Файл: Андреев, И. А. Финансовый контроль в СССР [учебное пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
Задачами экономического анализа отчетности об ис полнении бюджета являются оценка его исполнения по доходам и расходам, выяснение причин отклонения фак тического исполнения от плана, установление недочетов в работе финансовых органов по составлению и испол нению бюджета и разработка мероприятий по вопросам дальнейшего совершенствования экономической работы финансовых органов.
Памятуя, что одной из важнейших задач контроле- ров-ревизоров, экономистов, инспекторов и бухгалтеров по государственным доходам, бюджету и финансирова нию местного хозяйства является контроль за своевре менным исполнением доходной части бюджета и за сох ранностью государственных средств, ревизующий дол жен проверить: наличие утвержденного плана проведе ния контрольно-ревизионной работы; выбор тем и объек тов проведения ревизии; результаты совместной работы финансовых органов и учреждений Госбанка и Строй банка по проведению ревизий, соблюдение периодич ности ревизий; обоснованность актов ревизий и прове рок; полноту освещения в них данных о должностных лицах, виновных в неправильном расходовании средств и других нарушениях финансовой дисциплины, о разме рах нанесенного государству ущерба; своевременность передачи -следственным органам материалов о выявлен ных злоупотреблениях и принятия мер к возмещению причиненного государству ущерба и др.
Г л а в а I V . РЕВИЗИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
§ 1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РЕВИЗИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИИ
Ревизионная практика выработала немало действен ных форм контроля. Наиболее актуальные и узловые вопросы хозяйственной деятельности промышленных предприятий .проверяют комитеты народного контроля, Контрольно-ревизионное управление Министерства фи нансов СССР и ревизионный аппарат министерств и ве домств СССР. Каждый из указанных органов контроля имеет широко разветвленную систему местных звеньев. Совершенствование контроля — важное требование XXIV съезда КПСС.
Руководствуясь директивами ЦК КПСС и Совета Ми нистров СССР, органы государственного контроля определяют основные задачи ревизий хозяйственной дея тельности и финансового состояния промышленных предприятий. Контпольно-ревизионные управления мини стерств финансов СССР и союзных республик и их ме стные органы проводят ревизии и проверки на основа нии Положения о Контрольно-ревизионном управлении Министерства финансов СССР от 3 мая 1955 г. № 583 и соответствующих положений, утвержденных Советами Министров союзных республик.
Без преувеличения можно оказать, что нет такого уча стка хозяйственного и культурного строительства в на шей стране, где не оказывали бы своего плодотворного влияния органы государственного контроля.
Ревизия финансово-хозяйственной деятельности пред приятий проводится путем проверки соответствующей бухгалтерской отчетности, а также изучения первичных оправдательных документов. При проведении ревизии используется основной методический прием от общего к
138
Частному, т. е. сначала изучаются данные сводной отчет ности предприятия, а затем проверяются данные бухгал терского и оперативного учета и первичные документы.
Ревизии, как правило, основываются на первичных документах. Документальная ревизия осуществляется путем проверки по первичным документам и бухгалтер ским записям правильности, законности и целесообраз ности хозяйственной и финансовой деятельности пред приятий. Ревизор должен не только проверять, но и глу боко анализировать работу предприятий. Б связи с этим необходимо сочетать ревизию с анализом хозяйственной деятельности предприятий.
При ревизии основное внимание должно быть сосре доточено на проверке:
соблюдения основ хозяйственного расчета и состоя ния контроля за сохранностью социалистической соб ственности;
выявления резервов роста производительности труда, снижения себестоимости продукции, увеличения внутрипромышленных накоплений, усиления контроля за вы полнением планов производства и реализции продукции; состояния основных и собственных оборотных средств, эффективности их использования в процессе производ
ства; правильности расходования материальных и денеж
ных средств и их сохранности; законности использования фондов заработной платы;
выполнения планов прибылей, правильности распре деления последних и своевременности внесения плате жей в бюджет;
состояния бухгалтерского учета и внутрихозяйствен ного контроля на предприятии.
