Файл: Андреев, И. А. Финансовый контроль в СССР [учебное пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
окото учета, состояние контроля за сохранностью денеж ных средств и товарно-материальных ценностей.
В области государственного бюджета комплексная ревизия охватывает все участки его составления и испол нения и тем самым дает цельное представление о состоя нии этой работы. Комплексная ревизия характерна тем, что здесь экономический анализ всех сторон финансово хозяйственной деятельности предприятий или исполне ния бюджета сочетается с глубокой документальной и фактической проверкой.
Поскольку комплексная ревизия охватывает целый комплекс вопросов финансово-хозяйственной деятель ности предприятий, для ее проведения организуется ре визионная группа с привлечением компетентных специа листов различных ведомств ню вопросам экономики, фи нансам, производства, технологии, организации труда, бухгалтерского учета и т. д. Ревизионную группу воз главляет руководитель-ревизор, назначаемый по каждой ревизии министром, заведующим отделом исполкома или их заместителями, а по контрольно-ревизионным управ лениям — главными контролерами-ревязорами.
С к в о з и ы е ревизии являются разновидностью комплексной. Преимущество этого вида ревизии состоит в том, что она охватывает финансово-хозяйственную деятельность не только подведомственных предприятий и учреждений, но и вышестоящей организации, т. е. ми нистерств и отделов исполкомов.
Сквозные ревизии широко применяются в новых ус ловиях хозяйствования, так как они дают возможность глубже изучить недостатки в финансово-хозяйственной деятельности не только подведомственных учреждений, но и вышестоящих организаций.
В зависимости от источников проверяемых данных контроль делится на документальный и фактический.
Д о к у м е н т а л ь н а я ревизия производится путем сплошной или выборочной проверки первичных докумен тов. При проведении ревизии прежде всего выясняются наличие и подлинность первичных документов, правиль ность их оформления и соответствующих записей по кни гам оперативного и бухгалтерского учета, законность произведенных расходов, их целесообразность и эффек тивность. При ревизии сочетаются сплошная и выбороч ная проверка документов, так как увлечение только
43
сплошной проверкой мелких, малозначимых документов может заслонить основную задачу ревизора — выявле
ние основных недостатков.
Документальная ревизия является важной формой последующего контроля. Задачи и порядок этой ревизии регламентируются постановлениями правительства и ве домственными инегукциями. Она проводится всеми орга нами государственного контроля.
При проведении документальной ревизии широко применяются встречные проверки достоверности доку ментов, связанных с выдачей и получением денежных средств и товарно-материальных ценностей.
Встречная проверка представляет собой сопоставле ние документов ревизуемого объекта с документами, находящимися в организациях, от которых были полу чены или которым выданы денежные средства и товарно материальные ценности.
Встречные проверки позволяют установить закон ность и правильность оформления каждой операции, под линность документов и точность расчетов, действитель ность получения или выдачи отраженных в документах средств и материальных ценностей, факт выполнениятех или иных работ и оказания услуг.
В ревизионной работе документальные ревизии соче таются с ф а к т и ч е с к и м и . При проведении доку ментальной ревизии организуется фактическая проверка наличия денежных средств и товарно-материальных цен ностей путем:
,а) |
инвентаризации товарно-материальных ценностей; |
|
б) |
.проверки кассы, бюджетных, расчетных или теку |
|
щих счетов; |
j |
|
в) |
взвешивания и обмера сырья, материалов и гото |
|
вых изделий и др.; |
|
|
г) |
контрольных запусков сырья и материалов в про |
|
изводство; |
|
д) лабораторных анализов и исследований сырья, материалов и готовой продукции для определения их качества и т. д.
§ 5. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕВИЗИОННОЙ РАБОТЫ
Качество ревизий во многом зависит от применяемого метода и подготовки, организации и проведения, оформ ления результатов и реализации материалов ревизий.
44
Органы государственного контроля свою ревизион ную работу проводят по годовым и квартальным планам. Указанные планы составляются с учетом установленной правительством периодичности ревизий. Согласно поста новлениям правительства (внутриведомственные докумен тальные ревизии предприятий и организаций, состоящих на хозяйственном расчете, производятся один раз в .год, а документальные ревизии бюджетных учреждений—не реже одного раза ;в два года.
В целях устранения фактов дублирования и полноты охвата ревизионных объектов планы работ органов госу дарственного контроля должны быть согласованы между собой, в противном случае неизбежны повторные реви зии. Планы ревизии не подлежат оглашению. Подведом ственным предприятиям и учреждениям, которые явля ются подконтрольными, не должны быть известны ни сроки проведения ревизий, ни состав исполнителей, ни методы проведения.
