Файл: Контактное взаимодействие металла и инструмента при прокатке..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 0
В 1933 г. Люэг и Зибель исследовали распределение нормальных напряжений по дуге захвата и по ширине полосы при прокатке об разцов из свинца, меди, алюминия и стали толщиной 2—8, шириной 12—30 мм с относительными обжатиями от 12,5 до 50%. Было уста новлено, что давление максимально на середине полосы.
Вранних теоретических работах, выполненных А. Ф. Головиным, Е. И. Фроловым и Т. М. Голубевым, Б. П. Бахтиновым и др., не удавалось исследовать сложный характер распределения давления по контактной поверхности, так как за основу расчетов они принимали упрощенную схему течения металла в очаге деформации. Расчеты
величины нормального |
давления |
по формулам С. |
И. |
Губкина, |
|
А. Я. Хейна и Гелей |
[71—73] показали, что эпюры давления, имею |
||||
щие один максимум |
на |
середине |
полосы, качественно |
совпадают |
|
с эпюрами, полученными экспериментально . Люэгом. |
|
|
|||
Более общая закономерность распределения давления по ширине |
|||||
полосы установлена И. Г. |
Астаховым1. Было показано, |
что на нерав |
номерность распределения давления по контактной поверхности значительное влияние оказывают толщина, ширина, обжатие полосы, а также физико-механические свойства прокатываемого металла. В результате опытов по прокатке образцов из меди, бронзы, латуни и стали установлено, что для узких полос, когда ширина полосы В меньше длины дуги захвата /д, имеется один максимум давления на середине полосы; при увеличении ширины полосы появляются два максимума вблизи кромок и минимум на середине полосы.
Возникновение максимумов в эпюрах нормального давления вблизи кромок И. М. Павлов [74, 75] объясняет тем,'что наличие области уширения, целостность металла и действие внеконтактных частей полосы вызывают вблизи кромок полосы дополнительные продольные растягивающие напряжения, а в прилегающих к ним зонам — напряжения подпора. При прокатке опытных образцов, покрытых лаком [1 ], было установлено, что продольные растягиваю щие напряжения максимальны на кромках полосы и уменьшаются до нуля на расстояниях /д/2 от них (граница области уширения).
Для подтверждения общей закономерности распределения давле ния по ширине прокатываемой полосы А. П. Чекмаревым и О. А. Та расенко были прокатаны с различными обжатиями стальные и свин цовые образцы шириной 25—250 мм. Эти опыты также показали, что в результате действия дополнительных продольных напряжений эпюры давления при В >• 31Д имеют два максимума вблизи кромок, которые с уменьшением ширины сливаются в один максимум на се редине полосы. Аналогичные результаты получены при прокатке алю миниевых полос различной ширины [68].
Неравномерность распределения продольных и поперечных на пряжений трения влияет на неравномерность распределения нормаль ного давления [74]. В работе [63] особое внимание уделяли не только геометрическим факторам очага деформации, но и состоянию контакт
1 |
А с т а х о в 14. |
Г . — «Структура |
и свойства стали». М., Металлургиздат, |
1951 |
(МИСиС. Сб. № |
30), с. 147—153 с |
ил. |
45
ной поверхности. При прокатке полос шириной 60 и 80 мм в валках со шлифованной рабочей поверхностью эпюры давлений имели один максимум на середине полосы, однако с увеличением сил трения (прокатка с песком и дробью) этот максимум переходил в седловину, т. е. появлялись два максимума вблизи кромок полосы. При анализе этого явления отмечено, что неравномерность распределения давле ния по ширине полосы обусловлена но только выравнивающим дей ствием внеконтактных частей полосы, но в значительной степени
силами трения, |
действующими |
в поперечном направлении [63]. |
|
В |
работе [76] исследовали |
влияние геометрических факторов |
|
/Д/Я ср |
и В1Н1 |
на неравномерность распределения нормального |
давления, а также продольных и поперечных сил трения по ширине
полосы. Опыты по прокатке алюминия |
проводились в клети дуо |
с гладкими валками диаметром 255 мм; |
отношение /д/ # ср при этом |
составляло 0,5— 12,5, В/Нх = 2ч-200 и Я х = 0,5ч-50 мм. Показано, что для случая, когда поперечные силы трения имеют одно направле ние по всей ширине, соответствующее течению металла от центра к краю полосы, эпюры нормального давления и продольных сил трения имеют максимум на середине полосы. С уменьшением толщины полосы возрастает упругая деформация валков и изменяется схема поперечного течения металла. С появлением зоны утяжки полосы поперечные напряжения тренря на соответствующем участке кон тактной поверхности меняют знак, и эпюры нормального давления имеют два максимума у кромок полосы. Распределение продольных напряжений трения по ширине полосы соответствует характеру эпюр нормальных давлений. Автор работы [76] отмечает, что есте ственной причиной неравномерности эпюры давления является неравномерность распределения поперечных напряжений трения, обусловленная характером поперечного течения металла.
