Файл: Андреев, И. А. Финансовый контроль в СССР [учебное пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

области, района, города, поселка и села), 'министерства, главные управления министерств и ведомств, отдельные бюджетные учреждения, .производственные предприятия, финансовый орган, учреждения Госбанка и Стройбанка (республиканская контора, городское управление, район­

ное отделение).

В зависимости от времени и форм осуществления фи­ нансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий. В этой связи следует упомя­ нуть монографию Э. А. Вознесенного «Финансовый конт­ роль в СССР» (1973 г.). Автор данной работы считает, что социалистический контроль должен быть классифи­ цирован по трем направлениям: видам (государственный и общественный), формам (|Предварительный и после­ дующий) и методам его осуществления (счетная про­ верка балансов, анализ финансово-хозяйственной дея­ тельности, документальная ревизия и т. д.).

Предварительный контроль проводится до соверше­ ния должностными лицами 'Хозяйственных и финансо­ вых операций. Он предшествует операции с материаль­ ными и денежными ресурсами и имеет целью предупре­ дить незаконные действия должностных лиц, неправиль­ ное хранение и нецелесообразное расходование государ­ ственных денежных средств и материальных ценностей, предотвратить нарушение законов, постановлений и рас­ поряжений директивных органов.

Предварительный контроль осуществляется всеми ор­ ганами государственного контроля. Он играет большую роль и является наиболее эффективной формой контроля, так как лучше предупреждать нарушения или недостат­ ки, чем с опозданием, после совершения нарушений, вскрывать их.

Предварительный контроль производится в процессе рассмотрения и утверждения планов, проектов, смет и бюджетов, установления штатов, утверждения штатных расписаний и их регистраций. Такой контроль осуще­ ствляют:

а) кредитные учреждения путем проверки платеж­ ных документов до их оплаты (чеков, платежных требо­ ваний и др.);

б) финансовые органы посредством рассмотрения проектов бюджетов, финансовых планов и смет, реги­

36

страции штатных расписаний и смет административноуправленческих расходов бюджетных учреждений;

;в) министерства и ведомства путем анализа проектов финансовых планов ш индивидуальных смет предприя­ тий и учреждений;

г) главные (старшие) бухгалтера предприятий и уч­ реждений путем проверки правильности составления платежных документов, договоров и соглашений на при­ обретение и отпуск товарно-материальных ценностей, установления должностных окладов, соблюдения уста­ новленных -норм расходов и тарифов и т. ,д.

Текущий контроль в отличие от предварительного имеет широкую сферу применения. Он применяется на предприятиях и в хозяйственных организациях, в финан­ совых органах и кредитных учреждениях, в министер­ ствах .и ведомствах на стадиях исполнения смет и бюд­ жетов, выполнения производственных программ и фи­ нансовых планов.

Работники экономических служб указанных выше ор­ ганов контроля следят за своевременным выполнением производственной программы и реализацией потовой продукция, выполнением обязательств перед финансовокредитной системой, использованием средств по целе­ вому назначению и в меру 'фактического выполнения про­ изводственных и оперативно-сетевых показателей. Кро­ ме того, финансовыми органами текущий контроль про­ водится в процессе взимания государственных доходов и налогов, финансирования предприятий и учреждений.

В целях эффективности текущий контроль осуще­ ствляется систематически, повседневно путем рассмотре­ ния текущей оперативной информации и экономического анализа периодической и годовой отчетности учрежде­ ний, предприятий и нижестоящих финансовых органов. Повседневный контроль имеет большое значение для своевременного выполнения производственных заданий, финансовых планов, смет и бюджета и устранения недо­ статков, имеющих место в работе предприятий и учреж­ дений.

Последующий контроль проводится после поступле­ ния доходов и израсходования денежных средств для выяснения правильности уже совершенных хозяйствен­ ных и финансовых операций, законности и целесообраз­ ности.использования материальных и денежных ресур­

37


сов. Он позволяет глубоко и всесторонне проверить ре­ зультаты выполнения финансовых планов и производ­ ственных программ, своевременность поступления дохо­ дов в бюджет, законность и целесообразность расходо­ вания денежных средств и материальных ресурсов, со­ действует выявлению недостатков в хозяйственной дея­ тельности предприятий и организаций.

Последующий контроль осуществляется путем про­ верки бухгалтерской отчетности, учетных регистров, пер­ вичных оправдательных документов ревизуемых пред­ приятий и учреждений и фактической проверки на месте окладов, касс и других мест хранения денежных средств и материальных ценностей. Особенность этого контроля заключается в том, что наряду с выявлением фактов или случаев нарушения законов, финансовой дисциплины и различного рода злоупотреблений принимаются меры для устранения выявленных недостатков и нарушений зако­ нов, возмещения ущерба, причиненного государству, и привлечения виновных лиц к ответственности.

