Файл: Андреев, И. А. Финансовый контроль в СССР [учебное пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 0
завершается составление сводного акта в целом по всем основным вопросам деятельности предприятия или уч
реждения.
К акту ревизии могут быть приложены промежуточ ные акты, объяснения соответствующих должностных лиц по всем основным вопросам ревизии, или их копии.
Заглавие акта содержит следующие данные: а) место и дата проведения ревизии (начало и ее окончание); б) название, дата и номер документа, выданного реви зору вышестоящим органом на право проведения реви зии; в) состав исполнителей с указанием их должностей, фамилий и инициалов; г) метод проведения и периодич ность ревизии; д) название ревизуемого объекта; е) фа милия и инициалы должностных лиц, присутствовавших при ревизии.
Акт подписывается ревизующим, руководителем и главным (старшим) бухгалтером обревизованного уч реждения или предприятия. Если 'руководитель или глав ный бухгалтер обревизованной организации не согласен с отдельными выводами ревизора, то он обязан .подпи сать акт и одновременно приложить к нему свои пись менные возражения. Акт составляется в 2—3 экземпля рах, -один из которых под расписку вручается руководи телю обревизованного учреждения или предприятия.
Одним из важных этапсив проведения контроля явля ется своевременная реализация материалов ревизии. Чем быстрее будут реализованы указанные материалы, тем своевременнее будут устранены выявленные нарушения законодательства и предотвращены возможности даль нейшего нарушения финансово-бюджетной дисциплины. От оперативности ревизуемых органов зависит эффек тивность реализации результатов ревизии.
Основными принципами контроля являются массо вость, всенародный характер контроля, непрерывность, широкая гласность. Результаты ревизии обсуждаются на производственных совещаниях и сообщаются местным партийным и советским органам, а при обнаружении действий, наказуемых в уголовном порядке, один экзем пляр акта с приложением первичных документов переда ется органам прокуратуры. Обсуждение результатов ре визии на производственных совещаниях придает контро лю гласность и действенность.
50
Факты серьезных нарушений государственной дис циплины и злоупотреблений сообщаются соответствую щему комитету народного контроля на предмет наложе ния денежного начета. Комитетам народного контроля предоставлено право производить денежные начеты на должностных лиц, причинивших своими действиями ма териальный ущерб государству.
По результатам ревизии выводы и обязательные ука зания Даются на месте после завершения ревизии или вышестоящими органами контроля. По небольшим реви зионным объектам предложения я указания даются непосредственно ревизором, проверявшим данное учреж дение или предприятие, а результаты ревизии по крупным объектам обсуждаются на коллегии органов контроля и на этой основе издается приказ. В этом приказе отмеча ются вскрытые недочеты, устанавливаются конкретные мероприятия и сроки устранения выявленных недостат ков. Кроме того, в необходимых случаях предусматрива ются дисциплинарные взыскания и привлечение винов ных лиц к судебной ответственности.
На основе ревизионного акта руководитель обревизо ванного органа обязан в 20-дневяый срок по окончании ревизии принять меры к устранению выявленных нару шений и недостатков.
В ходе проверки ревизующим предоставлено право требовать от должностных лиц ревизуемых организаций устные и письменные объяснения, необходимые сведения, оправки и копии документов, проверять в натуре нали чие товарно-материальных ценностей, запрашивать у различных организаций .необходимые данные и органи зовывать встречные проверки, осматривать производ ственные и хозяйственные помещения, проводить конт рольные инвентаризации ценностей, обмеры выполнен ных работ и запуски сырья и материлов в производство и т. д. Кроме того, им предоставлено право опечатывать кассы, товарно-материальные оклады, кладовые, дела и документы, архивы, проверять наличие денежных средств и ценных бумаг, передавать в неотложных случаях след ственным органам изъятые документы ревизуемых пред приятий и учреждений.
