Файл: Андреев, И. А. Финансовый контроль в СССР [учебное пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

окото учета, состояние контроля за сохранностью денеж­ ных средств и товарно-материальных ценностей.

В области государственного бюджета комплексная ревизия охватывает все участки его составления и испол­ нения и тем самым дает цельное представление о состоя­ нии этой работы. Комплексная ревизия характерна тем, что здесь экономический анализ всех сторон финансово­ хозяйственной деятельности предприятий или исполне­ ния бюджета сочетается с глубокой документальной и фактической проверкой.

Поскольку комплексная ревизия охватывает целый комплекс вопросов финансово-хозяйственной деятель­ ности предприятий, для ее проведения организуется ре­ визионная группа с привлечением компетентных специа­ листов различных ведомств ню вопросам экономики, фи­ нансам, производства, технологии, организации труда, бухгалтерского учета и т. д. Ревизионную группу воз­ главляет руководитель-ревизор, назначаемый по каждой ревизии министром, заведующим отделом исполкома или их заместителями, а по контрольно-ревизионным управ­ лениям — главными контролерами-ревязорами.

С к в о з и ы е ревизии являются разновидностью комплексной. Преимущество этого вида ревизии состоит в том, что она охватывает финансово-хозяйственную деятельность не только подведомственных предприятий и учреждений, но и вышестоящей организации, т. е. ми­ нистерств и отделов исполкомов.

Сквозные ревизии широко применяются в новых ус­ ловиях хозяйствования, так как они дают возможность глубже изучить недостатки в финансово-хозяйственной деятельности не только подведомственных учреждений, но и вышестоящих организаций.

В зависимости от источников проверяемых данных контроль делится на документальный и фактический.

Д о к у м е н т а л ь н а я ревизия производится путем сплошной или выборочной проверки первичных докумен­ тов. При проведении ревизии прежде всего выясняются наличие и подлинность первичных документов, правиль­ ность их оформления и соответствующих записей по кни­ гам оперативного и бухгалтерского учета, законность произведенных расходов, их целесообразность и эффек­ тивность. При ревизии сочетаются сплошная и выбороч­ ная проверка документов, так как увлечение только

43

сплошной проверкой мелких, малозначимых документов может заслонить основную задачу ревизора — выявле­

ние основных недостатков.

Документальная ревизия является важной формой последующего контроля. Задачи и порядок этой ревизии регламентируются постановлениями правительства и ве­ домственными инегукциями. Она проводится всеми орга­ нами государственного контроля.

При проведении документальной ревизии широко применяются встречные проверки достоверности доку­ ментов, связанных с выдачей и получением денежных средств и товарно-материальных ценностей.

Встречная проверка представляет собой сопоставле­ ние документов ревизуемого объекта с документами, находящимися в организациях, от которых были полу­ чены или которым выданы денежные средства и товарно­ материальные ценности.

Встречные проверки позволяют установить закон­ ность и правильность оформления каждой операции, под­ линность документов и точность расчетов, действитель­ ность получения или выдачи отраженных в документах средств и материальных ценностей, факт выполнениятех или иных работ и оказания услуг.

В ревизионной работе документальные ревизии соче­ таются с ф а к т и ч е с к и м и . При проведении доку­ ментальной ревизии организуется фактическая проверка наличия денежных средств и товарно-материальных цен­ ностей путем:

,а)

инвентаризации товарно-материальных ценностей;

б)

.проверки кассы, бюджетных, расчетных или теку­

щих счетов;

j

в)

взвешивания и обмера сырья, материалов и гото­

вых изделий и др.;

 

г)

контрольных запусков сырья и материалов в про­

изводство;

 

д) лабораторных анализов и исследований сырья, материалов и готовой продукции для определения их качества и т. д.

§ 5. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕВИЗИОННОЙ РАБОТЫ

Качество ревизий во многом зависит от применяемого метода и подготовки, организации и проведения, оформ­ ления результатов и реализации материалов ревизий.

44


Органы государственного контроля свою ревизион­ ную работу проводят по годовым и квартальным планам. Указанные планы составляются с учетом установленной правительством периодичности ревизий. Согласно поста­ новлениям правительства (внутриведомственные докумен­ тальные ревизии предприятий и организаций, состоящих на хозяйственном расчете, производятся один раз в .год, а документальные ревизии бюджетных учреждений—не реже одного раза ;в два года.

В целях устранения фактов дублирования и полноты охвата ревизионных объектов планы работ органов госу­ дарственного контроля должны быть согласованы между собой, в противном случае неизбежны повторные реви­ зии. Планы ревизии не подлежат оглашению. Подведом­ ственным предприятиям и учреждениям, которые явля­ ются подконтрольными, не должны быть известны ни сроки проведения ревизий, ни состав исполнителей, ни методы проведения.

