Файл: Романов, А. А. Механизация производства рыбной продукции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
работы машины задается обслуживающим ее рабочим и зави сит от скорости загрузки в нее кальмара.
Габариты Мишины 1322X700X1150 мм, масса 200 кг. Маши на устанавливается .на судах и береговых предприятиях.
Хвостовой плавник и тушка (мантия) кальмара из-за разли чия в физико-технических свойствах .и химическом составе об рабатываются отдельно. Хвостовой плавник отрезается от туш ки с помощью машины, представляющей собой пластинчатый транспортер, на который ориентированно укладывается кальмар.
Транспортер подает кальмара под дисковый вращающийся нож, отрезающий хвостовой плавник.
Рис. 67. Машина ИРКТ для разделки кальмара:
/ — стол; 2 — загрузочные воронки; 3 — наклонные ручьи; 4 — пара валиков для выдавливания внутренностей; 5 — поддерживающий валик; 6 — пара валиков для отделения головной части от мантии.
Для обесшкуривання кальмара выпускается м а ш и н а ба
р а б а н нов о т ипа производительностью 1500 кг/ч. Рабочий барабан машины установлен на опорных приводных катках и вращается с частотой 6 об/мин. Поверхность барабана ребри стая и внутри него имеется шнековидная спиральная навивка. По загрузочному лотку кальмар попадает в барабан, ошпарива ется горячей водой и перемещается ,на ребристой внутренней по верхности по спиральной навивке. В результате такой обработ ки шкура кальмара сходит с поверхности и уносится отработан ной водой. !В барабане кальмар находится около 3,5 мин и вы водится из машины по разгрузочному лотку.
150
%
Габариты машины 2250X1160X1580 мм, масса 640 кг. Ма шина механизирует трудоемкий процесс, ручное выполнение ко торого требует высокой квалификации.
Помимо машин для разделки кальмара, разрабатывается
•оборудование для производства из .него самой разнообразной ■продукции —мороженого филе, консервов, солено-сушеного и копченого кальмара, кулинарных изделий.
Например, в Дальрыбвтузе разработана технология и опыт ная у с т а н о в к а д л я э л е кт р о к о п ч ели я к а л ь м а р а .
.Копчение кальмара осуществлялось в туннельной установке в три этапа. В первой камере под действием инфракрасных излу чателей производилась подсушка кальмара в течение 3—6 мин при температуре 65—75°С. Затем во -второй камере производи лось копчение дымом в электростатическом поле высокого на пряжения в течение 4—5 мин при температуре 32—37°С и в сле дующей—проварка (пропекание) ИК-излучением в течение '6— 3 ми,н при температуре 155—165°С. Быстрая пров-арка уменьша ла потери соковой влаги. В последней камере кальмар прохо дит вдоль УФ-излучателей. Готовый продукт имел золотистый цвет, сочное с приятным запахом -копчености и нормально про печенное мясо.
На Ленинградском коптильном заводе № 3 горячее копче ние кальмара производят в обычных камерных печах. На этом заводе-вырабатывают комбинированный продукт — в филе каль мара с помощью обычного колбасного шприца набивают руб леную рыбу, обвязывают и -коптят. Такой продукт имеет высо кие вкусовые качества.
В ЦПКТБ «Азчеррыбы» для механизации процессов перера ботки черноморских мидий созданы две м а ш и н ы — д л я от д е л е н и я м я с а м и д и й от с т в о р о к и д л я о т д е л е н и я « же мч у г а » от мяса.
Первая машина предназначена для механизированной бла.н- шировки мидий, отделения мяса мидий от .створок и сбора со ковой жидкости-бульона и имеет производительность 700 кг/ч. За ее работой .наблюдает один рабочий.
Обработка мидий производится в три этапа — обработка па ром с двумя различными температурными режимами и отделе ние 'мяса от створок.
Загрузка мидий (рис. 68) производится через бункер, распо ложенный в верхней части машины и сообщающийся с первой паровой камерой через роторный четырехлопастный затвор, обе спечивающий равномерность подачи мидий в камеру и предот вращающий прямое сообщение паровой камеры с атмосферным воздухом. Внутри первой .паровой камеры расположен горизон тальный пластинчатый транспортер, на который из шлюзового затвора поступают -мидии. В ка-меру через коллекторы, располо женные под транспортером, в.водится пар, температура в камере 70—80°С.