4*
Г л а в а II . РЕВИЗИЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
§1. РЕВИЗИЯ ГЛАВНЫХ РАСПОРЯДИТЕЛЕЙ КРЕДИТОВ И РАСПОРЯДИТЕЛЕЙ КРЕДИТОВ ВТОРОЙ СТЕПЕНИ
Бюджетными называются такие государственные уч реждения, расходы которых, как правило, полностью покрываются в порядке бюджетного финансирования, а их доходы, за исключением внебюджетных (специаль ных) средств, полностью вносятся в соответствующий бюджет. В состав таких учреждений входят министер ства, ведомства, отделы исполкомов местных Советов депутатов трудящихся и обширная сеть их подведом ственных учреждений (детские учреждения, общеобразо вательные школы, средние специальные и высшие учеб ные заведения, профессионально-технические училища, лечебно-профилактические учреждения, научно-исследо вательские институты, культурно-просветительные уч реждения, органы государственного управления и др.).
Руководители бюджетных учреждений, которым пре доставлено право распоряжаться бюджетными средства ми, называются распорядителями кредитов. В зависи мости от объема предоставленных прав и обязанностей распорядители кредитов по союзному бюджету и респуб ликанским бюджетам союзных республик подразделя ются на три степени: главные распорядители кредитов, распорядители кредитов второй и третьей степени; по ме стным бюджетам только на две степени — главные рас порядители кредитов и распорядители кредитов третьей степени.
Главными распорядителями кредитов по союзному бюджету и республиканским бюджетам союзных респуб лик являются министры, председатели комитетов Совета Министров СССР и руководители других центральных учреждений, а по республиканским бюджетам автоном ных республик и местным бюджетам — министры авто
52
номных республик и руководители отделов исполкомов местных Советов депутатов трудящихся.
Распорядителями кредитов второй степени являются руководители бюджетных учреждений, имеющих подве домственные им учреждения и организации — начальни ки главных управлений министерств и ведомств союзного и республиканского подчинения. Распорядители креди тов второй степени имеются только по союзному бюд жету и республиканским бюджетам союзных республик. По местному бюджету дифференциация бюджетных уч реждений позволяет не прибегать к системе распоряди телей кредитов второй степени.
Распорядителями кредитов третьей степени являются руководители бюджетных учреждений, получающие кре диты только для содержания своего учреждения по союз ному бюджету и республиканским бюджетам союзных республик от распорядителя кредитов второй степени, а по местному бюджету — от главного распорядителя кре дитов.
Основные задачи ревизий главных распорядителей кредитов и" распорядителей кредитов второй степени оп ределяются теми функциями, которые они осуществляют в области финансового хозяйства. Основными задачами финансовой деятельности министерств, ведомств и отде лов исполкомов Советов депутатов трудящихся, а также главных управлений министерств .и ведомств являются финансовое планирование, своевременное финансирова ние подведомственных им учреждений, организация бух галтерского учета и отчетности в указанных учреждениях и организациях внутриведомственного контроля.
На главных распорядителей кредитов и распорядите лей кредитов второй степени возложено составление сводных финансовых планов и смет по соответствующим отраслям народного хозяйства, а также рассмотрение и утверждение финансовых планов и индивидуальных смет отдельных подведомственных предприятий и учреждений.
Главные распорядители кредитов 1на основе утверж денного бюджета, смет и финансовых планов финанси
1 Ввиду того, что права и обязанности главных распорядителей кредитов и распорядителей кредитов второй степени почти анало гичны, при дальнейшем изложении вопросов распорядители кредитов второй степени не выделяются.
53
руют подведомственные учреждения путем открытия и разассигнования кредитов по союзному бюджету и рес публиканским бюджетам союзных республик. Сущность открытия кредитов заключается в предоставлении мини стерствами финансов полномочия учреждениям Строй банка и Госбанка выдавать бюджетные средства распо рядителям кредитов в пределах и соответствии с утверж
денными сметами.
Финансирование бюджетных учреждений и хозяй ственных организаций осуществляется только в преде лах открытых .кредитов. Без предварительного открытия кредитов оплачиваются расходы бюджета только в от дельных случаях, перечень которых.устанавливается Ми нистерством финансов СССР. Расходование средств бюд жета как без открытия кредитов, так и сверх открытия кредитов рассматривается как нарушение финансово сметной дисциплины.
Финансирование учреждений, мероприятий и пред приятий из местного бюджета министерства финансов автономных республик и финансовые органы осуще ствляют на основе годовой росписи с поквартальной разбивкой доходов и расходов без предварительного от крытия кредитов. По местному бюджету кредиты откры ваются только на финансирование капитального строи тельства.
