Файл: Орловский, Э. И. Изделия народных художественных промыслов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
желтой и красной краской, ложки. Характер витого ленточ ного и лиственного орнамента и колорит чрезвычайно близ ки к хохломскому стилю.
Родина хохломской росписи — лесное Заволжье. В тихих приволжских деревеньках, затерянных в глуши бескрайних лесов, появилось маленькое сверкающее чудо — золотистая хохломская чашка. Вместе с расписной деревянной ложкой она составляла необходимую принадлежность крестьянско го обихода.
Села нынешних Семеновского и Ковѳрнинского районов Горьковской области издавна славились умелыми мастера ми, которые вытачивали из легкой мягкой древесины раз личную посуду и расписывали ее красочными узорами трав, цветов и плодов. Само происхождение промысла свя зано с местом скупки готовых изделий. Хохлома — это боль шое торговое село, расположенное недалеко от города Семе нова, куда крестьяне привозили готовые расписанные изде лия для продажи. Купцы-скупщики поставляли золотистую расписную посуду на Нижегородскую и другие ярмарки. Изделия, выполненные в оригинальной технике окраски (получение золотистого цвета без применения золота), ха рактерной только для этих мест, стали называть хохломски ми (хохломой).
Перед Октябрьской революцией только в одном ложкар ном промысле, в ста тридцати деревнях Семеновского уезда, было занято свыше пятнадцати тысяч крестьян. Ложки ре зали мужчины, а украшали женщины. После революции центр хохломской росписи переместился из Хохломы в го род Семенов, где в 1918 году была создана школа художе ственной обработки дерева. Кустари-художники были объ единены в артели промысловой кооперации. Произведения хохломских художников демонстрировались на выставке в Париже в 1925 году и были отмечены золотой медалью. Это открыло артелям возможность изготовлять продукцию на
52 экспорт.
В1936 году в Москве состоялась выставка «Искусство Хохломы». Лучшими экспонатами выставки были изделия, близкие по форме к традиционной народной посуде, — та релки, чашки, солонки и другие, а также детская мебель.
В30-х годах формируется новый вид мастера-художни ка, по своим интересам сближающегося с художниками де коративно-прикладного искусства. Появились рисунки «ма линки», «землянички», орнаменты с березкой и рябинкой.
В1945—1946 годах художники Хохломы демонстрировали, на выставках изделия с росписью, проникнутой духом пат риотизма. Растительный орнамент становится средством рас сказа о красоте и богатстве родной природы. В послевоен ный период делаются попытки ввести в растительный ор намент изображения гербов, эмблем, памятников архитекту ры и даже портретов (кубок"с портретом Александра Нев ского, шкатулка с орденом Победы и другие). Однако, при бегая к графике, хохломские художники выходили за при
вычные рамки своего традиционного искусства.
С 50-х годов в хохломском искусстве выступают два на правления. Семеновское — молодое направление — прояв-* ляет склонность к орнаментальной фантастике. Другое, бо лее старое, ковернинское направление стремится к сохране нию хохломских традиций. Ковернинские орнаменты пре
красны своей непосредственностью и простотой. |
Особенно |
хороша травная роспись, передающая красоту |
растущих |
в поле травок и былинок. |
|
Постепенно артели хохломской росписи переросли в боль шие государственные предприятия местной промышленно сти, и сейчас они уже в силах решать задачи по освоению новых видов изделий, имеющих практическое назначение. К ним относятся комплекты удобных и красивых бытовых предметов : рыбацкий набор для ухи, состоящий из большой миски, тарелок, ложек и ополовника, или комплекты для праздничного стола с чашами для фруктов іи розетками для
варенья, лоточками для печенья и конфет, или кухонный 53
комплект — полки и подносы с баночками для сахара, кру пы, соли, коробочками для различных приправ и ряд дру гих изделий. Все они украшены традиционной хохломской росписью. При простоте современных форм в них сохраня ются лучшие черты старого народного искусства — яркая декоративность, праздничность, умелое использование спе цифики материала. Кажется, что в комнате, кухне стано вится светлее и уютнее от теплого золотистого блеска хох ломских изделий. Небольшие стаканы, кандейки, бочата — подобных им не найдешь нигде. Хохломские изделия, кото рые как сувениры увозят гости нашей Родины далеко за ее пределы, славят искусных хохломских мастеров...
