Файл: Орловский, Э. И. Изделия народных художественных промыслов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

желтой и красной краской, ложки. Характер витого ленточ­ ного и лиственного орнамента и колорит чрезвычайно близ­ ки к хохломскому стилю.

Родина хохломской росписи — лесное Заволжье. В тихих приволжских деревеньках, затерянных в глуши бескрайних лесов, появилось маленькое сверкающее чудо — золотистая хохломская чашка. Вместе с расписной деревянной ложкой она составляла необходимую принадлежность крестьянско­ го обихода.

Села нынешних Семеновского и Ковѳрнинского районов Горьковской области издавна славились умелыми мастера­ ми, которые вытачивали из легкой мягкой древесины раз­ личную посуду и расписывали ее красочными узорами трав, цветов и плодов. Само происхождение промысла свя­ зано с местом скупки готовых изделий. Хохлома — это боль­ шое торговое село, расположенное недалеко от города Семе­ нова, куда крестьяне привозили готовые расписанные изде­ лия для продажи. Купцы-скупщики поставляли золотистую расписную посуду на Нижегородскую и другие ярмарки. Изделия, выполненные в оригинальной технике окраски (получение золотистого цвета без применения золота), ха­ рактерной только для этих мест, стали называть хохломски­ ми (хохломой).

Перед Октябрьской революцией только в одном ложкар­ ном промысле, в ста тридцати деревнях Семеновского уезда, было занято свыше пятнадцати тысяч крестьян. Ложки ре­ зали мужчины, а украшали женщины. После революции центр хохломской росписи переместился из Хохломы в го­ род Семенов, где в 1918 году была создана школа художе­ ственной обработки дерева. Кустари-художники были объ­ единены в артели промысловой кооперации. Произведения хохломских художников демонстрировались на выставке в Париже в 1925 году и были отмечены золотой медалью. Это открыло артелям возможность изготовлять продукцию на

52 экспорт.

В1936 году в Москве состоялась выставка «Искусство Хохломы». Лучшими экспонатами выставки были изделия, близкие по форме к традиционной народной посуде, — та­ релки, чашки, солонки и другие, а также детская мебель.

В30-х годах формируется новый вид мастера-художни­ ка, по своим интересам сближающегося с художниками де­ коративно-прикладного искусства. Появились рисунки «ма­ линки», «землянички», орнаменты с березкой и рябинкой.

В1945—1946 годах художники Хохломы демонстрировали, на выставках изделия с росписью, проникнутой духом пат­ риотизма. Растительный орнамент становится средством рас­ сказа о красоте и богатстве родной природы. В послевоен­ ный период делаются попытки ввести в растительный ор­ намент изображения гербов, эмблем, памятников архитекту­ ры и даже портретов (кубок"с портретом Александра Нев­ ского, шкатулка с орденом Победы и другие). Однако, при­ бегая к графике, хохломские художники выходили за при­

вычные рамки своего традиционного искусства.

С 50-х годов в хохломском искусстве выступают два на­ правления. Семеновское — молодое направление — прояв-* ляет склонность к орнаментальной фантастике. Другое, бо­ лее старое, ковернинское направление стремится к сохране­ нию хохломских традиций. Ковернинские орнаменты пре­

красны своей непосредственностью и простотой.

Особенно

хороша травная роспись, передающая красоту

растущих

в поле травок и былинок.

 

Постепенно артели хохломской росписи переросли в боль­ шие государственные предприятия местной промышленно­ сти, и сейчас они уже в силах решать задачи по освоению новых видов изделий, имеющих практическое назначение. К ним относятся комплекты удобных и красивых бытовых предметов : рыбацкий набор для ухи, состоящий из большой миски, тарелок, ложек и ополовника, или комплекты для праздничного стола с чашами для фруктов іи розетками для

варенья, лоточками для печенья и конфет, или кухонный 53


комплект — полки и подносы с баночками для сахара, кру­ пы, соли, коробочками для различных приправ и ряд дру­ гих изделий. Все они украшены традиционной хохломской росписью. При простоте современных форм в них сохраня­ ются лучшие черты старого народного искусства — яркая декоративность, праздничность, умелое использование спе­ цифики материала. Кажется, что в комнате, кухне стано­ вится светлее и уютнее от теплого золотистого блеска хох­ ломских изделий. Небольшие стаканы, кандейки, бочата — подобных им не найдешь нигде. Хохломские изделия, кото­ рые как сувениры увозят гости нашей Родины далеко за ее пределы, славят искусных хохломских мастеров...

