Файл: Орловский, Э. И. Изделия народных художественных промыслов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ивано-Франковской области Украины. От него пошла ди­ настия знаменитых гуцульских резьбарей Шкрибляков и Корпанюков. Этот выдающийся мастер, 'родившийся пол­ тора века назад, оставил после себя непревзойденные ше­ девры резьбы по дереву. Его тарелки, шкатулки, баклаж­ ки, кубки, дошедшие до нашего времени, поражают четко­ стью, изяществом и лаконизмом стиля. «Сухая» резьба Шкрибляка избегала излишней пышности инкрустаций, но безупречные линии его орнамента прекрасны.

В селе Яворове живут и работают потомки знаменитого резьбаря, которые из поколения в поколение хранят само­ бытность искусства резьбы. Сейчас в Яворском колхозе «40 лет Октября» мастера художественного промысла из­ готовляют украшенные традиционным орнаментом школь­ ные пеналы и пудреницы, дорогие ларцы и тяжелые при­ зовые кубки, вырезанные из знаменитого карпатского яво­ ра, давшего имя селу.

Центром художественного творчества гуцулов является сейчас город Косов. Здесь находится техникум народных художественных промыслов, на местной фабрике «Гуцульщина» мастера изготовляют разнообразные изделия. Они украшают их трехгранновыѳмчатѳй плоскоірелвефной резь­ бой с инкрустацией металлом, перламутром, ценными поро­ дами дерева или белым бисером, что подчеркивает вырази­ тельность резного рисунка.

Увлекаются косовские мастера также вырезанием из де­ рева орлов с широко распластанными крылями. Изготов­ ляют и фигурки других птиц, тарелки, ковши, ларцы, шка­ тулки, туалетные коробки, стаканы для карандашей и дру­ гие предметы прикладного характера.

Особенно красивы изделия народного художника Укра­ инской ССР С. Корпанюка, заслуженного мастера народно­ го творчества УССР Д. Шкрибляка и ряда других. Их шка­ тулки, декоративные блюда, бювары, трубки славятся

68 искусством резьбы и тонкой инкрустацией.

ДАГЕСТАНСКИЕ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ

ИЗДЕЛИЯ

В Дагестанской АССР, в селе Унцукуле, издавна изго­ товляют из твердых пород дерева (граб, тис, кизил, абри­ кос) различные декоративные блюда, шкатулки, трости, ручки для зонтов, ножи для разрезания бумаги, письмен­ ные приборы, коробки для папирос іи табака, трубки и дру­ гие изделия с интересным, оригинальным орнаментом.

Унцукульские изделия отличаются темно-коричневым или красным цветом, тщательно отполированной поверхно­ стью и светлым пасечным металлическим орнаментом. Де­ коративность сочетания темного дерева с серебром или мельхиором зачастую усиливается введением в орнамент окрашенных в различные цвета кусочков кости различной формы и размеров.

Специфический стиль унцукульокой насечки связан с национальными традициями и характером техники и мате­

риала.

Для получения на деревянной полированной поверхно­ сти изделия короткого металлического штриха, линии или точки мастер плоским резцом прорезает в дереве щель, вводит в нее узкую ленту серебряной или мельхиоровой пластинки, отрезает ее ножницами и пристукивает моло­ точком. Таким образом на деревянной поверхности обра­ зуется металлический узор из волнообразных, пересекаю­ щихся и прямых линий, штрихов и точек. К более простым узорам дагестанского орнамента относится заполнение по­ верхности изделия сеткой или кирпичиками. Сетчатый ри­ сунок называется «хухунишан», а кирпичиками—«анчи- ла». Сложные рисунки состоят из комбинаций различных фигур.

Унцукульские изделия самобытны, привлекательны и

пользуются заслуженной известностью.

69


БЕРЕСТЯНЫЕ

АЖУРНЫЕ

ИЗДЕЛИЯ

Очень красивы изделия из ажурной бересты — стаканы для карандашей, бювары, декоративные настенные вазы и другие предметы домашнего убранства.

