Файл: Иванов, А. П. Научная организация управления производством в целлюлозно-бумажной промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ния и поощрения и что даже более строгое наказание восприни­ мается им правильно, если правильно избрана форма выраже­ ния этого наказания.

Не менее важно и правильно сделать поощрение работнику. На ряде наших целлюлозно-бумажных предприятий вознаграж­ дение по итогам года вручается в специальном конверте с позд­ равлением и благодарностью от руководства предприятия. Вот, например, какое поздравительное письмо вместе с премией вру­ чается работникам на Красногородском экспериментально-бу­ мажном комбинате.

Уважаемый товарищ!

Наше предприятие успешно выполнило план 1973 года. В этих успехах есть доля и Вашего труда.

По итогам года Вам выделяется единовременное вознаграждение в сум­

ме .... рублей.

 

коллектива

От всего сердца поздравляем Вас с достигнутыми успехами

и выражаем уверенность, что, соревнуясь за

досрочное выполнение плана

1974 г., Вы своим трудом внесете достойный

вклад в успешное

воплощение

в жизнь решений XXIV съезда КПСС.

Директор

парткома

'

Секретарь

Председатель профкома

Секретарь

комитета

ВЛКСМ

1974 г.

 

 

На ряде целлюлозно-бумажных предприятий разработаны

иизданы специальные памятки, содержащие советы руководя­ щим работникам, как вести себя в коллективе, с подчиненными

ипо другим вопросам. Такие памятки помогают работнику фор­ мировать именно те качества, которые ему, как руководителю,

необходимо иметь.

4. СТИЛЬ РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ

Вопрос о стиле работы руководителя занимает важное мес­ то среди проблем управления. Любой руководитель независимо от того, на каком месте он находится, должен придерживаться в своей работе социалистических принципов руководства. Но каждый руководитель проявляет при этом свою индивидуаль­

ность, характерные для него с п о с о б ы

д е й с т в и й

в процессе

управления, что определяет стиль его работы, с т и л ь

р у к о в о д ­

ства .

'

 

Стиль работы руководителя формируется прежде всего под влиянием его личных качеств, в процессе общения руководителя с подчиненными, во взаимодействии с ними. Активное воздей­ ствие на стиль работы руководителя оказывает трудовой коллектив. Не всякий стиль может получить одобрение под­ чиненных. Поэтому руководитель должен правильно решить, как

77


нужно руководить, чтобы достичь лучших результатов в своей деятельности. В настоящее время известен ряд способов действия, которые определяют стиль руководства коллективом [33, с. 27— 35].

Некоторые руководители предприятий пользуются в своей работе и н т у и т и в н ы м с п о с о б о м . Как говорит само назва­ ние, этот способ основан на интуиции, на чутье, исходящем из предшествующего опыта работы. Но одна лишь интуиция да­ леко не всегда приводит руководителя к правильному решению или действию. Поэтому в современных условиях применение ин­ туитивного способа в управлении следуетсчитать нецелесооб­ разным.

Среди руководителей предприятий есть сторонники так на­ зываемого а в т о к р а т и ч е с к о г о с п о с о б а действий. Руко­ водитель, пользующийся этим способом, считает, что только он имеет право принимать решения и отдавать распоряжения. Не­ которые из таких руководителей думают, что их подчиненные еще не доросли до их уровня и обсуждение с ними тех или иных решений является пустой тратой времени. Руководитель-«авто­ крат»— это человек, не склонный, к передаче части своих право­ мочий, а следовательно, и ответственности подчиненным. Это человек, жаждущий подчинения. Он придерживается правила: тот не начальник, кого не боятся подчиненные. При таком спо­ собе действий руководителя окружающие и подчиненные испы­ тывают к нему неприязнь. Они не заинтересованы в результатах труда, у них нет желания проявлять инициативу в работе. Сле­ довательно, непригодность стиля работы руководителей-«авто­ кратов» очевидна.

