Файл: Орловский, Э. И. Изделия народных художественных промыслов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
ВОРОНЕЖСКИЕ
КОВРЫ
В Воронежской области своими коврами славится фаб рика села Елань-Коленовск. Выпускаемые ею ковры изго товлены в старых традициях, со сложным орнаментом и богатой расцветкой. В одном случае переплетения прямо угольников, линий, полос, светлых пятен создают красоч ные узоры, в другом случае орнамент ковра состоит из уступчатых ромбов, густо заполняющих центральное поле, в третьем — только из полос.
Особенно славятся елань-коленовские «невестины» ков рики. Их приобретают в большом количестве зарубежные фирмы. «Невестины» —/потому, что в прошлом веке их тка ли себе на приданое девушки на выданье. Жениха и неве сту везли к венчанию в повозке, покрытой двумя «невести ными» коврами, сшитыми вместе, как олицетворение соеди няющейся пары.
От матери к дочери, из поколения в поколение переда вались секреты крашения пряжи, узоры, приемы работы. Коврики имеют черный фон — символ земли, квадраты с лучами малинового, розового и красного цвета, стилизо ванные цветы и колосья — преимущественно зеленого цвета.
На международной выставке в Брюсселе эти коврики получили диплом I степени.
Орденом Ленина был отмечен 25-летний труд талант ливой ткачихи фабрики Ольги Дмитриевны Губановой, а орден «Знак Почета» получила за свой труд другая тка чиха фабрики — Екатерина Илларионовна Болдырева.
В Воронежской области вырабатывают также безворсо вые ковры с ярким, насыщенным, контрастным цветочным орнаментом. Пышный букет цветов — лилий, маков, роз, шиповника и других — заполняет центральное поле ковра,
а гирлянды из тех же цветов, но меньших размеров, 137
Воронежский безворсовый ковер (фон черный).
служат его бордюром. Расцветка ковра строится на сочета нии синего, красного, золотисто-оранжевого и изумрудно зеленого цветов на черном или темно-красном фоне.
СИБИРСКИЕ
КОВРЫ
В отличие от курских и воронежских безворсовых ков ров, в Западной Сибири ткут махровые ковры, украшенные
крупными цветами обобщенной |
формы. Фон ковра — си |
|
ний или другого темного цвета. |
Цветы — зеленые со |
мно- |
138 жеством оттенков. Высота ворса |
6—8 миллиметров, |
плот- |
Сибирский ворсовый ковер (фон синий).
постъ — от 20 до 40 тысяч узлов на один квадратный метр. Размеры ковра — 3—6 квадратных метров.
В Курганской области ткут ковры с орнаментальным или тематическим узором.
ДАГЕСТАНСКИЕ
КОВРЫ
Дагестан — один из самых старинных центров ковроде лия в РСФСР. Славятся дагестанские ковры и ворсовые, и безворсовые, так называемые «Сумаха» (с концами уточной
пряжи на изнанке). |
139 |
В основе дагестанского коврового узора лежит медальон ное построение. Два—пять медальонов располагаются по средней продольной оси центрального поля.
Ворсовые дагестанские ковры имеют чаще всего крас ный или синий, реже — белый фон центрального поля,, на котором расположены крупные декоративные геометризо ванные медальоны с более мелким орнаментам внутри. Та кой же орнамент располагается и вокруг основных фигур.
Расцветка медальонов содержит, как правило, оранже вый, зеленый и белый цвет или белый, красный, синий, зо лотисто-желтый цвет и их оттенки. Ковры имеют бордюр шириной ИЛИ 1І5 ширины ковра, который состоит из 3—5 кайм. Кайма представляет собой орнамент или живот ных, или геометризованных растительных форм той же рас цветки, что и центральное поле.
В зависимости от плотности и высоты ворса дагестан ские ковры подразделяются на две группы. Первую группу составляют ковры под названием «Ахты» и «Микрах». Они имеют низкий ворс (5—6 миллиметров) и более плотны — 130—200 тысяч узлов на квадратный метр. Вторая груп па— это ковры «Дербент» и «Табасаран». Они имеют более высокий ворс (6—8 миллиметров), но менее плотны — 90—160 тысяч узлов на квадратный метр. Эти ковры орна ментируются более крупными обобщенными фигурами. Ворсовые ковры изготовляются площадью 3—4 квадратных метра.
Гладкие безворсовые дагестанские ковры «Сумаха» из готовляются больших размеров—10—15 квадратных мет ров. В центральном поле имеют нечетное количество круп ных ромбовидных ступенчатых медальонов, по бокам от них в длину располагаются медальоны другой формы и мень ших размеров.
Основной тон ковра «Сумаха»—красно-коричневый или темно-синий, а фон медальонов и центрального поля запол140 няется мелкими геометризованными фигурами красного,
Дагестанский ворсовый ковер «Табасаран» темно-красный).
коричневого, белого, зеленого, синего и черного цвета. Ши рина бордюра составляет ’Д—'/в ширины ковра. Бордюр со стоит из мелкого орнамента и располагается одной широ кой ведущей каймой и девятью узкими каймами.
Все дагестанские ковры имеют с двух коротких сторон бахрому длиной от 6 до 12 сантиметров.
ТУРКМЕНСКИЕ
КОВРЫ
С XIII—XIV веков мировой известностью пользуются туркменские ¡ворсовые ковры. За многовековую историю сво его развития туркменское ковроделие достигло совершенст ва исполнения и высокохудожественной выразительности узора.
