Файл: Аврух, В. Ю. Устройство и эксплуатация щеточных узлов современных турбогенераторов и турбовозбудителей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
пружину из стальной проволоки. Такие пружины в ряде случаев не обеспечивают необходимой величины нажа
тия, требуют постоянного обслуживания в процессе
эксплуатации и создают сложности для обеспечения равномерного усилия нажатия на все щетки одного коль ца. Последнее влечет за собой неравномерное токо-
распределение по щеткам, перегрузку отдельных щеток и ускоренный износ. Кроме того, конструкция щеткодер жателя и его крепление к траверсе создают возмож ности для прохождения значительной величины тока
по элементам щеткодержателей помимо токоведущих канатиков щетки, что вызывает подгары и оплавления обоймы, перегрев пружины и т. д.
Решение этих вопросов достигается изолировкой
щеткодержателя от траверсы и щетки от нажимного механизма, а также применением рулонных пружин постоянного давления. Такие пружины, обеспечивающие постоянное усилие в рабочем диапазоне перемещений,
в настоящее время широко применяют для тяговых электродвигателей и щеточных излов турбогенераторов зарубежных фирм. Преимущества такой конструкции — это также возможность установки щеток увеличенной
длины |
(80—100 |
мм) с целью увеличения их ре-сурса |
и срока |
службы. |
распространенных щеткодержателей |
Реконструкция |
типа ДБ (рис. 8-5) с установкой пружины постоянного давления не представляет сложности и может быть осуществлена ремонтными предприятиями.
Как уже отмечалось, с увеличением единичной мощности турбогенераторов все острее встает вопрос о надежности узла токоподвода ротора и возможности применения принципиально новых конструкций и систем возбуждения. Одним из таких направлений является отказ от скользящего контакта и применение бескон тактной системы возбуждения с полупроводниковыми выпрямителями на валу ротора. Другим возможным
направлением может быть использование конструктивно нового типа контактных колец с торцевым токоподводом, позволяющим значительно уменьшить влияние вибра ции на работу щеточного узла.
Рассмотрим случай посадки контактных колец на консольную часть вала ротора, не сопряженную с воз
будителем. В этом случае можно принять, что осевая
составляющая вибрации на контактных кольцах опреде-
104
ляется лишь прогибом консоли вала относительно опорного подшипника. Поскольку длина консоли I и на ружный радиус контактного кольца R значительно больше амплитуды радиальной составляющей вибра ции Ar (на одну сторону), расчетную схему для вывода соотношений можно изобразить, как показано на рис. 8-6.
Рис. 8-6. Схема для расчета вибрации кольца в осевом направлении.
|
|
|
|
|
Из условия |
подобия тре |
||||
|
|
|
|
угольников |
oab |
и |
acd |
можно |
||
|
|
|
|
определить |
величину |
осевой |
||||
Рис. 8-5. |
Щеткодержатель |
составляющей вибрации Ло: |
||||||||
|
|
/I0 — лг— • |
|
|||||||
с1 —,пружинойобойма щеткодержателяпостоянного; |
|
|
A-A |
# |
|
|
||||
давления. |
|
|
|
|
Так, |
например, |
для |
турбо |
||
крючок упорный; |
5 —планка. |
|
||||||||
2 — щетка; |
3 — пружина; |
4 — |
генератора ТГВ-300, если вели |
|||||||
|
|
|
|
чина /=1 200 мм, |
7? = 250 мм, |
|||||
Лг=350 мкм, |
амплитуда |
осевой |
составляющей |
A0= |
||||||
= 73 мкм. |
|
вибрации имеет |
место |
на |
макси |
|||||
Такая |
величина |
мальном радиусе контактного кольца. По мере прибли жения к оси вала осевая составляющая вибрации пропорционально уменьшается.
Необходимо отметить, что такой опособ токоподвода обладает также рядом других преимуществ по сравне
нию с существующими:
а) ңмеет большую контактную поверхность при про чих равных условиях;
б) имеет меньшую величину подъемной силы, действующей на щетку;
в) обладает лучшей возможностью для охлаждения
щеток и контактных колец |
(использование эффекта |
8—660 |
105 |
самовентиляции для охлаждения кольца и контактной поверхности).
