Файл: Андреев, И. А. Финансовый контроль в СССР [учебное пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

должны вносить соответствующие поправки. В том же порядке корректируются и сводные отраслевые сметы, если в них, например, завышены исходные данные по сети и контингентам социально-культурных учреждений, нормы расходов и т. д.

Министерства и отделы исполкомов, наряду со свод­ ными финансовыми планами и отраслевыми сметами, представляют сметы расходов на содержание аппарата управления и на централизованные мероприятия. Эти сметы также должны быть тщательно проверены мини­ стерствами финансов и местными финансовыми органа­ ми с внесением в необходимых случаях соответствующих коррективов.

Проверяя ометы расходов на содержание аппарата управления министерств и отделов исполкомов, необхо­ димо обратить особое внимание на дальнейшее его со­ вершенствование ;и удешевление.

Министерства финансов и местные финансовые ор­ ганы после рассмотрения сводных смет и финансовых планов министерств и отделов исполкомов, а также смет расходов .на содержание аппарата управления и расходов по централизованным мероприятиям сводят их в сбалансированный проект бюджета республики или местного бюджета.

Каждое министерство финансов или областной фи­ нансовый отдел, кроме проекта республиканского или областного бюджета, составляет проект государствен­ ного бюджета республики или области.

Проект государственного бюджета СССР составляет­ ся Министерством финансов СССР на основе проекта союзного бюджета, проектов государственных бюджетов союзных республик и проекта бюджета государственно­ го социального страхования с учетом внесенных коррек­ тировок.

Составление проектов государственных бюджетов союзных и автономных республик, а также местных бюджетов производится в два этапа. На первом этапе министерства финансов союзных и автономных респуб­ лик, а также местные финансовые органы на основании проектов сводных финансовых планов и сводных смет министерств и отделов исполкомов, а также расчетов по доходам и некоторым расходам самих финансовых ор­ ганов составляют предварительные проекты бюджетов

112

в целом, без выделения дифференцированных бюджетов. Второй этап составления проекта бюджета начинается после его рассмотрения в вышестоящем финансовом ор­ гане. Министерства финансов н местные финансовые органы составляют уточненные проекты собственного бюджета и рассматривают проекты нижестоящих бюд­ жетов и на их основе составляют проект сводного бюд­ жета. На этой стадии составляется уточненный и раз­ вернутый проект бюджета.

Необходимость применения двух этапов в составле­ нии проектов бюджетов союзных и автономных респуб­ лик, а также местных бюджетов вытекает из основных принципов бюджетного устройства — демократического централизма, единства бюджетной системы и ленинской национальной политики. Кроме того, период составления проектов государственных бюджетов ограничен общими сроками составления проекта государственного бюджета

СССР, который до начала следующего года должен быть составлен, рассмотрен и утвержден !.

При ревизии составления и рассмотрения проектов бюджетов необходимо выяснить следующие вопросы.

1. Правильно ли организована работа по составле­ нию проекта бюджета и было ли обеспечено широкое участие в этой работе организаций и учреждений, мест­ ных Советов н общественности?

В советской бюджетной системе воплощен ленинский принцип демократического централизма. В процессе ре­ визии следует выяснить соблюдение указанного принци­ па, положенного в основу составления и исполнения государственного бюджета СССР.

В бюджетном устройстве демократический центра­ лизм выражается, с одной стороны, в том, что всем без исключения Советам депутатов трудящихся предостав­ лено право устанавливать свой бюджет, и, с другой сто­ роны, в полной гласности и публичности бюджета и пол­ ноте прав государственной власти. Верховные Советы и Советы депутатов трудящихся с помощью избранных ими планово-бюджетной, отраслевых комиссий, комиссии по делам молодежи и комиссии по охране природы де­ тально рассматривают свод 'соответствующего бюджета1

1 В РСФСР в виде опыта, начиная с 1971 г., проекты низовых бюджетов составляются на основе контрольных цифр.

