Файл: Романов, А. А. Механизация производства рыбной продукции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

работы машины задается обслуживающим ее рабочим и зави­ сит от скорости загрузки в нее кальмара.

Габариты Мишины 1322X700X1150 мм, масса 200 кг. Маши­ на устанавливается .на судах и береговых предприятиях.

Хвостовой плавник и тушка (мантия) кальмара из-за разли­ чия в физико-технических свойствах .и химическом составе об­ рабатываются отдельно. Хвостовой плавник отрезается от туш­ ки с помощью машины, представляющей собой пластинчатый транспортер, на который ориентированно укладывается кальмар.

Транспортер подает кальмара под дисковый вращающийся нож, отрезающий хвостовой плавник.

Рис. 67. Машина ИРКТ для разделки кальмара:

/ — стол; 2 — загрузочные воронки; 3 — наклонные ручьи; 4 — пара валиков для выдавливания внутренностей; 5 — поддерживающий валик; 6 — пара валиков для отделения головной части от мантии.

Для обесшкуривання кальмара выпускается м а ш и н а ба­

р а б а н нов о т ипа производительностью 1500 кг/ч. Рабочий барабан машины установлен на опорных приводных катках и вращается с частотой 6 об/мин. Поверхность барабана ребри­ стая и внутри него имеется шнековидная спиральная навивка. По загрузочному лотку кальмар попадает в барабан, ошпарива­ ется горячей водой и перемещается ,на ребристой внутренней по­ верхности по спиральной навивке. В результате такой обработ­ ки шкура кальмара сходит с поверхности и уносится отработан­ ной водой. !В барабане кальмар находится около 3,5 мин и вы­ водится из машины по разгрузочному лотку.

150

%

Габариты машины 2250X1160X1580 мм, масса 640 кг. Ма­ шина механизирует трудоемкий процесс, ручное выполнение ко­ торого требует высокой квалификации.

Помимо машин для разделки кальмара, разрабатывается

•оборудование для производства из .него самой разнообразной ■продукции —мороженого филе, консервов, солено-сушеного и копченого кальмара, кулинарных изделий.

Например, в Дальрыбвтузе разработана технология и опыт­ ная у с т а н о в к а д л я э л е кт р о к о п ч ели я к а л ь м а р а .

.Копчение кальмара осуществлялось в туннельной установке в три этапа. В первой камере под действием инфракрасных излу­ чателей производилась подсушка кальмара в течение 3—6 мин при температуре 65—75°С. Затем во -второй камере производи­ лось копчение дымом в электростатическом поле высокого на­ пряжения в течение 4—5 мин при температуре 32—37°С и в сле­ дующей—проварка (пропекание) ИК-излучением в течение '6— 3 ми,н при температуре 155—165°С. Быстрая пров-арка уменьша­ ла потери соковой влаги. В последней камере кальмар прохо­ дит вдоль УФ-излучателей. Готовый продукт имел золотистый цвет, сочное с приятным запахом -копчености и нормально про­ печенное мясо.

На Ленинградском коптильном заводе № 3 горячее копче­ ние кальмара производят в обычных камерных печах. На этом заводе-вырабатывают комбинированный продукт — в филе каль­ мара с помощью обычного колбасного шприца набивают руб­ леную рыбу, обвязывают и -коптят. Такой продукт имеет высо­ кие вкусовые качества.

В ЦПКТБ «Азчеррыбы» для механизации процессов перера­ ботки черноморских мидий созданы две м а ш и н ы — д л я от­ д е л е н и я м я с а м и д и й от с т в о р о к и д л я о т д е ­ л е н и я « же мч у г а » от мяса.

Первая машина предназначена для механизированной бла.н- шировки мидий, отделения мяса мидий от .створок и сбора со­ ковой жидкости-бульона и имеет производительность 700 кг/ч. За ее работой .наблюдает один рабочий.

Обработка мидий производится в три этапа — обработка па­ ром с двумя различными температурными режимами и отделе­ ние 'мяса от створок.

Загрузка мидий (рис. 68) производится через бункер, распо­ ложенный в верхней части машины и сообщающийся с первой паровой камерой через роторный четырехлопастный затвор, обе­ спечивающий равномерность подачи мидий в камеру и предот­ вращающий прямое сообщение паровой камеры с атмосферным воздухом. Внутри первой .паровой камеры расположен горизон­ тальный пластинчатый транспортер, на который из шлюзового затвора поступают -мидии. В ка-меру через коллекторы, располо­ женные под транспортером, в.водится пар, температура в камере 70—80°С.

