Файл: Торбин, В. И. Территориальная дифференциация цен в тяжелой промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

География цен в местах потребления продукции хи­ мической промышленности определяется различием тран­ спортных расходов. Например, по соде каустической сред­ няя величина транспортных расходов составляет 5,8% к цене, но по отдельным поставкам она доходит до

34,1%.

Цены на химическую продукцию установлены фран­ ко-вагон станция отправления. Лишь на технические из­ делия из кожполуфабрикатов действуют цены франкозавод поставщик (с погрузкой за счет поставщика). В не­ которых республиках действуют цены франко-склад (или франко-транспортные средства, - поданные к складу по­ ставщика) .

Единые по стране цены франко-вагон станция назна­ чения распространяются на ленты конвейерные и ремни прорезиненные, рукава резиновые и рукавные изделия, резинотехнические, эбонитовые изделия и детали, асбес­ товые технические детали.

Следует отметить, что этот способ построения геогра­ фии цен до 1967 г. распространялся на апатитовый кон­ центрат. Транспортные расходы, достигающие 40% себе­ стоимости, колебались при поставке отдельным потреби­ телям o f 75 коп. до 23 р. 23 к. на тонну (при средних транспортных расходах 5 р. 44к.) Г В новом прейскуран­ те цены на фосфорсодержащее сырье установлены фран­ ко-вагон станция отправления, поскольку прежний поря­ док учета в цене транспортных расходов нарушал устойчивость хозрасчетных показателей комбината.

§ 4. ЛЕСНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Весьма сложна география цен в лесной промышлен­ ности, что связано с особенностями ее отдельных произ­ водств. Одна из таких особенностей — многолетний процесс восстановления лесного фонда, а также необхо­ димость стимулировать заготовку леса в лесоизбыточных районах страны. С учетом этих требований построена территориальная дифференциация попенной платы, кото­ рая призвана, с одной стороны, аккумулировать средства1

на

1 См. III к а т о в В.

К., С у п о н и ц к и й

Б. С. Оптовые цены

продукцию тяжелой

промышленности. М.,

«Экономика», 1969,

с.

178.

 

 

95

на восстановление лесного фонда, с другой — создать экономические условия для рациональной географии ле­ созаготовок.

Попенная плата дифференцирована по территории страны таким образом, что в пояс е наиболее высокой платой отнесены районы, нуждающиеся в сохранении лесного фонда. Всего установлено 7 поясов такс на дре­ весину основных лесных пород, отпускаемых на корню. В первый пояс с наиболее высокой попенной платой вошли лесодефицитные районы южной части страны, Закавказ­ ские республики, Молдавская ССР, большая часть терри­ тории Украинской ССР, Среднеазиатские республики (за исключением горных лесов Таджикской ССР) и т. д. К двум последним поясам (VI и VII) отнесены леса Бурят­ ской АССР, а также значительная часть лесов Коми, Ту­ винской и Якутской АССР, Красноярского, Приморского и Хабаровского краев, Амурской, Архангельской, Иркут­ ской, Камчатской, Магаданской, Мурманской, Томской, Тюменской и Читинской областей.

Первой стадией реализации продукции лесозаготови­ тельных предприятий (незначительной по объему) явля­ ется продажа стрелеванных лесоматериалов местнымпотребителям на условиях франко-лесосека. Поскольку отпуск лесопродукции на этих условиях включает затра­ ты лишь на рубку леса и стрелевку его до просеки или лесной дороги, а сама вырубка леса связана с лесовос­ становительными работами (уход за лесом, санитарные и лесовосстановительные рубки и т. д.), цены для отдель­ ных районов страны определяются размером попенной платы. Вся территория страны разбита на 7 поясов, в значительной степени совпадающих с поясным делением для взимания попенной платы. Существует зависимость и в уровнях попенной платы и цен франко-лесосека по от­ дельным поясам, что видно из данных табл. 19.

Основная часть лесопродукции доставляется потреби­ телям магистральным транспортом. В этом случае про­ дукция твердых лиственных пород реализуется по ценам франко-станция отправления, а материалы хвойных, бе­ резовых и мягких лиственных пород — по ценам франкостанция назначения. Цены франко-станция отправления установлены едиными по стране, в результате чего гео­ графия цен в местах потребления определяется лишь различиями фактических транспортных расходов.

