Файл: Андреев, И. А. Финансовый контроль в СССР [учебное пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
республик, и финансирование учреждений и предприятий за -счет средств республиканских и местных бюджетов;
—осуществление контроля за работой учреждений Госбанка СССР по кассовому исполнению государствен ного бюджета;
—организация бухгалтерского учета и отчетности как в финансовых органах, так и в бюджетных учрежде ниях;
—проведение ревизии в -бюджетных учреждениях, предприятиях и организациях по вопросам соблюдения финансово-бюджетной дисциплины.
Ревизия работы финансовых органов по исполнению бюджета в автономных республиках, краях и областях производится, как правило, комплексно -с одновременной проверкой, ' «роме непосредственного бюджета,— двух трех министерств или отделов исполкомов, подведомст венных им предприятий и учреждений, а также ниже стоящих бюджетов. Такая комплексная ревизия углуб ляет анализ исполнения бюджета проверкой выполнения предприятиями своих обязательств перед бюджетом по доходам и результатов финансирования учреждений в меру выполнения -оперативно-сетевых показателей и ис пользования бюджетных ассигнований по целевому на значению.
Установлены -следующие сроки (периодичность) про верки: ревизия работы финансовых органов по исполне нию бюджета — не реже одного раза в два года; провер ка соблюдения штатной и сметной дисциплины на пред приятиях и в учреждениях — не реже одного раза в два года; проверка правильности исчисления и выплаты за работной платы учителям в роно — не реже одного раза в полугодие и при условии выплаты заработной платы непосредственно школами с их текущих счетов или с текущих счетов централизованных бухгалтерий — не ре же одного раза в год; ревизия исполнения сельских и поселковых бюджетов—не реже одного раза в год; про верка работы контрольно-ревизионного аппарата на ме сте — не реже одного раза в два года.
Каждый бюджет исполняется по росписи доходов и расходов. Росписи являются основным документом, на основании которого производится контроль за своевремен ным поступлением доходов в бюджет и осуществляется финансирование предприятий и учреждений из бюджета.
120
Бюджетной росписью называется распределение доходов и расходов бюджета по подразделениям бюджетной клас сификации— разделам, главам, параграфам и статьям.
Исходя из утвержденного поквартального распреде ления доходов и расходов бюджета и на основе сводных финансовых планов и смет, роспись доходов и расходов составляют министерства финансов и местные финансо вые органы. Но бюджетам городов районного подчине ния, сельским и поселковым бюджетам роспись доходов
ирасходов отдельно не составляется, поскольку поквар тальное распределение годовых назначений по указанным бюджетам утверждается одновременно с годовым планом
иэто утверждение является одновременно и росписью, на основании которой исполняется бюджет.
При ревизии правильности составления росписи до ходов и расходов необходимо проверить, как соблюдены при этом следующие требования.
Во-первых, своевременность составления и утвержде ния. Росписи доходов и расходов финансовыми органами должны быть составлены в двухдневный срок после ут верждения соответствующего бюджета и утверждены по союзному бюджету — Министерством финансов СССР, по республиканским бюджетам союзных и автономных рес
публик — министерствами финансов указанных республик и по местным бюджетам — заведующими финансовыми отделами.
Во-вторых, правильность выделения статей расходов. Руководителям местных социально-культурных учрежде ний предоставлено право использовать годовую сумму бюджетных ассигновании независимо от поквартального распределения за исключением заработной платы и капи тальных вложений. В связи с этим роспись годовых на значений по статьям «Заработная плата» и «Капитальные вложения» должна составляться по всем подразделениям бюджетной классификации, т. е. по разделам, главам, параграфам и статьям, а по остальным статьям расхо дов — без выделения статей, по параграфу в целом.
В-третьих, уточнение смет и финансовых планов. По сле утверждения бюджетной росписи министерства, ве домства и отделы исполкомов должны уточнять и при водить в соответствие с ней как сводные финансовые планы и отраслевые сметы, так и индивидуальные сметы
121
й финансовые планы подведомственных учреждений, предприятий и организаций.
После проверки работы финансового органа по со ставлению бюджета ревизующий приступает к анализу отчета об исполнении бюджета на последнюю отчетную дату путем сопоставления отчетных данных с плановыми. Такой предварительный анализ подскажет те участки, по которым должна быть организована углубленная реви зия, так как сам анализ периодических отчетов об испол нении бюджета не может вскрыть конкретные факты и причины отклонения фактического выполнения от пла новых данных как по доходам, так и расходам бюджета.