Таким образом, финансирование из бюджета осуще ствляется двумя методами: путем открытия кредитов по союзному бюджету и республиканским бюджетам со юзных республик, а по местному бюджету — перечисле нием средств распорядителям кредитов.
Кроме средств, предусмотренных каждому главному распорядителю кредитов на расходы подведомственных упреждений, ему ассигнуются средства бюджета на со держание аппарата министерства или отдела исполкома и на централизованные мероприятия. Эти средства мо гут быть использованы только в точном соответствии с утвержденной сметой.
Основными задачами ревизии в министерствах и отде лах исполкомов являются проверка финансового плани рования, финансирования подведомственных учрежде ний и предприятий, составления учета и отчетности, орга низации внутриведомственного контроля.
54
В области финансового планирования при ревизиях главных распорядителей кредитов проверяются: органи зация работы по составлению смет и финансовых пла нов; результаты ожидаемого исполнения смет и финан совых планов; соответствие данных народнохозяйствен ного плана оперативно-сетевым показателям, являющим ся базой для бюджетного планирования; своевременность утверждения индивидуальных смет и финансовых пла нов.
Исходя из указаний министерств финансов СССР и союзных республик, министерства, ведомства и отделы исполкомов дают указания подведомственным учрежде ниям и предприятиям о сроках и порядке составления проектов индивидуальных смет и финансовых планов. При ревизии следует проверить наличие и своевремен ность таких указаний и соответствие их директивам ми нистерства финансов.
До составления сводных смет и финансовых планов министерства и отделы исполкомов на основе фактиче ского исполнения смет и финансовых планов за первое полугодие и ожидаемого их исполнения за второе полу годие разрабатывают исходную базу для финансового планирования. При ревизии тщательно проверяются все расчеты ожидаемого исполнения смет и финансовых пла нов за отчетный год.
Министерства и отделы исполкомов на основании по казателей народнохозяйственного плана на предстоящий год, данных о результатах ожидаемого исполнения смет и финансовых планов и о переходящей сети и континген тах представляют в министерство финансов и местные финансовые органы отраслевые сметы и финансовые планы, сметы на содержание своего аппарата и на рас ходы по централизованным мероприятиям. При ревизии необходимо установить, в какой мере министерства и отделы исполкомов выполнили и выполняют указанные требования финансовых органов.
Все подведомственные учреждения и предприятия индивидуальные сметы и финансовые планы обязаны в установленные сроки представлять в соответствующие министерства и отделы исполкомов на предмет рассмот рения и утверждения. Министерства и отделы исполко мов должны их детально рассмотреть с точки зрения вы полнения законодательства, установленных показателей
55
сети и контингентов, утвержденных штатов и должно стных окладов государственных цен и тарифов, правиль ности расчетов ожидаемого их исполнения за текущий год, обоснованности всех расчетов. Ревизор путем 'выбо рочной проверки должен выяснить, в какой мере при составлении смет и финансовых '.планов министерства и отделы исполкомов выполнили эти требования.
Индивидуальные сметы и финансовые планы подве домственных учреждений и предприятий могут быть ут верждены министерствами и отделами исполкомов толь ко после утверждения соответствующего бюджета. В связи с этим ревизия, проводимая в министерствах и отделах исполкомов, путем выборочной проверки ряда смет и финансовых планов отдельных учреждений и пред приятий должна установить, в какой мере учтены выше стоящими организациями при утверждении смет и финансовых планов все изменения, предусмотренные соответствующими бюджетами. Аналогичная проверка осуществляется по всем трем сметам, т. е. по содержа нию центрального аппарата, централизованным меро приятиям и подведомственным учреждениям.