Сейчас деревянные бытовые изделия с хохломской рос писью изготовляются в основой на фабрике «Хохломская роспись» (город Семенов) и на-старейшей фабрике «Хохломский художник», находящейся в селе Семино (Ковернинский район).
Ассортимент изделий с хохломской росписью очень об ширен. Это — традиционные резные с росписью блюда, де коративные вазы, чашки, миски, тарелки, ковши, ложки, солонки, чайницы, сахарницы, бочата, братины, поставцы, коробки-кандейки и многое другое.
К традиционным изделиям Хохломы прибавились и но вые по форме и назначению. В их числе наборы посуды для компота, ягод, орехов, для блинов; кухонная посуда для хранения муки и крупы, наборы для пирога и другое. Они разнообразны по форме, приемам росписи. Большую по пулярность завоевали многие галантерейные изделия из де рева с хохломской росписью: браслеты, броши, бусы, пуго вицы, пряжки. Это совершенно новый ассортимент изделий. Хороши также туалетные наборы, лоточки, стаканы для ка рандашей, пепельницы, украшенные сочной, широкой хох ломской росписью. Большого совершенства в искусстве хох ломской росписи достигли заслуженные художники РСФСР
54 О. П. Лушина, А. П. Савинова, Н. А. Денисова-Чикалова
иА. Г. Тюкалов, талантливые художники орденоносцы
3.Ф. Киева, О. Н. Веселова, А. Н. Метелькова, Е. Н. Молод
цова, О. П. Сальникова и другие.
В 1969 году за создание высокохудожественных произ ведений прикладного искусства в традициях хохломской росписи была присуждена Государственная премия РСФСР имени И. Репина художникам семеновской фабрики «Хох ломская роспись» и семинской фабрики «Хохломский ху дожник» А. Т. Бусовой, О. Н. Веселовой, Е. Н. Доспаловой, Н. И. Ивановой, 3. Ф. Киевой, Н. П. Сальниковой, М. Ф. Синеевой, О. П. Лушиной.
Изысканно исполненные художественные хохломские из делия (ларцы, увеличенные ложки и другие) были в каче стве призов преподнесены лучшим хоккеистам и тренерам Московского турнира на приз газеты «Известия» в январе
1971 года.
БОГОРОДСКИЕ
РЕЗНЫЕ
ИГРУШКИ
Подолгу задерживаются посетители выставок и магазинов перед деревянными резными игрушками богородских масте ров. От каждой игрушки веет добрым юмором, у каждой — свой «характер». Вот медведь сосет лапу, косит глазом лу кавый лис, а заносчивый петух важно шагает, не замечая никого. Колоритны фигурки животных и людей. Вызывают улыбку веселые, движущиеся игрушки «Лыжники», «Сол даты на разводе», традиционные «Клюющие курочки», «Кузнецы» и другие. В игрушке «Кузнецы» все внимание уделено передаче движения. Очень выразительны фигуры кузнецов — крестьянина и мишки, вполне реалистичные, добродушные.
Выдающийся французский скульптор Огюст Роден, рас сматривая игрушку «Кузнецы», сказал: «Народ, который 55
создал эту игрушку, — великий народ». Такие классические по выразительности игрушки создаются большими мастера ми деревянной скульптуры в селе Богородском, близ города Загорска (Московская область).
В далекую старину уходят традиции прославленного про
мысла. В XIV веке |
недалеко |
от Москвы |
основывает |
ся Троице-Сергиевская |
лавра, |
вокруг нее |
вырос Сер |
гиев Посад (ныне город Загорск). Крестьяне окружных сел (в том числе и Богородского) еще с XV века начали зани маться изготовлением резных изделий из дерева, а с XVII века эти изделия стали широко расходиться по всей России.
Вырезают их из мягких пород дерева — ольхи, липы, осины. При этом мастер-резчик работает специальным бого родским коротким и острым ножом, оканчивающимся тре угольным скосом, и несколькими стамесками.
На предварительно пропаренной заготовке из древесины мастер топором делает зарубки, намечая размеры и форму будущей игрушки, затем стамеской придает им окончатель ную форму. Ножом мастер наносит небольшие нарезы и вы емки в поверхности древесины, придавая ей фактуру соот ветственно изображаемому животному, птице или дру гому предмету (оперение птицы, гриву лошади, упряжь, одежду человека и т. д.).
