Файл: Торбин, В. И. Территориальная дифференциация цен в тяжелой промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На значительную часть строительных материалов це­ ны устанавливаются в союзных республиках. Преобла­ дающим видом франко здесь является цена франко-стан- ция отправления (со значительными разновидностями условий поставки внутри этого вида франко).

На продукцию стекольной промышленности устано­ влены единые по республикам цены франко-станция от­ правления. На рулонно-кровельные материалы в респуб­ ликанских прейскурантах, как и в общесоюзном прей­ скуранте, установлены цены франко-станция назначения.

На те виды строительных материалов, номенклатура которых полностью охвачена республиканскими прей­ скурантами, установлены цены франко-станция отправ­ ления. Характерно для этих видов продукции смещение франко в сторону производителя, т. е. установление та­ ких видов франко, как франюо-карьер, франко-бункер, франко-погрузочная площадка, франко-транспортные средства, поданные к складу предприятия поставщика, и т. д.

Единые в пределах каждой республики цены франковагон станция отправления установлены на приборы для окон и дверей, скобяные изделия и изделия строительной керамики, теплоизоляционные материалы.

Цены на кирпич глиняный обыкновенный, а также на ряд нерудных строительных материалов (щебень, ка­ мень бутовый, песок и т. д.) установлены как едиными по отдельным республикам, так и территориально дифферен­ цированными (по поясам или по районам). Так, в РСФСР на кирпич установлено 77 районных цен (по ав­ тономным республикам, краям и областям) с колебани­ ем от 31 р. 50 к. за 1000 шт. (Северо-Осетинская АССР) до 198 р. 90 к. (Магаданская область). В Украинской ССР — 25 областных цен (от 33 р. 10 к. до 40 р. 30 к.), в Казахской ССР — 15 областных цен (от 30 р. 80 к. до 62 р. 60 к.), в Азербайджанской ССР — 12 цен. В Турк­ менской ССР цены дифференцированы по трем географи­ ческим группам. В Грузинской, Молдавской и Эстон­ ской ССР единые по республикам.

Цены на щебень единые в пределах большинства ре­ спублик, но в республиках с большой территорией — с территориальной дифференциацией. В РСФСР эти цены

дифференцированы по 3 поясам

(I пояс — 4

р. 65 к. за

1 куб. м, II пояс — 6 р. 05 к., III

пояс — 9 р.

30 к.), а в

106


меньших по площади республиках — по областям. В Украинской ССР действуют 20 областных цен (отЗр. 25 к. до 5 руб.); в Казахской ССР — 7 областных цен (от 5 р. 10 к. до 7 р. 20 к.). В Узбекской ССР цены диффе­ ренцированы по карьерам ведомственного подчинения (от 1 р. 71 к. до 5 р. 50 к.). Аналогичная география цен сложилась на песок природный для строительных работ, камень бутовый.

На растворы строительные кладочные цементные ус­ тановлены, как правило, единые по республикам цены франко-бункер предприятия-изготовителя (или франко­ транспортное средство на территории завода-поставщи- ка) с дифференциацией в РСФСР по 9 группам районов,

вТуркменской ССР — по 6 группам.

§6. МАШИНОСТРОЕНИЕ

ИМАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, ПОСТАВЛЯЕМЫЕ СЕЛЬСКОМУ ХОЗЯЙСТВУ

Во всех отраслях тяжелой промышленности, произво­ дящих преимущественно средства труда, установлены единые по стране цены франко-вагон станция отправле­ ния. Этот вид цены распространяется на станкостроитель­ ную и инструментальную промышленность, тяжелое и энергетическое машиностроение, электротехническую промышленность, радиопромышленность и приборостро­ ение, транспортное машиностроение, автомобильную промышленность, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, строительное и дорожное оборудование, нефтехимическое оборудование, насосы, компрессоры, а также на продукцию прочих отраслей машиностроения.

Основанием для установления единых

по

стране

цен франко-станция отправления явилось то,

что

в ма­

шиностроении сильно развита предметная специализа­ ция. В отдельных отраслях машиностроения, например в химическом, текстильном, каждый вид продукции производится на каком-либо одном заводе. Кроме того, природный и транспортный факторы ценообразования в этих отраслях проявляются в меньшей степени, чем* в до­ бывающих и сырьевых. Тем не менее различия в затра­ тах на производство однородной продукции в отраслях машиностроения весьма существенны. По отдельным ви­ дам продукции они характеризуются данными табл. 24.

107

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 24

Колебание себестоимости производства однородной продукции

в отраслях машиностроения

 

(в % к среднесоюзной)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Себестоимость

Отношение

Вид

продукции

 

 

 

минимальной и

 

 

 

максимальной

 

 

 

 

минимальная

максимальная

себестоимости,

 

 

 

 

%

Элемент 373 .........................

77

125

162

Аккумуляторная

 

батарея

98

103

105

6-СТМ-128МС

. . . . .

Мельница

песочная

диско-

95

105

110

вая М П Д -50 А .................

Экскаватор

марки

 

ЭО-2621

96

107

111

Особо следует остановится на изменениях в географии цен на материальные средства, поставляемые сельскому хозяйству. В 1969 г. в Раквереском районном объедине­ нии «Сельхозтехника» Эстонской ССР и в Гродненской об­ ласти Белорусской ССР проводился экономический экс­ перимент, цель которого состояла в установлении на все виды материально-технических средств, реализуемых сельскому хозяйству, цены франко-хозяйство. При таком виде цены усредняются транспортные расходы как маги­ стрального транспорта, связанные с поставкой продукции от промышленных предприятий до станции назначения, так и от станций назначения до хозяйств (франко-поле или франко-центральная усадьба). В настоящее время этот вид цены распространен на значительную часть хо­ зяйств.