151


Мидии в камере сначала движутся на верхней ветви транс­

портера, затем его пластины откидываются вниз, мидии падают на нижнюю ветвь и движутся в обратную сторону. В .конце ниж­

ней ветви ее пластины также откидываются, и мидии попадают

в роторный шлюзовой четырехлопастный затвор, передающий их во вторую камеру.

В первой камере под воздействием пара происходит раскры­ тие крышек и свертывание 'бедка. Выделяющаяся соковая жид­ кость .собирается в поддоне камеры для дальнейшего шепольдования.

Рис. 68. Машина конструкции ЦПКТБ «Азчеррыбы» для отделения мяса мидий от створок:

/ — шлюзовые затворы; 2 — паровые камеры; «?— пластинчатые транспортеры; 4 — парозой трубопровод; 5 — перфср.фованный барабан; С*— лоток для вывода мяса мидий.

Вторая камера находится под первой и по конструкции по­ добна ей. Во :второй камере поддерживается температура 95— 105°С, благодаря чему происходит отделение мускула-замыка­

теля от створок и мясо теряет с ним связь. В каждой ка'мере мидии обрабатываются паром по 5 мин. Расход пара составляет

200 кг/ч.

На .выходе из второй камеры установлен такой же шлюзо­ вой затвор, через который мидии попадают по наклонному лот­ ку в горизонтальный вращающийся перфорированный барабан со ш-нековой навивкой на внутренней поверхности. Диаметр ба­ рабана 700 мм, частота вращения 9 об/мин.

152

Во время перемещения мидий в бараба.не происходит полное отделение мяса от створок. Через отверстия в барабане мясо' выпадает вниз в поддон, .из которого .по наклонному лотку вы­ водится из машины. Створки выводятся из барабана со стороны, противоположной загрузке, по наклонному лотку отдельно от мяса. Габариты машины-3000X 1000x2300 мм, масса 2045 кг. Машина полностью механизирует операцию отделения мяса от створок, выполнение которой вручную было связано с большими трудностями.

До последнего времени при переработке черноморских ми­ дий около 35% мяса не использовалось из-за содержания в нем «жемчуга» — мелких твердых включений. В ЦПК.ТБ «Азчеррыбы» разработана весьма простая по конструкции машина для

отделения от мяса мидий «жемчуга».

производительностью

Машина периодического

действия

12 кг/ч представляет собой

вертикальный

цилиндрический ба.к

с наклонным днищем. В этот бак вставляется второй также с наклонным днищем, внутри которого имеется активатор лопаст­ ного типа. В корнусе машины размещен электропривод, вращаю­ щийся вал которого выходит через сальниковые уплотнения в ос­ новной бак. Во .второй перфорированный бак загружают порциюмяса мидий (около 1,5 кг) и вставляют-в основной таким обра­ зом, чтобы втулка привода активатора седа на вал электропри­ вода. После этого вилючают электродвигатель, и активатор на­ чинает вращаться. В основном бане находится вода, которая за­ полняет и второй — съемный бак. Вода в двух баках проточная, уровень ее поддерживается постоянным.

Мясо мидий, находящееся в сменном баке, дробится вращаю­ щимся с частотой 750 об/мин активатором, освобожденный при этом «жемчуг» выносится водой через отверстия в баке и выво­ дится из машины через сливной патрубок.

Режим работы машины задается реле времени и составляет около 6 мин на обработку одной порции мяса мидий. Послеокончания цикла вращение активатора прекращается н бак за­ меняется другим с очередной порцией мидий.

Высота машины 1000 мм, диаметр 600 мм, масса 60 кг. Вы­ сокая эффективность от внедрения машины связана с тем, что ручной отбор твердых'включений в мясо мидий практически не­ возможен.

Глава VI

ОБРАБОТКА РЫБЫ НА СУДАХ И БЕРЕГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Для обработки рыбы на рыбопромысловых судах применяют­ ся линии, высоконасыщенные средствами механизации, позво­ ляющие уменьшить численность судовых команд, повысить про­ изводительность труда и увеличить выпуск пищевой продукции.

15.3


Имеется тенденция специализации судов для обработки уловов ■определенного видового состава, .некоторые суда имеют универ­

сальные линии, на которых возможен выпуск неразделанной и разделанной рыбы, филе, пищевого рыбного фарша, консервов и пр. Это позволяет наиболее полно использовать рыбное сырье.