Следующим важным вопросом проведения ревизии министерств и отделов исполкомов является проверка правильности и своевременности финансирования под ведомственных учреждений и предприятий. По данному вопросу необходимо проверить: а) своевременность разассигнования кредитов по союзному бюджету и республи канским бюджетам союзных республик, а по местным бюджетам — перечисления денежных средств подведом ственным учреждениям; б) соответствие открываемых кредитов и перечисляемых средств утвержденным инди видуальным сметам; в) соответствие открываемых кре дитов и перечисляемых средств фактическому состоянию сети и контингентов, выполнению оперативно-производ
ственных планов, и освоению |
ранее открытых кредитов |
и перечисленных средств; г) |
соблюдение при финанси |
ровании финансово-бюджетной дисциплины. Оонов.аниями для финансирования бюджетных учреж
дений являются утвержденные росписи расходов бюд жета с поквартальной разбивкой годовых назначений. Кредиты открываются на первый квартал за 15—20 дней до начала года в размере 100% квартальных назначе ний, а на следующие кварталы, как правило, два раза
56
в квартал — в начале квартала в размерах, установлен ных министерствами финансов союзных республик в пре делах квартальной суммы, а остальная часть — после получения и рассмотрения отчетов главных распорядите лей кредитов юб исполнении сводных смет за прошлый квартал. По местному бюджету соответствующие финан совые органы главным распорядителям кредитов пере числяют средства с основного текущего счета бюджета на их текущие счета 2—3 раза в пределах месячной сум мы росписи расходов.
Аналогично разассигнуют кредиты главные распоря дители кредитов в распоряжение распорядителей креди тов второй степени и последние — для подведомственных учреждений, а по местному бюджету главные распоря дители кредитов переводят (перечисляют) средства под ведомственным учреждениям.
При ревизиях министерств и отделов -исполкомов не обходимо -проверить своевременность открытия и разас сигнован,ия кредитов и перечисление бюджетных средств подведомственным учреждениям, соответствие их ут вержденным сметам, фактическому состоянию сети и контингентов, использование ранее -открытых кредитов и перечисленных средств.
■Бюджетное законодательство предоставляет право не только на открытие и разассигнование кредитов, но и на передвижение, восстановление, отзыв и закрытие кредитов. Необходимо проверить, не имеется ли фактов нарушения определенных условий передвижения креди тов из одной статьи в другую, т. -е. увеличений ассигно ваний по одной статье за счет уменьшения по другой (кроме статей: «Заработная плата», «Стипендии» и «Ка питальные вложения»).
Причины закрытия, отзыва, передвижения и восста новления кредитов проверяются иод углом зрения их обоснованности и соблюдения бюджетного законодатель ства.
■При ревизии правильности финансирования подве домственных учреждений следует проверить соблюдение министерствами и отделами исполкомов основных .прин ципов бюджетного планирования, а именно:
1.Не имеет ли место удержание бюджетных ассигно
ваний подведомственных учреждений, т. |
е. оставление |
в своем распоряжении каких-либо сумм, |
не распред-е- |
.57
ленных между подведомственными учреждениями и пред
приятиями.
2. Законность и целесообразность проведения цент рализованных мероприятий, осуществляемых непосред ственно министерствами и отделами исполкомов. Пра вильность использования средств по смете централизо ванных мероприятий проверяется с точки зрения направ ления этих средств по прямому назначению и недопуще ния их расходования на нужды самого министерства или отдела исполкома.
3.Факты бескредитных расходов. Расходование средств бюджета как без открытия кредитов, так и сверх открытых кредитов является грубым нарушением финан сово-сметной дисциплины.
4.Начиная с 1947 г. как бюджеты, так и индиви дуальные сметы составляются с поквартальной разбив кой. Финансирование подведомственных учреждений
осуществляется на основе этой разбивки и росписи рас ходов. При проверке следует учесть, что средства бюд жета, за исключением ассигнований на заработную пла ту и капитальные вложения, могут быть использованы в пределах годовых ассигнований независимо от поквар тального распределения, за исключением сумм, которые потеряли свое целевое назначение. Неиспользованные ассигнования прошлого квартала могут быть перенесены на последующие кварталы и использованы по целевому назначению.
5. Своевременность зачета сверхнормативных запа сов материалов и дебиторской задолженности на начало года в счет текущего финансирования. Нормы запасов в денежном выражении по каждому виду материалов сопоставляются с фактическими остатками, и сумма из лишних запасов зачитывается в счет финансирования. Кроме того, при финансировании подлежат зачету остат ки дебиторской задолженности и задолженности подот четных лиц за вычетом из них сумм кредиторской задол женности, спорных долгов, авансов предпритиям связи и библиотечному коллектору. Если же кредиторская задолженность превышает дебиторскую, то засчитывается только сумма сверхнормативных запасов материалов и продуктов питания без учета дебиторской и кредитор ской задолженности.
58