Файл: Андреев, И. А. Финансовый контроль в СССР [учебное пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

завершается составление сводного акта в целом по всем основным вопросам деятельности предприятия или уч­

реждения.

К акту ревизии могут быть приложены промежуточ­ ные акты, объяснения соответствующих должностных лиц по всем основным вопросам ревизии, или их копии.

Заглавие акта содержит следующие данные: а) место и дата проведения ревизии (начало и ее окончание); б) название, дата и номер документа, выданного реви­ зору вышестоящим органом на право проведения реви­ зии; в) состав исполнителей с указанием их должностей, фамилий и инициалов; г) метод проведения и периодич­ ность ревизии; д) название ревизуемого объекта; е) фа­ милия и инициалы должностных лиц, присутствовавших при ревизии.

Акт подписывается ревизующим, руководителем и главным (старшим) бухгалтером обревизованного уч­ реждения или предприятия. Если 'руководитель или глав­ ный бухгалтер обревизованной организации не согласен с отдельными выводами ревизора, то он обязан .подпи­ сать акт и одновременно приложить к нему свои пись­ менные возражения. Акт составляется в 2—3 экземпля­ рах, -один из которых под расписку вручается руководи­ телю обревизованного учреждения или предприятия.

Одним из важных этапсив проведения контроля явля­ ется своевременная реализация материалов ревизии. Чем быстрее будут реализованы указанные материалы, тем своевременнее будут устранены выявленные нарушения законодательства и предотвращены возможности даль­ нейшего нарушения финансово-бюджетной дисциплины. От оперативности ревизуемых органов зависит эффек­ тивность реализации результатов ревизии.

Основными принципами контроля являются массо­ вость, всенародный характер контроля, непрерывность, широкая гласность. Результаты ревизии обсуждаются на производственных совещаниях и сообщаются местным партийным и советским органам, а при обнаружении действий, наказуемых в уголовном порядке, один экзем­ пляр акта с приложением первичных документов переда­ ется органам прокуратуры. Обсуждение результатов ре­ визии на производственных совещаниях придает контро­ лю гласность и действенность.

50

Факты серьезных нарушений государственной дис­ циплины и злоупотреблений сообщаются соответствую­ щему комитету народного контроля на предмет наложе­ ния денежного начета. Комитетам народного контроля предоставлено право производить денежные начеты на должностных лиц, причинивших своими действиями ма­ териальный ущерб государству.

По результатам ревизии выводы и обязательные ука­ зания Даются на месте после завершения ревизии или вышестоящими органами контроля. По небольшим реви­ зионным объектам предложения я указания даются непосредственно ревизором, проверявшим данное учреж­ дение или предприятие, а результаты ревизии по крупным объектам обсуждаются на коллегии органов контроля и на этой основе издается приказ. В этом приказе отмеча­ ются вскрытые недочеты, устанавливаются конкретные мероприятия и сроки устранения выявленных недостат­ ков. Кроме того, в необходимых случаях предусматрива­ ются дисциплинарные взыскания и привлечение винов­ ных лиц к судебной ответственности.

На основе ревизионного акта руководитель обревизо­ ванного органа обязан в 20-дневяый срок по окончании ревизии принять меры к устранению выявленных нару­ шений и недостатков.

В ходе проверки ревизующим предоставлено право требовать от должностных лиц ревизуемых организаций устные и письменные объяснения, необходимые сведения, оправки и копии документов, проверять в натуре нали­ чие товарно-материальных ценностей, запрашивать у различных организаций .необходимые данные и органи­ зовывать встречные проверки, осматривать производ­ ственные и хозяйственные помещения, проводить конт­ рольные инвентаризации ценностей, обмеры выполнен­ ных работ и запуски сырья и материлов в производство и т. д. Кроме того, им предоставлено право опечатывать кассы, товарно-материальные оклады, кладовые, дела и документы, архивы, проверять наличие денежных средств и ценных бумаг, передавать в неотложных случаях след­ ственным органам изъятые документы ревизуемых пред­ приятий и учреждений.

