Файл: Алексеев, В. Н. Топлива и смазочные материалы для автомобилей-1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
иллюстрированному воздухоплавательному журналу...
Содержание дает много интересного в высокой степени и возбуждающего внимания. Такому идейному успеху журнала с первых же номеров надо удивляться. Кроме того, ведь это первый воздухоплавательный «вестник», возникший в России».
Опять-таки допущена фактическая неточность. Это не первый воздухоплавательный журнал в России, но Н. Я. Стечькин и тут промолчал.
С журналом «Воздухоплаватель» тесно связано имя К. Э. Циолковского. В одном из номеров за 1904 г. напе чатана «Заметка специалистов о проекте К. Циолковско го». Это было коллективное письмо (в конце стояло 14 подписей инженеров, математиков, ученых) в защиту его воздушного металлического корабля — дирижабля. Авторы заметки, рассказывая о достоинствах изобретен ного Циолковским аэростата, «...способного развить ско рость курьерского поезда», подчеркивали особую важ ность осуществления проекта и в военных целях (в те годы Россия воевала с Японией и терпела позорные по ражения). Примечательны и слова горечи за судьбу са мого изобретения:
«Для большинства этот проект — неожиданная но вость, хотя он известен в печати давно, что, впрочем, не удивительно, так как это обычная судьба всех русских изобретений... Несомненно Наши добрые соседи — ино странцы нс упустят случая заметить сделанный нами промах и постараются осуществить наш же проект, тем более, что последний нс представляет из себя какой-ни будь тайны»1.
1 «Воздухоплапатель», 1904, № 8, с. 26
62
Авторы призывали к строительству воздушного ко рабля по проекту Циолковского. Это был, конечно, глас вопиющего в пустыне. Однако, «Заметка», а также вы пущенная Циолковским брошюра о металлическом аэро стате все же побудили воздухоплавательный отдел Рус ского технического общества на очередном заседании (19 января 1905 г.) в третий раз (первый— в 1890, вто рой — в 1893 гг.) рассмотреть проект управляемого аэро стата Циолковского. Отчет об этом заседании, давшем отрицательное заключение о проекте, был составлен не ким Л. Мищенко и опубликован в газете «Новое время». Тон, которым было освещено в печати обсуждение аэростата и, в частности, оценка его деятельности пред седателем отдела Федоровым, больно задели самолюбие Циолковского. Он обращается с письмом в «Новое вре мя». «Воздухоплаватель перепечатывает это письмо1, но
вскоре дает |
место и для ответной статьи борзописцу |
Л. Мищенко. |
Ехидная безапеляционность, которой про |
низаны строки этого писаки, выражала отношение к про винциальному ученому так называемой просвященной, столичной элиты:
«г. Циолковского обижает утверждение г. Федорова о том, что он занимается изобретением perpetuum mo bile. Могу только сочувствовать такому тонкому пони манию обид г. Циолковским. Отчего г. Федоров не упо мянул о множестве других трудов г. Циолковского? Я, лично, думаю, что это могло произойти по трем при чинам: или г. Федоров считал (и вполне справедливо, прибавим от себя) увлечение хотя бы в течение несколь ких часов возможностью perpetuum mobile достаточной характеристикою для изобретателя, приступающего к
1 «Воздухоплаватель», 1905, № 2, с. 56—57
63
разрешению самой трудной задачи механики, или в гла зах г. Федорова и остальные труды г. Циолковского не имеют того большого значения, какое, как это вполне понятно, они имеют для самого г. Циолковского»...1
Можно себе представить состояние Циолковского пос ле этой публикации. Но тем не менее он не прервал свя зи с «Воздухоплавателем». На протяжении трех лет (1905—1908 гг.) в этом журнале печатается его большая работа «Аэростат и аэроплан». А во втором номере за 1910 г. помещена статья Циолковского «Реактивный прибор как средство полета в пустоте и в атмосфере».
В февральском номере 1906 г. — «Весть из Америки о том, что в штате Огайо братья Райт разрешили, нако нец, заколдованный вопрос о свободном полете чело века».
