Файл: Андреев, И. А. Финансовый контроль в СССР [учебное пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
области, района, города, поселка и села), 'министерства, главные управления министерств и ведомств, отдельные бюджетные учреждения, .производственные предприятия, финансовый орган, учреждения Госбанка и Стройбанка (республиканская контора, городское управление, район
ное отделение).
В зависимости от времени и форм осуществления фи нансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий. В этой связи следует упомя нуть монографию Э. А. Вознесенного «Финансовый конт роль в СССР» (1973 г.). Автор данной работы считает, что социалистический контроль должен быть классифи цирован по трем направлениям: видам (государственный и общественный), формам (|Предварительный и после дующий) и методам его осуществления (счетная про верка балансов, анализ финансово-хозяйственной дея тельности, документальная ревизия и т. д.).
Предварительный контроль проводится до соверше ния должностными лицами 'Хозяйственных и финансо вых операций. Он предшествует операции с материаль ными и денежными ресурсами и имеет целью предупре дить незаконные действия должностных лиц, неправиль ное хранение и нецелесообразное расходование государ ственных денежных средств и материальных ценностей, предотвратить нарушение законов, постановлений и рас поряжений директивных органов.
Предварительный контроль осуществляется всеми ор ганами государственного контроля. Он играет большую роль и является наиболее эффективной формой контроля, так как лучше предупреждать нарушения или недостат ки, чем с опозданием, после совершения нарушений, вскрывать их.
Предварительный контроль производится в процессе рассмотрения и утверждения планов, проектов, смет и бюджетов, установления штатов, утверждения штатных расписаний и их регистраций. Такой контроль осуще ствляют:
а) кредитные учреждения путем проверки платеж ных документов до их оплаты (чеков, платежных требо ваний и др.);
б) финансовые органы посредством рассмотрения проектов бюджетов, финансовых планов и смет, реги
36
страции штатных расписаний и смет административноуправленческих расходов бюджетных учреждений;
;в) министерства и ведомства путем анализа проектов финансовых планов ш индивидуальных смет предприя тий и учреждений;
г) главные (старшие) бухгалтера предприятий и уч реждений путем проверки правильности составления платежных документов, договоров и соглашений на при обретение и отпуск товарно-материальных ценностей, установления должностных окладов, соблюдения уста новленных -норм расходов и тарифов и т. ,д.
Текущий контроль в отличие от предварительного имеет широкую сферу применения. Он применяется на предприятиях и в хозяйственных организациях, в финан совых органах и кредитных учреждениях, в министер ствах .и ведомствах на стадиях исполнения смет и бюд жетов, выполнения производственных программ и фи нансовых планов.
Работники экономических служб указанных выше ор ганов контроля следят за своевременным выполнением производственной программы и реализацией потовой продукция, выполнением обязательств перед финансовокредитной системой, использованием средств по целе вому назначению и в меру 'фактического выполнения про изводственных и оперативно-сетевых показателей. Кро ме того, финансовыми органами текущий контроль про водится в процессе взимания государственных доходов и налогов, финансирования предприятий и учреждений.
В целях эффективности текущий контроль осуще ствляется систематически, повседневно путем рассмотре ния текущей оперативной информации и экономического анализа периодической и годовой отчетности учрежде ний, предприятий и нижестоящих финансовых органов. Повседневный контроль имеет большое значение для своевременного выполнения производственных заданий, финансовых планов, смет и бюджета и устранения недо статков, имеющих место в работе предприятий и учреж дений.
Последующий контроль проводится после поступле ния доходов и израсходования денежных средств для выяснения правильности уже совершенных хозяйствен ных и финансовых операций, законности и целесообраз ности.использования материальных и денежных ресур
37
сов. Он позволяет глубоко и всесторонне проверить ре зультаты выполнения финансовых планов и производ ственных программ, своевременность поступления дохо дов в бюджет, законность и целесообразность расходо вания денежных средств и материальных ресурсов, со действует выявлению недостатков в хозяйственной дея тельности предприятий и организаций.
Последующий контроль осуществляется путем про верки бухгалтерской отчетности, учетных регистров, пер вичных оправдательных документов ревизуемых пред приятий и учреждений и фактической проверки на месте окладов, касс и других мест хранения денежных средств и материальных ценностей. Особенность этого контроля заключается в том, что наряду с выявлением фактов или случаев нарушения законов, финансовой дисциплины и различного рода злоупотреблений принимаются меры для устранения выявленных недостатков и нарушений зако нов, возмещения ущерба, причиненного государству, и привлечения виновных лиц к ответственности.
