Файл: Андреев, И. А. Финансовый контроль в СССР [учебное пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
должны вносить соответствующие поправки. В том же порядке корректируются и сводные отраслевые сметы, если в них, например, завышены исходные данные по сети и контингентам социально-культурных учреждений, нормы расходов и т. д.
Министерства и отделы исполкомов, наряду со свод ными финансовыми планами и отраслевыми сметами, представляют сметы расходов на содержание аппарата управления и на централизованные мероприятия. Эти сметы также должны быть тщательно проверены мини стерствами финансов и местными финансовыми органа ми с внесением в необходимых случаях соответствующих коррективов.
Проверяя ометы расходов на содержание аппарата управления министерств и отделов исполкомов, необхо димо обратить особое внимание на дальнейшее его со вершенствование ;и удешевление.
Министерства финансов и местные финансовые ор ганы после рассмотрения сводных смет и финансовых планов министерств и отделов исполкомов, а также смет расходов .на содержание аппарата управления и расходов по централизованным мероприятиям сводят их в сбалансированный проект бюджета республики или местного бюджета.
Каждое министерство финансов или областной фи нансовый отдел, кроме проекта республиканского или областного бюджета, составляет проект государствен ного бюджета республики или области.
Проект государственного бюджета СССР составляет ся Министерством финансов СССР на основе проекта союзного бюджета, проектов государственных бюджетов союзных республик и проекта бюджета государственно го социального страхования с учетом внесенных коррек тировок.
Составление проектов государственных бюджетов союзных и автономных республик, а также местных бюджетов производится в два этапа. На первом этапе министерства финансов союзных и автономных респуб лик, а также местные финансовые органы на основании проектов сводных финансовых планов и сводных смет министерств и отделов исполкомов, а также расчетов по доходам и некоторым расходам самих финансовых ор ганов составляют предварительные проекты бюджетов
112
в целом, без выделения дифференцированных бюджетов. Второй этап составления проекта бюджета начинается после его рассмотрения в вышестоящем финансовом ор гане. Министерства финансов н местные финансовые органы составляют уточненные проекты собственного бюджета и рассматривают проекты нижестоящих бюд жетов и на их основе составляют проект сводного бюд жета. На этой стадии составляется уточненный и раз вернутый проект бюджета.
Необходимость применения двух этапов в составле нии проектов бюджетов союзных и автономных респуб лик, а также местных бюджетов вытекает из основных принципов бюджетного устройства — демократического централизма, единства бюджетной системы и ленинской национальной политики. Кроме того, период составления проектов государственных бюджетов ограничен общими сроками составления проекта государственного бюджета
СССР, который до начала следующего года должен быть составлен, рассмотрен и утвержден !.
При ревизии составления и рассмотрения проектов бюджетов необходимо выяснить следующие вопросы.
1. Правильно ли организована работа по составле нию проекта бюджета и было ли обеспечено широкое участие в этой работе организаций и учреждений, мест ных Советов н общественности?
В советской бюджетной системе воплощен ленинский принцип демократического централизма. В процессе ре визии следует выяснить соблюдение указанного принци па, положенного в основу составления и исполнения государственного бюджета СССР.
В бюджетном устройстве демократический центра лизм выражается, с одной стороны, в том, что всем без исключения Советам депутатов трудящихся предостав лено право устанавливать свой бюджет, и, с другой сто роны, в полной гласности и публичности бюджета и пол ноте прав государственной власти. Верховные Советы и Советы депутатов трудящихся с помощью избранных ими планово-бюджетной, отраслевых комиссий, комиссии по делам молодежи и комиссии по охране природы де тально рассматривают свод 'соответствующего бюджета1
1 В РСФСР в виде опыта, начиная с 1971 г., проекты низовых бюджетов составляются на основе контрольных цифр.
П-803,-8 |
313 |
без каких бы то ни было ограничений своих компетенций и инициативы в изменении доходных и расходных назна чений и в установлении дополнительных доходов и рас ходов. При ревизии следует проверить, было ли обеспе чено широкое участие iB работе то составлению бюджета постоянных комиосий Верховных Советов и Советов де путатов трудящихся, организаций и учреждений.
2.Использовались ли периодическая статистическая
ибухгалтерская отчетность? Наряду с показателями на роднохозяйственного плана и результатами ожидаемого исполнения бюджета за отчетный год, при составлении проектов бюджетов должны быть использованы данные периодической, статистической и бухгалтерской отчет ности, а также материалы ревизий и .-проверок. Эти дан ные являются базой для разработки предложений по увеличению производства, улучшению качественных по казателей работы отраслей народного хозяйства, увели чению накоплений и, следовательно, доходов бюджета.
3.'Соблюдение установленных норм расходования материальных и денежных средств, цен и тарифов и
других видов материального обеспечения. В целях пред отвращения излишеств в расходах необходимо иметь в виду, что ни одна цифра не может быть включена в бюджет при отсутствии подробного расчета, составлен ного ,на основе установленных цен, тарифов и норм. Как было .сказано выше, необходимо фактические нормы расходов сопоставлять с плановыми. Такое сопоставле ние фактических и плановых норм позволяет выяснить причины их расхождения и факты нарушения финансо во-бюджетной ДИСЦИПЛИНЫ.
