Файл: Романов, А. А. Механизация производства рыбной продукции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
г
искусственной вилке и были разработаны оптимальные парамет ры сушки рыбы.
В ЦП КТБ «Азчеррыбы» на базе работ КаспНИРХа разрабо тана т у н н е л ь н а я у с т а н о в к а (рис. 63) для производства вяленой и провеоной рыбы. В туннеле установки на двух моно рельсах .подвешиваются в два ряда 24 клети с рыбой. В каждой клети .навешивается около 185 кг рыбы. Циклическое перемеще ние клетей в туннеле производится с 'помощью двух шаговых транспортеров. Туннель по длине условно разделен на четырезоны сушки, в каждой из которых с помощью вентиляционных
[зона Изона Щ зона 1Узана
Рис. 63. Схема туннеля для производства вяленой и провесной рыбопро д у к т »
установок можно поддерживать различные параметры циркули рующего воздуха. В первой зоне поддерживается температура 20°С при влажности 50—70%, во второй и третьей соответствен но 25°С и 46—65%, в четвертой — 28°С и 50—60%. В три первыезоны свежий воздух подается из промышленного кондиционера, з четвертой зоне используется воздух первой. Подогрев воздуха производится электрокалориферами вентиляционных систем каждой зоны. Воздух в туннеле движется со скоростью не бо лее 2,2 м/с. Весь цикл вяления осуществляется ;за 96 ч, при про изводстве провесной рыбопродукции — за 18 ч. Производитель ность туннеля составляет 0,7 т/сутки по вяленой рыбе и 4,5 т/сутки по провесной.
Установка может работать в режиме ручного и автоматиче ского управления.
Размеры туннеля 18,0X4,55X3,3 м, общая масса— 15,6 т, суммарная мощность электродвигателей 46 кВт, электронагрева телей 23 кВт.
Применение туннелей для искусственного вяления резко рас ширяет возможности круглогодичного производства вяленой и провесной продукции.
141
Для удлинения сезона производства вяленой рыбы в естест венных условиях «а предприятиях Волгоградского рыбтреста построены механизированные двухэтажные цехи. В первом, за крытом, этаже производятся все подготовительные операции и упаковка готовой продукции. Второй этаж имеет крьшу, а стенки выполнены из сеток или жалюзийных решеток. Здесь и производится вяление рыбы, нанизанной ,на шомпола и навешан ной на вешала. Зона вяления имеет вентиляционные системы и электрокалориферы для подогрева (в случае необходимости) воздуха.
Рыба нанизывается на шомпола с помощью нанизочной ма шины конструкции «Техрыбпрома».
Вое эти организационно-технические мероприятия позволили увеличить сезон вяления в 1,5 раза, создать более благоприят ные условия для улучшения поточности и комплексной механи зации трудоемких работ, улучшить качество вяленой рыбы.
Глава V
ОБРАБОТКА НЕРЫБНЫХ ОБЪЕКТОВ ПРОМЫСЛА
Нерыбные объекты промысла представляют большую слож ность как объект механизации. Из-за большого разнообразия их форм, размеров, физико-технических свойств и химического
состава традиционные методы и оборудование рыбной промыш ленности в большинстве случаев применить невозможно. Прак
тически для каждого из видов нерыбных объектов промысла приходится разрабатывать индивидуальное оборудование и осо бую технологию. В этом случае, естественно, что все разработ ки машин и механизмов должны начинаться с создания техно логического процесса, позволяющего с наибольшей степенью и простотой механизировать производство готовой продукции.
Большинство процессов обработки нерыбных объектов про мысла и производства из них пищевой продукции связано со значительными затратами ручного труда' что сдерживает рост производства продукции.
■ С расширением промысла.появилось новое оборудование для обработки нерыбных объектов. Это машины для обработки кра бов и креветок, комплекс машин для 'обработки кальмаров, мол люсков, водорослей.
Крабоконсервное производство является одним из старейших и наиболее механизированных, но, несмотря на это, совершенст вование его продолжается, так как повышение выхода крабово го мяса дает значительный эффект. Кроме того, механизация увеличивает производительность, а следовательно, сокращает сроки хранения краба перед обработкой, т. е. повышает качест во готовой продукций.