Таким образом, предварительный, текущий и после­ дующий контроль находятся в тесной связи и взаимно дополняют друг друга. Предварительный контроль обес­ печивает проверку правильности составления бюджетов, планов и смет, текущий контроль производится для выяв­ ления недостатков в ходе их выполнения, а последую­ щий контроль используется для выявления недостатков, которые не были обнаружены‘предварительным и теку­ щим контролем.

В зависимости от методов осуществления контроля его формы подразделяются на следующие виды: провер­ ка, обследование, анализ и ревизия финансово-хозяй­ ственной деятельности, исполнения бюджетов и др. Эф­ фективность контроля во многом зависит от разнообра­ зия применяемых методов.

Проверка является существенным методом контроля. Она чаще всего применяется для изучения определен­ ного круга вопросов и отдельных сторон финансово-хо­ зяйственной деятельности предприятий и учреждений. Такими вопросами являются, например, полнота сдачи выручки от продажи билетов внутригородского транспор­ та, своевременная ликвидация дебиторской и кредитор­ ской задолженности, законность списания основных средств а результате морального и физического износа,

38

а также законность передачи их с баланса одного пред­ приятия на баланс другого и др.

В осуществлении контроля немаловажную роль играет обследование деятельности предприятий, учреж­ дений и организаций непосредственно на месте. При обследовании проверяются первичные документы и дан­ ные учета и отчетности, заявления и жалобы работников предприятий и учреждений, проводятся беседы с работ­ никами, предприятий, распространяются анкеты (анкети­ рование) или опросные листы. Обследования бывают полные и тематические. При полном проверяется дея­ тельность предприятий и учреждений .в целом, а при тематическом — лишь некоторые вопросы их деятель­ ности.

Результаты обследования помогают выяснить успехи

инедостатки в деятельности предприятий и учреждений

иразрабатывать мероприятия по ее улучшению. В этих целях результаты обследования оформляются путем со­ ставления докладных записок или справок, которые представляются в контролирующие органы.

Экономический анализ является важным методом осу­ ществления контроля, а именно:

а) анализ исполнения бюджета позволяет выявить

резервы выполнения и перевыполнения доходной части бюджета и экономного расходования государственных средств; его данные используются при составлении про­ екта бюджета на предстоящий под;

б) анализ исполнения ометы бюджетного учрежде­ ния представляет собой один из методов проверки фи­ нансовой и оперативной деятельности учреждения путем сопоставления данных учета и отчетности с показате­ лями утвержденных смет; результаты анализа исполь­ зуются при составлении сметы на предстоящий год;

в) анализ хозяйственной деятельности, представляю­ щий собой изучение работы предприятий, хозяйственных организаций и их объединений на основе данных учета и отчетности, а также других источников информации, имеет целью: контроль за выполнением плана по каче­ ственным и количественным показателям, выяснение причин отклонения от плановых заданий и изменения показателей по сравнению с достигнутым уровнем в прошлом, определение возможностей дальнейшего раз­

39



витая и улучшения деятельности предприятий и органи­ заций путем мобилизации внутренних резервов.

Таким образом, основная цель анализа — оценка хо­ зяйственной деятельности и финансового положения предприятий и организаций и на этой основе выявление резервов дальнейшего улучшения их деятельности.

Одной из важных форм финансового контроля явля­ ется ревизия. Она представляет собой основную форму последующего контроля, который состоит в углублен­ ной и тщательной проверке деятельности предприятий, учреждений и организаций. В 'Процессе проведения реви­ зии выясняются качество работы, ход выполнения пла­ новых заданий, соблюдение социалистической законности

и режима экономии и

расходования материальных и

финансовых ресурсов,

состояние

учета

и отчетности

и т. д.

ревизии

широко

используются

При документальной

первичные документы и данные бухгалтерского учета и отчетности. Всесторонний анализ последних позволяет глубоко и тщательно проверить результаты выполнения планов и соблюдения финансово-бюджетной дисципли­ ны, все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций.

В зависимости от полноты охвата вопросов ревизуе­ мого объекта и метода проведения ревизия .подразделя­ ется на следующие виды: ведомственная и вневедом­ ственная, плановая и внеплановая, полная, частичная и тематическая, сплошная и выборочная, сквозная и комплексная.