31 мая 1906 г. от паралича сердца скоропостижно на 52-ом году жизни скончался Н. Я. Стечькин. Изданиежурнала берет на себя Юрий Николаевич Герман, бли
жайший |
помощник Стечькина — военный воздухопла |
ватель, |
тогда капитан по чину, служивший в учебном |
воздухоплавательном парке. |
Уже сложившееся за два с половиной года издание не меняет своего облика и направления при новом изда- теле-редакторе, если не считать, что к подзаголовку «Воздухоплавателя» «научно-популярный» добавляется еще и «военный» журнал. Прежним остается и авторс кий коллектив, среди которого особо примечательна дея тельность В. Найденова. Военный инженер, полковник В. Найденов был одним из интереснейших популяризато ров в области научного и практического воздухоплава ния и нарождавшейся авиации. Всегда имея свое мнение
1 «Воздухоплаватель», 1905, № 4, с. 53
64
и свою позицию, он умел просто и увлекательно расска зать о самых сложных технических вопросах, возбудить общественный интерес к проблемам. Поразительна и продуктивность его журналистского пера. На протяже нии десятка лет почти не выходило номера, в котором он не выступал бы как автор.
Известия из Америки о воздушных успехах братьев Райт производили огромное впечатление даже на людей, непосредственно работавших в области воздухоплава
ния. Известно, например, |
с каким волнением |
в 1908 г. |
Н. Е. Жуковский смотрел |
в кинотеатре на |
Петровке |
журнал «Патэ» (нечто вроде международной кинохро ники того времени), в котором русские зрители впервые могли увидеть аппарат братьев Райт. Всего несколько стремительно мелькавших кадров — аппарат в воздухе, затем приближался к земле и, наконец, пахал грунт полозьями своих салазок (в первоначальном варианте у этого аэроплана не было колесного шасси). Разве это не поразительно? Человек летает в воздухе на тяжелом ап парате. Он может менять направление движения. Это ли не победа?
Вслед за Райтами в Европе один за другим строят свои аэропланы А. Сантос-Дюмон, Ф. Фербер, Л. Бле рио. «Заметно ли в России проявление интереса к воз духоплаванию? — задается вопросом В. Корн в январс ком номере «Воздухоплавателя» за 1908 г. — Большинст во склонно думать, что наше общество к аэронавтике более чем равнодушно и доказывает непопулярность аэронавтики отсутствием у нас частного воздухоплава ния. Для сравнения приводят пример Западной Европы, где воздухоплавание исключительно благодаря участию в нем общественного элемента достигло таких порази тельных результатов, где аэроклубы проявляют кипучую
3 ‘/2 522 |
65 |
Деятельность и являются организаторами и покровите лями всяких начинаний в разных отраслях воздухопла вательной жизни...» Далее автор выдвигает идею соз дать аэроклуб и «насаждать и развивать у нас воздухо
плавание»1.
Идея журнала была широко подхвачена и в том же году Всероссийский аэроклуб был создан, а в 1909 г. «Воздухоплаватель» становится его органом. Редактиру ет журнал ,по-прежнему Ю. Герман.
Авиация захватывала умы и сердца. Скупая газетная информация не удовлетворяла больше читающую пуб лику, желавшую знать о сказочных успехах авиаторов как можно подробнее и как можно глубже. Уже в 1908 г. студенты Института инженеров путей сообщения в Петербурге, изучающие воздухоплавание, приступают к изданию своего журнала « А э р о м о б и л ь » . Выходил «Аэромобиль» по 1912 г. включительно, но очень нере гулярно — в год всего один — два выпуска (редактор М. Л. Григорашвили).
Видя читательский спрос, столичное акционерное об щество типографского дела замышляет издание научнопопулярного иллюстрированного журнала « В царст ве
в о зд у х а » , |
но свет увидел |
всего лишь |
один номер этого |
журнала |
в декабре 1909 |
г. (редактор |
И. Р. Белополь |
ский) .
С 1908 по 1914 г. в России выходило более двадцати журналов, специально посвященных воздухоплаванию и авиации.
Существование многих из них было столь неустойчи во и обрывалось быстро, как и полеты тогдашних аэро планов. При падениях разбивались аппараты и гибли
1 «Воздухоплаватель», 1908, № 1, с. 39
66
авиаторы, но на их ошибках учились новые энтузиасты. Журнал, прекративший свое существование даже после одного — двух выпусков, тоже не исчезал бесследно. Так или иначе, хотя и недолго, он служил пропаганде и раз витию авиационных идей.
