Файл: Иванов, А. П. Научная организация управления производством в целлюлозно-бумажной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
условный характер, она помогает руководителю вернее выби рать формы и методы воспитательной работы в коллективе. Сле дует подчеркнуть, что воспитательную работу необходимо вести со всеми рассмотренными выше группами работников. Недооцен ка или ослабление такой работы может породить и закрепить у определенной части работников равнодушие, безразличие к со стоянию дел, к проводимым на предприятии мероприятиям. Приведем такой пример. В 1970 г. на Котласском ЦБК был про веден анкетный опрос 530 рабочих о влиянии экономической ре формы на оплату их труда, об отношении к труду, об улучшении организации производства, труда и материального поощренияНадо заметить, что Котласский комбинат — это передовое пред приятие целлюлозно-бумажной промышленности. Он первый из числа бумажных предприятий перешел на работу по методу Щекинского химического комбината. Что же показал опрос? Он ' показал, что значительная часть рабочих при переходе комби ната на работу по щекинскому методу еще не четко представ ляла себе сущность этого метода и поэтому относилась к нему безразлично. Об этом, в.частности, говорит тот факт, что только 1% опрошенных видел резерв дальнейшего повышения произ водительности в сокращении численности работающих. Далее, 54% опрошенных не отметили каких-либо изменений в произво дительности своего труда с момента перехода комбината на но вые условия работы [10].
Приведенный пример наглядно подтверждает, что любые, даже самые ценные мероприятия, на осуществление которых тра тится много сил и энергии, дают ожидаемый эффект в полной мере только тогда, когда их проведение обеспечено соответствую щим социально-психологическим настроем коллектива.
Развитию психологической предрасположенности к активно му труду способствуют разные мероприятия. На Марийском ЦБК, например, принято отмечать день совершеннолетия моло дых рабочих и 50-летие работников — ветеранов труда. Руко водство комбината направляет поздравления работникам, полу чившим звание «Ударник коммунистического труда».
Предприятия проводят также мероприятия по психологиче скому воздействию на нарушителей трудовой дисциплины и об щественного порядка. Проводятся и другие мероприятия, кото рые оказывают положительное влияние на формирование благо приятного климата и хороших взаимоотношений в коллективах целлюлозно-бумажных предприятий.
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
Важным элементом управления является психология деятель ности и личности руководителя. Этот элемент включает в себя личностные факторы, которые влияют на действия руководителя
73
и принимаемые им решения, а также вопросы отношений руко водителя и подчиненных.
Личностные факторы могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на действия руководителя и при нимаемые им решения. У каждого руководящего работника имеются личные привязанности, вкусы. Ему не безразличен его престиж и мнение различных лиц, в том числе и вышестояще го начальства, о его действиях. У него может быть различное самочувствие и настроение. Все эти личностные факторы могут привести руководителя к следующим ошибочным действиям
[23].
Во-первых, к п р е д в з я т о с т и . Сущность этого фактора мо жет быть выражена словами: «Bfce, что сделано не нами — пло хо». Благоприятная почва для проявления предвзятости возни кает, например, при смене руководителя того или иного произ водственного или функционального подразделения предприятия. Поэтому руководителям высшего ранга следует учитывать воз можность проявления предвзятости в таких случаях.
Во-вторых, к п о д м е н е д е й с т в и т е л ь н о г о |
ж е л а е - |
м ы м. Проявление этого фактора обусловлено тем, |
что тот |
или иной работник может проявлять невнимание к труд ностям и нерешенным проблемам и недооценивать их. У него на этой основе может развиться неоправданный опти мизм. Принимаемые этим работником решения становятся нереалистичными.
В-третьих, в п е р е с т р а х о в к е , т. е. в стремлении застрахо ваться от возможных упреков и обвинений. Вместо активных действий работник занимается составлением большого числа различных служебных записок, докладных и других докумен тов. Перестраховщик не только сам отключается от активной деятельности, но своими письмами отнимает время у других ру ководящих работников.
В-четвертых, в п р и н я т и и п о л о в и н ч а т ы х р е ш е н и й . Этот фактор определяется стремлением работника показать, что в возникшей ситуации им что-то делается и какие-то меры при нимаются.
В-пятых, в э г о ц е н т р и з м е , проявляющемся в стремлении достичь во что бы то ни стало какой-либо узкой цели, опреде ляемой личным интересом. Это обычно приводит к противоре чию с общими интересами коллектива и неизбежно наносит ущерб производству.
Выявление и предупреждение ошибок такого рода у руко водителя, особенно в начальный период его деятельности, ока жет благотворное влияние на психологический климат в коллек тиве и в то же время поможет самому руководителю скорее выработать правильный стиль руководства.
Важное место в психологии управления занимают взаимо отношения между руководителями и подчиненными. Можно вы делить три типа подчинения:
74
1. П о д ч и н е н и е , п о н и м а е м о е к а к в ы н у ж д е н * но е и в н е ш н е н а в я з а н н о е . В этом случае у подчиненных проявляется неприятное чувство зависимости. Оно возникает обычно тогда, когда подчиненные не видят у руководителя тех качеств, которыми он должен быть, с их точки зрения, наделен.