Сейчас деревянные бытовые изделия с хохломской рос­ писью изготовляются в основой на фабрике «Хохломская роспись» (город Семенов) и на-старейшей фабрике «Хохломский художник», находящейся в селе Семино (Ковернинский район).

Ассортимент изделий с хохломской росписью очень об­ ширен. Это — традиционные резные с росписью блюда, де­ коративные вазы, чашки, миски, тарелки, ковши, ложки, солонки, чайницы, сахарницы, бочата, братины, поставцы, коробки-кандейки и многое другое.

К традиционным изделиям Хохломы прибавились и но­ вые по форме и назначению. В их числе наборы посуды для компота, ягод, орехов, для блинов; кухонная посуда для хранения муки и крупы, наборы для пирога и другое. Они разнообразны по форме, приемам росписи. Большую по­ пулярность завоевали многие галантерейные изделия из де­ рева с хохломской росписью: браслеты, броши, бусы, пуго­ вицы, пряжки. Это совершенно новый ассортимент изделий. Хороши также туалетные наборы, лоточки, стаканы для ка­ рандашей, пепельницы, украшенные сочной, широкой хох­ ломской росписью. Большого совершенства в искусстве хох­ ломской росписи достигли заслуженные художники РСФСР

54 О. П. Лушина, А. П. Савинова, Н. А. Денисова-Чикалова

иА. Г. Тюкалов, талантливые художники орденоносцы

3.Ф. Киева, О. Н. Веселова, А. Н. Метелькова, Е. Н. Молод­

цова, О. П. Сальникова и другие.

В 1969 году за создание высокохудожественных произ­ ведений прикладного искусства в традициях хохломской росписи была присуждена Государственная премия РСФСР имени И. Репина художникам семеновской фабрики «Хох­ ломская роспись» и семинской фабрики «Хохломский ху­ дожник» А. Т. Бусовой, О. Н. Веселовой, Е. Н. Доспаловой, Н. И. Ивановой, 3. Ф. Киевой, Н. П. Сальниковой, М. Ф. Синеевой, О. П. Лушиной.

Изысканно исполненные художественные хохломские из­ делия (ларцы, увеличенные ложки и другие) были в каче­ стве призов преподнесены лучшим хоккеистам и тренерам Московского турнира на приз газеты «Известия» в январе

1971 года.

БОГОРОДСКИЕ

РЕЗНЫЕ

ИГРУШКИ

Подолгу задерживаются посетители выставок и магазинов перед деревянными резными игрушками богородских масте­ ров. От каждой игрушки веет добрым юмором, у каждой — свой «характер». Вот медведь сосет лапу, косит глазом лу­ кавый лис, а заносчивый петух важно шагает, не замечая никого. Колоритны фигурки животных и людей. Вызывают улыбку веселые, движущиеся игрушки «Лыжники», «Сол­ даты на разводе», традиционные «Клюющие курочки», «Кузнецы» и другие. В игрушке «Кузнецы» все внимание уделено передаче движения. Очень выразительны фигуры кузнецов — крестьянина и мишки, вполне реалистичные, добродушные.

Выдающийся французский скульптор Огюст Роден, рас­ сматривая игрушку «Кузнецы», сказал: «Народ, который 55


создал эту игрушку, — великий народ». Такие классические по выразительности игрушки создаются большими мастера­ ми деревянной скульптуры в селе Богородском, близ города Загорска (Московская область).

В далекую старину уходят традиции прославленного про­

мысла. В XIV веке

недалеко

от Москвы

основывает­

ся Троице-Сергиевская

лавра,

вокруг нее

вырос Сер­

гиев Посад (ныне город Загорск). Крестьяне окружных сел (в том числе и Богородского) еще с XV века начали зани­ маться изготовлением резных изделий из дерева, а с XVII века эти изделия стали широко расходиться по всей России.

Вырезают их из мягких пород дерева — ольхи, липы, осины. При этом мастер-резчик работает специальным бого­ родским коротким и острым ножом, оканчивающимся тре­ угольным скосом, и несколькими стамесками.

На предварительно пропаренной заготовке из древесины мастер топором делает зарубки, намечая размеры и форму будущей игрушки, затем стамеской придает им окончатель­ ную форму. Ножом мастер наносит небольшие нарезы и вы­ емки в поверхности древесины, придавая ей фактуру соот­ ветственно изображаемому животному, птице или дру­ гому предмету (оперение птицы, гриву лошади, упряжь, одежду человека и т. д.).