Основными вопросами в области проверки исполнения доходной части бюджета являются: состояние контроля за строгим соблюдением законности при исчислении и взимании государственных доходов и налогов; своевре менное и полное поступление их в соответствующий бюд жет; выявление и вовлечение в бюджет имеющихся ре зервов; оказание практической помощи по государствен ным доходам вышестоящими финансовыми органами ра ботникам нижестоящих и др.
Основной целью планирования доходов является оп ределение объема средств и срока поступления их в бюд жет. Планы поступления налогов должны быть обосно ванными и реальными, так как своевременное исполнение доходной части бюджета зависит прежде всего от ка чества планирования.
Ревизующий должен проверить, правильно ли организована работа финансовых органов по планиро ванию платежей в бюджет в соответствии с методически ми указаниями Министерства финансов СССР, соблюда лись ли установленные сроки составления проектов плана и плановых расчетов, представляемых вышестоя щему финансовому органу.
Финансовые органы должны определить объем пла тежей на основе показателей народнохозяйственного плана и финансовых планов предприятий и хозяйствен ных организаций, использовать их расчеты, материалы своих проверок, исходные данные, полученные в результа те анализа отчетов отдельных предприятий и организаций. Кроме того, при составлении планов по доходам они должны использовать материалы плановых органов,
122
вышестоящих организаций и исполкомов местных Сове тов депутатов трудящихся.
Планы по доходам должны быть экономически обос нованы, т. е. составлены на основе и в полном соответ ствии с планами производства, реализации продукции и другими показателями, влияющими на 'формирование накоплений и платежей в бюджет.
При ревизии необходимо проверить реальность пла нов, так как завышение задания отрицательно сказыва ется на состоянии расчетов с бюджетом и вносит дезор ганизацию в финансы предприятий, а уменьшение пла тежей в бюджет по сравнению с имеющимися возмож ностями создает льготные условия деятельности на пред приятиях, снижает уровень удовлетворения общегосу дарственных потребностей.
Полнота и своевременность поступления государст венных доходов и налогов устанавливаются путем сопо ставления фактических поступлений по данным отчета об исполнении бюджета с утвержденным бюджетом с поквартальной его разбивкой. В результате такого сопо ставления выявляются отклонения фактических поступ лений от бюджетных назначений и вскрываются их при чины.
Основными причинами отклонения фактических по ступлений от бюджетных назначений могут быть недоу чет доходов против бюджетных назначений, несвоевре менность их поступления и наличие, недоимок, неудовлет ворительное выполнение предприятиями планов произ водства и прибыли и др.
Ревизор Должен проверить результаты анализа финан сово-хозяйственной деятельности предприятий, проведен ного финансовым органом, и выяснить, какие конкретные предложения были внесены для улучшения их деятель ности и своевременного поступления платежей в бюджет.
В частности, необходимо проверить, как финансовым органом осуществляются:
организация работы по рассмотрению и анализу пред ставляемых предприятиями и организациями бухгалтер ских отчетов и балансов; проверка правильности состав ления отчетов й балансов; выяснение причин отклонений от плановых заданий по выпуску продукции, производи тельности труда, снижению, себестоимости продукции, накоплениям и платежам в бюджет; разработка пред
ложений, направленных на улучшение работы предприя
тий; выявление причин неудовлетворительного выполнения
планов производства в целом, по ассортиментам и видам услуг; выявление случаев выпуска недобракачественной и некомплектной продукции, не пользующейся спросом населения; анализ использования местных видов сырья и материалов, использования возможностей дальнейшего увеличения выпуска продукции и оказания услуг насе
лению; особо тщательная проверка финансовых результатов
работы предприятий и хозяйственных организаций, не выполняющих планов накоплений и обязательств перед бюджетом или допускающих сверхплановые убытки;
контроль за ходом реализации продукции, своевре менностью отгрузки товаров предприятиями-поставщи- ками и оптово-сбытовыми организациями, за выборкой товаров фондодержателями, за ходом выполнения плана розничного товарооборота, за состоянием торговли от дельными товарами, за ускорением продвижения товаров из одного звена в другое и в розничную торговую сеть, за своевременностью отгрузки товаров в другие области, края и республики;
изучение и обобщение опыта работы передовых пред приятий и организаций, добивающихся значительных успехов в повышении рентабельности и их использование на отстающих предприятиях;
постановка предложений, вытекающих из экономи ческого анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий, перед соответствующими предприятиями, ведомствами, объединениями, советами министров респуб лик и исполкомами местных Советов.
