрубном простран стве двухтрубных испарительных блоков.
Льдогенератор работает по следующему циклу: закрывается нижняя крышка, и корпус наполняется водой, одновременно ис парительный блок автоматически подключается к системе пода чи хладагента, на внешней и внутренней поверхностях испари телей намораживается лед. После намораживания определенно го слоя льда вода из корпуса удаляется, нижняя крышка открывается и одновременно испарители автоматически подклю чаются к системе подачи горячих паров аммиака, под действием которых лед. отделяется от поверхности испарителей и падает в
Рис. 25. Льдогене ратор погружного трш:
1 — корпус; 2 — от крывающееся днище; 3 — двухтрубные ис парители; 4 — кол лектор подачи хлад агента; 5 — теплопе редающие поверхно сти; 6 — коллектор подвода горячих па ров хладагента.
приемный лоток, расположенный под корпусом льдогенератора. В комплекте льдогенераторов имеется льдодробилка и скребко вый транспортер для подачи в нее льда.
Управление работой льдогенераторов может производиться вручную с помощью запорной арматуры и автоматически при установке соответствующей программы на реле времени.
Описанная конструкция испарителя обеспечивает повышен ный съем льда с льдообразующих поверхностей по сравнению с генераторами трубчатого льда оросительного типа, так как об разование льда происходит в закрытом изолированном контуре в неподвижной воде. Образование льда при движении воды тре бует большего расхода холода и воды. Однако оросительные льдогенераторы трубчатого льда имеют более простое конструк тивное исполнение и меньшую металлоемкость.
Представляет интерес |
отечественный . л ь д о г е н е р а т о р |
Л Г Т-1 0 0 трубчатого льда |
большой производительности, уста |
новленный на Ростовском рыбозаводе и предназначенный для эксплуатации в береговых условиях. Он состоит из четырех ба тарей, каждая из которых имеет по две линии из двенадцати вертикальных блок-секций. Каждая блок-секция выполнена по типу труба в трубе. Вода для образования льда подается в на ружную и внутреннюю поверхности блок-секции из кольцевого
52 |
' |
коллектора. Стекая по охлажденным аммиаком стенкам блоксекции, вода превращается в лед. После намораживания опреде ленного слоя льда производится его оттаивание с помощью про пускаемых через межтрубное пространство горячих паров аммиака. После того как лед оттает от поверхности блок-секции и под действием сил тяжести упадет в приемный бункер, цикл повторяется. Из бункера лед скребком, перемещающимся на це пи, передается на ленточный транспортер и далее через льдодро билку вертикальным шнековым подъемником — в бункер-нако питель. Раздача льда на технологические нужды или для бунке ровки Ьудов производится ленточным транспортером, на который лед подается шнековым подъемником или из нижней части бун кера. Принятая схема работы со льдом рациональна и позволя ет одновременно с выдачей льда из бункера или льдогенератора аккумулировать его избыток.
Производительность четырехбатарейного льдогенератора 100 т в сутки, поверхность льдообразования. 169 м2, занимаемая площадь 141 м2, масса 25 т, габариты 16000X9200X7500 мм, рас
ход |
воды 100 |
м3 в сутки, |
продолжительность намораживания |
45 |
мин, .время |
оттаивания |
5 мин, толщина намораживаемого |
льда 25 мм. Производительность установки определяется чис лом батарей и может составлять 50, 100, 150 или 200 т в сутки.
Оборудование для производства замороженной рыбы
Производство мороженой рьгбы включает следующие опера ции, связанные с обслуживанием морозильных аппаратов: дози ровку рыбы в блок-форму, взвешивание, разравнивание, закры вание крышек (если рыба морозится в закрытых блок-формах), загрузку блок-форм в морозилку, собственно замораживание, выгрузку блок-форм с замороженной рыбой, оттаивание блока, глазировку блоков и упаковку их в тару. Все это достаточно трудоемкие операции, и механизация их имеет большое значение для сокращения численности обслуживающего персонала. До статочно сказать, что на обслуживании непосредственно моро зильных аппаратов на рыбопромысловых судах занято 25—30% общего числа рыбообработчиков.