Из двадцати трех названий — тринадцать в разное время выходило в Петербурге, три — в Москве, по два — в Киеве и Одессе, по одному — в Севастополе, Харькове, Николаеве. Наиболее видными издателями и редакто рами авиационных изданий в столице были инженер Б. Н. Воробьев, принимавший участие в редактировании четырех серьезных и интересно поставленных журналов («Вестник воздухоплавания», «Новости воздухоплава ния», «Мотор», «Техника воздухоплавания») и А. Н. На гель, издававший и редактировавший в течение пяти лет журнал «Аэро и автомобильная жизнь». В двух москов
ских журналах — « Б ю лле т ен и М о с к о в с к о го общ ест ва в о з д у х о п л а в а н и я » (1910—1911 гг.) и « А вт о м о б и л ь и в о з
д у х о п л а в а н и е » (1911—1912 гг.)— как редактор прини мал деятельное участие Н. Е. Жуковский. Хороший спор тивно-технический журнал в 1913—1914 гг. издавал в
Киеве В. В. Торопов — « А в т о м о б и л ь н а я ж изнь и а в и
а ц и я » .
Разные появлялись издания: и научно-популярные, иллюстрированные, и с явным техническим уклоном, не посильным для восприятия неподготовленного читателя, и почти бульварные, коммерчески-сенсационные. В жур налистику приходили люди разных сословий и профессий — инженеры, технологи, историки, военные и даже купцы. Но шумно, азартно, с большими надежда ми начиная издание, слишком часто многие после пер вых же номеров опускали в бессилии руки. Убытки ту шили энтузиазм.
З’А |
67 |
«Трудное, очень трудное дело — вести в России спе циальный журнал, тем более в такой совершенно новой отрасли науки и техники, как воздухоплавание...»1,— читаем признание в одной из редакционных статей «Ве стника воздухоплавания». И «Какой-то рок тяготеет над юной отраслью русской журналистики — над органами, обслуживающими интересы воздухоплавания. В то время как западноевропейские воздухоплавательные журналы процветают, наши, поглотив большие или меньшие сред ства издателя, начинают хиреть...»12
Недоуменно-огорчительные строки эти относятся к концу 1912 г., когда «Вестник воздухоплавания» уже предчувствовал свой скорый закат. Но знал он и лучшие
времена. |
|
Научно-популярный журнал « В ест ник |
в о з д у х о п л а в а |
н и я » издавался в Санкт-Петербурге в |
1909—1913 гг. |
Первый год он носил название «Библиотека воздухопла вания». По мнению читателей и людей, занимавшихся проблемами полета в 1910—1911 гг. это был самый ин тересный научно-популярный журнал из всех, посвящен ных воздухоплаванию и авиации. Редактировал «Вест ник воздухоплавания» в лучшую его пору инженер Б. Н. Воробьев (издатель А. М. Ракчеев).
В журнале много места уделялось истории воздухо плавания в России и за рубежом, подробно описывались полеты на дирижаблях, аэропланах и шарах, конструк ции летательных аппаратов и двигателей, были постоян ные разделы по воздушному законодательству, военному применению авиации. Читатель получал исчерпывающую информацию о соревнованиях, выставках, съездах, кон
1 «Вестник |
воздухоплавания», |
1911, № 1, с. 4 |
2 «Вестник |
воздухоплавания», |
1912, № 10, с. 1 |
68
грессах, заседаниях воздухоплавательных обществ. «Приобщить и нашу родину к великой работе, объеди нить и в России работников воздухоплавательного дела, познакомить их с опытом других стран, дать им обильный практический и теоретический материал, на конец привлечь к этому делу внимание широких слоев читающей публики» 1— вот программа, которую ставил перед собой журнал и которой он следовал.
«Вестник воздухоплавания» был изобретателен в формах подачи материала, умело сочетал технические статьи для специалистов и статьи общего характера, лег кие для восприятия.
В конце 1911 г. Б. Н. Воробьев, «ввиду постигших его несчастий», отошел от журнала. «Вестник воздухоплава ния» вскоре целиком переходит в руки авиаконструктора Д. Л. Григоровича. Хотя тот и расширил программу жур нала, включив в нее материалы, посвященные автомоби лизму, моторным лодкам, гидропланам и двигателям внутреннего сгорания надежда на расширение круга под писчиков не оправдалась. Более того, журнал стал за метно тускнеть, а став собственностью издательницы Т. М. Глаголевой при редакторе Н. А. Шапошникове совершенно превращается в сухое, информационное, бес цветное издание. Первый номер журнала в 1913 г. был его последним номером.
« В о з д у х о п л а в а н и е и спорт » — на издание газеты под
таким названием получил разрешение в 1909 г. в Москве отставной поручик Александр Герасимович Юзбашев.
«Русское общество за последнее время также |
начинает |
||
интересоваться воздухоплаванием, но... |
у нас |
еще нет |
|
1 |
«Вестник воздухоплавания» («Библиотека |
воздухоплавания»), |
|
1909, |
№ 1, с. 3 |
|
|
69