Файл: Алексеев, В. Н. Топлива и смазочные материалы для автомобилей-1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
одобрение; тем не менее изобретатель продолжает упор но работать над усовершенствованием своего аппарата, прообраз которого им придуман еще в 1873 году...»
Чуть позже появилась и небольшая статья в «морской и городской газете «Кронштадтский вестник»:
«Изобретатель весьма верно решил давно стоявший на очереди вопрос воздухоплавания. Аппарат, при помо щи своих двигательных снарядов, не только летает, бе гает по земле, но и может плавать... Опыт доказал, что существовавшие до сего времени препятствия к плава нию в воздухе блистательно побеждены нашим дарови тым соотечественником. Г. Можайский совершенно верно говорит, что его аппарат при движении на всех высотах будет иметь под собою твердую почву... Нужно ли гово рить о неисчислимых последствиях этого замечательного изобретения...»12
Проект Можайского при деятельной поддержке Д. И. Менделеева получил одобрение специальной ко миссии, назначенной военным министром. Ему выделили средства на завершение опытов над летающими моделя ми. Но средства были мизерны, а поддержка недолгой. Комиссия 1878 г., в которую не был включен Менделеев, неожиданно для Можайского отвергает проект его са молета и предлагает ему работать над аппаратом... с «подвижными» крылья ми.
Но великий энтузиаст своей идеи, Можайский, не мог и не хотел отступаться от проекта. Не сломили его п материальные бедствия. Можайский продолжал труди ться. Его работы проходили без огласки. Отдельных скудных сведений, просачивавшихся случайно в печать, было очень мало.
1 «Санкт-Петербургские ведомости», 1877, № 157 2 «Кронштадтский пестннк», 1877, № 5; 1878, № 134
30
«Не таю заветной думы, Не боюсь своей мечты:
Стран всемирных мрак угрюмый Озаришь, Россия, ты».
(С. Городецкий)
ПЕРВЫЙ РУССКИЙ ЖУРНАЛ ПО ВОЗДУХОПЛАВАНИЮ (1880—1883 гг.)
В январе 1880 г. на прилавках книжного магазина Бортневского в Санкт-Петербурге появился новый жур нал. Он не отличался оригинальностью оформления, был очень тонок, не имел даже плотной обложки. И все же одного взгляда на этого «аскета» было достаточно, что бы оценить его привлекательность. Длинное, жирно на чертанное на обложке слово вмещало в себя и роман тику путешествий, и научный поиск, и риск, и шумное поклонение публики. «Воздухоплаватель» — так назы вался «новорожденный».
«В обширной области изобретений и открытий не бы ло ни одного, которое произвело бы столь потрясающее впечатление на современников, как воздухоплавание,— читаем на первой странице. — Многие тысячелетия чело век тщетно завидовал птицам: все попытки его овладеть
31
воздушным пространством не удавались. Но вот в Пари же, в 1783 году Монгольфьер пускает в первый раз ша рообразную оболочку, наполненную нагретым воздухом. Пилатр де Розье — первый человек, который осмелился взлететь на воздух при такой оболочке. ...Почти сто лет прошло со времени первого подъема знаменитых возду хоплавателей, но техника воздухоплавания двинулась очень мало вперед»1.
Да, действительно, прошло столетие. Воздушные ша ры летали над Германией, Россией, Францией, Италией, Испанией, но они по-прежнему, во власти ветра. И все же человек настроен оптимистично. Он настойчив в сво их попытках «оседлать» воздух, создать надежные, управляемые летательные аппараты. Настойчивость эта особенно бурно проявлялась при вступлении стран на путь капиталистического развития. Как известно, рань ше других стран на этот путь встала Англия. Ей необхо дима была надежная, быстрая связь со своими колония ми, разбросанными по всему земному шару. И, в частно сти, попытка Хэнсона построить самолет была не просто его личной прихотью, а, в первую очередь, стремлением удовлетворить запросы английских фабрикантов. Хэнсон в 1842 г. представил даже в парламент на утверждение устав организуемого им акционерного общества. Задача этого общества — основание регулярной воздушной трас сы между Лондоном и... Калькуттой. Дело оставалось лишь за самолетом. Хэнгли сооружал его с мачтами и фланштоком, не умея однако, вычислить даже необхо димой мощности...
Создание летательных аппаратов было требованием времени, определялось нуждами бурно развивавшегося
1 «Воздухоплаватель», 18S0, № 1, с. 1
32
капитализма. И, естественно, что более активно стреми лись решить эту задачу сильно развитые страны — Анг лия, Америка, Германия, Франция. Позже других встала на путь капиталистического развития Россия. Но с отме ной крепостного права в стране, в России начала разви ваться промышленность, увеличилась добыча угля и железа, развернулось железнодорожное строительство, вырос товарооборот, стали расти города. Шагнуло впе ред и печатное дело. Все большие массы населения втя гиваются в общественную жизнь. Растет потребность в широкой и разносторонней информации, в увеличении числа изданий. Технический прогресс, в свою очередь, облегчил их организацию и выпуск.
