Файл: Андреев, И. А. Финансовый контроль в СССР [учебное пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
другие сметные подразделения, за счет внебюджетных средств или за счет средств подведомственных предприя тий, организаций и учреждений.
Соблюдение лимита по фонду заработной платы, установленного при утверждении бюджета для отдельных министерств, ведомств, отделов исполкомов и других бюджетных учреждений, проверяется путем анализа от четов об исполнении бюджета и специальной отчетности об использовании фондов заработной платы и численно сти работников.
Законность использования лимитов капитальных вло жений проверяется путем сопоставления отчетных данных об исполнении бюджета финорганов и учреждений Строй банка и Госбанка. Такое сличение бюджетных и банков ских данных между собой и с планом дает возможность выяснить, полностью ли проведены через учреждения Стройбанка и Госбанка все суммы финансирования ка питального строительства, своевременность и полноту их аккумуляции в указанных учреждениях, выполнение плана строительства и ввода в эксплуатацию закончен ных объектов.
При ревизии работы финансовых органов по испол нению расходной части бюджета необходимо тщательно проверить соблюдение ими установленного порядка фи нансирования учреждений, предприятий и хозяйственных организаций.
Местные финансовые органы должны финансировать бюджетные учреждения, предприятия и хозяйственные организации, как правило, через главных распорядителей кредитов в пределах ассигнований, предусмотренных в годовой росписи доходов и расходов с поквартальным распределением.
Финансирование должно осуществляться в меру вы полнения учреждениями, предприятиями и хозяйствен ными организациями производственных и финансовых планов, планов развертывания сети и укомплектования Штатов и контингентов ев сроки, обеспечивающие нор мальную работу учреждений, предприятий и организа ций и своевременную выплату заработной платы работ никам бюджетных учреждений. При установлении слу чаев несвоевременной выплаты заработной платы следует выяснить причины и принять меры к недопуще нию несвоевременной выплаты в дальнейшем.
П -8 0 3 .-9 |
129 |
По местным бюджетам финансирование учреждений и предприятий осуществляется путем перечисления средств соответствующими финансовыми органами, на текущие счета главных распорядителей кредитов, как пра вило, не более трех раз в месяц, исходя из годовых назна чений по росписи расходов с поквартальным распределе нием и с учетом изменений, внесенных в установленном порядке. При этом следует иметь в виду, что право распорядителей кредитов на расходование средств воз никает по наступлении очередного квартала и сохраня ется до конца года, независимо от срока перечисления средств финансовым органам и фактической оплаты расходов.
При перечислении средств распорядителям кредитов в счет финансирования первого квартала должны быть зачтены суммы, оставшиеся на начало года на их теку щих счетах, сверхнормативные запасы материальных ценностей, дебиторская задолженность за вычетом кре диторской, авансы органам связи, затраты по незакон ченным на начало года командировкам и др.
Средства из бюджета в IV квартале должны быть использованы с учетом установленного в соответствии с постановлениями правительства ограничениями отдель ных расходов в конце бюджетного года. В связи с этим необходимо проверить, не допускалась ли выдача средств, особенно в конце года, на приобретение излиш них материальных ценностей, на затраты, подлежащие оплате в следующем году, а также на другие расходы, не вызываемые необходимостью. В конце года средства из бюджета могут перечисляться только по предъявлении распорядителями кредитов счетов поставщиков на по ставленные материальные ценности и счетов подрядчиков на оплату за выполненные работы.
Вопросы о дополнительных расходах за счет допол нительно полученных доходов анализируются под углом зрения их законности. Дополнительно полученные при исполнении местного бюджета доходы исполкомами местных Советов направляются на финансирование мест ного хозяйства и социально-культурных мероприятий, включая капитальные вложения, на строительство адми нистративных зданий и приобретение транспортных средств для исполкомов и их отделов, на приобретение для них инвентаря и оборудования.
130
Дополнительными источниками бюджета, которые могут быть направлены на покрытие дополнительных расходов, являются:
а) превышение сумм дополнительных поступлений в бюджет над суммами возврата средств в бюджет в связи с перерасчетами по платежам из прибыли по годовым
отчетам предприятий |
и хозяйственных |
организаций; |
||
б) дополнительные |
поступления |
в |
бюджет |
з а . счет |
мобилизации внутрихозяйственных |
ресурсов, |
выявлен |
ных в результате рассмотрения годовых отчетов пред приятий и хозяйственных организаций;
в) дополнительные поступления в бюджет от пред приятий и хозяйственных организаций местного подчине ния в связи с установлением для них исполкомами мест ных Советов дополнительных заданий, не учитываемых в плане, по выпуску и реализации продукции, оказанию услуг, по накоплениям и платежам в бюджет;
г) дополнительно выявленные и полученные при ис полнении местного бюджета местные налоги и сборы, разные неналоговые доходы, если получение их не связа но с изменением законодательства СССР и РСФСР, по следовавшим после утверждения бюджета;
д) средства, высвободившиеся в результате экономии по расходам бюджета и в связи с зачетом при финанси ровании учреждений сверхнормативных запасов мате риальных ценностей и превышения дебиторской задол женности над кредиторской, которые не учтены по дохо дам при утверждении бюджета
Проверяя правильность образования и использования дополнительных источников, следует иметь в виду, что суммы дополнительных поступлений в бюджет могут быть использованы в качестве источника покрытия до полнительных расходов только в том случае, если по доходам местного бюджета в целом определится превы шение фактических поступлений в бюджет над уточнен ными плановыми назначениями по состоянию на 1 апре ля, 1 июля и 1 октябр:я планируемого года или же на другую отчетную дату.1
1 См. Инструкция Министерства финансов РСФСР от 10 сен тября 1971 г. № 01/678 «О порядке составления финансовыми отде лами поквартального распределения годовых назначений по бюд жетам...»