151
Мидии в камере сначала движутся на верхней ветви транс
портера, затем его пластины откидываются вниз, мидии падают на нижнюю ветвь и движутся в обратную сторону. В .конце ниж
ней ветви ее пластины также откидываются, и мидии попадают
в роторный шлюзовой четырехлопастный затвор, передающий их во вторую камеру.
В первой камере под воздействием пара происходит раскры тие крышек и свертывание 'бедка. Выделяющаяся соковая жид кость .собирается в поддоне камеры для дальнейшего шепольдования.
Рис. 68. Машина конструкции ЦПКТБ «Азчеррыбы» для отделения мяса мидий от створок:
/ — шлюзовые затворы; 2 — паровые камеры; «?— пластинчатые транспортеры; 4 — парозой трубопровод; 5 — перфср.фованный барабан; С*— лоток для вывода мяса мидий.
Вторая камера находится под первой и по конструкции по добна ей. Во :второй камере поддерживается температура 95— 105°С, благодаря чему происходит отделение мускула-замыка
теля от створок и мясо теряет с ним связь. В каждой ка'мере мидии обрабатываются паром по 5 мин. Расход пара составляет
200 кг/ч.
На .выходе из второй камеры установлен такой же шлюзо вой затвор, через который мидии попадают по наклонному лот ку в горизонтальный вращающийся перфорированный барабан со ш-нековой навивкой на внутренней поверхности. Диаметр ба рабана 700 мм, частота вращения 9 об/мин.
152
Во время перемещения мидий в бараба.не происходит полное отделение мяса от створок. Через отверстия в барабане мясо' выпадает вниз в поддон, .из которого .по наклонному лотку вы водится из машины. Створки выводятся из барабана со стороны, противоположной загрузке, по наклонному лотку отдельно от мяса. Габариты машины-3000X 1000x2300 мм, масса 2045 кг. Машина полностью механизирует операцию отделения мяса от створок, выполнение которой вручную было связано с большими трудностями.
До последнего времени при переработке черноморских ми дий около 35% мяса не использовалось из-за содержания в нем «жемчуга» — мелких твердых включений. В ЦПК.ТБ «Азчеррыбы» разработана весьма простая по конструкции машина для
отделения от мяса мидий «жемчуга». |
производительностью |
|
Машина периодического |
действия |
|
12 кг/ч представляет собой |
вертикальный |
цилиндрический ба.к |
с наклонным днищем. В этот бак вставляется второй также с наклонным днищем, внутри которого имеется активатор лопаст ного типа. В корнусе машины размещен электропривод, вращаю щийся вал которого выходит через сальниковые уплотнения в ос новной бак. Во .второй перфорированный бак загружают порциюмяса мидий (около 1,5 кг) и вставляют-в основной таким обра зом, чтобы втулка привода активатора седа на вал электропри вода. После этого вилючают электродвигатель, и активатор на чинает вращаться. В основном бане находится вода, которая за полняет и второй — съемный бак. Вода в двух баках проточная, уровень ее поддерживается постоянным.
Мясо мидий, находящееся в сменном баке, дробится вращаю щимся с частотой 750 об/мин активатором, освобожденный при этом «жемчуг» выносится водой через отверстия в баке и выво дится из машины через сливной патрубок.
Режим работы машины задается реле времени и составляет около 6 мин на обработку одной порции мяса мидий. Послеокончания цикла вращение активатора прекращается н бак за меняется другим с очередной порцией мидий.
Высота машины 1000 мм, диаметр 600 мм, масса 60 кг. Вы сокая эффективность от внедрения машины связана с тем, что ручной отбор твердых'включений в мясо мидий практически не возможен.
Глава VI
ОБРАБОТКА РЫБЫ НА СУДАХ И БЕРЕГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Для обработки рыбы на рыбопромысловых судах применяют ся линии, высоконасыщенные средствами механизации, позво ляющие уменьшить численность судовых команд, повысить про изводительность труда и увеличить выпуск пищевой продукции.
15.3
Имеется тенденция специализации судов для обработки уловов ■определенного видового состава, .некоторые суда имеют универ
сальные линии, на которых возможен выпуск неразделанной и разделанной рыбы, филе, пищевого рыбного фарша, консервов и пр. Это позволяет наиболее полно использовать рыбное сырье.
Основная цель .создания береговых рыбообрабатывающих ли ний — повысить производительность труда и качество выпускае мой продукции. Основой этого является комплексная механиза ция и автоматизация производственных процессов, и в первую ■очередь наиболее трудоемких. Появились базовые комплексномеханизированные линии и участки, на основе которых создает ся производство различных видов продукции. Разработаны и принципиально новые виды оборудования, работающего в со ставе линий.
