Файл: Андреев, И. А. Финансовый контроль в СССР [учебное пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
Одним из важных показателей, характеризующих все стороны деятельности бюджетных учреждений, является состояние бухгалтерского учета и отчетности. Общесоюз ные и республиканские министерства союзных республик от подведомственных бюджетных учреждений получают квартальные и годовые бухгалтерские отчеты об исполь зовании сметы расходов, а республиканские министер ства автономных республик и отделы исполкомов — ме сячные и годовые отчеты. Ревизия состояния указанной отчетности должна установить:
а) своевременность и полноту представления отче тов подведомственными учреждениями;
б) какие санкции применяются министерствами и от делами исполкомов для укрепления отчетной дисцип лины (открытие кредитов лишь после представления требуемой отчетности, закрытие кредитов или приоста новка финансирования за несвоевременное представле ние отчетности, дисциплинарные взыскания, инструктаж и соответствующая помощь в организации учета и от четности, разработка методических указаний и т. д.);
в) своевременная проверка и анализ отчетности. Каждый отчет подведомственного учреждения должен быть проверен как с формальной стороны, так и по су ществу. С формальной точки зрения проверяются: со блюдение установленных форм, арифметическая пра вильность и согласованность отдельных форм между со бой. После счетной проверки отчеты подвергаются ана лизу по существу, т. е. с точки зрения соответствия: расходов по объему и направлению — утвержденным сметам, фактических расходов— кассовым и расходов — выполнению оперативно-сетевых показателей. Кроме того, при ревизии следует проверить по каждому отчету или на выборку наличие заключений по итогам анализа и предложений по устранению выявленных нарушений.
Наряду с этим необходимо проверить правильность использования предоставленных прав и выполнения сво их обязанностей главными (старшими) бухгалтерами ми нистерств и централизованными бухгалтериями отделов исполкомов.'
В отношении состояния внутриведомственного контро ля в министерствах и отделах исполкомов в процессе ре визии проверяются:
59
а) укомплектованность ревизионного аппарата, ква лификация и опыт работы ревизоров;
б) |
'наличие утвержденных планов проведения вну |
|
триведомственного контроля и их качество; |
||
в) |
своевременность проведения контроля; |
|
г) |
качество |
и эффективность контроля; |
д) состояние руководства ревизионной работой со |
||
стороны министерств и отделов исполкомов; |
||
е) |
своевременность реализации результатов ревизии. |
|
§ 2. |
РЕВИЗИЯ |
ИСПОЛНЕНИЯ СМЕТ РАСПОРЯДИТЕЛЕЙ |
|
КРЕДИТОВ ТРЕТЬЕЙ СТЕПЕНИ |
Основными задачами министерств и отделов исполко мов в области проведения ревизии в подведомственных бюджетных учреждениях является проверка их финан сово-хозяйственной деятельности, выполнения установ ленных оперативных планов по сети, штатам и контин гентам, правильности использования бюджетных средств по целевому назначению, обеспечения охраны социали стической собственности и соблюдения режима экономии при расходовании бюджетных ассигнований, правиль ности ведения бухгалтерского учета и составления отчет ности, достоверности учетных и отчетных данных.
Каждое бюджетное учреждение должно иметь свое временно утвержденную индивидуальную смету расхо дов. Каждая индивидуальная смета бюджетного учреж дения, состоящего на союзном бюджете или республи канском бюджете союзной республики, утверждается распорядителем кредитов второй степени, а учреждений, состоящих на государственном бюджете автономных рес публик или на местном бюджете,— 'главным распоряди телем кредитов.
Сметы должны быть составлены по типовым формам, установленным министерствами и ведомствами. Такие формы разработаны для однотипных бюджетных учреж дений (общеобразовательных школ, школ-интернатов, учреждений здравоохранения, детских садов и яслей, средних специальных и высших учебных заведений). Сметы учреждений должны быть утверждены не позднее, чем в двухнедельный срок после утверждения соответ ствующего бюджета.
■60
При ревизии бюджетных учреждений в первую оче редь устанавливаются наличие и своевременность ут верждения сметы, правильность планирования оператив ных показателей, соответствие данных смет оперативным показателям, законность всех 'включенных в смету рас ходов и соблюдение установленных форм. смет.
Важнейшими оперативно-сетевыми показателями, имеющими расчетное значение при составлении смет, являются для общеобразовательных школ — среднего довой контингент учащихся и среднегодовое количество классов; лечебных стационарных учреждений — коли чество медицинских учреждений и количество коек; ам булаторных учреждений — количество врачебных долж ностей; детских садов и яслей—количество мест; выс ших учебных заведений — среднегодовое количество сту дентов и т. д.
