Файл: Орловский, Э. И. Изделия народных художественных промыслов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
После Октябрьской революции появились артели, а за тем и фабрики по производству деревянных игрушек, в ча стности — матрешек. Интерес к матрешке растет с каждым годом, и в настоящее время, кроме загорской фабрики иг рушек № 1, семинской фабрики «Сувенир» и Семеновской экспериментальной фабрики сувениров матрешек изготов ляют в Уфе, Бресте и других городах Советского Союза. Хо роши и Городецкие матрешки (Горьковская область) в яр ких, красочных русских костюмах.
Тему матрешки стали «развивать». Появились матрешки озвученные, неваляшки, матрешки для укладки бутылок (город Брест), матрешки в виде груши и репки—для уклад ки фруктов и овощей (город Нолинск, Кировская область), матрешки с национальной росписью: башкирки (город Уфа), северных народностей (город Сыктывкар) и другие. И вместо традиционной румяной и глазастой девочки в са рафане и платочке, за что она и получила имя «Матреш ка» (от русского имени Матрена), появились всевозможные точеные фигурки под матрешек. Нам это направление не представляется желательным, так как при этом искажается всемирно известный традиционный облик русского сувени ра — матрешки.
Кроме обычных деревянных матрешек 3-, 5-, 8- и 12местных изготовляются матрешки больших размеров и
многоместные.
Так, ік празднику 50-летия Советской власти загорские мастера изготовили 60-местную матрешку, а семеновские мастера отправили в Японию на «ЭКСПО-70» русскую 70местную матрешку метрового роста. Такой богатырской ма
трешки еще не бывало.
Мастера семеновской фабрики «Сувенир» изготовили «Снеговиков» — призы хоккеистам и тренерам Московского турнира на приз газеты «Известия» в декабре 1971 года. В каждом «Снеговике» помещалось 25 хоккеистов мал мала
62 меньше.
АБРАМЦЕВОКУДРИНСКИЙ ОРНАМЕНТ
Художественные бытовые деревянные изделия с плоско рельефной резьбой (ковши, декоративные блюда, тарелки для хлеба, чайницы, поставцы, вазы и горшки для цветов, шкатулки, коробочки, пудреницы, рамки, различные пись менные приборы, ножи для резания бумаги, пеналы, бока лы для карандашей) изготовляются в городе Хотькове (Мо сковская область). Основной мотив орнамента — раститель ный, в виде мягко изгибающихся цветов, трав, листьев, ветвей. Называется такая резьба абрамцево-кудринской. Свое название она получила от усадьбы Абрамцево в деревне Кудрино, где возникла в конце XIX века. Од ним из создателей этой резьбы был мастер В. П. Ворнооков.
Для изготовления изделий мастера используют древеси ну липы и реже — березы.
После токарной или столярной обработки на поверхность изделия наносится контур будущего рисунка, и неслож ным инструментом —стамесками, резцами и напильника ми — мастер-резчик выбирает фон и постепенно производит доводку рисунка. Для кудринской резьбы характерен пло ский рельеф, почти целиком закрывающий фон, в’езде оди наковой высоты.
После резьбы поверхность изделия зачищают шкуркой, покрывают темными протравами, что дает мягкую гамму
оттенков — от бледно-желтых до темно-коричневых. |
Затем |
поверхность покрывают бесцветным прозрачным лаком |
|
или полируют до блеска. Яркий блеск выпуклых частей |
|
рисунка и темные углубления подчеркивают резной рель |
|
еф, и все это придает изделиям своеобразие и декоратив |
|
ность. |
63 |
ГОРОДЕЦКАЯ
РОСПИСЬ
В древнем волжском городке Городец, по соседству с Хохломой, еще в начале XIX века возник совершенно осо бый самобытный промысел — Городецкая роспись. В Городце и близлежащих деревнях Курцево, Косково'И Хлебаиха впервые применили своеобразную роспись на донцах пря лок (в ту пору был большой спрос на льняную пряжу). Их расписывали всадниками на черных конях или индю ками с яркими хвостами. Однако в тематике росписей начали появляться и городские сюжеты — «Столование», «Чаепитие», «Тройка», «Барыньки», «Кавалеры и барыш
ни» и т. д.
Отличительной чертой городецкой росписи стали и «ро заны» («яблоки») — условное красное пятно с несколькими белыми штрихами, а также с черной тенью в середине и не сколькими листками. Выразительные фигурки, заниматель ные балаганные и военные сценки, а также цветистая брос кая живопись создали донцам и лукошкам городецких мастеров большую популярность. Промысел разрастался и в 80—90-х годах достиг полного расцвета. Однако в нача ле XX века изобилие фабричных тканей сокращает потреб ность в кустарной пряже, падает спрос на донца. Городец кий промысел приходит в упадок. Мастера переходят на роспись мебели, используя те же сценки «чаепития» и «сто лований».
После 1917 года оживилась художественная деятель ность и в Городцр. В 1930 году в деревне Курцево органи зуется артель городецкой росписи по дереву. Игрушки, де ревянные пластины, ширмы, детская мебель и другие из делия в тот период расписывались цветами на красном, синем, ярко-желтом фоне. Однако все чаще и чаще изделия расписываются выразительными сюжетами из новой, совре-
64 менной художнику жизни. Это — работа на колхозном
Скопинский квасник (керамика).
Балхарский кувшин (керамика).
Опошнянская художественная керамика (УССР).
Дымковские игрушки
скульптуры.
Узбекское настенное блюдо,
Янтарное настенное панно (Калининград).