Применение смазки способствует уменьшению сопротивления деформации металла и выравниванию эпюры нормального давления
по ширине полосы [44, 68, 77, |
78]. |
||
Переднее и заднее натяжения, |
а также применение смазки при |
||
прокатке стальных, |
латунных |
и алюминиевых полос шириной 60 |
|
и толщиной 2,22 мм |
приводят |
к |
снижению давления прокатки и |
к уменьшению неравномерности распределения нормального давле ния по ширине полосы [77]. Однако характер распределения давле ния не изменяется: вблизи кромок наблюдаются два максимума, а в средней части полосы — минимум, что авторы работы [77 ] объя сняют влиянием прогиба валков.
В исследованиях распределения давления по контактной поверх ности [44, 63, 68, 77—79] в той или иной мере рассматривается влия ние степени обжатия металла на неравномерность эпюры давления по ширине полосы. При прокатке узких полос (В//д < 4), когда прогиб валков незначителен, с ростом обжатия (которое молено считать равномерным по ширине полосы) увеличивается разность между зна чениями давлений на середине и на кромках полосы. Это явление можно объяснить действием растягивающих и подпирающих напря жений, возникающих вблизи кромок полосы. При прокатке более
46
широких полос с ростом обжатия увеличиваются напряжения контакт ного трения и повышается давление металла на валки, под действием которого они прогибаются. Из-за неравномерной по ширине полосы деформации валков обжатие металла в поперечном направлении ста новится неравномерным и поперечная разнотолщинность полосы уве личивается.
В последние годы возникла необходимость проведения исследова нии деформации валков и распределения контактных напряжений по ширине полосы в связи с разработкой более точного математичес-. кого описания процесса формоизменения прокатываемых полос, разработкой рациональных профилировок валков и параметров си стем регулирования профиля валков с помощью их противонзгиба,
атакже в связи с выбором оптимальных режимов прокатки полос
сминимальной разнотолщинностью.
Вэтом направлении выполнены комплексные исследования [42; 45, с. 63—67] на стане кварто 205/360x500 при прокатке полос из
различных сплавов толщиной от 1 до 8 и шириной от 100 до 400 мм. В процессе прокатки измеряли нормальные и касательные контакт ные напряжения, радиальные упругие деформации рабочего валка, совместное упругое сжатие опорного и рабочего валков, прогиб опор ного валка одновременно в нескольких сечениях по ширине полосы, фиксировали усилие прокатки, крутящие моменты, натяжения и уси лия противонзгиба рабочих валков (см. гл. V). Полученные резуль таты показали, что наибольшая неравномерность распределения давления и упругих деформаций валков на участке ширины полосы наблюдается при прокатке относительно узких (Вп/Ьб = 0 , 2 0 , 5 ) тонких полос. С увеличением ширины и толщины полос разность между значениями давления и деформации валков у края и середины полосы уменьшается. С увеличением относительного обжатия металла неравномерность распределения нормального давления и упругих деформаций валков возрастает, но более интенсивно при прокатке узких и тонких полос. Упругие деформации валков приводят к нерав номерности обжатия металла в поперечном направлении. В местах большего обжатия длина дуги контакта увеличивается, вследствие чего повышается давление в соответствующих частях полосы. Не равномерное распределение нормального давления по ширине по лосы приводит к неравномерному распределению радиальной упру гой деформации валков [42].
При прокатке на станах кварто суммарное перемещение'«актив ной» поверхности рабочего валка состоит из прогиба опорного валка, упругого взаимодействия рабочего и опорного валков, радиальной деформации рабочего валка, контактирующего с полосой, а также упругой деформации элементов клети стана [5]. Неравномерное упругое сжатие рабочего и опорного валков зависит от соотношения диаметров валков, длины их бочек и ширины полосы, от профили ровки валков и других параметров стана и условий прокатки [5, 48]. Поперечный профиль полосы в процессе прокатки соответствует форме щели между рабочими валками, которая определяется общей упругой деформацией клети стана, исходной и тепловой профили-
47
ровной валков, износом их поверхностей, профилем подката и рядом других факторов [5, 80]. При неравномерном обжатии металла по ширине полосы распределение вытяжек также неравномерно, .однако благодаря действию внеконтактных частей полосы и целостности металла в очаге деформации достигается постоянство вытяжек в по перечном направлении. На части полосы с большей, чем средняя, вытяжкой внеконтактные части оказывают подпирающее действие, а на части с меньшей вытяжкой — растягивающее [74, 75]. Если продольные напряжения сжатия при растяжения превышают некото рые критические значения, полоса теряет свою плоскую форму и становится коробоватой или волнистой [81 ]. Следовательно, под пирающие и растягивающие продольные напряжения — одна из главных причин неравномерного распределения давления по ширине прокатываемой полосы.