96


 

 

 

Т а б л и ц а

19

С о о т н о ш е н и е п о п е н н ы х п л а т и ц е н ф р а н к о - л е с о с е к а п о п о я с а м

 

 

 

(руб, за 1 к у б ,

м )

 

Поненная плата на

Цена франко-лесо­

Превышение цены

Пояса

круглую деловую

сека на сосну диа­

древесину сосновой

метром 26 см

франко-лесосека

 

породы при рассто­

и выше

попенной платы

янии вывозки до 10 им

 

 

 

г

8 - 3 0

1 3 - 0 0

4 —70

 

п

6 - 7 0

1 1 - 0 0

4 - 3 0

 

ш

5 - 5 0

9 - 6 0

4 - 1 0

 

IV

4 - 0 0

7— 70

3 - 7 0

 

V

2 — 30

5 - 5 0

3 - 2 0

 

VI

1 - 3 0

' 4 — 30

3 —00

 

V II

0 - 7 5

3 - 8 0

3 - 0 5

 

Основанием

для установления цен франко-станция

отправления на лесоматериалы твердых пород явилось то, что количество мест их заготовки ограничено, зоны сбыта каждого района заготовки в значительной степени стабильны. Кроме того, удельный вес транспортных рас­ ходов в цене твердых лиственных пород (при сопостави­ мой дальности перевозок) ниже, чем в цене хвойных, по­ скольку последние дешевле.

Для реализации продукции по ценам франко-станция назначения вся территория страны разбита на 5 поясов. В 1 пояс вошли основные районы лесозаготовок: Бурятс­ кая, Карельская, Коми и Тувинская АССР, Красноярс­ кий, Приморский и Хабаровский края, Амурская, Архан­ гельская, Вологодская, Иркутская, Кировская, Кост­ ромская, Пермская, Свердловская, Томская и Читинская области. В 5 пояс с наиболее высокой ценой вошли: Якут­ ская АССР, Камчатская, Магаданская, Сахалинская об­ ласти, Закавказские и Среднеазиатские союзные респуб­ лики, а также шесть областей Казахской ССР.

В основу поясного деления цен положено различие в транспортных расходах для отдельных районов потреб­ ления. К среднеотраслевой себестоимости добавляется нормативная рентабельность, а к этой величине добавля­ ются транспортные расходы, усредненные по поясам на базе различия фактических транспортных расходов по отдельным административным единицам.

Наиболее низкая цена установлена для потребителей, входящих в I пояс. Различие цен по поясам в абсолютном

4 В. И. Торбин

97


размере одинаково для всех видов сопоставимой лесопродукции независимо от среднеотраслевой стои­ мости отдельных лесоматериалов. Для лесоматериалов круглых, пиломатериалов и черновых заготовок мягких лиственных и березовых пород и на дрова всех пород со­ отношения по поясам цен отличаются от фактических среднепоясных транспортных расходов за счет того, что значительная их часть (до 40%) отнесена на соответст­ вующие лесоматериалы хвойных пород. Соотношение транспортных расходов по поясам для отдельных видов сопоставимой продукции показано в табл. 20.

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

20

Т р а н с п о р т н ы е р а с х о д ы п о п о я с а м ц е н н а л е с о п р о д у к ц и ю

 

 

 

 

 

 

 

(руб. и коп. за

1 к у б .

м )

 

 

 

 

 

Пояса

 

 

 

Вид лесопродукции

I

и

ш

IV

V

 

 

 

 

 

Лесопродукция

хвойная

4 - 8 0

5 - 5 0

7—00

10 -00

14 -30

Лесопродукция

листвен-

2—90

3 - 6 0

5—10

8—10

12—40

ная

. . .

хвойные

Пиломатериалы

2 - 4 0

3 - 3 0

6—00

8—40

12—40

Пиломатериалы

листвен-

1—70

2—10

2 - 3 0

4—50

7—90

ные

* * я ,

 

Цены франко-станция назначения действуют и в том случае, если лесоматериалы (на которые установлен этот вид франко) поставляются непосредственно на склад по­ требителя, минуя магистральный транспорт. Такой вид поставок характерен для лесопильных и деревообрабаты­ вающих предприятий, расположенных непосредственно в местах лесозаготовок. Он охватывает около 20% круглых лесоматериалов'. В этих случаях потребители оплачива­ ют продукцию по цене того пояса, в котором они распо­ ложены, за вычетом единой в пределах всей страны скид­ ки в размере 2 р- 50 к., за 1 куб. м.

Для каждого производителя наиболее низкий размер скидки-надбавки установлен при поставке в I пояс, а наи-1

на

1 См. Ш к а т о в В.

К., С у п о н и ц к и й Б.

С. Оптовые цены

продукцию тяжелой

промышленности. М.,

«Экономика», 1969,

с.

214.