Планы ревизионной работы охватывают: объекты, виды и темы ревизии, сроки ее начала и окончания, со став исполнителей, место и методы проведения, сроки проверки выполнения решений и указаний по проведен ным ранее ревизиям.
Объектами ревизий являются министерства и их глав ные управления, объединения, тресты и предприятия, отделы исполкомов и их предприятия и учреждения, бюджеты республики, области, края, городские, посел ковые и сельские. Ежегодно перечень объектов плановых ревизий определяется вышестоящими организациями го сударственного контроля с учетом установленной прави тельством периодичности. При выборе конкретных объ ектов ревизии, наряду с учетом периодичности, исходят из политических и народнохозяйственных задач и пла нов работ Советов Министров союзных и автономных республик, а также исполкомов Советов депутатов тру дящихся.
Сроки, предоставляемые для проведения ревизий, за висят от продолжительности ревизуемого периода, объ ема работы предприятий и учреждений и количества лиц, привлекаемых к ревизионной работе. Независимо от объема работы продолжительность ревизии, как пра вило, не должна превышать одного месяца, так как чрез мерное удлинение срока проведения снижает ее опера
45
тивность и эффективность. Каждая плановая ревизия должна начинаться с той даты, на которую была прове дена предыдущая ревизия.
Количество исполнителей и их состав также зависят от объема и сложности предстоящей ревизионной рабо ты. От объема работы зависит количество ревизоров, необходимое для проведения ревизии, а от сложности предстоящей работы — их квалификация и опыт реви зионной работы. Для проведения ревизий привлекаются не только ревизоры ревизующей организации, но и спе циалисты других организаций и работники подведом ственных .предприятий и учреждений.
Качество проведения ревизии зависит прежде всего от тщательной ее подготовки и уровня квалификации контролеров-ревизоров. В. И. Ленин учил, что к осуще ствлению контроля необходимо привлекать специалистов, «за которых можно ручаться, что они ни слова не возь мут на веру, ни слова не скажут против совести», кото рые бы «не побоялись признаться ни в какой трудности и не побоялись никакой борьбы для достижения серьезно поставленной себе цели» '.
Руководствуясь ленинскими требованиями, кадры-для контрольно-ревизионной работы подбираются из числа высококвалифицированных специалистов, преданных делу Коммунистической партии и советского народа. Высокая идейность, деловитость, честность, принципиаль ность, настойчивость, непримиримость к бюрократам, оч ковтирателям и расхитителям социалистической собствен ности, внимательность и чуткость к людям, скромность в поведении и оценке своей работы — таковы важнейшие требования к работникам .государственного контроля.
Процесс проведения ревизий состоит из ряда после довательных стадий: подготовка к проведению ревизии до выезда на объект; организация ревизионной работы на месте нахождения объекта; проверка производствен ной и финансово-хозяйственной деятельности; оформле ние и обсуждение результатов ревизии; .проверка резуль татов выполнения обязательных указаний и предложе ний по произведенным ранее ревизиям.
Эффективность (Каждой ревизии во многом зависит от тщательной организации и подготовки к ней. В процессе1
1 В. И. Л е н и н . Поли. собр. соч., т. 45, стр. 391—392.
46
подготовки к предстоящей ревизии тщательно изучаются законы, постановления и распоряжения правительства, приказы, инструкции и указания как министерств финан сов, так и других ведомств, на основе которых осуще ствляется деятельность проверяемой организации, с од ной стороны, и, с другой — плановые и отчетные данные, которые характеризуют ее финансово-хозяйственную деятельность. Весьма важно также детально ознакомить ся с актами предыдущей ревизии, решениями и указа ниями по этим актам и с данными о их выполнении, с материалами печати и имеющимися жалобами, относя щимися к деятельности намеченного для ревизии пред приятия или учреждения. Кроме того, одним из важных разделов подготовительной работы является комплекто вание ревизионной группы, инструктаж отъезжающих ревизоров и составление программы ревизии.
Подготовительная работа, проведенная заранее, до выезда на место, дает возможность выяснить слабые стороны в деятельности намеченного для ревизии пред приятия или учреждения и тем самым определить необ ходимые участки и вопросы, которые в процессе ревизии должны подвергаться тщательному анализу.
На основе проведенной подготовительной работы ре визором составляются программа и рабочий план реви зий. Программа ревизии по каждому объекту охваты вает все вопросы, подлежащие проверке, и определяет направление работы ревизоров в период проведения ре визии. Хорошо продуманная программа помогает сосре доточить внимание на основных и решающих вопросах и тем самым нацеливает на более глубокий их анализ. Она должна охватить самое важное, самое существен ное для проведения данной ревизии.