Уровень механизации -процесса заморажийания рыбы и со путствующих. операций зависит от типа применяемого моро зильного аппарата.
.Морозильные аппараты. На судах рыбопромыслового флота и береговых предприятиях в основном применяются воздушные морозильные аппараты конвейерно-туннельного типа в различ ном конструктивном исполнении производительностью до 50 т/сутки на одну линию. Операции дозировки, загрузки и вы грузки рыбы в этих аппаратах механизированы. Как правило, они укомплектованы устройствами для снятия крышек с блок-
53
форм |
в процессе или после замораживания и |
для отде |
|
ления |
рьибы от блок-форм. |
Морозильные аппараты |
достаточ |
но просты в изготовлении |
надежны в эксплуатации, |
обслужи |
вание их не требует высокой квалификации, однако форма по лучаемого блока мороженой рыбы и удельные характеристики аппаратов не являются оптимальными.
Воздушные морозильные аппараты современных типов отли чаются друг от друга степенью механизации и способами пере мещения блок-форм в морозильных камерах. В некоторых мо розильных аппаратах блок-формы закреплены на его ветвях
Рис. 26. Морозильным аппарат типа АСМА-М:
/ — буккер; 2 — весы с |
бункером; 3 — загрузочная |
часть конвейера; 4 — морозильная |
камера; 5 — конвейер; |
6 — устройство для снятия |
крышек: 7 — разгрузочная часть |
конвейера; 8 — ветвь возврата блок-форм; 9 — направляющие для подачи крышек.
и перемещаются на цепном конвейере в горизонтальном положенин, например у аппаратов типа АСМА, или в вертикаль ном— у аппаратов LBH (ГДР). В морозильном аппарате ГКА-4 цепной конвейер отсутствует, и блок-формы по направ ляющим перемещаются специальными гребенками, совершаю щими возвратно-поступательные движения. В аппарате «Линде» специальные, гидротолкатели передвигают блок-формы по на правляющим, заставляя их проталкивать друг друга. Такой тип аппарата принято называть гравитационным.
На рыбопромысловых судах отечественной постройки широко применяются конвейерные морозильные аппараты АСМА в раз личной модификации. Первый аппарат типа АСМА был разра ботан в ВНИХИ. Модификации были созданы при проектиро вании различных типов судов совместно с ВНИХИ.
На крупных рыбопромысловых траулерах типа «Алтай» уста навливают по два морозильных аппарата АСМА-М производи тельностью 25 т/сутки каждый. Морозильный аппарат АСМА-М (рис. 26) состоит из трех секций — морозильной, размещенной
54
в изолированном контуре, загрузочной, расположенной вне хо
лодного контура с торцевой его стороны, и разгрузочной, нахо дящейся с противоположной стороны.
Блок-формы морозильного аппарата сдвоенные, каждая по ловина предназначена для замораживания рыбы блоками 800X Х250Х60 мм, массой 10 кг. Крышки блок-форм съемные, с бо ковых сторон блок-форм имеются четыре ролика, два из которых с помощью пальцев связаны с цепями конвейера, а два свобод ны и катятся по направляющим. Такая подвеска блок-формы позволяет при необходимости повернуть их относительно пло
скости движения цепей конвейера. Несущий блок-формы цепной конвейер бесконечный и проходит через все три секции моро зильного аппарата.
Рыба в бункер' морозильного аппарата подается ковшовым элеватором. Из бункера с заслонкой рыба по наклонному лотку переходит в опрокидывающийся бункер весодозирующего устрой
ства, которое подвешено к верхней части рамы загрузочного устройства.