 

 

98


более высокий — при поставке в V пояс. Для расчета с поставщиком снабженческо-сбытовая организация вычи­ тает из цены того пояса, в который осуществлена конкрет­ ная поставка, соответствующую для поставщика (и для данного пояса поставки) скидку и, кроме того, возмеща­ ет поставщику фактически понесенные им транспортные расходы на магистральном транспорте от станции отправ­ ления до станции назначения. При применении надбавки снабженческо-сбытовая организация выплачивает постав­ щику дополнительно к поясной цене франко-станция наз­ начения размер соответствующей надбавки. Поскольку разница между скидками-надбавками при поставке в от­ дельные пояса назначения соответствует разнице в пояс­ ных ценах, то поставщику возмещается одинаковая вели­ чина при поставке продукции в любой пояс. Различие скидок-надбавок по поясам на примере Башкирской и Бурятской АССР характеризуют данные табл. 21.

Кроме этих скидок-надбавок установлена единая скидка для всех республик, краев и областей для щепы технологической и дровяной древесины технологической. Эта скидка дифференцирована по 5 поясам. На дрова действует также единая скидка в размере 2 руб. за 1 куб. м. для всех административных единиц при постав­ ке продукции в любой пояс.

Весьма разнообразна по форме география цен на из­ делия из древесины. Здесь, так же как и на лесопродук­ цию, применяются цены франко-станция отправления и франко-станция назначения. Цены франко-станция от­ правления для этой продукции территориально диффе­ ренцированы не по зонам, а по поясам. Так, на лесопро­ дукцию пропитанную установлено 5 поясов цен франкостанция отправления, на фанеру, древесно-стружечные плиты — 4 пояса франко-станция отправления, на стан­ дартные дома, а также на деревянную тару — 3 пояса. На продукцию целлюлозно-бумажной промышленности, на плиты столярные, древесноволокнистые, древесные пластики, картонную тару действует единая по стране це­ на франко-станция отправления.

Трехпоясное деление цен франко-станция назначения установлено на детали ящичной тары, а также на экс­ портную лесопродукцию. Единая по стране цена франкостанция назначения действует на оборотную тару, ис­ пользуемую для перевозок химической продукции.

4*

99


Т а б л и ц а

21

С к и д к и и н а д б а в к и д л я п е р е х о д а от ц е н ф р а н к о - с т а н ц и я

 

н а з н а ч е н и я к ц е н а м ф р а н к о - с т а н ц и я о т п р а в л е н и я

 

(в руб. и коп. за 1 к у б .

м

скидка —, надбавка + )

Пояса назначения

 

 

 

 

 

 

О»

 

 

 

 

 

* §

 

 

 

 

 

хл Оа

Место отправления

 

 

 

и

 

 

 

к 3

 

 

 

 

 

н в

 

 

 

 

 

ОТ(U

 

 

II

III

IV

а, ^

 

 

н ю

 

 

 

 

 

оО

 

 

 

 

 

S К

 

 

 

 

 

a 2

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

ч ^

 

 

 

 

 

о о

 

Л е с о м а т е р и а л ы к р у г л ы е х в о й н ы х п о р о д

 

Башкирская АССР

4-1,80 + 1,10

—0,40

—3,40

—7,70

Бурятская

АССР

—7,30 - 8 ,0 0

—9,50

- 1 2 ,5 0

— 16,80

Л е с о м а т е р и а л ы к р у г л ы е м я г к и х л и с т в е н н ы х и б е р е з о в о й п о р о д

Башкирская АССР

4-5,10 + 4,70

+ 3,80

+ 1,70

— 1,50

Бурятская

АССР

—4,00 —4,00

—5,30

—7,40

—10,60

 

 

П и л о м а т е р и а л ы х в о й н ы х п о р о д

 

Башкирская АССР

+ 4,60 + 3,70

+ 1,00

—1,40

- 5 ,4 0

Бурятская

АССР

- 9 ,5 0 — 10,4

— 13,1

— 15,50

— 19,50

П и л о м а т е р и а л ы м я г к и х л и с т в е н н ы х и б е р е з о в о й п о р о д

Башкирская АССР

+ 5,30 + 4,90

+ 4,70

2,50

—0,90

Бурятская

АССР

- 8 ,8 0 —9,20

—9,40

— 11,60

—15,00

 

 

Ш п а л ы д л я ж е л е з н ы х д о р о г

 

Бурятская

АССР

|—5,40| —6,30|

—9,00

| —11,40

j —15,40 | 25

На большинство, видов продукции лесной и деревооб­ рабатывающей промышленности, цены на которую уста­ навливают в союзных республиках, действуют цены франко-станция отправления (или разновидность цены

100