9* |
131 |
Весьма важное значение имеют проверка и анализ взаимных расчетов между вышестоящими и нижестоящи ми бюджетами, так как они за последние годы составля ют значительный удельный вес в бюджетах.
После утверждения бюджета, в процессе его испол нения могут быть внесены отдельные изменения в области увеличения или уменьшения доходов и расходов. Эти изменения связаны: с новым законодательством о госу дарственных и местных налогах и доходах; с администра тивно-территориальным делением; передачей учрежде ний, предприятий и хозяйственных организаций из одного подчинения в другое; перераспределением лимитов капи тальных вложений между объектами строительства раз ной подчиненности и др.
В результате этих изменений возникает необходимость передачи средств или расходов из одного бюджета дру гому. Такая передача средств или расходов из одного бюджета другому осуществляется в порядке взаимных расчетов между ними.
Взаимные расчеты финансовыми органами осуществ ляются на основании Указов Президиума Верховного Совета СССР, Президиумов Верховных Советов союзных
иавтономных республик, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР, Советов Министров союзных
иавтономных республик, а также решений местных Со ветов депутатов трудящихся или их исполкомов.
Взаимные расчеты могут иметь место лишь между
вышестоящими и нижестоящими бюджетами. Вопрос об определении суммы, подлежащей отнесению на взаимные расчеты между бюджетами, и установлении конкретных сроков платежей в бюджет по взаимным расчетам относится к компетенции вышестоящего органа.
По данному вопросу при ревизиях необходимо прове рить наличие оснований для отнесения на взаимные рас четы соответствующих сумм, своевременность перечисле ния средств в счет взаимных расчетов, выяснить, какие меры приняты вышестоящим финансовым органом для своевременного погашения задолженности по взаимным расчетам и не имеют ли место факты учета в порядке взаимных расчетов средств, которые должны погашаться
прямым перечислением средств из одного бюжета в дру гой.
132
Ревизующий должен проверить обоснованность выда чи ссуд нижестоящим бюджетам и своевременность воз врата. При этом следует иметь в виду, что 'бюджет дол жен быть сбалансирован в каждом квартале. Суммы, позаимствованные в течение года из оборотной кассовой наличности, должны быть восстановлены и размер обо ротной кассовой наличности на конец года должен соот ветствовать сумме, утвержденной по бюджету.
В исключительных случаях, несмотря на принятие необходимых мер, не представляется возможным сбалан сировать поквартальное распределение бюджета на пер вый и, особенно, на второй квартал; для покрытия пла новых кассовых разрывов в указанных кварталах может быть предусмотрена краткосрочная ссуда из вышестоя щего бюджета.
Установлена следующая очередность восстановления временно позаимствованных сумм и погашения ссуд: в первую очередь погашается ссуда, а затем восстанавли вается позаимствование свободных остатков бюджетных средств и оборотной кассовой наличности.
При анализе исполнения расходной части бюджета необходимо проверить правильное образование с на правлением по прямому назначению поступающих в бюджет целевых средств: арендной платы за торгово складские помещения — на ремонт городского жилищно го хозяйства; прибыли промышленности местного под чинения — на прирост норматива собственных оборотных средств, в фонд премирования за освоение и массовый выпуск новых видов товаров широкого потребления и в фонд развития производства сверх государственного плана; фонда развития местной промышленности — на расширение, реконструкцию и строительство предприятий местной промышленности сверх плана капитальных работ и на погашение кредитов банка, полученных на внедре ние новой техники; двухпроцентных отчислений — на финансирование строительства автомобильных дорог.
В ходе ревизии работы финансовых органов по испол нению бюджета необходимо проверить правильность об разования и целевое использование специальных средств. В частности, следует установить:
нет ли в сметах специальных средств доходов, не пре дусмотренных установленным в союзной республике перечнем специальных средств, нет ли излишних и не
133
законных расходов, учтены ли остатки средств на начало года, предусмотрено ли изъятие в бюджет сумм превы шения доходов над расходами по специальным средст вам и своевременно ли перечисляются в бюджет эти
суммы; осуществляет ли финансовый орган контроль за ис
полнением смет по специальным средствам, нет ли случа ев открытия в Госбанке текущих счетов по специальным средствам при отсутствии справок финансовых органов об утверждении смет, не допускалось ли расходование специальных средств на общебюджетные или другие расходы, не предусмотренные сметой.