Экспериментальная проверка работоспособности тор цевых контактных колец была проверена на стенде (рис. 8-7), представляющем собой вал с насаженными на нем контактными кольцами и соединенный с асин хронным двигателем (и = 2 970 об/мин). Для улучшения
Рис. 8-7. Экспериментальная установка для исследования работы торцевых контактных колец.
условий работы щеток на контактных поверхностях колец была выполнена нарезка (два варианта), радиаль ная и пересекающаяся, кольца охлаждались воздухом
за счет эффекта самовентиляции через радиальные отверстия.
Стандартные щеткодержатели расположены на тра версе, представляющей собой незамкнутое кольцо из медной шины и установленное эксцентрично относитель
но оси вала для равномерного износа контактной поверхности кольца. Всего установлено четыре травер
сы— по две на каждое кольцо — и 26 щеток на каждой траверсе.
106
Имитация осевой вибрации производилась путем искусственно созданной неперпендикулярности (0,1 мм)
контактных поверхностей к оси вала. Для проверки работоспособности щеточного узла при возможности осевых перемещений вала (тепловые и упругие дефор мации), имеющих место в действующих .турбогенерато рах, на стенде были установлены щетки, выступающие из обоймы щеткодержателей на 15—20 мм.
Методические исследования, проводимые на стенде торцевых жолец, ставили целью выяснить влияние тех новых условий, которые существуют в работе скользя
щего контакта на торцевых кольцах в отличие от обыч ных цилиндрических.
Эти отличия и их влияние на рабочие характеристики
скользящего контакта можно классифицировать следую щим образом:
1. Плоскопараллельность поверхности скольжения и ее влияние на потери мощности в контакте и механи ческую устойчивость щетки.
2. Различие в окружных скоростях под щеткой и связанные с этим особенности износа и процесса токосъема.
3. Влияние нового взаимного расположения пар скольжения на интенсивность теплоотвода из контактной
зоны.
Помимо этого, необходимо было выяснить оптималь ную форму нарезки поверхности скольжения и устано
вить влияние увеличенного зазора между кольцом и щеткодержателем на рабочие характеристики скользя щего контакта.
Проводимые на стенде эксперимёнты позволили уста новить следующее:
а) Щетки марок ЭГ-2АФ, 61IOM и 61 ІА, разрабо танные для турбогенераторов 200—300 МВт, обеспечи
вают нормальную работу скользящего контакта на торцевых кольцах.
б) Потери мощности в контакте торцевых колец составляют 70—80% при прочих равных условиях
(количество установленных щеток, плотность тока и т. д.) от потерь в контакте цилиндрических колец. Уменьшение величины мощности, выделяемой в контакте, обусловле
но в основном за счет снижения составляющей электри
ческих потерь. Так, переходное падение напряжения
в контакте на минусовой полярности торцевого кольца
8* |
107 |
не превышает 1,8 В, а для плюсовой—1,1 В прй плотности тока /=15 А/см2 и общем токе /=2400 А на 24 щетки. Для обычных колец в аналогичных усло виях значение средней величины переходного падения
напряжения составляет '2,2 и 1,4 В соответственно для минусовой и плюсовой полярности.
в) В щетках не наблюдается неравномерного износа
в радиальном направлении благодаря перераспределе
нию контактного давления под щеткой по мере износа и воздействия сил реакции опоры.
г) Вследствие большей механической устойчивости контакта на торцевых кольцах по сравнению с цилиндри
ческими (за счет уменьшения аэродинамического давле
ния в воздушном клине под щеткой, а также большего числа точек непосредственного контакта) безыскровая работа щеток обеспечивается при средней плотности тока в параллельно работающих щетках /=12 А/см2 против 8—10 А/см2 на обычных кольцах.
д) Результатом более интенсивного непосредствен ного охлаждения скользящего контакта является мень шая температура (на 20—40°С) щеток и контактных колец торцевого,типа, чем на обычных кольцах.
е) Увеличенный зазор между кольцом и щеткодержа- '
телямп практически не влияет на работу и устойчивость контакта, что стало возможным благодаря значительно му снижению величины вибрации контактных колец в направлении расположения щеток.