Искусство берестяной резьбы зародилось на Вологод­ ской земле. В деревне Куроіво-Наволок и в селе Берматино (ныне Шемогодского сельсовета) более двухсот лет назад мастера-резчики стали ножом вырезать ажурные изделия из бересты —туески, коробки, шкатулки и т. п. С тех пор из рода в род передается это искусство.

Техника резьбы, на первый взгляд, несложна. Бересту снимают по весне, когда дерево в полном соку, выдержи­ вают, шлифуют, затем мастер тупым концом ножа или ши­ лом намечает на поверхности бересты будущий узор и ост­ рым ножом вырезает его. Мастер должен иметь твердую руку, точный глаз.

Удивляют фантазией, своеобразием, истинно русским ко­ лоритом творения современных мастеров. Разметались узо­ ры и хитросплетения линий на крышках и корпусах из­ делий. Ажурный рисунок нигде не нарушает целостности узора бересты и равномерно покрывают всю ее поверх­

ность.

Мастерафезчики — прекрасные орнаменталиеты. Они со­ здают травные узоры, изображающие тонкие побеги травы или кустарника с многочисленными закругляющимися от­ ветвлениями. По краям ажурный рисунок замыкается по­ лоской с несложным узором. Готовую, украшенную орна­ ментом бересту наклеивают на деревянный (предварительно тонированный) остов блюда, шкатулки или другого изде­ лия. Для усиления цветовой игры орнамента и фона иног­ да под ажурный берестяной рисунок подкладывают лист

70 цветной фольги или бумаги.

Шемогодская ажурная резьба на бересте (Вологодская

область).

Шемогодская декоративная тарелка из прорезной бересты.

Берестяные кружева придают изделиям праздничный вид. Они напоминают узоры резной кости, кружева и ин­ крустацию.

Кроме шемогодских на Вологодчине резные берестяные изделия изготовляют в Великом Устюге, в мастерской резьбы по бересте. Другим центром производства декора­ тивных берестяных изделий (конфетниц, чайниц, солонок, декоративных тарелок, туесков, стаканов для карандашей и других) является производственное объединение «Вятка»

72 (город Киров).

ШКАТУЛКИ ИЗ СОЛОМКИ

В городе Жлобине Белорусской ССР существует фабри­ ка художественной инкрустации, где мастера-умельцы из­ готовляют шкатулки, инкрустированные соломкой. Обык­ новенная ржаная соломка сияет всеми цветами радуги, придавая изделию нарядность и какую-то особую изыскан­

ность.

С 1955 года работают на фабрике первые мастера-инкру­ статоры супруги Вера Никодимовна и Михаил Васильевич

Мастера-умельцы за изготовлением шкатулок, инкрустированных со­ ломкой (город Жлобин, БССР).


Деітяренко. Они явились организаторами этого нового ху­ дожественного промысла, а сейчас там работают уже 140 инкрустаторов, и все они — ученики супругов Дегтя­ ренко.

Всю душу вкладывают мастера св свое творение. Вот на ящичек, будущую шкатулку, легла полоска ржаной солом­ ки. Легкий взмах ножа — золотистый квадратик засветил­ ся на черном фоне. Соломка продвинулась дальше. Опять взмах ножа — и зажглась еще одна звездочка. А потом за­ сиял целый хоровод ромбиков. Так обыкновенный ящичек превращается в сказочную сверкающую шкатулку.

Красоту этих изящных изделий оценили не только у нас в стране, но и за рубежом. Жлобинские шкатулки неод­ нократно отмечались дипломами международных вы­ ставок.

У

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ

ИЗДЕЛИЯ ИЗ МЕТАЛЛА

На территории нашей Родины люди издавна занимались художественной обработкой металла. Еще за 700 лет до нашей эры скифы, наряду с техникой обработки золота, применяли при изготовлении художественных изделий эмаль и инкрустацию самоцветными камнями. Изделия той эпохи — это гладкие обручи из массивного золота или се­ ребряного прута — так называемые гривны, это полые серь­ ги в виде полумесяца — колты, это и диадемы, украшенные эмалями и драгоценными камнями, браслеты, бусы, коль­

ца всевозможных видов.