После накопления в весовом бункере необходимой порции рыбы он поворачивается и рыба высыпается в блок-форму, рас положенную ниже. Рыбу разравнивают и накрывают крышкой. Заполненные рыбой блок-формы подаются цепным конвейером в морозильную камеру. Перед входом в камеру замки крышки автоматически закрываются и производится автоматическая про верка правильности их закрытия во избежание заклинивания блок-форм. Если форма закрыта неправильно, конвейер .оста навливается.
В морозильной камере две параллельные цепи конвейера с блок-формами меняют направление движения с помощью звез дочек, образуя 11 горизонтальных участков, по которым после довательно, переходя сверху вниз, перемещаются блок-формы. Специальное переводное устройство обеспечивает принудитель ный плавный переход блок-форм с яруса на ярус с сохранением их горизонтального положения. Шестая сверху горизонтальная ветвь цепного транспортера выводит блок-формы из морозиль ного контура. При движений вне камеры с блок-форм автомати чески снимаются крышки. Крышки блок-форм оттаивают с по мощью специальных нагревателей. В это время температура рыбы достигает —16 -=---- 17°С. Затем блок-формы возвращаются в холодный контур.
Снятые крышки по направляющим подаются к месту загруз
ки, а открытые блок.-формы продолжают двигаться по конвейе ру в морозильной камере.
Внутри изолированной камеры, сбоку от цепного конвейера, установлен оребренный ’четырехсекционный воздухоохладитель. Поток холодного воздуха, нагнетаемый центробежным вентиля тором, подается через воздухоохладитель вдоль средней части конвейера параллельно движущимся блок-формам. Для прида
55
ния потоку необходимого направления средняя часть конвейера по внешнему контуру закрыта стальными легкосъемными щита ми. Средняя скорость движения воздуха над блок-формами со ставляет около 6 м/с.
Цикличное с выстоями движение грузовых цепей конвейера с блок-формами осуществляется от гидропривода. Скорость дви жения конвейера можно изменять, соответственно изменяется и продолжительность прохождения блок-форм от 108 до 230 мин.
После замораживания нижняя ветвь конвейера выводит блокформы с рыбой из камеры. С помощью направляющих блокформы переворачиваются вверх дном и попадают под водяной душ для оттаивания блока замороженной рыбы. Блок рыбы па дает на ленточный транспортер и передается в глазировочный аппарат. Цикл глазировки составляет 30 с. Глазировка произво дится окунанием в воду температурой 4—5°С. В среднем слой льда составляет около 3% от массы рыбы. После глазировки блоки рьгбы передаются на упаковочный стол, где их укладыва ют в картонный ящик по три блока.
Пустые блок-формы по наклонньш направляющим поднима ются на верхнюю холостую ветвь конвейера и возвращаются к месту загрузки, проходя в обратном направлении через весь мо розильный аппарат. Для уменьшения теплопотерь верхняя ветвь конвейера отделена от остальных ветвей сплошным металличе ским коробом.
По сравнению с другими модификациями морозильный аппа рат АСМА-М более удобен и надежен в работе. Расположение загрузочной и разгрузочной секций в противоположных концах туннеля создает условия для организации одностороннего тех
нологического потока, т. е. улучшает условия размещения аппа ратов на судне и механизации основных сопутствующих процес сов. Снятие крышек с блок-форм в процессе замораживание сокращает продолжительность процесса и, следовательно, умень шает габариты аппарата при той же производительности. Одна ко появляется холостая ветвь грузового конвейера, проходящая через холодный контур, что вызывает некоторые дополнительные теплопотери.
В аппаратах типа АСМА блок-формы на цепном конвейере находятся в процессе замораживания в горизонтальном положе
нии. На многих рыбопромысловых судах постройки ГДР, в ча стности на РТМ типа «Атлантик», установлены морозильные ап параты, в которых блок-формы на конвейере при замораживании рыбы находятся в вертикальном положении.
На супертраулерах типа «Атлантик» устанавливаются кон вейерные морозильные аппараты производительностью 30 т/сутки. Эти аппараты являются дальнейшим развитием широко рас пространенных морозильных аппаратов, которыми оборудованы РТМ типа «Атлантик».
56