Файл: Шаумян, С. К. Аппликативная грамматика как семантическая теория естественных языков.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 0
что паука процветает. С другой стороны, именно неподвижность теорий говорит о том, что наука находится в состоянии застоя, о том, что в этой науке неблагополучно с теоретическим мышлени ем. В связи с этим интересно привести следующее место у А. Эйн штейна: «... создание новой теории не похоже иа разрушение ста рого амбара и возведение на его месте небоскреба. Оно скорее по хоже на восхождение иа гору, которое открывает новые и широ кие виды, показывающие неожиданные связи между нашей от правной точкой и ее богатым окружением. Но точка, от которой мы отправлялись еще существует и может быть видна, хотя она ка жется меньше и составляет крохотную часть открывшегося наше му взору обширного ландшафта» Г
Выдвижение системы гипотез — это конструирование целой сети понятий, которые задаются одновременно как элементы фор мальной системы и без прямой связи с эмпирической базой науки. Не существует аналитических процедур для выведения системы гипотез из эмпирической базы науки. Выдвижение системы ги потез связано не с аналитической деятельностью мышления, а с творческой фантазией, с творческой интуицией ученого. Процесс выдвижения системы гипотез можно пояснить следующим инте ресным примером, приведенным у А. Эйнштейна: «Физические понятия суть свободные творения человеческого разума и не оп ределены однозначно внешним миром, как это иногда может по казаться.
В нашем стремлении понять реальность мы отчасти подобны человеку, который хочет понять механизм закрытых часов. Он видит циферблат и движущиеся стрелки, далее слышит тиканье, но он не имеет средств открыть их корпус. Если он остроумен, он может нарисовать себе некую картину механизма, которая от вечала бы всему, что он наблюдает, но он никогда ие может быть вполне уверен в том, что его картина единственная, которая могла бы объяснить его наблюдения. Он никогда не будет в состоянии сравнить свою картину с реальным механизмом и он не может да лее представить себе возможность или смысл такого сравнения. Но он, конечно, уверен в том, что по мере того, как возрастает его знание, его картина реальности становится все проще и про ще и будет объяснять все более широкий ряд его чувственных вос приятий. Он может также верить в существование идеального пре дела знаний и в то, что человеческий разум приблюкает этот предел»12.
Генотипический язык представляет собой специфицируемую систему лингвистических объектов, которая определяется мате матическими правилами построения лингвистических объектов и правилами вывода одних лингвистических объектов из других. Эти правила называются грамматикой генотипического языка,
1 |
А. Э й н ш т е й н . Собрание научных трудов, т. IV. М-, 1967, стр. 452. |
2 |
Т а м ж е , стр. 379. |
13
или аппликативной грамматикой, поскольку в построении объек тов генотипического языка существенную роль играет операция аппликации, о которой речь будет ниже.
Называя систему лингвистических объектов специфицируе мой, мы имеем в виду возможность начать с построения первичной системы лингвистических объектов, которая в зависимости от потребностей лингвистического исследования будет различным образом видоизменяться по определенным правилам. Таким обра зом, мы будем различать первичную форму генотипического язы ка и разного рода спецификации генотипического языка.
4. АППЛИКАТИВНАЯ ГРАММАТИКА КАК ФОРМАЛЬНАЯ СИСТЕМА
Абстрактные теории естественных языков могут иметь разную математическую форму. Наиболее удобной математической фор мой для этих теорий должна считаться формальная система. Фор мальная система, как она определяется в математической логике, представляет собой математическую систему, удовлетворяющую следующим условиям.
■1) Задаются некоторые начальные объекты, называемые ато мами.
2) Задается конечное множество правил построения сложных объектов из атомов. Множество, состоящее из атомов и построен ных из них сложных объектов, называется индуктивным классом объектов.
3) На индуктивном классе объектов задаются элементарные предикаты, с помощью которых строятся высказывания об этих объектах.
4) Из класса возможных высказываний об объектах индуктив ного класса выделяется подкласс высказываний, которые прини маются истинными по соглашению. Эти высказывания называются аксиомами.
