Файл: Торбин, В. И. Территориальная дифференциация цен в тяжелой промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 113

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

этого вида франко). Цены установлены как едиными в пределах республики, так и дифференцированными по поясам. Например, в РСФСР отпуск стрелеванных лесо­ материалов производится по поясным ценам франко-ле- сосека. На самшит, каштан установлено 2 пояса, на тис, камфарное дерево, грецкий орех, грушу — 6 поясов, кали­ ну, крушину — 7 поясов. На строительные детали и кон­ струкции из дерева во всех республиках применяются це­ ны франко-транспортные средства на складе завода поставщика. Эти цепы в РСФСР дифференцированы по

4 поясам (цена на оконный блок

в

I поясе составляет

14

р. 80 к., во II поясе— 15 р.

30

к.,

в III поясе— 15 р.

85

к., в IV поясе— 16 р. 85 к.),

а в Казахской ССР—-по

2 поясам. В остальных союзных республиках цены уста­ новлены без территориальной дифференциации.

§ 5. СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

При установлении цен на строительные материалы используются оба основных вида франко, применяемые в ценообразовании. Особенностью франкировки в этой от­ расли народного хозяйства является то, что в пределах основного вида франко (франко-станция отправления) применяется значительное число его разновидностей (франко-склад завода поставщика, франко-транспортное средство на территории завода поставщика, франко-ка- рьер и т. д.). В целом по всем строительным материалам удалось установить 20 разновидностей этого вида франко.

На ряд основных строительных материалов действуют цены франко-станция назначения с различным поясным делением. На цемент всех марок — 8 поясов; на рулонные кровельные материалы (толь, рубероид), часть асбесто­

цементных изделий (шифер,

плитки кровельные, трубы и

короба

асбестоцементные),

мастику

холодную — б поя­

сов; на

стекло оконное листовое и

крупногабаритное

витринное неполированное — 3 пояса.

Различие в уровне цен но отдельным поясам характе­ ризуется данными табл. 22.

Как видно из данных табл. 22, по каждому виду строительных материалов существует своя система в раз­ личии уровней поясных цен. На портландцемент = 300, где различие между крайними поясами составляет соотноше­ ние 1:3,7, установлено 8 поясов, что дает среднепоясной

101


Т а б л и ц а 22

П о я с н ы е ц е н ы н а с т р о и т е л ь н ы е м а т е р и а л ы

 

 

 

 

 

 

(руб. и коп.)

 

 

1

 

 

м

 

 

 

 

м

 

 

Пояса

Портландцемент 300, пг

Белый портландце­ мент высший сорт 500, m

Рубероид, тыс. кв.

Шифер, тыс, уел. плит

Стекло оконное, к в.

Стекло витринное, К в ‘ м

I

1 1 - 9 0

49— 60

1 9 2 - 0 0

3 6 - 5 0

0 - 5 2

2 - 6 0

н

1 2 - 9 0

49 — 80

2 0 2 - 0 0

3 8 - 6 0

0— 66

3 - 3 0

ш

1 4 - 4 0

49— 40

209— 00

40 —50

0 - 8 5

4 — 30

IV

15—00

47—50

2 1 5 - 0 0

42 — 80

 

 

 

 

 

V

1 7 - 4 0

5 3 - 4 0

220— 00

5 0 - 3 0

VI

1 9 - 8 0

5 7 - 5 0

240—00

72— 20

---

VII

2 5 - 7 0

5 9 - 8 0

VIII

4 3 - 7 0

97— 80

 

 

 

 

 

разрыв в уровне цен 34%. Для белого портландцемента эти показатели составят соответственно 1 :2 и 12%. Сред­ ний размер разрыва в уровне поясных цен составляет по рубероиду 4%, по шиферу 16, по стеклу 21%..

В методике построения поясных цен на строительные материалы поясное деление основывается не на разнице в транспортных расходах, а на различии совокупных зат­ рат на производство и транспортировку товаров. Этим поясные цены на строительные материалу отличаются от рассмотренных выше поясных цен на черные металлы и лесопродукцию. Различие поясных цен в большей степени обусловливается разницей в производственных затратах, чем в транспортных, поскольку средние транспортные рас­ ходы по всем видам цемента составляют 11 % в средней цене франко-станция назначения, в то время как расчет­ ные цены на цемент в отдельных случаях превосходят друг друга в несколько раз.

Соотношение производственных и транспортных зат­ рат в поясных ценах франко-станция назначения на порт­ ландцемент марки 300 приведено в табл. 23.

Как видно из табл. 23, зависимость уровня поясных цен от различия производственных затрат по поясам бо­ лее сильная, нем от различия транспортных расходов

102


Т а б л и ц а 23

С о о т н о ш е н и е п р о и з в о д с т в е н н ы х и т р а н с п о р т н ы х за т р а т н а п о р т л а н д ц е м е н т 3 0 0 п о п о я с а м ц е н ф р а н к о - в а г о н

с т а н ц и я н а з н а ч е н и я

(руб.

и коп. за

1 т)

 

 

Пояса

Себестоимость

Транспортные

Поясная

цена

с накоплениями

расходы

I

10,76

1,12

11,90

11

11,47

1,46

12,90

ш

12,52

1,88

14,40

IV

13,40

1,59

15,00

V

15,20

2 ,1 5

17,40

VI

16,52

3 ,3 2

19,80

V II

2 3 ,0 0

2 ,7 3

2 5 ,7 0

V III

2 5 ,7 9

17,88

4 3 ,7 0

(за исключением VIII пояса, где транспортные расходы составляют 41 % уровня поясной цены). В IV поясе транс­ портные расходы меньше, чем в III (соответственно 1 р. 59 к. и 1 р. 88 к.). Увеличение поясной цены происхо­ дит .за счет того, что разница в производственных затра­ тах— соответственно 13 р. 40 к. и 12 р. 52 к .— перекры­ вает уменьшение транспортных расходов. Аналогичная картина сложилась в соотношениях затрат сферы произ­ водства и обращения по VI и VII поясам. Такая методи­ ка построения поясных цен приводит к весьма пестрому поясному делению, поскольку на отнесении какой-либо области к поясу цен сказывается удельный вес поста­ вок от разных производителей с различными уровнями индивидуальных затрат.

