Файл: Дракин, И. И. Основы проектирования беспилотных летательных аппаратов с учетом экономической эффективности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Решая эти уравнения совместно, находим значения а2 и а3 и затем искомое уравнение траектории

-(т .“ + т ^ ) ( г ) !-

(1Л9)

Находя из этого уравнения величину

dh

\

23

хД/г

1

g x K

:і.2 0 )

d x

Ѵк2

 

к

4

 

уточняем уравнение (1. 19) для случая существенных значений dh \

d x А

*-*•+{т«+тт'Ч£іЬ{-іТ-

l r i / •* \3

(1.21)

Если

f - )

< 0 , 2 ,

( ■d x

1

\

к

 

то можно пользоваться уравнением (1. 19).

Для полета в горизонтальной плоскости уравнение траекто­ рии может быть получено аналогично. В этом случае при обес­ печении в конце полета перегрузки в горизонтальной плоскости пу к = 0 значение г = оо и, следовательно, для бокового отклоне­ ния (перпендикулярного к начальной линии полета)

Уравнение траектории при этом будет

( 1. 22)

Здесь A z -— боковое отклонение от начального направления в мо­ мент встречи с целью.

Для БЛА класса ВЗ и ВВ начальный участок полета ино.- гда представляет траекторию перехода с горизонтального полета при запуске на траекторию горизонтального полета на маршевой высоте (см. кривую С на рис. 1.3). В этих случаях ограничения­ ми для траектории являются начальный угол Ѳо и конечный Ѳ„, которые обычно равны нулю. Для уменьшения аэродинамическо­ го сопротивления переход на большую высоту желательно про­ изводить по возможно более короткой траектории. Ограничивают

17


длину переходной траектории допустимые перегрузки в начале траектории пу 0 и в конце переходной траектории пу к. Исходя из этих четырех ограничивающих параметров уравнение траектории должно быть четвертой степени, т. е.

h = h0 + aіХ + a2xz+ а3х3+ щ*4,

при этом Ѳо = Ѳк = 0, следовательно,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

dh \

__

! dh

 

 

 

 

 

поэтому = 0, а также

 

dx

 

dx )кI __Q

0.

 

 

а3х к2 4а4х к3=

Так как

 

 

‘2а2.ѵк +

3

 

+

 

 

 

 

 

 

 

я,

 

grо

I

11 fiy

 

К 2

I 1

 

 

I/O'

1

я

 

 

 

Ук"

 

 

 

 

 

0

 

 

 

 

к--

gr

к

1 1•

учитывая формулу (1. 15), находим

 

 

 

 

 

 

 

 

d2h

 

1

g(ny—

1)

 

Тогда

 

 

dx

2

 

 

 

 

V2

 

 

 

 

 

 

 

g(nvo-

1)

 

 

 

 

 

d2h

V

dx2

 

Jo =

1)

V02.

 

 

 

 

(

g ( n y K —

:

 

 

'V6 Я зХ к “j~ 11(14X 2,

V

dx2 }K

hK

 

VK2

 

 

 

агх

 

3 +

а4х к\

 

д/г =

 

h0= a 2x 2

-f

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решая полученные три уравнения относительно а3, а4 и хк, нахо­ дим значения коэффициентов в уравнении траектории, а также значение горизонтальной дальности выхода ЛА на маршевую траекторию:

 

і =

0,

 

 

1

g (п уо

1)

 

а

а„ =

2

 

 

к — 1

 

 

п у

 

 

g

(2

 

 

 

 

 

 

 

 

Ѵ02

 

 

 

 

 

3*к I

«</о — 1 I

 

 

 

 

 

 

 

Po2

 

1

 

(1.23)

 

 

4 V V

^o2

Ah

 

 

 

 

 

/«I/O —

1

I «I/ к —

 

 

 

 

 

 

 

12

________

 

 

 

 

 

 

«I/O ;— 1

«I/K — 1

 

 

 

 

 

 

 

Po2

 

 

 

 

 

 

18


2. 3. Траектории динамического планирования

При большой дальности полета (несколько сот или тысяч ки­ лометров) в некоторых случаях целесообразно применить дина­ мическое планирование. При этом ЛА разгоняется до большой скорости и выводится на большую высоту. С этой высоты полет производится при неработающем двигателе за счет главным образом запаса кинетической энергии. В принципе динамическое планирование возможно по горизонтали, однако при этом умень­ шение скоростного напора ведет к снижению маневренных ка­ честв. Кроме того, по мере уменьшения скорости, возрастает угол атаки, что ведет к увеличению индуктивного сопротивления.

Наиболее рационально совершать динамическое планирова­ ние на режиме максимального аэродинамического качества (или близком к нему). При этом угол атаки должен быть постоянным или почти постоянным. Следовательно, при этом должно

Су~ const.

Так как полетный вес

G = CuS J ^ L = const,

у2

то, следовательно, скоростной напор

^ —

const.

ѵ2

Сохранение постоянства скоростного напора осуществляется за счет снижения высоты полета по мере уменьшения скорости полета. Знак приблизительности в последнем выражении объ­ ясняется тем, что при изменении скорости, а следовательно, и числа М величина (су/сх)тах немного изменяется.

Уравнение движения при динамическом планировании со ско­ ростью значительно меньшей космической (без учета центробеж­ ной орбитальной силы)

т

d V

 

c

х

с

QV"2

• п

. .

dt

 

 

 

 

и

 

----- =

—-

 

rS —

 

 

si n Ѳ.

 

 

 

 

----------

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

Учитывая, что угол планирования при этом небольшой (едини­ цы или доли градуса), можно подъемную силу принять равной

Y = G cos Ѳ ~ G.

Так как

QK2

Y — CyS

2

то, деля дифференциальное уравнение на

cyS Q V 2

О,

2

19



получим

1

d V

]

sin ѲI .

dt

g

Су/Сл

 

Если Едл — дальность планирования, то

dV

dV

s = - g

cy/cx

sin fj I .

dt

d

 

 

I

 

 

Учитывая, что

sin ѲÄ const,

С у І С л

после интегрирования последнего уравнения находим

L „ = -

i/z/2max _

V

2

к

 

^(С у /C

+

sin.

Здесь Ушах и Ук соответственно скорость в начале и конце пла­ нирования.

Пренебрегая в первом приближении величиной sin Ѳ, которая очень мала, найдем

2

= ■■Ѵ2К+ -

Су / Сл

(1.24)

V max

 

 

 

 

Учитывая, что

 

бкЕк2

 

ömlnE2

(1.25)

 

 

 

2

Qmin

Ѵк

N2

( -

 

Таким образом, зная из условий задачи, хотя бы приближенно Тдл и С у / с х , определяют Ушах, затем gmm и соответствующую ве­ личину hmax. Следовательно,

 

cp

^max

h-к

 

Теперь можно уточнить

sin 0,

 

 

cp

 

к ' Ь

„ L

Су’Сх

 

1/2max = J/2_1_2

^пл

(1-23)

 

 

 

 

sin Ѳ,

Найдя y max и /гт ах, можно построить траекторию выхода на динамическое планирование. Уравнение траектории представля­ ем в виде

h = hoüiX -)-ct^x2.

Поперечную перегрузку для скорейшего выхода на динамиче­ ское планирование желательно иметь возможно большую по аб-

20