Файл: Торбин, В. И. Территориальная дифференциация цен в тяжелой промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 0
этого вида франко). Цены установлены как едиными в пределах республики, так и дифференцированными по поясам. Например, в РСФСР отпуск стрелеванных лесо материалов производится по поясным ценам франко-ле- сосека. На самшит, каштан установлено 2 пояса, на тис, камфарное дерево, грецкий орех, грушу — 6 поясов, кали ну, крушину — 7 поясов. На строительные детали и кон струкции из дерева во всех республиках применяются це ны франко-транспортные средства на складе завода поставщика. Эти цепы в РСФСР дифференцированы по
4 поясам (цена на оконный блок |
в |
I поясе составляет |
||
14 |
р. 80 к., во II поясе— 15 р. |
30 |
к., |
в III поясе— 15 р. |
85 |
к., в IV поясе— 16 р. 85 к.), |
а в Казахской ССР—-по |
2 поясам. В остальных союзных республиках цены уста новлены без территориальной дифференциации.
§ 5. СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
При установлении цен на строительные материалы используются оба основных вида франко, применяемые в ценообразовании. Особенностью франкировки в этой от расли народного хозяйства является то, что в пределах основного вида франко (франко-станция отправления) применяется значительное число его разновидностей (франко-склад завода поставщика, франко-транспортное средство на территории завода поставщика, франко-ка- рьер и т. д.). В целом по всем строительным материалам удалось установить 20 разновидностей этого вида франко.
На ряд основных строительных материалов действуют цены франко-станция назначения с различным поясным делением. На цемент всех марок — 8 поясов; на рулонные кровельные материалы (толь, рубероид), часть асбесто
цементных изделий (шифер, |
плитки кровельные, трубы и |
||
короба |
асбестоцементные), |
мастику |
холодную — б поя |
сов; на |
стекло оконное листовое и |
крупногабаритное |
витринное неполированное — 3 пояса.
Различие в уровне цен но отдельным поясам характе ризуется данными табл. 22.
Как видно из данных табл. 22, по каждому виду строительных материалов существует своя система в раз личии уровней поясных цен. На портландцемент = 300, где различие между крайними поясами составляет соотноше ние 1:3,7, установлено 8 поясов, что дает среднепоясной
101
Т а б л и ц а 22
П о я с н ы е ц е н ы н а с т р о и т е л ь н ы е м а т е р и а л ы
|
|
|
|
|
|
(руб. и коп.) |
|
|
1 |
|
|
м |
|
|
|
|
м |
|
|
|
Пояса |
Портландцемент 300, пг |
Белый портландце мент высший сорт 500, m |
Рубероид, тыс. кв. |
Шифер, тыс, уел. плит |
Стекло оконное, к в. |
Стекло витринное, К в ‘ м |
I |
1 1 - 9 0 |
49— 60 |
1 9 2 - 0 0 |
3 6 - 5 0 |
0 - 5 2 |
2 - 6 0 |
н |
1 2 - 9 0 |
49 — 80 |
2 0 2 - 0 0 |
3 8 - 6 0 |
0— 66 |
3 - 3 0 |
ш |
1 4 - 4 0 |
49— 40 |
209— 00 |
40 —50 |
0 - 8 5 |
4 — 30 |
IV |
15—00 |
47—50 |
2 1 5 - 0 0 |
42 — 80 |
— |
— |
|
|
|
|
|
||
V |
1 7 - 4 0 |
5 3 - 4 0 |
220— 00 |
5 0 - 3 0 |
— |
— |
VI |
1 9 - 8 0 |
5 7 - 5 0 |
240—00 |
72— 20 |
— |
--- |
VII |
2 5 - 7 0 |
5 9 - 8 0 |
— |
— |
— |
— |
VIII |
4 3 - 7 0 |
97— 80 |
— |
— |
— |
— |
|
|
|
|
|
разрыв в уровне цен 34%. Для белого портландцемента эти показатели составят соответственно 1 :2 и 12%. Сред ний размер разрыва в уровне поясных цен составляет по рубероиду 4%, по шиферу 16, по стеклу 21%..
