Файл: Алексеев, В. Н. Топлива и смазочные материалы для автомобилей-1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

иллюстрированному воздухоплавательному журналу...

Содержание дает много интересного в высокой степени и возбуждающего внимания. Такому идейному успеху журнала с первых же номеров надо удивляться. Кроме того, ведь это первый воздухоплавательный «вестник», возникший в России».

Опять-таки допущена фактическая неточность. Это не первый воздухоплавательный журнал в России, но Н. Я. Стечькин и тут промолчал.

С журналом «Воздухоплаватель» тесно связано имя К. Э. Циолковского. В одном из номеров за 1904 г. напе­ чатана «Заметка специалистов о проекте К. Циолковско­ го». Это было коллективное письмо (в конце стояло 14 подписей инженеров, математиков, ученых) в защиту его воздушного металлического корабля — дирижабля. Авторы заметки, рассказывая о достоинствах изобретен­ ного Циолковским аэростата, «...способного развить ско­ рость курьерского поезда», подчеркивали особую важ­ ность осуществления проекта и в военных целях (в те годы Россия воевала с Японией и терпела позорные по­ ражения). Примечательны и слова горечи за судьбу са­ мого изобретения:

«Для большинства этот проект — неожиданная но­ вость, хотя он известен в печати давно, что, впрочем, не­ удивительно, так как это обычная судьба всех русских изобретений... Несомненно Наши добрые соседи — ино­ странцы нс упустят случая заметить сделанный нами промах и постараются осуществить наш же проект, тем более, что последний нс представляет из себя какой-ни­ будь тайны»1.

1 «Воздухоплапатель», 1904, № 8, с. 26

62

Авторы призывали к строительству воздушного ко­ рабля по проекту Циолковского. Это был, конечно, глас вопиющего в пустыне. Однако, «Заметка», а также вы­ пущенная Циолковским брошюра о металлическом аэро­ стате все же побудили воздухоплавательный отдел Рус­ ского технического общества на очередном заседании (19 января 1905 г.) в третий раз (первый— в 1890, вто­ рой — в 1893 гг.) рассмотреть проект управляемого аэро­ стата Циолковского. Отчет об этом заседании, давшем отрицательное заключение о проекте, был составлен не­ ким Л. Мищенко и опубликован в газете «Новое время». Тон, которым было освещено в печати обсуждение аэростата и, в частности, оценка его деятельности пред­ седателем отдела Федоровым, больно задели самолюбие Циолковского. Он обращается с письмом в «Новое вре­ мя». «Воздухоплаватель перепечатывает это письмо1, но

вскоре дает

место и для ответной статьи борзописцу

Л. Мищенко.

Ехидная безапеляционность, которой про­

низаны строки этого писаки, выражала отношение к про­ винциальному ученому так называемой просвященной, столичной элиты:

«г. Циолковского обижает утверждение г. Федорова о том, что он занимается изобретением perpetuum mo­ bile. Могу только сочувствовать такому тонкому пони­ манию обид г. Циолковским. Отчего г. Федоров не упо­ мянул о множестве других трудов г. Циолковского? Я, лично, думаю, что это могло произойти по трем при­ чинам: или г. Федоров считал (и вполне справедливо, прибавим от себя) увлечение хотя бы в течение несколь­ ких часов возможностью perpetuum mobile достаточной характеристикою для изобретателя, приступающего к

1 «Воздухоплаватель», 1905, № 2, с. 56—57

63


разрешению самой трудной задачи механики, или в гла­ зах г. Федорова и остальные труды г. Циолковского не имеют того большого значения, какое, как это вполне понятно, они имеют для самого г. Циолковского»...1

Можно себе представить состояние Циолковского пос­ ле этой публикации. Но тем не менее он не прервал свя­ зи с «Воздухоплавателем». На протяжении трех лет (1905—1908 гг.) в этом журнале печатается его большая работа «Аэростат и аэроплан». А во втором номере за 1910 г. помещена статья Циолковского «Реактивный прибор как средство полета в пустоте и в атмосфере».

В февральском номере 1906 г. — «Весть из Америки о том, что в штате Огайо братья Райт разрешили, нако­ нец, заколдованный вопрос о свободном полете чело­ века».

31 мая 1906 г. от паралича сердца скоропостижно на 52-ом году жизни скончался Н. Я. Стечькин. Изданиежурнала берет на себя Юрий Николаевич Герман, бли­

жайший

помощник Стечькина — военный воздухопла­

ватель,

тогда капитан по чину, служивший в учебном

воздухоплавательном парке.