5)Задаются правила вывода из аксиом других истинных вы сказываний, называемых теоремами.
Вкачестве иллюстрации рассмотрим формальную систему, по рождающую индуктивный класс натуральных чисел. В этой фор мальной системе задаются:
1)Один атом — 1.
2)Правила построения индуктивного класса натуральных чи сел, которые формулируются так:
а) 1 есть натуральное число;
6)если X есть натуральное число, то X S есть также натураль ное число.
Вправиле б) символ S обозначает одноместную функцию сле
дования, аргументом которой служит X, а значением X S. Функ ция S ставит в соответствие некоторому натуральному числу X следующее за этим натуральным числом число XS.
14
Применяя данные правила, мы получим:
1 |
(=1) |
155 |
(= 3) |
15 |
(=2) |
iS SS |
(=4) |
ит. д.
3)Один элементарный предикат = . Элементарные высказы вания о натуральных числах имеют вид х = у, где х я у есть на туральные числа.
4)Одна аксиома: 1 = 1 .
5)Одно правило вывода:
если X = Y, то X S = YS.
С помощью правила вывода получаем теоремы
15 = |
15 |
|
155 |
= |
155 |
1555 |
= |
1555 |
и т. д.
Эта формальная система показывает, каким образом бесконеч ное множество натуральных чисел может быть сведено к своим простейшим конститутивным элементам: к натуральному числу 1 и к правилам построения индуктивного класса натуральных чи сел. Мы можем, кроме того, сказать, что индуктивный класс на туральных чисел представляет собой не что иное, как интерпрета цию абстрактного индуктивного класса символов, построенных из
некоторого |
первичного символа |
при помощи указанных |
правил |
построения. |
Что касается правила вывода, то с его помощью мы |
||
выводим из |
высказывания 1 = 1 |
, которое принимается |
в каче |
стве истинного, остальные истинные высказывания о тождестве натуральных чисел. Представляя абстрактные теории естествен ных языков в математической форме, в виде формальных систем, мы получаем возможность видеть, каким образом сложные линг вистические объекты и отношения между сложными лингвисти ческими объектами могут быть сведены к их простейшим консти тутивным элементам — к лингвистическим атомам и к простейшим отношениям между лингвистическими атомами. Именно в этом сведении сложного к простому заключается одна из главных за дач лингвистического объяснения.
Цель абстрактных лингвистических теорий — показать, ка ким образом сложные лингвистические объекты могут быть выве дены из немногих простых лингвистических объектов. Таким образом, с точки зрения абстрактных лингвистических теорий объ яснить сложный лингвистический факт — это значит раскрыть ме ханизм его конструирования из простых лингвистических фактов. В этом смысле абстрактные лингвистические теории принадлежат к тем объяснительным теориям современной науки, которые при нято называть конструктивными теориями. Конструктивные теории играют важную роль и в других науках, например, в фи зике.
15
А. Эйнштейн пишет: «В физике различают несколько типов теорий. Большинство из них являются конструктивными, т. е. их задачей является построение картины сложных явлений на ос нове некоторых относительно простых предположений. Так, ки нетическая теория газов ставит перед собой цель свести к движе ниям молекул механические, тепловые и кинетические свойства газов. Когда мы говорим, что понимаем какую-либо группу явле ний природы, то это означает, что мы построили конструктивную теорию, охватывающую эту группу явлений» 3.
Подобно тому как, скажем, кинетическая теория газов ставит перед собой цель свести к движениям молекул механические, теп ловые и кинетические свойства газов, точно так же абстрактные лингвистические теории ставят перед собой цель свести к свойст вам, так сказать, лингвистических атомов свойства, присущие сложным объектам языка.
Как известно, оборотной стороной объяснительной силы вся кой теории служит ее предсказуемостиая сила, т. е. способность предсказывать неизвестные раньше, но принципиально возмож ные факты. Это же относится и к абстрактным лингвистическим теориям: они не только объясняют известные лингвистические факты, но и предсказывают принципиально возможные, но неиз вестные лингвистические факты.