Планы ревизионной работы охватывают: объекты, виды и темы ревизии, сроки ее начала и окончания, со­ став исполнителей, место и методы проведения, сроки проверки выполнения решений и указаний по проведен­ ным ранее ревизиям.

Объектами ревизий являются министерства и их глав­ ные управления, объединения, тресты и предприятия, отделы исполкомов и их предприятия и учреждения, бюджеты республики, области, края, городские, посел­ ковые и сельские. Ежегодно перечень объектов плановых ревизий определяется вышестоящими организациями го­ сударственного контроля с учетом установленной прави­ тельством периодичности. При выборе конкретных объ­ ектов ревизии, наряду с учетом периодичности, исходят из политических и народнохозяйственных задач и пла­ нов работ Советов Министров союзных и автономных республик, а также исполкомов Советов депутатов тру­ дящихся.

Сроки, предоставляемые для проведения ревизий, за­ висят от продолжительности ревизуемого периода, объ­ ема работы предприятий и учреждений и количества лиц, привлекаемых к ревизионной работе. Независимо от объема работы продолжительность ревизии, как пра­ вило, не должна превышать одного месяца, так как чрез­ мерное удлинение срока проведения снижает ее опера­

45

тивность и эффективность. Каждая плановая ревизия должна начинаться с той даты, на которую была прове­ дена предыдущая ревизия.

Количество исполнителей и их состав также зависят от объема и сложности предстоящей ревизионной рабо­ ты. От объема работы зависит количество ревизоров, необходимое для проведения ревизии, а от сложности предстоящей работы — их квалификация и опыт реви­ зионной работы. Для проведения ревизий привлекаются не только ревизоры ревизующей организации, но и спе­ циалисты других организаций и работники подведом­ ственных .предприятий и учреждений.

Качество проведения ревизии зависит прежде всего от тщательной ее подготовки и уровня квалификации контролеров-ревизоров. В. И. Ленин учил, что к осуще­ ствлению контроля необходимо привлекать специалистов, «за которых можно ручаться, что они ни слова не возь­ мут на веру, ни слова не скажут против совести», кото­ рые бы «не побоялись признаться ни в какой трудности и не побоялись никакой борьбы для достижения серьезно поставленной себе цели» '.

Руководствуясь ленинскими требованиями, кадры-для контрольно-ревизионной работы подбираются из числа высококвалифицированных специалистов, преданных делу Коммунистической партии и советского народа. Высокая идейность, деловитость, честность, принципиаль­ ность, настойчивость, непримиримость к бюрократам, оч­ ковтирателям и расхитителям социалистической собствен­ ности, внимательность и чуткость к людям, скромность в поведении и оценке своей работы — таковы важнейшие требования к работникам .государственного контроля.

Процесс проведения ревизий состоит из ряда после­ довательных стадий: подготовка к проведению ревизии до выезда на объект; организация ревизионной работы на месте нахождения объекта; проверка производствен­ ной и финансово-хозяйственной деятельности; оформле­ ние и обсуждение результатов ревизии; .проверка резуль­ татов выполнения обязательных указаний и предложе­ ний по произведенным ранее ревизиям.

Эффективность (Каждой ревизии во многом зависит от тщательной организации и подготовки к ней. В процессе1

1 В. И. Л е н и н . Поли. собр. соч., т. 45, стр. 391—392.

46


подготовки к предстоящей ревизии тщательно изучаются законы, постановления и распоряжения правительства, приказы, инструкции и указания как министерств финан­ сов, так и других ведомств, на основе которых осуще­ ствляется деятельность проверяемой организации, с од­ ной стороны, и, с другой — плановые и отчетные данные, которые характеризуют ее финансово-хозяйственную деятельность. Весьма важно также детально ознакомить­ ся с актами предыдущей ревизии, решениями и указа­ ниями по этим актам и с данными о их выполнении, с материалами печати и имеющимися жалобами, относя­ щимися к деятельности намеченного для ревизии пред­ приятия или учреждения. Кроме того, одним из важных разделов подготовительной работы является комплекто­ вание ревизионной группы, инструктаж отъезжающих ревизоров и составление программы ревизии.

Подготовительная работа, проведенная заранее, до выезда на место, дает возможность выяснить слабые стороны в деятельности намеченного для ревизии пред­ приятия или учреждения и тем самым определить необ­ ходимые участки и вопросы, которые в процессе ревизии должны подвергаться тщательному анализу.

На основе проведенной подготовительной работы ре­ визором составляются программа и рабочий план реви­ зий. Программа ревизии по каждому объекту охваты­ вает все вопросы, подлежащие проверке, и определяет направление работы ревизоров в период проведения ре­ визии. Хорошо продуманная программа помогает сосре­ доточить внимание на основных и решающих вопросах и тем самым нацеливает на более глубокий их анализ. Она должна охватить самое важное, самое существен­ ное для проведения данной ревизии.