Таким образом, предварительный, текущий и после дующий контроль находятся в тесной связи и взаимно дополняют друг друга. Предварительный контроль обес печивает проверку правильности составления бюджетов, планов и смет, текущий контроль производится для выяв ления недостатков в ходе их выполнения, а последую щий контроль используется для выявления недостатков, которые не были обнаружены‘предварительным и теку щим контролем.
В зависимости от методов осуществления контроля его формы подразделяются на следующие виды: провер ка, обследование, анализ и ревизия финансово-хозяй ственной деятельности, исполнения бюджетов и др. Эф фективность контроля во многом зависит от разнообра зия применяемых методов.
Проверка является существенным методом контроля. Она чаще всего применяется для изучения определен ного круга вопросов и отдельных сторон финансово-хо зяйственной деятельности предприятий и учреждений. Такими вопросами являются, например, полнота сдачи выручки от продажи билетов внутригородского транспор та, своевременная ликвидация дебиторской и кредитор ской задолженности, законность списания основных средств а результате морального и физического износа,
38
а также законность передачи их с баланса одного пред приятия на баланс другого и др.
В осуществлении контроля немаловажную роль играет обследование деятельности предприятий, учреж дений и организаций непосредственно на месте. При обследовании проверяются первичные документы и дан ные учета и отчетности, заявления и жалобы работников предприятий и учреждений, проводятся беседы с работ никами, предприятий, распространяются анкеты (анкети рование) или опросные листы. Обследования бывают полные и тематические. При полном проверяется дея тельность предприятий и учреждений .в целом, а при тематическом — лишь некоторые вопросы их деятель ности.
Результаты обследования помогают выяснить успехи
инедостатки в деятельности предприятий и учреждений
иразрабатывать мероприятия по ее улучшению. В этих целях результаты обследования оформляются путем со ставления докладных записок или справок, которые представляются в контролирующие органы.
Экономический анализ является важным методом осу ществления контроля, а именно:
а) анализ исполнения бюджета позволяет выявить
резервы выполнения и перевыполнения доходной части бюджета и экономного расходования государственных средств; его данные используются при составлении про екта бюджета на предстоящий под;
б) анализ исполнения ометы бюджетного учрежде ния представляет собой один из методов проверки фи нансовой и оперативной деятельности учреждения путем сопоставления данных учета и отчетности с показате лями утвержденных смет; результаты анализа исполь зуются при составлении сметы на предстоящий год;
в) анализ хозяйственной деятельности, представляю щий собой изучение работы предприятий, хозяйственных организаций и их объединений на основе данных учета и отчетности, а также других источников информации, имеет целью: контроль за выполнением плана по каче ственным и количественным показателям, выяснение причин отклонения от плановых заданий и изменения показателей по сравнению с достигнутым уровнем в прошлом, определение возможностей дальнейшего раз
39
витая и улучшения деятельности предприятий и органи заций путем мобилизации внутренних резервов.
Таким образом, основная цель анализа — оценка хо зяйственной деятельности и финансового положения предприятий и организаций и на этой основе выявление резервов дальнейшего улучшения их деятельности.
Одной из важных форм финансового контроля явля ется ревизия. Она представляет собой основную форму последующего контроля, который состоит в углублен ной и тщательной проверке деятельности предприятий, учреждений и организаций. В 'Процессе проведения реви зии выясняются качество работы, ход выполнения пла новых заданий, соблюдение социалистической законности
и режима экономии и |
расходования материальных и |
||
финансовых ресурсов, |
состояние |
учета |
и отчетности |
и т. д. |
ревизии |
широко |
используются |
При документальной |
первичные документы и данные бухгалтерского учета и отчетности. Всесторонний анализ последних позволяет глубоко и тщательно проверить результаты выполнения планов и соблюдения финансово-бюджетной дисципли ны, все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций.
В зависимости от полноты охвата вопросов ревизуе мого объекта и метода проведения ревизия .подразделя ется на следующие виды: ведомственная и вневедом ственная, плановая и внеплановая, полная, частичная и тематическая, сплошная и выборочная, сквозная и комплексная.