4*


Г л а в а II . РЕВИЗИЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

§1. РЕВИЗИЯ ГЛАВНЫХ РАСПОРЯДИТЕЛЕЙ КРЕДИТОВ И РАСПОРЯДИТЕЛЕЙ КРЕДИТОВ ВТОРОЙ СТЕПЕНИ

Бюджетными называются такие государственные уч­ реждения, расходы которых, как правило, полностью покрываются в порядке бюджетного финансирования, а их доходы, за исключением внебюджетных (специаль­ ных) средств, полностью вносятся в соответствующий бюджет. В состав таких учреждений входят министер­ ства, ведомства, отделы исполкомов местных Советов депутатов трудящихся и обширная сеть их подведом­ ственных учреждений (детские учреждения, общеобразо­ вательные школы, средние специальные и высшие учеб­ ные заведения, профессионально-технические училища, лечебно-профилактические учреждения, научно-исследо­ вательские институты, культурно-просветительные уч­ реждения, органы государственного управления и др.).

Руководители бюджетных учреждений, которым пре­ доставлено право распоряжаться бюджетными средства­ ми, называются распорядителями кредитов. В зависи­ мости от объема предоставленных прав и обязанностей распорядители кредитов по союзному бюджету и респуб­ ликанским бюджетам союзных республик подразделя­ ются на три степени: главные распорядители кредитов, распорядители кредитов второй и третьей степени; по ме­ стным бюджетам только на две степени — главные рас­ порядители кредитов и распорядители кредитов третьей степени.

Главными распорядителями кредитов по союзному бюджету и республиканским бюджетам союзных респуб­ лик являются министры, председатели комитетов Совета Министров СССР и руководители других центральных учреждений, а по республиканским бюджетам автоном­ ных республик и местным бюджетам — министры авто­

52

номных республик и руководители отделов исполкомов местных Советов депутатов трудящихся.

Распорядителями кредитов второй степени являются руководители бюджетных учреждений, имеющих подве­ домственные им учреждения и организации — начальни­ ки главных управлений министерств и ведомств союзного и республиканского подчинения. Распорядители креди­ тов второй степени имеются только по союзному бюд­ жету и республиканским бюджетам союзных республик. По местному бюджету дифференциация бюджетных уч­ реждений позволяет не прибегать к системе распоряди­ телей кредитов второй степени.

Распорядителями кредитов третьей степени являются руководители бюджетных учреждений, получающие кре­ диты только для содержания своего учреждения по союз­ ному бюджету и республиканским бюджетам союзных республик от распорядителя кредитов второй степени, а по местному бюджету — от главного распорядителя кре­ дитов.

Основные задачи ревизий главных распорядителей кредитов и" распорядителей кредитов второй степени оп­ ределяются теми функциями, которые они осуществляют в области финансового хозяйства. Основными задачами финансовой деятельности министерств, ведомств и отде­ лов исполкомов Советов депутатов трудящихся, а также главных управлений министерств .и ведомств являются финансовое планирование, своевременное финансирова­ ние подведомственных им учреждений, организация бух­ галтерского учета и отчетности в указанных учреждениях и организациях внутриведомственного контроля.

На главных распорядителей кредитов и распорядите­ лей кредитов второй степени возложено составление сводных финансовых планов и смет по соответствующим отраслям народного хозяйства, а также рассмотрение и утверждение финансовых планов и индивидуальных смет отдельных подведомственных предприятий и учреждений.

Главные распорядители кредитов 1на основе утверж­ денного бюджета, смет и финансовых планов финанси­

1 Ввиду того, что права и обязанности главных распорядителей кредитов и распорядителей кредитов второй степени почти анало­ гичны, при дальнейшем изложении вопросов распорядители кредитов второй степени не выделяются.

53


руют подведомственные учреждения путем открытия и разассигнования кредитов по союзному бюджету и рес­ публиканским бюджетам союзных республик. Сущность открытия кредитов заключается в предоставлении мини­ стерствами финансов полномочия учреждениям Строй­ банка и Госбанка выдавать бюджетные средства распо­ рядителям кредитов в пределах и соответствии с утверж­

денными сметами.

Финансирование бюджетных учреждений и хозяй­ ственных организаций осуществляется только в преде­ лах открытых .кредитов. Без предварительного открытия кредитов оплачиваются расходы бюджета только в от­ дельных случаях, перечень которых.устанавливается Ми­ нистерством финансов СССР. Расходование средств бюд­ жета как без открытия кредитов, так и сверх открытия кредитов рассматривается как нарушение финансово­ сметной дисциплины.

Финансирование учреждений, мероприятий и пред­ приятий из местного бюджета министерства финансов автономных республик и финансовые органы осуще­ ствляют на основе годовой росписи с поквартальной разбивкой доходов и расходов без предварительного от­ крытия кредитов. По местному бюджету кредиты откры­ ваются только на финансирование капитального строи­ тельства.