Уже сложившееся за два с половиной года издание не меняет своего облика и направления при новом изда- теле-редакторе, если не считать, что к подзаголовку «Воздухоплавателя» «научно-популярный» добавляется еще и «военный» журнал. Прежним остается и авторс­ кий коллектив, среди которого особо примечательна дея­ тельность В. Найденова. Военный инженер, полковник В. Найденов был одним из интереснейших популяризато­ ров в области научного и практического воздухоплава­ ния и нарождавшейся авиации. Всегда имея свое мнение

1 «Воздухоплаватель», 1905, № 4, с. 53

64

и свою позицию, он умел просто и увлекательно расска­ зать о самых сложных технических вопросах, возбудить общественный интерес к проблемам. Поразительна и продуктивность его журналистского пера. На протяже­ нии десятка лет почти не выходило номера, в котором он не выступал бы как автор.

Известия из Америки о воздушных успехах братьев Райт производили огромное впечатление даже на людей, непосредственно работавших в области воздухоплава­

ния. Известно, например,

с каким волнением

в 1908 г.

Н. Е. Жуковский смотрел

в кинотеатре на

Петровке

журнал «Патэ» (нечто вроде международной кинохро­ ники того времени), в котором русские зрители впервые могли увидеть аппарат братьев Райт. Всего несколько стремительно мелькавших кадров — аппарат в воздухе, затем приближался к земле и, наконец, пахал грунт полозьями своих салазок (в первоначальном варианте у этого аэроплана не было колесного шасси). Разве это не поразительно? Человек летает в воздухе на тяжелом ап­ парате. Он может менять направление движения. Это ли не победа?

Вслед за Райтами в Европе один за другим строят свои аэропланы А. Сантос-Дюмон, Ф. Фербер, Л. Бле­ рио. «Заметно ли в России проявление интереса к воз­ духоплаванию? — задается вопросом В. Корн в январс­ ком номере «Воздухоплавателя» за 1908 г. — Большинст­ во склонно думать, что наше общество к аэронавтике более чем равнодушно и доказывает непопулярность аэронавтики отсутствием у нас частного воздухоплава­ ния. Для сравнения приводят пример Западной Европы, где воздухоплавание исключительно благодаря участию в нем общественного элемента достигло таких порази­ тельных результатов, где аэроклубы проявляют кипучую

3 ‘/2 522

65


Деятельность и являются организаторами и покровите­ лями всяких начинаний в разных отраслях воздухопла­ вательной жизни...» Далее автор выдвигает идею соз­ дать аэроклуб и «насаждать и развивать у нас воздухо­

плавание»1.

Идея журнала была широко подхвачена и в том же году Всероссийский аэроклуб был создан, а в 1909 г. «Воздухоплаватель» становится его органом. Редактиру­ ет журнал ,по-прежнему Ю. Герман.

Авиация захватывала умы и сердца. Скупая газетная информация не удовлетворяла больше читающую пуб­ лику, желавшую знать о сказочных успехах авиаторов как можно подробнее и как можно глубже. Уже в 1908 г. студенты Института инженеров путей сообщения в Петербурге, изучающие воздухоплавание, приступают к изданию своего журнала « А э р о м о б и л ь » . Выходил «Аэромобиль» по 1912 г. включительно, но очень нере­ гулярно — в год всего один — два выпуска (редактор М. Л. Григорашвили).

Видя читательский спрос, столичное акционерное об­ щество типографского дела замышляет издание научнопопулярного иллюстрированного журнала « В царст ве

в о зд у х а » ,

но свет увидел

всего лишь

один номер этого

журнала

в декабре 1909

г. (редактор

И. Р. Белополь­

ский) .

С 1908 по 1914 г. в России выходило более двадцати журналов, специально посвященных воздухоплаванию и авиации.

Существование многих из них было столь неустойчи­ во и обрывалось быстро, как и полеты тогдашних аэро­ планов. При падениях разбивались аппараты и гибли

1 «Воздухоплаватель», 1908, № 1, с. 39

66

авиаторы, но на их ошибках учились новые энтузиасты. Журнал, прекративший свое существование даже после одного — двух выпусков, тоже не исчезал бесследно. Так или иначе, хотя и недолго, он служил пропаганде и раз­ витию авиационных идей.