В е д о м с т в е н н а я и в н е в е д о м с т в е н н а я ре визии проводятся вышестоящими организациями в под ведомственных им предприятиях и учреждениях или спе циальными уполномоченными на то органами, а также по инициативе органов народного контроля и судебно следственных органов. Ревизии, проводимые вышестоя щей организацией в подведомственных учреждениях и предприятиях, внутри данной системы, называются ве домственными или внутриведомственными, а остальные ревизии, организуемые органами народного контроля, контрольно-ревизионными управлениями министерств финансов или судебно-следственными органами, называ ются вневедомственными.
40
По своему назначению ревизии могут быть п л а н о вые и в н е п л а н о в ы е . Ревизии, проводимые в соот ветствии с планом ревизуемого органа, называются пла новыми, а внеплановые ревизии вызываются особыми обстоятельствами, сигналами о серьезных нарушениях финансово-бюджетной дисциплины, требованиями судеб но-следственных органов и т. д.
Задачи, методы и содержание плановых ревизий из ложены в утвержденных планах, а задачи ревизий, про водимых по требованию судебно-следственных органов, определяются указанными органами.
По объему проверяемых участков работы предприя тий, учреждений и организаций, в зависимости от пол ноты охвата деятельности ревизуемого объекта разли чают ревизии: п о л н ые , ч а с т и ч н ы е и т е м а т и ческие. При полной ревизии проверяются все стороны и участки финансово-хозяйственной деятельности реви зуемого объекта, а при частичной — лишь отдельные сто роны и участки деятельности предприятий, учреждений
иорганизаций. Тематическая ревизия является разно видностью частичной. В отличие от полной и частичной тематическая ревизия .проводится по отдельным специ альным вопросам (темам) однотипных предприятий или учреждений. Тематические ревизии могут быть организо ваны по вопросам выполнения производственного плана
иреализации продукции, правильности распределения
прибыли, соблюдения штатной дисциплины, содержания аппарата органов государственного управления и т. д.
По объему проверяемых документов и бухгалтерских записей ревизии подразделяются на сп л о ш н ы е и в ы- б п р о ч н ы е . При сплошной ревизии проверяются все без исключения документы и бухгалтерские записи за определенный период времени, а при выборочной — лишь определенная часть указанных документов и за писей.
В целях усиления эффективности контроля сплошные ревизии сочетаются с выборочными. Необходимость это го сочетания вызывается следующими моментами:
а) сплошная ревизия путем проверки документов и бухгалтерских записей, с одной стороны, позволяет наи более полно вскрывать недостатки и нарушения финан совой дисциплины, а с другой — ее проведение затрудни
41
тельно из-за большой трудоемкости и необходимости
значительного штата проверяющих; б) выборочная ревизия не всегда обеспечивает пол
ное выявление фактов нарушений или злоупотреблений, так как проверке подвергается сравнительно узкий круг документов, но в то же время этот метод контроля уско ряет процесс проведения ревизии. Если выборочным ме тодом установлены факты бесхозяйственности или хище ния государственных средств, то следует применить оплошный метод проверки документов и бухгалтерских,
записей.
Всесторонняя проверка деятельности предприятий, учреждений и организаций по целому комплексу вопро сов называется к о м п л е к с н о й ревизией. Она охва тывает комплекс производственных, хозяйственных и фи нансовых вопросов ревизуемого предприятия или не скольких предприятий данной отрасли. Комплексная ре визия охватывает все стороны деятельности предприятия. Такая ревизия дает возможность полнее вскрыть при чины несвоевременного выполнения плана, нарушения финансовой дисциплины и др.
Основными задачами проведения комплексных реви зий на предприятиях является выяснение следующих
вопросе®:
■а) эффективность использования имеющихся основ ных фондов и оборотных средств, внедрение новой тех ники и технологии, соблюдение установленных норм рас ходования производственных запасов, снижение себе стоимости продукции, правильность образования и ис пользования фондов стимулирования;
б) качество, надежность, комплектность и долговеч ность произведенной продукции;
в) сохранность денежных средств и материальных ценностей, а также правильность их расходования и со блюдение финансовой дисциплины;
г) правильность расходования фондов заработной платы, соблюдение действующих схем должностных ок ладов и тарифных ставок;
д) своевременность и правильность составления про изводственных и финансовых планов, своевременность их рассмотрения и утверждения;
е) правильность организации и ведения бухгалтер
42