В методике построения поясных цен на строительные материалы поясное деление основывается не на разнице в транспортных расходах, а на различии совокупных зат рат на производство и транспортировку товаров. Этим поясные цены на строительные материалу отличаются от рассмотренных выше поясных цен на черные металлы и лесопродукцию. Различие поясных цен в большей степени обусловливается разницей в производственных затратах, чем в транспортных, поскольку средние транспортные рас ходы по всем видам цемента составляют 11 % в средней цене франко-станция назначения, в то время как расчет ные цены на цемент в отдельных случаях превосходят друг друга в несколько раз.
Соотношение производственных и транспортных зат рат в поясных ценах франко-станция назначения на порт ландцемент марки 300 приведено в табл. 23.
Как видно из табл. 23, зависимость уровня поясных цен от различия производственных затрат по поясам бо лее сильная, нем от различия транспортных расходов
102
Т а б л и ц а 23
С о о т н о ш е н и е п р о и з в о д с т в е н н ы х и т р а н с п о р т н ы х за т р а т н а п о р т л а н д ц е м е н т — 3 0 0 п о п о я с а м ц е н ф р а н к о - в а г о н
с т а н ц и я н а з н а ч е н и я |
(руб. |
и коп. за |
1 т) |
|
|
|
|||
Пояса |
Себестоимость |
Транспортные |
Поясная |
цена |
с накоплениями |
расходы |
|||
I |
10,76 |
1,12 |
11,90 |
|
11 |
11,47 |
1,46 |
12,90 |
|
ш |
12,52 |
1,88 |
14,40 |
|
IV |
13,40 |
1,59 |
15,00 |
|
V |
15,20 |
2 ,1 5 |
17,40 |
|
VI |
16,52 |
3 ,3 2 |
19,80 |
|
V II |
2 3 ,0 0 |
2 ,7 3 |
2 5 ,7 0 |
|
V III |
2 5 ,7 9 |
17,88 |
4 3 ,7 0 |
(за исключением VIII пояса, где транспортные расходы составляют 41 % уровня поясной цены). В IV поясе транс портные расходы меньше, чем в III (соответственно 1 р. 59 к. и 1 р. 88 к.). Увеличение поясной цены происхо дит .за счет того, что разница в производственных затра тах— соответственно 13 р. 40 к. и 12 р. 52 к .— перекры вает уменьшение транспортных расходов. Аналогичная картина сложилась в соотношениях затрат сферы произ водства и обращения по VI и VII поясам. Такая методи ка построения поясных цен приводит к весьма пестрому поясному делению, поскольку на отнесении какой-либо области к поясу цен сказывается удельный вес поста вок от разных производителей с различными уровнями индивидуальных затрат.
Поясное деление едино для всех видов цемента. Но поскольку отдельные виды цемента (белый • портландце мент, цветной портландцемент) не взаимозаменяемы с основной массой цемента, определившей «поясное деле ние, то по этим видам наиболее низкая цена установлена для того пояса, в котором находится их производитель (как правило, это единственный завод). Этим действую щий прейскурант цен на цемент выгодно отличается от предшествовавшего.
Для производителей тех видов строительных матери алов, на которые действуют цены франко-станция назна чения, а также на слюду-сырец (на которую установлена
103
единая по стране цена франко-станция отправления) Министерством промышленности строительных матери алов СССР установлены расчетные цены франко-вагон станция отправления. В основу географии расчетных цен положен принцип возмещения предприятиям-производи- телям их индивидуальной стоимости. Это приводит к то му, что география расчетных цен имеет весьма резкие различия.
Например, на портланд-цемент марки 300 установле но 53 индивидуальных расчетных цены, разные по уров
ню. |
Минимальный уровень расчетной цены |
составил |
7 р. |
20 к. за тонну, а максимальный — 62 |
р. 40 к. |
Разница между ними составляет почти 9 раз, в то время как поясные цены на цемент различаются только в 3,7 раза (I и VIII поясов).