Игрушки-скульптуры выполняются богородскими масте рами без всяких предварительных эскизов. Буквально за 10—15 минут мастер может вырезать медведя, белку, зайца, коня. Трудно отвести глаз от работающего богородского ма стера. В умелых руках грубые ольховые, липовые, осино вые чурки, как по волшебству, превращаются в чудесные фигуркичигрушки —оленей, медведей, ланей и многие дру гие. У большинства изделий сохраняется естественный свет лый цвет древесины, то есть белая неокрашенная фактура дерева, с предельно выявленной текстурой. Отсюда и назва-
56 кие — «белый товар».
Иногда игрушки проклеивают и окрашивают гуашью, после чего закрепляют светлым или масляным лаком.
Кроме резьбы богородские игрушки интересны и своей оригинальной движущейся конструкцией. Некоторые из них укрепляются на движущихся плашках, например «Колхоз ная бригада», «Гусары», «Кузнецы»; другие стоят на тум бочке с пружиной внутри — «Как яблоньку сажают», «Пря ха», «Пляшущий мужичок», «Рыболов» и другие. Красива фигурка «Скрипач». Линии, созданные резчиком, заключа ют в спокойный контур мягкие очертания склоненной го ловы, спины, плеч. Все здесь подчинено идее музыки. Уси ливая эмоциональную выразительность скульптуры, мастер делает голову скрипача подвижной.
Начиная со второй половины XIX века в богородской де ревянной скульптуре и игрушке появляются многофигурные группы — «Тройка», «Чаепитие», «Гулянье» и другие жан ровые сценки. В конце XIX и начале XX века в богородской художественной резьбе по дереву отмечается обращение к литографии и старинной гравюре (например, «На дрожках»). Однако в этих работах, не традиционных для богородского промысла, была утеряна непосредственность, искренность, свежесть народного искусства.
После Великой Октябрьской революции Богородский ху дожественный промысел стал одним из ведущих .в нашей стране. Относясь бережно к традиционному художественно му мастерству, современный богородский мастер-резчик творчески подходит к воплощению новых образов в дере вянной скульптуре, где подлинно современное органично сливается с народным началом. Таковы скульптуры «Жен щины фронта и тыла» И. Стулова, «Генерал Доватор» Н. Максимова и другие.
Богородская фабрика художественной резьбы по дереву, где работает около ста пятидесяти резчиков, в последние годы начала изготовлять игрушки на темы завоевания кос
моса: «Вокруг Луны» (мастер-резчик Н. Бадаев), «Медведь 57
Богородская деревянная резная игрушка «И под дудку дурака кони пляшут трепака».
фотографирует Луну» (М. Барашков), «Разговор о космосе», который ведут старухи на завалинке (В. Шишкин). Исполь зуются персонажи русских сказок, перенесенные в совре менную действительность. Так, традиционный персонаж бо городских резчиков—медведь стал изображаться с футболь ным мячом («Футболисты» Н. Бадаева) или на мотороллере («Заяц-регулировщик» И. Потапова), наделили его совре менными профессиями («У пресса», «Медведь-ѳлектросвар- щик» Н. Бадаева). Забавный и всегда веселый мишка работы потомственного резчика игрушек, заслуженного художника РСФСР В. Зинина, восхищает своей непосредст-
58 венностью, юмором и детей и взрослых. Сейчас на фабрике
изготовляется свыше 130 наименований разнообразных иг рушек.
Современным мастерам-резчикам присуща меткая ха рактеристика образов, смелая манера исполнения резьбы. Посмотрите на скульптурную группу Н. Максимова «И под дудку дурака кони пляшут трепака». Как весело и дина мично решена эта сценка из сказки «Конек-горбунок»! Кру то изогнутые шеи, плавное, волнообразное движение длин ных конских хвостов, перебор копыт — все это убедительно передает ритм фантастического конского перепляса. Заме чательные игрушки и скульптуры создают также мастера И. Рыжов, Н. Ерошкин, И. Стулов и другие.
Богородские резные игрушки и скульптура известны и любимы не только в нашей стране, но и за рубежом. Из США уже в продолжение многих лет поступают заказы на всевозможных резных медведей.
На Всемирной выставке в Брюсселе изделиям богород ских .резчиков были присуждены две медали — за скульпту ру и за игрушку.