§ 2. РЕВИЗИЯ ДЕНЕЖНЫХ И РАСЧЕТНО КРЕДИТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
Основные задачи ревизии денежных, расчетных и кре дитных операций— проверить сохранность денежной на личности, законность кассовых операций и соблюдение кассовой дисциплины, состояние расчетных и текущих счетов в учреждениях Госбанка и Стройбанка.
Каждое предприятие имеет право хранить в кассе де нежную наличность только в пределах установленного
139
лимита и суммы для выдачи авансов подотчетным лицам
ивыплаты заработной платы, пенсий, пособий, премий
истипендий в течение трех дней. Денежная наличность сверх установленного лимита хранения в кассе и деньги, полученные на выплату заработной платы, пенсий и по собий, по истечении трех дней должны быть сданы в Гос
банк.
Документальная ревизия кассы начинается немедлен но после прибытия ревизора на место и предъявления документа на право проведения ревизии. Проверка про водится ревизором при участии кассира и главного (старшего) бухгалтера или начальника финансового от дела предприятия.
При наличии на предприятии нескольких кассиров — старшего кассира и каосиров-инкассаторов ревизия кас сы производится одновременно у всех кассиров. Если одновременно невозможно проверить фактическое нали чие денежных средств во всех кассах, то вначале следует опечатать все кассы, а затем проверить их по мере воз можности, но не допуская длительного перерыва их ра боты. Во всех случаях опечатания касс ключи от сейфов остаются у кассира, а сургучная печать передается реви зору.
До снятия остатка денег в кассе на день проведения ревизии ревизор должен потребовать от кассира рас писку в том, что все приходные и расходные кассовые документы отражены в отчете и что неоприходованных и не описанных в расход денег в кассе пет.
Фактическое наличие денег в кассе устанавливается путем полного полистного пересчета всех денег, находя щихся в кассе. Наличные деньги подсчитываются по купюрам. Пачки денег следует распечатать и проверить в них количество листов и сличить с суммой, указанной на бандероли банка каждой пачки по купюрам. Поли стный пересчет денег производится кассиром под наблю дением ревизора, а при наличии расхождений они пере считывают их повторно и затем сверяют с записями по кассовой книге. При подсчете фактического наличия денег в кассе никакие расписки и неоформленные доку менты в остаток наличности не принимаются.
После пересчета наличных денег ревизор проверяет наличие в кассе почтовых и других марок, путевок в до ма отдыха и санатории, проездных билетов, бланков
140
строгой отчетности, лимитированных чековых книжек, квитанционных книжек и других ценностей.
Если ревизор обнаружит недостачу или излишек де нег, почтовых и -гербовых марок, бланков -строгой отчет ности и других ценностей, он обязан выяснить причины установленных расхождений. При этом следует иметь в виду -следующее:
а) если недостача или излишек по кассе составляет значительную сумму, т-о ревизор должен потребовать от руководителя предприятия отстранения кассира от зани маемой должности и предложить касси-ру внести недо стачу в кассу;
б) если недостача или излишек образовались в ре зультате злоупотреблений, то м-атериалы на виновных лиц передаются в судебно-следственные органы.
Сум-ма недостачи, выявленная при ревизии, записы вается на счет кассира, а сумма излишков приходуется. Результаты ревизии должны быть отражены в кассовой книге. При этом излишек наличных денег вносится в до ход -соответствующего бюджета, т. -е. союзного, респуб ликанского или местного бюджета, в трехдневный срок п-о-сле завершения -ревизии кассы.