Накопленный в настоящее время экспериментальный материал позволяет подойти к теоретическому исследованию задачи о простран ственном течении металла при прокатке тонких листов.
А. А. Ильюшин разработал теорию пластического течения тон кого слоя' вещества по поверхностям инструмента [82].
Для расчета контактных напряжений в процессах течения ме талла, когда линейные размеры очага деформации много больше тол щины слоя, получено уравнение вида:
< 1 4 >
где Н = Н (х, у) — значение толщины слоя в точке (х, у)] т — контактные касательные напряжения.
Решение уравнения (14), когда толщина слоя Н (х, у) — произ вольная функция координат и деформируемый металл обладает упроч нением, представляет большие трудности.
Рассматривая задачу об установившемся процессе прокатки тон кого прямоугольного листа и принимая, что толщина Н изменяется вдоль направления прокатки линейно и от = const, Ю. С. Арутю нов [83] получил точное решение уравнения (14).
Трудности при решении уравнения (14), когда сгт переменно, связаны с ограничениями в выборе законов контактного трения (при нимаются законы Кулона и Прандтля) или с ограничениями в зада нии контура области течения (задача сводится к одномерной или осе симметричной [84]).
Для случая прокатки тонкого листа с малыми обжатиями, когда толщина металла изменяется вдоль направления прокатки по квадра тичному зак ну и упрочнение металла не учитывается, А. А. Илью шиным дано приближенное решение уравнения (14) [82].
Анализ объемных эпюр давлений, полученных при решении урав нения (14), показывает, что размеры областей опережения, отстава ния и уширения в основном зависят от отношения ВИА, а границы начала области уширения удалены от кромок полосы на расстояния, приблизительно равные /д/2. При В ^ 1Д области уширения сопри касаются; с увеличением ширины полосы появляется линия нейтраль
48
I
ного сечения, при этом области опережения и отставания увеличи ваются, а область уширения не изменяется; при В <С 1Добласти уширения имеют линию раздела течения, лежащую на оси х.
К. Н. Шевченко, используя гипотезы А. А. Ильюшина, получил довольно простое решение задачи о прокатке тонкой полосы в ци линдрических недеформированных валках [51].
Вработах [85, 86], дано приближенное решение задачи пр.окатки
вгладких валках при допущениях А. А. Ильюшина (за исключением условия полной пластичности).
В. С. Смирновым и А. К- Григорьевым [87] решена задача о про странственном течении металла в процессе горячей прокатки при
допущениях, что толщина полосы изменяется только вдоль направ ления прокатки и воздействие внеконтактных частей полосы не учи тывается. Важно, что при решении задачи авторы отказываются от условия полной пластичности.
Характерной особенностью решений задач, в которых не учиты
ваются ■ упругие деформации валков |
и принимается ат = const |
[88], является равномерный характер |
эпюры нормального давления |
в средней части полосы с уменьшением давления к ее кромкам. Дальнейшее развитие теории течения тонкого слоя А. А. Илью
шина получила в трудах И. А. Кийко, который предложил общую постановку задачи о течении тонкого слоя [89], а также разработал некоторые приближенные методы решения уравнения (14).
Теоретические исследования А. А. Ильюшина и И. А. Кийко позволили разработать методы решения задачи о-пространственном течении тонкого слоя упрочняющегося пластического материала пере менной толщины с учетом произвольного закона контактного тре ния и неравномерности распределения натяжения по контуру об ласти течения [48, 82, 88—91]. На основе разработанных методов созданы математические модели процесса пространственного тече ния металла при холодной и горячей тонколистовой прокатке, по зволяющие рассчитывать нормальное давление и упругую деформа цию валков с учетом упрочнения металла и неравномерности распре деления натяжения по ширине полосы.
Эти математические модели могут быть успешно использованы для анализа контактных напряжений и упругих деформаций валков, выбора рациональных технологических параметров процесса про катки и расчета оптимальных профилировок валков.
2. Р А С П Р Е Д Е Л Е Н И Е М Е Ж В А Л К О В О Г О Д А В Л Е Н И Я И К О Н Т А К Т Н Ы Х Н А П Р Я Ж Е Н И Й П О П Л О Щ А Д К Е К А С А Н И Я Р А Б О Ч Е Г О В А Л К А С О П О Р Н Ы М
Профиль прокатываемой полосы (активная образующая рабочих валков) в значительной степени определяется упругими деформа циями валковой системы: прогибом опорного валка, сближением осей рабочего и опорного валков и упругим сжатием рабочего валка в очаге дёформации.
4 П. И. Полухин |
4 9 |