Во времена Киевской Руси художественная обработка металла достигла высокого уровня. Изделия отличались тонкой орнаментацией и изяществом отделки мелких де­ талей. Широко применялась перегородчатая эмаль ярких цветов с сильным блеском, скань (филигрань) из тонкой во­ лоченой серебряной -или золотой проволоки.

После периода упадка, вызванного монголо-татарским игом, и последующего освобождения и образования Мо­ сковского ¡государства возрождается искусство скани, осваивается производство выемчатой эмали, и в XVI— XVII веках они достигают большого совершенства. Для украшения изделий пользуются эмалью ярких, веселых цветов, как бы имитируя ювелирные камни-самоцветы. 75


Основным мотивом орнаментов являются травы, покрываю­ щие сплошной сеткой поверхность изделий.

В этот период многие города России (Ярославль, Вели­ кий Устюг и другие) становятся центрами древнейшего вида обработки металла — кузнечной. Кузнечные ремесла этих городов славились изготовлением прорезного (просеч­ ного) железа. Личины замков, стенки деревянных ларцов, сундуков обивали железным кружевом, придавая им лег­ кость, подчеркивая красоту форм этих изделий и изящест­ во пропорций.

В конце XVII—начале XVIII века в Москве (Котельная слобода) изготовляли медные литые чернильницы, стенки которых украшали либо орнаментальными плетенками, промежутки которых иногда заливали цветной эмалью — финифтью, либо рельефными изображениями фантастиче­ ских зверей, птиц, всадников.

Однако наибольшего развития художественная обработ­ ка металла в России достигла к концу XVIII—началу XIX века. В изделиях того периода поражает разнообразие спо­ собов оформления — гравировка, чернение, филигрань (скань), эмаль, инкрустация. В старинных центрах метал­ лических промыслов — Москве, Великом Устюге, Ярослав­ ле и других изготовлялись небольшие шкатулки и коробоч­ ки различной формы, которые также отделывались просеч­ ными железными пластинками, но орнамент стал тоньше, изящнее, рисунок более мелким и ажурным.

Превосходными филигранными изделиями славился Ко­ стромской (Красносельский) промысел.

В Великом Устюге совершенствовалось искусство черне­ ния серебра, в Ростове Ярославском демонстрировали свое искусство мастера художественной эмали, в городах Касли и Куса (на Урале) получило развитие художественное литье из чугуна.

К концу XIX—началу XX века многие художественные 76 промыслы по обработке металла, не выдержав конкурен-

Мастер-художник способом чеканки обрабатывает металлическую вазу (Армянская ССР).

ции с массовой продукцией развивающегося капиталисти­ ческого производства, пришли в упадок. Но сразу же после Великой Октябрьской социалистической революции, несмот­ ря на тяжелые условия гражданской войны и иностранной интервенции, молодая Советская республика приняла все меры, чтобы содействовать развитию творчества народных мастеров, и промыслы по художественной обработке изде­ лий из металла стали возрождаться. Вначале мастера объ­ единялись в артели, а затем, в 1960 году, артели были пре­ образованы в крупные предприятия.

Современные мастера и художники этих предприятий создают уникальные и массовые изделия, развивая местные традиции художественной обработки металла. Изготовля­ ются изделия неповторимой прелести — со скаными узора­ ми из тончайшей серебряной и золотой проволоки (фабри­ ки «Красносельский ювелир» и «Ювелир», поселок Мстёра, Владимирская область), изысканные по форме и отделке серебряные и латунные сосуды с чеканкой и чернью (изго­ товленные мастерами аула Кубани и фабрики «Северная чернь» в Великом Устюге), прекрасная декоративная кас­ линская скульптура из чугуна и ряд других изделий при­ кладного и чисто декоративного назначения. При этом при­ меняют либо одновременно несколько различных способов обработки (литье, штамповка, давление, ковка, чеканка, гравировка, чернение, эмалевое покрытие, филигрань и т. д.), либо, чаще, какой-нибудь один из них.