При ревизии необходимо выяснить: наличие в бухгал терии предприятия обязательства кассир-а о материаль ной ответственности; как обеспечивается сохранность де нежных средств в кассе;, взолирован-о ли помещение кас сы, н-е допускаются л-и в указанное 'помещение посто ронние лица во время кассовых операций; наличие несго раемых шкафов; опечатываются ли эти шкафы после окончания рабочего дня и сдается л-и помещение кассы сторожевой охране; как обеспечивается сохранность де нежных средств при доставке их из банка и сдаче в банк; соблюдаются ли установленные правила ведения кассо вой книги и проводятся ли периодические ревизии кассы; где хранятся ключи-дублеры от неогораемык шкафов и дверных замков кассы; соблюдается ли Положение о ве дении кассовых операций и кассовая дисциплина.
Результаты проверки кассы оформляются актом, в ко тором указывается фактическое наличие денежных средств, ценных -бумаг и бланков строгой отчетности, их соответствие данным 'бухгалтерского учета.
После ревизии кассы необходимо проверить соблюде ние кассовой дисциплины. Порядок ведения кассовых
141
операций на промышленных предприятиях определяется Положением о ведении кассовых операций предприятия ми, учреждениями и организациями, утвержденным По становлением Совета Министров СССР от 6 августа
1973 г.
В -кассу предприятия поступают из банка наличные деньги для выплаты заработной платы, выдачи премий,
выплаты пенсий и пособий за счет |
средств социального |
страхования, на командировочные, |
операционные и хо |
зяйственные расходы, а также для |
расчетов с депонен |
тами.
Основными задачами проверки состояния кассовых операций является выяснение:
правильности оприходования в кассу наличных денег, полученных из банка по чекам;
правильности использования наличных денег, .полу ченных из банка по целевому назначению;
своевременности, т. е. в течение трех дней, возврата в Госбанк сумм, полученных для выплаты заработной платы и не выплаченных рабочим и служащим;
соблюдения установленных лимитов остатка налич ных денег;
соблюдения установленных норм расходования на личных денег из выручки от реализации продукции и ма териальных ценностей;
правильности оформления приходно-расходных кас совых документов;
фактов выдачи наличных денег под расписку отдель ным лицам и взаймы другим предприятиям и организа циям.
В ходе проверок соблюдения кассовой дисциплины иногда обнаруживаются факты использования наличных денег с нарушением целевого назначения, например, не востребованная в срок заработная плата расходуется на служебные командировки и хозяйственные нужды и др.
Правильность и своевременность оприходования на личных денег, полученных из банка, использование их по целевому назначению и своевременность возврата в банк неизрасходованных денег выявляются путем:
сличения дат оприходования поступивших в кассу денег предприятия с данными о получении денег по че кам и выпискам банка;
142
сопоставления данных о полученных в банке деньгах с данными об их расходовании.
Как было сказано выше, предприятиям разрешено пользоваться наличными деньгами из выручки для оп латы неотложных нужд в размерах, установленных Гос банком. Правильность иопользования этих денег прове ряется путем сопоставления фактически израсходован ных за определенный период сумм с установленными нормами.
Если при проверке правильности расходования налич ных денег, полученных по чекам из банка, и поступив шей от реализации продукции и материалов выручки бу дет установлено превышение расхода над поступлением денег, то следует выяснить, за счет каких поступлений денег в кассу допущен перерасход, и причины его обра зования.
Каждое предприятие, состоящее на хозяйственном расчете, в учреждениях Госбанка имеет свой расчетный счет. Он открывается для хранения свободных средств предприятия и для осуществления расчетов по основной деятельности предприятия.
Для ревизии по расчетному счету в Госбанке исполь зуются выписки банка, корешки денежных и расчетных чеков, платежные требования, инкассовые поручения, заявления на аккредитив, счета-реестры и другие доку менты, на основе которых перечисляются и зачисляются деньги на расчетный счет в банке.