Первый русский журнал, специально посвященный вопросам воздухоплавания, хотя и появился благодаря частной инициативе инженера-полковника Петра Алек сандровича Клиндера, тем не менее был результатом сложных преобразований в стране, своего рода историче ской закономерностью.
«До сих пор газ, или нагретый воздух, считались единственными средствами плавать по воздуху, но в на стоящее время в Париже и Лондоне, а также в Италии сильно работают над механическими способами плава ния, без газа (как птицы) и в С.-Петербурге капитан 1-го ранга А. Ф. Можайский изобрел воздухоплаватель ное судно, которое должно плавать также без газа. Мы видели чертежи г. Можайского, которые составлены просто, ясно и отчетливо,»1— говорится в одной из ста тей. Нет, научная мысль в России не дремала, но ей не обходим был свежий порыв энтузиазма, заинтересован ного общественного внимания. Проблема управляемого
1 «Воздухоплаватель», 1880, № 1, с. 7
34
полета ждала своего решения. Но, чтобы ускорить этот процесс, следовало, прежде всего, изменить отношение русской общественности к воздухоплаванию, убедить ее в том, что передвижение по воздуху не просто аттракци он, а насущная задача времени.
Сведения об издателе пришлось собирать, что назы вается, по крохам — в архивах, в подшивках старых га зет. Вот что удалось установить. П. Клиндер был неисто щимым энтузиастом. Будучи еще инженер-капитаном Иркутского военного управления, он начал издавать га зету «Сибирь» с одной единственной целью — пропаган дировать строительство железных дорог в Сибири. Идея благородная, но для того времени совершенно беспоч венная. К тому же способностей издательских явно не хватало, и газета Клиндера «Сибирь» вскоре начала чахнуть. Он вынужден был сдать ее в аренду. Перед са мым переездом в Петербург П. Клиндер одержим новой идеей — подает прошение об организации Сибирского те леграфного агентства. Ему, вполне понятно, отказывают. В Петербурге неутомимого .военного инженера увлекает мысль о пропаганде отечественных идей воздухоплава ния. В программной статье журнала он писал:
«Задача нашего издания — служить полезными све дениями, справками, материалом и всякими новостями по воздухоплаванию, дать возможность интересующимся аэронавтичсским искусством высказывать свои мнения и взгляды, так как иногда случайная мысль может повес ти к неожиданным последствиям; одним словом, наш орган имеет целью способствовать разработке этого все мирного вопроса.» 1
1 «Воздухоплапатель», 1880, № 1, с. 2
2* |
35 |
Издатель и тот небольшой круг единомышленников, который он вокруг себя собрал, прекрасно сознавали важность проблемы воздухоплавания. Они понимали, что Россия не должна стоять в стороне от решения проб лемы, это дело ее престижа, и вопрос ее будущего:
«Паровое мореплавание изменило все условия суще ствования европейских государств. Воздушная навига ция подобным же образом может изменить все условия морского и военного могущества различных держав.» 1 Пропаганда новых зарубежных и отечественных идей воздухоплавания среди всех слоев русского общества — вот в чем видит свою задачу издатель. Он стремится привлечь внимание передовой научной интеллигенции к воздухоплаванию, собрать вокруг журнала изобретате лей, ученых для решения проблемы передвижения по воздуху. С этой целью в первых же номерах журнала ставится вопрос о необходимости основать в Петербурге по примеру других стран общество воздухоплавателей (подобные общества существовали уже в Париже, Лио не, Мадриде, Нью-Йорке и даже на Кубе). Хлопоты П. Клиндера и его единомышленников — А. Баранов ского, В. Спицына, О. Костовича — увенчались создани ем воздухоплавательного отдела при Русском техничес ком обществе, VII отдела, как его иначе называли. Пер вым председателем воздухоплавательного отдела был избран директор Главной физической обсерватории, впоследствии академик — Михаил Александрович Рыкачев. Работы Рыкачева по исследованию геликоптерных винтов пользовались широкой известностью, несколько раз он для научных целей поднимался на воздушных
шарах.
1 «Воздухоплаватель», 1880, № 1, с. 2
36
Журнал «Воздухоплаватель» сначала был объявлен как «еженедельный», но уже 23 июля 1880 г. П. Клиндер подает в Главное управление по делам печати прошение выпускать журнал через каждые 20 дней, что было вы звано, очевидно, недостатком материала.