В области организации работы финансовых органов по исчислению и взиманию налогов и сборов с населения ревизор должен проверить:
проведены ли инструктивные совещания по вопросам налогового учета, выезды на места работников финорганов для оказания практической помощи по проведению налогового учета; результаты обобщений материалов про веденных проверок;
наличие утвержденного плана по организации и про ведению массово-разъяснительной работы среди населе ния, формы и методы проведения указанной работы;
124
осуществление контроля за правильным исчислением, удержанием и своевременным перечислением в бюджет налогов с заработной платы рабочих и служащих;
своевременное рассмотрение писем, заявлений и жалоб налогоплательщиков;
соблюдение установленного порядка возвращения и зачета переплаты по государственным доходам и нало гам.
Контроль за кассовым исполнением бюджетов долж ны осуществлять финансовые органы. В связи с этим при ревизиях составления и исполнения бюджетов необхо димо проверить, в какой мере финансовые органы выпол няют свои функции по надзору за работой учреждений Госбанка в области кассового исполнения бюджетов.
При проверке состояния этой работы финансовых орга нов необходимо установить: правильность отчисления от государственных доходов и налогов в местные бюджеты и зачисления на счета соответствующих бюджетов как регулируемых, так и закрепленных доходов; обоснован ность открытия и ведения текущих счетов по местным бюджетам; нет ли случаев выдачи наличных денег с ос новного текущего счета местного бюджета; не имеют ли место факты получения работниками финансового органа налоговых и неналоговых сумм; не было ли случаев полу чения бухгалтерами финансового органа наличных денег из учреждений Госбанка; строгое соблюдение принципа единства кассы и т. д.
Ревизующий обязан проверить все операции по теку щим счетам местного бюджета за время, истекшее после предыдущей ревизии до момента данной ревизии. Для этой цели следует сличить имеющиеся в финансовом органе выписки Госбанка по текущим счетам и копии по ручений банку о перечислении средств с подлинными за писями по этим счетам в Госбанке, а также с записями финансового органа по книгам бухгалтерского учета.
В процессе исполнения бюджетов могут быть случаи, когда в связи с неравномерным поступлением государст венных доходов и налогов в отдельные бюджеты посту пают излишние суммы или, напротив,— меньше установ ленных процентов отчислений. В связи с этим учрежде ния Госбанка обязаны регулировать отчисления, исходя из размеров, установленных для отдельных местных бюд жетов. Это регулирование производится ежедневно или
125
ежемесячно. По результатам регулирования недоотчи-с- ленная -сумма относится на увеличение расходов республи канского бюджета союзной республики и на увеличение доходов местных бюджетов, а излишне отчисленная сум ма — на уменьшение доходов местного бюджета и расхо дов республиканского бюджета союзной республики.
Как было сказано выше, финансирование предприя тий, -организаций и учреждений осуществляется двумя методами: а) по союзному бюджету и республиканскому бюджету союзных республик путем открытия кредитов министерствами финансов СССР -и союзных республик главным распорядителям кредитов, а главными распоря
дителями кредитов — путем |
разассигнования кредитов |
|||
подведомственным учреждениям; |
по |
республиканским |
||
бюджетам |
автономных республик |
и |
местным бюдже |
|
там — путем |
перечисления |
средств соответствующими |
финансовыми органами главным распорядителям креди тов.
Кредиты на первый квартал открываются в полной сумме квартальных назначений, а на следующие кварта лы— в размере 70—75% ассигнований, предусмотренных на данный квартал. После получения и рассмотрения отчетов об исполнении оперативных планов, программ, заданий, фактического состояния -сети и контингентов за' истекший период, степени освоения ранее открытых кре дитов дополнительно открываются кредиты в пределах остатка квартальных назначений.
- По данному вопросу ревизор должен проверить -со блюдение, установленного порядка открытия и разассиг- нован-ия кредитов, использование финансовыми органами предоставленного права ограничивать или Приостанавли вать финансирование при наличии фактов незаконного расходования средств, а также при непредставлении тре буемой отчетности юб исполнении сметы расходов в уста новленные -сроки.