Исходя из выписок банка и приложенных к ним до кументов, ревизор осуществляет проверку достоверности, законности и целесообразности каждой операции. Вслед за этой проверкой необходимо выяснить, соответствуют ли суммы, указанные в выписках, суммам приложенных к ним документов, а сальдо по расчетному счету на на чало месяца сравнить с остатками, показанными в выпи сках банка, и данными бухгалтерии. При этом следует иметь в виду следующее:
правильность перечисления средств по платежным по ручениям за материальные ценности и услуги выясня ется на основании бухгалтерских записей по дебету сче тов сырья, материалов, издержек производства и т. д.;
правильность денежных переводов по переводным по ручениям определяется сверкой взаимных расчетов с кре диторами;
143
правильность и своевременность оприходования в кас су денег, полученных по чекам с расчетного счета в банке, устанавливаются путем сопоставления сумм, спи санных с расчетного счета, с корешками чековой книжки и записями по кассовой книге.
§ 3. РЕВИЗИЯ ОСНОВНЫХ И ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ
Основные фонды народного хозяйства СССР из года в год увеличиваются. За 50 лет Советской власти госу дарственными и кооперативными предприятиями и орга низациями введено основных фондов в сопоставимых ценах на сумму 598,4 млрд. руб.
Основными задачами ревизии основных средств явля ются: проверка наличия, сохранности и эффективного использования их; правильность оформления поступле ния, списания, перемещения и безвозмездной передачи другим учреждениям и предприятиям; правильность на числения и использования амортизации, своевременность и полнота ее включения в издержки производства.
При ревизии состояния учета основных средств необ ходимо выяснить, все ли основные средства предприятия закреплены за материально-ответственными лицами и отдельными рабочими, непосредственно использующими определенные объекты основных средств; обеспечен ли должный уход за ними в процессе эксплуатации, на сколько полно и правильно проведена последняя инвен таризация и отражены ли результаты этой инвентариза ции в бухгалтерском учете.
Для проверки качества последней инвентаризации необходимо организовать выборочную инвентаризацию отдельных видов основных средств, особенно тех пред метов, которые не закреплены за материально-ответ ственными лицами или по которым во время последней инвентаризации были обнаружены излишки или недо стачи.
Для снятия фактических остатков основных средств необходимо организовать инвентаризационную комис сию из числа наиболее компетентных работников пред приятия. Комиссия назначается по приказу руководителя предприятия. Онятие фактических остатков основных средств производится на основании предварительно со ставленных бухгалтерских описей по данным учета. Опи
144
си должны охватывать точное наименование предметов и степень их изношенности. Инвентаризации могут быть сплошными и выборочными.
При наличии недостач или порчи стоимость основных средств взыскивается с материально-ответственных лиц, а в случае обнаружения хищений материалы направля ются в судебно-следственные органы для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности. При этом недостача, относимая на виновных лиц, взыскивается в размерах разницы между первоначальной стоимостью и суммой взноса на полное восстановление недостающего инвентаря.
Далее, следует проверить отчетность о движении ос новных средств. В частности, следует проверить: пра вильность и своевременность оприходования основных средств; своевременность передачи их на ответственное
хранение должностным |
лицам; наличие актов приемки |
и ввода в эксплуатацию |
объектов капитального строи |
тельства; надлежащее оформление основных средств, которые поступают безвозмездно; операции по выбытию, перемещению и ликвидации основных средств; правиль ность хранения бездействующих и находящихся в запасе основных средств, причины бездействия оборудования (неисправность, нахождение в ремонте сверх установ ленного срока, перевод в резерв, остановка для рекон струкции и модернизации).
Наряду с другими недостатками, несвоевременное оприходование основных средств влечет за собой недоначисление амортизации, что приводит к неправильному исчислению себестоимости готовой продукции, выполнен ных работ и оказанных услуг, а также искажению фак тических финансовых результатов.
В процессе проверки качества инвентаризации основ ных средств следует обратить внимание на наличие у предприятия основных средств в результате морального и физического износа, наличие излишних или ненужных данному предприятию, подлежащих реализции или пере даче с баланса данного предприятия на баланс другого основных средств. В каждом случае ревизор проверяет правильность и своевременность оформления выбытия основных средств, законность и целесообразность прове денных операций.
П -8 0 3 .-1 0 |
145 |