На основе отчетных данных о фактических континген тах на начало планируемого года и их расширении в пла нируемом году определяются среднегодовые континген ты. В частности, по учебным заведениям расширение контингента определяется с учетом нового приема за вычетом выпуска студентов или учащихся, по лечебнопрофилактическим учреждениям с учетом прироста коек за счет нового капитального строительства или за счет предоставления исполкомами лечебным учреждениям готовых помещений, а также увеличения числа мест в су
ществующих |
помещениях |
медицинских |
учреждений |
и т. д. |
|
|
|
Среднегодовой контингент имеет важное значение для |
|||
определения |
ряда расходов |
бюджетных |
учреждений. |
В связи с этим при ревизии необходимо тщательно про верить правильность исчисления среднегодовых показа телей оперативных планов с учетом фактического кон тингента на начало года (переходящей сети) и расшире ния, предусмотренного народнохозяйственным планом.
Для правильной оценки среднегодовых показателей необходимо, прежде всего, тщательно проверить расчеты министерств, 'ведомств и отделов исполкомов. Преувели чение или преуменьшение фактического контингента вы зывает излишние ассигнования или недостаток бюджет ных средств, т. е. ^рефинансирование или недофинан сирование бюджетного учреждения.
.61
После проверки правильности определения плановых показателей, предусмотренных по смете, анализируются результаты фактического выполнения этих показателей, так 'как уровень выполнения оперативного плана учреж дения определяет объем финансирования и фактических затрат. Сопоставляя результаты выполнения оперативносетевых показателей с данными утвержденной сметы, оп ределяют размеры перефинансирования, а затем выяс няют причины их образования.
Основными причинами сверхсметного финансирова ния могут быть завышение установленных норм расхо дов и открытие кредитов или перечисление средств под план вне зависимости от результатов выполнения опера тивного плана, а недофинансирование может быть вы звано в результате несвоевременного открытия кредитов или перечисления средств на текущие счета бюджетных учреждений, а также из-за неправильного определения переходящей сети и контингентов.
После проверки правильности планирования опера тивно-сетевых показателей и соответствия этим показа телям предусмотренных по смете ассигнований изуча ется правильность исчисления всех расходов по каждой статье в отдельности с точки зрения законности, целе сообразности и соблюдения режима экономии.
По учреждениям, состоящим на союзном бюджете и республиканских бюджетах союзных республик, уста навливается соответствие открытых кредитов суммам, утвержденным по смете, и фактической потребности учреждений в средствах по каждой статье расходов, а по учреждениям, финансируемым из республиканского бюджета автономной республики и местных бюдже тов, проверяется своевременность перечисления средств в сроки, обеспечивающие нормальную работу учреж дений.
В процессе ревизии путем сравнения фактических расходов с открытыми кредитами или поступившими на текущий счет средствами бюджета, сопоставления кас совых расходов с фактическими устанавливается нали чие абсолютных или относительных перерасходов. Абсолютные перерасходы во всех без исключения слу чаях являются результатом, незаконного расходования средств сверх сметных назначений, а относительные пе
62
рерасходы вызываются в результате невыполнения уста новленного оперативного плана.
При ревизии после общего анализа исполнения сметы
расходов прежде всего следует проверить общие |
итоги |
||
исполнения сметы за ревизуемый период, |
а затем рас |
||
смотреть все расходы с точки |
зрения |
их законности, |
|
целесообразности и соответствия |
утвержденной |
смете. |
|
З а р а б о т н а я п л а т а (ст. |
1). Проверку исполне |
ния сметы в разрезе отдельных статей расходов рекомен дуется начинать с фонда заработной платы, так как в большинстве бюджетных учреждений заработная плата составляет свыше 50% всех расходов по смете. Ревизия по данной статье расходов обычно начинается с провер ки соблюдения штатно-сметной дисциплины.
Путем сопоставления утвержденного фонда заработ ной платы с начисленной суммой и сравнения отчетных данных о начисленной сумме с фактически выплаченной заработной платой за ревизуемый период, с одной сто роны, выясняется правильность отнесения расходов на выплату заработной платы и, с другой стороны, такое сопоставление дает возможность установить наличие пе рерасхода или экономии. После такой общей проверки использования фонда заработной платы необходимо изу чить соблюдение штатной дисциплины и установить причины образования перерасхода или экономии фонда заработной платы.