В последние годы создан и применяется ряд машин для крабоконсервного .производства. Среди них — машина ИОПК-5,
144 |
• |
предназначенная для срыва головогрудного панциря, зачистки крабовых [конечностей от абдомена и внутренностей; производи тельность ее — 70 крабов в минуту; обслуживают машину трое рабочих. Непрерывно действующая крабоварка обеспечивает необходимые режимы варки для различных условий и состояния краба-сырща.
Машина ИРКХН для разделки ходильных ног краба произ водительностью 60 ног .в минуту осуществляет выравнивание уложенной в захваты ножки, вырезание сочленения и отрезание розочки, и когтя, гидровыбивание мяса из панциря разрезан ных частей, мойку мяса и передачу его по видам в различные корзины. Машину обслуживают двое рабочих.
Машины ИРКП и ИРКЛ применяются для разделки правой и левой клешненосных ног краба. Производительность их 45 ног в минуту, обслуживает их один рабочий. В этих машинах ножка выравнивается в захватах, при автоматической настройке ре жущих инструментов вырезается сочленение, из разрезанных члеников гидроструей выбивается мясо.
Машина ИКРР предназначена для разделки плечевого сус тава’ (розочки) -краба, производительность ее 60 шт./мин, об служивают машину двое рабочих.
Имеется также устройство для сортировки отходов после разделочных машин. Машина для доработки отходов после кра боразделочных машин обрабатывает 65 ножек в минуту, обслу живают ее трое рабочих.
■Все эти машины в значительной 'степени повышают произво дительность труда и обеспечивают увеличение выхода пищевого мяса краба. Однако одна из наиболее трудоемких операций — набор соответствующих сортов мяса краба и его расфасовка в консервные банки—все еще производится вручную, так как при ее выполнении требуется высокая квалификация и особая тща тельность.
Креветки обладают высокими вкусовыми и пищевыми каче ствами и выпускаются в разделанном виде в консервах и в не разделенном— вареные, расфасованные в мелкую потребитель скую тару в замороженном виде. Последний вид продукции из
•креветки обычно .выпускается на промысловых судах.
Варка креветок на промысловых судах и на береговых пред
приятиях |
производится |
в непрерывно действующей м а ш и н е |
И И В к |
(рис. 64). |
_ |
Она представляет собой ванну с морской водой, которая обо гревается с помощью паровых змеевиков и электрокалориферов. Внутри ванны на горизонтальном валу вращается барабан, образованный 16 ковшами с откидными днищами и крыш ками.
Креветки .подают в бункер машины. Бункер имеет откидное дно, открывающееся в сторону ковша при его подходе под бун кер. Креветки поступают в ковш, и при его движении при вра-
Ш—902 |
MS |
щении барабана -стенкой- ковша закрывается днище бункера; тем самым прекращается подача креветки. В ковше помещается около 3,3 кг. В дальнейшем -при варке крышка и днище ковша закрыты. Варка производится при 'вращении барабана. В маши не могут осуществляться четыре различных режима варки, про должительность которых составляет 3,3; 5,5; 8,7 и 9,9 мин пра соответствующей скорости вращения барабана. Производитель ность машины ИНВК по режимам соответственно 606, 735,. 1092 и 1820 кг/ч.