Шкатулка, инкрустированная соломкой,
Деревянные шкатулки с хохломской росписью,
Богородская деревянная резная игрушка «Бондари
Традиционная городецкая роспись по дереву «Всадники»
«Матрешки»
Красносельские филигранные изделия (Костромская область),
Кубачинские металлические художественные изделия (Дагестан).
Чукотские изделия из кости.
Холмогорские изделия из кости.
Курский безворсовый ковер.
Воронежский безворсовый ковер.
£*«&
Туркменский ворсовый ковер «Текин»,
Бухарские золотошвейные изделия. Тюбетейки.
Сумка из художественно
отделанной кожи (Эстонская ССР).
Федоскинские лаковые художественные миниатюры.
Лаковые художественные миниатюры — мстёрская и холуйская
Палехская лаковая художественная миниатюра «Тройка»
поле, летящие самолеты, отряды красноармейцев на сказоч ных «городецких» конях.
В настоящее время на фабрике «Городецкая роспись» талантливые мастера под руководством художника А. Е. Коновалова расписывают детские столики, скамеечки, сундучки для игрушек озорной росписью ; настенные тарелки, блюда и панно украшаются райскими птицами, конями, воинственными петухами, сказочными розами. Рос пись производится без предварительно нанесенного рисун ка, свободно, от тончайших линий до широких мазков. Ма стер пишет без грунта, по дереву, используя естественный цвет и фактуру древесины.
Городецкая роспись выполняется в характерной, свое образной живописной манере, подкупает искренностью и простодушием, яркостью красок іи радостным настроением.
Изделия, расписанные Городецкими художниками, поль зуются известностью и в нашей стране и за рубежом. Они не только радуют своей живописностью, но и утверждают удивительную жизнеспособность древнего и вечно юного ис кусства народа.
ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАПО-КОРНЯ
Часто на прилавках магазинов мы любуемся деревян ными портсигарами, трубками, ящичками для папирос, пудреницами, шкатулками. Поверхность этих изделий из лучает мягкий желто-коричневый свет, а если внима тельно присмотреться, то можно разглядеть фантастические пейзажи, диковинных птиц и животных. Здесь видны очер тания ежика с воинственно поднятыми колючками, там — пейзаж с заходящим солнцем. Однако рисунки эти нане сены не рукой человека, это — отполированная поверхность среза древесины, но не обычной древесины, а наростов и 65
3 Э. И. Орловский
наплывов особого происхождения на стволах и корнях де ревьев, в первую очередь — березы; используют также на росты липы и ольхи.
Нарост на стволе дерева называют «кап», а у основания ствола и на корнях—«корешок» или «корень». Строение такой древесины поражает красотой текстуры. Капо-корень встречается в 'больших количествах лишь ів отдельных рай онах нашей страны, например в Башкирии. По весне в гор ные леса на юге Башкирии выходят охотники за капо-кореш ком. Срезают наросты со стволов, освобождают от подзем ных корней пеньки вместе с наростом, срезы густо смазы вают парафином или известью, чтобы не растрескались, не испортились таящиеся в дереве «художественные ценно сти». Наросты обладают большой твердостью и растут вдвое-втрое быстрей, чем нормальные ткани дерева.
Подготовленные капо-корешки доставляют на производ ство для изготовления изделий. Кроме обычной столярной обработки применяют комплекс специальных способов об работки заготовки. Так как на свежем срезе рисунок плохо заметен, то заготовки замачивают и пропаривают в печи. При этом на поверхность выходят соки и естественные кра сители древесины. После просушки заготовки полируют, и рисунок четко проявляется, как на фотографической пла стинке. Каждый «сюжет» на срезе не имеет повторения, так же как не найти людей, у которых совпадали бы линии отпечатков пальцев.
Для усиления цветового контраста поверхность изделий покрывают лаком. Полиэфирный лак, например, придает рисунку резкие, контрастные тона, спиртовый — более спо койные, матовые.
В результате декоративной обработки изделия приобре тают разнообразную лучистую окраску — от янтарно-золо тистой до темно-шоколадной. Они не боятся влаги, и даже сильное нажатие ногтем не оставляет на глянцевой поверх-
66 ности сколько-нибудь заметного следа.
Декоративный эффект достигается и при сочетании ка по-корешка с отделкой из резной кости, финифти, инкру
стацией из самшита, перламутра.
Одним из первых мастеров по изготовлению изделий из капо-корня считают вятского столяра Макарова, работав шего в начале XIV века. Другой умелец — Бронников —
сделал из капо-корня десять |
экземпляров |
часов. Один |
из них до сих пор хранится в |
Кировском |
краеведческом |
музее.
Сейчас, как и прежде, основным центром производства изделий из капо-корня является город Киров. Здесь на фаб рике «Идеал» мастера-умельцы из капо-корня изготовляют чайницы, шкатулки, пудреницы, ящички для папирос и табака, портсигары, мундштуки, фоторамки, шахматные доски и многие другие изделия. Ящички для табака и па пирос иногда снабжаются закрывающимися шторками или замками-секретами.
Подобные изделия изготовляются также из капо-кореш ка самшита — на Сочинской фабрике сувенирных изделий, из капо-корешка березы — в Бирском филиале объедине ния «Агидель». Поначалу башкирские мастера в основном копировали образцы своих кировских учителей, но теперь уже выработались местные приемы резьбы, и из капо-ко- решка они изготовляют также национальные сувениры.
Простые по форме и безукоризненные по отделке деко ративные изделия из капо-корешка гармонируют с совре менной полированной мебелью.
КАРПАТСКИЕ
РЕЗНЫЕ
ИЗДЕЛИЯ
Издавна славится Карпатский край своими резьбами по дереву. Родоначальником этого вида искусства считают
Юрия Шкрибляка из села Яворова ныне Косовского района 67