К автократическому способу в определенной мере примыка­ ет и д е о к р а т и ч е с к и й с п о с о б управления. Руководитель, придерживающийся этого способа, интересуется индивидуаль­ ностями подчиненных. Однако из них он выделяет «фаворитов» и опирается только на них. Остальные работники руководителю безразличны. При таком способе управления инициатива у боль­ шинства работников почти отсутствует. Идеократический спо­ соб также чужд практике управления социалистическим пред­

приятием.

 

способ,

применение которого

Следует отметить еще один

в практике управления является

недопустимым, но с которым

еще приходится

кое-когда встречаться.

Это б ю р о к р а т и ч е ­

с к и й с п о с о б

управления. При

этом способе управления ру­

ководитель не доверяет своим подчиненным. Он постоянно стре­ мится обезопасить себя различными предписаниями и указания­ ми. Руководители такого рода обычно не пользуются авторите­ том среди подчиненных.

Среди способов управления, заслуживающих внимания с по­ ложительной точки зрения, следует отметить способ предводи­ тельства и демократический способ.

78


Руководитель, строящий свою работу по с п о с о б у п р е д в о ­ д и т е л ь с т в а , исходит из того, что его подчиненные — не ав­ томаты, а люди со всеми возможными достоинствами и недостат­ ками. Он стремится обсудить с подчиненными и сотрудниками возникшие проблемы, создает атмосферу равноправия и взаимо­ понимания. У сторонников данного способа управления есть до­ статочно оснований быть уверенными в том, что принятые ими решения будут одобрены всем коллективом. Руководители та­ кого типа создают у своих подчиненных соответствующее пси­ хологическое настроение, которое и приводит к достижению на­ меченной цели, причем подчиненные стремятся при таком отно­ шении к ним выполнить полученные задания наилучшим обра­ зом.

Руководители, пользующиеся д е м о к р а т и ч е с к и м

с п о ­

собом, стремятся наладить сотрудничество не только

с непо­

средственными подчиненными, но и со всем рабочим коллекти­ вом в решении задач, которые стоят перед предприятием. В та­ ких условиях коллектив хорошо осознает ответственность и бу­ дет проявлять максимум инициативы в выполнении полученного задания.

Следует, однако, отметить, что демократический способ ма­ ло пригоден в тех случаях, когда необходимо срочное принятие решения по тому или иному вопросу.

Способом, близко примыкающим к предводительскому и де­ мократическому, является так называемый п р о г р е с с и в н ы й способ . Руководитель, придерживающийся этого способа, про­ являет большой интерес ко всем новинкам в области управления. Это увлечение он прививает и своим подчиненным. Однако в этом способе есть одна опасная черта, а именно: излишнее увлечение всеми новинками может отвлечь персонал от решения текущих задач, а с другой стороны, поспешное применение всяких нов­ шеств без тщательной проверки в данных конкретных условиях может не дать желаемого результата.

Задачей руководителей является выбрать те стороны в каж­ дом из рассмотренных способов, которые наилучшим образом бу­ дут способствовать решению поставленной задачи в конкретных условиях производства.

Г Л А В А V

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПОДБОРА И РАССТАНОВКИ КАДРОВ УПРАВЛЕНИЯ

1. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЛИЧНЫХ И ДЕЛОВЫХ КАЧЕСТВ РАБОТНИКА

Руководящий работник должен обладать особыми качества­ ми. Принципиальные указания по работе с кадрами в социали­ стическом обществе даны В. И. Лениным. В. И. Ленин неодно­

79


кратно отмечал, что нужно «как можно осторожнее и терпели­ вее испытывать и распознавать настоящих организаторов, лю­ дей с трезвым умом и с практической сметкой»1, обладающих уменьем налаживать крепкую и дружную совместную работу большого коллектива. Он предлагал оценивать каждого руко­ водящего работника с точки зрения добросовестности, с полити­ ческой стороны, знания дела, административных способностей.

Таким образом, руководители должны обладать разносторон­

ними качествами. В связи с

этим встает практическая

задача

в ы я в л е н и я

и о ц е н к и

э т и х

к а ч е с т в у работников.

На практике

сложились различные

формы изучения

кадров

и работы с ними. Ряд сведений о работнике содержится в его личном деле. Однако объем этих сведений ограничен и сделать полное, объективное заключение о работнике по материалам лич­ ного дела очень трудно.