|
|
. Совершив оборот, ковши |
|||||||
|
|
выходят из |
|
воды |
и |
подхо |
|||
|
|
дят к месту разгрузки. На |
|||||||
|
|
правляющие, иоддержива- |
|||||||
|
|
ющие днище ковша, конча |
|||||||
|
|
ются, днище откидывается: |
|||||||
|
|
вниз, и креветки |
под |
дей |
|||||
|
|
ствием силы тяжести пада |
|||||||
|
|
ют ев лоток, который выво |
|||||||
|
|
дит их из .машины. При |
|||||||
|
|
подходе |
к |
|
'месту |
загрузки |
|||
|
|
с |
помощью |
|
направляющих |
||||
|
|
днище, закрывается и от |
|||||||
|
|
крывается |
|
верхняя |
крыш |
||||
|
|
ка. |
Цикл |
повторяется. |
Об- |
||||
|
|
'Служнвает |
|
машину |
|
один |
|||
|
|
рабочий. |
|
|
Ее |
габариты |
|||
|
|
2235X990X2100 мм, |
масса |
||||||
|
|
1400 кг, расход пара в за |
|||||||
Рис. 64. Машина ИНВК для непрерыв |
висимости |
|
от режима |
со |
|||||
ной варки креветок: |
ставляет 93—260 кг/ч, |
воды |
|||||||
/ — загрузочный бункер; 2 — днище бункера: |
0,7—2 м3/ч. |
|
|
|
|
|
|||
3 — ротор с ковшами; 4 — дно ковша; 5 — кры |
|
Одна из трудоемких опе |
|||||||
шка ковша; |
6 — ванна; 7 — выходной лоток; |
|
|||||||
8 — паровые |
и электрические нагреватели; 9 — |
раций при |
производстве |
||||||
подогреватель азежей воды. |
консервов из |
крабов |
и кре |
||||||
|
|
веток в банках № 6 и 22 — пергаментация банок перед укладкой в них порции. Пергаментация производится для предохранения мяса от потемнения.
М а ш и н а И П 2 - Б конструкции ВНИЭКИпродмаша пред назначена для пергаментации банок № 6 и 22 и имеет произво дительность 60 банок в минуту.
Машина выполняет'следующие операции (рис. 65): с руло на, закрепленного в держателе, разматывается пергамент и пор циями определенной длины подается под ножевое устройство для отрезания. Формовка из пергамента цилиндра и дна произ водится «а горизонтальной карусели с восемью коническими па тронами. Карусель вращается с выстоями. Вначале из отрезан ного .пергамента на патроне с помощью скользящих крыльев об разуется цилиндр. При дальнейшем вращении 'карусели на по-
146
'следующих позициях с помощью вращающегося ползуна и не подвижных направляющих специального профиля формируется
дно пергаментного стакана. Образованное в виде конверта дно стакана при дальнейшем движении приглаживается резиновым
•роликом.
При повороте карусели на следующую позицию .на заготов ленный стакан специальной кареткой надевается консервная банка, поступающая в машину по течке. Далее через две пози ции поршень патрона снимает с патрона банку с пергаментным стаканом и направляет ее в течку. Двигаясь по фигурной течке,, банка разворачивается ,на 90° и выходит дном вниз на ленточ ный транспортер, выводящий ее из машины. Никаких дополни тельных операций по формированию стакана не требуется, бан ка полностью подготовлена к укладке в нее консервируемого*
Рис. 65. Технологическая схема машины ИП2-Б для пергамен тацин банок:
а — подающая часть; б — формирующая часть; / —.рулон; 2 — подающие
валы; |
3 — ножи: |
4 — формирующий |
патрон; 5 — прижим; 6 — карусель; |
7, 8 — подвижный и неподвижный |
формирователи дна; 9 — течка для |
||
подачи |
банки; 10 |
— течка для отвода банки. |
продукта. Обслуживает машину один рабочий. Габариты маши ны 2005X1035X1410 мм, масса 920 кг. Машина ИП2-Б применя ется на плавучих крабоконсервных заводах в линиях производ ства консервов из крабов и креветок и позволяет высвободить на этой операции двоих рабочих, повышая производительность труда в 3 раза.
Во ВНИРО совместно с ЦПКТБ «Азчеррыбы» разработан а г р е г а т А КП — В Н И Р О , предназначенный для выработки пищевой белковой пасты «Океан» на судах рыбопромыслового флота. В состав агрегата (рис. 66) входят цреос, коагулятор, сетчатый транспортер, волчок, шнековый транспортер, расфа совочный автомат, насосная система.
