Файл: Торбин, В. И. Территориальная дифференциация цен в тяжелой промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 0
География цен в местах потребления продукции хи мической промышленности определяется различием тран спортных расходов. Например, по соде каустической сред няя величина транспортных расходов составляет 5,8% к цене, но по отдельным поставкам она доходит до
34,1%.
Цены на химическую продукцию установлены фран ко-вагон станция отправления. Лишь на технические из делия из кожполуфабрикатов действуют цены франкозавод поставщик (с погрузкой за счет поставщика). В не которых республиках действуют цены франко-склад (или франко-транспортные средства, - поданные к складу по ставщика) .
Единые по стране цены франко-вагон станция назна чения распространяются на ленты конвейерные и ремни прорезиненные, рукава резиновые и рукавные изделия, резинотехнические, эбонитовые изделия и детали, асбес товые технические детали.
Следует отметить, что этот способ построения геогра фии цен до 1967 г. распространялся на апатитовый кон центрат. Транспортные расходы, достигающие 40% себе стоимости, колебались при поставке отдельным потреби телям o f 75 коп. до 23 р. 23 к. на тонну (при средних транспортных расходах 5 р. 44к.) Г В новом прейскуран те цены на фосфорсодержащее сырье установлены фран ко-вагон станция отправления, поскольку прежний поря док учета в цене транспортных расходов нарушал устойчивость хозрасчетных показателей комбината.
§ 4. ЛЕСНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
Весьма сложна география цен в лесной промышлен ности, что связано с особенностями ее отдельных произ водств. Одна из таких особенностей — многолетний процесс восстановления лесного фонда, а также необхо димость стимулировать заготовку леса в лесоизбыточных районах страны. С учетом этих требований построена территориальная дифференциация попенной платы, кото рая призвана, с одной стороны, аккумулировать средства1
на |
1 См. III к а т о в В. |
К., С у п о н и ц к и й |
Б. С. Оптовые цены |
продукцию тяжелой |
промышленности. М., |
«Экономика», 1969, |
|
с. |
178. |
|
|
95
на восстановление лесного фонда, с другой — создать экономические условия для рациональной географии ле созаготовок.
Попенная плата дифференцирована по территории страны таким образом, что в пояс е наиболее высокой платой отнесены районы, нуждающиеся в сохранении лесного фонда. Всего установлено 7 поясов такс на дре весину основных лесных пород, отпускаемых на корню. В первый пояс с наиболее высокой попенной платой вошли лесодефицитные районы южной части страны, Закавказ ские республики, Молдавская ССР, большая часть терри тории Украинской ССР, Среднеазиатские республики (за исключением горных лесов Таджикской ССР) и т. д. К двум последним поясам (VI и VII) отнесены леса Бурят ской АССР, а также значительная часть лесов Коми, Ту винской и Якутской АССР, Красноярского, Приморского и Хабаровского краев, Амурской, Архангельской, Иркут ской, Камчатской, Магаданской, Мурманской, Томской, Тюменской и Читинской областей.
Первой стадией реализации продукции лесозаготови тельных предприятий (незначительной по объему) явля ется продажа стрелеванных лесоматериалов местнымпотребителям на условиях франко-лесосека. Поскольку отпуск лесопродукции на этих условиях включает затра ты лишь на рубку леса и стрелевку его до просеки или лесной дороги, а сама вырубка леса связана с лесовос становительными работами (уход за лесом, санитарные и лесовосстановительные рубки и т. д.), цены для отдель ных районов страны определяются размером попенной платы. Вся территория страны разбита на 7 поясов, в значительной степени совпадающих с поясным делением для взимания попенной платы. Существует зависимость и в уровнях попенной платы и цен франко-лесосека по от дельным поясам, что видно из данных табл. 19.
Основная часть лесопродукции доставляется потреби телям магистральным транспортом. В этом случае про дукция твердых лиственных пород реализуется по ценам франко-станция отправления, а материалы хвойных, бе резовых и мягких лиственных пород — по ценам франкостанция назначения. Цены франко-станция отправления установлены едиными по стране, в результате чего гео графия цен в местах потребления определяется лишь различиями фактических транспортных расходов.