Установление цен франко-хозяйство осуществлено в форме наценок, взимаемых «Сельхозтехникой» с хозяйств при поставке им материально-технических средств. На­ ценки установлены по отдельным группам изделий в руб­ лях на единицу продукции или в процентах от цен, по ко­ торым промышленная продукция реализуется сельскому хозяйству. Наценки территориально дифференцированы по союзным республикам, а внутри РСФСР и Казахской ССР — по областям. В табл. 25 приведены действующие наценки в отдельных административных единицах РСФСР.

108


Т а б л и ц а 25

Наценки, взимаемые с сельскохозяйственных предприятий в отдельных районах при поставке материально-технических средств на условиях франко-хозяйство

(руб. и коп. на 1 т)

 

 

 

 

На мине­

На извест­

На камен­

На

все осталь­

Административные единицы

ковые и

ные товары

ральные

гипсосодер­

ный угрль

%к их сто­

 

 

 

 

удобрения

жащие ма­

 

 

имости)

 

 

 

 

 

териалы

 

 

 

Брянская

область . . .

7—50

3 - 5 0

5 - 5 0

 

12,0

Калининская

область . .

7 - 5 0

3 - 0 0

8—00

 

12,0

Калининградская

об-

6 - 8 0

3 - 0 0

7—50

 

12,0

ласть ..........................

9 - 0 0

3 - 0 0

13-00

 

12,4

Башкирская

АССР . .

9—00

2—50

13 -00

 

12,4

Татарская

АССР . . .

9 - 0 0

10—00

 

12,0

Куйбышевская область

9 - 0 0

4 - 0 0

10-00

 

12,6

Кировская

область . .

9—00

4 - 0 0

10—00

 

12,6

Мордовская АССР . . 10 -80

8 -0 0

 

13,0

Красноярский

край . .

10—00

10—00

 

13,0

Магаданская

область . .

 

 

 

 

 

Крайние значения наценок колеблются от 5 р. 50 к. до

17 руб.

по

минеральным удобрениям, от 2

р.

50 к. до

10 руб. по известковым и гипсосодержащим материалам, от 5 р. 50 к. до 13 руб. по каменному углю, от 10,0% до 17,5% по остальным товарам.

Технической предпосылкой введения цен франко-хо­ зяйство является организация централизованного заво­ за «Сельхозтехникой» всех материально-технических средств в хозяйства. В тех случаях, когда их доставка осуществляется средствами хозяйств, «Сельхозтехника» Еозмещает им транспортные расходы в соответствии с действующими нормативами. При самовывозе со скла­ дов «Сельхозтехники» и от станций (пристаней) назна­ чения минеральных удобрений, каменного угля, известко­ вых и гипсосодержащих материалов, нефтепродуктов, цемента, лесопродукции, кормовой соли хозяйствам воз­ мещаются расходы, связанные с транспортированием, по единым тарифам на перевозки грузов автомобильным транспортом, действующим в союзных республиках. Для возмещения хозяйствам. затрат в случае самовывоза остальной продукции (тракторов, комбайнов, сельхозма­ шин, оборудования и т. д.) установлены специальные

109



скидки в процентах с цен, по которым эта продукция реализуется сельскому хозяйству. Размер этих скидок дифференцирован по союзным республикам, а внутри РСФСР — по группам областей. Размер скидок колеблет­ ся от 2% (Эстонская ССР) до 5% (Казахская ССР, Кир­ гизская ССР, Омская область). Размер скидки зависит от среднего расстояния перевозки грузов внутри респуб­ лики (области), от состояния дорог. Эти скидки дополни­ тельно дифференцированы по трем-четырем группам хо­ зяйств в зависимости от расстояния, отделяющего их от складов «Сельхозтехники» или станций (пристаней) на­ значения.

Г л а в а IV,

НАПРАВЛЕНИЯ

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

 

ГЕОГРАФИИ ЦЕН

География цен не может полностью совпадать с об­ щественной стоимостью из-за высокой подвижности по­ следней во времени и в пространстве. Кроме того, прак­ тически целесообразно применение более простых форм географии цен, чем форма территориальной дифферен­ циации стоимости, по тем отраслям, в которых она имеет незначительные территориальные различия.

Действующая география цен в промышленности по большинству товаров отклоняется от территориальной дифференциации общественной стоимости. Основная при­ чина этого — влияние ряда факторов, вызывающих необ­ ходимость устойчивого отклонения географии цен от тер­ риториальной дифференциации общественной стоимости. Это объясняется главным образом требованиями упроще­ ния практики применения прейскурантов цен, обеспече­ ния устойчивости хозрасчетной деятельности производи­ телей и потребителей продукции, облегчения техники планирования стоимостных показателей, облегчения контроля за ценами, унификации розничных цен в целях корреспонденции с политикой единых тарифных ставок оплаты труда. Кроме того, практика ценообразования до сих пор не взяла на вооружение методы построения ге­ ографии цен, совпадающей с территориальной дифферен­ циацией общественной стоимости.

Чтобы определить направления дальнейшего совер­ шенствования цен, необходимо выявить признаки, опре­ деляющие вид географии цен, рассмотреть тен­ денции ее развития, а также дать анализ факторов, вызывающих отклонение географии цен от территориаль­ ной дифференциации общественной стоимости.

111