ю* |
мт |
Свежее, промытое сырьё, хранящееся не более 4 ч, вначале поступает в шнековый пресс, в котором .из него отжимается сок— жидкая белковая фракция. В агрегате применен серийный пресс ВПНД-5 непрерывного действия. Отжатое сока в прессе происходит в результате уменьшения межаиткового объема при ■продвижении креветки по длине пресса. Сок выходит через сет чатую решетку, огибающую витки пресса, и передается на даль нейшую обработку, плотный остаток удаляется через торцевую ■часть пресса и направляется для ‘производства кормовой муки:
Сок, выделившийся при прессовании, насосом .перекачивает ся в коагулятор, где производится его обработка острым паром. Коагулятор представляет собой горизонтальный шнековый транспортер, в полый вал -которого подается пар. Вал имеет отверстия для ввода пара в коагулируемую массу. Корпус коа гулятора имеет рубашку, обогреваемую паром. В течение 10 мин во время движения массы к выходному патрубку при темпера туре 90—95°С производится коагуляция сока и выделение из жидкости хлопьевидного белкового осадка.
После коагуляции масса попадает на расположенный ниже ■сетчатый транспортер, на котором удаляются излишки влаги. Для повышения эффективности обезвоживания сетчатый тран спортер имеет встряхивающее устройство. Конечная влажность белковой массы 70—75%-. Затем .масса попадает в волчок М-5, который измельчает ее до пастообразного состояния и придает
•однородность.
Затем шнековый транспортер передает белковую пасту в рас фасовочный автомат АРТ-43, который расфасовывает белковую
пасту порциями по 250 г, упакованными в пергамент. Автомат
.имеет производительность до 72 пакетов в минуту и представля
1148
ет собой машину роторного типа е периодически вращающимся столам и объемным дозированием продукта. В автомате осуще ствляется подача упаковочного материале и отрезание заготов ки, образование в матрице пакета из заготовки, подача пасты шнековым питателем .из бункера в дозатор, вытеснение поршне вым дозатором порции пасты в сформированный пакет, закры вание наполненного пакета и его пюдпреооовывание, вывод па кета из гнезда стола, переворачивание и передача на транспор тер. Габариты автомата 2920X1340X1640 мм, масса 1400 кг.
Паста может быть также расфасована в противни порциями по 3 кг. Расфасованная паста передается на замора живание и затем на хранение.
Агрегат АКП — ВНИРО имеет производительность по сырью 1000 кг/ч, или 250—300 кг готового продукта в час. Обслужива ют агрегат два человека. Расход пара составляет 60—80 кг/ч, мощность электропривода 17,55 кВт, габариты 6620Х1900Х
Х<2200 мм, масса 5500 кг.
Агрегат дает возможность быстро с минимальными за тратами времени и средств получать полноценный пищевой белок.
Одним из наиболее перспективных объектов промысла явля ется кальмар. Кальмар представляет собой сложный объект для обработки. Однако уже появился ряд машин для механизации трудоемких процессов его обработки.
М а ш и н а ИР КТ предназначена для отделения от тушки кальмара головы со щупальцами, удаления из мантии внутрен ностей, сортировки и выдачи по отдельным течкам разделанных частей кальмара. Машина разделывает кальмаре длиной 270— 490 мм с производительностью 75 шт./мин, обслуживает ее один рабочий.
Основными рабочими органами машины (рис. 67) являются две пары валиков. Кальмар тушкой вперед по специальным же лобам подается к первой паре обрезиненных валиков, вращаю щихся с частотой 58 об/мин. Верхний валик подпружинен и при жимается к нижнему. Велики зажимают тушку и протаскивают ее между собой, одновременно выдавливая, из нее внутренности, которые отводятся по специальному лотку. Далее тушку под хватывает вторая пара таких же валиков, но вращающаяся с частотой в два с лишним раза большей (134 об/мин), чем пер вая пара. Валики зажимают между собой тушку и при увеличе нии скорости транспортирования отрывают голову со щупаль цами, которые еще зажаты первой парой валиков и транспорти руются с меньшей скоростью.. Готова со щупальцами, не доходя до второй пары валиков, падает в приемный бункер и выводит ся из машины. Тушка после выхода из вторых великов попада ет в специальный лоток и также выходит из машины. Таким об разом, все части кальмара выходят из машины по отдельным лоткам, т. е. производится сортировка разделенных частей. Ритм
14Э