Файл: Андреев, И. А. Финансовый контроль в СССР [учебное пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

республик, и финансирование учреждений и предприятий за -счет средств республиканских и местных бюджетов;

осуществление контроля за работой учреждений Госбанка СССР по кассовому исполнению государствен­ ного бюджета;

организация бухгалтерского учета и отчетности как в финансовых органах, так и в бюджетных учрежде­ ниях;

проведение ревизии в -бюджетных учреждениях, предприятиях и организациях по вопросам соблюдения финансово-бюджетной дисциплины.

Ревизия работы финансовых органов по исполнению бюджета в автономных республиках, краях и областях производится, как правило, комплексно -с одновременной проверкой, ' «роме непосредственного бюджета,— двух­ трех министерств или отделов исполкомов, подведомст­ венных им предприятий и учреждений, а также ниже­ стоящих бюджетов. Такая комплексная ревизия углуб­ ляет анализ исполнения бюджета проверкой выполнения предприятиями своих обязательств перед бюджетом по доходам и результатов финансирования учреждений в меру выполнения -оперативно-сетевых показателей и ис­ пользования бюджетных ассигнований по целевому на­ значению.

Установлены -следующие сроки (периодичность) про­ верки: ревизия работы финансовых органов по исполне­ нию бюджета — не реже одного раза в два года; провер­ ка соблюдения штатной и сметной дисциплины на пред­ приятиях и в учреждениях — не реже одного раза в два года; проверка правильности исчисления и выплаты за­ работной платы учителям в роно — не реже одного раза в полугодие и при условии выплаты заработной платы непосредственно школами с их текущих счетов или с текущих счетов централизованных бухгалтерий — не ре­ же одного раза в год; ревизия исполнения сельских и поселковых бюджетов—не реже одного раза в год; про­ верка работы контрольно-ревизионного аппарата на ме­ сте — не реже одного раза в два года.

Каждый бюджет исполняется по росписи доходов и расходов. Росписи являются основным документом, на основании которого производится контроль за своевремен­ ным поступлением доходов в бюджет и осуществляется финансирование предприятий и учреждений из бюджета.

120

Бюджетной росписью называется распределение доходов и расходов бюджета по подразделениям бюджетной клас­ сификации— разделам, главам, параграфам и статьям.

Исходя из утвержденного поквартального распреде­ ления доходов и расходов бюджета и на основе сводных финансовых планов и смет, роспись доходов и расходов составляют министерства финансов и местные финансо­ вые органы. Но бюджетам городов районного подчине­ ния, сельским и поселковым бюджетам роспись доходов

ирасходов отдельно не составляется, поскольку поквар­ тальное распределение годовых назначений по указанным бюджетам утверждается одновременно с годовым планом

иэто утверждение является одновременно и росписью, на основании которой исполняется бюджет.

При ревизии правильности составления росписи до­ ходов и расходов необходимо проверить, как соблюдены при этом следующие требования.

Во-первых, своевременность составления и утвержде­ ния. Росписи доходов и расходов финансовыми органами должны быть составлены в двухдневный срок после ут­ верждения соответствующего бюджета и утверждены по союзному бюджету — Министерством финансов СССР, по республиканским бюджетам союзных и автономных рес­

публик — министерствами финансов указанных республик и по местным бюджетам — заведующими финансовыми отделами.

Во-вторых, правильность выделения статей расходов. Руководителям местных социально-культурных учрежде­ ний предоставлено право использовать годовую сумму бюджетных ассигновании независимо от поквартального распределения за исключением заработной платы и капи­ тальных вложений. В связи с этим роспись годовых на­ значений по статьям «Заработная плата» и «Капитальные вложения» должна составляться по всем подразделениям бюджетной классификации, т. е. по разделам, главам, параграфам и статьям, а по остальным статьям расхо­ дов — без выделения статей, по параграфу в целом.

В-третьих, уточнение смет и финансовых планов. По­ сле утверждения бюджетной росписи министерства, ве­ домства и отделы исполкомов должны уточнять и при­ водить в соответствие с ней как сводные финансовые планы и отраслевые сметы, так и индивидуальные сметы

121


й финансовые планы подведомственных учреждений, предприятий и организаций.

После проверки работы финансового органа по со­ ставлению бюджета ревизующий приступает к анализу отчета об исполнении бюджета на последнюю отчетную дату путем сопоставления отчетных данных с плановыми. Такой предварительный анализ подскажет те участки, по которым должна быть организована углубленная реви­ зия, так как сам анализ периодических отчетов об испол­ нении бюджета не может вскрыть конкретные факты и причины отклонения фактического выполнения от пла­ новых данных как по доходам, так и расходам бюджета.