2. П а с с и в н о е п о д ч и н е н и е . Подчиненный считает се бя свободным от необходимости размышлять и принимать са мостоятельные решения. У него отсутствует инициатива. Ряд исполнителей при такой форме подчинения даже может испы тывать удовлетворение своим положением.
3. О с о з н а н н о е п о д ч и н е н и е . Это подчинение содейст вует развитию творческой стороны у исполнителя, развитию его инициативы.
Понятно, что задачей руководителя является развивать третью форму подчинения, как наиболее полноценную и на дежную с точки зрения эффективности управления. Но для это го и самому руководителю нужно обладать рядом качеств.
Какими же качествами должен быть наделен руководитель? Среди других работников руководитель должен выделяться, го ворил В. И. Ленин, «не силой власти, а силой авторитета, силой энергии, большей опытности, большей разносторонности, боль шей талантливости И. А что такое авторитет руководителя? Это
о б щ е п р и з н а н н о е |
его |
в л и я н и е , |
о с н о в а н н о е |
на з н а ч и м о с т и |
его о б щ е с т в е н н о г о |
п о л о ж е н и я , |
на д о в е р и и л ю д е й к е г о з н а н и я м , о п ыт у , н р а в с т в е н н ы м д о с т о и н с т в а м . Руководитель не может быть ди летантом с поверхностными знаниями и представлениями. Он обязан досконально знать порученное ему дело, чутко улавли вать изменения, происходящие в смежных отраслях и в эконо мике в целом, предвидеть их последствия, хорошо ориентиро ваться и в быстром развитии науки и в настроениях людей. Это должен быть человек высокой общей культуры, инициативный и энергичный работник, требовательный и чуткий товарищ21.
Авторитет и другие качества к руководителю приходят не сами по себе, их надо завоевать, вырабатывать. Нельзя, конечно, составить какой-то свод правил, соблюдение которых гарантиро вало бы руководителю всеобщее уважение, но можно считать, что хороший руководитель должен: помнить, как зовут его под чиненных по имени и отчеству; всегда здороваться со всеми; не срывать гнев на других, если виноват сам; не напоминать подчиненному многократно о сделанных им ошибках и уметь признавать свои ошибки; доверять своим сотрудникам, дорожить их временем и не отвлекать от основных занятий непрерывными
пустяковыми поручениями; по |
мере возможности откликаться |
||
на просьбы подчиненных |
личного характера и не |
стараться |
|
1 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Изд. |
5-е, т. 7, с. 14. |
речь пойдет |
|
2 О способах выявления и |
оценке |
качеств руководителя |
|
в следующей главе. |
|
|
|
75
потом выставить свое участие как неоценимую услугу; не требо вать от других проявления таких качеств, какими не обладает сам; обращаясь к подчиненным с деловым поручением, делать это в вежливой форме; быть достаточно терпимым к отдельным недостаткам своих подчиненных и уметь принимать их во вни мание в повседневной работе. Чем выше служебное положение того или иного работника и чем с большим числом лиц он стал кивается по долгу службы, тем более выдержанным, воспитан
ным |
и корректным |
он должен быть. |
В |
свою очередь и |
п о д ч и н е н н о м у необходимо соблюдать |
определенные нормы и правила поведения в общении с руководи телем. Он должен: уважать своего руководителя, но уважать, однако, не значит ежечасно подчеркивать свою «любовь» к не му; не стремиться принципиально не уступать руководителю место, дорогу, не ждать, когда он первым поздоровается; не ста раться разговаривать с ним как с ровней, обязательно возражая
[22, с. 64—65].
В процессе управления руководителю нередко приходится решать вопрос о поощрении подчиненного за достигнутые успехи или о наказании его за допущенные промахи в работе. И здесь немаловажную роль играет правильный выбор формы и по рядка объявления поощрения или наказания.
За рубежом по этому поводу разработано немало различных инструкций и положений. Вот, например, как должен поступать директор на американском предприятии, налагая взыскание на подчиненного: прежде чем сделать выговор подчиненному за какое-либо упущение, директор должен сначала отметить по ложительные стороны провинившегося, похвалить его за какоенибудь ранее хорошо выполненное им задание и только после этого объявить ему выговор, упомянув о размере причиненного им ущерба. После объявления выговора нужно обязательно вы разить уверенность, что провинившийся при его хороших способ ностях не допустит в дальнейшем подобных проступков [5, с. 32— 33]. При соблюдении всех этих требований провинившийся пой мет, что выговор ему объявлен заслуженно и он не будет в оби де на руководителя.
В Болгарии было проведено социологическое исследование, определяющее реакцию работников, получивших ту или иную меру поощрения или наказания. Вот какая реакция установ лена:
|
Положительная |
реакция, % |
Публичная |
п о х в а л а ...................................................... |
87 |
Выговор, объявленный н аед и н е..................................... |
66 |
|
Публичный |
в ы г о в о р ..................................................... |
37 |
Ироническая оценка н а е д и н е ..................................... |
32,5 |
|
Публичная |
ироническая о ц е н к а ................................ |
17 |
Эти данные наглядно свидетельствуют, что подчиненный очень активно реагирует на избранную для него форму наказа
76
I