В е д о м с т в е н н а я и в н е в е д о м с т в е н н а я ре­ визии проводятся вышестоящими организациями в под­ ведомственных им предприятиях и учреждениях или спе­ циальными уполномоченными на то органами, а также по инициативе органов народного контроля и судебно­ следственных органов. Ревизии, проводимые вышестоя­ щей организацией в подведомственных учреждениях и предприятиях, внутри данной системы, называются ве­ домственными или внутриведомственными, а остальные ревизии, организуемые органами народного контроля, контрольно-ревизионными управлениями министерств финансов или судебно-следственными органами, называ­ ются вневедомственными.

40


По своему назначению ревизии могут быть п л а н о ­ вые и в н е п л а н о в ы е . Ревизии, проводимые в соот­ ветствии с планом ревизуемого органа, называются пла­ новыми, а внеплановые ревизии вызываются особыми обстоятельствами, сигналами о серьезных нарушениях финансово-бюджетной дисциплины, требованиями судеб­ но-следственных органов и т. д.

Задачи, методы и содержание плановых ревизий из­ ложены в утвержденных планах, а задачи ревизий, про­ водимых по требованию судебно-следственных органов, определяются указанными органами.

По объему проверяемых участков работы предприя­ тий, учреждений и организаций, в зависимости от пол­ ноты охвата деятельности ревизуемого объекта разли­ чают ревизии: п о л н ые , ч а с т и ч н ы е и т е м а т и ­ ческие. При полной ревизии проверяются все стороны и участки финансово-хозяйственной деятельности реви­ зуемого объекта, а при частичной — лишь отдельные сто­ роны и участки деятельности предприятий, учреждений

иорганизаций. Тематическая ревизия является разно­ видностью частичной. В отличие от полной и частичной тематическая ревизия .проводится по отдельным специ­ альным вопросам (темам) однотипных предприятий или учреждений. Тематические ревизии могут быть организо­ ваны по вопросам выполнения производственного плана

иреализации продукции, правильности распределения

прибыли, соблюдения штатной дисциплины, содержания аппарата органов государственного управления и т. д.

По объему проверяемых документов и бухгалтерских записей ревизии подразделяются на сп л о ш н ы е и в ы- б п р о ч н ы е . При сплошной ревизии проверяются все без исключения документы и бухгалтерские записи за определенный период времени, а при выборочной — лишь определенная часть указанных документов и за­ писей.

В целях усиления эффективности контроля сплошные ревизии сочетаются с выборочными. Необходимость это­ го сочетания вызывается следующими моментами:

а) сплошная ревизия путем проверки документов и бухгалтерских записей, с одной стороны, позволяет наи­ более полно вскрывать недостатки и нарушения финан­ совой дисциплины, а с другой — ее проведение затрудни­

41

тельно из-за большой трудоемкости и необходимости

значительного штата проверяющих; б) выборочная ревизия не всегда обеспечивает пол­

ное выявление фактов нарушений или злоупотреблений, так как проверке подвергается сравнительно узкий круг документов, но в то же время этот метод контроля уско­ ряет процесс проведения ревизии. Если выборочным ме­ тодом установлены факты бесхозяйственности или хище­ ния государственных средств, то следует применить оплошный метод проверки документов и бухгалтерских,

записей.

Всесторонняя проверка деятельности предприятий, учреждений и организаций по целому комплексу вопро­ сов называется к о м п л е к с н о й ревизией. Она охва­ тывает комплекс производственных, хозяйственных и фи­ нансовых вопросов ревизуемого предприятия или не­ скольких предприятий данной отрасли. Комплексная ре­ визия охватывает все стороны деятельности предприятия. Такая ревизия дает возможность полнее вскрыть при­ чины несвоевременного выполнения плана, нарушения финансовой дисциплины и др.

Основными задачами проведения комплексных реви­ зий на предприятиях является выяснение следующих

вопросе®:

■а) эффективность использования имеющихся основ­ ных фондов и оборотных средств, внедрение новой тех­ ники и технологии, соблюдение установленных норм рас­ ходования производственных запасов, снижение себе­ стоимости продукции, правильность образования и ис­ пользования фондов стимулирования;

б) качество, надежность, комплектность и долговеч­ ность произведенной продукции;

в) сохранность денежных средств и материальных ценностей, а также правильность их расходования и со­ блюдение финансовой дисциплины;

г) правильность расходования фондов заработной платы, соблюдение действующих схем должностных ок­ ладов и тарифных ставок;

д) своевременность и правильность составления про­ изводственных и финансовых планов, своевременность их рассмотрения и утверждения;

е) правильность организации и ведения бухгалтер­

42