Основная цель .создания береговых рыбообрабатывающих ли­ ний — повысить производительность труда и качество выпускае­ мой продукции. Основой этого является комплексная механиза­ ция и автоматизация производственных процессов, и в первую ■очередь наиболее трудоемких. Появились базовые комплексномеханизированные линии и участки, на основе которых создает­ ся производство различных видов продукции. Разработаны и принципиально новые виды оборудования, работающего в со­ ставе линий.

Рыбообрабатывающие линии промысловых судов

Линии для обработки рыбы на с у п е р т р а у л е р а х типа - «Горизонт » наиболее насыщены различными машинами н оборудованием по сравнению с линиями других рыбопромысло­ вых судов. Линии позволяют -выпускать рыбу мороженую неразделанную, разделанную, епецразделки, филе. Причем каждый вид продукции производится на отдельной линии с помощью специализированных машин.

Из бункеров-аккумуляторов (рис. 69) рыба транспортером и ковшовым элеватором передается на сортировочный конвейер. В зависимости -от вида, длины, качества и необходимости про­ изводства определенной продукции рыба .направляется .на одну из четырех линий.

В составе первой по правому борту линии — бункера-накопи­

тели, машина ИРУ для разделки различных видов рыб косым резом, машина ИРХ для разделки хека, конвейер со столами для ручной разделки и рыбомоечная машина.

На этой линии производятся механизированная разделка ко­ сым резом различных видав рыб и разделка хека длиной 240— 400 мм с помощью машины ИРХ. Здесь же в случае необходи­ мости производится и ручная разделка. Разделанная рыба про­ ходит мойку и передается транспортерами к морозильному ап­

парату конвейерного типа АСМА.

Вторая линия имеет: бункера-накопители; конвейер для руч­ ной разделки; машину ИТО для обезглавливания рыбы;филетировочную, шкуросъемную машины; стал с весами для инспекции и укладки филе в противни. На этой линии производится обесшкуреи.ное филе из тресковых рыб длиной 40—65 см. Вначале рыба обезглавливается, затем на филетировочной машине сре­ зается филе и передается на шкуросъемную машину. Обесщкуренное филе инспектируется, укладывается в противни и по­ сле взвешивания .направляется в морозильный аппарат АМП-7, предназначенный для замораживания только флле.

354


При .необходимости на этой линии можно вручную филетировать рыбу. Для этого предусмотрено четыре рабочих места. Все машины линии и рабочие места связаны межолерационными транспортерами.

Третья линия предназначена для обработки трески и имеет в составе бункер-накопитель, машину ИР-2С для разделки тре­ ски длиной 350—650 см с отделением печени и машину ИТУ для разделки рыбы на тушку. Мест дли ручной разделки в составе этой линии не предусмотрено.

23

Б

7

В

п

Рис. 69. Рыбообрабатывающие линии траулера «Горизонт»:

1 — бункера-аккумуляторы;

2 — приемный

транспортер;

3 — ковшовый

транспортер;

4 — сортировочный транспортер;

5 — бункера-накодителн;

6 — рыборазделочные конвейеры*. 7 — машины ИРУ для

разделки

рыбы

косым

резом;

8 — рыбомоечные машины;

9 — машина

ИР2-С для

раз­

делки

трески;

10 — машины

ИТУ для разделки рыбы на тушку;

И

машина ИТО

для обезглавливания рыбы;

12 — филетнровочная

маши­

на; 13 — шкуросъемная машина; 14 — стол

для

расфасовки филе;

15

машина ИРХ

для разделки

хека; 16 — ковшовые элеваторы; 17 — мо­

розильные аппараты АСМА;

18— глазнровочные машины;

19 — плиточ­

ный морозильный аппарат АМП-7; 20 — транспортер

для

блоков

 

моро­

женой

рыбы;

21 — упаковочные столы; .22 — машина

ЛОЯ-2 для

обвяз­

ки ящиков проволокой; 23 — цех для производства

консервов

из пе­

чени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рыбу из бункера-накопителя вручную загружают в машину

ИР-2С. В машине рыба обезглавливается, внутренности и печень удаляются раздельно. Печень передается на переработку в кон­ сервное отделение. Разделанная рыба передается к машине ИТУ для снятия черной пленки и отрезания боковых и хвостового плавников. Таким образом, на этой линии можно вырабатывать и тушку, и треску потрошеную, обезглавленную. Разделанная

рыба транспортерами передается к морозильному аппарату для замораживания.

В составе четвертой линии — линии левого борта — бункер-

накопитель, машина ИРУ для разделки рыбы косым резом, кон­ вейер со столами для ручной разделки, рыбомоечная машина. На этой линии можно вырабатывать разделанную рыбу различ­

155