В соответствии с программой составляется рабочий план ревизий, в котором гао каждому ведущему вопросу программы определяется метод проведения ревизии и календарный график работы. В рабочем плане предус­ матривается проверка основных участков работы. Обыч­ но ревизия проводится в составе нескольких ревизоров. В связи с 'этим каждый ревизор составляет календар­ ный график работы на своем участке. Этот график дол­ жен быть согласован с рнбочим планом ревизионной группы.

47

Рабочий план может быть составлен до выезда «а ревизию и уточнен на (месте ревизия или же составлен непосредственно на месте проведения ревизии.

Одним из важных принципов проведения ревизии 'яв­ ляется внезапность! Поэтому, прибыв на объект, после предъявления удостоверения на право производства ревизии, ревизор обязан внезапно проверить кассовую наличность в присутствии кассира и бухгалтера. О ре­ зультатах ревизии кассы составляется промежуточный акт.

После проверки кассовой наличности ревизор при участии руководителя предприятия или его заместителя проводит ознакомление о деятельностью ревизуемого предприятия и в результате выясняет интересующие вопросы и отдельные недочеты в его работе. Далее ре­ визор знакомится с данными ' учета товарно-материаль­ ных ценностей и состояином их инвентаризации, а в не­ обходимых случаях организует контрольную инвентари­ зацию.

Методы проверки производственной и финансовохозяйственной деятельности предприятий весьма разно­ образны. Они зависят от характера и масштаба деятель­ ности предприятий или учреждений, состояния учета и отчетности, охватываемого периода и т. д. В целях все­ стороннего изучения деятельности предприятий и учреж­ дений путем привлечения рабочих и служащих к про­ веркам необходимо оповестить их о начавшейся ревизии, целях и -сроках проведения, а также о рабочем -месте руководителя ревизионной группы и времени приема посетителей.

Основным -методическим прием-ом '.проведения реви­ зии являются:

а) рассмотрение |хозяйственно-ф-ина-ноо!вых операций ревизуемого предприятия или учреждения;

б) всестороннее изучение данных учета и отчетности, а также результатов инвентаризации товарно-матери­ альных ценностей;

в) проверка первичных документов —-правильности их оформления и записей п-о книгам, их достоверности.

Результаты ревизии оформляются актом. В акте ре­ визии излагаются выявленные недостатки в работ-е пред­ приятия или учреждения, допущенные должностными лицами -нарушения законодательства и злоупотребления,

48


а также положительные стороны и достижения в работе, заслуживающие распространения на других предприя­ тиях и в учреждениях.

На основе ревизионного акта делаются выводы о дея­ тельности предприятия или учреждения, разрабатыва­ ются указания и предложения и принимаются решения об улучшении их финансово-хозяйственной деятельности

иустранении выявленных недочетов и нарушений. По­ этому он должен быть составлен грамотно, всесторонне обоснован, написан сжато и ясно, культурно оформлен.

Составление акта является весьма ответственной за­ вершающей стадией ревизии. Здесь требуются и вдумчи­ вая систематизация и обобщение результатов всей про­ деланной работы. В акт необходимо вносить только фак­ ты совершенно достоверные и подтвержденные соответ­ ствующими документами. Акт ревизии не следует загро­ мождать второстепенными отчетными данными и ненуж­ ными рассуждениями, так как это затрудняет его исполь­ зование.

Вакте ревизии фиксируются конкретные факты нару­ шения законов, правил и инструкций, штатно-сметной дисциплины, фамилии и инициалы должностных лиц, виновных в незаконных действиях.

При установлении растрат и хищений ревизор, не до­ жидаясь завершения ревизии и составления акта, мате­ риалы на виновных лиц обязан передать прокурору для привлечения их к уголовной ответственности.

Визложении акта ревизии должны 'быть соблюдены строгая объективность, ясность, краткость, правдивость

иточность описания выявленных фактов и данных с та­ ким расчетом, чтобы он был безусловно достоверным

документом. Недопустимо включать в акт ревизии какие бы то ни было замечания, основанные лишь на заявле­ ниях или объяснениях работников ревизуемого учрежде­ ния, без надлежащей проверки и подтверждения их соот­ ветствующими документами.

Имея :в виду, что в течение ревизии накапливается большое количество фактического материала (цифр, про­ межуточных актов, документов, различных справок, объ­ яснений) , по мере выполнения отдельных частей програм­ мы ревизии необходимо постепенно их систематизиро­ вать и обобщать. Тем самым к концу ревизии будут со­ ставлены соответствующие части акта, и на их основе

П-803,-4

49