В 1964 году москвичи отметили юбилейной выставкой 300-летие Богородского промысла.
МАТРЕШКИ
Живописная, забавная крепкая фигурка матрешки, вы точенной из деревянного бруска, в расписном крестьянском сарафане, в полушалке и переднике, так доверчиво и добро желательно смотрит на мир, что не может не вызывать все общей симпатии.
Матрешка давно стала признанным русским сувениром. Фигурка разнимается, в ней оказывается другая такая же и так мал мала меньше до десяти — двадцати, а иногда и более куколок (самая последняя — неразъемная). В самую
большую — главу многочисленного «семейства»—вклады- 59
каются последовательно все остальные румяные и глаза стые «русские красавицы».
В России с давних пор изготовляли выточенные из де рева и ярко раскрашенные яйца — «писанки», часто они со ставляли «семейство». В самое большое было вложено меньшее, а в нем — еще меньшее. Особенно любили их дети и дарили друг другу на праздник пасхи. Однако прообразом наших матрешек наряду с «писанками», видимо, надо счи тать и японскую игрушку — добродушного лысого мудреца фукуруму, которого в 90-х годах прошлого столетия завез ли в Москву в игрушечную мастерскую «Детское воспита ние». Фукурума также раскрывался, в нем находилось еще несколько таких же фигурок мал мала меньше.
Первая русская матрешка состояла из восьми фигур и была выточена в этой мастерской токарем В. Звездочкиным, а расписана художником С. Малютиным. Несмотря на доро говизну, матрешки благодаря своей оригинальности стали пользоваться большим опросом.
В 1900 году мастерская «Детское воспитание» закры лась, и весь ассортимент ее перешел к земской учебно-пока зательной мастерской, находившейся в Сергиевом Посаде (ныне Загорск).
Оригинальность формы и своеобразная роспись матреш ки создали ей славу не только в России, но и за рубежом. В 1900 году русские матрешки впервые появились на Все мирной выставке в Париже, а ів 1904 году Париж сделал большой заказ на них. Далее матрешки стали ежегодно по являться на Лейпцигской ярмарке. Спрос на них рос, ас сортимент расширялся. Наряду с традиционной матрешкой появились другие, изображавшие девушек в полушалках, пастушек со свирелью, с букетом цветов, с корзинами, сер пами и т. д. Были матрешки в виде жениха во фраке, с го рящей свечой и невесты в подвенечном платье, с фатой, со свечой, а внутри этих фигурок помещалась их родня.
60 Изготовлялись матрешки и в виде старика с окладистой
бородой, и в виде (Персонажей различных повестей, пьес и сказок. Например, в фигуру городничего были заключены Анна Андреевна, Хлестаков, судья, почтмейстер и другие персонажи «Ревизора» Н. В. Гоголя.
В1911 году Сергиевская земская учебно-показательная мастерская выпускала от 2- до 24нместных матрешек два дцати одного вида.
Вначале нашего века производство матрешек было ор ганизовано также в Семеновском уезде Нижегородской гу бернии. Семеновские матрешки отличаются по форме и рос
писи. Если загорская |
матрешка — приземистая и |
плот |
|
ная, |
ее (верхняя часть плавно переходит к утолщенной, |
||
то |
семеновская —более |
вытянута, стройна, и роспись |
|
ее |
другая — вместо передника яркий цветастый |
полу |
шалок.
Для изготовления матрешек используют сухую березу или липу. Спиленные весной деревья распиливают на брев на, очищают от коры, оставляя несколько колец коры, что бы при сушке древесина не растрескивалась, укладывают в штабеля и сушат на воздухе до определенной влажности. После сушки бревна разрезают на заготовки необходимой длины и на токарном станке вытачивают из них фигурки— матрешки. Однако перед вытачиванием определяется «мест ность» (количество фигурок в наборе). Процесс вытачива ния начинается с изготовления самой маленькой, неразъем ной, фигурки, затем вытачивают следующую — большую, и так до самой большой — главы семейства. Все фигурки обрабатываются абразивной шкуркой и поступают в роспись.
Загорские художники расписывают фигурки без подго товки поверхности — прямо по дереву гуашью. После рос писи иногда поверхность лакируют. Семеновские мастера перед росписью поверхность матрешки три раза покрывают картофельным клейстером, а потом расписывают анилино
выми красками и лакируют. |
61 |