П-803,-8

313


без каких бы то ни было ограничений своих компетенций и инициативы в изменении доходных и расходных назна­ чений и в установлении дополнительных доходов и рас­ ходов. При ревизии следует проверить, было ли обеспе­ чено широкое участие iB работе то составлению бюджета постоянных комиосий Верховных Советов и Советов де­ путатов трудящихся, организаций и учреждений.

2.Использовались ли периодическая статистическая

ибухгалтерская отчетность? Наряду с показателями на­ роднохозяйственного плана и результатами ожидаемого исполнения бюджета за отчетный год, при составлении проектов бюджетов должны быть использованы данные периодической, статистической и бухгалтерской отчет­ ности, а также материалы ревизий и .-проверок. Эти дан­ ные являются базой для разработки предложений по увеличению производства, улучшению качественных по­ казателей работы отраслей народного хозяйства, увели­ чению накоплений и, следовательно, доходов бюджета.

3.'Соблюдение установленных норм расходования материальных и денежных средств, цен и тарифов и

других видов материального обеспечения. В целях пред­ отвращения излишеств в расходах необходимо иметь в виду, что ни одна цифра не может быть включена в бюджет при отсутствии подробного расчета, составлен­ ного ,на основе установленных цен, тарифов и норм. Как было .сказано выше, необходимо фактические нормы расходов сопоставлять с плановыми. Такое сопоставле­ ние фактических и плановых норм позволяет выяснить причины их расхождения и факты нарушения финансо­ во-бюджетной ДИСЦИПЛИНЫ.

4. Министерства финансов и местные финансовые органы должны следить не только за соблюдением штат­ ной дисциплины, но и разрабатывать 'мероприятия в об­ ласти дальнейшего упрощения и удешевления аппарата управления. В Программе КПСС сказано: «Советский

аппарат должен быть простым,

квалифицированным,

дешевым и оперативным,

без каких-либо проявлений

бюрократизма,

формализма и волокиты» *.

Проверяя соблюдение штатной дисциплины, необхо­

димо выяснить

результаты

работы министерств финан-1

1 Материалы

XXII съезда

КПСС.

М., Госполитиздат, 1961,

стр. 399.

 

 

 

114


сов я местных финансовых органов ib области дальней­ шего сокращения и удешевления аппарата управления.

5. Соблюдение установленного но бюджету размера лимитированных расходов. Лимитированными расхода­ ми бюджета являются 'капитальные вложения, фонд за­ работной платы и расходы на управление. Расходы бюджета по этим 'статьям проверяются с точки зрения соответствия бюджетных ассигнований показателям на­ роднохозяйственного плана.

Для установления правильности включения в бюд­ жет ассигнований на капитальные вложения следует ис­ ходить из лимита, предусмотренного .по народнохозяй­ ственному плану. Источниками финансирования центра­ лизованных капитальных вложений являются собствен­ ные средства предприятий и хозяйственных организаций, долгосрочные кредиты банка и ассигнования из бюдже­ та. Ассигнования из бюджета являются решающим ис­ точником финансирования капитальных вложений, хотя их удельный вес и снизился в условиях хозяйственной реформы.

За 'Счет собственных средств предприятий и кредитов банка осуществляются финансирование строек, затраты по которым могут возмещаться сроком до 5 лет с момен­ та ввода в эксплуатацию, затраты на расширение и ре­ конструкцию действующих предприятий и затраты на нецентрализаванные капиталовложения.

Если новый порядок финансирования капитального строительства министерствами и отделами исполкомов учтен не в полной мере при составлении сводных финан­ совых планов, не полностью учтены источники финанси­ рования, а расходы завышены, то министерства финан­ сов и местные финансовые органы должны вносить соот­ ветствующие поправки в сводные финансовые планы.

6. Соблюдение 'порядка составления, рассмотрения и утверждения бюджетов, установленного законами о бюджетных правах. Составление, утверждение и испол­ нение бюджетов осуществляются -в соответствии с Конституцией СССР н конституциями союзных и авто­ номных республик ,на основе законов о бюджетных правах Союза ССР, союзных и автономных республик, а также местных Советов депутатов трудящихся.