ФИЛИГРАННЫЕ

ИЗДЕЛИЯ

Кто из нас, увидя в магазине или музее филигранные пряжки, портсигары, вазы, ларцы или шкатулки, не залю­ буется тонким сквозным орнаментом филигранных изделий 78 русских умельцев, в которых тоненькая витая проволочка


или проволочка-лента, как по волшебству, свивается в чу­ десный узор, заставляющий вспомнить о ручных кружевах.

Еще в глубокой древности люди обратили внимание на то, что золото и серебро обладают свойством вытягиваться в тонкую проволоку (из одного грамма золота вытягивают 2500 метров проволоки), и использовали это свойство дра­ гоценных металлов при изготовлении ювелирных изделий (в России — с X века). Вытянутые из серебра или золота две-три проволочиш свивали, или «скали» (от русского сло­ ва «екать» —сучить, свивать; отсюда и «скань»), в жгутик. Из этого жгутика и проволочки-ленточки нарезали детали будущего орнамента (колечки, спирали, розетки и т. д.) и щипцами накладывали и наклеивали на узор, ранее нане­ сенный на металлическую поверхность изделия либо на бу­ магу. Далее места соединения деталей узора посыпали по­ рошком припоя (сплав серебра или золота с цветным ме­ таллом), и на огне, под действием высокой температуры, бумага сгорала, а припой, расплавляясь, скреплял эти де­ тали. В результате получался ажурный (сканый) металли­ ческий узор. Позднее такие изделия стали называть фили­ гранными (от латинского слова filigrana — узор).

Иногда узор обогащали «зернью» — мелкими напаянны­ ми шариками, ювелирными камнями и гладкими металли­ ческими накладками.

Начиная с XIV века русские ювелиры иногда обогаща­ ли сканый орнамент цветной мастикой, а в XVI—XVII ве­ ках мастику заменила яркая, блестящая, многоцветная эмаль.

В XVIII веке проволоку из серебра и золота применяли не только в ювелирном деле, но и для вышивки, кружев, бахромы, украшавших одежду и обувь феодальной знати.

Центром старейшего и самого большого народного юве­ лирно-филигранного промысла было село Красное на Вол­ ге (ныне в Костромской области). Традиционные, простые

и скромные по форме, красносельские серьги— «калачи» и 79

«змейки», перстни, броши, кулоны, посуда, портсигары, фи­ лигранные изделия пользовались большим спросом не толь­ ко в России, но и вывозились в Персию и Индию. В конце XIX—начале XX века Красносельский промысел очень раз­ росся. Перед империалистической войной промыслом было занято около 6 тысяч человек.

После Октябрьской революции красносельские мастера объединились в артели и, усовершенствуя традиционные изделия, значительно расширили их ассортимент.

Современные мастера, работая на фабрике «Красносель­ ский ювелир», достигли больших успехов в искусстве про­ изводства филигранных изделий. Они успешно применяют сложную технику рельефной филиграни. При этом фили­ гранный узор поднимается над ажурным фоном благодаря выколотке изделия с обратной стороны. Для получения объемных изделий филигрань набирается на железные фор­ мы. Техника филиграни позволяет выполнять их самой разнообразной формы.

Спокойные, ритмичные, плавные узоры — вьющийся стебель с побегами, спирально закрученные веточки, травы или пучки трав, перехваченные колечками, — эти излюб­ ленные мотивы русской скани стали традиционными для современных красносельских филигранных изделий. Иног­ да серебряные или посеребренные сканые изделия оксиди­ руются в различные оттенки — от светло-серого до темнокоричневого, а на выступах оксидировка высветляется рас­ чисткой, подчеркивая рельефность узора.

Ассортимент филигранных изделий фабрики «Красно­ сельский ювелир» очень обширен: ларцы, вазы, шкатулки, сахарницы, салфетницы, подстаканники, призовые кубки, портсигары, пряжки, броши, браслеты, футляры для очков и многое другое. Результатом творческих поисков и большого труда красносельских мастеров явилось решение задачи создания сканых сувенирных изделий. Они стреми-

80 лись в маленькой характерной вещице использовать деко-