В ходе исполнения расходной части бюджета возни кает необходимость в передвижении кредитов, которое представляет собой сокращение сметных назначений по тому или иному подразделению -и увеличение ее по дру гому подразделению: Ревизор.должен проверить правиль ность передвижения кредитов или бюджетных ассигнова-
Порядок передвижения кредитов по союзному бюдже ту устанавливается законодательством Союза ССР, а по республиканским бюджетам союзных республик и мест ным бюджетам — законодательством союзных республик. Право передвижения кредитов из одной статьи в другую в пределах суммы административно-управленческих рас ходов предоставлено министрам СССР, союзных и авто номных республик, заведующим краевыми, областными и районными отделами исполкомов с уведомлением об этом министерства финансов или местного финансового органа. Передвижение кредитов из параграфа в параграф сметы одного и того же министерства или ведомства так же производится главными распорядителями кредитов с сообщением об этом министерству финансов или местно му финансовому отделу исполкома. Передвижение креди тов между сметами отдельных министерств и ведомств, т. е. из одного раздела в другой, производится только с разрешения Совета Министров СССР и Советов Мини стров союзных и автономных республик, а по местным бюджетам — исполкомов краевых, областных, районных и городских Советов депутатов трудящихся. При этом сле дует иметь в виду, что распорядители кредитов, подве домственные министерствам, ведомствам и отделам ис полкомов, не могут передвигать кредиты по смете без разрешения главного распорядителя кредитов.
Запрещено передвижение кредитов по статьям: «За работная плата», «Стипендии» и «Капитальные вложе ния».
Финансирование бюджетных учреждений и предприя тий по союзному бюджету и республиканским бюджетам союзных республик осуществляется только в пределах открытых кредитов. Наличие бескредитных расходов по бюджету при любом характере этих расходов является незаконным и свидетельствует о грубом нарушении фи нансовой дисциплины. Без предварительного открытия кредитов оплачиваются расходы бюджета только в от дельных случаях, перечень которых устанавливается Ми нистерством финансов СССР.
Ревизия исполнения расходной части бюджета, как и доходной, производится на основе отчета об исполнении бюджета на последнюю отчетную дату и росписи расхо дов. Сопоставляя фактические расходы с бюджетными назначениями, следует выявить абсолютные суммы пере-
127
расходов и недоиспользования бюджетных ассигнований по всем сметным подразделениям против годовых и квар тальных назначений.
Перерасходы бюджетных ассигнований могут быть абсолютными и относительными. Абсолютный перерасход представляет -собой превышение фактических расходов против годовых назначений, а относительный перерас ход— расходы выше уровня, определяемого с уче том выполнения планов по оперативно-сетевым пока зателям. Относительный перерасход определяется путем сопоставления процента использования бюджетных наз начений с процентами выполнения оперативно-производ ственных планов. Относительные перерасходы могут иметь место при отсутствии абсолютных перерасходов'и даже при недоиспользовании бюджетных назначений. Абсолютные и относительные перерасходы характеризиют неправильность бюджетного финансирования.
Основными причинами недоиспользования бюджетных назначений могут быть: несвоевременное выполнение пла нов по оперативно-сетевым показателям; несвоевремен ность и неполнота финансирования, т. е. открытия кре дитов и перечисления финансовыми органами средств распорядителям кредитов; задержка в оплате чеков учреждениями Госбанка в результате невыполнения кас совых планов; неиспользование по различным причинам
предоставленных средств самими распорядителями кре дитов.
В процессе ревизии исполнения расходной части бюд жета следует обратить особое внимание на точное соблю дение размеров строго лимитируемых расходов по бюд жету и народнохозяйственному плану. К. ним относятся расходы на управление, капитальные вложения и фонд заработной платы. Объем этих расходов после утвержде ния бюджета может быть увеличен только с разрешения Совета Министров СССР или в пределах лимитов по со ответствующей республике и административной едини це — Советами Министров союзных и автономных респуб лик и исполкомами местных Советов.
При проверке соблюдения лимита по расходам на управление необходимо иметь в виду, что нарушение ли мита по управлению может быть допущено не только в абсолютной форме перерасхода, но и в скрытой форме за счет незаконного отнесения указанных расходов на
128