Файл: Дракин, И. И. Основы проектирования беспилотных летательных аппаратов с учетом экономической эффективности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 2
Решая эти уравнения совместно, находим значения а2 и а3 и затем искомое уравнение траектории
-(т .“ + т ^ ) ( г ) !- |
(1Л9) |
Находя из этого уравнения величину
dh |
\ |
23 |
хД/г |
1 |
g x K |
:і.2 0 ) |
|
d x |
Ѵк2 |
||||||
)к |
|
к |
4 |
|
уточняем уравнение (1. 19) для случая существенных значений dh \
d x А
*-*•+{т«+тт'Ч£іЬ{-іТ-
l r i / •* \3 |
(1.21) |
Если
f - ) |
< 0 , 2 , |
|
( ■d x |
1 |
|
\ |
к |
|
то можно пользоваться уравнением (1. 19).
Для полета в горизонтальной плоскости уравнение траекто рии может быть получено аналогично. В этом случае при обес печении в конце полета перегрузки в горизонтальной плоскости пу к = 0 значение г = оо и, следовательно, для бокового отклоне ния (перпендикулярного к начальной линии полета)
Уравнение траектории при этом будет
( 1. 22)
Здесь A z -— боковое отклонение от начального направления в мо мент встречи с целью.
Для БЛА класса ВЗ и ВВ начальный участок полета ино.- гда представляет траекторию перехода с горизонтального полета при запуске на траекторию горизонтального полета на маршевой высоте (см. кривую С на рис. 1.3). В этих случаях ограничения ми для траектории являются начальный угол Ѳо и конечный Ѳ„, которые обычно равны нулю. Для уменьшения аэродинамическо го сопротивления переход на большую высоту желательно про изводить по возможно более короткой траектории. Ограничивают
17
длину переходной траектории допустимые перегрузки в начале траектории пу 0 и в конце переходной траектории пу к. Исходя из этих четырех ограничивающих параметров уравнение траектории должно быть четвертой степени, т. е.
h = h0 + aіХ + a2xz+ а3х3+ щ*4,
при этом Ѳо = Ѳк = 0, следовательно, |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
dh \ |
__ |
! dh |
|
|
|
|
|
|||
поэтому = 0, а также |
|
dx |
|
dx )кI __Q |
0. |
||||||||||
|
|
а3х к2 4а4х к3= |
|||||||||||||
Так как |
|
|
‘2а2.ѵк + |
3 |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|||
|
я, |
|
grо |
I |
11 fiy |
|
— |
К 2 |
I 1 |
||||||
|
|
I/O' |
1 |
я |
|
|
|
Ук" |
|||||||
|
|
|
|
|
0 |
|
|
|
|
к-- |
gr |
к |
1 1• |
||
учитывая формулу (1. 15), находим |
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
d2h |
|
1 |
g(ny— |
1) |
|
|||||||
Тогда |
|
|
dx |
2 |
|
|
|
|
V2 |
|
|
||||
|
|
|
|
|
g(nvo- |
1) |
|
|
|
|
|||||
|
d2h |
V |
dx2 |
|
Jo = |
1) |
V02. |
|
|
|
|
||||
( |
g ( n y K — |
: |
|
|
'V6 Я зХ к “j~ 11(14X 2, |
||||||||||
V |
dx2 }K |
hK |
|
VK2 |
|
|
|
агх |
|
3 + |
а4х к\ |
||||
|
д/г = |
|
h0= a 2x 2 |
-f |
|
||||||||||
|
|
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Решая полученные три уравнения относительно а3, а4 и хк, нахо дим значения коэффициентов в уравнении траектории, а также значение горизонтальной дальности выхода ЛА на маршевую траекторию:
|
і = |
0, |
|
|
1 |
g (п уо |
— |
1) |
|
|
а |
а„ = |
2 |
|
|
к — 1 |
|
||||
|
п у |
|
||||||||
|
g |
(2 |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
Ѵ02 |
|
|
||
|
|
|
3*к I |
«</о — 1 I |
|
|
|
|||
|
|
|
|
Po2 |
|
1 |
|
(1.23) |
||
|
|
4 V V |
^o2 |
Ah |
|
|
||||
|
|
|
/«I/O — |
1 |
I «I/ к — |
|
|
|||
|
|
|
|
|
12 |
________ |
|
|
|
|
|
|
|
«I/O ;— 1 |
«I/K — 1 |
|
|
|
|||
|
|
|
|
Po2 |
|
|
|
|
|
|
18
2. 3. Траектории динамического планирования
При большой дальности полета (несколько сот или тысяч ки лометров) в некоторых случаях целесообразно применить дина мическое планирование. При этом ЛА разгоняется до большой скорости и выводится на большую высоту. С этой высоты полет производится при неработающем двигателе за счет главным образом запаса кинетической энергии. В принципе динамическое планирование возможно по горизонтали, однако при этом умень шение скоростного напора ведет к снижению маневренных ка честв. Кроме того, по мере уменьшения скорости, возрастает угол атаки, что ведет к увеличению индуктивного сопротивления.