4. Министерства финансов и местные финансовые органы должны следить не только за соблюдением штат ной дисциплины, но и разрабатывать 'мероприятия в об ласти дальнейшего упрощения и удешевления аппарата управления. В Программе КПСС сказано: «Советский
аппарат должен быть простым, |
квалифицированным, |
||
дешевым и оперативным, |
без каких-либо проявлений |
||
бюрократизма, |
формализма и волокиты» *. |
||
Проверяя соблюдение штатной дисциплины, необхо |
|||
димо выяснить |
результаты |
работы министерств финан-1 |
|
1 Материалы |
XXII съезда |
КПСС. |
М., Госполитиздат, 1961, |
стр. 399. |
|
|
|
114
сов я местных финансовых органов ib области дальней шего сокращения и удешевления аппарата управления.
5. Соблюдение установленного но бюджету размера лимитированных расходов. Лимитированными расхода ми бюджета являются 'капитальные вложения, фонд за работной платы и расходы на управление. Расходы бюджета по этим 'статьям проверяются с точки зрения соответствия бюджетных ассигнований показателям на роднохозяйственного плана.
Для установления правильности включения в бюд жет ассигнований на капитальные вложения следует ис ходить из лимита, предусмотренного .по народнохозяй ственному плану. Источниками финансирования центра лизованных капитальных вложений являются собствен ные средства предприятий и хозяйственных организаций, долгосрочные кредиты банка и ассигнования из бюдже та. Ассигнования из бюджета являются решающим ис точником финансирования капитальных вложений, хотя их удельный вес и снизился в условиях хозяйственной реформы.
За 'Счет собственных средств предприятий и кредитов банка осуществляются финансирование строек, затраты по которым могут возмещаться сроком до 5 лет с момен та ввода в эксплуатацию, затраты на расширение и ре конструкцию действующих предприятий и затраты на нецентрализаванные капиталовложения.
Если новый порядок финансирования капитального строительства министерствами и отделами исполкомов учтен не в полной мере при составлении сводных финан совых планов, не полностью учтены источники финанси рования, а расходы завышены, то министерства финан сов и местные финансовые органы должны вносить соот ветствующие поправки в сводные финансовые планы.
6. Соблюдение 'порядка составления, рассмотрения и утверждения бюджетов, установленного законами о бюджетных правах. Составление, утверждение и испол нение бюджетов осуществляются -в соответствии с Конституцией СССР н конституциями союзных и авто номных республик ,на основе законов о бюджетных правах Союза ССР, союзных и автономных республик, а также местных Советов депутатов трудящихся.
На основе ленинского принципа демократического централизма все больше повышается роль местных
8* |
115 |
Советов в хозяйственном и культурном строительстве, расширяются их бюджетные права. Им предоставлено право использовать дополнительно выявленные и полу ченные при исполнении бюджета доходы на финансиро вание жилищно-коммунального хозяйства и социально культурных мероприятий. Б связи с этим следует прове рить законность ооразювания дополнительных доходов
иих использование .по целевому назначению.
7.Соответствие' принятых в расчетах к бюджету дан ных о сети, штатах и контингентах бюджетных учрежде ний данным о фактическом их наличии на начало года
ипоказателям их расширения или увеличения; правиль
ность планирования среднегодовых оперативно-сетевых показателей.
8. Регулирование бюджетов. Бюджетное регулирова ние является важнейшей стадией бюджетного планиро вания. Посредством бюджетного регулирования обеспе чивается баланс доходов и расходов каждого бюджета в отдельности. Бюджетное регулирование осуществляет ся путем составления плана отчислений от государст венных доходов и налогов. Указанные планы регулиро вания бюджетов следует тщательно проверить с точки зрения соблюдения следующих требований:
а) в качестве регулируемых источников могут быть использованы все регулируемые государственные налоги
идоходы; при этом в интересах облегчения составления
иисполнения плана регулирования небольшие по объе му государственные налоги и доходы низовым бюдже там передаются полностью в размерах, установленных
для вышестоящего бюджета; б) в целях устранения кассовых разрывов размеры
отчислений от сезонных доходов устанавливаются в ми нимальных размерах с таким расчетом, чтобы суммы отчислений от указанных доходов в плане регулирова ния занимали незначительный размер и наименьший удельный вес;
в) общая сумма отчислений от общесоюзных госу дарственных налогов и доходов во все бюджеты по каждому источнику регулирования не должна превы шать суммы по среднему проценту, установленному для вышестоящего бюджета;
г) дифференцированные проценты отчислений от го сударственных налогов и доходов для отдельных бюд
116
жетов устанавливаются в зависимости от степени .пре вышения расходов над закрепленными доходами; при этом для упрощения расчетов проценты отчислений устанавливаются в целых числах, преимущественно кратные: 5, 10, 15, 20 и т. д., и только по одному наибо лее крупному источнику — налогу с оборота допускают ся десятые доли;
д) в интересах создания заинтересованности местных Советов в деле выполнения плана по общегосударствен ным налогам и доходам даже при полном сбалансирова нии бюджета за счет закрепленных доходов производят ся в минимальных размерах отчисления от всех госу дарственных доходов и налогов, поступающих на терри тории данной административной единицы; в случаях, если образуется превышение закрепленных и регулируе мых доходов над расходами, то это превышение подле жит изъятию в вышестоящий бюджет;
е) при составлении плана регулирования необходимо установить максимальные проценты отчислений от дохо дов, успешность выполнения которых зависит от местных Советов, и наоборот, необходимо установить минималь ные размеры отчислений от доходов, в мобилизации ко торых не участвуют местные Советы;
ж) в отдельных случаях, если не представляется воз можность обеспечить баланс доходов и расходов при условии установления максимальных процентов, недо стающая сумма покрывается за счет дотаций из выше стоящего бюджета.