На основе ленинского принципа демократического централизма все больше повышается роль местных

8*

115

Советов в хозяйственном и культурном строительстве, расширяются их бюджетные права. Им предоставлено право использовать дополнительно выявленные и полу­ ченные при исполнении бюджета доходы на финансиро­ вание жилищно-коммунального хозяйства и социально­ культурных мероприятий. Б связи с этим следует прове­ рить законность ооразювания дополнительных доходов

иих использование .по целевому назначению.

7.Соответствие' принятых в расчетах к бюджету дан­ ных о сети, штатах и контингентах бюджетных учрежде­ ний данным о фактическом их наличии на начало года

ипоказателям их расширения или увеличения; правиль­

ность планирования среднегодовых оперативно-сетевых показателей.

8. Регулирование бюджетов. Бюджетное регулирова­ ние является важнейшей стадией бюджетного планиро­ вания. Посредством бюджетного регулирования обеспе­ чивается баланс доходов и расходов каждого бюджета в отдельности. Бюджетное регулирование осуществляет­ ся путем составления плана отчислений от государст­ венных доходов и налогов. Указанные планы регулиро­ вания бюджетов следует тщательно проверить с точки зрения соблюдения следующих требований:

а) в качестве регулируемых источников могут быть использованы все регулируемые государственные налоги

идоходы; при этом в интересах облегчения составления

иисполнения плана регулирования небольшие по объе­ му государственные налоги и доходы низовым бюдже­ там передаются полностью в размерах, установленных

для вышестоящего бюджета; б) в целях устранения кассовых разрывов размеры

отчислений от сезонных доходов устанавливаются в ми­ нимальных размерах с таким расчетом, чтобы суммы отчислений от указанных доходов в плане регулирова­ ния занимали незначительный размер и наименьший удельный вес;

в) общая сумма отчислений от общесоюзных госу­ дарственных налогов и доходов во все бюджеты по каждому источнику регулирования не должна превы­ шать суммы по среднему проценту, установленному для вышестоящего бюджета;

г) дифференцированные проценты отчислений от го­ сударственных налогов и доходов для отдельных бюд­

116


жетов устанавливаются в зависимости от степени .пре­ вышения расходов над закрепленными доходами; при этом для упрощения расчетов проценты отчислений устанавливаются в целых числах, преимущественно кратные: 5, 10, 15, 20 и т. д., и только по одному наибо­ лее крупному источнику — налогу с оборота допускают­ ся десятые доли;

д) в интересах создания заинтересованности местных Советов в деле выполнения плана по общегосударствен­ ным налогам и доходам даже при полном сбалансирова­ нии бюджета за счет закрепленных доходов производят­ ся в минимальных размерах отчисления от всех госу­ дарственных доходов и налогов, поступающих на терри­ тории данной административной единицы; в случаях, если образуется превышение закрепленных и регулируе­ мых доходов над расходами, то это превышение подле­ жит изъятию в вышестоящий бюджет;

е) при составлении плана регулирования необходимо установить максимальные проценты отчислений от дохо­ дов, успешность выполнения которых зависит от местных Советов, и наоборот, необходимо установить минималь­ ные размеры отчислений от доходов, в мобилизации ко­ торых не участвуют местные Советы;

ж) в отдельных случаях, если не представляется воз­ можность обеспечить баланс доходов и расходов при условии установления максимальных процентов, недо­ стающая сумма покрывается за счет дотаций из выше­ стоящего бюджета.

9. Министерства финансов и местные финансовые ор­ ганы одновременно с составлением проектов бюджетов разрабатывают поквартальное распределение годовых назначений по доходам и расходам. Поквартальное рас­ пределение доходов и расходов бюджета производится на основе поквартальной разбивки сводных финансовых планов и отраслевых смет соответствующих министерств и отделов исполкомов, исходя из установленных сроков платежей и с учетом сезонности отдельных расходов. Правильное поквартальное распределение годовых наз­ начений позволяет обеспечить своевременное финансиро­ вание предприятий и учреждений в течение всего года.