Первые номера журнала наиболее удачны по под борке материалов. Здесь и обзорные статьи, и сообще ния о новых проектах летательных снарядов, и реклам ные заметки о новинках воздухоплавательной литерату ры. Рассказы о неудачных полетах на воздушных шарах даны с оговоркой, что они, как случаи исключительные, не должны смущать любителей воздухоплавания. Боль шей частью неудачи происходили от незнания своего дела и неосторожности самих воздухоплавателей. В ча стности, отмечалось, что в России в 1879 г. было десять благополучных «поднятий»: пять раз г. Рудольфи подни мался в Санкт-Петербурге и пять раз М. Лаврентьев — на юге.
Крестьянин Харьковской губернии, не имевший даже начального образования, Михаил Тихонович Лаврентьев был человеком удивительной смекалки, умельцем на все руки, неустрашимым и ловким в управлении шаров.
Онем много писал «Воздухоплаватель».
Втрех номерах печаталась большая статья лейтенан та В. Д. Спицына «Несколько слов о воздухоплавании
при помощи аппаратов тяжелейших воздуха» '. Стшцын— ближайший помощник издателя — около десяти лет изу чал теорию полета птиц и пытался смоделировать механизм полета при помощи машущих крыльев. Он пред лагал сложную рычажную систему для своего аппарата, приводимую в движение мускульной силой рук человека.
1 «Воздухоплаватель», 1880, № 2, с. 15, № |
с. 21; № 4, с. 30 |
37
«Чтобы человек мог летать на этом аппарате при помо щи своих собственных сил — он должен,— пояснял В. Спицын,— положив прибор на плечи и упершись в нижнюю перекладину ногами, -вращать руками валики, на концы которых и насажены крылья (веерообразные)».
Умозрительно, без особой веры в успех излагал Спи цын свой проект. Характерно, что в заключение он сам говорил, что «почти наверное наши будущие летатель ные снаряды, построенные для одного человека, будут приводиться в движение не мускулами, а легкими и удобными для управления машинами». Редакция, счи тая, что труд В. Д. Спицына «проливает совершенно новый свет на развитие механического воздухоплава ния», все же больше надеялась, по-видимому, на плоды обсуждения его аппарата, на зарождение и развитие новых идей, чем непосредственно на его проект.
Журнал помещал много материалов по истории воз духоплавания. Здесь и описание полета академика За харова в 1804 г., и серия очерков «История военного воздухопла1вания», и исторический очерк «Первое воздуш ное путешествие через Л аманитский пролив в 1875 году»...
Однако увлекаясь пространными историческими ста тьями, журнал довольно редко и бегло писал о проектах, действительно заслуживавших внимание общественнос ти, в том числе и о работах Можайского. Правда, когда французские газеты стали писать об успехах чТатэна, «Воздухоплаватель» встал на защиту русского изобре тателя.
Французский исследователь Виктор Татэн много лет до этого занимался моделями с машущими крыльями, но безуспешно. И вдруг он стал пробовать строить и давать в печать описания моделей, повторяющих те, что изучал А. Ф. Можайский. Вот тут-то «Воздухоплаватель» ие-
38
двусмысленно и заметил: «Аппарат Татэна очень похож на аэроплан г. Можайскою»1.
Чтобы обезопасить свое изобретение от иностранных посягательств, Можайский в июне 1880 г. подал проше ние в Департамент торговли и мануфактур о выдаче при вилегии, то есть авторского права на изобретенный им воздухоплавательный снаряд. 3 ноября 1881 г. ему такой документ выдали.
Печатая статьи о парашютах, о фотографировании с воздушных шаров, давая практические советы воздухо плавателям, «Воздухоплаватель» тем не менее часто по вторялся, пережевывал одни и те же факты по несколько раз, не умел организовать для читателей по настоящему интересный материал, будоражащий ум и воображение. Узок круг его авторов: уже упоминавшиеся капитан О. С. Костович, лейтенант В. Д. Спицын, адъюнкт Глав ной физической обсерватории А. Н. Барановский, дейст вительный член Академии физических и химических наук Н. Н. Вакуловский и еще 2—3 человека.
Особенно одаренной личностью был О. С. Костович. В «Воздухоплавателе» его имя упоминается часто и как автора статей и как изобретателя. Так, в 1880 г. сообща лось, что «Капитан Костович в С.-Петербурге строит винт, дающий 18 000 оборотов в минуту. Если ему уда стся еще найти материал, выдерживающий хотя бы третью часть такого числа оборотов, то и тогда Косто вич окажет неоценимую заслугу воздухоплаванию»12. А спустя два года Костович получил разрешение постро ить свое воздухоплавательное судно (аэроскаф) в Ста ром Адмиралтействе 3.
1 «Воздухоплаватель», 1880, № 13, с. 122
2«Воздухоплаватель», 1880, № 2, с. 14
3«Воздухоплаватель», 1882, № 19, с. 19
39