Файл: Орловский, Э. И. Изделия народных художественных промыслов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВОРОНЕЖСКИЕ

КОВРЫ

В Воронежской области своими коврами славится фаб­ рика села Елань-Коленовск. Выпускаемые ею ковры изго­ товлены в старых традициях, со сложным орнаментом и богатой расцветкой. В одном случае переплетения прямо­ угольников, линий, полос, светлых пятен создают красоч­ ные узоры, в другом случае орнамент ковра состоит из уступчатых ромбов, густо заполняющих центральное поле, в третьем — только из полос.

Особенно славятся елань-коленовские «невестины» ков­ рики. Их приобретают в большом количестве зарубежные фирмы. «Невестины» —/потому, что в прошлом веке их тка­ ли себе на приданое девушки на выданье. Жениха и неве­ сту везли к венчанию в повозке, покрытой двумя «невести­ ными» коврами, сшитыми вместе, как олицетворение соеди­ няющейся пары.

От матери к дочери, из поколения в поколение переда­ вались секреты крашения пряжи, узоры, приемы работы. Коврики имеют черный фон — символ земли, квадраты с лучами малинового, розового и красного цвета, стилизо­ ванные цветы и колосья — преимущественно зеленого цвета.

На международной выставке в Брюсселе эти коврики получили диплом I степени.

Орденом Ленина был отмечен 25-летний труд талант­ ливой ткачихи фабрики Ольги Дмитриевны Губановой, а орден «Знак Почета» получила за свой труд другая тка­ чиха фабрики — Екатерина Илларионовна Болдырева.

В Воронежской области вырабатывают также безворсо­ вые ковры с ярким, насыщенным, контрастным цветочным орнаментом. Пышный букет цветов — лилий, маков, роз, шиповника и других — заполняет центральное поле ковра,

а гирлянды из тех же цветов, но меньших размеров, 137

Воронежский безворсовый ковер (фон черный).

служат его бордюром. Расцветка ковра строится на сочета­ нии синего, красного, золотисто-оранжевого и изумрудно­ зеленого цветов на черном или темно-красном фоне.

СИБИРСКИЕ

КОВРЫ

В отличие от курских и воронежских безворсовых ков­ ров, в Западной Сибири ткут махровые ковры, украшенные

крупными цветами обобщенной

формы. Фон ковра — си­

ний или другого темного цвета.

Цветы — зеленые со

мно-

138 жеством оттенков. Высота ворса

6—8 миллиметров,

плот-


Сибирский ворсовый ковер (фон синий).

постъ — от 20 до 40 тысяч узлов на один квадратный метр. Размеры ковра — 3—6 квадратных метров.

В Курганской области ткут ковры с орнаментальным или тематическим узором.

ДАГЕСТАНСКИЕ

КОВРЫ

Дагестан — один из самых старинных центров ковроде­ лия в РСФСР. Славятся дагестанские ковры и ворсовые, и безворсовые, так называемые «Сумаха» (с концами уточной

пряжи на изнанке).

139

В основе дагестанского коврового узора лежит медальон­ ное построение. Два—пять медальонов располагаются по средней продольной оси центрального поля.

Ворсовые дагестанские ковры имеют чаще всего крас­ ный или синий, реже — белый фон центрального поля,, на котором расположены крупные декоративные геометризо­ ванные медальоны с более мелким орнаментам внутри. Та­ кой же орнамент располагается и вокруг основных фигур.

Расцветка медальонов содержит, как правило, оранже­ вый, зеленый и белый цвет или белый, красный, синий, зо­ лотисто-желтый цвет и их оттенки. Ковры имеют бордюр шириной ИЛИ 1І5 ширины ковра, который состоит из 3—5 кайм. Кайма представляет собой орнамент или живот­ ных, или геометризованных растительных форм той же рас­ цветки, что и центральное поле.

В зависимости от плотности и высоты ворса дагестан­ ские ковры подразделяются на две группы. Первую группу составляют ковры под названием «Ахты» и «Микрах». Они имеют низкий ворс (5—6 миллиметров) и более плотны — 130—200 тысяч узлов на квадратный метр. Вторая груп­ па— это ковры «Дербент» и «Табасаран». Они имеют более высокий ворс (6—8 миллиметров), но менее плотны — 90—160 тысяч узлов на квадратный метр. Эти ковры орна­ ментируются более крупными обобщенными фигурами. Ворсовые ковры изготовляются площадью 3—4 квадратных метра.

Гладкие безворсовые дагестанские ковры «Сумаха» из­ готовляются больших размеров—10—15 квадратных мет­ ров. В центральном поле имеют нечетное количество круп­ ных ромбовидных ступенчатых медальонов, по бокам от них в длину располагаются медальоны другой формы и мень­ ших размеров.

Основной тон ковра «Сумаха»—красно-коричневый или темно-синий, а фон медальонов и центрального поля запол140 няется мелкими геометризованными фигурами красного,


Дагестанский ворсовый ковер «Табасаран» темно-красный).

коричневого, белого, зеленого, синего и черного цвета. Ши­ рина бордюра составляет ’Д—'/в ширины ковра. Бордюр со­ стоит из мелкого орнамента и располагается одной широ­ кой ведущей каймой и девятью узкими каймами.

Все дагестанские ковры имеют с двух коротких сторон бахрому длиной от 6 до 12 сантиметров.

ТУРКМЕНСКИЕ

КОВРЫ

С XIII—XIV веков мировой известностью пользуются туркменские ¡ворсовые ковры. За многовековую историю сво­ его развития туркменское ковроделие достигло совершенст­ ва исполнения и высокохудожественной выразительности узора.