Основными вопросами в области проверки исполнения доходной части бюджета являются: состояние контроля за строгим соблюдением законности при исчислении и взимании государственных доходов и налогов; своевре­ менное и полное поступление их в соответствующий бюд­ жет; выявление и вовлечение в бюджет имеющихся ре­ зервов; оказание практической помощи по государствен­ ным доходам вышестоящими финансовыми органами ра­ ботникам нижестоящих и др.

Основной целью планирования доходов является оп­ ределение объема средств и срока поступления их в бюд­ жет. Планы поступления налогов должны быть обосно­ ванными и реальными, так как своевременное исполнение доходной части бюджета зависит прежде всего от ка­ чества планирования.

Ревизующий должен проверить, правильно ли организована работа финансовых органов по планиро­ ванию платежей в бюджет в соответствии с методически­ ми указаниями Министерства финансов СССР, соблюда­ лись ли установленные сроки составления проектов плана и плановых расчетов, представляемых вышестоя­ щему финансовому органу.

Финансовые органы должны определить объем пла­ тежей на основе показателей народнохозяйственного плана и финансовых планов предприятий и хозяйствен­ ных организаций, использовать их расчеты, материалы своих проверок, исходные данные, полученные в результа­ те анализа отчетов отдельных предприятий и организаций. Кроме того, при составлении планов по доходам они должны использовать материалы плановых органов,

122

вышестоящих организаций и исполкомов местных Сове­ тов депутатов трудящихся.

Планы по доходам должны быть экономически обос­ нованы, т. е. составлены на основе и в полном соответ­ ствии с планами производства, реализации продукции и другими показателями, влияющими на 'формирование накоплений и платежей в бюджет.

При ревизии необходимо проверить реальность пла­ нов, так как завышение задания отрицательно сказыва­ ется на состоянии расчетов с бюджетом и вносит дезор­ ганизацию в финансы предприятий, а уменьшение пла­ тежей в бюджет по сравнению с имеющимися возмож­ ностями создает льготные условия деятельности на пред­ приятиях, снижает уровень удовлетворения общегосу­ дарственных потребностей.

Полнота и своевременность поступления государст­ венных доходов и налогов устанавливаются путем сопо­ ставления фактических поступлений по данным отчета об исполнении бюджета с утвержденным бюджетом с поквартальной его разбивкой. В результате такого сопо­ ставления выявляются отклонения фактических поступ­ лений от бюджетных назначений и вскрываются их при­ чины.

Основными причинами отклонения фактических по­ ступлений от бюджетных назначений могут быть недоу­ чет доходов против бюджетных назначений, несвоевре­ менность их поступления и наличие, недоимок, неудовлет­ ворительное выполнение предприятиями планов произ­ водства и прибыли и др.

Ревизор Должен проверить результаты анализа финан­ сово-хозяйственной деятельности предприятий, проведен­ ного финансовым органом, и выяснить, какие конкретные предложения были внесены для улучшения их деятель­ ности и своевременного поступления платежей в бюджет.

В частности, необходимо проверить, как финансовым органом осуществляются:

организация работы по рассмотрению и анализу пред­ ставляемых предприятиями и организациями бухгалтер­ ских отчетов и балансов; проверка правильности состав­ ления отчетов й балансов; выяснение причин отклонений от плановых заданий по выпуску продукции, производи­ тельности труда, снижению, себестоимости продукции, накоплениям и платежам в бюджет; разработка пред­


ложений, направленных на улучшение работы предприя­

тий; выявление причин неудовлетворительного выполнения

планов производства в целом, по ассортиментам и видам услуг; выявление случаев выпуска недобракачественной и некомплектной продукции, не пользующейся спросом населения; анализ использования местных видов сырья и материалов, использования возможностей дальнейшего увеличения выпуска продукции и оказания услуг насе­

лению; особо тщательная проверка финансовых результатов

работы предприятий и хозяйственных организаций, не выполняющих планов накоплений и обязательств перед бюджетом или допускающих сверхплановые убытки;

контроль за ходом реализации продукции, своевре­ менностью отгрузки товаров предприятиями-поставщи- ками и оптово-сбытовыми организациями, за выборкой товаров фондодержателями, за ходом выполнения плана розничного товарооборота, за состоянием торговли от­ дельными товарами, за ускорением продвижения товаров из одного звена в другое и в розничную торговую сеть, за своевременностью отгрузки товаров в другие области, края и республики;

изучение и обобщение опыта работы передовых пред­ приятий и организаций, добивающихся значительных успехов в повышении рентабельности и их использование на отстающих предприятиях;

постановка предложений, вытекающих из экономи­ ческого анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий, перед соответствующими предприятиями, ведомствами, объединениями, советами министров респуб­ лик и исполкомами местных Советов.