Важную информацию о работнике может дать представляе­

мая

в ряде случаев

характеристика с прежнего

места

работы.

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

оценки

качеств

 

Карта 1

 

 

 

 

 

работника — организатора производства

 

 

 

 

I

 

 

 

 

 

 

 

Фамилия, имя, отчество

 

 

 

 

 

 

 

Возраст

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отдел, цех

 

 

 

 

 

 

 

 

Должность

 

 

 

 

 

 

 

 

Образование

 

 

 

 

 

 

 

 

Стаж

работы

 

 

 

 

 

 

 

 

В том

числе на данном

предприятии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка

 

 

 

 

Коэффи­

5

4

3

2

Примеча­

 

 

 

 

 

 

 

Качества личности

циент

всесторон­ непостоян­

редкое

очень ред­

важности

ние

 

 

 

качества

нее прояв­ ное прояв­

проявле­

кое прояв­

 

 

 

 

 

 

 

ление ка­

ление ка­

ние ка­

ление ка­

 

 

 

 

 

 

 

чества

чества

чества

чества

 

Организаторские

 

3

 

 

 

 

 

 

способности

 

 

 

 

 

 

 

Исполнительность

 

2,5

 

 

 

 

 

Интеллектуальные

 

2

 

 

 

 

 

 

способности

 

 

 

 

 

 

 

Профессиональная

 

1,5

 

 

 

 

 

подготовка

 

 

 

 

 

 

Отношение к людям

1

 

 

 

 

 

 

s '

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ваше мнение, соответствует ли данный работник занимаемой долж­

ности?

совсем,

нет).

 

 

 

 

 

 

 

(Да,

не

 

 

 

 

 

 

 

1 Ленин В. И.

Поли. собр. соч. Изд. 5-е, т. 36, с. 193.

 

 

80


Карта 2 оценки качеств работника с творческим характером труда

Фамилия, имя, отчество Возраст Отдел, цех Должность Образование Стаж работы

В том числе на данном предприятии

 

 

 

Оценка

 

 

Коэффи-

5

4

3

2

 

 

 

 

 

Качества личности

циент

всесторон­ непостоян­

редкое

очень ред­

важности

 

качества

нее прояв­

ное прояв­

проявле­

кое прояв­

 

 

ление ка­

ление ка­

ние ка­

ление ка­

 

 

чества

чества

чества

чества

 

ч

 

 

 

Профессиональная

 

 

 

 

3

 

 

 

 

подготовка

 

 

 

 

Интеллектуальные

2,5

 

 

 

 

способности

 

 

 

 

Исполнительность

2

 

 

 

 

Деловые качества

 

 

 

 

 

(организаторские

1,5

 

 

 

 

способности)

 

 

 

 

Отношений к лю­

1

 

 

 

 

дям

/

 

 

 

 

 

 

 

 

Примеча­ ние

Ваше мнение, соответствует ли данный работник занимаемой долж­ ности?

(Да, не совсем, нет).

Но при этом необходимо иметь объективную характеристику ра­ ботника, в которой правильно отражены все положительные и отрицательные стороны работника. Нередко, однако, случаи, когда в характеристике не отражены отрицательные качества работника. Дающие такую одностороннюю характеристику пола­ гают, что делают доброе дело. В действительности же' получается наоборот. О недостатках работника товарищи по новой работе не знают и, следовательно, не могут вовремя ему помочь изжить их. Более того, при таких условиях создаются предпосылки раз­ растись этим недостаткам в еще более серьезные пороки [13].

На некоторых советских промышленных предприятиях в по­

следние годы начали применяться так называемые

э к с п е р т ­

ные о ц е н к и личных и деловых качеств работника.

Такую ра­

боту уже провели в г. Ленинграде (Оптико-механическое объеди­

нение, объединение

«Красногвардеец», завод им. Козицкого),

а также Рижский завод ВЭФ [14]. Оценка

качеств работника

проводится экспертной комиссией. Результат

оценки заносится

в специальные карты

(см. карты 1 и 2).

 

' 6 А. П. Иванов

гл