Файл: Андреев, И. А. Финансовый контроль в СССР [учебное пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одним из важных показателей, характеризующих все стороны деятельности бюджетных учреждений, является состояние бухгалтерского учета и отчетности. Общесоюз­ ные и республиканские министерства союзных республик от подведомственных бюджетных учреждений получают квартальные и годовые бухгалтерские отчеты об исполь­ зовании сметы расходов, а республиканские министер­ ства автономных республик и отделы исполкомов — ме­ сячные и годовые отчеты. Ревизия состояния указанной отчетности должна установить:

а) своевременность и полноту представления отче­ тов подведомственными учреждениями;

б) какие санкции применяются министерствами и от­ делами исполкомов для укрепления отчетной дисцип­ лины (открытие кредитов лишь после представления требуемой отчетности, закрытие кредитов или приоста­ новка финансирования за несвоевременное представле­ ние отчетности, дисциплинарные взыскания, инструктаж и соответствующая помощь в организации учета и от­ четности, разработка методических указаний и т. д.);

в) своевременная проверка и анализ отчетности. Каждый отчет подведомственного учреждения должен быть проверен как с формальной стороны, так и по су­ ществу. С формальной точки зрения проверяются: со­ блюдение установленных форм, арифметическая пра­ вильность и согласованность отдельных форм между со­ бой. После счетной проверки отчеты подвергаются ана­ лизу по существу, т. е. с точки зрения соответствия: расходов по объему и направлению — утвержденным сметам, фактических расходов— кассовым и расходов — выполнению оперативно-сетевых показателей. Кроме того, при ревизии следует проверить по каждому отчету или на выборку наличие заключений по итогам анализа и предложений по устранению выявленных нарушений.

Наряду с этим необходимо проверить правильность использования предоставленных прав и выполнения сво­ их обязанностей главными (старшими) бухгалтерами ми­ нистерств и централизованными бухгалтериями отделов исполкомов.'

В отношении состояния внутриведомственного контро­ ля в министерствах и отделах исполкомов в процессе ре­ визии проверяются:

59


а) укомплектованность ревизионного аппарата, ква­ лификация и опыт работы ревизоров;

б)

'наличие утвержденных планов проведения вну­

триведомственного контроля и их качество;

в)

своевременность проведения контроля;

г)

качество

и эффективность контроля;

д) состояние руководства ревизионной работой со

стороны министерств и отделов исполкомов;

е)

своевременность реализации результатов ревизии.

§ 2.

РЕВИЗИЯ

ИСПОЛНЕНИЯ СМЕТ РАСПОРЯДИТЕЛЕЙ

 

КРЕДИТОВ ТРЕТЬЕЙ СТЕПЕНИ

Основными задачами министерств и отделов исполко­ мов в области проведения ревизии в подведомственных бюджетных учреждениях является проверка их финан­ сово-хозяйственной деятельности, выполнения установ­ ленных оперативных планов по сети, штатам и контин­ гентам, правильности использования бюджетных средств по целевому назначению, обеспечения охраны социали­ стической собственности и соблюдения режима экономии при расходовании бюджетных ассигнований, правиль­ ности ведения бухгалтерского учета и составления отчет­ ности, достоверности учетных и отчетных данных.

Каждое бюджетное учреждение должно иметь свое­ временно утвержденную индивидуальную смету расхо­ дов. Каждая индивидуальная смета бюджетного учреж­ дения, состоящего на союзном бюджете или республи­ канском бюджете союзной республики, утверждается распорядителем кредитов второй степени, а учреждений, состоящих на государственном бюджете автономных рес­ публик или на местном бюджете,— 'главным распоряди­ телем кредитов.

Сметы должны быть составлены по типовым формам, установленным министерствами и ведомствами. Такие формы разработаны для однотипных бюджетных учреж­ дений (общеобразовательных школ, школ-интернатов, учреждений здравоохранения, детских садов и яслей, средних специальных и высших учебных заведений). Сметы учреждений должны быть утверждены не позднее, чем в двухнедельный срок после утверждения соответ­ ствующего бюджета.

■60


При ревизии бюджетных учреждений в первую оче­ редь устанавливаются наличие и своевременность ут­ верждения сметы, правильность планирования оператив­ ных показателей, соответствие данных смет оперативным показателям, законность всех 'включенных в смету рас­ ходов и соблюдение установленных форм. смет.

Важнейшими оперативно-сетевыми показателями, имеющими расчетное значение при составлении смет, являются для общеобразовательных школ — среднего­ довой контингент учащихся и среднегодовое количество классов; лечебных стационарных учреждений — коли­ чество медицинских учреждений и количество коек; ам­ булаторных учреждений — количество врачебных долж­ ностей; детских садов и яслей—количество мест; выс­ ших учебных заведений — среднегодовое количество сту­ дентов и т. д.

