Файл: Романов, А. А. Механизация производства рыбной продукции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

при непосредственном кипении аммиака в межтрубном простран­ стве двухтрубных испарительных блоков.

Льдогенератор работает по следующему циклу: закрывается нижняя крышка, и корпус наполняется водой, одновременно ис­ парительный блок автоматически подключается к системе пода­ чи хладагента, на внешней и внутренней поверхностях испари­ телей намораживается лед. После намораживания определенно­ го слоя льда вода из корпуса удаляется, нижняя крышка открывается и одновременно испарители автоматически подклю­ чаются к системе подачи горячих паров аммиака, под действием которых лед. отделяется от поверхности испарителей и падает в

Рис. 25. Льдогене­ ратор погружного трш:

1 — корпус; 2 — от­ крывающееся днище; 3 — двухтрубные ис­ парители; 4 — кол­ лектор подачи хлад­ агента; 5 — теплопе­ редающие поверхно­ сти; 6 — коллектор подвода горячих па­ ров хладагента.

приемный лоток, расположенный под корпусом льдогенератора. В комплекте льдогенераторов имеется льдодробилка и скребко­ вый транспортер для подачи в нее льда.

Управление работой льдогенераторов может производиться вручную с помощью запорной арматуры и автоматически при установке соответствующей программы на реле времени.

Описанная конструкция испарителя обеспечивает повышен­ ный съем льда с льдообразующих поверхностей по сравнению с генераторами трубчатого льда оросительного типа, так как об­ разование льда происходит в закрытом изолированном контуре в неподвижной воде. Образование льда при движении воды тре­ бует большего расхода холода и воды. Однако оросительные льдогенераторы трубчатого льда имеют более простое конструк­ тивное исполнение и меньшую металлоемкость.

Представляет интерес

отечественный . л ь д о г е н е р а т о р

Л Г Т-1 0 0 трубчатого льда

большой производительности, уста­

новленный на Ростовском рыбозаводе и предназначенный для эксплуатации в береговых условиях. Он состоит из четырех ба­ тарей, каждая из которых имеет по две линии из двенадцати вертикальных блок-секций. Каждая блок-секция выполнена по типу труба в трубе. Вода для образования льда подается в на­ ружную и внутреннюю поверхности блок-секции из кольцевого

52

'


коллектора. Стекая по охлажденным аммиаком стенкам блоксекции, вода превращается в лед. После намораживания опреде­ ленного слоя льда производится его оттаивание с помощью про­ пускаемых через межтрубное пространство горячих паров аммиака. После того как лед оттает от поверхности блок-секции и под действием сил тяжести упадет в приемный бункер, цикл повторяется. Из бункера лед скребком, перемещающимся на це­ пи, передается на ленточный транспортер и далее через льдодро­ билку вертикальным шнековым подъемником — в бункер-нако­ питель. Раздача льда на технологические нужды или для бунке­ ровки Ьудов производится ленточным транспортером, на который лед подается шнековым подъемником или из нижней части бун­ кера. Принятая схема работы со льдом рациональна и позволя­ ет одновременно с выдачей льда из бункера или льдогенератора аккумулировать его избыток.

Производительность четырехбатарейного льдогенератора 100 т в сутки, поверхность льдообразования. 169 м2, занимаемая площадь 141 м2, масса 25 т, габариты 16000X9200X7500 мм, рас­

ход

воды 100

м3 в сутки,

продолжительность намораживания

45

мин, .время

оттаивания

5 мин, толщина намораживаемого

льда 25 мм. Производительность установки определяется чис­ лом батарей и может составлять 50, 100, 150 или 200 т в сутки.

Оборудование для производства замороженной рыбы

Производство мороженой рьгбы включает следующие опера­ ции, связанные с обслуживанием морозильных аппаратов: дози­ ровку рыбы в блок-форму, взвешивание, разравнивание, закры­ вание крышек (если рыба морозится в закрытых блок-формах), загрузку блок-форм в морозилку, собственно замораживание, выгрузку блок-форм с замороженной рыбой, оттаивание блока, глазировку блоков и упаковку их в тару. Все это достаточно трудоемкие операции, и механизация их имеет большое значение для сокращения численности обслуживающего персонала. До­ статочно сказать, что на обслуживании непосредственно моро­ зильных аппаратов на рыбопромысловых судах занято 25—30% общего числа рыбообработчиков.