96
|
|
|
Т а б л и ц а |
19 |
С о о т н о ш е н и е п о п е н н ы х п л а т и ц е н ф р а н к о - л е с о с е к а п о п о я с а м |
|
|||
|
|
(руб, за 1 к у б , |
м ) |
|
|
Поненная плата на |
Цена франко-лесо |
Превышение цены |
|
Пояса |
круглую деловую |
сека на сосну диа |
||
древесину сосновой |
метром 26 см |
франко-лесосека |
||
|
породы при рассто |
и выше |
попенной платы |
|
янии вывозки до 10 им |
|
|
|
|
г |
8 - 3 0 |
1 3 - 0 0 |
4 —70 |
|
п |
6 - 7 0 |
1 1 - 0 0 |
4 - 3 0 |
|
ш |
5 - 5 0 |
9 - 6 0 |
4 - 1 0 |
|
IV |
4 - 0 0 |
7— 70 |
3 - 7 0 |
|
V |
2 — 30 |
5 - 5 0 |
3 - 2 0 |
|
VI |
1 - 3 0 |
' 4 — 30 |
3 —00 |
|
V II |
0 - 7 5 |
3 - 8 0 |
3 - 0 5 |
|
Основанием |
для установления цен франко-станция |
отправления на лесоматериалы твердых пород явилось то, что количество мест их заготовки ограничено, зоны сбыта каждого района заготовки в значительной степени стабильны. Кроме того, удельный вес транспортных рас ходов в цене твердых лиственных пород (при сопостави мой дальности перевозок) ниже, чем в цене хвойных, по скольку последние дешевле.
Для реализации продукции по ценам франко-станция назначения вся территория страны разбита на 5 поясов. В 1 пояс вошли основные районы лесозаготовок: Бурятс кая, Карельская, Коми и Тувинская АССР, Красноярс кий, Приморский и Хабаровский края, Амурская, Архан гельская, Вологодская, Иркутская, Кировская, Кост ромская, Пермская, Свердловская, Томская и Читинская области. В 5 пояс с наиболее высокой ценой вошли: Якут ская АССР, Камчатская, Магаданская, Сахалинская об ласти, Закавказские и Среднеазиатские союзные респуб лики, а также шесть областей Казахской ССР.
В основу поясного деления цен положено различие в транспортных расходах для отдельных районов потреб ления. К среднеотраслевой себестоимости добавляется нормативная рентабельность, а к этой величине добавля ются транспортные расходы, усредненные по поясам на базе различия фактических транспортных расходов по отдельным административным единицам.
Наиболее низкая цена установлена для потребителей, входящих в I пояс. Различие цен по поясам в абсолютном
4 В. И. Торбин |
97 |
размере одинаково для всех видов сопоставимой лесопродукции независимо от среднеотраслевой стои мости отдельных лесоматериалов. Для лесоматериалов круглых, пиломатериалов и черновых заготовок мягких лиственных и березовых пород и на дрова всех пород со отношения по поясам цен отличаются от фактических среднепоясных транспортных расходов за счет того, что значительная их часть (до 40%) отнесена на соответст вующие лесоматериалы хвойных пород. Соотношение транспортных расходов по поясам для отдельных видов сопоставимой продукции показано в табл. 20.
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
20 |
|
Т р а н с п о р т н ы е р а с х о д ы п о п о я с а м ц е н н а л е с о п р о д у к ц и ю |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
(руб. и коп. за |
1 к у б . |
м ) |
|
|
|
|
|
|
Пояса |
|
|
|
Вид лесопродукции |
I |
и |
ш |
IV |
V |
|
||
|
|
|
|
|||||
Лесопродукция |
хвойная |
4 - 8 0 |
5 - 5 0 |
7—00 |
10 -00 |
14 -30 |
||
Лесопродукция |
листвен- |
2—90 |
3 - 6 0 |
5—10 |
8—10 |
12—40 |
||
ная |
. . . |
хвойные |
||||||
Пиломатериалы |
2 - 4 0 |
3 - 3 0 |
6—00 |
8—40 |
12—40 |
|||
Пиломатериалы |
листвен- |
1—70 |
2—10 |
2 - 3 0 |
4—50 |
7—90 |
||
ные |
* * я , |
|
Цены франко-станция назначения действуют и в том случае, если лесоматериалы (на которые установлен этот вид франко) поставляются непосредственно на склад по требителя, минуя магистральный транспорт. Такой вид поставок характерен для лесопильных и деревообрабаты вающих предприятий, расположенных непосредственно в местах лесозаготовок. Он охватывает около 20% круглых лесоматериалов'. В этих случаях потребители оплачива ют продукцию по цене того пояса, в котором они распо ложены, за вычетом единой в пределах всей страны скид ки в размере 2 р- 50 к., за 1 куб. м.