На основе отчетных данных о фактических континген­ тах на начало планируемого года и их расширении в пла­ нируемом году определяются среднегодовые континген­ ты. В частности, по учебным заведениям расширение контингента определяется с учетом нового приема за вычетом выпуска студентов или учащихся, по лечебнопрофилактическим учреждениям с учетом прироста коек за счет нового капитального строительства или за счет предоставления исполкомами лечебным учреждениям готовых помещений, а также увеличения числа мест в су­

ществующих

помещениях

медицинских

учреждений

и т. д.

 

 

 

Среднегодовой контингент имеет важное значение для

определения

ряда расходов

бюджетных

учреждений.

В связи с этим при ревизии необходимо тщательно про­ верить правильность исчисления среднегодовых показа­ телей оперативных планов с учетом фактического кон­ тингента на начало года (переходящей сети) и расшире­ ния, предусмотренного народнохозяйственным планом.

Для правильной оценки среднегодовых показателей необходимо, прежде всего, тщательно проверить расчеты министерств, 'ведомств и отделов исполкомов. Преувели­ чение или преуменьшение фактического контингента вы­ зывает излишние ассигнования или недостаток бюджет­ ных средств, т. е. ^рефинансирование или недофинан­ сирование бюджетного учреждения.

.61


После проверки правильности определения плановых показателей, предусмотренных по смете, анализируются результаты фактического выполнения этих показателей, так 'как уровень выполнения оперативного плана учреж­ дения определяет объем финансирования и фактических затрат. Сопоставляя результаты выполнения оперативносетевых показателей с данными утвержденной сметы, оп­ ределяют размеры перефинансирования, а затем выяс­ няют причины их образования.

Основными причинами сверхсметного финансирова­ ния могут быть завышение установленных норм расхо­ дов и открытие кредитов или перечисление средств под план вне зависимости от результатов выполнения опера­ тивного плана, а недофинансирование может быть вы­ звано в результате несвоевременного открытия кредитов или перечисления средств на текущие счета бюджетных учреждений, а также из-за неправильного определения переходящей сети и контингентов.

После проверки правильности планирования опера­ тивно-сетевых показателей и соответствия этим показа­ телям предусмотренных по смете ассигнований изуча­ ется правильность исчисления всех расходов по каждой статье в отдельности с точки зрения законности, целе­ сообразности и соблюдения режима экономии.

По учреждениям, состоящим на союзном бюджете и республиканских бюджетах союзных республик, уста­ навливается соответствие открытых кредитов суммам, утвержденным по смете, и фактической потребности учреждений в средствах по каждой статье расходов, а по учреждениям, финансируемым из республиканского бюджета автономной республики и местных бюдже­ тов, проверяется своевременность перечисления средств в сроки, обеспечивающие нормальную работу учреж­ дений.

В процессе ревизии путем сравнения фактических расходов с открытыми кредитами или поступившими на текущий счет средствами бюджета, сопоставления кас­ совых расходов с фактическими устанавливается нали­ чие абсолютных или относительных перерасходов. Абсолютные перерасходы во всех без исключения слу­ чаях являются результатом, незаконного расходования средств сверх сметных назначений, а относительные пе­

62

рерасходы вызываются в результате невыполнения уста­ новленного оперативного плана.

При ревизии после общего анализа исполнения сметы

расходов прежде всего следует проверить общие

итоги

исполнения сметы за ревизуемый период,

а затем рас­

смотреть все расходы с точки

зрения

их законности,

целесообразности и соответствия

утвержденной

смете.

З а р а б о т н а я п л а т а (ст.

1). Проверку исполне­

ния сметы в разрезе отдельных статей расходов рекомен­ дуется начинать с фонда заработной платы, так как в большинстве бюджетных учреждений заработная плата составляет свыше 50% всех расходов по смете. Ревизия по данной статье расходов обычно начинается с провер­ ки соблюдения штатно-сметной дисциплины.

Путем сопоставления утвержденного фонда заработ­ ной платы с начисленной суммой и сравнения отчетных данных о начисленной сумме с фактически выплаченной заработной платой за ревизуемый период, с одной сто­ роны, выясняется правильность отнесения расходов на выплату заработной платы и, с другой стороны, такое сопоставление дает возможность установить наличие пе­ рерасхода или экономии. После такой общей проверки использования фонда заработной платы необходимо изу­ чить соблюдение штатной дисциплины и установить причины образования перерасхода или экономии фонда заработной платы.