Фонд заработной платы строго лимитирован и его превышение является грубым нарушением финансово сметной дисциплины. Фонд заработной платы зависит от двух основных показателей — численности штатов и раз меров должностных окладов. В связи с этим при ревизии необходимо проверить соблюдение учреждениями штат ной дисциплины и установленных ставок заработной платы.
Прежде всего следует установить соответствие фак тических штатов учреждения утвержденному и зареги стрированному штатному расписанию. Для этого списки работников учреждения на каждое первое число месяца и платежные ведомости на выдачу заработной платы сличают с утвержденным штатным расписанием.
Штатные расписания и сметы всех бюджетных уч реждений, кроме учреждений, состоящих на сельском, поселковом, городском и районном бюджетах, подлежат
63
обязательной регистрации в соответствующих финансо вых органах. Штатные расписания составляются на ос нове типовых штатов. Они установлены для однотипных бюджетных учреждений — детских садов и яслей, обще образовательных школ, медицинских учреждений и др. При разработке типовых штатов учитываются объем и характер работы, отрасль народного хозяйства и ее зна чение, вид и назначение учреждений.
При проверке штатов необходимо иметь в виду, что ни одно бюджетное учреждение не имеет права увели чить число сотрудников, переименовать должности, из менить структурные подразделения и завысить ставки заработной платы. В связи с этим надо проверить, не имеют ли место случаи содержания сверхштатных ра ботников, скрытого повышения ставок заработной платы отдельным работникам, несоответствия фактически выполняемой тем или иным сотрудником работы зани маемой по штату должности, выплаты заработной платы подставным и вымышленным лицам и т. д.
Ставки заработной платы дифференцированы в за висимости от занимаемой должности, педагогической нагрузки, стажа и квалификации работника. Так, напри мер, ставки заработной платы, как правило, установле ны: административно-хозяйственному персоналу в зависимости от занимаемой должности; учителям школ — от педагогического стажа, образования, места работы и педагогической нагрузки; преподавателям высшей школы — от стажа работы в вузах, ученого зва ния и степени, от преподаваемого предмета; медицин ским работникам — отработанного времени, места и ха рактера работы и т. д.
Ежегодно при составлении индивидуальных смет про изводятся тарификация учителей и медицинских работ ников. При ревизии необходимо самым тщательным образом проверить данные о тарификации с точки зре ния правильности определения стажа работы, образова ния, ученой степени и звания, объема работы.и др. по первичным документам, которые находятся в личном деле каждого работника.
Как было сказано выше, сопоставляя штатное распи сание с платежными ведомостями, ревизор устанавли вает, соответствуют ли структура аппарата, количество работников, наименование должностей и оклады утвер
64
жденным и зарегистрированным штатам. Однако такая практика проверки соблюдения штатно-сметной дисцип лины не дает возможности вскрыть все факты нарушения штатной дисциплины. Незаконная выплата заработной платы производится еще по многим другим причинам. Различные нарушения допускаются при дополнительных выплатах сотрудникам учреждения. В связи с этим при ревизиях подлежат проверке следующие дополнительные выплаты:
а) за вредность и опасность работы, выплачиваемая медицинским работникам в размере 15—30% установ ленных ставок заработной платы;
б) за звания «Заслуженный учитель», «Заслуженный мастер спорта», «Заслуженный врач республики» и за ученую степень;
в) за отдаленность и за выслугу лет лицам, работаю щим в отдаленных местностях и вне крупных городских поселений;
г) за классное руководство, заведование кабинетом и кафедрой, проверку тетрадей, исполнение обязанностей декана и его заместителя;
д) за замещение одного работника другим, причем разница за совмещение может быть оплачена при нали чии приказа по учреждению, продолжительности заме щения не менее 12 дней и при условии, что совместитель ство осуществляется не штатным, не прямым совмести телем;
е) за сверхурочные работы (такая работа разреша ется лишь лицам, имеющим нормированный рабочий день и с ведома месткома или фабзавкома);
ж) за очередной отпуск (оплата за отпуск произво дится не ранее, как по истечении И месяцев после нача ла работы сотрудника в данном учреждении);
з) за коммунальные услуги учителям общеобразова тельных школ и медицинским работникам в сельской местности и в рабочих поселках;
и) по счетам, заявлениям и трудовым соглашениям за выполнение разных работ (авторский гонорар, редакти рование, корректура, чертежи, стенографирование, печа тание на пишущей машинке и др.) при условии, что выполняемые работы не являются прямой обязанностью лиц, выполнивших указанные работы;
п-зоз.-5 |
65 |