При ревизии работы финансовых органов должна быть проверена правильность постановки бухгалтерского учета и составления отчетов об исполнении бюджета и смет расходов бюджетных учреждений.
Необходимым условием для организации плановой и оперативной работы финансовых органов, для охраны социалистической собственности, осуществления целе вого финансирования и систематического контроля за расходованием бюджетных средств являются правиль ный и своевременный бухгалтерский учет и отчетность по исполнению бюджета.
Бюджетный учет имеет важное народнохозяйственное значение, а именно:
обеспечивает полное и своевременное поступление доходов в соответствующие бюджеты и использование средств по целевому назначению;
содействует рациональному распределению и перерас пределению национального дохода на цели расширенно го социалистического воспроизводства;
обеспечивает необходимыми сведениями и данными для организации работы в области бюджетного плани рования;
данные бюджетного учета являются материалами для осуществления предварительного, последующего и теку щего контроля за исполнением бюджета и смет;
правильный и своевременный учет исполнения бюд жета обеспечивает надлежащую охрану социалистиче
ской собственности и укрепление финансово-бюджетной дисциплины;
с помощью данных бюджетного учета осуществляется контроль за кассовым исполнением бюджета в учрежде
134
ниях Госбанка и за состоянием операций Госбанка и Стройбанка в финансировании капитальных вложений и по другим мероприятиям, осуществляемым за счет средств бюджета;
регистрирует все текущие операции как финансовых органов, так и бюджетных учреждений по исполнению бюджета и смет, тем самым обеспечивая составление периодической и годовой отчетности.
Руководствуясь соответствующими инструкциями Министерства финансов СССР в области организации бухгалтерского учета как в финансовых органах, так и в бюджетных учреждениях, ревизующий должен прове рить: своевременность бухгалтерских записей; соответ ствие их оправдательным документам; правильность оформления оправдательных документов; хранение доку ментов, книг, бланков, подлежащих строгому учету; соот ветствие отчетов об исполнении бюджета данным бух галтерского учета, отчетов учреждений Госбанка, распо рядителей кредитов и нижестоящих финансовых органов. Кроме того, ревизующий должен проверить результаты централизации бухгалтерского учета в централизованных бухгалтериях, в учреждениях, состоящих на районном, сельском и поселковом бюджетах.
Весьма важное значение имеют проверка и экономи ческий анализ финансовыми органами отчетности об ис полнении смет и бюджетов и практическое ее использо вание для оперативного руководства, контроля и бюд жетного планирования.
Отчетность, являясь орудием управления и контроля за выполнением планов, имеет важное народнохозяй ственное значение. По данному вопросу в работе В. И. Ленина «Очередные задачи Советской власти», на писанной в 1918 г., подчеркнуто: «...безотчетность, бес контрольность в деле производства и распределения продуктов есть гибель зачатков социализма, есть казно крадство...» '.
Отчетность представляет собой систему обобщенных показателей, характеризующих итоги выполнения планов и хозяйственно-финансовой деятельности министерств, ведомств, учреждений и предприятий.1
1 В. И. Л е н и н. Поли. собр. соч., т. 36, стр. 185.
135
В составлении отчета об исполнении государствен ного бюджета СССР участвуют финансовые органы,^бюд жетные учреждения, учреждения Госбанка и Стройбан ка, сельские и поселковые . Советы и органы ВЦСПС в части исполнения бюджета государственного социаль
ного страхования.
Финансовые органы составляют отчетность об испол нении бюджета, бюджетные учреждения — об исполне нии смет расходов, учреждения Госбанка и Стройбан ка— по финансированию капитальных вложений и уч реждения Госбанка — по кассовому исполнению бюд
жета.
Распорядители кредитов, состоящие на союзном бюд жете и республиканских бюджетах союзных республик, составляют квартальные и годовые отчеты. Бюджетные учреждения, состоящие на республиканских бюджетах автономных республик и местных бюджетах, составляют месячные, квартальные и годовые отчеты.
Отчетность финансовых органов об исполнении бюд жетов состоит из месячной, квартальной и годовой.
Руководители как финансовых органов, так и выше стоящих бюджетных учреждений на основе глубокого и систематического экономического анализа отчетности об исполнении смет расходов должны изучать состояние финансово-хозяйственной деятельности бюджетных уч реждений и наметить пути дальнейшего улучшения их деятельности.
Периодические и годовые отчеты об исполнении смет расходов должны анализировать: финансовые органы —- главных распорядителей кредитов, а вышестоящие бюд
жетные учреждения — подведомственных им |
учреж |
дений. |
и глав |
Важнейшей задачей финансовых органов |
ных распорядителей кредитов в области анализа отче тов об исполнении смет расходов является проверка пра вильности составления сметы, соблюдения сметно-штат ной дисциплины, сохранности основных средств и мате риальных ценностей, выполнения показателей по шта там, контингентам и т. д. На основе результатов ана лиза отчетности об исполнении смет должны разраба тываться выводы и предложения, направленные к устра
нению имеющихся недостатков |
и улучшению деятель |
ности бюджетных учреждений. |
. . |
136.