Таким образом, результаты экспериментальных иссле дований на стенде показали хорошую работоспособность
контактных колец торцевого типа и позволили осущест вить модернизацию узла токоподвода ротора на одном
из турбогенераторов ТГВ-300.
Контактные кольца, изготовленные из стали 36ХН1ФА, посажены с -натягом 0,55^0>05 мм на фирменные полуколь ца, соединенные гибкими шинами через токоведущие болты с токоподводом в центральном отверстии ротора. Такая конструкция токоподвода завода «Электротяж-
маш» является наиболее удачной из применяемых в настоящее время с точки зрения равномерного токо-
распределения по сечению контактного кольца, а также является единственным решением в случае установки
торцевых колец, где подсоединение гибкого токоподвода с торца трудноосуществимо. Изоляция втулок под кон тактными кольцами выполнена из стеклотекстолита.
108
После посадки контактные кольца протачивались на валоповороте (лг = 4 об/мин) при помощи приспособ
ления (рис. 8-8).
Особенностью конструкции контактных колец являет ся наличие на торцевых контактных поверхностях колец радиальных канавок шириной 3 мм и глубиной 10 мм,
Рис. 8-8. Проточка контактных поверхностей колец.
которые совместно с радиально-наклонными отверстиями обеспечивают весьма эффективное непосредственное воздушное охлаждение как контактной зоны, так и се
чения кольца.
Помимо этого, радиальные каналы на контактных плоскостях кольца снимают воздушный клин под щеткой,
чем обеспечивают динамическую устойчивость щетки.
Шлифовка контактных поверхностей колец проводилась во время балансировочных пусков при n=200— 3 000 об/мин мелкой шлифовальной шкуркой с последую щей полировкой войлоком и пастой ГОИ. Торцевое бие ние контактных поверхностей после соответствующей обработки составляет не более 0,01 мм. Для обеспечения заданной точности обработки и высокой чистоты поверх
ности система роторов генератора и турбины была зафиксирована в определенном положении при помощи
109
специального упора, установленного со стороны свобод ного конца вала ротора.
Особенность конструкции контактных колец и особое расположение щеток обусловило разработку и изготов ление новой конструкции щеткодержателя, обеспечиваю
щего независимое |
нажатие при различных тепловых |
||||||
|
|
расширениях |
роторов и |
||||
|
|
износе |
щеток, |
удобство |
|||
|
|
замены’щеток и высокую |
|||||
|
|
надежность. |
При |
этом |
|||
|
|
был |
использован |
корпус |
|||
|
|
заводского |
щеткодержа |
||||
|
|
теля типа ДБ-22/30 с не |
|||||
|
|
значительной |
дообработ |
||||
|
|
кой и применена пружи |
|||||
|
|
на рулонного типа, соз |
|||||
|
|
дающая |
постоянное уси |
||||
|
|
лие |
1,1 —1,2 кгс в необхо |
||||
|
|
димом диапазоне переме |
|||||
|
|
щения. |
Щеткодержатели |
||||
|
|
закреплены |
на |
медных |
|||
Рис. 8-9. Траверса со |
щеткодер |
траверсах двумя болтами |
|||||
М8 |
(рис. 8-9). |
Траверсы, |
|||||
жателями. |
|
расположенные |
с |
двух |
|||
|
|
торцов контактного |
коль- |
ца по три с каждой стороны, закреплены на трех изоли рованных стеклотекстолитом шпильках, которые в свою очередь удерживаются накладками в металлическом каркасе.
Траверсы с каждой стороны кольца изогнуты под разными радиусами для' максимального’ использования
контактной поверхности и уменьшения износа материала кольца от трения со щетками. При этом можно от метить преимущество торцевых контактных колец перед обычными радиальными, заключающееся ib том, что при различных перемещениях ротора с контактными кольцами щетка не меняет своего положения относи тельно кольца, а скользит по своему выработанному
следу.
После пусконаладочных работ были установлены щетки марки 61IOM на внешнем кольце положительной полярности и 61IA — на внутреннем кольце отрицатель ной полярности, обеспечивающие наиболее устойчивую работу и безыскровый токосъем.
ПО