Для каждого производителя наиболее низкий размер скидки-надбавки установлен при поставке в I пояс, а наи-1
на |
1 См. Ш к а т о в В. |
К., С у п о н и ц к и й Б. |
С. Оптовые цены |
продукцию тяжелой |
промышленности. М., |
«Экономика», 1969, |
|
с. |
214. |
|
|
98
более высокий — при поставке в V пояс. Для расчета с поставщиком снабженческо-сбытовая организация вычи тает из цены того пояса, в который осуществлена конкрет ная поставка, соответствующую для поставщика (и для данного пояса поставки) скидку и, кроме того, возмеща ет поставщику фактически понесенные им транспортные расходы на магистральном транспорте от станции отправ ления до станции назначения. При применении надбавки снабженческо-сбытовая организация выплачивает постав щику дополнительно к поясной цене франко-станция наз начения размер соответствующей надбавки. Поскольку разница между скидками-надбавками при поставке в от дельные пояса назначения соответствует разнице в пояс ных ценах, то поставщику возмещается одинаковая вели чина при поставке продукции в любой пояс. Различие скидок-надбавок по поясам на примере Башкирской и Бурятской АССР характеризуют данные табл. 21.
Кроме этих скидок-надбавок установлена единая скидка для всех республик, краев и областей для щепы технологической и дровяной древесины технологической. Эта скидка дифференцирована по 5 поясам. На дрова действует также единая скидка в размере 2 руб. за 1 куб. м. для всех административных единиц при постав ке продукции в любой пояс.
Весьма разнообразна по форме география цен на из делия из древесины. Здесь, так же как и на лесопродук цию, применяются цены франко-станция отправления и франко-станция назначения. Цены франко-станция от правления для этой продукции территориально диффе ренцированы не по зонам, а по поясам. Так, на лесопро дукцию пропитанную установлено 5 поясов цен франкостанция отправления, на фанеру, древесно-стружечные плиты — 4 пояса франко-станция отправления, на стан дартные дома, а также на деревянную тару — 3 пояса. На продукцию целлюлозно-бумажной промышленности, на плиты столярные, древесноволокнистые, древесные пластики, картонную тару действует единая по стране це на франко-станция отправления.
Трехпоясное деление цен франко-станция назначения установлено на детали ящичной тары, а также на экс портную лесопродукцию. Единая по стране цена франкостанция назначения действует на оборотную тару, ис пользуемую для перевозок химической продукции.
4* |
99 |
Т а б л и ц а |
21 |
С к и д к и и н а д б а в к и д л я п е р е х о д а от ц е н ф р а н к о - с т а н ц и я |
|
н а з н а ч е н и я к ц е н а м ф р а н к о - с т а н ц и я о т п р а в л е н и я |
|
(в руб. и коп. за 1 к у б . |
м |
скидка —, надбавка + ) |
|
Пояса назначения |
|
|
|
|
|
|
О» |
|
|
|
|
|
* § |
|
|
|
|
|
хл Оа |
Место отправления |
|
|
|
и |
|
|
|
|
к 3 |
||
|
|
|
|
|
н в |
|
|
|
|
|
ОТ(U |
|
|
II |
III |
IV |
а, ^ |
|
|
н ю |
|||
|
|
|
|
|
оО |
|
|
|
|
|
S К |
|
|
|
|
|
a 2 |
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
ч ^ |
|
|
|
|
|
о о |
|
Л е с о м а т е р и а л ы к р у г л ы е х в о й н ы х п о р о д |
|
|||
Башкирская АССР |
4-1,80 + 1,10 |
—0,40 |
—3,40 |
—7,70 |
|
Бурятская |
АССР |
—7,30 - 8 ,0 0 |
—9,50 |
- 1 2 ,5 0 |
— 16,80 |
Л е с о м а т е р и а л ы к р у г л ы е м я г к и х л и с т в е н н ы х и б е р е з о в о й п о р о д |
|||||
Башкирская АССР |
4-5,10 + 4,70 |
+ 3,80 |
+ 1,70 |
— 1,50 |
|
Бурятская |
АССР |
—4,00 —4,00 |
—5,30 |
—7,40 |
—10,60 |
|
|
П и л о м а т е р и а л ы х в о й н ы х п о р о д |
|
||
Башкирская АССР |
+ 4,60 + 3,70 |
+ 1,00 |
—1,40 |
- 5 ,4 0 |
|
Бурятская |
АССР |
- 9 ,5 0 — 10,4 |
— 13,1 |
— 15,50 |
— 19,50 |
П и л о м а т е р и а л ы м я г к и х л и с т в е н н ы х и б е р е з о в о й п о р о д |
|||||
Башкирская АССР |
+ 5,30 + 4,90 |
+ 4,70 |
2,50 |
—0,90 |
|
Бурятская |
АССР |
- 8 ,8 0 —9,20 |
—9,40 |
— 11,60 |
—15,00 |
|
|
Ш п а л ы д л я ж е л е з н ы х д о р о г |
|
||
Бурятская |
АССР |
|—5,40| —6,30| |
—9,00 |
| —11,40 |
j —15,40 | 25 |
На большинство, видов продукции лесной и деревооб рабатывающей промышленности, цены на которую уста навливают в союзных республиках, действуют цены франко-станция отправления (или разновидность цены
100