Рыбообрабатывающие линии промысловых судов
Линии для обработки рыбы на с у п е р т р а у л е р а х типа - «Горизонт » наиболее насыщены различными машинами н оборудованием по сравнению с линиями других рыбопромысло вых судов. Линии позволяют -выпускать рыбу мороженую неразделанную, разделанную, епецразделки, филе. Причем каждый вид продукции производится на отдельной линии с помощью специализированных машин.
Из бункеров-аккумуляторов (рис. 69) рыба транспортером и ковшовым элеватором передается на сортировочный конвейер. В зависимости -от вида, длины, качества и необходимости про изводства определенной продукции рыба .направляется .на одну из четырех линий.
В составе первой по правому борту линии — бункера-накопи
тели, машина ИРУ для разделки различных видов рыб косым резом, машина ИРХ для разделки хека, конвейер со столами для ручной разделки и рыбомоечная машина.
На этой линии производятся механизированная разделка ко сым резом различных видав рыб и разделка хека длиной 240— 400 мм с помощью машины ИРХ. Здесь же в случае необходи мости производится и ручная разделка. Разделанная рыба про ходит мойку и передается транспортерами к морозильному ап
парату конвейерного типа АСМА.
Вторая линия имеет: бункера-накопители; конвейер для руч ной разделки; машину ИТО для обезглавливания рыбы;филетировочную, шкуросъемную машины; стал с весами для инспекции и укладки филе в противни. На этой линии производится обесшкуреи.ное филе из тресковых рыб длиной 40—65 см. Вначале рыба обезглавливается, затем на филетировочной машине сре зается филе и передается на шкуросъемную машину. Обесщкуренное филе инспектируется, укладывается в противни и по сле взвешивания .направляется в морозильный аппарат АМП-7, предназначенный для замораживания только флле.
354
При .необходимости на этой линии можно вручную филетировать рыбу. Для этого предусмотрено четыре рабочих места. Все машины линии и рабочие места связаны межолерационными транспортерами.
Третья линия предназначена для обработки трески и имеет в составе бункер-накопитель, машину ИР-2С для разделки тре ски длиной 350—650 см с отделением печени и машину ИТУ для разделки рыбы на тушку. Мест дли ручной разделки в составе этой линии не предусмотрено.
23 |
Б |
7 |
В |
№ |
п |
Рис. 69. Рыбообрабатывающие линии траулера «Горизонт»:
1 — бункера-аккумуляторы; |
2 — приемный |
транспортер; |
3 — ковшовый |
|||||||
транспортер; |
4 — сортировочный транспортер; |
5 — бункера-накодителн; |
||||||||
6 — рыборазделочные конвейеры*. 7 — машины ИРУ для |
разделки |
рыбы |
||||||||
косым |
резом; |
8 — рыбомоечные машины; |
9 — машина |
ИР2-С для |
раз |
|||||
делки |
трески; |
10 — машины |
ИТУ для разделки рыбы на тушку; |
И — |
||||||
машина ИТО |
для обезглавливания рыбы; |
12 — филетнровочная |
маши |
|||||||
на; 13 — шкуросъемная машина; 14 — стол |
для |
расфасовки филе; |
15 — |
|||||||
машина ИРХ |
для разделки |
хека; 16 — ковшовые элеваторы; 17 — мо |
||||||||
розильные аппараты АСМА; |
18— глазнровочные машины; |
19 — плиточ |
||||||||
ный морозильный аппарат АМП-7; 20 — транспортер |
для |
блоков |
|
моро |
||||||
женой |
рыбы; |
21 — упаковочные столы; .22 — машина |
ЛОЯ-2 для |
обвяз |
||||||
ки ящиков проволокой; 23 — цех для производства |
консервов |
из пе |
||||||||
чени. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рыбу из бункера-накопителя вручную загружают в машину
ИР-2С. В машине рыба обезглавливается, внутренности и печень удаляются раздельно. Печень передается на переработку в кон сервное отделение. Разделанная рыба передается к машине ИТУ для снятия черной пленки и отрезания боковых и хвостового плавников. Таким образом, на этой линии можно вырабатывать и тушку, и треску потрошеную, обезглавленную. Разделанная
рыба транспортерами передается к морозильному аппарату для замораживания.
В составе четвертой линии — линии левого борта — бункер-
накопитель, машина ИРУ для разделки рыбы косым резом, кон вейер со столами для ручной разделки, рыбомоечная машина. На этой линии можно вырабатывать разделанную рыбу различ
155