В области организации работы финансовых органов по исчислению и взиманию налогов и сборов с населения ревизор должен проверить:

проведены ли инструктивные совещания по вопросам налогового учета, выезды на места работников финорганов для оказания практической помощи по проведению налогового учета; результаты обобщений материалов про­ веденных проверок;

наличие утвержденного плана по организации и про­ ведению массово-разъяснительной работы среди населе­ ния, формы и методы проведения указанной работы;

124

осуществление контроля за правильным исчислением, удержанием и своевременным перечислением в бюджет налогов с заработной платы рабочих и служащих;

своевременное рассмотрение писем, заявлений и жалоб налогоплательщиков;

соблюдение установленного порядка возвращения и зачета переплаты по государственным доходам и нало­ гам.

Контроль за кассовым исполнением бюджетов долж­ ны осуществлять финансовые органы. В связи с этим при ревизиях составления и исполнения бюджетов необхо­ димо проверить, в какой мере финансовые органы выпол­ няют свои функции по надзору за работой учреждений Госбанка в области кассового исполнения бюджетов.

При проверке состояния этой работы финансовых орга­ нов необходимо установить: правильность отчисления от государственных доходов и налогов в местные бюджеты и зачисления на счета соответствующих бюджетов как регулируемых, так и закрепленных доходов; обоснован­ ность открытия и ведения текущих счетов по местным бюджетам; нет ли случаев выдачи наличных денег с ос­ новного текущего счета местного бюджета; не имеют ли место факты получения работниками финансового органа налоговых и неналоговых сумм; не было ли случаев полу­ чения бухгалтерами финансового органа наличных денег из учреждений Госбанка; строгое соблюдение принципа единства кассы и т. д.

Ревизующий обязан проверить все операции по теку­ щим счетам местного бюджета за время, истекшее после предыдущей ревизии до момента данной ревизии. Для этой цели следует сличить имеющиеся в финансовом органе выписки Госбанка по текущим счетам и копии по ручений банку о перечислении средств с подлинными за­ писями по этим счетам в Госбанке, а также с записями финансового органа по книгам бухгалтерского учета.

В процессе исполнения бюджетов могут быть случаи, когда в связи с неравномерным поступлением государст­ венных доходов и налогов в отдельные бюджеты посту­ пают излишние суммы или, напротив,— меньше установ­ ленных процентов отчислений. В связи с этим учрежде­ ния Госбанка обязаны регулировать отчисления, исходя из размеров, установленных для отдельных местных бюд­ жетов. Это регулирование производится ежедневно или

125


ежемесячно. По результатам регулирования недоотчи-с- ленная -сумма относится на увеличение расходов республи­ канского бюджета союзной республики и на увеличение доходов местных бюджетов, а излишне отчисленная сум­ ма — на уменьшение доходов местного бюджета и расхо­ дов республиканского бюджета союзной республики.

Как было сказано выше, финансирование предприя­ тий, -организаций и учреждений осуществляется двумя методами: а) по союзному бюджету и республиканскому бюджету союзных республик путем открытия кредитов министерствами финансов СССР -и союзных республик главным распорядителям кредитов, а главными распоря­

дителями кредитов — путем

разассигнования кредитов

подведомственным учреждениям;

по

республиканским

бюджетам

автономных республик

и

местным бюдже­

там — путем

перечисления

средств соответствующими

финансовыми органами главным распорядителям креди­ тов.

Кредиты на первый квартал открываются в полной сумме квартальных назначений, а на следующие кварта­ лы— в размере 70—75% ассигнований, предусмотренных на данный квартал. После получения и рассмотрения отчетов об исполнении оперативных планов, программ, заданий, фактического состояния -сети и контингентов за' истекший период, степени освоения ранее открытых кре­ дитов дополнительно открываются кредиты в пределах остатка квартальных назначений.

- По данному вопросу ревизор должен проверить -со­ блюдение, установленного порядка открытия и разассиг- нован-ия кредитов, использование финансовыми органами предоставленного права ограничивать или Приостанавли­ вать финансирование при наличии фактов незаконного расходования средств, а также при непредставлении тре­ буемой отчетности юб исполнении сметы расходов в уста­ новленные -сроки.