Игрушки-скульптуры выполняются богородскими масте­ рами без всяких предварительных эскизов. Буквально за 10—15 минут мастер может вырезать медведя, белку, зайца, коня. Трудно отвести глаз от работающего богородского ма­ стера. В умелых руках грубые ольховые, липовые, осино­ вые чурки, как по волшебству, превращаются в чудесные фигуркичигрушки —оленей, медведей, ланей и многие дру­ гие. У большинства изделий сохраняется естественный свет­ лый цвет древесины, то есть белая неокрашенная фактура дерева, с предельно выявленной текстурой. Отсюда и назва-

56 кие — «белый товар».

Иногда игрушки проклеивают и окрашивают гуашью, после чего закрепляют светлым или масляным лаком.

Кроме резьбы богородские игрушки интересны и своей оригинальной движущейся конструкцией. Некоторые из них укрепляются на движущихся плашках, например «Колхоз­ ная бригада», «Гусары», «Кузнецы»; другие стоят на тум­ бочке с пружиной внутри — «Как яблоньку сажают», «Пря­ ха», «Пляшущий мужичок», «Рыболов» и другие. Красива фигурка «Скрипач». Линии, созданные резчиком, заключа­ ют в спокойный контур мягкие очертания склоненной го­ ловы, спины, плеч. Все здесь подчинено идее музыки. Уси­ ливая эмоциональную выразительность скульптуры, мастер делает голову скрипача подвижной.

Начиная со второй половины XIX века в богородской де­ ревянной скульптуре и игрушке появляются многофигурные группы — «Тройка», «Чаепитие», «Гулянье» и другие жан­ ровые сценки. В конце XIX и начале XX века в богородской художественной резьбе по дереву отмечается обращение к литографии и старинной гравюре (например, «На дрожках»). Однако в этих работах, не традиционных для богородского промысла, была утеряна непосредственность, искренность, свежесть народного искусства.

После Великой Октябрьской революции Богородский ху­ дожественный промысел стал одним из ведущих .в нашей стране. Относясь бережно к традиционному художественно­ му мастерству, современный богородский мастер-резчик творчески подходит к воплощению новых образов в дере­ вянной скульптуре, где подлинно современное органично сливается с народным началом. Таковы скульптуры «Жен­ щины фронта и тыла» И. Стулова, «Генерал Доватор» Н. Максимова и другие.

Богородская фабрика художественной резьбы по дереву, где работает около ста пятидесяти резчиков, в последние годы начала изготовлять игрушки на темы завоевания кос­

моса: «Вокруг Луны» (мастер-резчик Н. Бадаев), «Медведь 57


Богородская деревянная резная игрушка «И под дудку дурака кони пляшут трепака».

фотографирует Луну» (М. Барашков), «Разговор о космосе», который ведут старухи на завалинке (В. Шишкин). Исполь­ зуются персонажи русских сказок, перенесенные в совре­ менную действительность. Так, традиционный персонаж бо­ городских резчиков—медведь стал изображаться с футболь­ ным мячом («Футболисты» Н. Бадаева) или на мотороллере («Заяц-регулировщик» И. Потапова), наделили его совре­ менными профессиями («У пресса», «Медведь-ѳлектросвар- щик» Н. Бадаева). Забавный и всегда веселый мишка работы потомственного резчика игрушек, заслуженного художника РСФСР В. Зинина, восхищает своей непосредст-

58 венностью, юмором и детей и взрослых. Сейчас на фабрике

изготовляется свыше 130 наименований разнообразных иг­ рушек.

Современным мастерам-резчикам присуща меткая ха­ рактеристика образов, смелая манера исполнения резьбы. Посмотрите на скульптурную группу Н. Максимова «И под дудку дурака кони пляшут трепака». Как весело и дина­ мично решена эта сценка из сказки «Конек-горбунок»! Кру­ то изогнутые шеи, плавное, волнообразное движение длин­ ных конских хвостов, перебор копыт — все это убедительно передает ритм фантастического конского перепляса. Заме­ чательные игрушки и скульптуры создают также мастера И. Рыжов, Н. Ерошкин, И. Стулов и другие.

Богородские резные игрушки и скульптура известны и любимы не только в нашей стране, но и за рубежом. Из США уже в продолжение многих лет поступают заказы на всевозможных резных медведей.

На Всемирной выставке в Брюсселе изделиям богород­ ских .резчиков были присуждены две медали — за скульпту­ ру и за игрушку.