5. ПРИНЦИП ДВУХСТУПЕНЧАТОСТИ
Логический анализ науки различает в ней два рода понятий: элементарные понятия и конструкты. К элементарным относятся понятия, отражающие непосредственные данные опыта, напри мер: белый, черный, легкий, тяжелый, сладкий, горький, камень,
дерево, лошадь и т. д. Конструкты же — это понятия, которые не даны в непосредственном опыте, например: электрон в физике, ген в биологии, фонема в фонологии.
Элементарные понятия образуются путем генерализации дан ных прямого наблюдения, конструкты же не выводимы из прямого наблюдения и поэтому их невозможно образовать путем генера лизации. Конструкты не образуются через генерализацию, а вводятся в пауку путем постулирования. Образование элемен тарных понятий путем генерализации не поднимает пас над уров нем прямого наблюдения, тогда как постулирование конструктов позволяет раскрыть внутренний смысл наблюдаемых фактов и проникнуть в их сущность.
В связи с различением элементарных понятий и конструктов логический анализ науки разграничивает в ней две ступени аб стракции: ступень наблюдения, или эмпирическую базу науки, и ступень конструктов. Конструкты связываются с эмпириче-
3А. Э й н ш т е й н . Что такое теория относительности. «Собрание науч'
них трудов», т. Г. М., 1965, стр. 677.
16
ской базой науки путем правил, которые можно назвать правилами корреспонденции.
По поводу термина «ступеньнаблюдения» следует сделать сле дующее замечание. Ступень наблюдения надо понимать не в пси хологическом, а в логическом смысле, т. е. как совокупность ис ходных фактов науки, подлежащих теоретическому объяснению. Вопрос о том, что наблюдается и что не наблюдается нами, всегда может вызвать споры, если подходить к нему под психологическим углом зрения. Но в логическом плане понятие ступени наблюде ния абсолютно недвусмысленно. Речь идет именно о тех фактах, которые в рамках данной научной дисциплины определяются как наблюдаемые и которые, по определению, служат эмпирической базой науки. Поэтому наряду с термином «ступень наблюдения» возможно применение и только что указанного термина — «эм пирическая база науки».
Данная дихотомическая структура науки характерна только для высокоразвитых абстрактных наук. Что же касается таких описательных наук, как, например, ботаника и зоология, то в них конструкты отсутствуют, так как применяемый в этих науках метод генерализации не позволяет подняться над уровнем прямого наблюдения.
Когда мы говорим о двух ступенях абстракции и, соответственно о дихотомической структуре науки, то следует иметь в виду, что по нятие «ступень абстракции» может включать в себя абстракции раз ного вида, которые мы можем распределять по разным уровням. Существует много уровней абстракции, но только две ступени аб стракции в указанном выше смысле.
Констатация дихотомической структуры абстрактных наук позволяет по-иовому подойти к логической характеристике науч ных законов. Если верно, что всякий научный закон должен рас крывать сущность наблюдаемых фактов и явлений, то в свете ди хотомической структуры абстрактных наук научные законы не могут устанавливаться путем генерализации, поскольку генерали зация не позволяет подняться над уровнем прямого наблюдения я проникнуть в сущность наблюдаемых фактов и явлений.
Недостаточно, чтобы научный закон был просто универсаль ным высказыванием. Для того, чтобы научный закон раскрывал сущность наблюдаемых фактов и явлений, он должен быть таким универсальным высказыванием, которое непременно заключает в себе конструкты. Отсюда следует, что научные законы не могут устанавливаться путем генерализации непосредственных данных опыта, а должны постулироваться в качестве универсальных выс казываний, обладающих экспланаторпой функцией по отношению к эмпирической базе науки.
Для чего вводятся в науку абстракции? Чтобы наука могла служить целям познания действительности, она должна отличать в исследуемых фактах существенное от несущественного. Чтобы
выделить в фактах действительности существеі НЫ6 rWA-W»! „ - |
|
I |
■в.пуоли'чная |
научно - техническая
библиотек* CCCf»
ЭКЗЕМПЛЯР
Ч И Т і т - и л г л л |
. |