По кровельным материалам расчетных цен меньше, чем по цементу, по той причине, что меньше само число предприятий, выпускающих однородные кровель ные материалы. Так, по рубероиду крупнозернистому РК-420 установлено 17 расчетных цен (для 18 заводов, выпускающих эту продукцию) с диапазоном колебания от 170 руб. за 1000 кв. м до 226 руб.
По стеклу оконному также установлены индивидуа льные расчетные цены по количеству предприятий, выпу скающих однородную продукцию. Соотношение между крайними значениями составляет 1:2. Аналогичны раз рывы в уровне расчетных цен на радиаторы отопитель ные (от 109 руб. до 190 руб. за 1 экм поверхности на грева).
На те виды строительных материалов, где действуют цены франко-станция отправления общесоюзного прейс куранта, цена единая по стране. Такие цены установле ны на техническое стекло, стеклянные изделия для элек троосветительной аппаратуры, изделия из стеклово локна, асбест, картон асбестовый, графит, изделия из
слюды. |
|
|
|
Оптовые цены на железобетонные |
изделия |
установ |
|
лены франко-транспортные средства на территории |
за- |
||
вода-поставщика (за исключением цен |
на изделия |
для |
|
транспортного строительства — франко-вагон |
станция |
отправления) с дифференциацией цен основных видов продукции по 9 поясам. Поясное деление различно для изделий производственного и жилищно-гражданского
104
строительства. Например, Волгоградская область по це нам на изделия производственного назначения входит во II пояс, а по изделиям жилищно-гражданского строи тельства— в IV пояс, в то время как Куйбышевская об ласть -по первой группе изделий входит в IV пояс, а по второй группе — в-о II пояс.
Первые пояса цен установлены для районов с наибо л е е низкой стоимостью производства продукции. По про изводству железобетонных изделий производственного назначения в I пояс вошли предприятия, подчиненные Мосгорисполкому (находящиеся в Москве и Москов ской области); во II пояс — Ленинград, Прибалтийские республики, а также Брянская, Волгоградская, Псков ская области и Башкирская АССР; в VIII и IX пояса — Ко-ми АССР и Тувинская АССР, Хабаровский край, Амурская, Архангельская, Мурманская и Читинская об ласти. В один (V) пояс вошли все республики Закавка зья. По одному поясу установлено также для предприя тий Белорусской ССР (III пояс), Молдавской и Таджи кской ССР (IV пояс), Туркменской ССР (VII пояс). Территория Киргизии и Узбекистана разбита на два поя са (IV и V), а Украины и Казахстана — на три пояса (со ответственно III, IV, V пояса и IV, V, VII пояса). В РСФСР поясное деление установлено по областям, а оп товые цены на железобетонные изделия, производимые предприятиями, находящимися в Якутской АССР, Мага данской, Камчатской, Сахалинской областях и в районах Крайнего Севера, устанавливаются по согласованию с
производителем и потребителем продукции.
Наиболее типичное соотношение цен между крайни ми поясами— 1 : 2, но в отдельных случаях бывает 1 : 3,7 (ригели прямоугольные для -многоэтажных зданий про
емом от 6 до 9 м, |
объем от 1,5 до 2 куб. |
м из |
цемента марки 400). |
На трубы напорные общего |
назна |
чения установлено 4 пояса, а на ограждающие конструк ции из каркасных асбестоцементных изделий для стро ительства трубопроводов — 2 пояса. Соотношения пояс ных цен франко-тран-спортные средства на территории завода-изготовителя характеризуются поясным делением на балки подкрановые пролетом 6 м (руб. за штуку):
I |
пояс— 94 |
IV |
пояс— 116 |
V II пояс— 150 |
||||
II |
» |
— 101 |
V |
» |
— 125 |
V III |
» |
— 163 |
III |
» |
— 109 |
VI |
» |
— 136 |
IX |
» |
— 204 |
105