Наиболее рационально совершать динамическое планирова ние на режиме максимального аэродинамического качества (или близком к нему). При этом угол атаки должен быть постоянным или почти постоянным. Следовательно, при этом должно
Су~ const.
Так как полетный вес
G = CuS J ^ L = const,
у2
то, следовательно, скоростной напор
^ — |
const. |
ѵ2
Сохранение постоянства скоростного напора осуществляется за счет снижения высоты полета по мере уменьшения скорости полета. Знак приблизительности в последнем выражении объ ясняется тем, что при изменении скорости, а следовательно, и числа М величина (су/сх)тах немного изменяется.
Уравнение движения при динамическом планировании со ско ростью значительно меньшей космической (без учета центробеж ной орбитальной силы)
т |
d V |
|
c |
х |
с |
QV"2 |
• п |
. . |
||
dt |
|
|
|
|
и |
|||||
|
----- = |
—- |
|
rS — |
|
|
si n Ѳ. |
|||
|
|
|
|
---------- |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
Учитывая, что угол планирования при этом небольшой (едини цы или доли градуса), можно подъемную силу принять равной
Y = G cos Ѳ ~ G.
Так как
QK2
Y — CyS
2
то, деля дифференциальное уравнение на
cyS Q V 2 |
О, |
2
19
получим
1 |
d V |
] |
sin ѲI . |
|
dt |
||||
g |
Су/Сл |
|
Если Едл — дальность планирования, то
dV |
dV |
s = - g |
cy/cx |
sin fj I . |
dt |
d |
|||
|
|
I |
|
|
Учитывая, что
sin ѲÄ const,
С у І С л
после интегрирования последнего уравнения находим
L „ = - |
i/z/2max _ |
V |
2 |
к |
|||
|
^(С у /C |
+ |
sin. |
Здесь Ушах и Ук соответственно скорость в начале и конце пла нирования.
Пренебрегая в первом приближении величиной sin Ѳ, которая очень мала, найдем
2 |
= ■■Ѵ2К+ - |
Су / Сл |
(1.24) |
|
V max |
|
|
|
|
Учитывая, что |
|
бкЕк2 |
|
|
ömlnE2 |
(1.25) |
|||
|
|
|
2 |
|
Qmin |
Ѵк |
N2 |
||
6ь ( - |
|
Таким образом, зная из условий задачи, хотя бы приближенно Тдл и С у / с х , определяют Ушах, затем gmm и соответствующую ве личину hmax. Следовательно,
|
cp |
^max |
h-к |
|
|
Теперь можно уточнить |
sin 0, |
|
|
cp |
|
к ' Ь |
„ L |
Су’Сх |
|
||
1/2max = J/2_1_2 |
^пл |
(1-23) |
|||
|
|
|
|
sin Ѳ, |
Найдя y max и /гт ах, можно построить траекторию выхода на динамическое планирование. Уравнение траектории представля ем в виде
h = ho~Т üiX -)-ct^x2.
Поперечную перегрузку для скорейшего выхода на динамиче ское планирование желательно иметь возможно большую по аб-
20