В ходе исполнения расходной части бюджета возни­ кает необходимость в передвижении кредитов, которое представляет собой сокращение сметных назначений по тому или иному подразделению -и увеличение ее по дру­ гому подразделению: Ревизор.должен проверить правиль­ ность передвижения кредитов или бюджетных ассигнова-


Порядок передвижения кредитов по союзному бюдже­ ту устанавливается законодательством Союза ССР, а по республиканским бюджетам союзных республик и мест­ ным бюджетам — законодательством союзных республик. Право передвижения кредитов из одной статьи в другую в пределах суммы административно-управленческих рас­ ходов предоставлено министрам СССР, союзных и авто­ номных республик, заведующим краевыми, областными и районными отделами исполкомов с уведомлением об этом министерства финансов или местного финансового органа. Передвижение кредитов из параграфа в параграф сметы одного и того же министерства или ведомства так­ же производится главными распорядителями кредитов с сообщением об этом министерству финансов или местно­ му финансовому отделу исполкома. Передвижение креди­ тов между сметами отдельных министерств и ведомств, т. е. из одного раздела в другой, производится только с разрешения Совета Министров СССР и Советов Мини­ стров союзных и автономных республик, а по местным бюджетам — исполкомов краевых, областных, районных и городских Советов депутатов трудящихся. При этом сле­ дует иметь в виду, что распорядители кредитов, подве­ домственные министерствам, ведомствам и отделам ис­ полкомов, не могут передвигать кредиты по смете без разрешения главного распорядителя кредитов.

Запрещено передвижение кредитов по статьям: «За­ работная плата», «Стипендии» и «Капитальные вложе­ ния».

Финансирование бюджетных учреждений и предприя­ тий по союзному бюджету и республиканским бюджетам союзных республик осуществляется только в пределах открытых кредитов. Наличие бескредитных расходов по бюджету при любом характере этих расходов является незаконным и свидетельствует о грубом нарушении фи­ нансовой дисциплины. Без предварительного открытия кредитов оплачиваются расходы бюджета только в от­ дельных случаях, перечень которых устанавливается Ми­ нистерством финансов СССР.

Ревизия исполнения расходной части бюджета, как и доходной, производится на основе отчета об исполнении бюджета на последнюю отчетную дату и росписи расхо­ дов. Сопоставляя фактические расходы с бюджетными назначениями, следует выявить абсолютные суммы пере-

127

расходов и недоиспользования бюджетных ассигнований по всем сметным подразделениям против годовых и квар­ тальных назначений.

Перерасходы бюджетных ассигнований могут быть абсолютными и относительными. Абсолютный перерасход представляет -собой превышение фактических расходов против годовых назначений, а относительный перерас­ ход— расходы выше уровня, определяемого с уче­ том выполнения планов по оперативно-сетевым пока­ зателям. Относительный перерасход определяется путем сопоставления процента использования бюджетных наз­ начений с процентами выполнения оперативно-производ­ ственных планов. Относительные перерасходы могут иметь место при отсутствии абсолютных перерасходов'и даже при недоиспользовании бюджетных назначений. Абсолютные и относительные перерасходы характеризиют неправильность бюджетного финансирования.

Основными причинами недоиспользования бюджетных назначений могут быть: несвоевременное выполнение пла­ нов по оперативно-сетевым показателям; несвоевремен­ ность и неполнота финансирования, т. е. открытия кре­ дитов и перечисления финансовыми органами средств распорядителям кредитов; задержка в оплате чеков учреждениями Госбанка в результате невыполнения кас­ совых планов; неиспользование по различным причинам

предоставленных средств самими распорядителями кре­ дитов.

В процессе ревизии исполнения расходной части бюд­ жета следует обратить особое внимание на точное соблю­ дение размеров строго лимитируемых расходов по бюд­ жету и народнохозяйственному плану. К. ним относятся расходы на управление, капитальные вложения и фонд заработной платы. Объем этих расходов после утвержде­ ния бюджета может быть увеличен только с разрешения Совета Министров СССР или в пределах лимитов по со­ ответствующей республике и административной едини­ це — Советами Министров союзных и автономных респуб­ лик и исполкомами местных Советов.

При проверке соблюдения лимита по расходам на управление необходимо иметь в виду, что нарушение ли­ мита по управлению может быть допущено не только в абсолютной форме перерасхода, но и в скрытой форме за счет незаконного отнесения указанных расходов на

128