Уровень механизации -процесса заморажийания рыбы и со­ путствующих. операций зависит от типа применяемого моро­ зильного аппарата.

.Морозильные аппараты. На судах рыбопромыслового флота и береговых предприятиях в основном применяются воздушные морозильные аппараты конвейерно-туннельного типа в различ­ ном конструктивном исполнении производительностью до 50 т/сутки на одну линию. Операции дозировки, загрузки и вы­ грузки рыбы в этих аппаратах механизированы. Как правило, они укомплектованы устройствами для снятия крышек с блок-

53


форм

в процессе или после замораживания и

для отде­

ления

рьибы от блок-форм.

Морозильные аппараты

достаточ­

но просты в изготовлении

надежны в эксплуатации,

обслужи­

вание их не требует высокой квалификации, однако форма по­ лучаемого блока мороженой рыбы и удельные характеристики аппаратов не являются оптимальными.

Воздушные морозильные аппараты современных типов отли­ чаются друг от друга степенью механизации и способами пере­ мещения блок-форм в морозильных камерах. В некоторых мо­ розильных аппаратах блок-формы закреплены на его ветвях

Рис. 26. Морозильным аппарат типа АСМА-М:

/ — буккер; 2 — весы с

бункером; 3 — загрузочная

часть конвейера; 4 — морозильная

камера; 5 — конвейер;

6 — устройство для снятия

крышек: 7 — разгрузочная часть

конвейера; 8 — ветвь возврата блок-форм; 9 — направляющие для подачи крышек.

и перемещаются на цепном конвейере в горизонтальном положенин, например у аппаратов типа АСМА, или в вертикаль­ ном— у аппаратов LBH (ГДР). В морозильном аппарате ГКА-4 цепной конвейер отсутствует, и блок-формы по направ­ ляющим перемещаются специальными гребенками, совершаю­ щими возвратно-поступательные движения. В аппарате «Линде» специальные, гидротолкатели передвигают блок-формы по на­ правляющим, заставляя их проталкивать друг друга. Такой тип аппарата принято называть гравитационным.

На рыбопромысловых судах отечественной постройки широко применяются конвейерные морозильные аппараты АСМА в раз­ личной модификации. Первый аппарат типа АСМА был разра­ ботан в ВНИХИ. Модификации были созданы при проектиро­ вании различных типов судов совместно с ВНИХИ.

На крупных рыбопромысловых траулерах типа «Алтай» уста­ навливают по два морозильных аппарата АСМА-М производи­ тельностью 25 т/сутки каждый. Морозильный аппарат АСМА-М (рис. 26) состоит из трех секций — морозильной, размещенной

54


в изолированном контуре, загрузочной, расположенной вне хо­

лодного контура с торцевой его стороны, и разгрузочной, нахо­ дящейся с противоположной стороны.

Блок-формы морозильного аппарата сдвоенные, каждая по­ ловина предназначена для замораживания рыбы блоками 800X Х250Х60 мм, массой 10 кг. Крышки блок-форм съемные, с бо­ ковых сторон блок-форм имеются четыре ролика, два из которых с помощью пальцев связаны с цепями конвейера, а два свобод­ ны и катятся по направляющим. Такая подвеска блок-формы позволяет при необходимости повернуть их относительно пло­

скости движения цепей конвейера. Несущий блок-формы цепной конвейер бесконечный и проходит через все три секции моро­ зильного аппарата.

Рыба в бункер' морозильного аппарата подается ковшовым элеватором. Из бункера с заслонкой рыба по наклонному лотку переходит в опрокидывающийся бункер весодозирующего устрой­

ства, которое подвешено к верхней части рамы загрузочного устройства.