В 1964 году москвичи отметили юбилейной выставкой 300-летие Богородского промысла.

МАТРЕШКИ

Живописная, забавная крепкая фигурка матрешки, вы­ точенной из деревянного бруска, в расписном крестьянском сарафане, в полушалке и переднике, так доверчиво и добро­ желательно смотрит на мир, что не может не вызывать все­ общей симпатии.

Матрешка давно стала признанным русским сувениром. Фигурка разнимается, в ней оказывается другая такая же и так мал мала меньше до десяти — двадцати, а иногда и более куколок (самая последняя — неразъемная). В самую

большую — главу многочисленного «семейства»—вклады- 59


каются последовательно все остальные румяные и глаза­ стые «русские красавицы».

В России с давних пор изготовляли выточенные из де­ рева и ярко раскрашенные яйца — «писанки», часто они со­ ставляли «семейство». В самое большое было вложено меньшее, а в нем — еще меньшее. Особенно любили их дети и дарили друг другу на праздник пасхи. Однако прообразом наших матрешек наряду с «писанками», видимо, надо счи­ тать и японскую игрушку — добродушного лысого мудреца фукуруму, которого в 90-х годах прошлого столетия завез­ ли в Москву в игрушечную мастерскую «Детское воспита­ ние». Фукурума также раскрывался, в нем находилось еще несколько таких же фигурок мал мала меньше.

Первая русская матрешка состояла из восьми фигур и была выточена в этой мастерской токарем В. Звездочкиным, а расписана художником С. Малютиным. Несмотря на доро­ говизну, матрешки благодаря своей оригинальности стали пользоваться большим опросом.

В 1900 году мастерская «Детское воспитание» закры­ лась, и весь ассортимент ее перешел к земской учебно-пока­ зательной мастерской, находившейся в Сергиевом Посаде (ныне Загорск).

Оригинальность формы и своеобразная роспись матреш­ ки создали ей славу не только в России, но и за рубежом. В 1900 году русские матрешки впервые появились на Все­ мирной выставке в Париже, а ів 1904 году Париж сделал большой заказ на них. Далее матрешки стали ежегодно по­ являться на Лейпцигской ярмарке. Спрос на них рос, ас­ сортимент расширялся. Наряду с традиционной матрешкой появились другие, изображавшие девушек в полушалках, пастушек со свирелью, с букетом цветов, с корзинами, сер­ пами и т. д. Были матрешки в виде жениха во фраке, с го­ рящей свечой и невесты в подвенечном платье, с фатой, со свечой, а внутри этих фигурок помещалась их родня.

60 Изготовлялись матрешки и в виде старика с окладистой

бородой, и в виде (Персонажей различных повестей, пьес и сказок. Например, в фигуру городничего были заключены Анна Андреевна, Хлестаков, судья, почтмейстер и другие персонажи «Ревизора» Н. В. Гоголя.

В1911 году Сергиевская земская учебно-показательная мастерская выпускала от 2- до 24нместных матрешек два­ дцати одного вида.

Вначале нашего века производство матрешек было ор­ ганизовано также в Семеновском уезде Нижегородской гу­ бернии. Семеновские матрешки отличаются по форме и рос­

писи. Если загорская

матрешка — приземистая и

плот­

ная,

ее (верхняя часть плавно переходит к утолщенной,

то

семеновская —более

вытянута, стройна, и роспись

ее

другая — вместо передника яркий цветастый

полу­

шалок.

Для изготовления матрешек используют сухую березу или липу. Спиленные весной деревья распиливают на брев­ на, очищают от коры, оставляя несколько колец коры, что­ бы при сушке древесина не растрескивалась, укладывают в штабеля и сушат на воздухе до определенной влажности. После сушки бревна разрезают на заготовки необходимой длины и на токарном станке вытачивают из них фигурки— матрешки. Однако перед вытачиванием определяется «мест­ ность» (количество фигурок в наборе). Процесс вытачива­ ния начинается с изготовления самой маленькой, неразъем­ ной, фигурки, затем вытачивают следующую — большую, и так до самой большой — главы семейства. Все фигурки обрабатываются абразивной шкуркой и поступают в роспись.

Загорские художники расписывают фигурки без подго­ товки поверхности — прямо по дереву гуашью. После рос­ писи иногда поверхность лакируют. Семеновские мастера перед росписью поверхность матрешки три раза покрывают картофельным клейстером, а потом расписывают анилино­

выми красками и лакируют.

61