Из двадцати трех названий — тринадцать в разное время выходило в Петербурге, три — в Москве, по два — в Киеве и Одессе, по одному — в Севастополе, Харькове, Николаеве. Наиболее видными издателями и редакто­ рами авиационных изданий в столице были инженер Б. Н. Воробьев, принимавший участие в редактировании четырех серьезных и интересно поставленных журналов («Вестник воздухоплавания», «Новости воздухоплава­ ния», «Мотор», «Техника воздухоплавания») и А. Н. На­ гель, издававший и редактировавший в течение пяти лет журнал «Аэро и автомобильная жизнь». В двух москов­

ских журналах — « Б ю лле т ен и М о с к о в с к о го общ ест ва в о з д у х о п л а в а н и я » (1910—1911 гг.) и « А вт о м о б и л ь и в о з ­

д у х о п л а в а н и е » (1911—1912 гг.)— как редактор прини­ мал деятельное участие Н. Е. Жуковский. Хороший спор­ тивно-технический журнал в 1913—1914 гг. издавал в

Киеве В. В. Торопов — « А в т о м о б и л ь н а я ж изнь и а в и ­

а ц и я » .

Разные появлялись издания: и научно-популярные, иллюстрированные, и с явным техническим уклоном, не­ посильным для восприятия неподготовленного читателя, и почти бульварные, коммерчески-сенсационные. В жур­ налистику приходили люди разных сословий и профессий — инженеры, технологи, историки, военные и даже купцы. Но шумно, азартно, с большими надежда­ ми начиная издание, слишком часто многие после пер­ вых же номеров опускали в бессилии руки. Убытки ту­ шили энтузиазм.

З’А

67


«Трудное, очень трудное дело — вести в России спе­ циальный журнал, тем более в такой совершенно новой отрасли науки и техники, как воздухоплавание...»1,— читаем признание в одной из редакционных статей «Ве­ стника воздухоплавания». И «Какой-то рок тяготеет над юной отраслью русской журналистики — над органами, обслуживающими интересы воздухоплавания. В то время как западноевропейские воздухоплавательные журналы процветают, наши, поглотив большие или меньшие сред­ ства издателя, начинают хиреть...»12

Недоуменно-огорчительные строки эти относятся к концу 1912 г., когда «Вестник воздухоплавания» уже предчувствовал свой скорый закат. Но знал он и лучшие

времена.

 

Научно-популярный журнал « В ест ник

в о з д у х о п л а в а ­

н и я » издавался в Санкт-Петербурге в

1909—1913 гг.

Первый год он носил название «Библиотека воздухопла­ вания». По мнению читателей и людей, занимавшихся проблемами полета в 1910—1911 гг. это был самый ин­ тересный научно-популярный журнал из всех, посвящен­ ных воздухоплаванию и авиации. Редактировал «Вест­ ник воздухоплавания» в лучшую его пору инженер Б. Н. Воробьев (издатель А. М. Ракчеев).

В журнале много места уделялось истории воздухо­ плавания в России и за рубежом, подробно описывались полеты на дирижаблях, аэропланах и шарах, конструк­ ции летательных аппаратов и двигателей, были постоян­ ные разделы по воздушному законодательству, военному применению авиации. Читатель получал исчерпывающую информацию о соревнованиях, выставках, съездах, кон­

1 «Вестник

воздухоплавания»,

1911, № 1, с. 4

2 «Вестник

воздухоплавания»,

1912, № 10, с. 1

68

грессах, заседаниях воздухоплавательных обществ. «Приобщить и нашу родину к великой работе, объеди­ нить и в России работников воздухоплавательного дела, познакомить их с опытом других стран, дать им обильный практический и теоретический материал, на­ конец привлечь к этому делу внимание широких слоев читающей публики» 1— вот программа, которую ставил перед собой журнал и которой он следовал.

«Вестник воздухоплавания» был изобретателен в формах подачи материала, умело сочетал технические статьи для специалистов и статьи общего характера, лег­ кие для восприятия.

В конце 1911 г. Б. Н. Воробьев, «ввиду постигших его несчастий», отошел от журнала. «Вестник воздухоплава­ ния» вскоре целиком переходит в руки авиаконструктора Д. Л. Григоровича. Хотя тот и расширил программу жур­ нала, включив в нее материалы, посвященные автомоби­ лизму, моторным лодкам, гидропланам и двигателям внутреннего сгорания надежда на расширение круга под­ писчиков не оправдалась. Более того, журнал стал за­ метно тускнеть, а став собственностью издательницы Т. М. Глаголевой при редакторе Н. А. Шапошникове совершенно превращается в сухое, информационное, бес­ цветное издание. Первый номер журнала в 1913 г. был его последним номером.

« В о з д у х о п л а в а н и е и спорт » — на издание газеты под

таким названием получил разрешение в 1909 г. в Москве отставной поручик Александр Герасимович Юзбашев.

«Русское общество за последнее время также

начинает

интересоваться воздухоплаванием, но...

у нас

еще нет

1

«Вестник воздухоплавания» («Библиотека

воздухоплавания»),

1909,

№ 1, с. 3

 

 

69