Поясное деление едино для всех видов цемента. Но поскольку отдельные виды цемента (белый • портландце­ мент, цветной портландцемент) не взаимозаменяемы с основной массой цемента, определившей «поясное деле­ ние, то по этим видам наиболее низкая цена установлена для того пояса, в котором находится их производитель (как правило, это единственный завод). Этим действую­ щий прейскурант цен на цемент выгодно отличается от предшествовавшего.

Для производителей тех видов строительных матери­ алов, на которые действуют цены франко-станция назна­ чения, а также на слюду-сырец (на которую установлена

103


единая по стране цена франко-станция отправления) Министерством промышленности строительных матери­ алов СССР установлены расчетные цены франко-вагон станция отправления. В основу географии расчетных цен положен принцип возмещения предприятиям-производи- телям их индивидуальной стоимости. Это приводит к то­ му, что география расчетных цен имеет весьма резкие различия.

Например, на портланд-цемент марки 300 установле­ но 53 индивидуальных расчетных цены, разные по уров­

ню.

Минимальный уровень расчетной цены

составил

7 р.

20 к. за тонну, а максимальный — 62

р. 40 к.

Разница между ними составляет почти 9 раз, в то время как поясные цены на цемент различаются только в 3,7 раза (I и VIII поясов).

По кровельным материалам расчетных цен меньше, чем по цементу, по той причине, что меньше само число предприятий, выпускающих однородные кровель­ ные материалы. Так, по рубероиду крупнозернистому РК-420 установлено 17 расчетных цен (для 18 заводов, выпускающих эту продукцию) с диапазоном колебания от 170 руб. за 1000 кв. м до 226 руб.

По стеклу оконному также установлены индивидуа­ льные расчетные цены по количеству предприятий, выпу­ скающих однородную продукцию. Соотношение между крайними значениями составляет 1:2. Аналогичны раз­ рывы в уровне расчетных цен на радиаторы отопитель­ ные (от 109 руб. до 190 руб. за 1 экм поверхности на­ грева).

На те виды строительных материалов, где действуют цены франко-станция отправления общесоюзного прейс­ куранта, цена единая по стране. Такие цены установле­ ны на техническое стекло, стеклянные изделия для элек­ троосветительной аппаратуры, изделия из стеклово­ локна, асбест, картон асбестовый, графит, изделия из

слюды.

 

 

 

Оптовые цены на железобетонные

изделия

установ­

лены франко-транспортные средства на территории

за-

вода-поставщика (за исключением цен

на изделия

для

транспортного строительства — франко-вагон

станция

отправления) с дифференциацией цен основных видов продукции по 9 поясам. Поясное деление различно для изделий производственного и жилищно-гражданского

104


строительства. Например, Волгоградская область по це­ нам на изделия производственного назначения входит во II пояс, а по изделиям жилищно-гражданского строи­ тельства— в IV пояс, в то время как Куйбышевская об­ ласть -по первой группе изделий входит в IV пояс, а по второй группе — в-о II пояс.

Первые пояса цен установлены для районов с наибо­ л е е низкой стоимостью производства продукции. По про­ изводству железобетонных изделий производственного назначения в I пояс вошли предприятия, подчиненные Мосгорисполкому (находящиеся в Москве и Москов­ ской области); во II пояс — Ленинград, Прибалтийские республики, а также Брянская, Волгоградская, Псков­ ская области и Башкирская АССР; в VIII и IX пояса — Ко-ми АССР и Тувинская АССР, Хабаровский край, Амурская, Архангельская, Мурманская и Читинская об­ ласти. В один (V) пояс вошли все республики Закавка­ зья. По одному поясу установлено также для предприя­ тий Белорусской ССР (III пояс), Молдавской и Таджи­ кской ССР (IV пояс), Туркменской ССР (VII пояс). Территория Киргизии и Узбекистана разбита на два поя­ са (IV и V), а Украины и Казахстана — на три пояса (со­ ответственно III, IV, V пояса и IV, V, VII пояса). В РСФСР поясное деление установлено по областям, а оп­ товые цены на железобетонные изделия, производимые предприятиями, находящимися в Якутской АССР, Мага­ данской, Камчатской, Сахалинской областях и в районах Крайнего Севера, устанавливаются по согласованию с

производителем и потребителем продукции.

Наиболее типичное соотношение цен между крайни­ ми поясами— 1 : 2, но в отдельных случаях бывает 1 : 3,7 (ригели прямоугольные для -многоэтажных зданий про­

емом от 6 до 9 м,

объем от 1,5 до 2 куб.

м из

цемента марки 400).

На трубы напорные общего

назна­

чения установлено 4 пояса, а на ограждающие конструк­ ции из каркасных асбестоцементных изделий для стро­ ительства трубопроводов — 2 пояса. Соотношения пояс­ ных цен франко-тран-спортные средства на территории завода-изготовителя характеризуются поясным делением на балки подкрановые пролетом 6 м (руб. за штуку):

I

пояс— 94

IV

пояс— 116

V II пояс— 150

II

»

— 101

V

»

— 125

V III

»

— 163

III

»

— 109

VI

»

— 136

IX

»

— 204

105