Файл: Иванов, А. П. Научная организация управления производством в целлюлозно-бумажной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
ния и поощрения и что даже более строгое наказание восприни мается им правильно, если правильно избрана форма выраже ния этого наказания.
Не менее важно и правильно сделать поощрение работнику. На ряде наших целлюлозно-бумажных предприятий вознаграж дение по итогам года вручается в специальном конверте с позд равлением и благодарностью от руководства предприятия. Вот, например, какое поздравительное письмо вместе с премией вру чается работникам на Красногородском экспериментально-бу мажном комбинате.
Уважаемый товарищ!
Наше предприятие успешно выполнило план 1973 года. В этих успехах есть доля и Вашего труда.
По итогам года Вам выделяется единовременное вознаграждение в сум
ме .... рублей. |
|
коллектива |
От всего сердца поздравляем Вас с достигнутыми успехами |
||
и выражаем уверенность, что, соревнуясь за |
досрочное выполнение плана |
|
1974 г., Вы своим трудом внесете достойный |
вклад в успешное |
воплощение |
в жизнь решений XXIV съезда КПСС.
Директор |
парткома |
' |
Секретарь |
||
Председатель профкома |
||
Секретарь |
комитета |
ВЛКСМ |
1974 г. |
|
|
На ряде целлюлозно-бумажных предприятий разработаны
иизданы специальные памятки, содержащие советы руководя щим работникам, как вести себя в коллективе, с подчиненными
ипо другим вопросам. Такие памятки помогают работнику фор мировать именно те качества, которые ему, как руководителю,
необходимо иметь.
4. СТИЛЬ РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ
Вопрос о стиле работы руководителя занимает важное мес то среди проблем управления. Любой руководитель независимо от того, на каком месте он находится, должен придерживаться в своей работе социалистических принципов руководства. Но каждый руководитель проявляет при этом свою индивидуаль
ность, характерные для него с п о с о б ы |
д е й с т в и й |
в процессе |
управления, что определяет стиль его работы, с т и л ь |
р у к о в о д |
|
ства . |
' |
|
Стиль работы руководителя формируется прежде всего под влиянием его личных качеств, в процессе общения руководителя с подчиненными, во взаимодействии с ними. Активное воздей ствие на стиль работы руководителя оказывает трудовой коллектив. Не всякий стиль может получить одобрение под чиненных. Поэтому руководитель должен правильно решить, как
77
нужно руководить, чтобы достичь лучших результатов в своей деятельности. В настоящее время известен ряд способов действия, которые определяют стиль руководства коллективом [33, с. 27— 35].
Некоторые руководители предприятий пользуются в своей работе и н т у и т и в н ы м с п о с о б о м . Как говорит само назва ние, этот способ основан на интуиции, на чутье, исходящем из предшествующего опыта работы. Но одна лишь интуиция да леко не всегда приводит руководителя к правильному решению или действию. Поэтому в современных условиях применение ин туитивного способа в управлении следуетсчитать нецелесооб разным.
Среди руководителей предприятий есть сторонники так на зываемого а в т о к р а т и ч е с к о г о с п о с о б а действий. Руко водитель, пользующийся этим способом, считает, что только он имеет право принимать решения и отдавать распоряжения. Не которые из таких руководителей думают, что их подчиненные еще не доросли до их уровня и обсуждение с ними тех или иных решений является пустой тратой времени. Руководитель-«авто крат»— это человек, не склонный, к передаче части своих право мочий, а следовательно, и ответственности подчиненным. Это человек, жаждущий подчинения. Он придерживается правила: тот не начальник, кого не боятся подчиненные. При таком спо собе действий руководителя окружающие и подчиненные испы тывают к нему неприязнь. Они не заинтересованы в результатах труда, у них нет желания проявлять инициативу в работе. Сле довательно, непригодность стиля работы руководителей-«авто кратов» очевидна.