Фонд заработной платы строго лимитирован и его превышение является грубым нарушением финансово­ сметной дисциплины. Фонд заработной платы зависит от двух основных показателей — численности штатов и раз­ меров должностных окладов. В связи с этим при ревизии необходимо проверить соблюдение учреждениями штат­ ной дисциплины и установленных ставок заработной платы.

Прежде всего следует установить соответствие фак­ тических штатов учреждения утвержденному и зареги­ стрированному штатному расписанию. Для этого списки работников учреждения на каждое первое число месяца и платежные ведомости на выдачу заработной платы сличают с утвержденным штатным расписанием.

Штатные расписания и сметы всех бюджетных уч­ реждений, кроме учреждений, состоящих на сельском, поселковом, городском и районном бюджетах, подлежат

63


обязательной регистрации в соответствующих финансо­ вых органах. Штатные расписания составляются на ос­ нове типовых штатов. Они установлены для однотипных бюджетных учреждений — детских садов и яслей, обще­ образовательных школ, медицинских учреждений и др. При разработке типовых штатов учитываются объем и характер работы, отрасль народного хозяйства и ее зна­ чение, вид и назначение учреждений.

При проверке штатов необходимо иметь в виду, что ни одно бюджетное учреждение не имеет права увели­ чить число сотрудников, переименовать должности, из­ менить структурные подразделения и завысить ставки заработной платы. В связи с этим надо проверить, не имеют ли место случаи содержания сверхштатных ра­ ботников, скрытого повышения ставок заработной платы отдельным работникам, несоответствия фактически выполняемой тем или иным сотрудником работы зани­ маемой по штату должности, выплаты заработной платы подставным и вымышленным лицам и т. д.

Ставки заработной платы дифференцированы в за­ висимости от занимаемой должности, педагогической нагрузки, стажа и квалификации работника. Так, напри­ мер, ставки заработной платы, как правило, установле­ ны: административно-хозяйственному персоналу в зависимости от занимаемой должности; учителям школ — от педагогического стажа, образования, места работы и педагогической нагрузки; преподавателям высшей школы — от стажа работы в вузах, ученого зва­ ния и степени, от преподаваемого предмета; медицин­ ским работникам — отработанного времени, места и ха­ рактера работы и т. д.

Ежегодно при составлении индивидуальных смет про­ изводятся тарификация учителей и медицинских работ­ ников. При ревизии необходимо самым тщательным образом проверить данные о тарификации с точки зре­ ния правильности определения стажа работы, образова­ ния, ученой степени и звания, объема работы.и др. по первичным документам, которые находятся в личном деле каждого работника.

Как было сказано выше, сопоставляя штатное распи­ сание с платежными ведомостями, ревизор устанавли­ вает, соответствуют ли структура аппарата, количество работников, наименование должностей и оклады утвер­

64

жденным и зарегистрированным штатам. Однако такая практика проверки соблюдения штатно-сметной дисцип­ лины не дает возможности вскрыть все факты нарушения штатной дисциплины. Незаконная выплата заработной платы производится еще по многим другим причинам. Различные нарушения допускаются при дополнительных выплатах сотрудникам учреждения. В связи с этим при ревизиях подлежат проверке следующие дополнительные выплаты:

а) за вредность и опасность работы, выплачиваемая медицинским работникам в размере 15—30% установ­ ленных ставок заработной платы;

б) за звания «Заслуженный учитель», «Заслуженный мастер спорта», «Заслуженный врач республики» и за ученую степень;

в) за отдаленность и за выслугу лет лицам, работаю­ щим в отдаленных местностях и вне крупных городских поселений;

г) за классное руководство, заведование кабинетом и кафедрой, проверку тетрадей, исполнение обязанностей декана и его заместителя;

д) за замещение одного работника другим, причем разница за совмещение может быть оплачена при нали­ чии приказа по учреждению, продолжительности заме­ щения не менее 12 дней и при условии, что совместитель­ ство осуществляется не штатным, не прямым совмести­ телем;

е) за сверхурочные работы (такая работа разреша­ ется лишь лицам, имеющим нормированный рабочий день и с ведома месткома или фабзавкома);

ж) за очередной отпуск (оплата за отпуск произво­ дится не ранее, как по истечении И месяцев после нача­ ла работы сотрудника в данном учреждении);

з) за коммунальные услуги учителям общеобразова­ тельных школ и медицинским работникам в сельской местности и в рабочих поселках;

и) по счетам, заявлениям и трудовым соглашениям за выполнение разных работ (авторский гонорар, редакти­ рование, корректура, чертежи, стенографирование, печа­ тание на пишущей машинке и др.) при условии, что выполняемые работы не являются прямой обязанностью лиц, выполнивших указанные работы;

п-зоз.-5

65