В соответствии с программой составляется рабочий план ревизий, в котором гао каждому ведущему вопросу программы определяется метод проведения ревизии и календарный график работы. В рабочем плане предус матривается проверка основных участков работы. Обыч но ревизия проводится в составе нескольких ревизоров. В связи с 'этим каждый ревизор составляет календар ный график работы на своем участке. Этот график дол жен быть согласован с рнбочим планом ревизионной группы.
47
Рабочий план может быть составлен до выезда «а ревизию и уточнен на (месте ревизия или же составлен непосредственно на месте проведения ревизии.
Одним из важных принципов проведения ревизии 'яв ляется внезапность! Поэтому, прибыв на объект, после предъявления удостоверения на право производства ревизии, ревизор обязан внезапно проверить кассовую наличность в присутствии кассира и бухгалтера. О ре зультатах ревизии кассы составляется промежуточный акт.
После проверки кассовой наличности ревизор при участии руководителя предприятия или его заместителя проводит ознакомление о деятельностью ревизуемого предприятия и в результате выясняет интересующие вопросы и отдельные недочеты в его работе. Далее ре визор знакомится с данными ' учета товарно-материаль ных ценностей и состояином их инвентаризации, а в не обходимых случаях организует контрольную инвентари зацию.
Методы проверки производственной и финансовохозяйственной деятельности предприятий весьма разно образны. Они зависят от характера и масштаба деятель ности предприятий или учреждений, состояния учета и отчетности, охватываемого периода и т. д. В целях все стороннего изучения деятельности предприятий и учреж дений путем привлечения рабочих и служащих к про веркам необходимо оповестить их о начавшейся ревизии, целях и -сроках проведения, а также о рабочем -месте руководителя ревизионной группы и времени приема посетителей.
Основным -методическим прием-ом '.проведения реви зии являются:
а) рассмотрение |хозяйственно-ф-ина-ноо!вых операций ревизуемого предприятия или учреждения;
б) всестороннее изучение данных учета и отчетности, а также результатов инвентаризации товарно-матери альных ценностей;
в) проверка первичных документов —-правильности их оформления и записей п-о книгам, их достоверности.
Результаты ревизии оформляются актом. В акте ре визии излагаются выявленные недостатки в работ-е пред приятия или учреждения, допущенные должностными лицами -нарушения законодательства и злоупотребления,
48
а также положительные стороны и достижения в работе, заслуживающие распространения на других предприя тиях и в учреждениях.
На основе ревизионного акта делаются выводы о дея тельности предприятия или учреждения, разрабатыва ются указания и предложения и принимаются решения об улучшении их финансово-хозяйственной деятельности
иустранении выявленных недочетов и нарушений. По этому он должен быть составлен грамотно, всесторонне обоснован, написан сжато и ясно, культурно оформлен.
Составление акта является весьма ответственной за вершающей стадией ревизии. Здесь требуются и вдумчи вая систематизация и обобщение результатов всей про деланной работы. В акт необходимо вносить только фак ты совершенно достоверные и подтвержденные соответ ствующими документами. Акт ревизии не следует загро мождать второстепенными отчетными данными и ненуж ными рассуждениями, так как это затрудняет его исполь зование.
Вакте ревизии фиксируются конкретные факты нару шения законов, правил и инструкций, штатно-сметной дисциплины, фамилии и инициалы должностных лиц, виновных в незаконных действиях.
При установлении растрат и хищений ревизор, не до жидаясь завершения ревизии и составления акта, мате риалы на виновных лиц обязан передать прокурору для привлечения их к уголовной ответственности.
Визложении акта ревизии должны 'быть соблюдены строгая объективность, ясность, краткость, правдивость
иточность описания выявленных фактов и данных с та ким расчетом, чтобы он был безусловно достоверным
документом. Недопустимо включать в акт ревизии какие бы то ни было замечания, основанные лишь на заявле ниях или объяснениях работников ревизуемого учрежде ния, без надлежащей проверки и подтверждения их соот ветствующими документами.
Имея :в виду, что в течение ревизии накапливается большое количество фактического материала (цифр, про межуточных актов, документов, различных справок, объ яснений) , по мере выполнения отдельных частей програм мы ревизии необходимо постепенно их систематизиро вать и обобщать. Тем самым к концу ревизии будут со ставлены соответствующие части акта, и на их основе
П-803,-4 |
49 |