Строгий и ясный ритм оригинальных ступенчатых ме дальонов — гелей и красочная гамма, построенная на сопо ставлениях и переливах глубоких темно-красных тонов со скупыми вкраплениями неяркого белого, золотисто-оранже вого и изумрудно-зеленого, составляют композиционное и колористическое своеобразие туркменских ковров. Красный цвет занимает 3Л всей их площади.
Края ковра обычно состоят из нескольких кайм раз личной ширины, причем центральное поле заключает сна чала одна или две^три совсем узкие неприметные каемки с мельчайшими заполнениями, а затем идет широкая кайма с похожими на гёли, но более правильными и меньшими по размерам цветными многоугольниками. Заключают бордюр все более мелкие каемки и, наконец, гладкая узкая за крайка.
С торцов ковер имеет дополнительные довольно широкие каймы, называемые элемом и заполненные обычно однооб-
142 разным по начертанию орнаментом.
Изготовляются туркменские ковры из шерсти весенней стрижки. Причем грубая шерсть идет для основы, а мяг
кая — для утка и ворса.
По технике выработки, по плотности ткани и декоратив но-художественным достоинствам туркменские ковры под
разделяются на три группы.
Первая группа — ковры «Текин», «Ахал-Текин» и «Пенди » — составляет примерно 75 % всех вырабатываемых в республике ковров. Еще их называют «Бухара» — по имени города, через который они вывозились на международный рынок. Эти ковры относятся к высокоплотным и имеют от 220 тысяч до 400 тысяч узлов на квадратный метр. В осно ве орнамента этих ковров лежит «Салорская роза» («Салоргёль») — это многоугольник, имеющий зубчатый контур с изображением в середине орнамента фигур животных. Рас положены эти многоугольники по всему полю ковра пра вильными продольными и поперечными рядами. Этот вид орнамента является самым древним, художественно закон ченным и считается шедевром коврового орнаментального искусства. Бордюр из нескольких полос занимает одну треть площади ковра. Такие ковры ткут в основном в Ашхабад ской области. Площадь ковра — от одного до 10 квадрат
ных метров.
Ко второй группе относятся ковры «Иомуд», «Чаудор», «Гоклеи», «Огурджалы», «Игдыр» и ряд других. Эти ковры характеризуются тем, что рисунок центрального поля пред ставляет собой якореобразные фигуры когтей птиц («дар- нак-гёль») или стилизованных рыб, растений, а бордюр состоит из стилизованных изображений коконов, бабочек, виноградной лозы. Вырабатывают такие ковры в Красноводском районе. Средняя плотность ковров второй группы — 140—200 тысяч узлов на квадратный метр. Площадь 1—10 квадратных метров.
К третьей группе относятся ковры «Керки», «Кизылаяк» и «Бѳширы». Для них характерны ограниченная 143
гамма цветов, в основном темных оттенков красного и ко ричневого, и пересекающие черные линии. Ковры «Керки» и «Кизыл-аяк» называют также аму-дарьинскими, по наиме нованию района изготовления. Гёли этих ковров, в отличие от ковров первой группы, более крупны, исполнены грубее и в приглушенных тонах.
Плотность ковров третьей группы ниже плотности ков ров первых двух групп — 78—156 тысяч узлов на квадрат ный метр. Вырабатываются они в Чарджоуокой области. Площадь — до 20 квадратных метров.
АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ
КОВРЫ
С X века известны ковры Азербайджана— «Баку», «Ку ба», «Ширван», «Гянджа», «Карабах», «Казах» и другие, отличающиеся искусным исполнением и своеобразием кра сочного орнамента.
Уток и ворс ковров изготовляют из шерстяной пряжи аппаратного прядения, а для основы применяют главным образом хлопчатобумажную пряжу. Фон ковров бывает яр ко-красный, темно-синий, нежно-голубой, фисташковый, зо лотистый. Центральное поле ковра окружает множество раз личных по ширине цветных кайм, образующих богатый узорчатый бордюр. Соотношение ширины бордюра к шири
не |
ковра — Ѵз или ‘/5. |
|
|
|
|
Почти каждый азербайджанский ковер имеет закрай |
|||
ки с двух продольных |
сторон ковра |
шириной от |
0,5 до |
|
1 |
сантиметра. Их цвет |
гармонирует |
с основным |
цветом |
ковра.
Ковры «Баку», «Ширван», «Куба» характеризуются гео метризованными формами орнамента, основанного на изоб ражениях животных и растений, а иногда эти ковры орна144 ментированы квадратами, медальонами ромбами. Фон
Азербайджанский ворсовый ковер «Куба» (фон
светло-оранжевый).
Азербайджанский ворсовый ковер «Баку» (фон сине-красный).
таких ковров бывает мареново-красный, темно-синий или голубой. Высота ворса — 4—6 миллиметров, бахрома с двух сторон ковра длиной 6—10 сантиметров, плотность — от 160 тысяч до 250 тысяч узлов на квадратный метр. Разме ры ковра — 2—2,5 квадратного метра.
Ковры «Гянджа» и «Казах» в центре поля имеют дватри крупных медальона с двойным контуром, обведенным
крючкообразным орнаментом. |
Фон центрального поля — |
|
красный, синий, зеленый или |
белый. Высота |
ворса — 6— |
8 миллиметров, бахрома — 6—10 сантиметров, |
плотность — |
от 90 тысяч до 140 тысяч узлов на квадратный метр. Раз146 мер ковра — от 3,5 до 4 квадратных метров.