Таким образом, финансирование из бюджета осуще­ ствляется двумя методами: путем открытия кредитов по союзному бюджету и республиканским бюджетам со­ юзных республик, а по местному бюджету — перечисле­ нием средств распорядителям кредитов.

Кроме средств, предусмотренных каждому главному распорядителю кредитов на расходы подведомственных упреждений, ему ассигнуются средства бюджета на со­ держание аппарата министерства или отдела исполкома и на централизованные мероприятия. Эти средства мо­ гут быть использованы только в точном соответствии с утвержденной сметой.

Основными задачами ревизии в министерствах и отде­ лах исполкомов являются проверка финансового плани­ рования, финансирования подведомственных учрежде­ ний и предприятий, составления учета и отчетности, орга­ низации внутриведомственного контроля.

54

В области финансового планирования при ревизиях главных распорядителей кредитов проверяются: органи­ зация работы по составлению смет и финансовых пла­ нов; результаты ожидаемого исполнения смет и финан­ совых планов; соответствие данных народнохозяйствен­ ного плана оперативно-сетевым показателям, являющим­ ся базой для бюджетного планирования; своевременность утверждения индивидуальных смет и финансовых пла­ нов.

Исходя из указаний министерств финансов СССР и союзных республик, министерства, ведомства и отделы исполкомов дают указания подведомственным учрежде­ ниям и предприятиям о сроках и порядке составления проектов индивидуальных смет и финансовых планов. При ревизии следует проверить наличие и своевремен­ ность таких указаний и соответствие их директивам ми­ нистерства финансов.

До составления сводных смет и финансовых планов министерства и отделы исполкомов на основе фактиче­ ского исполнения смет и финансовых планов за первое полугодие и ожидаемого их исполнения за второе полу­ годие разрабатывают исходную базу для финансового планирования. При ревизии тщательно проверяются все расчеты ожидаемого исполнения смет и финансовых пла­ нов за отчетный год.

Министерства и отделы исполкомов на основании по­ казателей народнохозяйственного плана на предстоящий год, данных о результатах ожидаемого исполнения смет и финансовых планов и о переходящей сети и континген­ тах представляют в министерство финансов и местные финансовые органы отраслевые сметы и финансовые планы, сметы на содержание своего аппарата и на рас­ ходы по централизованным мероприятиям. При ревизии необходимо установить, в какой мере министерства и отделы исполкомов выполнили и выполняют указанные требования финансовых органов.

Все подведомственные учреждения и предприятия индивидуальные сметы и финансовые планы обязаны в установленные сроки представлять в соответствующие министерства и отделы исполкомов на предмет рассмот­ рения и утверждения. Министерства и отделы исполко­ мов должны их детально рассмотреть с точки зрения вы­ полнения законодательства, установленных показателей

55


сети и контингентов, утвержденных штатов и должно­ стных окладов государственных цен и тарифов, правиль­ ности расчетов ожидаемого их исполнения за текущий год, обоснованности всех расчетов. Ревизор путем 'выбо­ рочной проверки должен выяснить, в какой мере при составлении смет и финансовых '.планов министерства и отделы исполкомов выполнили эти требования.

Индивидуальные сметы и финансовые планы подве­ домственных учреждений и предприятий могут быть ут­ верждены министерствами и отделами исполкомов толь­ ко после утверждения соответствующего бюджета. В связи с этим ревизия, проводимая в министерствах и отделах исполкомов, путем выборочной проверки ряда смет и финансовых планов отдельных учреждений и пред­ приятий должна установить, в какой мере учтены выше­ стоящими организациями при утверждении смет и финансовых планов все изменения, предусмотренные соответствующими бюджетами. Аналогичная проверка осуществляется по всем трем сметам, т. е. по содержа­ нию центрального аппарата, централизованным меро­ приятиям и подведомственным учреждениям.