К автократическому способу в определенной мере примыка ет и д е о к р а т и ч е с к и й с п о с о б управления. Руководитель, придерживающийся этого способа, интересуется индивидуаль ностями подчиненных. Однако из них он выделяет «фаворитов» и опирается только на них. Остальные работники руководителю безразличны. При таком способе управления инициатива у боль шинства работников почти отсутствует. Идеократический спо соб также чужд практике управления социалистическим пред
приятием. |
|
способ, |
применение которого |
Следует отметить еще один |
|||
в практике управления является |
недопустимым, но с которым |
||
еще приходится |
кое-когда встречаться. |
Это б ю р о к р а т и ч е |
|
с к и й с п о с о б |
управления. При |
этом способе управления ру |
ководитель не доверяет своим подчиненным. Он постоянно стре мится обезопасить себя различными предписаниями и указания ми. Руководители такого рода обычно не пользуются авторите том среди подчиненных.
Среди способов управления, заслуживающих внимания с по ложительной точки зрения, следует отметить способ предводи тельства и демократический способ.
78
Руководитель, строящий свою работу по с п о с о б у п р е д в о д и т е л ь с т в а , исходит из того, что его подчиненные — не ав томаты, а люди со всеми возможными достоинствами и недостат ками. Он стремится обсудить с подчиненными и сотрудниками возникшие проблемы, создает атмосферу равноправия и взаимо понимания. У сторонников данного способа управления есть до статочно оснований быть уверенными в том, что принятые ими решения будут одобрены всем коллективом. Руководители та кого типа создают у своих подчиненных соответствующее пси хологическое настроение, которое и приводит к достижению на меченной цели, причем подчиненные стремятся при таком отно шении к ним выполнить полученные задания наилучшим обра зом.
Руководители, пользующиеся д е м о к р а т и ч е с к и м |
с п о |
собом, стремятся наладить сотрудничество не только |
с непо |
средственными подчиненными, но и со всем рабочим коллекти вом в решении задач, которые стоят перед предприятием. В та ких условиях коллектив хорошо осознает ответственность и бу дет проявлять максимум инициативы в выполнении полученного задания.
Следует, однако, отметить, что демократический способ ма ло пригоден в тех случаях, когда необходимо срочное принятие решения по тому или иному вопросу.
Способом, близко примыкающим к предводительскому и де мократическому, является так называемый п р о г р е с с и в н ы й способ . Руководитель, придерживающийся этого способа, про являет большой интерес ко всем новинкам в области управления. Это увлечение он прививает и своим подчиненным. Однако в этом способе есть одна опасная черта, а именно: излишнее увлечение всеми новинками может отвлечь персонал от решения текущих задач, а с другой стороны, поспешное применение всяких нов шеств без тщательной проверки в данных конкретных условиях может не дать желаемого результата.
Задачей руководителей является выбрать те стороны в каж дом из рассмотренных способов, которые наилучшим образом бу дут способствовать решению поставленной задачи в конкретных условиях производства.
Г Л А В А V
НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПОДБОРА И РАССТАНОВКИ КАДРОВ УПРАВЛЕНИЯ
1. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЛИЧНЫХ И ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ РАБОТНИКА
Руководящий работник должен обладать особыми качества ми. Принципиальные указания по работе с кадрами в социали стическом обществе даны В. И. Лениным. В. И. Ленин неодно
79
кратно отмечал, что нужно «как можно осторожнее и терпели вее испытывать и распознавать настоящих организаторов, лю дей с трезвым умом и с практической сметкой»1, обладающих уменьем налаживать крепкую и дружную совместную работу большого коллектива. Он предлагал оценивать каждого руко водящего работника с точки зрения добросовестности, с полити ческой стороны, знания дела, административных способностей.
Таким образом, руководители должны обладать разносторон
ними качествами. В связи с |
этим встает практическая |
задача |
||
в ы я в л е н и я |
и о ц е н к и |
э т и х |
к а ч е с т в у работников. |
|
На практике |
сложились различные |
формы изучения |
кадров |
и работы с ними. Ряд сведений о работнике содержится в его личном деле. Однако объем этих сведений ограничен и сделать полное, объективное заключение о работнике по материалам лич ного дела очень трудно.