При ревизии необходимо проверить правильность по­ квартальной разбивки бюджета с точки зрения соответ­ ствия квартальным показателям народнохозяйственного

117

плана и годовому 'бюджету, а также обоснованности распределения по кварталам доходов и расходов с учетом их сроков и сезонности.

Бюджет по доходам и расходам должен быть сбалан­ сирован в каждом квартале. В случае недостаточности в каком-либо квартале доходов для сбалансирования бюджета временно могут быть использованы оборотная кассовая наличность и свободные остатки бюджетных средств на начало планируемого года. Суммы, позаим­ ствованные в течение года из оборотной кассовой налич­ ности, должны быть восстановлены, и размер этой суммы на конец года должен соответствовать сумме, утверж­ денной по бюджету *.

В исключительных случаях, когда не представляется возможности сбалансировать поквартальное распределе­ ние на первый и, в особенности, на второй квартал, для покрытия плановых кассовых разрывов может быть пре­ дусмотрена ссуда из вышестоящего бюджета с условием ее погашения в следующих кварталах планируемого года.

Поквартальное распределение годовых назначений по доходам и расходам должно быть утверждено Советами Министров или исполкомами местных Советов одновре­ менно е установлением соответствующего бюджета.

Каждое министерство финансов и местный финансо­ вый орган, наряду с составлением поквартального рас­ пределения годовых назначений собственного бюджета (районного, областного, республиканского), должны со­ ставить поквартальное распределение доходов и расходов в целом по своду бюджета путем объединения поквар­ тального распределения доходов и расходов собствен­ ного бюджета и нижестоящих бюджетов и представить его в вышестоящий финансовый орган.)б*

1 См.: а) Инструкция Министерства финансов РСФСР от 10 сентября 1971 г. № 01/678 «О порядке составления финансовыми от­

делами поквартального распределения годовых назначений по бюд­ жетам...»;

б) «Основные положения о порядке составления покварталь­ ного распределения годовых назначений по республиканским бюд­ жетам союзных и автономных республик и местным бюджетам» Министерства финансов СССР, 1969.

118


§ 2. РЕВИЗИЯ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА

Исполнение бюджета является важнейшим разделом и составной частью бюджетного планирования.

Основная задача исполнения государственного бюд­ жета состоит в том, чтобы обеспечить своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов, экономное расходование бюджетных средств строго по целевому назначению и в меру выполнения как производ­ ственных, так и оперативно-сетевых показателей.

Организация исполнения государственного бюджета

СССР тесно связана с выполнением народнохозяйствен­ ного плана. Выполнение доходной и расходной части государственного бюджета находится в прямой зависи­ мости от выполнения количественных и качественных по­ казателей народнохозяйственного плана. Успешное вы­ полнение народнохозяйственного плана обеспечивает своевременное выполнение как доходной, так и расход­ ной части государственного бюджета СССР.

Поскольку правильное и своевременное исполнение государственного бюджета имеет большое политическое и народнохозяйственное значение, выполнение плана до­ ходов бюджета и расходование средств по целевому на­ значению регламентированы законами и постановления­ ми правительства.

Вся оперативная работа по исполнению бюджета возложена на Министерство финансов СССР, министер­ ства финансов союзных и автономных республик и ме­ стные финансовые органы.

В области исполнения государственного бюджета

СССР финансовые органы выполняют весьма ответст­ венные обязанности. К другу их обязанностей относятся:

— своевременное финансирование предприятий и учреждений в меру выполнения ими производственных и оперативных планов и по целевому назначению;

— осуществление контроля за состоянием финансово­ хозяйственной деятельности предприятий и организа­ ций и за своевременным выполнением ими своих обяза­ тельств по платежам в бюджет;

выявление резервов и новых источников доходов;

открытие кредитов учреждениям, состоящим на со­ юзном бюджете и республиканских бюджетах союзных

119