После накопления в весовом бункере необходимой порции рыбы он поворачивается и рыба высыпается в блок-форму, рас­ положенную ниже. Рыбу разравнивают и накрывают крышкой. Заполненные рыбой блок-формы подаются цепным конвейером в морозильную камеру. Перед входом в камеру замки крышки автоматически закрываются и производится автоматическая про­ верка правильности их закрытия во избежание заклинивания блок-форм. Если форма закрыта неправильно, конвейер .оста­ навливается.

В морозильной камере две параллельные цепи конвейера с блок-формами меняют направление движения с помощью звез­ дочек, образуя 11 горизонтальных участков, по которым после­ довательно, переходя сверху вниз, перемещаются блок-формы. Специальное переводное устройство обеспечивает принудитель­ ный плавный переход блок-форм с яруса на ярус с сохранением их горизонтального положения. Шестая сверху горизонтальная ветвь цепного транспортера выводит блок-формы из морозиль­ ного контура. При движений вне камеры с блок-форм автомати­ чески снимаются крышки. Крышки блок-форм оттаивают с по­ мощью специальных нагревателей. В это время температура рыбы достигает —16 -=---- 17°С. Затем блок-формы возвращаются в холодный контур.

Снятые крышки по направляющим подаются к месту загруз­

ки, а открытые блок.-формы продолжают двигаться по конвейе­ ру в морозильной камере.

Внутри изолированной камеры, сбоку от цепного конвейера, установлен оребренный ’четырехсекционный воздухоохладитель. Поток холодного воздуха, нагнетаемый центробежным вентиля­ тором, подается через воздухоохладитель вдоль средней части конвейера параллельно движущимся блок-формам. Для прида­

55


ния потоку необходимого направления средняя часть конвейера по внешнему контуру закрыта стальными легкосъемными щита­ ми. Средняя скорость движения воздуха над блок-формами со­ ставляет около 6 м/с.

Цикличное с выстоями движение грузовых цепей конвейера с блок-формами осуществляется от гидропривода. Скорость дви­ жения конвейера можно изменять, соответственно изменяется и продолжительность прохождения блок-форм от 108 до 230 мин.

После замораживания нижняя ветвь конвейера выводит блокформы с рыбой из камеры. С помощью направляющих блокформы переворачиваются вверх дном и попадают под водяной душ для оттаивания блока замороженной рыбы. Блок рыбы па­ дает на ленточный транспортер и передается в глазировочный аппарат. Цикл глазировки составляет 30 с. Глазировка произво­ дится окунанием в воду температурой 4—5°С. В среднем слой льда составляет около 3% от массы рыбы. После глазировки блоки рьгбы передаются на упаковочный стол, где их укладыва­ ют в картонный ящик по три блока.

Пустые блок-формы по наклонньш направляющим поднима­ ются на верхнюю холостую ветвь конвейера и возвращаются к месту загрузки, проходя в обратном направлении через весь мо­ розильный аппарат. Для уменьшения теплопотерь верхняя ветвь конвейера отделена от остальных ветвей сплошным металличе­ ским коробом.

По сравнению с другими модификациями морозильный аппа­ рат АСМА-М более удобен и надежен в работе. Расположение загрузочной и разгрузочной секций в противоположных концах туннеля создает условия для организации одностороннего тех­

нологического потока, т. е. улучшает условия размещения аппа­ ратов на судне и механизации основных сопутствующих процес­ сов. Снятие крышек с блок-форм в процессе замораживание сокращает продолжительность процесса и, следовательно, умень­ шает габариты аппарата при той же производительности. Одна­ ко появляется холостая ветвь грузового конвейера, проходящая через холодный контур, что вызывает некоторые дополнительные теплопотери.

В аппаратах типа АСМА блок-формы на цепном конвейере находятся в процессе замораживания в горизонтальном положе­

нии. На многих рыбопромысловых судах постройки ГДР, в ча­ стности на РТМ типа «Атлантик», установлены морозильные ап­ параты, в которых блок-формы на конвейере при замораживании рыбы находятся в вертикальном положении.

На супертраулерах типа «Атлантик» устанавливаются кон­ вейерные морозильные аппараты производительностью 30 т/сутки. Эти аппараты являются дальнейшим развитием широко рас­ пространенных морозильных аппаратов, которыми оборудованы РТМ типа «Атлантик».

56