Строгий и ясный ритм оригинальных ступенчатых ме­ дальонов — гелей и красочная гамма, построенная на сопо­ ставлениях и переливах глубоких темно-красных тонов со скупыми вкраплениями неяркого белого, золотисто-оранже­ вого и изумрудно-зеленого, составляют композиционное и колористическое своеобразие туркменских ковров. Красный цвет занимает 3Л всей их площади.

Края ковра обычно состоят из нескольких кайм раз­ личной ширины, причем центральное поле заключает сна­ чала одна или две^три совсем узкие неприметные каемки с мельчайшими заполнениями, а затем идет широкая кайма с похожими на гёли, но более правильными и меньшими по размерам цветными многоугольниками. Заключают бордюр все более мелкие каемки и, наконец, гладкая узкая за­ крайка.

С торцов ковер имеет дополнительные довольно широкие каймы, называемые элемом и заполненные обычно однооб-

142 разным по начертанию орнаментом.

Изготовляются туркменские ковры из шерсти весенней стрижки. Причем грубая шерсть идет для основы, а мяг­

кая — для утка и ворса.

По технике выработки, по плотности ткани и декоратив­ но-художественным достоинствам туркменские ковры под­

разделяются на три группы.

Первая группа — ковры «Текин», «Ахал-Текин» и «Пенди » — составляет примерно 75 % всех вырабатываемых в республике ковров. Еще их называют «Бухара» — по имени города, через который они вывозились на международный рынок. Эти ковры относятся к высокоплотным и имеют от 220 тысяч до 400 тысяч узлов на квадратный метр. В осно­ ве орнамента этих ковров лежит «Салорская роза» («Салоргёль») — это многоугольник, имеющий зубчатый контур с изображением в середине орнамента фигур животных. Рас­ положены эти многоугольники по всему полю ковра пра­ вильными продольными и поперечными рядами. Этот вид орнамента является самым древним, художественно закон­ ченным и считается шедевром коврового орнаментального искусства. Бордюр из нескольких полос занимает одну треть площади ковра. Такие ковры ткут в основном в Ашхабад­ ской области. Площадь ковра — от одного до 10 квадрат­

ных метров.

Ко второй группе относятся ковры «Иомуд», «Чаудор», «Гоклеи», «Огурджалы», «Игдыр» и ряд других. Эти ковры характеризуются тем, что рисунок центрального поля пред­ ставляет собой якореобразные фигуры когтей птиц («дар- нак-гёль») или стилизованных рыб, растений, а бордюр состоит из стилизованных изображений коконов, бабочек, виноградной лозы. Вырабатывают такие ковры в Красноводском районе. Средняя плотность ковров второй группы — 140—200 тысяч узлов на квадратный метр. Площадь 1—10 квадратных метров.

К третьей группе относятся ковры «Керки», «Кизылаяк» и «Бѳширы». Для них характерны ограниченная 143


гамма цветов, в основном темных оттенков красного и ко­ ричневого, и пересекающие черные линии. Ковры «Керки» и «Кизыл-аяк» называют также аму-дарьинскими, по наиме­ нованию района изготовления. Гёли этих ковров, в отличие от ковров первой группы, более крупны, исполнены грубее и в приглушенных тонах.

Плотность ковров третьей группы ниже плотности ков­ ров первых двух групп — 78—156 тысяч узлов на квадрат­ ный метр. Вырабатываются они в Чарджоуокой области. Площадь — до 20 квадратных метров.

АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ

КОВРЫ

С X века известны ковры Азербайджана— «Баку», «Ку­ ба», «Ширван», «Гянджа», «Карабах», «Казах» и другие, отличающиеся искусным исполнением и своеобразием кра­ сочного орнамента.

Уток и ворс ковров изготовляют из шерстяной пряжи аппаратного прядения, а для основы применяют главным образом хлопчатобумажную пряжу. Фон ковров бывает яр­ ко-красный, темно-синий, нежно-голубой, фисташковый, зо­ лотистый. Центральное поле ковра окружает множество раз­ личных по ширине цветных кайм, образующих богатый узорчатый бордюр. Соотношение ширины бордюра к шири­

не

ковра — Ѵз или ‘/5.

 

 

 

 

Почти каждый азербайджанский ковер имеет закрай­

ки с двух продольных

сторон ковра

шириной от

0,5 до

1

сантиметра. Их цвет

гармонирует

с основным

цветом

ковра.

Ковры «Баку», «Ширван», «Куба» характеризуются гео­ метризованными формами орнамента, основанного на изоб­ ражениях животных и растений, а иногда эти ковры орна144 ментированы квадратами, медальонами ромбами. Фон

Азербайджанский ворсовый ковер «Куба» (фон

светло-оранжевый).

Азербайджанский ворсовый ковер «Баку» (фон сине-красный).

таких ковров бывает мареново-красный, темно-синий или голубой. Высота ворса — 4—6 миллиметров, бахрома с двух сторон ковра длиной 6—10 сантиметров, плотность — от 160 тысяч до 250 тысяч узлов на квадратный метр. Разме­ ры ковра — 2—2,5 квадратного метра.

Ковры «Гянджа» и «Казах» в центре поля имеют дватри крупных медальона с двойным контуром, обведенным

крючкообразным орнаментом.

Фон центрального поля —

красный, синий, зеленый или

белый. Высота

ворса — 6—

8 миллиметров, бахрома — 6—10 сантиметров,

плотность —

от 90 тысяч до 140 тысяч узлов на квадратный метр. Раз146 мер ковра — от 3,5 до 4 квадратных метров.