9. Министерства финансов и местные финансовые ор ганы одновременно с составлением проектов бюджетов разрабатывают поквартальное распределение годовых назначений по доходам и расходам. Поквартальное рас пределение доходов и расходов бюджета производится на основе поквартальной разбивки сводных финансовых планов и отраслевых смет соответствующих министерств и отделов исполкомов, исходя из установленных сроков платежей и с учетом сезонности отдельных расходов. Правильное поквартальное распределение годовых наз начений позволяет обеспечить своевременное финансиро вание предприятий и учреждений в течение всего года.
При ревизии необходимо проверить правильность по квартальной разбивки бюджета с точки зрения соответ ствия квартальным показателям народнохозяйственного
117
плана и годовому 'бюджету, а также обоснованности распределения по кварталам доходов и расходов с учетом их сроков и сезонности.
Бюджет по доходам и расходам должен быть сбалан сирован в каждом квартале. В случае недостаточности в каком-либо квартале доходов для сбалансирования бюджета временно могут быть использованы оборотная кассовая наличность и свободные остатки бюджетных средств на начало планируемого года. Суммы, позаим ствованные в течение года из оборотной кассовой налич ности, должны быть восстановлены, и размер этой суммы на конец года должен соответствовать сумме, утверж денной по бюджету *.
В исключительных случаях, когда не представляется возможности сбалансировать поквартальное распределе ние на первый и, в особенности, на второй квартал, для покрытия плановых кассовых разрывов может быть пре дусмотрена ссуда из вышестоящего бюджета с условием ее погашения в следующих кварталах планируемого года.
Поквартальное распределение годовых назначений по доходам и расходам должно быть утверждено Советами Министров или исполкомами местных Советов одновре менно е установлением соответствующего бюджета.
Каждое министерство финансов и местный финансо вый орган, наряду с составлением поквартального рас пределения годовых назначений собственного бюджета (районного, областного, республиканского), должны со ставить поквартальное распределение доходов и расходов в целом по своду бюджета путем объединения поквар тального распределения доходов и расходов собствен ного бюджета и нижестоящих бюджетов и представить его в вышестоящий финансовый орган.)б*
1 См.: а) Инструкция Министерства финансов РСФСР от 10 сентября 1971 г. № 01/678 «О порядке составления финансовыми от
делами поквартального распределения годовых назначений по бюд жетам...»;
б) «Основные положения о порядке составления покварталь ного распределения годовых назначений по республиканским бюд жетам союзных и автономных республик и местным бюджетам» Министерства финансов СССР, 1969.
118
§ 2. РЕВИЗИЯ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
Исполнение бюджета является важнейшим разделом и составной частью бюджетного планирования.
Основная задача исполнения государственного бюд жета состоит в том, чтобы обеспечить своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов, экономное расходование бюджетных средств строго по целевому назначению и в меру выполнения как производ ственных, так и оперативно-сетевых показателей.
Организация исполнения государственного бюджета
СССР тесно связана с выполнением народнохозяйствен ного плана. Выполнение доходной и расходной части государственного бюджета находится в прямой зависи мости от выполнения количественных и качественных по казателей народнохозяйственного плана. Успешное вы полнение народнохозяйственного плана обеспечивает своевременное выполнение как доходной, так и расход ной части государственного бюджета СССР.
Поскольку правильное и своевременное исполнение государственного бюджета имеет большое политическое и народнохозяйственное значение, выполнение плана до ходов бюджета и расходование средств по целевому на значению регламентированы законами и постановления ми правительства.
Вся оперативная работа по исполнению бюджета возложена на Министерство финансов СССР, министер ства финансов союзных и автономных республик и ме стные финансовые органы.
В области исполнения государственного бюджета
СССР финансовые органы выполняют весьма ответст венные обязанности. К другу их обязанностей относятся:
— своевременное финансирование предприятий и учреждений в меру выполнения ими производственных и оперативных планов и по целевому назначению;
— осуществление контроля за состоянием финансово хозяйственной деятельности предприятий и организа ций и за своевременным выполнением ими своих обяза тельств по платежам в бюджет;
—выявление резервов и новых источников доходов;
—открытие кредитов учреждениям, состоящим на со юзном бюджете и республиканских бюджетах союзных
119