Важную информацию о работнике может дать представляе
мая |
в ряде случаев |
характеристика с прежнего |
места |
работы. |
||||||
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
оценки |
качеств |
|
Карта 1 |
|
|
|
||
|
|
работника — организатора производства |
|
|||||||
|
|
|
I |
|
|
|
|
|
|
|
Фамилия, имя, отчество |
|
|
|
|
|
|
|
|||
Возраст |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отдел, цех |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Должность |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Образование |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Стаж |
работы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В том |
числе на данном |
предприятии |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
Оценка |
|
• |
|
|
|
|
Коэффи |
5 |
4 |
3 |
2 |
Примеча |
||
|
|
|
|
|
|
|
||||
Качества личности |
циент |
всесторон непостоян |
редкое |
очень ред |
||||||
важности |
ние |
|||||||||
|
|
|
качества |
нее прояв ное прояв |
проявле |
кое прояв |
|
|||
|
|
|
|
|
|
ление ка |
ление ка |
ние ка |
ление ка |
|
|
|
|
|
|
|
чества |
чества |
чества |
чества |
|
Организаторские |
|
3 |
|
|
|
|
|
|
||
способности |
|
|
|
|
|
|
|
|||
Исполнительность |
|
2,5 |
|
|
|
|
|
|||
Интеллектуальные |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
||
способности |
|
|
|
|
|
|
|
|||
Профессиональная |
|
1,5 |
|
|
|
|
|
|||
подготовка |
|
|
|
|
|
|
||||
Отношение к людям |
1 |
|
|
|
|
|
|
|||
s ' |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ваше мнение, соответствует ли данный работник занимаемой долж |
||||||||||
ности? |
совсем, |
нет). |
|
|
|
|
|
|
|
|
(Да, |
не |
|
|
|
|
|
|
|
||
1 Ленин В. И. |
Поли. собр. соч. Изд. 5-е, т. 36, с. 193. |
|
|
80
Карта 2 оценки качеств работника с творческим характером труда
Фамилия, имя, отчество Возраст Отдел, цех Должность Образование Стаж работы
В том числе на данном предприятии
|
|
|
Оценка |
|
|
|
Коэффи- |
5 |
4 |
3 |
2 |
|
|
|
|
|
|
Качества личности |
циент |
всесторон непостоян |
редкое |
очень ред |
|
важности |
|||||
|
качества |
нее прояв |
ное прояв |
проявле |
кое прояв |
|
|
ление ка |
ление ка |
ние ка |
ление ка |
|
|
чества |
чества |
чества |
чества |
|
ч |
|
|
|
• |
Профессиональная |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
подготовка |
|
|
|
|
|
Интеллектуальные |
2,5 |
|
|
|
|
способности |
|
|
|
|
|
Исполнительность |
2 |
|
|
|
|
Деловые качества |
|
|
|
|
|
(организаторские |
1,5 |
|
|
|
|
способности) |
|
|
|
|
|
Отношений к лю |
1 |
|
|
|
|
дям |
/ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примеча ние
Ваше мнение, соответствует ли данный работник занимаемой долж ности?
(Да, не совсем, нет).
Но при этом необходимо иметь объективную характеристику ра ботника, в которой правильно отражены все положительные и отрицательные стороны работника. Нередко, однако, случаи, когда в характеристике не отражены отрицательные качества работника. Дающие такую одностороннюю характеристику пола гают, что делают доброе дело. В действительности же' получается наоборот. О недостатках работника товарищи по новой работе не знают и, следовательно, не могут вовремя ему помочь изжить их. Более того, при таких условиях создаются предпосылки раз растись этим недостаткам в еще более серьезные пороки [13].
На некоторых советских промышленных предприятиях в по
следние годы начали применяться так называемые |
э к с п е р т |
ные о ц е н к и личных и деловых качеств работника. |
Такую ра |
боту уже провели в г. Ленинграде (Оптико-механическое объеди
нение, объединение |
«Красногвардеец», завод им. Козицкого), |
|
а также Рижский завод ВЭФ [14]. Оценка |
качеств работника |
|
проводится экспертной комиссией. Результат |
оценки заносится |
|
в специальные карты |
(см. карты 1 и 2). |
|
' 6 А. П. Иванов |
гл |