Следующим важным вопросом проведения ревизии министерств и отделов исполкомов является проверка правильности и своевременности финансирования под­ ведомственных учреждений и предприятий. По данному вопросу необходимо проверить: а) своевременность разассигнования кредитов по союзному бюджету и республи­ канским бюджетам союзных республик, а по местным бюджетам — перечисления денежных средств подведом­ ственным учреждениям; б) соответствие открываемых кредитов и перечисляемых средств утвержденным инди­ видуальным сметам; в) соответствие открываемых кре­ дитов и перечисляемых средств фактическому состоянию сети и контингентов, выполнению оперативно-производ­

ственных планов, и освоению

ранее открытых кредитов

и перечисленных средств; г)

соблюдение при финанси­

ровании финансово-бюджетной дисциплины. Оонов.аниями для финансирования бюджетных учреж­

дений являются утвержденные росписи расходов бюд­ жета с поквартальной разбивкой годовых назначений. Кредиты открываются на первый квартал за 15—20 дней до начала года в размере 100% квартальных назначе­ ний, а на следующие кварталы, как правило, два раза

56


в квартал — в начале квартала в размерах, установлен­ ных министерствами финансов союзных республик в пре­ делах квартальной суммы, а остальная часть — после получения и рассмотрения отчетов главных распорядите­ лей кредитов юб исполнении сводных смет за прошлый квартал. По местному бюджету соответствующие финан­ совые органы главным распорядителям кредитов пере­ числяют средства с основного текущего счета бюджета на их текущие счета 2—3 раза в пределах месячной сум­ мы росписи расходов.

Аналогично разассигнуют кредиты главные распоря­ дители кредитов в распоряжение распорядителей креди­ тов второй степени и последние — для подведомственных учреждений, а по местному бюджету главные распоря­ дители кредитов переводят (перечисляют) средства под­ ведомственным учреждениям.

При ревизиях министерств и отделов -исполкомов не­ обходимо -проверить своевременность открытия и разас­ сигнован,ия кредитов и перечисление бюджетных средств подведомственным учреждениям, соответствие их ут­ вержденным сметам, фактическому состоянию сети и контингентов, использование ранее -открытых кредитов и перечисленных средств.

■Бюджетное законодательство предоставляет право не только на открытие и разассигнование кредитов, но и на передвижение, восстановление, отзыв и закрытие кредитов. Необходимо проверить, не имеется ли фактов нарушения определенных условий передвижения креди­ тов из одной статьи в другую, т. -е. увеличений ассигно­ ваний по одной статье за счет уменьшения по другой (кроме статей: «Заработная плата», «Стипендии» и «Ка­ питальные вложения»).

Причины закрытия, отзыва, передвижения и восста­ новления кредитов проверяются иод углом зрения их обоснованности и соблюдения бюджетного законодатель­ ства.

■При ревизии правильности финансирования подве­ домственных учреждений следует проверить соблюдение министерствами и отделами исполкомов основных .прин­ ципов бюджетного планирования, а именно:

1.Не имеет ли место удержание бюджетных ассигно­

ваний подведомственных учреждений, т.

е. оставление

в своем распоряжении каких-либо сумм,

не распред-е-

.57

ленных между подведомственными учреждениями и пред­

приятиями.

2. Законность и целесообразность проведения цент­ рализованных мероприятий, осуществляемых непосред­ ственно министерствами и отделами исполкомов. Пра­ вильность использования средств по смете централизо­ ванных мероприятий проверяется с точки зрения направ­ ления этих средств по прямому назначению и недопуще­ ния их расходования на нужды самого министерства или отдела исполкома.

3.Факты бескредитных расходов. Расходование средств бюджета как без открытия кредитов, так и сверх открытых кредитов является грубым нарушением финан­ сово-сметной дисциплины.

4.Начиная с 1947 г. как бюджеты, так и индиви­ дуальные сметы составляются с поквартальной разбив­ кой. Финансирование подведомственных учреждений

осуществляется на основе этой разбивки и росписи рас­ ходов. При проверке следует учесть, что средства бюд­ жета, за исключением ассигнований на заработную пла­ ту и капитальные вложения, могут быть использованы в пределах годовых ассигнований независимо от поквар­ тального распределения, за исключением сумм, которые потеряли свое целевое назначение. Неиспользованные ассигнования прошлого квартала могут быть перенесены на последующие кварталы и использованы по целевому назначению.

5. Своевременность зачета сверхнормативных запа­ сов материалов и дебиторской задолженности на начало года в счет текущего финансирования. Нормы запасов в денежном выражении по каждому виду материалов сопоставляются с фактическими остатками, и сумма из­ лишних запасов зачитывается в счет финансирования. Кроме того, при финансировании подлежат зачету остат­ ки дебиторской задолженности и задолженности подот­ четных лиц за вычетом из них сумм кредиторской задол­ женности, спорных долгов, авансов предпритиям связи и библиотечному коллектору. Если же кредиторская задолженность превышает дебиторскую, то засчитывается только сумма сверхнормативных запасов материалов и продуктов питания без учета дебиторской и кредитор­ ской задолженности.

58